Программа профессиональной переподготовки Педагог-психолог



Скачать 181,2 Kb.
Дата05.04.2020
Размер181,2 Kb.
ТипПрограмма

АНО ДПО "Московский институт переподготовки кадров"


Программа профессиональной переподготовки

Педагог-психолог. Преподаватель психологических дисциплин (1280)



Дисциплина: Общая психология

Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию


Выполнил:

слушатель __________________________

Преподаватель:

__________________________
г. Москва – 2020

Задние 1.

Генезис предмета психологической теории

Этап развития психологии (века)

Психологи

Научное

Предмет психологии

Методы исследования

Основные труды

Вклад в науку

 

направление

VI-VII в. до н. э.

Гераклит

Материалистическое и идеалистическое направление

говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению, все вещи суть модификации огня. Душа, согласно Гераклиту, рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет.

Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.

"О природе", состоящая из частей "О боге", "О природе" и "О государстве".

Гераклит - первая дифференциация единства бытия

Демокрит

Материалистическое направление

душа —это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных

Демокрит разработал методы исследования – канонику, логическое учение, включающее в себя анализ и синтез, индукцию и дедукцию

Известно, что Демокрит написал около 70 сочинений по различным областям знаний, но ни одно из них до нас не дошло. Проблемы атомизма излагались в трудах "Большой домострой", "Малый домострой" и др.

создатель первой в истории античной философии — большой материалистической системы, дал систематическое изложение атомарной картины мира.

Аристотель

дуализм

Душу он определил как сущность живого тела, т е. как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит.

логические рассуждения и наблюдения, широкое использование исследований предшественников.

«О душе»

считаться основателем психологии.Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате.

Платон

Идеалистическое направление

изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него.

развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». В соответствии с ней мы узнаем путем воспоминания то, что наши души уже знали, будучи причастны миру идей.

В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвящен критике учения Гераклита о душе. В трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части.

Он определил во-первых "сущность и логос души " как ее самодвижение и вытекающее из самодвижения бессмертие, во-вторых природу души , состоящую в том чтобы двигать тело находясь с ним во внешнем или внутреннем единстве и в-третьих идею души , правда только образно, в виде трех частей "соединенной силы крылатой парной упряжки и колесничего" т. е. двух противоположных стремлений сопрягаемых разумом. Речь Платона следует признать первым логическим выражением понятия духа как души.

Средние века

Авиценна,
Аверроес,
Алгаценна

в эпоху средневековья борьба материализма и идеализма не прекращается. Рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика

Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богом мира.

Авиценна: ассоциативный эксперимент при лечении больных людей.
- идея экспериментального невроза.

Авиценна «Канон врачебной науки»,

Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Аверроэс также известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Аристотеля. Схема Альгазена разрушала прежние несовершенные теории зрения и вводила новое объяснительное начало.

Эпоха Возрождения

Бернардино Толезо, Хуан л. Вивес, Хуан Уарте

возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии

В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время.

Толезо считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс.
X. Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему.

Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам»; «О душе и жизни» X. Вивес

Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я. Коменского.

XVII—XVIII вв. и первая половина XIX в

рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.) и эмпирики (Дж. Локк ), ассоцианизм (Д. Юм и Д. Гартли), К. Маркс

психологические знания развивались в недрах философии Дуализм, затем материализм как философские направления,
рационализм, эмпиризм, ассоцианизм

Локк – внутренний опыт.
Декарт – сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы

Интуитивно- или интроспективно-умозрительный метод, метод математического анализа

Спиноза «Этика»,
К. Маркс «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1846—1847),

Декарт закладывает основы механического натуралистического направления в психологии и вводит понятие «рефлекса» и «сознания», противопоставляет «материю» и «душу»;
зарождается радикальный сенсуалистический материализм с появлением капиталистических
отношений:
Два основных принципа
Первый — это принцип
сенсуализма,
чувственного опыта, второй — это принцип
атомизма;
ассоциативное направление как самое мощное течение в психологической науке;
для психологии именно в это время были созданы философские основы, на которых затем в середине XIX в. воздвигнуто здание психологической
науки;
зарождение нового философского мировоззрения психологическая наука и новая научная марксистская методология

середина XIX в.

Э. Г. Вебер, Г. Т. Фехнер, В. Вундт, Ж. Леб, К. Ллойд-Морган, Л. Хобхауз, Г. Джецнингс, Э. Л. Торндайк

изучение строения сознания (структурализм)

Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы

Экспериментальный метод

«Элементы психофизики» Г. Т. Фехнер, «Основы физиологической психологии» (1874) В. Вундт, 1877 г. Ч. Дарвин «Биографический очерк одного ребенка», В. Прейер «Душа ребенка»

Изобретение В. Вундтом первого элементарного прибора для экспериментальных психологических исследований; создание в Лейпциге лаборатории физиологической психологии, а затем преобразование в Институт экспериментальной психологии; Психология превратилась в самостоятельную, в значительной мере экспериментальную науку;

Кризис методологических основ психологии

У. Джеймс, З. Фрейд, А. Адлер, М. Вертгаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин, Ф. Крюгер, И. Фолькельт, Г.У. Олпорт, Э. Ч. Толмен

У. Джеймс – теория «потока сознания» (функционализм);
З. Фрейд – теория бессознательного как основа лечения неврозов (психоанализ). Последователи – А. Адлер и К.-Г. Юнг;
Дж. Уотсон – естественнонаучный подход к психике (бихевиоризм);
М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер – психология формы (гештальтпсихология)

Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология)

Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология)

В. Штерн «Психология раннего детства» в 1914 г., «Психология духа» (Э. Шпрангер), Дж. Уотсон «Психология как наука о поведении»

становление психологической науки, не закончившийся
процесс;
нарастающая борьба с идеалистических позиций (сенсуализму
противопоставляется
рационализм, Декарт
против Локка,
Лейбниц против
Декарта, К Беме
З. Фрейд усугубляют кризис;
новейшие исследования заставляют усомниться в том, чтобы поведение низших животных носило чисто реактивный характер;
аспект кризиса заложен в исходных позициях психологии познания;
духовное содержание исторического человека было противопоставлено природному человеку;
влияние государственной политики на отдельные школы психологии.

История русской научной психологии

М. В. Ломоносов, Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, Д. М. Велланский, В. Ф. Одоевский, П. С. Авсенев, X. А. Экеблад, А. И. Галич, К. Д. Ушинский, Н. Н. Ланге, И. М. Сеченов

гуманистическая психология

психические процессы в закономерностях их протекания

генетический метод, методика «естественного эксперимента»

1744 г. в «Краткое руководство по риторике» Ломоносов, Я. П. Козельский «Филозофические предложения», 1768, А. Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии», Д. М. Велланский «Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии», 1812), В. Ф. Одоевский «Психологические заметки», П. С. Авсенев, X. А. Экеблад «Опыт обозрения биологико-психологического исследования способностей человеческого духа», 1872, А. И. Галич «Картина человека» (1834), «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский

концепция Радищева о роли речи в психическом развитии человека; развитие передовой русской психологии в трудах А. И. Герцена, В. Г.Белинского, Н. А. Добролюбова и в особенности Н. Г. Чернышевского;
И.М.Сеченов: роль физиологических основ и материалистических установок в разработке психологии;
К.Д.Ушинский: роль педагогической практики для системы психологических знаний;
экспериментальная психология конца
конец XIX и начало
XX в.;
отрасли психологического знания,- патопсихология, психология слепых, психология ребенка, зоопсихология, медицинская и педагогическая.

Советская психология

Л.С. Выготский,
И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, Д. Н. Узнадзе, Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев

Когнитивный подход, гуманистический

психика

Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения, совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик

журнал «Психология», Б.Г. Ананьев "Человек как предмет познания

марксистско-ленинской основе
И.П.Павлов – основы физиологического анализа психологических процессов;
В.М.Бехтерев – рефлексология под видом материалистического учения;
распад рефлексологической школы Бехтерева;
пять основных положений советской психологии;



Задание 2.

Ответ.


Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Суть его состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница