Программа по социальной поддержке обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений на 2014-2018 год Основания для разработки



Скачать 112,63 Kb.
страница1/2
Дата21.04.2016
Размер112,63 Kb.
ТипПрограмма
  1   2

ГБС(К)ОУ«Такталачукская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Коррекционная программа

по социальной поддержке обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

на 2014-2018 год

Составила заместитель директора по ВР Л.Ф.Галиева



Пояснительная записка.

Наименование программы:Программа по социальной поддержке обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений на 2014-2018 год

Основания для разработки:



  • Семейный кодекс Российской Федерации.

  • Международная конвенция «О правах ребенка»

  • Закон РФ от 24.06.99г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • Закон РФ от 21.12.96 №159ФЗ. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Цели и задачи программы:

Цель: создание условий для совершенствования возможностей обучающегося состоящего на контроле ВШК, ПДН, КДН и его окружения в решении проблем успешной социализации.

задачи:

  • Создание условий для успешного обучения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  • Формирование здорового образа жизни обучающихся и воспитание у них негативного отношения к вредным для здоровья привычкам: курению, употреблению алкоголя, и наркотических средств, ПАВ.

  • Способствовать раскрытию и развитию индивидуальности обучающегося, его духовно-нравственного, физического и творческого потенциалов, создать условия для наиболее полной реализации интересов и потребностей ребенка.

  • Оказание социально-психологической помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

  • Создание системы работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

Сроки реализации: 2014-2018 г.

Ожидаемые результаты:

  • Успешное обучение детей оказавшихся на любом виде контроля

  • Формирование у обучающихся комплекса знаний и умений для поддержания своего здоровья, негативного отношения к вредным привычкам.

  • Снижение уровня правонарушений и преступности среди несовершеннолетних.

  • Устранение негативных явлений в сфере поведения и отношений, обучающихся с окружающими.

  • Наличие у обучающихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности.

  • Раскрытие индивидуальности обучающихся, удовлетворение интересов и потребностей.

  • Создание системы взаимодействия с социально неблагополучными семьями.

Контроль: контроль над реализацией программы осуществляется в установленном порядке администрацией школы, координатором реализации программы является зам. директора по воспитательной работе.


Аналитическое обоснование

В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения существенно влияют на социальное формирование детей и подростков. Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

         рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

         нарушение прав детей в семье;

         рост ранней алкоголизации подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

         омоложение преступности;

         увеличение числа семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проведение отдельных мероприятий не позволяет эффективно решать проблемы профилактики асоциального поведения отдельных обучающихся. Требуется принятие комплексные мер и объединению усилий администрации школы, социально-психологической службы и заинтересованных районных организаций по оказанию социальной поддержки ребенку и семье.

С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа социальной поддержки и профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.  Характеризуя обучающихся, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);

- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);

- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.

В последние годы в школе сложилась достаточно эффективная система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Однако статистические данные свидетельствуют о наличии детей стоящих на различных формах учета и совершении правонарушений подростками.

Основная причина постановки на учет бездействие со стороны родителей. Как следствие - низкая успеваемость детей, отсутствие навыков учебного труда, низкий уровень воспитанности. Родители детей, стоящих на учете в основном безработные, семьи неполные, злоупотребляют алкоголем. Требуют постоянного наблюдения, контроля со стороны классных руководителей, администрации школы более 40 семей обучающихся.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе-интернате условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.Предметом особого внимания в школе-интернате является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Большинство детей группы социального риска имеют постоянные внеурочные занятия в объединениях дополнительного образования. Но есть подростки, которые тяжело идут на контакт и уговорить ребенка посещать постоянно какой-либо кружок или секцию очень сложно. Необходимо продумать систему временной занятости подростка, смена видов внеурочной деятельности для таких детей.

Индивидуальная системная работа с подростками дает положительные результаты. Однако отсутствие положительного опыта нормальных человеческих отношений в семьях группы риска, заботы друг о друге, ответственности не позволяет подростку в полной мере быть социально адаптированным к жизни в обществе. Главной задачей школы-интерната остается своевременное выявление проблем социализации детей и подростков и создание условий для совершенствования возможностей обучающихся и его окружения в решении проблем успешной социализации.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит

- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия

- улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений

- создать стабильные условия для несовершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними

Концептуальные основы

Данная программа представляет собой комплексную модель социально-педагогической деятельности в школе-интернате

Программа предполагает


    • всестороннее изучение проблем возникающих уобучающихся;

    • включение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в различные виды деятельности, позволяющие реализовать им свои интересы и потребности, приобрести социально значимый опыт;

    • оказание социально-психологической помощи обучающимся оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Программой предусмотрен цикл профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений среди обучающихся, а также осуществление комплекса мер по формированию здорового образа жизни ребенка.

Принципы деятельности:

1. Гуманистический характер воспитания

2. Ориентация на социально-ценностные отношения

3. Социальная адекватность воспитания

4. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей группы социального риска

5.Защита чести и достоинства каждого участника образовательного процесса.



Принципы профилактической работы:

  • комплексность;

  • дифференцированность;

  • многоаспектность;

  • последовательность;

Этапы реализации программы:

1 этап – Подготовительный (октябрь-декабрь 2014 г)

  • Анализ и диагностика проблем учащихся, педагогов и родителей.

  • Сбор информации и создание социально-психологического паспорта школы

  • Проведение обучающих психолого-педагогических семинаров с преподавательским составом.

  • Установление социальных связей с органами по решению проблем социальной жизни ребенка.

2 этап – Организационно-деятельностный (январь 2015-апрель 2018)

  • Проведение социально-педагогических мероприятий, способствующих решению поставленных задач.

3 этап - Итоговый (апрель 2018 - август 2016)

  • Анализ и диагностика результатов работы

  • Корректировка целей и задач

  • Определение перспектив работы.

Основные направления работы:

  1. Социально-педагогическое и психологическое исследование личности обучающихся и состояния его ближайшего окружения.

  2. Защитно-охранная деятельность

  3. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в получении образования.

  4. Формирование здорового образа жизни обучающихся, профилактика вредных привычек

  5. Профилактика правонарушений, преступлений, безнадзорности обучающихся.

7. Оказание социально-педагогической и психологической помощи родителям обучающихся

Схема социально-педагогической поддержкиобучающегося:

Обучающийся

Администрация школы

Классный руководитель

психолог

воспитатель

Координация действий служб,

сотрудников школы.

Контроль за соблюдением прав ребенка


Помощь в учебной деятельности

Помощь в определении интересов и занятий ребенка

Помощь в самоопределении и построении отношений с учителями и сверстниками.


Индивидуальные консультации

Коррекционно-развивающие занятия с ребенком

Коррекция отношений ребенка со сверстниками и взрослыми

Рекомендации о медицинской поддержке



Создание условий для развития личности ребенка

Организация здорового досуга





Система мероприятий по реализации программы

Направления работы

Воспитательные задачи

Основные виды деятельности

результат

  1. Социально-педагогическое и психологическое исследование личности обучающихся и состояния его ближайшего окружения.




Создание и постоянное обновление банка данных о детях и семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Изучение проблем детей группы социального риска.


-Мониторинг исполнения закона о всеобуче.

-Изучение условий развития ребенка в семье, школе, определение уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи с помощью наблюдения, социологических опросов, тестирования, социометрических методик.

-Первичная профессиональная диагностика с применением методик определения профессиональной направленности, интересов ребенка и семьи.

Пополнение, корректировка социально-психологического паспорта школы.



Создание социально-педагогического паспорта школы.

Выявление проблем для дальнейшей работы.



2. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в получении образования.


-Выявление трудностей, проблем и отклонений в обучении и воспитании ребенка, путем собеседования с классным руководителем, учителями предметниками, родителями.

Создание условий для получения детьми группы социального риска образования.



Проведение Малых педсоветов с целью координации усилий по успешному обучению детей, выработки единых подходов и требований.

Индивидуальные беседы с обучающимися;

Проведение советов профилактики с целью выработки единой программы успешного обучения ребенка.

Предупредительные, информационные письма родителям (результаты обучения и воспитания ребенка)




Повышение учебной мотивации детей.

Успешное обучение обучающихся «группы риска»



3. Формирование здорового образа жизни учащихся

.


профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди подростков

развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»



Определение обучающихся в спортивные кружки и секции

Проведение спортивных соревнований

Организация групп здоровья с занятиями в тренажерном зале

Проведение Дней здоровья (1 раз в четверть и в каникулы)

Организация бесед, встреч с работниками здравоохранения с целью профилактики вредных привычек.

Проведение мероприятий (ситуационных практикумов, показов видеофильмов, использование новых компьютерных технологий) по профилактике вредных привычек.

Выпуск тематических газет и листовок.

Работа с родителями по укреплению здоровья ребенка.



Укрепление здоровья обучающихся

Формирование у обучающихся комплекса знаний и умений для поддержания своего здоровья, негативного отношения к вредным привычкам.

Снижение числа обучающихся имеющих вредные привычки.


4. Защитно-охранная деятельность.


- защита прав и законных интересов детей и подростков

предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

- обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении




Организация социального патронажа семей «группы риска» с целью выявления социально-бытовых условий проживания.

Представление интересов обучающихся в судебных органах.





Выполнение комплекса защитно–охранных мероприятий.


5.Профилактическая работа


снижение подростковой преступности

-Выявление обучающихся, склонных к совершению правонарушений.

-Проведение советов профилактики школы.

-Оформление документов на совет по профилактике ПДН.

- Оказание обучающимся информационно-правовой помощи, защита их интересов: а) работа лектория правовых знаний ( по отд.плану); б) работа "Службы доверия";

-Индивидуальные беседы с обучающимися о законодательстве и ответственности несовершеннолетних за противоправные действия.

-Оказание помощи трудным подросткам в выборе занятий по интересам.

-Памятки для родителей о контроле за поведением ребенка в каникулярное время; напоминание правил и норм общественного поведения, правил безопасности.

-Рейды по проверке организации поведения подростков в вечернее время на каникулах совместные с ПДН, участковым)



Снижение уровня правонарушений и преступности среди несовершеннолетних.

Устранение негативных явлений в сфере поведения и отношений обучающихся с окружающими.



6. Оказание социально-педагогической и психологической помощи родителям обучающихся.


- социально-психологическая помощь неблагополучным семьям

-координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних




Собеседования с родителями обучающихся, имеющих проблему в обучении и воспитании.

Психолого-педагогическое консультирование родителей.

Проведение тематических родительских собраний.


Повышения уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

Создание системы взаимодействия с социально неблагополучными семьями.

Повышение значимости семьи в образовании детей.


Профилактическая работа со школьниками

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

В целях формирования гражданской ответственности в течение учебного года проводится цикл профилактических бесед «От знаний законов до гражданской ответственности»:

Правовой всеобуч

«От знаний законов до гражданской ответственности»





Тематика бесед

Сроки проведения

1

«Об уважительном отношении к памятным местам в поселке»

сентябрь, апрель

2

«Пусть дорога станет другом» (правила пешехода, правила водителя)

сентябрь, ноябрь


3

«Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах в вечернее время»

в течение года


4

«Проступок, правонарушение, преступление» (Об ответственности несовершеннолетних)

ноябрь


5

«Права ребенка»(о конвенции о правах ребенка и законе о гарантии прав ребенка в РФ)(

декабрь


6

«О недопустимости использования пиротехники в общественных местах»

декабрь


7

« О запрете курения в общественных местах»

сентябрь, январь


8

«Об ответственности несовершеннолетних и взрослых за употребление алкоголя в общественных местах»

декабрь, апрель


9

«О трудовом законодательстве для несовершеннолетних»

май


Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:




Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

Самовоспитание

Поддержка подростка в процессе самовоспитания


Профилактика вредных привычек

(алкоголизма, наркомании, токсикомании, курения)


классы

профилактика табакокурения

Профилактика алкоголизма

Профилактика наркомании

1-4 классы

«Не курил бы с детства дядя, был бы сильный и большой» Конкурс рисунков «Нет табачному дыму!»

Вино – причина многих несчастий. Зачем люди пьют вино?

Конкурс рисунков «Береги здоровье с молоду!»

5-7 классы

Жизнь уходящая с табачным дымом (о влиянии на организм человека курения)

Алкоголь и организм человека. Видеофильм «Алкоголь-беда нашего времени»

«Счастье жить!» ( о вреде наркотиков на здоровье человека и здоровой альтернативе)

8-9 класс


Тренинг «Жизнь без сигареты»

Тренинг «Личная формула противодействия алкоголизму»

Демонстрация видеофильма «Наркомания – знак беды»

Список литературы

  1. Алемаскин, М. А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными детьми [Текст] / М. А. Алемаскин, Морозова Т. А. – М., 1986.

  2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 1998.

  3. Астапов, Ю. В. Обучение и воспитание детей «группы риска» [Текст]: хрестоматия/ Ю. В. Астапов, В. М. Микадзе. – М., 1996.

  4. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаев. – М. : Магистр, 1999.

  5. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Киев :Наукова думка, 1989.

  6. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. Гамезо. – М., 1984.

  7. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная. – М.: Новая школа, 1998.

  8. Кулаков, Р. В. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков [Текст] / Р. В. Кулаков. – М. :Фолиум, 1998.

  9. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – Кн. 2. – М., 1984.

  10. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М., 2003.

  11. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М., 1993.

  12. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] : социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М., 1983.

  13. Психические методики диагностики личностных особенностей ребенка, воспитывающегося в детском доме [Текст] / под ред. М. Н. Лазутовой. –М., 1995.

  14. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1990.

  15. Психология [Текст] : словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Изд. Политической литературы, 1990.

  16. Психология современного подростка [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987.

  17. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. – М., 1994.

  18. Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] :психокоррекционные программы / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 1993.

  19. Сазанова, Е. А. Особенности теории и технологии практико-ориентированного подхода при подготовке учителя [Текст] : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Сазановой Е.А. по специальности 13.00.01 общая педагогика / Е. А. Сазанова. – Новосибирск, 2000.

  20. Сборник программных и методических материалов к тренингу личностного роста и развития «Юниор» [Текст] / [под ред. М. Ю. Скворцовой]. – Кемерово, 1999.

  21. Словарь персональной психологии от А до Я [Текст] / сост.: В. Соснин. –М., 1997.

  22. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками [Текст] / Р. Смид. – М.: Генезис, 2000.

  23. Социальная психология личности [Текст] / под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. – М. : Наука, 1979.

  24. Федеральный Закон Российской федерации № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 февраля 1997 года № 172.

  25. Харин, С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт [Текст] / С. С. Харин. – Мн.: В. П. Ильин, 1998.

Государственного бюджетного специального (коррекционного)

образовательного учреждения для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы № 676Кронштадтского района

Санкт-Петербурга

Согласовано: Утверждаю:

К.п.н. доцент кафедры Директор ГБСКОУ школы № 676

социально –педагогического ____________О.В. Васюсина

образования СПбАППО

______________ Косабуцкая С.А.

«___»__________ 2012 г. «___»__________ 2012 г.

Программа

Профилактикаправонарушений среди несовершеннолетних
Автор:

Социальный педагог

ГБСКОУ школы № 676

Н. В. Шарук

Санкт-Петербург

2012


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………

Концептуальные подходы и понятийный аппарат ……………….

Основная часть………………………………………………………...…

Список литературы……………………………………………………….…

Приложения………………………………………………………………..



Пояснительная записка

Социально-экономические и политические преобразования происходящие в современном обществе в первую очередь негативно сказались на положении детей. В обществе прослеживается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков. Среди факторов, влияющих на здоровье, можно назвать: биологические (высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний родителей, патологии перинатального периода); медико-организационные (позднее выявление заболеваний и начала реабилитации, низкая эффективность диспансерного наблюдения, практическое отсутствие абилитационных служб для детей первых лет жизни); социально-средовые ухудшение экологической обстановки, социальное неблагополучие семей, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие возможности для здорового образа жизни). Особенно остро данная ситуация отразилась на детях с нарушениями в психическом и соматическом развитии.

Проблеме детства, учебной деятельности, проблемам нарушений развития у детей, посвящены многочисленные научные работы отечественных (Л. С. Выготский, А. Е. Личко, В. А. Аверин, М. Р. Битянова, Н. И. Гуткина, Н. Л. Коновалова, С. Я. Рубинштейн, Е. Ф. Рыбалко, Э. Г. Эйдемиллер, К. М. Гуревич, А. И. Захаров, Д. Б. Эльконин и др.) и зарубежных (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Ф. Дольто, Ш. Бюллер, Г. Крэйгг и др.)авторов, в которых рассматриваются такие аспекты этих проблем, как возрастные особенности развития ребенка, динамика развития познавательной и эмоциональной сферы, формирование мотивации к учебной деятельности, причины возникновения задержки психического развития, психолого - педагогическое сопровождение и коррекция детей с ограниченными возможностями и др.

Однако, в настоящее время в науке и практике большое внимание стало уделяться процессу профилактики правонарушений среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья(Л.И. Акатов, В.Б. Никишина).

Следует отметить, что социально- педагогическая деятельность ( в том числе профилактическая) образовательного учреждения для обучающихся,воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательнойшколы существенно отличается от общепринятой. Это обусловлено спецификой воспитанников с отклонениями в развитии их поведении, нарушениями в физическом, психическом и интеллектуальном здоровье, проблемами в их семьях, в результате которых подростки вступают в конфликт с законом.

На учреждении данного типа лежитособая ответственность за успешное осуществление профилактики правонарушений среди таких подростков, как основном институте воспитания.



В ГБСКОУ школе № 676 Кронштадтского района Санкт-Петербурга созданы все условия для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворения его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении. При этом социальный педагог выступает посредником в координации усилий различных специалистов, а также ведомств и административных органов для успешной профилактики правонарушений:

  • Для оказания комплексной социальной помощи семьям,
    состоящим на внутришкольном учете, совместно с СПб ГБУ «ЦСПСиД Кронштадтского района Санкт-Петербурга», отделомсоциального сопровождения несовершеннолетних на территории Кронштадтского района СПб ГБУ «ГЦСП «Контакт» проводятся профилактические мероприятия: консультации, спортивные игры, беседы, лекции, лектории…

  • Реализуется взаимообмен информацией по всем вопросам, касающимся жизнедеятельности учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и склонных к совершению правонарушений. Осуществляют совместные выходы по адресам проживания контингента школы, выявляют родителей, которые не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

  • Тесно взаимодействуют с отделом опеки и попечительства Местной администрации внутригородского образования Санкт-Петербурга г. Кронштадт, своевременно предоставляют необходимые сведения и документы специалисту по охране прав детей.

  • Участвуют в определении детей из проблемных семей на отделение социальной реабилитации для несовершеннолетних временного проживания Центра социальной помощи семье и детям, постоянно прослеживают их проживание и учебную деятельность.

  • Организуют профориентационную работу с обучающимися, содействуют в трудоустройстве несовершеннолетним, находящихся в социально опасном положении, получивших основное общее образование.

  • Организуют и вовлекают подростков в досуговую и спортивнуюдеятельность в зависимости от интересов учащихся

Об успешности профилактической деятельности в ГБСКОУ школе № 676 Кронштадтского района Санкт-Петербурга говорит снижение количества учащихся, стоящих на учете в ПДН ОМВД России по Кронштадтскому району СПб.

Численность учащихся школы, состоящих на учете в ПДН ОМВД России по Кронштадтскому району СПб.

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

12 чел.

14 чел.

4 чел.

9 чел

6 чел.

2 чел.



  1. Концепция ООН о правах ребенка

  2. Конституция РФ

  3. Семейный кодекс РФ

  4. Закон РФ «Об образовании»

  5. Приоритетный национальный проект «Образование».

  6. Федеральная программа развития образования.

  7. Национальная доктрина образования в РФ.

  8. ФЗ РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

  9. Гражданский кодекс РФ

  10. Семейный кодекс РФ

  11. Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»

  12. Закон Санкт – Петербурга от 17.04.2006 г. №147 -20 «О целевой программе Санкт –Петербурга «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодёжи в Санкт – Петербурге»

  13. Закон Санкт – Петербурга от 20. 04.2005 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений»

  14. Письмо КО Правительства СПб от 17.05.2005 г. Информационно-методическое письмо по совершенствованию работы органов управления и УО в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

  15. Письмо МО РФ от 21.03.2002 г. № 419/28 -5 «О мерах по выявлению и учёту детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях»

  16. Распоряжение КО Правительства СПб от 25.05.2005 г. №311-р «Об организации профилактической работы по выявлению и учёту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  17. Устав школы.

Концептуальные подходы

  • теории, в которых рассматриваются особенности развития детей с ограниченными возможностями (Т. П. Артемьева, Т. А. Власова, Г. А. Карпова, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, К. С. Лебединский, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова, А. Н. Цымбалюк, С. Г. Шевченко),

  • концепции педагогической помощи детям с задержкой психического развития (Б. Н. Алмазов, О. В. Алмазова, В. В. Коркунов, Н. Н. Малофеев),

  • особенности профилактики правонарушений у детей с ограниченными возможностями (Л.И. Акатов, В.Б. Никишина),

  • теории девиантного и делинквентного поведения (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская С.А. Косабуцкая, Г.М. Миньковский, И.А.Невский и другие),

  • теории о специфике процесса реабилитации подростков с девиантным поведением в условиях общеобразовательного учреждения (Г.М. Бреснов, В.П. Добридень, СВ. Лебедев и другие)

  • характеристика путей и средств профилактики: (Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Н.Петрова; В.Т. Кондрашенко, В.Т. Лисовский, Ф.А.Мустафьева;

  • особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя Б.Н. Алмазов, А.Г. Асмолов, B.C. Афанасьев, П.Г. Вельский, П.П. Блонский, А.Я. Гердт, М.Н. Гернет, А.И. Граборов, А.С. Макаренко, Л.И. Маленкова, А.Е. Личко, Р. Джонсон, Э. Дюркгейм и др.

  • теории возникновения причин противоправного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, Г.Г. Бочкаревой, Л.С. Выготского, А.Г. Глоточкина, В.Я. Гиндинкина, Л.М. Зюбина, О.В. Кербикова, Э.Г. Костяшкина, А.И. Кочетова, А.И. Миллер, Г.В. Морозова, Л.С. Славиной, И.И. Трушиной, Н.И. Фелинской, Д.И. Фельдштейна, Л.Б. Филонова, В.Вичева и др.

  • проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних (Андриевский, А.С. Белкина, Н.И. Болдырев, М.И. Вейт, Г.В. Вершинина, В.И. Загвязинский, Н.А. Катаева, И.С. Клемантович, В.В. Коновалов, Н.Р. Косевич, Ю.Н. Крупка, Ф.А. Лопушанский, А. Бандура, Г. Кэплан, Р. Уолтере, Т. Шибутани и др. )

  • Особенности деятельности ОУ по профилактике правонарушений (Ю.В. Гербеев, Г.И. Забрянский, Н.Г. Кобец, В.В. Коклюхин, Н.Д. Кузнецова, Г.П. Медведев, И.Б. Михайловская, М.С. Неймарк, А.Ф. Никитин, Р.В. Овчарова, В.Ф. Пирожков, В.Г. Степанов, В.Д. Шадриков, Б.П. Буунк, Р. Мертон и др. )

Понятийный аппарат

Задержка психического развития:

- особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующихся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов(В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева);

- это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния лёгкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы». (Л.Г. Мустаева)



«Дети с ограниченными возможностями»

– общий термин, которым обозначается группа обучающихся, не способных в силу объективно сложивших условий и обстоятельств (состояния здоровья, особенностей развития) достичь тех результатов в процессе образования, которые получают большинство учеников.



Семья, находящаяся в социально опасном положении

- семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;



Безнадзорный

-- несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствии неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей.

Беспризорный

- безнадзорный, не имеющий место жительства и (или) места пребывания.



Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

-дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, инвалиды, жертвы насилия, вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных действий, оставщиеся без попечения родителей, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.



Несовершеннолетний

– лицо, не достигшее возраста 18 лет.



Несовершеннолетний, находящийся в социально- опасном положении:

- Совершивший правонарушение или антиобщественные действия;

- Лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, представляющей опасность для его жизни и здоровья.

Правонарушение

- родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

- система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.



Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних

- процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонение в поведении подростков



Основная часть

Цель программы:

Снижение уровня и предотвращение роста правонарушений через организацию профилактической образовательном учреждении



Задачи программы:

- Выявление детей и подростков, склонных к совершению правонарушений

- Определение причин и условий возникновения склонности к совершению правонарушений.

- Проанализировать выявленные условия и причины склонности к совершению правонарушений, определить возможные пути их преодоления

- Оптимизация профилактической работы с семьями подростков, склонными к совершению правонарушений.

- Привлечение к профилактической деятельности педагогический коллектив образовательного учреждения.

- Включение подростков, склонных к совершению правонарушений в различные виды деятельности (кружки, секции, воспитательную работу школы), способствующие отвлечению от противоправных действий.

- Формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности воспитанников; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

- Усиление взаимодействия образовательного учреждения с субъектами профилактики района

- Определение результативности профилактической деятельности.




Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница