Программа подготовки аспирантов по специальности 19. 00. 07 педагогическая психология Разработчик программы: зав кафедрой Типп к псх н., доцент Гусева Т. А



Скачать 68.92 Kb.
Дата20.04.2016
Размер68.92 Kb.
ТипПояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

факультет психологии

кафедра теоретической и прикладной психологии

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

19.00.07 - педагогическая психология
Разработчик программы:

зав.кафедрой ТиПП

к.псх.н., доцент

Гусева Т.А.

Бийск, 2004

Пояснительная записка


Цель реализации образовательной программы психологического послевузовского образования: углубить у аспирантов знания по основным разделам педагогической психологии, вооружить будущих преподавателей высшей школы необходимыми психолого-педагогическими знаниями и навыками.

В программе рассматриваются психологические особенности современного образовательного пространства, проблемы индивидного и социального становления личности обучаемого и обучающего. Особое место уделяется рассмотрению психологических аспектов педагогической профессии.

Изучение данного курса является продолжением реализации основных задач государственного образовательного стандарта при подготовке специалистов-психологов.

В ходе изучения курса предполагается организация лекционных и практических занятий, проведение методологических семинаров, а также реализация самостоятельной работы над теоретическими источниками в избранной области.



Основные требования к усвоению содержания дисциплины аспирантом: фундаментальная подготовка в области психологической науки.

Содержание дисциплины







Наименование раздела

Кол-во час.

1

Методологические проблемы педагогической психологии

20

2

Психология обучения

40

3

Психология мотивации

20

4

Психология воспитания

20

5

Психология педагогической деятельности

20

6

Психология педагогического общения

20




Всего:

140



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


Методологические проблемы педагогической психологии (20ч)

Проблемы и основные направления педагогической психологии. Методологические проблемы педагогической психологии. Методы и методологические аспекты организации исследований в педагогической психологии. Планирование и организация психологических исследований. Методы наблюдения, эксперимента, беседы, изучения процесса и продуктов деятельности, анкетирования, тестирования и др. Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека. Движущие силы и условия психического развития в контексте проблем педагогической психологии. Соотношение обучения и психического развития. Сравнительный анализ позиций Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.


Психология обучения (40ч)

Образование и обучение. Психологические проблемы процесса обучения. Научение, его виды. Психологическая характеристика рефлекторного научения. Когнитивное научение. Механизмы научения. Учение, структура учения. Теория учения. Закономерности поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Типы учения (по П.Я. Гальперину). Понятие и психологическая характеристика учебной деятельности. Содержание и структура учебной деятельности. Усвоение знаний и учение. Закономерности формирования навыков. Психология обучения учебным предметам. Психологический анализ урока. Проблема содержания образовательного процесса. Психологический анализ современных образовательных технологий. Личностно-ориентированный образовательный процесс. Формы и условия психологической дезадаптированности ребенка. Дидактогенные неврозы. Психологические проблемы неуспеваемости. Типы неуспевающих учеников. Тактические проблемы коррекционной работы с ними. Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования. Теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования; структура, функционирование и условия развития деятельности учения и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза;


Психология мотивации (20ч)

Проблема мотивации в педагогическом процессе. Мотивы как психологический феномен с точки зрения А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Мотивация. Проблема и способы формирования положительной учебной мотивации.


Психология воспитания (20ч)

Предмет психологии воспитания. Основные вопросы психологии воспитания. Возможности детского коллектива в воспитании личности. Детский коллектив как причина возникновения отклоняющего поведения детей. Воспитание детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Особенности воспитания и старших школьников.


Психология педагогической деятельности (20ч)

Профессиональная педагогическая деятельность и ее структура. Субъективные особенности и профессиональные значимые качества личности педагогов. Педагогические способности и профессиональная компетентность учителя. Основное содержание психологического сопровождения процесса обучения. Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций.


Психология педагогического общения(20ч)

Педагогическое общение. Специфика педагогического общения. Современные теории педагогического общения. Проблема оптимального педагогического общения. Модель окна Джогари в педагогическом общении.




Рекомендуемая литература


  1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1998.

  2. Балл А.Г. Общая теория задач. М., 1990.

  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

  4. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.

  5. Выготский Л.С. Биологический и социальный факторы развития// Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.

  6. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во РСФСР, 1966.

  7. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка// Вопросы психологии. –1969, № 1.

  8. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. –М.: Изд-во МГУ, 1979.

  9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

  10. Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание// Философско-психологические проблемы развития образования/ Под ред. В.В. Давыдова. –М.: Педагогика, 1994.

  11. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности// Теория развивающего обучения. – М: Интор, 1996.

  12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1993.

  13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

  14. Ильясов И.И. Описание учения как деятельности// Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

  15. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

  16. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993.

  17. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982.

  18. Левитов Н.Д. К психологии формирования авторитета учителя// Советская педагогика. –1946. - № 2.

  19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. –М: Педагогика, 1983.

  20. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения// Деятельность. Сознание. Личность. – М: Политиздат, 1975.

  21. Лингарт Й. Проблематика психологической теории учения// Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. – М: Прогресс, 1970.

  22. Маркова А.К. Общие подходы к изучению мотивации учения в ходе ее формирования и к формированию под контролем изучения// Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1990.

  23. Маркова А.К. Педагогическая деятельность учителя// Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1993.

  24. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

  25. Матюшкин А.М. Проблемы ситуации в мышлении и обучении. – М: Педагогика, 1972.

  26. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987.

  27. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1981.

  28. Мир детства: Подросток. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1982.

  29. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.

  30. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

  31. Немов Р.С. Психология. Т. 1, 2, 3.

  32. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.

  33. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.

  34. Пиаже Ж. Психология интеллекта. / Избр. психол. труды. М., 1969.

  35. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

  36. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

  37. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

  38. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: «Академия», 2000.

  39. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. М., 1988.

  40. Чистякова Т.Д. Понимание и усвоение знаний// Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.

  41. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М., 1995.

  42. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1995.

  43. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.

  44. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности// Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

  45. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация. // Избр. психол. труды. М., 1989.

  46. Якиманская И.С. Разработка технологий личностно-ориентированного обучения. // Педагогика. 1995. № 2.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница