Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300. 68 «Психология»



Дата22.02.2016
Размер135 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины Модели супервизии в системной семейной психотерапии для направления/ специальности 37.04.01. Психология
/ магистра/ специалиста «Системная Семейная Психотерапия"


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социальных наук

Департамент Психологии


Программа дисциплины Модели супервизии в системной семейной психотерапии

для направления/ специальности 37.04.01. Психология » подготовки магистра

"Системная семейная психотерапия"

Автор программы: Варга А.Я., доцент , avarga@hse.ru, Будинайте Г.Л. gbudinayte@hse.ru,

Климова С.В. svlklimova@gmail.com

Москва, 2014.



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.68 «Психология» подготовки магистра по программе "Системная семейная психотерапия", изучающих дисциплину «Модели супервизии в системной семейной психотерапии»

Программа разработана в соответствии с :

ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 «Психология», степень - магистр

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.68 «Психология», Магистерская программа "Системная семейная психотерапия" утвержденным в 2013г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Модели супервизии в системной семейной психотерапии» являются:

практическое освоение методов, методик и техник системной семейной психотерапии в работе с реальными семьями,

рефлексия студентами их профессионального опыта, понимание ими своих профессиональных ограничений, связанных с потерей нейтральности, не отрефлексированностью своей психотерапевтической позиции;

последовательное использование обучающимися системного мышления в их практической работе , обретение ими навыка построения системных гипотез – в результате освоения классических системных подходов, а также обретение навыков сотрудничающего, признающего клиентов экспертами в их собственной жизни, осуществляемого с позиций «не-знания» терапевтического взаимодействия с клиентами – в результате освоения методов психотерапевтической работы пост-классическими постмодернистскими методами психотерапии.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать какие психотерапевтические техники и методики применяет психотерапевт в реальной работе с семьей. Осознавать возможности и ограничения применения каждого их психотерапевтических подходов, использующихся в работе с семьей


Уметь видеть этапы и особенности взаимодействия терапевта с клиентом или клиентской семьей в каждом из осваиваемых подходов, уметь сопоставлять эти особенности, отслеживать свои реакции на разные варианты и этапы осуществляющегося взаимодействия, обрести собственно психотерапевтическое видение осуществляющего процесса взаимодействия, вместо «захваченности клиентской историей», мыслить системно, формировать профессиональную способность видения «ресурсов» и «исключений» из проблемного текста клиентов;
Иметь навыки (приобрести опыт) групповой дискуссии по случаям, написания отчетов по наблюдаемым случаям, выстраиванию прогноза развития случая, работы в супервизионной группе, в рефлексивной команде .

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию и управлять ею

СК-М7

Демонстрирует навыки эффективного взаимодействия с группой, воспроизводит основные факторы культурной специфики, которые необходимо учитывать в супервизиионного наблюдения.


Наблюдение за работой обучающего супервизора с реальной семьей, обсуждение в группе случаев.

Способен осуществлять консультативную деятельность в индивидуцальной и групповой форме

ИК-М 2.6

1.1.КД.


Демонстрирует эмпатию к проблемам клиента, понимает смысл и содержание терапевтической коммуникации, распо знает различные варианты психотерапевтической позиции, применяемые терапевтом методики и техники.

Наблюдение за работой обучающего супервизора с реальной семьей, обсуждение в группе случаев.

Способен к оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы

ИК – М 2.2

Умеет четко, логично и последовательно представлять результаты наблюдения и собственной выполненной работы в устной и письменной форме

Устные доклады, письменные работы по анализу наблюдаемых случаев.

Способность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов в терапевтической и внутрисемейной коммуникации.


ИК – М 7.1. (ПС)

Понимает основные механизмы возникновения семейных дисфункций и межличностных отношений в вербальных, невербальных, поведенческих проявлениях в ситуациях Системной семейной психотерапии. Способен к нон-структуралисткому видению проблемы клиента как «текста», видит возможности его «деконструкции» и создания более подходящего клиентам «жизненного текста», «решения». Научается видеть ресурсные и «внепроблемные» зоны фнукционирования клиентов, На этой основе осваивает инновационные разработки

Наблюдение за работой обучающего супервизора с реальной семьей, осуществляющейся как в «классической», так и постклассической логике организации психотерапевтического взаимодействия, обсуждение в группе случаев.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу практических дисциплин, обеспечивающих подготовку по магистерской программе Системная семейная психотерапия.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Клиническая психология

Основы психологического консультирования

Методы и школы классической системной семейной психотерапии

Трансгенерационный подход

Постклассические методы системной семейной психотерапии


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: клиническая психология, психология семьи, психология терапевтического взаимодействия, основы системного подхода к семье, психический дизонтогенез, общая психопатология, умение сохранять нейтральность, эмпатичен к проблемам клиентов, способен распознавать различные психотерапевтические позиции, психотерапевтические приемы и техники в терапевтической коммуникации.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Психологическая помощь при разводе

  • Эмоционально-фокусированная терапия пар

  • Системная семейная психотерапия субличностей в работе с парой

  • Ориентированная на решение краткосрочная терапия пар

  • Нарративная практика с детьми

  • Терапия низкого сексуального влечения в паре.



5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Супервизии случаев супружеского конфликта










39

57

2

Супервизии случаев нарушений в поведении и развитии ребенка










38

57

3

Супервизии случаев дисфункции многопоколенной семьи










39

58




Итого

288







116

172

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4




Эссе




*

*

*

Не менее 10 т. Знаков в каждом эссе

Итоговый

Зачет












*

Обсуждения описаний случаев, сравнения методик и техник, анализа эффективности и адекватности их применения запросу клиентов.

Оценивается по 10 балльной шкале.


Критерии оценки знаний, навыков

На зачете студенты должны четко логично и последовательно представлять свои наблюдения по случаям. Понимать основные механизмы возникновения семейных дисфункций и нарушений межличностных отношений в вербальных, невербальных, поведенческих проявлениях в ситуациях Системной семейной психотерапии. Способны распознавать методики и техники психотерапевтической работы в различных направлениях и школах семейной психотерапии.


В Эссе студент описывает наблюдаемые случае по схеме- запрос, описание семейной системы, описание семейной дисфункции, ход терапевтического процесса по сессиям, анализ терапевтического взаимодействия, оценка эффекта, собственная рефлексия. Собственно, вот эту схему и сделать более развернутой с подпунктами. Схема написания эссе в приложении к программе.

Эссе отправляются преподавателям по электронной почте.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.1 Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватели оценивают работу студента во время обсуждения наблюдаемых сессий. Группа обсуждает случай после каждой сессии. Приветствуются активность студентов, включенность, эмпатичность и высокий уровень рефлексии. Преподаватель оценивает работу студентов после каждого супервизорского занятия по 10-бальной системе.

Преподаватели оценивают эссе в конце каждого модуля. Оценка за эссе выставляется по 10-бальной системе. Оцениваются четкое описание запроса клиентов, терапевтические воздействия и особенности контакта терапевта и клиентов, оценка эффекта и собственная рефлексия, что показывает зрелость собственной профессиональной позиции.


Преподаватели оценивают самостоятельную работу студентов по следующим критериям: понимание прочитанных текстов и опора на них в процессе обсуждения случаев, а так же глубина обратной связи в работе рефлексивной команды.

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: Преподаватели оценивают работу студента во время обсуждения наблюдаемых сессий. Группа обсуждает случай после каждой сессии. Приветствуются активность студентов, включенность, эмпатичность и высокий уровень рефлексии. Преподаватель оценивает работу студентов после каждого супервизорского занятия по 10-бальной системе.

Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов по следующим критериям: понимание прочитанных текстов и опора на них в процессе обсуждения случаев, а так же глубина обратной связи в работе рефлексивной команды. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.


Преподаватели оценивают эссе в конце каждого модуля. Оценка за эссе выставляется по 10-бальной системе. Оцениваются четкое описание запроса клиентов, терапевтические воздействия и особенности контакта терапевта и клиентов, оценка эффекта и собственная рефлексия, что показывает зрелость собственной профессиональной позиции.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,4 Отекущий(эссе) + 0,3 Оауд + 0,3 Осам.работа

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: – арифметический, в пользу студента.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Дисциплина преподается 4 модуля Онакопленая итоговая рассчитывается по приведенной выше формуле:
Онакопленная Итоговая=накопленная1 1+ Онакопленная 2+ Онакоплення 3 +Онакоплення 4):4
Способ округления накопленной оценки промежуточного – арифметический,

.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.



На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:



Орезульт = 0,7Онакопл + 0,3Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический, А что здесь является накопленной, а что итоговой? Правильно я поняла, что накопленная - это та (накопл. итоговая), которую мы рассчитали выше за три модуля. А итоговая??



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7Содержание дисциплины


Дисциплина является практической. Студенты наблюдают за работой психотерапевта-преподавателя с реальными семьями , анализируют наблюдаемые случаи, обсуждают каждую сессию в группе, описывают случаи в форме эссе, готовят обратную связь в форме рефлексивных команд.

Тема 1. Случаи супружеского конфликта. Терапия проводится в классическом и постклассическом подходах. 39 часов

Самостоятельная работа студентов- подготовка эссе по этим случаям. 57 часов

Тема 2. Случаи нарушений поведения и развития детей. Терапия проводится в классическом подходе, в нарративном подходе, в подходе ОРКТ 38 часов

Самостоятельная работа студентов- подготовка эссе по этим случаям. 57 часов

Тема 3. Случаи дисфункции многопоколенной семьи.39 часов

Психотерапия проводится в трансгенерационном подходе.

Самостоятельная работа студентов 58 часов.


Литература 1.Ability to supervise systemic therapies http://www.ucl.ac.uk/clinical-psychology/CORE/Supervision_Competences/ability_supervise_systemic.pdf
2.Clinical Supervision for Family Therapy:

The Ackerman Approach http://hkier.fed.cuhk.edu.hk/journal/wp-content/uploads/2009/10/ajc_v11n1-2_79-99.pdf



  1. GETTING PERSONAL ON REFLECTING TEAMS http://shss.nova.edu/faculty/pcole/REFLECT.pdf

  2. http://mftcourses.net/documents/chang%202010.pdf

  3. F.N. Thomas. Solution- focused Supervision: A Resource- orientated Approach to Developing Clinical Expertise. DOI 10. 1007/978-1-4614-6052-7-3. Springer Science + Business media. New York. 2013

  4. Энтони Ульямс. Вы –супервизор.:М., Независимая фирма «Класс», 2001, - 288 с. ISNN -5-86375-041-3

  5. Berg, I. Kim, "Family based services: A solution-focused approach." New York:Norton. 1994.

Keely Kolmes. Demystifying Therapy: What's a Reflecting Team? June 16, 2009drkolmes@hushmail.com

drkkolmes@hushmail.com
раздаточный материал .

1.Family Therapy Supervision: An Integrative Model

James F. Keller , Howard Protinsky

Journal of Psychotherapy & The

Family, Published online: 26 Oct 2008.


  1. Reflections on Reflecting Teams

Kristen Vega

Our Lady of the Lake University


  1. Анализы случаев как примеры для эссе слушателей этого курса других ВУЗов и образовательных программ прошлых лет.


8Образовательные технологии


Наблюдение за психотерапевтическим процессам в реальном времени с помощью веб-камер. Разбор практических случаев. Групповые дискуссии. Формулировка обратной связи каждой семье с помощью рефлексивной команды.

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


. Основная литература

1.Ability to supervise systemic therapies http://www.ucl.ac.uk/clinical-psychology/CORE/Supervision_Competences/ability_supervise_systemic.pdf
2.Clinical Supervision for Family Therapy:

The Ackerman Approach http://hkier.fed.cuhk.edu.hk/journal/wp-content/uploads/2009/10/ajc_v11n1-2_79-99.pdf



  1. GETTING PERSONAL ON REFLECTING TEAMS http://shss.nova.edu/faculty/pcole/REFLECT.pdf

  2. http://mftcourses.net/documents/chang%202010.pdf

Keely Kolmes. Demystifying Therapy: What's a Reflecting Team? June 16, 2009drkolmes@hushmail.com

drkkolmes@hushmail.com

раздаточный материал .

1.Family Therapy Supervision: An Integrative Model

James F. Keller , Howard Protinsky

Journal of Psychotherapy & The

Family, Published online: 26 Oct 2008.




  1. Reflections on Reflecting Teams

Kristen Vega

Our Lady of the Lake University


  1. Анализы случаев как примеры для эссе слушателей этого курса других ВУЗов и образовательных программ прошлых лет.

Аня, тут наверное, тебе надо поправить формат – не понятно, где книга, где журнал, где интернет- ресурс.


10Материально-техническое обеспечение дисциплины


Видеозаписи психотерапевтических сессий.

Приложение.


НИУ ВШЭ

магистерская программа «Системная семейная терапия»

эссе по курсу

МОДЕЛИ СУПЕРВИЗИИ В СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

за 20__\20__ уч.г.

студента _________________________________________________ _________курса (фамилия, имя, отчество)



Руководитель (ФИО) ___________________ __________________подпись

(подпись супервизора является зачетом по курсу)
План написания эссе по случаю.

  1. Имя (имена), возраст, семейное положение клиента(ов).

  2. Количество сессий, проведенных с клиентом (клиентской семьей).

  3. Описание клиента (или клиентской семьи).

  4. Информация, полученная от клиента, запрос (жалоба), предъявленный клиентом (клиентской семьей).

  5. Переформулированный клиентский запрос.

  6. Схема или генограмма семьи.

  7. Диагностика семьи. Анализ информации, полученной от клиента; личные наблюдения; выводы о сути представленной проблемы; о факторах, формирующих и поддерживающих ее. В зависимости от направления ССТ в котором велась работа, анализ параметров семейной системы (трансгенерационный подход, структурная, стратегическая, миланская школа ССТ, ОРКТ, нарративный подход)

  8. Системная гипотеза.

  9. Исходя из п.8 – намеченные направления и фокусы работы, ее задачи.

  10. Терапевтические воздействия - техники и методы, используемые в работе. Подробное посессионное описание хода работы.

  11. Особенности контакта терапевта и клиента (клиентской семьи).

  12. Динамика состояния клиента.

  13. Оценка эффективности. Результат работы.

  14. Перспективные направления работы, если бы она продолжалась.

  15. Личная рефлексия – динамика эмоционального состояния психолога, трудности в работе и т.п.



Каталог: data -> 2015
2015 -> Александрова Лада Анатольевна
2015 -> Программа дисциплины Теория отраслевых рынков  для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины «Иностранный язык»
2015 -> 1 Область применения и нормативные ссылки
2015 -> Рабочая учебная программа по социологии лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
2015 -> Преподаватель: А. А. Абрашкин Число кредитов
2015 -> Программа дисциплины "Культура России Нового времени"
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 01. 03. 04 «прикладная математика» подготовки бакалавра


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница