Программа предназначена для изучения обществознания в 8 классе в течение 34 часов. Целями курса являются



Скачать 169,42 Kb.
Дата27.04.2016
Размер169,42 Kb.
ТипПрограмма
Пояснительная записка.

Предлагаемая программа представляет содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.

Программа предназначена для изучения обществознания в 8 классе в течение 34 часов. Целями курса являются:

- создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы

нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры; , - содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические,

демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

Содержание программы

Введение


Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.

Тема 1. Что такое человек

Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке.

Мышление и речь - специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.

Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет - условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.

Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность - степень развития способностей. Сила воли, ее значение и .воспитание. Характер - устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного.

Формирование характера, воспитание и самовоспитание.

Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.

Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре - необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность.

Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Учащиеся должны:

Знать термин «личность», «мораль», «культура»

Называть основные виды деятельности человека.

Называть роли человека в группе

Сравнивать: различные уровни проявления способностей человека, виды межличностных отношений

Объяснять: взаимосвязь свободы и ответственности

Характеризовать: понятие «человек», понятие «личность», самопознание, общение, духовную жизнь человека

Приводить примеры: потребностей человека, проявления ответственности.

Выделять в тексте: оценочные суждения.

Тема 2. Человек и природа

Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.

Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек - звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды»?

Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу.

Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса.

Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса.

Природа - источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.

Учащиеся должны:

Объяснять: взаимосвязь природы и общества

Тема 3. Человек среди людей

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные.

Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.

Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. , Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм.

Свобода личности и коллектив.

Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга.

Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.

Любовь - сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства - интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви.

Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи.

Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека.

Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения ..

Юность - пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Учащиеся должны:

Называть: роли человека в группе

Сравнивать: виды межличностных отношений

Объяснять: взаимосвязь свободы и выбора

Характеризовать: общение, семью как малую группу, основные нормы правовых основ брака

Приводить примеры: больших и малых социальных групп

Тема 4. Человек в обществе

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы'.

Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.

Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара.

Прибыль. Издержки производства. Предприятие.

Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.

Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.

Понятие о Поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? Детство - особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.

Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая деятельность: основные условия У9пеха.

Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы.

Политические режимы: Государство, в котором мы живем. Национально – государственное устройство. Местное самоуправление.

Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусство в жизни человека.

Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества.

Перспективы развития общества.

Учащиеся должны:

Знать: термин «общество», «политическая власть», « нация», «этнос», «экономика», «собственность», «деньги», «издержки производства», «государственный бюджет», «налоги».

Называть: основные сферы жизни обществ, формы правления, формы национально государственного устройства, основные направления социальной политики, факторы производства, способы воздействия государства на экономику, основные нормы правового регулирования трудовых отношении, основные социальные нормы

Сравнивать: традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, формы собственности, рыночную экономику с планово - директивной, государственное и рыночное регулирование экономики.

Характеризовать: основные сферы жизни общества, глобальные проблемы человечества, политику, государство, межнациональное сотрудничество, искусство, ограниченность ресурсов, рыночную экономику, конкуренцию, прибыль, предпринимательскую этику, социальный статус

Приводить примеры: многообразия и единства мира,

Объяснять: особенности современной науки, роль экономики в жизни общества, связь цены со спросом и предложением, причины безработицы

Планирование по обществознанию 8 класс (34 часа)

Учебник Кравченко



№ п/п

Дата

Наименование разделов, темы уроков (кол-во часов)

Элементы содержания

Методы и формы работы

Развитие ЗУН

Оборудование

Вид контроля

Д/з

1.




Вводный

Науки, изучающие общество; учебник обществознания и его специфика.

Работа с учебником, лекция, беседа.













Раздел I. Общество и человек ( 12 часов)

2




Что такое общество?

Понятие общества, его основные признаки; основные сферы общественной жизни; взаимосвязь сфер общественной жизни; мировое сообщество.

Составление схемы, беседа.

Объяснять, называть сферы общества и давать им краткую характеристику.

Учебник,

опрос

§ 1, вопросы.

3.




Человек, природа, общество.

Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества; взаимоотношения природы, общества, человека; экологические проблемы; как защитить среду обитания человека.

Составление схемы, творческие задания.

Анализировать, приводить примеры.

Учебник,

опрос

§2, вопросы.

4-5




Типология обществ.

Современные подходы к типологии обществ; доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества; человечество в XXI в. основные вызовы и угрозы; современный мир и его проблемы; глобализация; причины и опасность международного терроризма.

Работа в группах, составление схемы.

Анализировать, приводить примеры.

Учебник,

опрос

§3, вопросы.

6-7




Социальный прогресс и развитие общества.

Основные закономерности развития общества; закон неравномерности развития народов и наций мира; социальный прогресс; реформы и революция.

Проблемные задания

Решение проблемных заданий, анализировать

Учебник,

опрос

§4, вопросы.

8




Личность и социальная среда.

Личность; индивидуальность; человек; что оказывает влияние на человеческую личность.

Беседа, проблемные задания.

Решение проблемных заданий, анализировать

Учебник,

опрос

§5, вопросы.

9-10




Потребности человека.

Человек и его потребности; сущность и иерархия потребностей; свобода и ответственность; деятельность человека и её основные формы; мотивы деятельности, её структура.

Понятийный диктант, беседа

Анализировать, приводить примеры.

Учебник,

опрос

§6, вопросы.

11




Социализация и воспитание.

Социализация: содержание и стадии процесса; воспитание и социализация, сходство и различие; воспитание в семье.

Моделирование ситуаций, их анализ.

Анализировать, приводить примеры.

Учебник,

опрос

§7, вопросы.

12




Общение.

Понятие общения; виды общения; эмоциональная сторона общения; проблемы общения.

Составление схемы.

Сравнивать виды общения.

Учебник,

опрос

§8, повторить.

13




Повторение по теме: « Общество и человек»

Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

тестирование




тест







Раздел I I.Экономическая сфера (13 часов).

14




Что такое экономика.

Что такое экономическая наука; структура экономики; основные виды ресурсов экономики; производство и его сущность.

Понятийный диктант, составление схемы.

Выделять главное.

Учебник,

опрос

§9, вопросы.

15-16




Товар и деньги.

Что такое деньги; какие функции выполняют деньги; какие бывают деньги; что такое инфляция, причины, виды и последствия инфляции.

Составление схемы, беседа

Анализировать, приводить примеры.

Учебник,

опрос

§10, вопросы.

17-18




Спрос и предложение.

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики; роль маркетинга в рыночной экономике; цена как регулятор спроса и предложения.

Составление схемы, беседа

Анализировать, приводить примеры.

Учебник,

опрос

§11, вопросы.

19-20




Рынок, цена, конкуренция.

Рынок, его виды, эволюция; основные функции цены; рынок, конкуренция, монополия.

Понятийный диктант, составление схемы.

Выделять главное.

Учебник,

опрос

§12, вопросы.

21-22




Предпринимательство.

Содержание и функции предпринимательства; малый бизнес и его роль в экономике.

Беседа, проблемные задания.

Решение проблемных заданий, анализировать

Учебник,

опрос

§13, вопросы.

23




Роль государства в экономике.

Способы воздействия государства на экономику; типы экономических систем; налоги, их виды, значение.

Составить сравнительную таблицу.

Сравнивать, делать выводы.

Учебник,

опрос

§14, вопросы.

24




Бюджет государства и семьи.

Бюджет как финансовый документ; составление бюджета; долг и кредит; дефицит бюджета и социальные проблемы.

Составление бюджета семьи, его анализ.

Решение проблемных заданий, анализировать

Учебник,

опрос

§15, вопросы.

25




Труд. Рынок труда. Безработица.

Труд: сущность, виды, значение труда; рабочая сила и рынок труда; карьера и досуг; почему люди теряют работу.

Беседа, проблемные задания, составление схемы.

Решение проблемных заданий, анализировать

Учебник,

опрос

§16, повторить.

26




Повторение по теме: «Экономическая сфера»

Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

тестирование




тест







Раздел III. Социальная сфера (8 часов).

27




Социальная структура.

Строение общества; социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь; социальная группа.

Составить схему.

Анализировать, приводить примеры.

Учебник,

опрос

§17, вопросы.

28




Социальная стратификация.

Социальная стратификация, её критерии; класс как основа стратификации; социальная дифференциация.

Составить таблицу.

Анализировать, приводить примеры.

Учебник,

опрос

§18, вопросы.

29




Богатые и бедные.

Богатство; образ жизни, критерии богатства; источники доходов; бедность как экономическое, социальное, культурное явление.

Составить схему.

Анализировать, приводить примеры.

Учебник,

опрос

§19,20, вопросы.

30-31




Нации и межнациональные отношения.

Этнос: понятие и признаки; племена, народности, нации; межнациональные отношения и их сущность; этнические конфликты; толерантность.

Понятийный диктант, составление таблицы.

Выделять главное.

Учебник,

опрос

§21,22, вопросы.

32




Конфликты в обществе.

Что такое конфликт; виды конфликтов; разрешение конфликтов.

Анализ ситуаций, составление схемы.

Анализировать, приводить примеры.

Учебник,

опрос

§23, вопросы.

33




Семья.

Влияние семьи на развитие личности и общества; роль и значение семьи в современном обществе; функции семьи; тенденции в развитии семьи.

Понятийный диктант, составление схемы.

Выделять главное.

Учебник,

опрос

§24, повторить.

34




Повторение по теме: « Социальная сфера».

Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

тестирование




тест







Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница