Программа профессиональной переподготовки Дисциплина: Теория обучения и воспитания



Скачать 95,15 Kb.
Дата16.07.2020
Размер95,15 Kb.
ТипПрограмма

АНО ДПО "Московский институт переподготовки кадров"


Программа профессиональной переподготовки

Дисциплина: Теория обучения и воспитания

Практическое задание 3, Модуль 3. Методы, средства, приемы и формы обучения и воспитания

г. Москва – 2020


Задание:

  • Составьте конспект урока/занятия в соответствии со своей основной специализацией, с помощью которого можно проиллюстрировать пути активизации учащихся в процессе использования различных методов обучения.

  • Докажите, почему ни один метод обучения не может быть использован как универсальный.

  • Составьте перечень ТСО, необходимых для освоения материала выбранного вами урока.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ: «ТРЕВОЖНОСТЬ. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ».
Место проведения: 4 – я группа.

Участники: дети 4 – ой группы (5-6 класс).

Дата: 29 марта 2013 год.
Цели: 1. Актуализировать представления о различных эмоциональных состояниях человека.

2.Развивать способность к рефлексии (самоанализ, самопознание).

3.Освоить способы преодоления тревожности.

Оборудование: карточки с изображением эмоций, аудиокассета с музыкой, способствующей расслаблению.

РАБОТА ПСИХОЛОГА – проведение теста.

ВСТУПЛЕНИЕ: Современное общество предъявляет к детям требования, соответствовать которым детям нелегко. Большие объемы информации, напряженный ритм жизни, жесткие конкурентные отношения между людьми создают экстремальные условия для развития и обучения.

Большинство школьников вынуждены переживать эмоциональные состояния тревоги, возникающие в процессе обучения (например, повторяющиеся экзамены даже у самых маленьких учеников), в результате чего у них формируется склонность к частому переживанию тревоги или тревожность.

По мнению специалистов, тревожность, характерная для больных и некоторых здоровых людей, перенесших психические травмы, всегда является отражением неблагополучия личности.

Тревожность – характерный признак подростков с отклоняющимся поведением, в том числе злоупотребляющих табаком, алкоголем, наркотиками.

Поэтому необходимо формирование навыков преодоления тревожности и правильного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Человек по-разному может ощущать и выражать свои эмоциональные состояния. Психологи различают следующие виды переживаний: ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, АФФЕКТ, НАСТРОЕНИЕ

Вопрос: Какие виды эмоций вы знаете?

Дети: РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, ГОРЕ, ГНЕВ, ОТВРАЩЕНИЕ, СТРАХ, СТЫД, ВИНА, ТРЕВОГА. (Показ слайда).

ИГРА-АКТИВАТОР «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ».

Ведущий говорит слова известной детской игры «Море волнуется» раз, море волнуется два, море волнуется три - морская фигура на месте замри». Вместо слов «морская фигура» вставляются названия разных эмоций, чувств, например: «фигура страха», «фигура гнева» и т. д.

Дети должны замирать, изображая названную эмоцию. Выбираются самые удачные фигуры.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы понимаете состояние тревожности? (тревоги).

ДЕТИ: ТРЕВОЖНОСТЬ - это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего – нибудь неизвестного. (Показ слайда).

(Показать детям картинку, изображающую тревожного человека).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Внимательно рассмотрите картинку. Подберите синоним к слову «тревожность» и вставьте в квадратики недостающие буквы.

Н – ПР – Ж – НИЕ. (Показ слайда).

Ответ: напряжение.

ВОСПИТАТЕЛЬ: В дальнейшем можно использовать любое из этих слов

(напряжение, тревога, тревожность).

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ: В чем, по их мнению, выражается (проявляется) тревожность? Что испытывают они?

(Слайд «Проявление тревожности»).

Попросить детей вспомнить ситуации, когда они тревожились.

1.ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ.

2.САМООЦЕНОЧНАЯ.

3.МЕЖЛИЧНОСТНАЯ. (Показ слайда: «Ситуации, вызывающие тревожность»).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Назовите, дети, ситуации, наиболее значимые для вас лично.

ВЫВОДЫ:


ВОСПИТАТЕЛЬ: 1.В разных ситуациях люди испытывают тревожность.

2.Тревожность сопровождается неприятными ощущениями.

3.Есть много здоровых способов преодоления тревожности.

И сейчас мы с вами продолжим разговор о способах преодоления напряжения (тревожности).

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они учились писать.

ВОПРОСЫ:


1.Напрягали ли вы поначалу руку?

2.Что советовала учительница, когда рука уставала от напряжения?

3.Что вы делали, чтобы снять напряжение?

4.Сейчас, когда вы умеете писать, напрягается ли ваша рука? Устает?

5.Что вы делаете сейчас, если рука устает?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Для преодоления напряжения можно сделать специальные упражнения, занимающие несколько минут.

ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСА РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ. (Приложение № 1).

Как уже было сказано ранее, есть много способов преодоления тревожности.

САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ СПОСОБ преодоления тревожности - немедленно приступить к анализу ситуации и выработать план действий. Нужно четко представлять, что и в каком порядке необходимо делать.

ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ли вы, как люди пытаются побороть тревогу и справиться с неприятными ощущениями?

-ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ.

-ПОЛНОЕ ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ.

-ОТВЛЕКАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

-МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ. (Показ слайда).

Если на вопрос «Знаете ли вы, как люди пытаются побороть тревогу и справиться с неприятными ощущениям?», среди ответов детей не будет названо употребление алкоголя и психоактивных веществ, то воспитатель сам называет эти

способы и подводит детей к мысли, что употребление алкоголя и наркотиков – это «добровольное» безумие и только иллюзия снятия напряжения.


Существует определенная черта характера, которая во многом формирует способность человека справляться с напряжением. Ученые называют ее «САМОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ» (ВЕРА В СЕБЯ, В СВОИ СИЛЫ).

В древнем Риме говорили – «УПРАВЛЯЙ СВОИМ НАСТРОЕНИЕМ, ИБО ОНО ЕСЛИ НЕ ПОВИНУЕТСЯ, ТО ПОВЕЛЕВАЕТ».

Очень эффективным методом, снимающим напряжение и утомление является релаксация (расслабление).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что такое расслабление?

ДЕТИ: СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ, ДОСТИЖЕНИЕ ПОКОЯ. (Показ слайда).

ВОСПИТАТАТЕЛЬ: Сейчас мы попробуем научиться расслабляться. Эти упражнения надо выполнять под музыку. (Приложение № 2).

ВЫВОДЫ:

1.Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабления.

2.Умение расслабляться надо тренировать.

3.Режим дня, хорошее питание, чередование активной работы с периодами отдыха, отдых на природе, достаточный по длительности сон, общение с друзьями, прогулки, занятия спортом, игры.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТИРОВАНИЯ – ПСИХОЛОГ.
Приложение № 2.

УПРАЖНЕНИЕ № 1. «РАССЛАБЛЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ».

1.Сядьте спокойно в комфортной позе.

2.Закройте глаза.

3.Медленно расслабьте мышцы.

4.Представьте, что вы находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет вас своими лучами.

5.Ни о чем не тревожьтесь, просто слушайте музыку.

Выполнять упражнение надо как можно чаще, но не реже, чем один раз в день. Продолжительность упражнения – не менее 10 минут.

УПРАЖНЕНИЕ № 2. «ПРОДУМАЙ ЗАРАНЕЕ».

1.Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.

2.Вообразите себя в трудной ситуации. Например, во время ответа у доски в присутствии директора школы.

3.Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.

4.Подумайте, что вы скажете и что сделаете.

5.Продумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняйте упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность.

Сделайте своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.


УПРАЖНЕНИЕ № 3. «ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ».

1.Считая в уме до четырех, медленно сделайте глубокий вдох.

2.Задержите дыхание и снова сосчитайте до четырех.

3.Считая в уме до четырех, медленно выдохните.

4.Повторите процедуру «медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох» 4 – 5 раз.
Приложение № 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Другие эффективные способы борьбы с напряженностью:

«Хорошо, когда вы знаете, что где – то в мире есть кто – то, кто вас понимает и готов выслушать. Очень показателен девиз одного известного психолога: «Заслужи любовь ближнего» - это и дружба, и любовь, и расположение. Для любого человека лучший способ достичь этой цели – стараться быть как можно полезнее для другого в трудных ситуациях, что называется поддержкой друга.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ:

1.Настраивайтесь только на хорошие мысли, и тогда они помогут справиться с плохим настроением, как магнит будут притягивать к вам людей.

2.Окружайте себя приятным цветом и цветами;

-чтобы погасить раздражение и гнев, избегайте красного цвета;

-если у вас плохое настроение или депрессия, не окружайте себя черной и темно – синей цветовой гаммой;

-выбирайте всегда теплые, яркие, чистые цвета;

-для снятия напряжения лучше подойдут нейтральные тона (мягкие синие или зеленоватые).

3.Растения способны вызывать различные ассоциации. Существенную роль играет зеленый тон. Светло и темно – зеленая листва хорошо успокаивает.

4.Важная роль в снятии напряжения принадлежит музыке. Музыку следует подбирать соответственно настроению, а затем постепенно меняется ее характер. Не стоит брать сложных, объемных произведений, следует предпочитать инструментальную музыку.


ЭТО ИНТЕРЕСНО!

А знаете ли вы, что эмоции присущи не только человеку, но и животным. Проявляются они у разных видов по - разному. У бойцовской рыбки в состоянии испуга плавники сжимаются, окраска резко бледнеет, а при агрессии – при нападении на противника – окраска делается более яркой, рыбка расправляет плавники, раскрывает жаберные крышки.


 Автор: Жало Ольга Борисовна, https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/konspekt-zanyatiya-laquo-trevozhnost-preodolenie-trevozhnosti-raquo-910135

Методы:

В данном случае использовыны такие методы как: словестные а именно (рассказ, беседа), наглядны (карточки с изображением эмоций), практические (упражнения) и игровые. К ТСО педагога-психолога во время урока применяются магнитофон, диапроектор.
Докажите, почему ни один метод обучения не может быть использован как универсальный.

Я считаю, что ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. В практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, руководствуется целями и задачами обучения и воспитания и их содержанием. Решая конкретную педагогическую задачу, учитель сам определяет, какие методы взять себе на вооружение. Метод не может быть ни хорошим, ни плохим. Основой педагогического процесса служат не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, с помощью которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от различных обстоятельств и условий реализации педагогического процесса. Педагогическим мастерством овладевает лишь тот учитель, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Так, при определенных условиях плодотворным способом педагогического воздействия может быть решительная, неуклонная требование, но неуместными лекции или диспуты. В дидактике установлена следующая закономерность: чем большим количеством потенциальных позитивных возможностей был обоснован учителем выбор методов обучения (перцептивный, гностический, логический, мотивационный, контрольно-оценочный и т. д.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучение за меньший промежуток времени.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница