Программа профессиональной ориентации школьников



Скачать 62.01 Kb.
Дата22.02.2016
Размер62.01 Kb.
ТипПрограмма
Согласовано Утверждаю

методическим советом директор ___________В.А. Базанов

протокол приказ

от 08. 11. 2011 г. № 7 от 09.11.2011 № 368


Программа профессиональной ориентации школьников

Пояснительная записка

Объективные потребности инновационного развития страны требуют от системы образования умения откликаться на динамично развивающийся социальный заказ со стороны общества. Школа как важнейший функциональный элемент государства отражает состояние и тенденции развития общества и определяет его будущее. Изменения в обществе требуют от образования способности к быстрой адаптации в новых социальных, экономических, культурных условиях.

Программа профессиональной ориентации в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» города Радужный «Найди свой путь» на 2011 – 2013 годы (далее - Программа) представляет собой совокупность мер, направленных на совершенствование системы профориентационной работы в школе и организацию взаимодействия с социальными партнерами и другими образовательными учреждениями города. Программа разработана в соответствии с приказом управления образования и молодежной политики города Радужный от «13» сентября 2011 г. № 366 «Об утверждении Программы профессиональной ориентации в ОУ города Радужный
на 2011-2013 годы».

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Целью профориентационной работы в школе является создание условий для формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению с учетом востребованности профессий на рынке труда. 
Анализ состояния профориентационной деятельности в школе

Профессиональная ориентация обучающихся в МОУ «СОШ №1» реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внеклассную работу с обучающимися; работу с родителями; педагогами. Она включает информирование и консультирование обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение выбора будущей профессии, ознакомление с миром профессий в рамках предпрофильного и профильного обучения.

В школе сложилась система работы по предпрофильной подготовке учащихся. Которая была дополнена предоставлением возможности получения бесплатных образовательных услуг в учебном ресурсном центре на базе МУК «Компьютерная школа», этой возможностью воспользовались 2 обучающихся 10 класса и 7 одиннадцатиклассников.

Анкетирование, в котором приняли участие 91% учащихся 9 классов, по изучению степени удовлетворенности в школе предпрофильной подготовкой, позволят делать вывод о том, что:



  • запросы в части преподавания элективных курсов удовлетворены у 92,5% учащихся;

  • проводимая в рамках предпрофильной подготовки работа помогла сделать выбор

- 65% выпускников основной школы пути дальнейшего получения образования;

- 88% - профиля обучения на III ступени образования.

Сведения о предварительном распределении выпускников 9 классов позволяют сделать выводы о том, что работа по предпрофильной подготовке даёт положительные результаты: уровень учебных возможностей девятиклассников соответствует выбору ими дальнейшего пути получения образования (около 40% выпускников основной школы планируют получать начальное профессиональное образование).

Изучение образовательных запросов 9-тиклассников по определению профиля обучения на III ступени образования позволило сформировать две профильные (социально-филологической и физико-математической) группы.

Для старшеклассников на III ступени образования профильное обучение реализуется в течение ряда лет посредством:


  • преподавания элективных предметов;

  • предоставления возможности для участия в проектной деятельности;

  • консультирования.

Охват учащихся и учителей, охваченных предпрофильной подготовкой, в среднем составляет:

- в 8-х классах, от общего числа обучающихся в 8-х классах- 77%;

- в 9-х классах, от общего числа обучающихся в 9-х классах - 85%;

- процент учителей, задействованных в работе в профильных классах от числа всех педагогов в школе 25%.

Сопровождение выбора профиля в старшей школе учащимися 8-9-х классов по выстраиванию ими будущей профессиональной карьеры реализуется посредством реализации:


  • элективных курсы по психологии «В мире профессий»;

  • диагностики учащихся по определению предпочтительного типа профессии «Перекресток» (А. Пряжникова);

  • ШТУР (школьный тест умственного развития);

  • индивидуальной диагностики;

  • индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по выстраиванию дальнейшего образовательного маршрута;

  • просвещения родителей о видах и формах получения профессионального образования подростков.

Ежегодный анализ предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, позволяет выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:

- неопределенность целей профессионального самоопределения;

- низкую мотивацию большинства школьников и их родителей в выборе профессий;

- ограниченность возможностей получения информации о потребности городских предприятий в кадрах;

- недостаток программно-методического обеспечения, новых методик, активизирующих самоопределение школьников;

- отсутствие курсов повышения квалификации для специалистов, занимающихся вопросами профориентации.



  1. Паспорт программы



Наименование программы

Школьная программа «Найди свой путь» на 2011-2013 год

Основания для разработки программы

1.Закон «Об образовании».

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.

3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2016 г. от 07 февраля 2011 г. №163-р

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (основной документ, регламентирующий ведение профильного обучения)

5. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.05.2011г. № 437 «Об утверждении решения Коллегии ДО и МП автономного округа»

6. Программа профессиональной ориентации в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Новая школа – Югры на 2011-2013 годы»

7. Постановление главы города от 14.04. 2006 № 228 «О введении профильного обучения в общеобразовательных учреждениях города»

8. Постановление администрации города Радужный от 31.07. 2009 «1618-р « О сетевом взаимодействии образовательных учреждений»

9. Приказ управления образования от 21.09.2010 «О создании сетевой организации профильного обучения на базе Сетевого ресурсного центра»

10. Программа профессиональной ориентации в образовательных учреждениях города Радужный на 2011-2013 годы.

11. Приказ УО и МП от 13.09. 2011 г. № 366 «Об утверждении Программы профессиональной ориентации в ОУ города Радужный на 2011-2013 годы»


Составитель программы

Лысенко Неля Александровна, заместитель директора

Сроки выполнения и этапы реализации Программы

Первый этапоктябрь – ноябрь 2011 г.

- организационная деятельность;

- коррекция содержания деятельности  и определение механизмов реализации.

Второй этап - декабрь-май 2011-2013 гг.

- реализация основных направлений Программы;

- подведение итогов и анализ результатов


Исполнители программы

Администрация и педагогический коллектив МОУ «СОШ №1»

Цель программы

Создание условий для формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению с учетом востребованности профессий на рынке труда, сопровождение профессионального самоопределения обучающихся

Задачи Программы

  • оказывать профориентационную поддержку обучающимся в процессе выбора профиля и сферы будущей профессиональной деятельности с учетом построения индивидуальной образовательной траектории;

  • обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых элективных курсов при классно-урочной системе и системе дополнительного образования;

  • расширить возможности социализации обучающихся, обеспечение преемственности и непрерывности общего и профессионального образования, формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;

  • продолжить работу по повышению квалификации педагогических работников в области психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора;

  • совершенствовать организацию деятельности с родителями и обучающимися образовательных учреждений города по  профориентационной  работе;

  • выработать гибкую систему сетевого взаимодействия и сотрудничества с образовательными учреждениями города;

  • внедрять результаты научно-методической и экспериментальной работы по проблемам профессиональной ориентации в практику;

Финансирование

программы



Текущее бюджетное финансирование


Ожидаемые результаты реализации Программы

Повышение эффективности профориентационной деятельности педагогического коллектива по обеспечению сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

Целевые индикаторы


  • наличие системы диагностики профессионального самоопределения обучающихся 8-11 классов;

  • 100% охват обучающихся 9 классов системой предпрофильной подготовки в рамках направления «Профессиональное самоопределение» образовательной области «Технология»;

  • ежегодное участие обучающихся в акции «Твой профессиональный выбор» в рамках городских мероприятий по профориентации;

  • 100 % охват обучающихся 10- 11 классов профильным обучением,  динамика выбора профильных предметов и профильных экзаменов в ВУЗ;

  • ежегодное участие обучающихся образовательных учреждений в творческих выставках, олимпиадах, конкурсах, конференциях

Система организации управления и контроля за исполнением программы

Анализ реализации программы отражается в общешкольном анализе работы, в случае необходимости вносятся предложения по корректировке мероприятий Программы. Координацию хода исполнения Программы осуществляет Педагогический совет школы. Курирует выполнение программы заместитель директора.





  1. Условия реализации Программы и обеспечения качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Педагогические условия:

  • готовность педагогических кадров;

  • мотивация работы в профильных классах;

  • информационная работа с родителями учащихся;

  • методическая работа.

Учебные условия:

  • наличие материально-технической базы;

  • отбор программ и учебных пособий, учебников;

  • подбор или разработка элективных курсов;

  • психолого-педагогическое сопровождение;

  • используемые педагогические технологии:

  • проектные технологии;

  • технология развития критического мышления;

  • технологии исследовательской деятельности учащихся;

  • информационные технологии;

  • технология модульного обучения (модульно-компетентностная);

  • технология обучения на примере конкретных ситуаций (кейс-технология).

Организационные условия:

  • сформированная управленческая система;

  • организация предпрофильной подготовки;

  • набор в профильные классы (группы) на основе запросов и интересов учащихся;

  • подбор и подготовка педагогов к реализации программ профильного обучения;

  • нормативно-правовое обеспечение введения профильного обучения;

  • организация взаимодействия с различными учреждениями социальной сферы по обеспечению профильного обучения;

  • формы организации учебного процесса;

  • подготовка показателей эффективности и результативности предпрофильной работы и профильного обучения.

3. Практическая значимость Программы

В настоящее время значительную актуальность приобретает  профориентационная деятельность с обучающимися, в основе которой лежит концепция сопровождения профессиональной карьеры будущего работника с учетом особенностей рыночной экономики, ответственность за  свой профессиональный выбор, дальнейшее  успешное трудоустройство. Реализация Программы предполагает:



  • получение обучающимися индивидуальных консультаций и профессионального тестирования оценки психологических особенностей, навыков формирования жизненных и профессиональных планов, опыта прохождения профессиональных проб;

  • повышение квалификации педагогических кадров с учетом содержания профессиональной подготовки потребностям общества и обучающихся;

  • взаимодействие с социальными партнерами в реализации вопросов предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В ходе реализации Программы будет продолжена работа по реализации следующих аспектов:



- социального - формирование ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы;

- экономического - управление выбором профессии школьников в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда);

- психологического - изучение структуры личности, формирование профессиональной направленности (способность к осознанному выбору);

- педагогического - формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов;

- медико-физиологического - разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Развитие системы работы по предпрофильной подготовке в школе, и ее модернизации с учетом психологических и возрастных особенностей школьников представлена в таблице.



Этапы и содержание профориентационной работы

Этап

Цель этапа

Возраст

Возрастные особенности

Содержание деятельности

пассивно-поисковый (этап первичного профессионального выбора)


Развивать интересы и способности школьников, создавать условия для самоактуализации учащихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, формировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

1-4

классы


Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность- учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.



Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую



5-7

классы


Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН


Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

Выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.



активно-поисковый

Помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы

8-9

классы


Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии.

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка



Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

Групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.



профес-

сиональное определение



Подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

10-11 классы

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсов.




Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

.

4. Критерии оценки эффективности реализации программы

Результативность реализации программы, сотрудничества  с инфраструктурами городского уровня в профессиональной ориентации школьников являются критерии готовности обучающихся к профессиональному самоопределению:



мотивационно-потребностный – сформированность мотивов выбора направления непрерывного образования и положительное (оптимистическое) отношение к ситуации выбора;

информационный – умение работать с источниками профориентационно значимой информации; информированность о требованиях, предъявляемых к человеку избираемым направлением дальнейшего обучения или трудовой деятельности;

деятельностно-практический – умение ставить цель и составлять программу действий ее достижений; способность использовать имеющийся опыт взаимодействия с профессионально-производственной и социокультурной  средой в контексте профориентационно значимых проблем. 

 При реализации направлений Программы показателями эффективности профориентационной деятельности являются:



  • создание информационно-диагностического банка данных учреждений начального, среднего и профессионального образования на территории ХМАО- Югры;

  • формирование информационно-методической базы профессиональной ориентации школьников;

  • отслеживание результатов реализации профориентационной деятельности во взаимодействии с партнерами различных инфраструктур;

  • проведение комплексной диагностики готовности обучающихся 9-11 классов к профессиональному самоопределению:

  • привлечение обучающихся к участию в творческих выставках, форумах, акциях, конференциях, олимпиадах, марафонах и проектно-исследовательской деятельности.

 

Приложение 1



Циклограмма мероприятий по реализации Программы «Найди свой путь»


п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов

сентябрь

Заместитель

директора

Классные руководители


2.

Проведение социологического опроса выпускников учреждений образования с целью выявления профессиональных намерений и их реализации

2 раза в год

сентябрь


март

Педагог -психолог

3.

Выявление учащихся, не определившихся с выбором профессии

март

Кл. руководители, педагог-психолог

4.

Анализ работы по реализации программы

май

Администрация школы

5.

Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями

март-апрель

Администрация школы

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

Подготовка планов работы по профориентации на учебный год

Май-июнь

Администрация школы

2.

Подготовка планов совместной работы школ с заинтересованными организациями (в том числе и сетевое взаимодействие)

Май

Администрация школы

4.

Создание информационного стенда с информацией:

  • потребности рынка труда;

  • профессиограммы (описание профессий);

- справочники об учебных заведениях (ПУ, ССУЗы, ВУЗы);

- методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников



В течение года

Администрация школы

библиотекарь



6.

Проведение дней и недель профориентации

В течение года

Администрация школы, классные руководители

7.

Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьных библиотеках выставки книг «Человек и профессия»

Ежегодно

Библиотекарь

8.

Обеспечение ОУ документацией и методическими материалами по профориентации

регулярно

Администрация школы

9.

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками

октябрь,

февраль


май

Администрация школы

10.

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

регулярно

Администрация школы, классные руководители

11.

Создание на сайте школы страницы «Мой выбор»

сентябрь

Администрация школы,

учителя информатики



12.

Введение элективных курсов и факультативов

«В мире профессий»;

«Основы выбора профессии»;

«Твоя профессиональная карьера»







Администрация школы

III. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

1.

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп

апрель

Заместитель директора

2.

Предусмотреть в планах работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения

ежегодно

Руководители ШМО

3.

Проведение малых педсоветов «Состояние профориентационной работы с учащимися и распределение их по профилям обучения»

1 раз в год

Зам. директора по УВР, классные руководители

4.

«Круглые столы» классных руководителей по обмену опытом профориентационной работы

1 раз в четверть

Зам. директора по ВР

5.

Открытые классные часы для родителей профориентационной тематики

постоянно

Классные руководители

6.

Семинар для классных руководителей «Мониторинг рынка труда и пути получения профессионального образования».

Март

2012 год


МО классных руководителей

7

Круглый стол для классных руководителей «Основные принципы профессионального консультирования ученика».

Ноябрь 2013 года

МО классных руководителей

IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1.

Проведение родительских собраний профориентационной тематики

1 раз в год

Администрация школ

2.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации

Постоянно

Педагог-психолог

3.

Организация тематических групповых бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии

1 раз в четверть

Классные руководители

4.

Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля и обучения профессии детьми

Ежегодно

Администрация школ

5.

Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (экскурсии, встречи с представителями различных профессий)

Постоянно

Классные руководители, соц. педагог

6.

Обобщение и пропаганда лучшего опыта воспитания в семье по подготовке детей к сознательному выбору профессии

1 раз в год

Администрация школ

7.

Организация для родителей встреч со специалистами (представителями учебных заведений)

1 раз в год

Заместитель директора

V. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

1.

Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики

По графику в течение года

Педагог-психолог, классные руководители


2

Профконсультация для учащихся 9 классов: требования к формированию портфолио.

октябрь

заместитель директора

3

Профориентационная диагностика «Перекресток» (9 классы).

декабрь

педагог - психолог,

классные руководители



4

«Ярмарка профилей» (9 классы).

декабрь

заместитель директора,

классные руководители



5

Профориентационные занятия в 8 классах «Мир профессий».

январь

педагог - психолог,

классные руководители



6

Предпрофильная подготовка по курсам:

«В мире профессий»;

«Основы выбора профессии»;

«Твоя профессиональная карьера»



В течение

Учителя-предметники

7

Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, в первую очередь «группы риска»

регулярно

Педагог-психолог, соц. педагог

8

Использование пакета психодиагностических методик «Перекресток» для изучения психологических особенностей личности учащихся

В течение года

педагог-психологи

9

Организация посещения учащимися учебных заведений, учреждений и предприятий района, отдела информации о профессиях

регулярно

Классные руководители

10

Мониторинг профнамерений посредством заполнения профориентационной карты учащегося

Сентябрь-октябрь

Психолог, классные руководители


11

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации

март

Психолог, классные руководители

12

Проведение серий классных часов (по возрастам)

1 раз в два месяца

Классные руководители

13

Участие школьников в городских, районных и внутришкольных профориентационных мероприятиях

регулярно

Зам. директора по ВР

14

Проведение профориентационных игр и тренингов

По графику

Педагог-психолог

15

Профориентационные встречи с представителями ЦЗН, учебных заведений, предприятий и организаций

В течение года

Классные руководители

16

Обеспечение участия старшеклассников в Днях открытых дверей учебных заведений

ежегодно

Администрация

17

Привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе и учреждениях дополнительного образования

постоянно

Зам директора

Классные руководители



18

Организация встреч с бывшими выпускниками с профориентационной целью

Ежегодно февраль

администрация

Приложение 2


Содержание деятельности педагогических работников,

курирующих профориентационную работу в школе

Координатор деятельности: заместитель директора, в функции которого входит:



  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика, определение индивидуальной образовательной траектории;

  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

  • создание ученических бригад, организация летней трудовой практики;

  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

  • организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

  • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения (сетевого взаимодействия);

  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки

Классный руководитель: опираясь на, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в колледже и учебных заведениях;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь: 

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;

  • организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

  • создает базу данных по профдиагностике.



Медицинский работник:

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница