Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей



Скачать 109.5 Kb.
Дата14.02.2016
Размер109.5 Kb.
ТипПрограмма


УТВЕРЖДЕНА

приказом министерства социально-демографической и семейной политики

Самарской области

от 21.12.2012 г. № 741

Программа

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Программа)



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Программа осваивается по очно-заочной форме обучения)



Название раздела

Всего

часов


Лекции

Тренинги

Индивидуаль-ное консульти-рование

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители

5,5

0,5

4

1

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей.

Понятие о мотивации приемных родителей.




4,5

0,5

4




3.

Особенности развития ребенка (периодизация нормального развития ребенка)

9

1

8




4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития.

5

1

4




5.

Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

5

1

4




6.

Адаптация ребенка и приемной семьи

5

1

4




7.

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

5

1

4




8.

Обеспечение безопасной среды для воспитания ребенка в семье и за ее пределами. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка по неосторожности. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни

3

1

2




9.

Особенности

полового воспитания приемного ребенка



3

1

2




10.

Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка. Родительские и профессиональные роли приемной семьи

7

1

6




11

Завершение

воспитания ребенка в приемной семье



3

1

2




12.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

4

4







13.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

1

1




14.

Итоговое собеседование

1







1




ИТОГО

62

15

45

2

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНЫХ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в

приемные  родители
Индивидуальное собеседование (структурированное интервью) с каждым из кандидатов в приемные родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка). Проводится перед изучением тем раздела 1.

Темы раздела 1.

Содержание,  цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.

Понятие обучающе-психологического тренинга и приемы, используемые в процессе его проведения, понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга.

Содержание, особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи.

Знакомство кандидатов в приемные родители с группой.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.

Раздел  2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей

Темы раздела 2.

Понятие о мотивации приемных родителей.

Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в приемные  родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.

Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные  родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.



Раздел 3. Этапы развития  ребенка

Темы раздела 3.

Психическое развитие ребенка в соответствии с периодизацией развития детей.

Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

 

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без  попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

Темы раздела 4.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Диспропорции развития. Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.

Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.

Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.

Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.



Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживание горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

Темы раздела 5.

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).

Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).

Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

Темы раздела 6.

Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные  родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.

Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению  приемного ребенка.

Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.

Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.

Этапы адаптационного периода. Особенности  адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.

Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью
и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.

Понятие о методике «Книга жизни ребенка» и ее составление приемными родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи приемным  родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.



Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

Темы раздела 7.

Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.

Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний  ребенка. Критерии оценки методов воспитания  ребенка.

Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.

Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Раздел 8. Обеспечение безопасной среды для воспитания ребенка в семье и за ее пределами. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка по неосторожности. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни

Темы раздела 8.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в т.ч. в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.

Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Раздел 9. Особенности полового  воспитания приемного ребенка

Темы раздела 9.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.

Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

Защита ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

Темы раздела 10.

Родительские и профессиональные роли приемной семьи.

Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование кандидатов в приемные родители совместно с  членами их семьи.

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость,  семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

Паттерны семейного взаимодействия.

Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители
и возможность их развития.

Семейная история и ее обсуждение.

Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в приемные  родители распределения ролей в семье.

Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. «Система поддержки» и ресурсы семьи.

Личная и семейная ситуация  кандидатов в приемные  родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.

Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.

Семейные и индивидуальные способы принятия решения.

Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в приемные родители.

Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Самооценка кандидатов в приемные родители.

Составление Карты семьи.

Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в приемные родители в процессе воспитания ребенка.

Раздел 11. Завершение воспитания ребенка в приемной семье

Темы раздела 11.

Отношение приемной семьи к биологическим родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.

Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (биологические родители и кровные родственники, организация, оказывающая медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, приемная семья).

«Прощание» с ребенком (передача ребенка в другую семью, возврат биологическим родителям, достижение ребенком совершеннолетия и пр.).



Раздел 12. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения  родителей, на воспитание в семьи граждан

Темы раздела 12.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.


Раздел 13. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

Темы раздела 13.

Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка.

Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей) (далее – сопровождающая организация), после устройства ребенка.

Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с организациями, предоставляющими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь приемным родителям.

Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных  услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

Взаимодействие приемных семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.

Раздел 14. Подведение итогов освоения курса подготовки

кандидатов в приемные  родители
Темы раздела 14.
Обсуждение результатов освоения  курса подготовки кандидатов в приемные  родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.

Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.

Составление итогового заключения о готовности  и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью, содержащего рекомендации по количеству, возрасту, особенностям в развитии детей, необходимости предоставления приемной семье медико-социальной и психолого-педагогической поддержки (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).



3. ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ

1. Кандидаты в приемные родители, посетившие не менее 80% занятий, предусмотренных программой, успешно прошедшие курс подготовки, по его завершении должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

2. Кандидаты в приемные родители, успешно прошедшие курс подготовки, должны знать:

свои права и обязанности как приемных родителей, в отношении ребенка, а также в отношении органов опеки и попечительства, сопровождающей организации;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

3. Кандидаты в приемные родители, успешно прошедшие курс подготовки, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

заботиться о здоровье ребенка;



соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница