Программа по учебному предмету уп. 01. Специальность (баян) Калининград 2014 Структура программы учебного предмета



Скачать 430.5 Kb.
страница1/3
Дата14.02.2016
Размер430.5 Kb.
  1   2   3
МАОУ ДОД ГО «Город Калининград» «ДМШ им. Э.Т. А. Гофмана»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (баян)

Калининград

2014


Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-Срок реализации учебного предмета;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-Цели и задачи учебного предмета;

-Обоснование структуры программы учебного предмета;

-Методы обучения;

-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;



  1. Содержание учебного предмета

-Сведения о затратах учебного времени;

-Годовые требования по классам;



3.Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-Критерии оценки;

5. Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации педагогическим работникам;

-Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

6.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-Учебная литература;

-Учебно-методическая литература;

-Методическая литература.



  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян-аккордеон», далее – «Специальность (баян)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне-аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решение основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Примерный учебный план по дополнительной профессиональной образовательной программе в области искусства «Народные инструменты баян-аккордеон» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.



2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

- с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «специальность (баян)»:

Таблица 1



Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

Количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу)

757

132

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.



5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (баян)»

Цели:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне-аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

  • определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Задачи:

  • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне-аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

  • овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне-аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

  • формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

  • формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.



  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (баян)».

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (рассказ, беседа;)

  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантом показа);

  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных способностей учащегося.
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (баян-аккордеон)» должны иметь площадь не менее 9 кв. м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов, так необходимых для самых маленьких учеников.



  1. Содержание учебного предмета




  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (баян)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2



Срок обучения 9 лет




Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделю)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2




3

3

4

4

4

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

757

132

889

Максимальное количество часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1316

214,5




1530,5

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоение учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

Срок обучения 9 лет

Первый класс (2 часа в неделю)

Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа). Пение попевок , прибауток, считалок. Прохлопать в ладоши ритмические рисунки на 2/4,3/4,4/4 и т.д. Посадка, постановка рук. Изучение инструмента. Знакомство с длительностями нот. Звукоряд. Хроматическая гамма. Работа над звукоизвлечением, знакомство с теоретическим материалом. Изучение левой клавиатуры. Упражнения на левой клавиатуре. Упражнения на правой клавиатуре. Игра простейших упражнений двумя руками вместе. Игра в ансамбле с педагогом. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен. Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях. В течение первого полугодия ученик должен пройти 8-12 прибауток. 4-6 небольших пьес разного характера, 2 этюда.



Годовые требования

20-25 пьес, различных по характеру (народные песни, танцы, пьесы для детей, этюды)



Технические требования

Хроматическая гамма отдельно каждой рукой в одну октаву. Гаммы до, соль, фа, мажор отдельно каждой рукой в медленном темпе (второе полугодие) различными длительностями, штрихами и динамическими оттенками, определенным количеством нот на одно движение меха. Освоения нотной грамоты. Подбор по слуху. Транспонирование попевок знакомых мелодий. Игра по нотам. Гаммы до, соль, фа-мажор отдельно каждой рукой. Ля-ми-ре-минор (3 вида) отдельно каждой рукой. 6-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных композиторов. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом. За учебный год учащийся должен исполнить:



1 полугодие

2 полугодие

Декабрь-зачет. 2-3 разнохарактерные пьесы.

Март - технический зачет. Одна гамма, один этюд.

Апрель-май – академический концерт. 2-3 разнохарактерные пьесы.

Примерный перечень музыкальных произведений, используемых для исполнения на академических концертах, технических и переводных зачетах.

Вариант 1.

считалочки:

«Андрей-воробей»

«Сорока-сорока»

«Паровоз»

Р.н.п. «Дон-Дон»

Р.н.п. «У кота»

Р.н.п. «Василек»

Р. Н. п. « По грибы пошла с Ванюшей»

Вариант 2.

Р.н.п. «Про ёжика»

Г. Беренс «Этюд» до-мажор №1,2.

К. Черни «Этюд» до-мажор №12,3.

М. Раухвергер «Ёлочка»

Р.н.п. «Как под горкой, под горой»

Р.н.п. «Не летай соловей»

Лондонов «Маленький вальс»

Аренский А. «Журавель»

Вариант 3.

Ю. Смородников «Этюд» ля-минор

В. Ефимов «Этюд» до-мажор

Г. Беренс Этюд до-мажор

К. М. Вебер «Колыбельная»

Р.н.п. «Ах, улица широкая»

Ф. Шуберт «Лендлер»

Р.н.п. «Я на горку шла»

У. н.п. «По дороге жук»

Второй класс (2 часа в неделю)

Годовые требования.

18-20 пьес, различных по характеру: (народные песни, танцы, пьесы для детей, этюды).

Хроматическая гамма отдельно каждой рукой в две октавы в прямом движении. Гаммы: До, Соль, Фа мажор отдельно каждой рукой в медленном темпе (второе полугодие ) различными длительностями ,штрихами и динамическими оттенками, определенным количеством нот на одно движение меха

В течение второго года обучения ученик должен знать устройство баяна и иметь представление о его возможностях. Изучить основы нотной грамоты. Работать над координацией движения меха, рук, пальцев, наработать аппликатурные и позиционные навыки. Работать над приёмами звукоизвлечения - штрихами, динамическими оттенками. Развить технику чтения нот с листа; уметь исполнить несложные упражнения и пьесы в соответствии с техническими требованиями для второго класса.



За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь -технический зачет. Одна гамма, один этюд.

Декабрь-зачет. Две разнохарактерных пьесы.

Март -технический зачет. Одна гамма, один этюд.

Апрель-май – академический концерт. 2-3 разнохарактерных пьесы.



Примерный перечень музыкальных произведений, используемых для исполнения на академических концертах, технических и переводных зачетах.

1 Вариант

К. Черни «Этюд» до-мажор

И. Беркович «Этюд» до-мажор

У.н.п. «Бандура»

В. Накапкин р.н.п. «Как на тоненький ледок»

В. Абрамов «Задушевный разговор»

В. Ефимов «Поздняя осень»

А. Даргомыжский «Романс»



2 Вариант

Л. Шитте «Этюд» ля-минор

А. Стоянов «Этюд» №38. До-мажор

Р.н.п. «Позаростали стежки-дорожки» обр. Д Самойлова

Д.Г. Глюк «Пьеса»

А. Широков «Зеленый луг»

В. Иванов «Юмореска»

3 Вариант

Г. Беренс «Этюд» до-минор

Н. Ризоль «Этюд» №38. До-мажор

Н. Чайкин «Танец снегурочки»

С. Чапкий р.н.п. «Ивушка», «То не ветер ветку клонит»

А. Корелли «Сарабанда»

Й. Гайдн «Менуэт»

3 класс (2 часа в неделю)

Вся работа педагога: объяснение, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.

В программу включаются пьесы кантиленного характера. Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации). Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, штриха, создание художественного образа). Исполнение этюдов и пьес с более сложным ритмическим рисунком (триоли, синкопы). Освоение мелизмов: форшлаг, мордент, трель.

Годовые требования.

2-3 пьес с элементами полифонии; 3-4 разнохарактерных пьес; 4-5 обработок народных песен и танцев; 3-4 этюдов на различные виды техники.

Хроматическая гамма двумя руками в прямом движении, в две октавы. Гаммы: До, Соль, Фа мажор двумя руками в прямом движении, в две октавы; ля, ми, ре минор (три вида) отдельно каждой рукой различными штрихами и динамическими оттенками, определенным количеством нот на одно движение меха (2,3,4,8). Трехзвучные короткие арпеджио и тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях. Изучить пьесы с элементами полифонии, элементарные произведения крупной формы, обработки народных песен и танцев для баяна Эмоционально, выразительно исполнять пьесы, соответствующие техническим требованиям для третьего года обучения.

За учебный год учащийся должен исполнить:


1 полугодие

2 полугодие

Октябрь - технический зачет (1 гамма, 1 этюд на разные виды техники)

Декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесы)


Март – технический зачет (1 гамма, 1 этюд)

Апрель-май – академический концерт.

2-3 разнохарактерные пьесы.





Примерный перечень музыкальных произведений, используемых для исполнения на академических концертах, технических и переводных зачетах.

1 Вариант

Г. Вольфарт Этюд до-мажор

К. Мясков Этюд до-мажор

Р.н.п. «Ах вы сени мои сени» ред. Говорушко

Аз. Иванов р.н.п. «Как под яблонькой»

Г.Ф. Гендель «Чакона»

Л. Бетховен Сонатина соль-мажор

А. Гедике «Фугато»



2 Вариант

Н. Канаев Этюд до-мажор

Р.н.п. «С горки камушек катился» обр. А. Талакина

Д. Штейбельт «Сонатина» до-мажор

М. Глинка «Жаворонок»

3 Вариант

В. Беньяминов «Этюд» ля-минор

И. С. Бах Менуэт(2) Прелюдия (2)

У.н.п. «Ты воспой в саду соловейко» обр. П. Шашкина

П. Лондонов Песня(62)

Ю. Соловьев «Детская сюита»104



4 класс (2 часа в неделю)

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Работа направленная на развитие мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения. Уделяется внимание работе над крупной формой. Добиваться конкретики штриха, легато, стаккато, нон-легато, четкой артикуляции. Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, довести его до качественного исполнения. Упражнения на разные виды техники.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница