Программа повышения квалификации «современные технологии сетевого взаимодействия и проектной деятельности в образовательной среде»



Дата12.02.2016
Размер156 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ


Председатель Координационного экспертного совета

дополнительного образования МПГУ


_________________ и.о. проректора А.Г. Ершов
от «____»____________20____ г. №____


Программа

повышения квалификации
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»




Москва - 2015

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. Цель реализации программы


Целью реализации курса является совершенствование компетенций в организации сетевого взаимодействия и организации сетевой проектной деятельности в учебном процессе с учетом требований ФГОС - создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности личностно-ориентированного образовательного процесса.

В соответствии с целью курса, программа рассчитана на овладение слушателями следующими компетенциями:



  • опыт практической работы с технологиями сетевого проектирования;

  • получение представления о типологии образовательных ресурсов Интернета, созданных средствами сетевого проектирования;

  • навыки работы по разработке и созданию сетевого контента для проектов;

  • формирование представления о современных тенденциях развития веб-пространства как среды сетевого взаимодействия и совместного создания информационных и образовательных ресурсов

  • овладение основными понятиями, теоретическими и прикладными знаниями, необходимыми для осуществления педагогической деятельности с использованием Интернет-инструментария нового поколения для сетевого проектирования и взаимодействия.

1.2. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций, указанных в п.1.1:



Владеть навыками:

  • Работы с современными интернет - инструментами.

  • Проектирования и сопровождения совместных творческих проектов.

  • Получения информации о новейших педагогических технологиях.

  • Создания совместных образовательных проектов.

  • Организации учебных занятий распределенных во времени и пространстве.

Уметь:

  • Участвовать в обсуждениях и создавать самостоятельно темы для обсуждения в педагогических интернет-сообществах.

  • Работать с различными облачными сервисами для создания совместных документов, опросов, таблиц, презентаций и т.д.

  • Создавать образовательные ресурсы средствами СДО Moodle.

  • Разрабатывать и реализовывать образовательные вебквесты, сайты, блоги.

  • Проводить видеоконференции.

Знать:

  • Современные педагогические технологии сетевого проектирования, их возможности, особенности, преимущества и недостатки.

  • Существующие в данный момент интернет инструменты для организации совместных творческих проектов в сети

1.3. Категория слушателей

Преподаватели, учителя, педагоги доп. образования, дефектологи, воспитатели, методисты дошкольных учреждений и т.д.



1.4. Срок и трудоемкость обучения

Срок обучения – 2 мес.

Трудоемкость - 72 часа

1.5. Форма обучения

Дистанционная с непрерывным дистанционным и очным консультированием (без отрыва от работы).


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


2.1. Учебный план программы повышения квалификации «Технологии сетевого взаимодействия и проектной деятельности в образовательной среде»

№ п/п

Наименование разделов, дисциплин (модулей)

Общая трудоемкость, час.

Всего ауд. час

Аудиторные занятия

Сам. раб.

Форма аттестации

Лекции

Практ. Зан, сем., лаб.раб.

1.

«Сетевое взаимодействие и проектная деятельность в образовательной среде».

6

3

3




3

Зачетная работа - Составление аннотированного каталога Интернет-ресурсов учителя-предметника по проблеме «Выбор программ, учебников, методов и технологий, средств обучения для реализации содержания и информатизации образования по своему профилю».

1.1

Основные положения концепции модернизации и информатизации образования и общества

2

1

1




1

1.2

Специфика образовательной деятельности учителя в современном информационном обществе

2

1

1




1

1.3

Современные педагогические технологии, основанные на творчестве в информационной образовательной среде.

2

1

1




1

2.

«Специализированные сайты и педагогические сообщества как основа педагогического взаимодействия».

10

5

1

4

5

Зачетная работа - Составление аннотированного каталога педагогических форумов, сообществ общих тем обсуждения и специализированных образовательных сообществ по предметной области учителя.

Составление схемы дидактического взаимодействия учащихся с преподавателями и со средствами обучения посредством существующего разнообразия программ для сетевого взаимодействия.



2.1

Классификация сетевых сервисов, актуальных в педагогической практике.

2

1

1




1

2.2

Активная, творческая деятельность учителя в педагогических форумах.

2

1




1

1

2.3

Реализация собственного проекта на одном из форумов или педагогических сообществ

6

3




3

3

3.

«Технологии проектной сетевой деятельности на базе облачных сервисов в образовательной деятельности».

18

9




9

9

Зачетная работа - разработка и создание обзора достижений в своей предметной области на базе одного из облачных сервисов.

Создание исследования знаний учеников, членов их семей по заданной теме средствами облачных сервисов, обсуждение и наглядное представление результатов. Создание виртуальной совместной стен газеты на основе облачных сервисов ( работа выполняется в группах).



3.1

Технологии работы в облачных сервисах с документами, таблицами, презентациями, графическими редакторами, антивирусами.

8

4




4

4

3.2

Виртуальные интерактивные доски для организации совместной деятельности.

4

2




2

2

3.3

Реализация собственного сетевого проекта учитель - учитель или учитель-ученики на основе совместного доступа от момента регистрации до представления в виде доклада - презентации.

6

3




3

3

4.

«Организация и проведение видеоконференций»

8

4




4

4

Зачетная работа - проведение видеоконференции в своей предметной области для коллег для обсуждения проблем и достижений, предложений поделиться своим опытом.

Проведение видеоконференции для учеников.



4.1

Возможности общения с помощью программы Skype.

4

2




2

2

4.2

Система видеоконференций BigBlueButton, DimDim.

4

2




2

2

5.

«Технология проектирования и разработки образовательных вебквестов»

12

6




6

6

Зачетная работа - Составить аннотированный каталог существующих в сети вебквестов, систематизировать их.

Разработать и реализовать собственный вебквест.



Предложить сценарий вебквеста

5.1

Основные виды вебквестов, структура, требования к его отдельным элементам, этапы работы над квестом. Работа с вебквестом в роли ученика.

4

2




2

2

5.2

Разработка сценария к собственному вебквесту. Создания задания. Работа с вебквестом в роли учителя.

8

4




4

4

6.

«Возможности СДО «Moodle» в сетевой и проектной деятельности»

10

5




5

5

Зачетная работа - Разработка проекта совместного изучения предмета с учениками или учителями в своей же предметной области на базе СДО Moodle.

6.1

Краткая характеристика основных элементов СДО Moodle, используемых для создания совместного проекта.

4

2




2

2

6.2

Проектирование и создание совместного образовательного ресурса средствами СДО Moodle.

6

3




3

3

7.

Итоговая работа по разработке сетевого проекта, опирающегося на разные виды элементов совместной деятельности

8







4

4

Итоговая работа по разработке сетевого проекта

8.

Итого часов

72/2 з.е.

36

4

32

36




9.

Итоговая аттестация

В качестве итоговой работы слушателям необходимо создать сетевой образовательный ресурс и наполнить его электронно-образовательными ресурсами различного характера.

2.2. Календарный учебный график


Программа повышения квалификации реализуется с 10 октября по 10 декабря 2015 года (осенний поток) и с 20 февраля по 20 апреля 2016 года (весенний поток). Занятия проходят в дистанционной форме, в удобное для слушателя время. Реализуется индивидуальный и гибкий подход к обучению и к календарному графику (по мере наполняемости групп). Консультирование слушателей проводится в двух формах: групповой и индивидуальной. Групповые консультации проводятся один раз неделю в вечернее время (16 час.). На индивидуальные консультации отводится по 2 часа на каждого слушателя (20 час.). Групповые и индивидуальные консультации проводятся в очной или дистанционной онлайн форме в зависимости от пожеланий слушателей.

2.3. Рабочая программа раздела, дисциплины (модуля) программы повышения квалификации


Модуль 1. «Сетевое взаимодействие и проектная деятельность в образовательной среде в условиях информатизации общества и образования»

На занятиях в данной части курса рассматриваются основные положения концепции модернизации и информатизации образования и общества.

Слушатели начинают осваивать основные ИКТ профессиональные (ключевые) компетенции современного учителя – профессионально-педагогическую, социально-мотивационную, информационную, коммуникативную и творческую (креативную) компетенции.

В процессе занятий слушатели актуализируют свои естественно-научные, гуманитарные, социально-экономические и психолого-педагогические знания и умения, позволяющие учителю анализировать учебный материал, педагогические ситуации, выбирать способы взаимодействия, формы и методы подачи материала; осознают социальную значимость профессии учителя, исследуют вопросы сопряженности личных интересов с потребностями конкретного ученика, образовательного учреждения, общества; развивают свои умения получать, обрабатывать и использовать необходимую информацию в процессе профессиональной деятельности, на основе применения информационно-коммуникационных технологий; определяют особенности коммуникативной деятельности учителя в условиях информатизации образовательного пространства, специфику его взаимодействия с администрацией образовательных учреждений, коллегами по работе, учащимися и их родителями с целью достижения образовательных целей; обсуждают сущность творческого подхода в реализации педагогической деятельности учителя предметника.

Модуль 2 «Специализированные сайты и педагогические сообщества как основа педагогического взаимодействия»

Классификация сетевых сервисов, актуальных в педагогической практике. Обзор сайтов и порталов сетевых педагогических сообществ. Форумы педагогических сообществ. Особенности учебных форумов. Виды обсуждений. Добавление новой темы. Подписка на форум. Создание сообщений для offline-собеседника и online-собеседника. Получение сообщений в режиме реального и отсроченного времени. Использование форумов для проведения педагогических советов, сбора оперативной информации. Подготовка к работе в учительском форуме.

Модуль 3 «Технологии проектной сетевой деятельности на базе облачных сервисов в образовательной деятельности»

В ходе занятий по данному модулю слушатели знакомятся с технологиями виртуализации для совместной работы. Виды облачных сервисов: Iaas, Paas, Saas, Daas, Eaas. Преимущества и недостатки облачных сервисов. Использование сервисов облачных технологий для создания совместных проектов. Основные принципы и особенности работы с наиболее распространенными облачными сервисами. Технологии работы в облачных сервисах с документами, таблицами, презентациями, графическими редакторами, антивирусами. Особенности организации образовательной деятельности на базе наиболее распространенных облачных сервисов: Google Диск, Windows Live SkyDrive и др.

Виртуальные интерактивные доски для организации совместной деятельности: мозговой штурм, рисование, письменные работы и др. Основные сервисы совместного доступа: WikiWall, Dabbleboard, Twiddla, Scriblink, FlockDraw, Stixy, PiratePad.

Модуль 4 «Организация и проведение видеоконференций»

Система видеоконференций BigBlueButton, DimDim. Возможности общения с помощью программы Skype. Типы учётных записей. Регистрация учётной записи выбранного типа. Наполнение контактного листа. Инициирование аудио и видео конференций. Обмен текстовыми сообщениями. файлами.

Модуль 5 «Технология проектирования и разработки образовательных вебквестов»

В данном модуле слушатели знакомятся с основными видами вебквестов, структурой, требованиями к его отдельным элементам, этапами работы над квестом. Разрабатывают сценарий и создают один из вариантов образовательного вебквеста

Модуль 6. «Возможности СДО «Moodle» в сетевой и проектной деятельности»

Разработка сетевого проекта на базе СДО Moodle с расширением возможностей формирования образовательного контента и взаимодействия с обучающим инструментами web 2.0 с целью реализации личностно ориентированного непрерывного образования по теме согласованной с преподавателем.

Модуль 7 «Итоговая работа по разработке сетевого проекта.



Перечень практических, семинарских занятий:

п.п.

Темы практических занятий

Количество часов

Модуль 1. «Сетевое взаимодействие и проектная деятельность в образовательной среде».

1.1.

Основные положения концепции модернизации и информатизации образования и общества




1.2.

Специфика образовательной деятельности учителя в современном информационном обществе




1.3.

Современные педагогические технологии, основанные на творчестве в информационной образовательной среде.




Модуль 2. «Специализированные сайты и педагогические сообщества как основа педагогического взаимодействия»

2.1.

Классификация сетевых сервисов, актуальных в педагогической практике.




2.2.

Активная, творческая деятельность учителя в педагогических форумах.

1

2.3.

Реализация собственного проекта на одном из форумов или педагогических сообществ

3

Модуль 3. «Технологии проектной сетевой деятельности на базе облачных сервисов в образовательной деятельности»

3.1.

Технологии работы в облачных сервисах с документами, таблицами, презентациями, графическими редакторами, антивирусами.

4

3.2.

Виртуальные интерактивные доски для организации совместной деятельности.

2

3.3.

Реализация собственного сетевого проекта учитель - учитель или учитель-ученики на основе совместного доступа от момента регистрации до представления в виде доклада - презентации.

3

Модуль 4. «Организация и проведение видеоконференций»

4.1.

Возможности общения с помощью программы Skype.

2

4.2.

Система видеоконференций BigBlueButton, DimDim

2

Модуль 5. «Технология проектирования и разработки образовательных вебквестов»

5.1.

Основные виды вебквестов, структура, требования к его отдельным элементам, этапы работы над квестом. Работа с вебквестом в роли ученика.

2

5.2.

Разработка сценария к собственному вебквесту. Создания задания. Работа с вебквестом в роли учителя.

4

Модуль 6. «Возможности СДО «Moodle» в сетевой и проектной деятельности»

6.1.

Краткая характеристика основных элементов СДО Moodle, используемых для создания совместного проекта.

2

6.2.

Проектирование и создание совместного образовательного ресурса средствами СДО Moodle.

3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-технические условия реализации программы


Кафедра Информационных технологий в образовании (Институт Детства) МПГУ располагает материально-технической базой, обеспечивающей дистанционное проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки обучающихся, предусмотренных учебным планом.

Для выполнения заданий слушателям курса необходимо иметь доступ к широкополосному Интернету с возможностью работы он-лайн в информационной среде.

3.2. Учебно-методическое обеспечение программы


Программа повышения квалификации обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным модулям. Содержание каждого модуля представлено на портале дистанционного образования образовательного учреждения. Каждый обучающийся обеспечен доступом к дистанционной системе, содержащей учебные материалы. Дистанционная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Литература и ссылки на ресурсы сети Internet


  1. Аmbert M. Surhone, Mariam T. Tennoe, Susan F. Henssonow, WebQuest - Москва, 2010г.

  2. Анисимов A.M. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. – Харьков: ХНАГХ, 2009г.

  3. Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010г.

  4. Гущина Т.Н. Воспитание индивидуальности в условиях дополнительного

  5. Леонов В., Google Docs Windows Live и другие облачные технологии - М., Эксмо, 2012г.

  6. Сообщество учителей Intel Education Galaxy (Метод проектов) [Электронный ресурс] http://edugalaxy.intel.ru/index.php;

  7. Новикова, Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно воспитательной работы / Е.Б. Новикова // – 2010г.

  8. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А. И. Адамского – М.: Эврика 2011г.

  9. Официальный сайт Центра дистанционного обучения «Эйдос» // http://www.eidos.ru

  10. Портал «Российское открытое образование» // http://www.openet.ru

  11. Соломатин А.М., Чуракова Р.Г., Сетевое взаимодействие в системе образования. Технология организации инновационной деятельности, «Академкнига/Учебник», М. – 2014 г., 88 стр.

  12. Чечина, Е.С. Метод проектов во внеклассной работе [Электронный ресурс] / Е.С. Чечина http://pedsovet.org/component/ option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/Itemid,6/

3.3. Кадровое обеспечение программы

Реализация программы осуществляется высококвалифицированными педагогическими кадрами, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.



  1. Глотова Марина Юрьевна, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий в образовании.

  2. Самохвалова Евгения Александровна, ст. преподаватель кафедры информационных технологий в образовании.

4. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация предусматривает предоставление и защиту зачетных работ по каждому модулю. Подготовка и защита работ предполагает наличие у обучающегося умений и навыков выполнять самостоятельное законченное исследование на заданную тему, свидетельствующее об усвоении теоретических знаний и практических навыков модуля, позволяющих решать профессиональные задачи

По всем перечисленным видам промежуточной аттестации разработаны комплекты оценочных средств.



Итоговая аттестация осуществляется в виде демонстрации и защиты слушателями своего сетевого проекта. Работа должна соответствовать объему знаний, умений и навыков, предусмотренных данной программой,.

Требования к итоговой работе:

Тематика разрабатываемого сетевого проекта обязательно должна быть связана с тематикой тех дисциплин, которые слушатель преподает в учебном учреждении;

Примерная структура проекта должна быть следующей:



  • Введение. Дается краткая характеристика проекта, кому он предназначен, что необходимо знать и уметь, приступая к проекту, расписание, цели и задачи, аннотация, требуемые источники и технологии.

  • Основной план проекта в виде этапов с аннотациями к каждому этапу, характеристики используемых сетевых технологий в работе над проектом на каждом этапе.

  • Для каждого этапа разрабатывается план, используемые ресурсы, объем и качественные характеристики ожидаемых результатов, критерии оценивания при завершении. Материал предлагаемый как вводный и рабочий должен соответствовать по форме и содержанию образовательным целям: тексты, рисунки, таблицы, графики, аудио и видеоряд и др.; качественно и методически отражать работу на данном этапе.

  • Средства взаимодействия и сотрудничества участников проекта для каждого этапа.

  • Система контроля и коррекции в процессе текущей работы над каждым этапом, промежуточные итоги.

  • Финальный отчет по проекту в виде общедоступного ресурса с учетом поставленных для проекта целей.

Оценка уровня освоения программы осуществляется по системе зачет/не зачет. Зачет выставляется если слушатель создал сетевой проект, соответствующий вышеизложенным критериям как минимум на 70%.

4.2. Оценочные материалы

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения включает:

1) фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (тесты, вопросы и задания для самостоятельных работ, тематику рефератов, докладов, и т.д.);

2) программы проведения практических, активных и интерактивных занятий по дисциплинам учебного плана;

3) программы самостоятельной работы обучающегося.

Учебным планом предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:



  • выполнение зачетных проектов по учебным модулям;

  • подготовка презентаций, устных сообщений и докладов;

  • лабораторные практикумы.

5. РАЗРАБОТЧИКИ (СОСТАВИТЕЛИ) ПРОГРАММЫ

Глотова М.Ю., кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий в образовании.

Самохвалова Е.А., ст. преподаватель кафедры информационных технологий в образовании.

6. ПРОГРАММА СОГЛАСОВАНА


Программа рассмотрена на заседании кафедры протокол № ______ от «____» __________201__ года.

Директор Института

Соловьева Т.А.

Руководители программы

Самохвалова Е.А.

Глотова М.Ю.


Программа повышения квалификации «Современные технологии сетевого взаимодействия и проектной деятельности в образовательной среде» одобрена Координационным экспертным советом дополнительного образования МПГУ, протокол №_____ от «____» __________201__ года.




Секретарь КЭСДО МПГУ

Школьникова М.В.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник Управления непрерывного дополнительного образования

Кудрявцева Д.А.

Каталог: upload -> iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница