Программа повышения конкурентоспособности



страница1/8
Дата10.02.2016
Размер0.91 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8
Программа повышения конкурентоспособности

Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

Раздел 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза

Стратегическая цель вуза
Формирование научно-образовательного и инновационного кластера, ядром которого станет университет, сравнимый по основным характеристикам с лучшими университетами мира. Это обеспечит лидерство университета в образовательной и научной сферах в области естественных и технических наук, вносящего значительный вклад в развитие высокотехнологичных отраслей экономики, науки и образования страны и входящего в число ста ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров.

Основные цели программы повышения конкурентоспособности:

  • формирование конкурентоспособной на мировом уровне образовательной системы, осуществляющей эффективную интеграцию образования и научных исследований на основе инновационных практик ведущих мировых центров превосходства;

  • проведение прорывных фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям;

  • формирование международного инновационного кластера по научно-образовательным направлениям радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций;

  • развитие кадрового потенциала и человеческого капитала университета;

  • обеспечения стратегического партнерства с международным бизнес – сообществом и ведущими научно-образовательными центрами мира;

  • управление программой с использованием современных методов стратегического и проектного менеджмента.

В результате реализации этой программы университет должен стать:

  1. Научно-образовательным ядром международного инновационного кластера в области радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций, обеспечивающего мировой уровень образования, разработку новых технологий и видов наукоемкой продукции, и производство интеллектуальных продуктов мирового уровня.

  2. Системной основой для масштабной и качественной подготовки практико-ориентированных магистров и аспирантов путем приведения состава и качества образовательных программ к уровню лучших международных стандартов, интеграции образования, практики, предпринимательства и инноваций.

  3. Центром интеграционных процессов, на базе которого развивается научная, образовательная и инновационная инфраструктура для привлечения лучших отечественных и зарубежных ученых, преподавателей, менеджеров и студентов и обеспечивается сетевое синергетическое взаимодействие вузов и научных центров, чьи ресурсы и интеллектуальный потенциал привлекаются к научным исследованиям и разработкам, инновационным и образовательным проектам.

  4. Центром глобального международного образовательного и научного сотрудничества, обеспечивающим международную конкурентоспособность портфеля программ и интеллектуальных продуктов вуза.

В Приложении 1 к Программе повышения конкурентоспособности вуза приведена динамика годовых целевых показателей достижения заявленной стратегической цели – попадания в число ведущих университетов мира в рейтинге QS.

Анализ показателей выбранного университетом рейтинга QS показывает, что  для попадания в ТОП-100  требуется набрать 65-67 баллов в метрике этого рейтинга.  Рассмотрение возможностей вуза показало, что реальные резервы роста рейтинга университета лежат на пути репутационной активности и развития научных исследований (индикаторы Академический рейтинг, Рейтинг работодателей и Публикационная активность). Исходя из этого, сформированы значения целевых показателей.



2. Целевая модель вуза

2.1. Миссия вуза
Санкт – Петербургский государственный электротехнический университет – ведущий научно-образовательный центр, осуществляющий на основе глубокой интеграции науки, образования и предпринимательства генерацию, распространение и применение новых знаний для обеспечения глобальной конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей экономики страны с учетом прогнозируемых мировых тенденций в образовании, науке, технике и технологиях.

2.2. Референтная группа ведущих мировых университетов, которые вуз выбрал для себя в качестве модельных



  1. Университет г. Упсала – UU (Швеция)

Является старейшим университетом Северной Европы, основанным в 1477 году. На протяжении многих лет университет входит в TОП-100 рейтинга QS, являясь международным исследовательским университетом с большими традициями в науке и образовании. 8 ученых университета стали Нобелевскими лауреатами. В настоящее время университет в рейтинге QS занимает 81 место.




Score

Rank

Academic Reputation

84.30

70

Employer Reputation

51.50

190

Faculty Student

42.70

301

International Faculty

52.70

224

International Students

39.90

291

Citations per Faculty

85.00

58

Университет относится к группе крупных классических университетов, характеризуется разнообразием и широтой образовательных программ по специальностям, представленным на 9 факультетах. Университет ведет передовые международные исследования, имеет высокую долю исследовательских грантов, развивает сотрудничество и обмен с более чем 500 университетами по всему миру, участвует в ряде международных сетей и программ. Сотрудничество с промышленностью и другими университетами является осознанной стратегией развития научных исследований и образования.

Сильные стороны университета, которые намечены в качестве ориентира для развития СПбГЭТУ: высокая репутация университета в академическом международном сообществе и высокий уровень цитирования



  1. Технологический институт Карлсруэ – KIT (ФРГ)

Является одним из крупнейших и наиболее престижных научно-исследовательских и учебных заведений в Германии, образован в результате слияния университета (Universität Карлсруэ) и научно-исследовательского центра (Forschungszentrum Карлсруэ). Университет в рейтинге QS занимает 141 место.




Score

Rank

Academic Reputation

55.40

179

Employer Reputation

76.50

78

Faculty Student

83.10

96

International Faculty

55.80

212

International Students

58.60

195

Citations per Faculty

25.60

301

По своей структуре KIT аналогичен СПбГЭТУ, состоит из 11 факультетов.

В области инженерных наук (информатики, электротехники и машиностроения) университет находится в числе трех ведущих университетов Германии вместе с Штуттгартским университетом и Университетом Аахена.

Среди подразделений технических факультетов следует отметить Institute of Systems Optimization, имеющий известную научную школу в области навигации.

Сильные стороны университета, которые намечены в качестве ориентира для развития СПбГЭТУ: механизмы взаимодействия с работодателями.


  1. Королевский технологический институт – KTH (Швеция)

Место в QS-рейтинге – 142




Score

Rank

Academic Reputation

55.30

180

Employer Reputation

63.50

150

Faculty Student

63.70

168

International Faculty

74.40

153

International Students

91.00

63

Citations per Faculty

38.10

294

Университет относится к группе крупных вузов, по структуре во многом схож с СПбГЭТУ. В университете имеются факультеты, ведущие подготовку бакалавров и магистров в следующих областях: электротехника, компьютерные технологии и телекоммуникация, приборостроение, биомедицинская инженерия, управления и менеджмента. 50% инженеров Швеции подготовлены университетом KTH.

Сильные стороны университета, которые намечены в качестве ориентира для развития СПбГЭТУ: высокая международная активность и реализация образовательных программ на английском языке, привлечение студентов зарубежных стран.



  1. Тафтский университет (США)

Место в QS-рейтинге – 181




Score

Rank

Academic Reputation

27.40

301

Employer Reputation

23.60

301

Faculty Student

60.50

181

International Faculty

92.90

71

International Students

34.90

301

Citations per Faculty

96.00

35

Университет относится к группе средних вузов, по структуре во многом схож с СПбГЭТУ, образован в 1852 году. В университете имеются факультеты, ведущие подготовку бакалавров и магистров не только в инженерных (технических областях), но и по гуманитарным наукам, медицине, искусству.

Сильные стороны университета, которые намечены в качестве ориентира для развития СПбГЭТУ: очень высокая цитируемость, высокая инновационная активность, высокий уровень научных исследований, высокая международная активность, реализация международных образовательных программ и организация образовательных программ за рубежом, высокая обеспеченность материальными ресурсами.

В каждом из выбранных университетов в качестве образца выбран вид деятельности, по которому вуз входит в ТОП-100 рейтинга. Движение к показателям этих практик позволит университету достигнуть высокого итогового результата и цель, определенную программой.
2.3. Маркетинговая стратегия университета

Основной маркетинговой целью вуза является повышение конкурентоспособности продукции и услуг университета на профильных рынках: образовательных программ (ОП) – на рынке образовательных услуг, выпускников – на рынке труда, результатов научно-технической деятельности – на рынке научно-технической продукции и услуг.

Маркетинговой стратегией университета является стратегия фокусирования, заключающаяся в концентрации усилий и ресурсов на конкретной группе потребителей, сегменте рынка. Выбор стратегии обусловлен тем, что в отличие от классических и политехнических университетов электротехнический вуз имеет меньшее количество профильных направлений и может сконцентрироваться на профильных направлениях, чтобы обслуживать узкую целевую группу лучше, чем конкуренты. Такая позиция обеспечивает защиту от конкурентных сил. Фокусирование также должно сочетаться с индивидуализацией предоставляемых университетом услуг.

Выбор рынков, на которых предполагается реализация стратегии фокусирования и концентрации усилий, обусловлен наличием следующих приоритетных для университета научно-образовательных платформ, которые имеют высокий уровень кадрового, интеллектуального и материально-технического потенциала и наибольшую результативность: «Инфокоммуникационные технологии, телекоммуникации и радиотехнические системы»; «Технологии создания электронной компонентной базы»; «Технологии новых и возобновляемых источников энергии и энергосбережения»; «Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем»; «Технологии информационных, управляющих и навигационных систем»; «Биомедицинские технологии».

2.3.1. Маркетинговая стратегия на рынке научно-технической продукции и услуг (рынке исследований).

На рынке научно-технической продукции и услуг (рынке исследований) акцент в стратегии фокусирования делается на индивидуализации потребителя. Ключевыми факторами являются близость к потребителю и индивидуализированный маркетинг, а приоритетной политикой - удовлетворение и удержание постоянного заказчика.

Научно-образовательные платформы, на которых СПбГЭТУ концентрирует свои усилия, определяют перечень основных отраслей и научных направлений, в которых работает университет.

2.3.2. Маркетинговая стратегия на рынке образовательных услуг (рынке абитуриентов).

На рынке образовательных услуг (абитуриентов) акцент в стратегии фокусирования делается на:



  • интернационализации, предполагающей планомерную и систематическую работу по реализации ОП на английском языке, аккредитации их в соответствии с международными стандартами, повышении уровня и качества образовательных услуг для привлечения иностранных обучающихся и активизации академической мобильности в партнерстве с зарубежными университетами;

  • приведении структуры и содержания ОП в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг и рынка труда совместно с ведущими иностранными и российскими университетами, научными организациями и высокотехнологичными предприятиями.

География рынка образовательных услуг не ограничивается региональным рынком. СПбГЭТУ имеет амбициозные цели по расширению рынка не только в России и СНГ, но и дальнего зарубежья.

Целевая группа потребителей образовательных услуг - абитуриенты с высоким средним баллом ЕГЭ и выпускники специализированных (профильных) школ и колледжей.



2.3.3. Маркетинговая стратегия СПбГЭТУ на рынке труда (рынке работодателей).

На рынке труда (рынке работодателей) основной акцент в стратегии фокусирования делается на кооперации с высокотехнологичными организациями, являющимися одновременно работодателями для выпускников университета и крупными заказчиками научных исследований и разработок вуза.

Механизмы кооперации:


  • стратегическое партнерство с предприятиями-работодателями;

  • целевая подготовка специалистов по заказам предприятий – стратегических партнеров университета.

Типы компаний, на которые ориентирован университет – крупные и средние высокотехнологичные промышленные и научные организации профильных для университета отраслей экономики региона, страны и мира.

2.4. Информационная инфраструктура вуза. Области информатизации
Приведение ИТ-инфраструктуры к современному виду будет проведено путем построения корпоративного центра обработки данных (ЦОД) с применением технологий «частных облаков» и виртуализации, обеспечивающий требуемый уровень производительности и отказоустойчивости, непрерывность функционирования сетевых сервисов и приложений.

Актуальной задачей является повышение полосы пропускания внешних каналов связи до 10 Гбит/сек.

В целях повышения конкурентоспособности вуза будет осуществлено дальнейшее развитие комплексной информационной среды, включающей следующие компоненты:


  1. Автоматизированная система контроля качества.

  2. Автоматизированная система дистанционного интерактивного обучения.

  3. Система поддержки проектов студентов и аспирантов.

  4. Система, осуществляющая поддержку взаимоотношений между вузом и абитуриентами, студентами, выпускниками и работодателями.

  5. On-line площадка коллективной реализации научных проектов.

  6. Система для проведения on-line конференций.


2.5. Кадровый потенциал вуза, включая высшее управленческое звено, ППС и НПР

В университете работают 3 академика и 5 членов–корреспондентов государственных академий, 20 лауреатов национальных и международных премий, более 200 профессоров и докторов наук, более 600 – кандидатов наук.

С целью привлечения на кафедры молодых преподавателей в университете образован централизованный фонд заработной платы в размере 10 млн. руб., предназначенный для молодых специалистов, успешно закончивших аспирантуру и принимаемых на преподавательскую работу в университет. В настоящее время доля молодых преподавателей и исследователей в возрасте до 35 лет составляет более 22% общей численности НПР.

Управление персоналом в университете реализуется на базе целевой комплексной программы университета «Подготовка и закрепление научно-педагогических и управленческих кадров». В рамках этой программы осуществляется конкурсная поддержка научных проектов молодых исследователей из числа студентов, аспирантов и докторантов, реализуется подпрограмма «Поддержка и развитие ведущих научно-педагогических школ СПбГЭТУ», направленная на воспроизводство интеллектуального потенциала вуза по приоритетным научно-образовательным направлениям.

К основным составляющим развития кадрового потенциала университета относится создание условий и стимулов для эффективной работы сотрудников вуза, обеспечение возможности повышения квалификации, реализации творческой активности и карьерного роста. В качестве развития человеческих ресурсов университет реализует несколько уровней подготовки кадров для работы в вузе.

1. Подготовка кадрового резерва вуза из числа наиболее перспективных студентов, аспирантов, молодых преподавателей: непрерывная подготовка кадров в цепочке «бакалавры – магистры – аспиранты – молодые преподаватели и научные сотрудники».

2. Развитие и поддержка кадрового потенциала ППС и административно-управленческого персонала за счет повышения квалификации и стажировок в ведущих центрах образования, науки и высоких технологий.

Кадровая политика университета обеспечивается рядом инструментов и механизмов, предполагающих вложения как финансовых, так и немонетарных ресурсов:


  • создание конкурентной академической среды (открытый конкурсный отбор, аттестация сотрудников, внутренние конкурсы);

  • стимулирование научной и преподавательской деятельности (материальное и моральное поощрение достижений, конкурсы, создание условий для творческой работы, академической мобильности);

  • профессиональный рост, поддержка и развитие компетенций.



2.6. Перспективные характеристики материально-технической базы вуза и их обоснование

В настоящее время инфраструктурное и материально-техническое обеспечение университета является достаточным для выполнения в полном объеме задач образовательной, научной и вспомогательной деятельности.

Реестр ценного имущества университета включает более 19500 единиц материального учета с суммарной балансовой стоимостью имущества (с учетом амортизации) 1,2 млрд. руб.

Общая площадь зданий и сооружений составляет 139 000 м2, на которых располагается 140 аудиторий, 470 учебных, учебно-научных и научных лабораторий и центров.

В вузе создана современная технологическая зона в состав которой входят «чистые» комнаты общей площадью около 500 кв. м и уникальным исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием, позволяющим проводить междисциплинарные исследования и разработки в области био-и нанотехнологий, микро- и наносистемной техники, IT-технологий, технологий живых систем.

Основными целями университета в части развития инфраструктурного и материально-технического обеспечения являются:

- усовершенствование инженерной инфраструктуры;

- ускоренное обновление и дополнение номенклатуры научного и технологического оборудования и программного обеспечения с целью получения новых (в ряде случаев – уникальных) возможностей по проведению исследовательских работ в направлениях, характеризуемых университетом как прорывные или стратегически важные.


2.7. Экономическая и финансовая модель (величина и структура доходов и расходов, инвестиций, источники средств, в т.ч. эндаумент)

Финансовое положение университета следует охарактеризовать как «устойчивое, с перспективой развития». Суммарный объем сводной сметы доходов и расходов университета составил в годовом исчислении в 2012 году 1,7 млрд. руб., а в 2013 году превысит 2,0 млрд. руб.

Формирование доходов университета происходит за счет трех источников средств:

- средства учредителя (42…46 % доходов);

- средств. поступающих за оказание различного вида образовательных услуг (17…19% доходов);

- средств, получаемых за выполнение НИОКР (35...40% доходов).

Последние годы наблюдается устойчивый и значительно опережающий инфляцию рост доходов университета за счет средств, поступающих на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Тенденция роста является устойчивой и позволяет университету занимать устойчивые позиции в элите вузов страны, а по ряду направлений – и в мире.

Перспективы развития финансового обеспечения университета связаны с реализацией стратегических планов. В числе приоритетов – развитие инфраструктуры для непрерывного профессионального образования (повышение квалификации, переподготовка, целевая и элитная подготовка специалистов в магистратуре и аспирантуре), развитие инфраструктуры выполнения НИОКР по приоритетным направлениям (включая центры превосходства, ресурсные центры, дизайн – центры, центры прототипирования и контрактного производства и др.), развитие системы управления имущественным комплексом университета и другие.

Финансовое состояние университета в ближайшей перспективе (5 лет) описывается следующими индикаторами:

- увеличение объема доходов университета более чем в 1,6 раза;

- увеличение объема доходов по оказанию платных образовательных услуг более чем в 1,5 раза;

- увеличение объема доходов от оказания дополнительных платных образовательных услуг более чем в 2,2 раза;

- увеличение объема доходов от договоров на выполнение НИОКР - в сопоставимых ценах более чем в 1,9 раза.

Основные расходы в рамках сметы университета с увеличенным (в планируемой перспективе) объемом доходов направлены на:

- финансирование программ развития отдельных (приоритетных, прорывных, социально значимых) проектов развития;

- финансирование расходов, направленных на достижение целей развития, образовательной, научной и управленческой деятельности, включая достижение уровня превосходства по ряду ключевых направлений, и на цели ресурсосбережения (оптимизация использования трудовых, временных, финансовых, энергетических и других видов ресурсов).


3. Анализ основных разрывов между текущими и целевыми значениями показателей (на основании п.1) и характеристиками вуза (на основании п.2), их важнейших причин и стратегические инициативы, за счет которых будут достигнуты заявленные международные конкурентные позиции.

Университет сегодня имеет хорошие стартовые позиции и обладает высоким потенциалом для интенсивного развития в соответствии с предлагаемой программой повышения конкурентоспособности университета до научно-образовательного центра мирового уровня и вхождения университета в ТОП-100 рейтинга QS.

Анализ основных разрывов между текущими и целевыми значениями показателей показывает, что лучше всего в университете обстоит дело с доходами из внебюджетных источников и долей иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам, что позволяет достаточно оптимистично оценивать перспективы повышения конкурентоспособности вуза.

Самым слабым показателем является доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей. Такая задача системно в университете не ставилась и не была обеспечена ресурсами. То же самое относится к таким показателям как количество статей в Web of Science и Scopus и цитируемость. Их решение требует отдельных инициатив и выделения ресурсов на создание благоприятной среды для работы научно-педагогических работников и исследователей, реализацию новых конкурентоспособных образовательных программ совместно с ведущими иностранными университетами, выполнение научно-исследовательских проектов с привлечением к руководству ведущих иностранных и российских ученых и создание системы международной академической мобильности научно-педагогических работников.

Вся совокупность планируемых инициатив и мероприятий будет способствовать стабильному повышению позиции вуза в рейтинге QS.

Основные направления стратегических инициатив:



3.1. Формирование портфеля программ и интеллектуальных продуктов вуза, обеспечивающих международную конкурентоспособность.

Стратегическими инициативами в этом направлении являются:



  • создание вузовской образовательной среды и реализация в вузе новых конкурентоспособных образовательных программ совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями;

  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с привлечением к руководству ведущих иностранных и российских ученых и совместно с научными и высокотехнологичными организациями с учетом российских и международных приоритетов;

Приоритетом развития данной инициативы является интеграция в научное европейское сообщество. В настоящее время университет приступил к реализации следующих программ и проектов:

  • создание российского вузовско-академического (РВА) консорциума и его интеграция в Консорциум/Сообщество Флагманской инициативы Графен (Graphene Flagship Initiative – GFI) с направлением «Наука и технология графена для наноэлектроники»;

  • создание российского вузовско-академического (РВА) консорциума "Умная одежда" (Smart Textiles) и его интеграция в Консорциум/Сообщество Флагманской инициативы «Ангелы-хранители разумной жизни» (Guardian Angels for a Smarter Life – GA) с направлением «Технологии и компоненты умной одежды»;

  • создание института информационной безопасности и реализация проекта по разработке технологий и комплексной системы информационной безопасности распределенных сред совместно с Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации РАН РФ, технологическим институтом Ханойского университета и университетом г. Турку;

  • создание современной научно-исследовательской лаборатории мирового уровня "Передовые технологии интегральных схем СВЧ" и реализация проекта по разработке энергоэффективных гибридных и монолитных интегральных схем СВЧ с малыми вносимыми потерями под руководством ведущего ученого проф. Матиаса А. Хайна (Технический университет г. Ильменау, Германия);

  • создание научно-образовательного центра «Цифровая сфера» и реализация проекта по разработке современных информационных и телекоммуникационных технологий и услуг в области развития интерактивного цифрового телевидения и сервисов, основанных на приграничном партнерстве совместно с ОАО Завод им. Козицкого, Teknologian tutkimuskeskus VTT, Maxisat-yhtiot Oy (Финляндия).

3.2. Привлечение и развитие ключевого персонала вуза, рост качества исследовательского и профессорско-преподавательского состава.

Важнейшие инициативы, обеспечивающие реализацию данного направления:



  • открытый конкурсный отбор руководящего состава вуза;

  • система управления карьерой (управление человеческим капиталом университета);

  • создание благоприятных условий для привлечения молодых научно-педагогических работников;

  • создание системы международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников.

3.3.Привлечение талантливых студентов и аспирантов.

К стратегическим инициативам в рамках данного направления относятся:



  • развитие научно-педагогических школ;

  • создание привлекательной научно-образовательной среды для российских и иностранных аспирантов и стажеров-исследователей;

  • создание системы поддержки талантливой молодежи, молодежного научно-технического творчества и предпринимательства.

3.4. Механизмы обеспечения концентрации ресурсов на прорывных направлениях, отказ от неэффективных направлений деятельности.

Стратегические инициативы, обеспечивающие концентрацию ресурсов:



  • создание специализированных структурных подразделений для проведения комплексных, междисциплинарных, прорывных исследований и разработок.

  • продвижение центров технологий превосходства и научно-образовательных платформ университета в качестве мировых центров повышения квалификации и переподготовки научных, образовательных и инженерных кадров

3.5. Создание системы управления вузом (основные принципы, управленческие кадры и системы, организационная структура вуза), обеспечивающей достижение показателей и характеристик целевой модели.

Стратегическая инициатива по совершенствованию системы управления вузом:



  • проведение независимой оценки эффективности и результативности выполнения служебных и функциональных обязанностей руководителей всех уровней.

Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:

  • проектно-ориентированная структура и децентрализация управления;

  • поддержка сетевого и корпоративного взаимодействия университета и его стратегических партнеров; обеспечение адекватного представительства работников университета, органов государственной власти, работодателей и общественности в органах управления программой;

  • открытость и гласность при принятии управленческих решений, вовлечение коллектива университета в реализацию программных мероприятий.

Управление Программой будет реализовано в соответствии с современными стандартами управления проектами.

Система управления реализацией Программы будет иметь матричную структуру, совмещающую проектную и функциональную технологию управления, включая общественно-коллегиальные и административные органы управления.

В рамках реализации Программы будет применяться автоматизированная информационная система поддержки ее выполнения и мониторинга, которая направлена на измерение, анализ и контроль достижения требуемых характеристик гарантии качества научной и образовательной деятельности.

4. Управление изменениями, какие механизмы планирует использовать вуз для эффективной трансформации.

Поиск путей обеспечения высоких конкурентных позиций предопределяет необходимость разработки и реализации механизма управления конкурентоспособностью университета. Такой механизм включает в себя:



  • анализ эффективности деятельности университета,

  • выявление и диагностику проблемных областей и их слабых мест,

  • поиск и моделирование эталонных решений,

  • их внедрение и адаптацию с возможностью внесения корректив в стратегию и принципы функционирования.

Использование в механизме управления конкурентоспособностью вуза концепции бенчмаркинга позволяет внедрять лучший опыт ведения деятельности, совершенствовать качество и эффективность, формировать новую концепцию ведения образовательного процесса и научных исследований, оценивать профессионализм руководства, что в конечном итоге приводит к обеспечению устойчивого развития вуза и достижению заданного уровня конкурентоспособности.

Однако результативность применения бенчмаркинга зависит от верного выбора объекта совершенствования, определения университетов–эталонов и полезности их опыта, разработки системы внедрения и поддержки данного опыта в деятельность университета во взаимосвязи с системой ее стратегического менеджмента.

Это време- ресурсоемкий процесс, поэтому использование методики измерения достижений вуза, а также применение интеллектуальных систем в процессе внедрения бенчмаркинга в механизм обеспечения конкурентоспособности – необходимое условие его эффективной реализации.

Создание и реализация системы управления изменениями университета включает в себя:


  • реинжиниринг системы качества университета на основе элементов системы сбалансированных показателей и существующей в вузе системы менеджмента качества;

  • продвижение на рынок образовательных услуг аккредитованных по международным стандартам образовательных программ;

  • расширение кооперации с ведущими иностранными и российскими университетами, научными организациями и высокотехнологичными предприятиями;

  • обеспечение жесткой взаимосвязи результатов деятельности всех подразделений университета с целевыми показателями Программы;

  • разработку и реализацию программы модернизации системы и технологии управления университетом;

  • формирование профессиональных и экспертных команд реформирования вуза на всех уровнях и направлениях управления;

  • развитие корпоративных принципов приверженности персонала вуза к осмыслению, принятию и поддержке стратегии обновления университета

  • преобразования в структуре и системах университета: информационной, кадровой, финансово-экономической, стимулирующей результаты труда сотрудников;

  • своевременная корректировка стратегии, целей и задач трансформации университета.


Каталог: assets -> files -> university
files -> Инновации в образовании Рекомендательный список статей, составленный по страницам журналов «Высшее образование сегодня»
files -> К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе
files -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели
files -> Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспективы организации
files -> Формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
files -> Конкурентоспособность выпускников вузов как ориентир государственных образовательных стандартов
files -> Муниципального бюджетного дошкольного
files -> Анализ и выбор средств оценки самостоятельной работы будущего бакалавра
university -> 2013 Вып. 6 Системы телекоммуникации, устройства передачи, приема и обработки сигналов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница