Программа преемственности между начальным и основным общим образованием в боу г. Омска «Гимназия №62»



Скачать 157.13 Kb.
Дата22.04.2016
Размер157.13 Kb.
ТипПрограмма
Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Гимназия №62 »

ПРОГРАММА

преемственности между начальным и основным общим образованием

в БОУ г. Омска «Гимназия № 62»

Пояснительная записка

При разработке программы мы руководствовались нормативными документами:



  1. Письмо Минобразования РФ от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

  2. Программа преемственности между начальным и основным общим образованием представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.

Обучение детей в школе требует определенной адаптации при переходе с одной ступени на другую. Адаптация — это не только приспособление к успешному функциониро­ванию в данной среде, но и способность к, дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Адаптированный ребенок — это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5­-ом классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4 – 5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2 – 3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

Успешность адаптации школьника к обучению в 5 - 6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности необходимо:

          - учитывать психологические особенности 10 - 12-летних детей, вступающих в подростковый период развития (Приложение №1); уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-ый класс;

          - анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

С понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Можно выделить следующие составляющие такой готовности:



  • сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

  • новообразования младшего школьного возраста:

  • произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);

  • рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;

  • мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
    способность к саморегуляции;

  • качественно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с учителями и одноклассниками;

  • ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).

В целом готовность ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника (Приложение №2).

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации образовательного процесса, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся выпускников начальной школы при переходе в среднее звено.



Цель программы: создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5 - м классе.

Основные задачи программы:

  • организовать плавный переход от начальной к основной ступени образования, выявив те изменения в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными, для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего, тем самым сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей;

  • сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап;

  • оказать помощь младшему подростку (10 - 12 лет) в формировании личностных качеств в переходный период;

  • осуществить преемственность связей в содержании и методах последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 - 6 классы), в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции;

  • использовать творческие способности обучающихся для реализации направленности к экспериментальной и проектной деятельности;

  • моделировать ситуации, которые учат подростков принимать разные точки зрения, позволяют проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы;          

  • повысить учебную мотивацию обучающихся;

  • создать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).

Принципы реализации программы

Реализация программы базируется на следующих принципах:



  • программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;

  • обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации программы;

  • включение в решение задач программы всех субъектов образовательного процесса.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации пятиклассников, способствующее продолжению образования в 5-ом классе.

Основные показатели благоприятной адаптации пятиклассника:

  1. сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

  2. отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья;

  3. установление контакта с одноклассниками (при условии если коллектив вновь сформирован), учителями-предметниками и классным руководителем;

  4. формирование адекватного поведения;

  5. хорошее усвоение учебной программы.

Понятие "школьная дезадаптация" – подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.

Критерии школьной дезадаптации:

  • неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;

  • нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;

  • повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм").

Поэтому внимание педагогического коллектива нашей гимназии к проблемам адаптации школьников постоянно растет и направлено на создание следующих психолого-педагогических, методических и организационных условий благоприятной адаптации пятиклассников к обучению:

  1. Создание атмосферы доброжелательности, искренности, выстраивание взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.

  2. Обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развитие групповых форм организации урока. Качественное изменение содержания этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат.

  3. Развитие рефлексивных умений учащихся - умений смотреть на себя "со стороны", "чужими глазами"; совершенствование навыков самоконтроля и самооценки, постепенное приближение к объективной, адекватной самооценке. Использование методов совместных (учитель-ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.

  4. Предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.

В результате, младшие подростки за время обучения в 5 - 6-ом классе:
          - выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности

предметными программами;

- осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования;

 - овладевают умениями учиться - определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем; переносить способы действия из одной предметной области в другую; строить алгоритмы своих действий;


          - владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач;

- обладает достаточно широким социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем.



Структура Программы:

  1. Этап - этап формирования готовности учащихся 4 класса к обучению в среднем звене (2-ое полугодие учебного года).

  2. Этап – этап социально-педагогической и психологической адаптации учащихся 5-х классов (1-ое , 2-ое полугодие учебного года).

Работа по программе (Приложение № 3) организована на трех уровнях обучающиеся, педагоги, родители по следующим направлениям:

  • Информационно-методическое;

  • Организационное;

  • Диагностическое;

  • Консультативное;

  • Контроль.

Взаимодействие с участниками образовательного сообщества

Основные задачи педагога-психолога на этапе перехода обучающихся из начального в среднее звено школы:

  • формирование психолого-педагогической готовности школьников к успешной адаптации и дальнейшему развитию в средней школе;

  • создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации (помощь классному руководителю в формировании классного коллектива и установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, совместно с педагогами выработка единой системы последовательных требований к учащимся);

  • адаптация учебных программ, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным и возрастным особенностям пятиклассников.

  • Организовать совместную деятельность психолога, педагогов, администрации школы и родителей и наладить сотрудничество.

  • Основные направления работы педагога-психолога по сопровождению готовности и адаптации детей к новой школьной жизни

Доадаптационный период – 4-й класс:

  • участие в рабочей группе по обеспечению системы адаптации в ОУ;

  • просвещение родителей по проблеме готовности обучения в среднем звене;

  • проведение родительских собраний, разработка памяток;

  • диагностика готовности к обучению на следующей ступени;

  • групповое консультирование педагогов и родителей по итогам диагностики; консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;

  • коррекционно-развивающая работа по проблеме готовности;

  • участие в психолого­медико-педагогическом консилиуме (далее – ПМПК) по проблеме готовности к обучению в среднем звене;

  • тестирование учеников 4-х классов с целью выявления уровня готовности детей 9–10 лет к переходу в среднюю школу.

Адаптационный период – 5-й класс:

  • участие в рабочей группе по обеспечению системы адаптации в ОУ;

  • диагностика адаптации к обучению в среднем звене;

  • групповые консультации родителей и педагогов;

  • совместное проведение с педагогами адаптационных классных часов для пятиклассников;

  • участие психолога в проектировании учебных и воспитательных занятий;

  • консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;

  • участие в ПМПК по проблеме адаптации к обучению в среднем звене;

  • реализация программ сопровождения адаптации;

  • оценка эффективности адаптации.

Основные задачи классного руководителя:

  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;

  • создание психолого-педагогических условий, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе "инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность) в разных учебных и воспитательных ситуациях;

  • повышение учебной мотивации учащихся;

  • помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, должен ознакомиться с программой обучения и учебными средствами, по которым работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.

Необходимо:

 - иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях (Приложение №4);


    - наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 класс);
    - знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника (Приложение № 5).

Принципы организации деятельности классного руководителя и учителя-предметника:
          1. Осуществление более глубокой координации действий учителей, работающих с пятым-шестым классом (или группой классов, или целой параллелью). Учителя, работающие в параллели пятых классов, должны составлять единую группу, в которой необходимо согласовывать работу предметников, вести поиск точек соприкосновения, выстраивать, насколько это возможно, единый режим и ритм работы каждого класса. При этом должны согласовываться методические позиции учителей-предметников, что позволит педагогам сохранить общие взгляды, концепции, требования. Учителя, должны понимать, что все реализуют единые цели, а результат совместной деятельности достигается вкладом каждого предмета в решение общих задач.
          2. Учителя 5 - 6 классов должны быть наиболее опытными, квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам (демократический стиль общения, любовь и уважение к детям, умение организовывать коллективные формы обучения и учения, умение раскрывать сложные научные истины доступно, ярко и глубоко) обеспечивать возможность младшему подростку безболезненно "прожить" переходный этап в своем развитии.
          3. На период перехода целесообразно сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы. Основной уклад жизни школьников (аттестация школьников на конец учебного года, родительские собрания, внеучебная деятельность и т.д.) строится в рамках принятой в начальной школе системы.
           4. Учителям 5 - 6 классов необходимо создавать условия для появления элементов проектной деятельности и социальной практики, применяя внепредметные и надпредметные подходы. Это даст возможность создать благоприятную психологическую ситуацию в классе и параллели, поможет детям адаптироваться к окружающему миру. Проектные формы работы обеспечит условия для формирования учебной деятельности как индивидуальной способности каждого ребенка, поскольку учебная деятельность

начнет "обслуживать" проектную.

6. Учителя 5 - 6 классов должны поддерживать традицию перехода ученика из детства в отрочество, в этот период проводится вечер для пятиклассников «Посвящение в пятиклассники». "Ритуальность" такого перехода важна для возникновения нового отношения взрослеющего человека к себе и оформления нового отношения общества к нему.

Основным координирующим органом выступает консилиум, который возглавляет директор, непосредственное руководство возлагается на заместителя директора. Консилиум по адаптации к 5­-му классу предполагает взаимодействие педагогов начальной и средней школы, психолога, логопеда, социального педагога, медицинских работников.



Изучение социально-психологической адаптации пятиклассников

Психологическая помощь учащимся на этапе перехода из начального звена в среднее осуществляется на двух основных этапах.



Первый – работа с учащимися 4-х классов.

Цель: выявление и профилактика вероятных факторов дезадаптации в среднем звене.

Второй – сопровождение учащихся 5-х классов.

Цель: психологическое обеспечение успешности адаптации к среднему звену.

Оценка эффективности сопровождения носит системный характер и осуществляется на разных уровнях:



  • индивидуальном (определяется динамика индивидуального развития);

  • групповом (на уровне класса, параллели).

  • Как пример анализа результатов адаптации можно предложить схемы экспертной оценки адаптированности детей к школе, которые заполняют педагоги (приложение 1) и родители (приложение 2) в конце первой четверти.

Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.

Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки. (Приложение № 6, 8)

В качестве критериев выбраны:



  • эффективность учебной деятельности;

  • усвоение школьных норм поведения;

  • успешность социальных контактов;

  • эмоциональное благополучие.

   Схема для родителей (Приложение №7) включает в себя 6 характеристик (шкал):

  • успешность выполнения школьных заданий;

  • степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий;

  • самостоятельность ребенка при выполнении заданий;

  • настроение, с которым ребенок идет в школу;

  • взаимоотношения с одноклассниками;

  • общая оценка адаптированности.

Схемы можно заполнять как один раз, так и в течение определенного времени:

  • при одноразовом применении схем педагогов и родителей просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент (каждое утверждение имеет свой балл).

На основании суммы полученных баллов по каждой схеме можно оценить адаптированность ребенка к школе;

  • при многоразовом применении схем педагоги и родители в каждый день наблюдения в регистрационном бланке (приложение 3) отмечают номера утверждений, соответствующих наиболее часто встречающимся формам поведения и учебной деятельности. На основании этих данных получают суммарный показатель адаптированности ребенка, а также составляют график динамики процесса адаптации за определенный период.

 Изучение социальной адаптации пятиклассников осуществляется по следующим методикам:

  • тест школьной тревожности Филлипса, позволяющий выявить уровень тревожности в различных школьных ситуациях и определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает (см. Приложение 13);

  • методика изучения мотивации учения Н.В. Лускановой;

  • методика определения уровня самооценки Г.Н. Казанцевой;

  • методика определения социометрического статуса каждого ученика в классном коллективе Дж. Морено.

Каталог: files -> act
act -> Методические рекомендации по использованию результатов самооценки доо по 1 и 2 группе параметров для оформления письменного заключения
act -> Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях учреждений нпо спо калининградской области / Авт сост. Г. В. Шеламкова; Под ред. Г. В. Шеламковой зав каф. ПпорсиЗТ. Калининград: коиро, 2009. с
act -> Лидерство в организации
act -> Конкурс «Лучший воспитатель дошкольного учреждения»
act -> Программа XII областных педагогических рождественских чтений
act -> Пояснения к форме представления результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе «Результаты обследования учащегося 1-го класса в начале учебного года (2013 г.)»
act -> Методические рекомендации по использованию результатов процедур оценки качества дошкольного образования; проекты нормативных документов для оценки качества дошкольного образования
act -> Инструкция по установке необходимых настроек Excel для работы инструментария для проведения процедур оценки качества дошкольного образования 15
act -> Тест «умеете ли вы слушать?»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница