Программа по укреплению и сохранению здорового образа жизни «Здоровый ребенок успешный ученик»



Скачать 306.5 Kb.
Дата21.04.2016
Размер306.5 Kb.
Программа

по укреплению и сохранению здорового образа жизни

«Здоровый ребенок – успешный ученик»
Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на учащихся 1-11 классов и написана в соответствии с Законом РФ « Об образовании в Российской Федерации»



Актуальность проблемы

Начало потребления наркотических средств в России порой идентифицируют со «стартом» социально-экономических преобразований 1990-х годов. Однако учет больных наркоманией имел место уже в 1970-е годы. Безусловно, в этот период число учтенных больных наркоманией было несравненно меньше, чем в настоящее время. Дестабилизация социальных отношений. Резкая ломка ценностных ориентаций, привычной идеологической и политической среды, ухудшение материального положения населения в начале и середине 1990-х годов привели к стрессу (число больных психическими расстройствами в 1990 году составило 3,5 млн. человек, и тенденция роста продолжается, достигнув в 2002 году 4,2 млн. человек)1, для снятия которого многие граждане стали прибегать к злоупотреблению алкогольными напитками и наркотическими средствами.

В последние годы правительством России предприняты серьезные организационные и профилактические мероприятия, направленные на противодействие потреблению наркотических средств и их незаконному обороту, усилению профилактической работы среди населения, прежде всего, среди молодежи. В результате повысилась эффективность профилактики наркотизации детей, подростков и молодежи, что проявилось в сокращении потребления наркотических средств детьми и подростками.

Несмотря на достигнутые результаты, негативные тенденции наркотизации населения сохранились.

Основной причиной наркотической зависимости является «синдром дефицита удовлетворенности». Это определенное сочетание генов, при котором человеку трудно чувствовать себя комфортно. Люди, страдающие дефицитом удовлетворенности, с детства неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения, а в подростковом или уже взрослом возрасте при определенном стечении обстоятельств нередко прибегают к помощи психоактивных веществ, которые помогают им получить желаемое удовольствие и наслаждение.

Также одной из причин является «неправильная семья», где воспитание осуществляется либо одним из родителей, либо где присутствует располагающая атмосфера, складывающаяся в доме, отсутствие эмоциональной близости и доверия домочадцев друг к другу. Существуют и семьи, где один или оба родителя страдают наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к плохим пристрастиям у детей из таких семей возрастает в 2 раза.

Находясь в той или иной микросреде (семья, класс, двор) и взаимодействуя с другими микросредами (секция, кружок, дискотека), подросток постоянно испытывает разноплановые и нередко противоречивые влияния на свой внутренний мир. В отличие от взрослого, обладающего жизненным опытом, подросток не всегда умеет адекватно определить и оценить тех, кто своими ценностными ориентациями, своей деятельностью, характером взаимоотношений установившегося в них психологического климата, своими личностными особенностями действительно отвечает его потребностям, интересам, склонностям; и, в то же время, он не умеет вовремя дистанцироваться от тех, кто, благодаря присущим им свойствам, находится в разладе с его потребностями, интересами и склонностями. В результате этого подросток не всегда обретает общественно-моральные качества, они не становятся его ценностями. Порой в его личности укореняются псевдоценности, которые способствуют формированию таких способностей и склонностей, которые несут в себе негативные характеристики (к ним относится и аддикция).

Аддиктивное поведение — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголя, наркотиков, транкви­лизаторов...) либо осуществления какого-либо вида деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).

Лучшая методика борьбы с употреблением ПАВ и девиантным поведением - профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших. Очевидно, что добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Это осознается сегодня подавляющим большинством населения от государственных чиновников всех уровней до обычных рядовых граждан. Организация занятости подростков во внеурочное время является одним из основных способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и противоправных действий. Можно преподносить множество сведений о том, как следует относиться к своему здоровью, но лишь активная личностная позиция самого человека сделает его таковым. Поэтому профилактическая работа предполагает, в первую очередь, воспитание и обучение, основанное на полноценном развитии ребенка как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности.

«Профилактика – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, способствующих развитию личности, ориентированной на здоровый образ жизни». («Толковый словарь русского языка», Ожегов).

Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений, позволит оградить подрастающие поколения страны от наркотической эпидемии.

В зависимости от целевой группы, на которую ориентирована профилактическая работа, профилактика различается на три вида.

Первичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ; Вторичная профилактика – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблением ПАВ у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни.

Третичная профилактика, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания. То есть проведение таких мероприятий, которые будут способствовать восстановлению личностного и социального статуса больного (наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом) и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.

Школьные исследования показали, что нам необходимо применять первичную и вторичную профилактику. Первичная профилактика должна быть направлена на всех учащихся школы. Вторичная - на курящих учащихся, которых у нас 42 человека, школьников, состоящих на учете в ОДН ОВД (30 человек). Также необходимо обратить особое внимание на детей, чьи родители состоят на учете в КДН (6 семей), из неполных семей (71 семья, в них детей - 83) и учащихся, проживающих не с родителями (4 из детского дома, 7 опекаемых).

Для того чтобы работа по сохранению и укреплению состояния здоровья учащихся дала положительные результаты, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов, родителей и учеников. Актуальной для коллектива стала систематизация деятельности по осуществлению профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Цель: создание условий для формирования у школьников полезных навыков здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров.

Задачи:


  • определение степени вовлеченности контингента в проблему;

  • организация профилактической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подро­стков;

  • разработка и внедрение современных воспитательных методик и технологий;

  • формирование общих и специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ) у педагогов, ЗДЛ, учащихся и их родителей;

  • воспитание у учащихся уважения к себе, чувства собственного достоинства, неприятия наркотических средств как способов воздействия на свою личность;

  • формирование культуры здоровьесбережения на основе сформированной мотивационной сферы;

  • развитие методической, консультативной деятельности для всех целевых групп профилактической работы;

  • развитие системы родительского всеобуча по проблемам семейного воспитания и вопросам предупреждения приобщения детей к психоактивным веществам, повышению культуры взаимоотношений в семье;

  • организация волонтерского движения;

  • развитие социального партнерства в рамках реализации программы.

В лицее ежегодно проводятся мероприятия профилактической направленности. Прежде всего, это пропаганда здорового образа жизни.

В лицее работают спортивные секции, в которых занято 45,4% школьников. Учащиеся ежегодно принимают участие в городских спортивных соревнованиях и нередко становятся их победителями и призерами.

Также в работе с обучающимися и их родителями педагогами школы применяются следующие формы работы: классные и индивидуальные беседы с учащимися; мероприятия просветительского характера для родителей (собрания, индивидуальные беседы, семинары); массовые спортивные мероприятия; конкурсы, устные журналы, вечера вопросов и ответов, дискуссии, тренинги, массовые акции (фестивали, дни и декады здоровья, месячники, агитпоезда, социальная реклама).

В ходе реализации программы применяются следующие типы профилактики:



Общесоциальная (неспецифическая) профилактика сфера деятельности, не затрагивающая непосредственно проблему употребления наркотиков, а влияющая на нее косвенно – через административные механизмы, педагогическими средствами, при помощи информационных технологий (благоустройство школы и ее территории,

мероприятия по организации досуга подростков – альтернатива приему наркотиков).



Специфическая профилактика это мероприятия и программы, которые призваны влиять на те или иные проявления проблемы наркомании и их медицинские и социальные последствия (специализированные информационные кампании в средствах массовой информации; проведение уроков, психологических тренингов и тематических занятий для подростков; выпуск специальной литературы; терапевтические программы для потребителей наркотиков; программы снижения вреда).

По «точке приложения усилий» выделяются следующие уровни профилактики:



Личностный уровеньэто воздействие на целевую группу путем формирования личностных качеств, способствующих направленности на выбор здорового образа жизни (консультирование, лечение, психологические тренинги).

Семейный уровеньэто комплексное влияние на семью подростка, которое будет способствовать формированию в семье благоприятных взаимоотношений понимания, принятия друг друга, направленности на здоровый образ жизни (консультирование, родительские собрания, участие родителей в общественной жизни образовательного учреждения, где обучается их ребенок).

Социальный уровень – комплекс мероприятий, направленных на изменение общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также отношения к их потребителям. Это помогает создать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях.

Профилактическая работа ведется, основываясь на следующие принципы:



а) долгосрочность и непрерывность. Профилактика - это процесс, который неразрывно связан с воспитанием, предполагающим не только формирование тех или иных черт личности, но и коррекцию деструктивного поведения, ориентир на осознанное изменение его. А такие процессы происходят не сразу, поэтому мероприятия, не соединенные воедино, скорее всего не принесут сколько-нибудь ощутимого отсроченного личностного и социального эффекта, а лишь сиюминутный результат;

б) адресность. При подготовке мероприятий необходимо учитывать то, на какую целевую группу они направлены, и, исходя из этого, избирать те или иные формы и методы их проведения, а также степень информирования. Если информация превышает пределы информационного запроса группы, можно спровоцировать нездоровый интерес к предмету разговора. Необходимо понимать, что ты говоришь, кому, зачем и почему ты говоришь это именно сейчас;

в) профессионализм и своевременность;

г) доступность (подача материалов с учетом возможностей и особенностей восприятия целевой группы). Например, адресуя профилактические мероприятия подросткам, необходимо учитывать их психофизиологические возрастные особенности, а также принадлежность их к той или иной субкультуре;

д) последовательность. Для реализации программы предусмотрен ряд этапов, которые будут сменять друг друга в определенной последовательности.
Этапы реализации программы









Каждый человек в своей повседневной жизни действует чаще всего привычным для него способом. Находясь в необычной для себя ситуации или перед необходимостью выбора, человек может сделать совершенно неожиданный для себя шаг или последовать одной из опробованных ранее стратегий. Люди, обладающие широким и разнообразным набором комму­никативных стратегий, легче адаптируются в нестандартных ситуациях, чаще принимают взвешенные и ответственные решения. Если же у человека в арсе­нале только одна или две стратегии, это значительно снижает его свободу выбора и повышает вероятность неудачных решений.

Процесс принятия решений и их реализации в той или иной степени представляет затруднения для любого человека. Однако решение об изменении поведения мо­жет приобретать социально-значимые черты, если это касается отказа от приема наркотиков и алкоголя или выбора более безопасных форм сексуального поведения в ситуации эпидемии ВИЧ-инфекциии, гепатитов В, С.

Между информацией, мотивацией, поведенческими навыками и поведением существует определенная взаимосвязь.

Каждый человек обладает определенным набором поведенческих навыков. Эти навыки в повседневной жизни образует картину типичного для него поведения. Модель поведения зависит не только от того, как человек умеет себя вести, но и от того, чего человек хочет добиться своими поступками. То есть в его поведении есть определенная мотивация.

Мотивация — это побуждение, вызывающее и определяющее направленность активности. Мотив расценивается психологами как причина поведения. Оттого, насколько успешно реализуются мотивы, зависит то, какие эмоции будет испытывать человек. Мотивация к той или иной деятельности зависит от информации, которой владеет человек. Информация в данном случае — это знания, личный опыт и дополнительные сведения о предметах или явлениях, получаемые человеком в течение жизни. Информа­ция, которой владеет человек, может стимулировать его на приобретение новых навыков или отказ от используемых им ранее. Наличие новой информации оказывает влияние и на поведение человека. Поэтому все связи на этой схеме взаимонаправлены. Это означает, что изменение в каком-либо одном блоке приводит к изменениям во всех остальных.

В связи с этим работа педагогов направлена на повышение уровня мотивационной сферы учащихся.




Основные подходы реализации программы
Предоставление информации. Информация должна быть достоверной, уместной, с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений) и предоставлять знания о последствиях злоупотребления ПАВ. Этот подход основывается на том, что, имея достоверную информацию о психоактивных веществах, об их влиянии на организм (физиологическом, психическом, психологическом), а также на социальное и

экономическое благополучие, человек сможет принять взвешенное, ответственное решение по отношению к своему здоровью.



Эмоциональное «обучение». Этот подход базируется на том, что зависимости от ПАВ чаще всего подвержены люди, испытывающие трудности в понимании и выражении собственных эмоций; люди с заниженной самооценкой и неразвитой способностью к сопереживанию (эмпатией), с недостаточно развитой эмоциональной сферой, имеющие в структуре своей личности так называемый «запрет на эмоции», недостаточно общительны. В связи с этим они часто не умеют накапливать опыт переживаний и принятия решений в стрессовых ситуациях, готовы на все, чтобы включиться в любые группы, быть принятыми ими. Подростковая наркомания в настоящее время распространилась не только на подростков с проблемами в эмоциональной сфере, но и на многие другие группы молодых людей. Поэтому отдельно взятая эта модель, хотя и является эффективной, не может использоваться изолировано от других.

Апелляция к ценностям и знаниям. Подход основывается на теориях об изменении поведения и использует методы поведенческой терапии. Проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем. Эксперименты с наркотиками могут быть:

попыткой демонстрации взрослого поведения, способом уйти от родительского контроля;

выражением социального протеста, вызовом по отношению к ценностям социальной среды;

стремление получить новый, ранее не познанный опыт (поиск удовольствия и расслабления, стремление приобщиться к определенной субкультуре).

Такое поведение можно трактовать как просьбу о помощи в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды, акт отчаянья, ответ на определенные нарушения в психологическом и социальном развитии. Сторонники этого подхода считают, что подростки с подобными функциональными расстройствами нуждаются в обретении определенных жизненных навыков, которые позволят им обрести устойчивость к различным негативным социальным влияниям и повысят их индивидуальную компетентность.

Воспитание противодействия ПАВ. Этот подход основывается на привитии социальных навыков, ориентированных на здоровый образ жизни, умение сопротивляться пагубному влиянию и давлению, умение говорить «нет». Программа охватывает 2 направления: профилактику девиантного поведения и выработку стратегий поведения в трудных социальных ситуациях, отказа от данных стратегий.

Предоставление альтернативы. Этот подход предполагает развитие альтернативных социальных программ, в которых бы подростки смогли бы реализовать стремление к риску, поиску острых ощущений, повышенную поведенческую активность. Например, к ним относятся походы, путешествия с приключениями, занятия творчеством, видами спорта, связанными с риском, разнообразные клубы, кружки по интересам.

Влияние социальной среды и сверстников (работа с семьей и влиянием подростковой среды). Работа с волонтерами. С точки зрения этого подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда, как источник обратной связи, поощрений и наказаний. Тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важнейших направлений этих программ является работа с лидерами-подростками, желающими пройти обучение и осуществлять профилактическую антинаркотическую работу среди сверстников.



Укрепление здоровья. Этот подход основывается на сочетании личного выбора и социальной ответственности за здоровье. Здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни, а не как цель существования. В ее основе социальные, личностные и физические возможности человека, обучение здоровому жизненному стилю.

Педагоги
Целевые группы





Просвещение

а. Консультирование педагогов и специалистов по вопросам индивидуальной работы с уч-ся, родителями, ЗДЛ.

б. Изучение современных эффективных технологий профилактической работы
Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде. а. Разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета

б. Освоение интерактивных форм работы с учащимися, родителями, ЗДЛ.




Учащиеся

Родители

Значимое окружение уч-ся






Просвещение

а. Формирование общих знаний, отношений и установок (о здоровье, самих себе, об окружающих

б.Формирование специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ).


Просвещение

Установление контакта, консультир-е и мотивирование для совместной работы лидеров подростково–молодежной среды.




Просвещение

Формирование знаний, отнош-й и установок.

Предоставление неспецифической информации членам семьи (знания в отношении детей, себя, о семейных отношениях, семейных мифах и стереотипах). Формирование специфических знаний, отношений и установок.

Предоставление специфической информации (специальные сведения о ПАВ, семейной патологии, конфликтных, дисфункциональных, асоциальных семьях и их проблемах).








Формирование технологического потенциала

а. Разработка проф-го мероприятия в рамках уч. предмета

б. Освоение интерактивных форм работы с уч-ся, родителями, ЗДЛ.





Реализация потенциала неспецифической досуговой деятельности.

Организация творческой и досуговой деятельности







Тренинговые занятия.

Определение степени вовлеченности контингента в проблему. Обследование целевой группы.











Форм-е условий развития проф-го потенциала

а. Изменение установок и выработка профес-й позиции к проблеме профилактики.

б. Освоение технологий проведения индив-ой профилакт-й работы

в. Освоение технологий организации групповой работы

г. Освоение психо-лог-х технологий


Реализация потенциала специфической досуговой деятельности.

Мероприятия специфической активности с элементами формирования отношения к потреблению ПАВ.









Формирование актива и волонтерская деятельность. Обучение профилактическим воздействиям и стимуляция работы.







Волонтерская деятельность.

Формирование актива родителей.



Мониторинг программной профилактической деятельности.



Организация волонтерского антинаркотичес-кого движения.



Формирование актива и волонтерская деят-ть

План мероприятий формируется на основе настоящей Программы, также допускается возможность рассмотрения и включения новых мероприятий, предложенных участниками образовательного процесса. Настоящая Программа позволит создать единую систему взаимодействия педагогов, врачей, психологов, родителей и учеников.
План мероприятий на каждом этапе

Анализ ситуации



п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1

Определение степени вовлеченности контингента в проблему.

В течение года

Зам. директора по ВР

2

Анализ социального паспорта школы

сентябрь

Социальный педагог

3

Изучение технологий профилактической работы, применяемых в школе:

- проведение педагогического совета «Здоровье школьника: проблемы и пути решения»



Март

Заместители директора

4

Анкетирование учащихся с целью выявления степени подверженности влиянию

2 раза в год

Психолог,

Кл. руководители



5

Проведение семинара «Стандартизация профилактической работы в школе»

апрель

Зам. директора по ВР

Анализ уровня информированности и «готовности» целевой группы




п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1

Анализ уровня воспитанности (по Эппле)

апрель

Психолог

2

Анализ межличностных отношений в классных коллективах с целью выявления лидеров, антилидеров и аутсайдеров

октябрь

Психолог

3

Участие в городском семинаре «Стандартизация профилактической работы в школе»

февраль

УО

Предоставление услуг, исходя из результатов анализа



п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

Педагоги

1

Семинар «Современные технологии профилактической работы»

а. Освоение технологий проведения индивидуальной профилактической работы (индивидуальная профилактическая беседа).

б. Освоение технологий организации групповой работы (групповая дискуссия) по вопросам профилактики.

в. Освоение психологических технологий



Сентябрь

Зам. директора по ВР

2

Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде:

а. Разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета

б. Освоение интерактивных форм работы с учащимися, родителями, ЗДЛ.


Сентябрь

Учителя-предметники

3

Семинар-практикум «Активизация знаний и умений педагогов о синдроме дефицита внимания и гиперактивности школьников (СДВГ)»

Ноябрь

Психолог

4

Семинар «Молодежные субкультуры»

Декабрь

Зам. директора по ВР

Родители

1

Просвещение родителей

а. Предоставление неспецифической информации членам семьи (знания в отношении детей, себя, о семейных отношениях, семейных мифах и стереотипах).

б. Предоставление специфической информации (специальные сведения о ПАВ, семейной патологии, конфликтных, дисфункциональных, асоциальных семьях и их проблемах).


1 полугодие

учебного года



Классные руководители 5-11 классов

2

Работа с родителями по формированию позитивных коммуникаций в семье

Ноябрь

Психолог

3

Семинар «Молодежные субкультуры»

Декабрь

Классные руководители 5-11 классов

Учащиеся

1

Работа кружков, клубов, спортивных секций

В течение года

Зам. директора по ВР

2

Работа клуба «Успех»

В течение года

Психолог

3

Организация лекций врачей городской поликлиники

В течение года

Школьный фельдшер

4

Встречи с инспектором КДН

В течение года

Социальный педагог

5

Организация разумного досуга учащихся

В течение года

Педагоги-организаторы

6

Вовлечение в кружки, секции, привлечение к подготовке школьных мероприятий детей «группы риска», установление их контактов

В течение года

Кл. руководители,

педагоги-организаторы, социальный педагог



7

Тренинг уверенного поведения

Декабрь, апрель

Психолог

8

Мероприятия, направленные на снижение уровня дизадаптации

Сентябрь-октябрь

Кл. руководители 1,5,10 классов,

педагоги-организаторы, психолог



Значимое окружение учащихся

1

Волонтерская деятельность

В течение года

Руководитель волонтерского движения

2

Участие в школьных мероприятиях

В течение года

Педагоги-организаторы

Формирование мотивации, ориентированной на здоровый образ жизни



п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

Педагоги

1

Проведение конкурса на лучшую разработку урока и внеклассного мероприятия, направленного на формирование осознанного отношения учащихся к ЗОЖ

апрель

Зам. директора по ВР

2

Совместные спортивные соревнования учащихся и педагогов

апрель

Преподаватели физкультуры

Родители

1

Работа с родителями по формированию адекватности детско-родительских отношений

октябрь

Психолог

2

Совместные спортивные соревнования учащихся и родителей, походы

Осень, весна

Кл. руководители,

педагоги-организаторы



Учащиеся

1

Проведение классных часов с целью формирования специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ).

В течение года

Классные руководители

2

Проведение классных часов с целью формирования общих знаний, отношений и установок (о здоровье, самих себе, об окружающих)

В течение года

Классные руководители

3

Формирование актива

и

волонтерская деятельность.



Сентябрь
В течение года

Кл. руководители,

педагоги-организаторы



4

Проведение школьных соревнований

В течение года

Преподаватели физкультуры

5

Организация концертов, выставок декоративно-прикладного творчества

В течение года

Руководители кружков, студий художественно-эстетической направленности

6

Показ рекламных видеороликов, пропагандирующих различные виды спорта и рассказывающих о выдающихся спортсменах

В течение года

Руководитель кружка «Телевидение»

7

Участие в городских соревнованиях, конкурсах, выставках

В течение года

Руководители кружков, студий, спортивных секций

8

Консультирование и мотивирование для совместной работы лидеров подростково–молодежной среды, в которой общаются учащиеся школы


В течение года

Кл. руководители,

педагоги-организаторы



9

Проведение акции «Не переступи черту»

Октябрь

Кл. руководители,

педагоги-организаторы



10

Проведение акции «Мы выбираем будущее»

Апрель

Кл. руководители,

педагоги-организаторы



11

Работа школьного пресс-центра по вопросам пропаганды ЗОЖ

В течение года

Руководитель пресс-центра

12

Выявление ведущей мотивации учащихся 1-2 классов,

Октябрь

Психолог

13

Проведение конкурсов «Ученик года», «Класс года»

Апрель

Зам. директора по ВР

Значимое окружение учащихся

1

Участие в школьных мероприятиях

В течение года

Кл. руководители

Анализ ситуации




п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1

Мониторинг программной профилактической деятельности.

Май


Зам. директора по ВР


Схема управления Программой


Директор




Учителя


Зам.директорапо УВР

Зам.директорапо ВР

Классные руководители






Педагоги ДО

Социальный педагог

Социальные партнеры

Логопед

Педагог-психолог



Фельдшер


Кадровое обеспечение

Директор:



  • осуществление общего руководства и контроля по реализации программы.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе:

  • Организация УВП

  • Анализ ситуации и внесение коррективов.

  • Проведение семинаров, консультаций.

  • Подготовка и издание методических рекомендаций

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • Координация реализации программы.

  • Организация воспитательной работы и дополнительного образования в школе.

  • Проведение семинаров, консультаций.

  • Подготовка и издание методических рекомендаций.

Учителя:

  • Освоение и внедрение профилактических технологий в учебно-воспитательном процессе.

Классные руководители:

  • Проведение классных часов, родительских собраний.

  • Сотрудничество в области профилактической работы со специалистами.

  • Установление контактов учащихся.

Педагоги-организаторы:

  • Проведение КТД.

  • Организация работы волонтеров.

Психолог и логопед:

  • Психолого-педагогическое сопровождение программы.

Социальный педагог:

  • Профилактика вредных привычек

  • Сотрудничество с инспектором КДН.

  • Привлечение детей «группы риска» к занятиям в кружках, клубах, секциях.

Фельдшер:

Диагностика состояния здоровья учащихся.



  • Оказание медицинской помощи учащимся и педагогам школы.

Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактической работы:

  • Оказание профессиональной помощи учащимся, родителям, педагогам.

  • Проведение консультаций, тренингов.

  • Участие в мероприятиях лицея


Социальные партнеры лицея





Комитет

Образования

Администрации города Ставрополя

Отдел по охране детсва

Городские детские поликлиники

ОДН ОВД

Городской психологический центр

Ожидаемые результаты


  • формирование системы профилактической деятельности и команд ее осуществляющих;

  • сформированность позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ;

  • усвоение основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося;

  • изменение форм поведения учащихся в отношении здоровьесбережения;

  • развитие социального партнерства в рамках реализации Программы.

Оценка эффективности Программы

Эффективность программы оценивается по количественным и качественным показателям:



  • повышение уровня квалификации педагогов;

  • оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации Программы;

  • результаты тестирований;

  • повышение уровня знаний родителей по формированию адекватности детско- родительских отношений;

  • повышение готовности всех участников образовательного процесса участвовать в мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;

  • мероприятия Программы являются событием для их участников;

  • повышение уровня мотивации учащихся в отношении здоровьесбережения;

  • расширение круга социальных партнеров;

  • тенденция снижения количества правонарушений, совершенных школьниками, и количества учащихся, состоящих на учете в КДН;

  • количество работающих волонтеров.

Методическое обеспечение Программы

Программа обеспечена методическими пособиями для учителя, информационными пособиями для школьников и родителей. Комплекс материалов позволяет семье и школе придерживаться единого подхода в воспитании.

Министерство образования РФ, Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей, Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи минобразования России, институт педагогических инноваций - Методическое пособие «Основы групповой работы».


Антропоогический подход к проектированию развивающего образования: принципы, модели, технологии.

Методологические основы проектирования системы профилактики зависимости от психоактивных веществ среди детей и молодежи составлены по сборнику «Методологические, психологические и педагогические основы социально-педагогического проектирования системы профилактики зависимости от ПАВ детей и молодежи» Москва. Изд. ACADEMIA:, 2003

Министерство образования РФ Д.В. Колесов, В.В. Зарецкий, Т.А. Цехмистренко Методология создания и применения антинаркотических материалов для средств массовой информации с учетом особенностей восприятия детей и молодежи М.2003

А.Ю. Егоров, Г.А. Дашковский Современные особенности личности подростков-наркоманов.

Иванов Е.С. Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга. Эмоциональные расстройства и школьная дезадаптация у детей с нарушениями психического развития

Профилактика зависимостей в образовательной среде: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25-26 сентября 2008г., г. Казань. – Казань РИЦ «Школа», 2008. – 280.

В.В.Ряшина, канд.психол.н., ст.н.сотр. лаборатории проектирования условий развития профессионального сознания субъектов образования Института педагогических инноваций РАО, практический психолог Ролевые игры как средство развития психологической компетентности в юношеском возрасте.

Л.С. Шпиленя Психолого-педагогический центр профилактики наркоманий среди детей и подростков Институт Специальной педагогики и психологии Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга (Санкт-Петербург) Опыт оценки реабилитационного потенциала у несовершеннолетних, употребляющих наркотики.

Шевченко Ю.С., Дерягина М.А., Валентович Н.С.Этологический подход к пониманию агрессии, ее профилактике

Н.А. Гусева Кафедра специальной психологии СПбГУ (Санкт-Петербург) Профилактика аддиктивного поведения детей 6-12 лет

М.В. Кабатченко Здоровье и свобода выбора (тезисы выступления на областной конференции 24. 10. 07, г. Томск.)



Н.М. Иовчук, А.М. Щербакова, П.В. Безменов Образовательный аспект междисциплинарной работы с семьей «проблемного» ребенка.

Литература


  1. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2003.

  2. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. Практики/Н.В. Вострокнутов; Министерство образования и науки Рос. Федерации.- М.: московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

  3. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад / (Ф.Э. Шереги, С.Б. Зайцев). – М.: Моск. Гор. Фонд поддержки шк. Книгоиздания, 2003. – 120 с. – (Серия в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / М-во образования и науки Рос. Федерации).

  4. Материалы курсов повышения квалификации «Стандартизация профилактической работы в школе». 2012.

  5. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.

1 Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2003. С. 253


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница