Программа по психиатрии и наркологии с разделом медицинской психологии, клинической психологии для 5 курса лечебного факультета



страница1/7
Дата27.04.2016
Размер1.55 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ С РАЗДЕЛОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Цели и задачи дисциплины

Целью изучения психиатрии и наркологии в медицинском вузе являет­ся освоение умений первичной диагностики психических расстройств и расстройств поведения для их своевременного обнаружения, направления больного к специалисту, оказания неотложной психиатрической и нарко­логической помощи, а также фармакологической и психотерапевтической коррекции мягких психических нарушений в условиях общей медицинской практики.



МОТИВАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  1. Антропологически-познавательная составляющая, интерес к своей собственной психической деятельности: изучение психической деятельности человека как в норме, так и в патологии. Возможность применения полученных знаний к своим собственным психическим процессам и состояниям и состояниям своих близких с целью их изучения, коррекции и профилактики психических болезней;

  2. Профессиональная составляющая: психиатрия является составным элементом клинической медицины, поэтому квалифицированный врач должен уметь ориентироваться в главных диагностических и тактических вопросах данной дисциплины и несет профессиональную ответственность за своевременную постановку диагноза больному и оказание ему первой помощи при психическом расстройстве, своевременный перевод и передачу таких пациентов врачам-специалистам. Диагностика и лечение неврозов, психосоматических расстройств, расстройств адаптации и расстройств личности, алкоголизма и наркомании относится к профессиональной деятельности врачей-психиатров и психотерапевтов, о чем будущие врачи также должны иметь представление и сформировать понимание того, что данные расстройства требуют своевременного вмешательства врача-специалиста.

  3. Юридическая составляющая: положение психически больных в мире и РФ декларировано в ряде нормативных актов и правовых документов международного (ВОЗ, Декларация о правах человека - ЮНЕСКО) и российского уровней (Конституция РФ, «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», 1993, гражданский кодекс РФ и уголовный кодекс РФ), приказами Министерства здравоохранения РФ (приказ МЗ РФ № 245, 1993, приказ о психиатрической и психотерапевтической помощи РФ, 1995). В связи с этим на будущих врачей возложена юридическая ответственность в рамках оказания своевременной медицинской помощи при психозах, которая, в свою очередь, ведет к предотвращению и профилактике неблагоприятных медико-социальных последствий психозов – социальной опасности душевно больных, суицидального поведения, роста смертности вследствие несвоевременного оказания медицинской помощи душевно больным. Принципы оказания психиатрической помощи, описанные в «Законе о психиатрической помощи …», также относятся к юридической компетентности будущих врачей. Это принцип добровольности оказания психиатрической помощи, показания для недобровольного освидетельствования у врача-психиатра, показания для недобровольной госпитализации в психиатрический стационар, а также сохранение врачебной тайны о факте обращения психически больного к психиатру или врачу другой специальности. Одновременно с этим, будущие врачи получают юридическую компетентность, в рамках которой они обязаны понимать степень юридической ответственности врача за несвоевременное оказание медицинской помощи психически больному человеку. К юридической компетентности относится и тот факт, что права душевно больных также декларированы в выше названных нормативных актах, и за пределами психиатрической клиники при сохраненной дееспособности психически больные имеют одинаковые со всеми другими людьми права.

  4. Культурная составляющая, этико-деонтологическая составляющая – изучение науки, объясняющей закономерности формирования психических процессов в норме и патологии, ведет к росту собственной культуры врача в различных ее аспектах – росту общей, образовательной, духовно-нравственной культуры будущих врачей.



Уровни усвоения материала: 1-ый уровень – узнавание (по тестам);

2-ой уровень: самостоятельное воспроизведение материала; 3-ий уровень: осознанное овладение информацией и переход к умениям по основам данной специальности.


Коэффициент усвоения, К=0.9, где К = правильно выполненные операции/все совершенные операции

В процессе преподавания педагог решает несколько основных задач:

- обучить студентов основам профессиональной деятельности вра­ча-психиатра: диагностики, фармакотерапии, психотерапии, личностной коррекции и реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения;

- познакомить обучающихся с современными возможностями лече­ния и коррекции психических расстройств и расстройств поведения;

- привить обучающимся навыки деонтологии, морально-этической и правовой культуры, необходимые для обслуживания пациентов с психи­ческими расстройствами и расстройствами поведения.



2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершении обучения студент должен знать:

- принципы построения международной и отечественной классифи­кации психических расстройств;

- юридический порядок психиатрического освидетельствования и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар;

- принципы организации психиатрической службы в Российской Федерации;

- основные лекарственные средства, используемые в психиатрии, принципы их подбора, противопоказания к их назначению, возможные по­бочные эффекты;

- методы исследования, применяемые в психиатрии, их диагности­ческие возможности, показания к проведению;

- основные симптомы и синдромы психических расстройств, их ди­агностическое значение, роль этих синдромов в выработке врачебной так­тики;

- данные о распространенности, проявлениях, течении, терапии, про­гнозе наиболее распространенных психических заболеваний, об их влия­нии на адаптацию пациентов и возможности их трудовой и социальной реабилитации;

- основные типы патологии характера и то влияние, которое они мо­гут оказывать на течение психических и соматических заболеваний, на вы­бор методов психотерапии;

- лекарственные средства, медицинские манипуляции, экологиче­ские и социальные факторы, повышающие риск возникновения психиче­ских расстройств, принципы профилактики психических заболеваний;




По завершении курса обучения студент должен уметь:

- своевременно выявлять наиболее острые психические расстрой­ства, которые могут представлять непосредственную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих;

- сформулировать предварительное заключение о психическом со­стоянии больного и грамотно составить направление в психиатрическое или наркологическое учреждение;

- оказать помощь в ургентной ситуации и по возможности купиро­вать наиболее опасные и неотложные психические расстройства (психомо­торное возбуждение, агрессивное и суицидальное поведение, отказ от еды, эпилептический статус, тяжелопротекающий делирий, отравление психо­активными веществами);

- организовать надзор, удержание и транспортировку возбужденно­го и социально опасного больного;

- собрать субъективный и объективный анамнез и провести их пред­варительный анализ;

- распознавать психические расстройства, проявляющиеся сомати­ческими симптомами для своевременного направления пациента" к врачу-психиатру;

- грамотно, психотерапевтично проводить беседу с больными раз­личного профиля и их родственниками с учетом их личностных особеннос­тей, осведомленности и ведущих мотивов;

- использовать элементы психотерапии в комплексном лечении са­мых различных заболеваний (включая соматические);

- Описание психического, наркологического, сексологического статусов больного на основе клинического и параклинического обследования лиц с психическими расстройствами;

- Курация психически больного, описание истории болезни больных с психическим расстройством;

- Ведение протоколов клинического разбора психически больного, экспериментально-психологического обследования психически больного и самообследование;

- Заполнение карт обследования больных с психическими расстройствами при научном исследовании на основе историй болезни, параклинических данных;

- Работа с наглядным материалом экспериментально-психологических тестов, диагностических методик по исследованию психических функций, особенностей личности, психофизиологических показателей.


Таблица 1



Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых

необходимо студентам при изучении данных дисциплин:

№п\п

Обеспечивающие дисциплины (истоки)

Наименование разделов (тем)

Курс, семестр изучения дисциплины

1.

2.

3.

4.

1.
2.

3.

4.



5.

6.

7.



8.

9.


10.

11.

12.

13.


14.
15.

16.


17.

18.
19.


20.
21.

22.


23.

24.

25.

26.


27.

28.


29.
30.

31.

32.


История медицины, история развития психиатрии.

Медбиоэтика.

Эпидемиология.

Медицинская биология. Медицинская генетика. Основы генетики психических заболеваний.


Гистология и эмбриология.

Нормальная физиология, психофизиология.

Биохимия.


Иммунология.


Нормальная анатомия.

Патологическая анатомия.

Патологическая физиология.

Общая психология и педагогика.

Клиническая психология.


Неврология.

Инфекционные болезни с курсом эпидемиологии.

Дерматовенерология.

Токсикология.


Фармакология.
Клиническая фармакология.
Профессиональные болезни.

Анестезиология и реаниматология.


Внутренние болезни.

Хирургические болезни.


Фармакология.

Клиническая фармакология.

Судебная медицина.

Правоведение.

Валеология, реабилитология и реабилитация больных в клинике внутренних, хирургических, гинекологических болезней.


Ортопедическая стоматология

Оториноларингология.


Социальная медицина и организация здравоохранения.



Основные этапы развития и ведущие направления в психиатрии.

Отношение к психическим больным в различные истори­ческие эпохи. Основные положения Закона "О психиатрической помощи и гаран­тиях прав граждан при ее оказании". Деонто­логия в психиатрии. Партнерские взаимоотношения врача и больного, от­ношение к врачебной тайне и проблема стигматизации. Обеспечение гуманного отношения к боль­ным, в том числе в условиях недобровольной госпитализации.

Эпидемиология психических расстройств в Челябинской области, в России и в мире. Профессиональные группы риска возникновения психических заболеваний.

Понятие здоровья и нормы в психиатрии. Этиология психических заболеваний, понятие причины и провоцирующего (триггерного) фактора, дизонтогенез, дизэмбриогенез и предболезненные состояния. Этапы пренатального и постнатального нервно-психического раз­вития ребенка. Факторы риска возникновения психических заболеваний. Роль наследственных факторов в возникновении психических расстройств. Критиче­ские возрастные периоды (пубертатный, климактерический периоды).

Нормальное развитие центральной нервной системы. Влияние наркотических соединений на морфофункциональные особенности внутренних органов и нервной системы человека. Воздействие наркотических соединений на эмбриогенез.

Физиологические основы психической деятельности человека. Нейрофизиологические вопросы высшей нервной деятельности Основные медиаторы ЦНС и их роль в формировании поведения и рас­стройств психики. Наркотические и психоактивные средства как нейромодуляторы.

Механизмы формирования психической наркозависимости.

Механизмы формирования психической и физической наркозависимости. Роль энграмм долговременной памяти. Понятие психофизиологической конституции. Понятия стресса, дистресса, межличностного и внутриличностного конфликтов. Беремен­ность и роды как фактор риска психической патологии.

Биохимия центральной нервной системы. Биохимическая структура основных нейромедиаторов ЦНС. Биохимические гипотезы ряда психозов. Метаболизм и обезвреживание токсических веществ в организме человека. Скорость проникновения наркотиков, алкоголя, никотина в системный кровоток при различных путях их введения в организм. Связывание и транспорт токсических веществ белками (прежде всего, альбумином) плазмы крови. Ксенобиотики, попадающие в организм при вдыхании, через кожу и с пищей. Клеточные, органные и организменные уровни детоксикации ксенобиотиков. Микросомальное окисление с участием моноаминооксидаз, антиоксидантные системы клеток и плазмы крови. Антитоксическая функция печени, ЖКТ, легких, почек, кожи. Выведение токсических веществ с мочой, калом, потом, кожным салом, выдыхаемым воздухом. Данные биохимических, иммунологических, генетических, пато-морфологических, патопсихологических исследований при психических расстройствах.

Иммунологические компоненты патогенеза психических болезней. Взаимосвязь иммунной системы с психической деятельностью человека. Иммунодепрессивные эффекты лекарственных и психоактивных веществ. Иммунодефицитные приобретенные состояния. Роль парентерального приема наркотиков в развитии приобретенных иммунодефицитов.

Нормальная анатомия головного мозга. Анатомические основы психической деятельности человека.

Патологическая анатомия при различных психических заболеваниях. Влияние алкоголя на организм. Стадии алкогольной болезни, патанатомия, морфологические проявления по стадиям процесса, осложнения, исходы.

Основные группы наркотических веществ, патанатомия хр. наркотической интоксикации, осложнения, исходы.

Влияние алкоголя на печень, стадии развития стеатоза печени. Морфология алкогольного гепатита, цирроза печени, их осложнения и исходы.

Патологическая физиология при различных психических заболеваниях. Патогенное влияние алкоголя на процессы внутреннего дыхания. Роль курения в развитии опухолевого процесса. Патогенное влияние курения и злоупотребление алкоголем. Роль алкоголя в развитии хронического гепатита и портальной гипертензии.

Патогенез, дисфункции ферментов при употреблении психоактивных веществ.

Изменение центральных механизмов регуляции при различных видах зависимостей от психоактивных веществ.

Воздействие курения на формирование атеросклероза. Патогенное влияние алкоголя на процессы внутреннего дыхания.

Роль курения в развитии опухолевого процесса.

Патогенное влияние курения и злоупотребление алкоголем. Роль алкоголя в развитии хронического гепатита и портальной гипертензии. Патогенез, дисфункции ферментов при употреблении психоактивных веществ.

Изменение центральных механизмов регуляции при различных видах зависимостей от психоактивных веществ.

Воздействие курения на формирование атеросклероза.

Психологические основы психической деятельности человека. Педагогические основы деятельности врача.

Психология восприятия. Психология мышления. Психология памяти, интеллекта и внимания. Психология эмоций и воли. Психология сознания. Понятие гармоничной и акцентуированной личности, типы воспитания детей в семье.

Неврологические проявления органических заболеваний ЦНС (черепно-мозговых травм, сосудистых заболеваний головного мозга, эпилепсии, атрофических заболеваний коры головного мозга, опухолей головного мозга). Экзогенные, экзогенноорганические и соматогенные заболевания. Астения, расстрой­ства сознания, памяти, интеллекта, пароксизмы как типичные проявле­ния экзогенных заболеваний.

Сосудистые расстройства. Клиническая карти­на, общая характеристика, распространенность, нозоло­гические формы: атеросклероз, гипертоническая болезнь, гипотония и пр. Общемозго­вые и локальные (очаговые) симптомы при опухолях головного мозга. Эпилептиформный синдром и признаки внутричерепной гипертензии как час­тые инициальные проявления опухолей. Симптомы, важные для топической диагнос­тики опухолей головного мозга, значение методов специального обследования, дифференциальная диагностика, врачебная тактика. Вопросы диагностики коматозных состояний, в том числе, вследствие отравления наркотическими препаратами. Вопросы диагностики коматозных состояний, выявления очаговой симптоматики.

Клиническая картина эфедронового паркинсонизма.

Дифференциальная диагностика алкогольной полинейропатии. Дифференциальная диагностика алкогольной полинейропатии.

Течение ЧМТ при наличии сопутствующего алкоголизма и интоксикации. Сосудистые заболевания нервной системы, геморрагический инсульт. Дифференциальный диагноз инсульта с другими коматозными состояниями.

Болезнь и синдром Паркинсонизма.

Полинейропатии.
Эпидемиология гемоконтактных инфекций. Особенности эпидемиологического процесса, распространенность вирусных гепатитов с парентеральным механизмом передачи среди потребителей внутривенных наркотических и психоактивных средств. Эпидемиология ВИЧ-инфекции. СПИД. Группы высокого риска заражения. Интерференция естественных и искусственных путей передачи. Острый токсический гепатит вследствие отравления алкоголем и его суррогатами. Актуальность проблемы в РФ. Эпидемиология распространения в Челябинской области, России и мире. Прионные забо­левания (болезнь Крейтцфельда—Якоба).

Сифилис. Первичные, вторичные, третичные формы сифилиса. Сифилис мозга и про­грессивный паралич. Общая патология, клиника и течение заразных форм сифилиса. Инфекции нового поколения, передающиеся половым путем (БНПППП). ВИЧ, СПИД. Этиология, патогенез, клиника, профилактика. Группы риска. Распространенность. Важнейшие симптомы перечис­ленных болезней. Сходство и различия симптома­тики. Влияние алкоголизма, наркомании на БНПППП. Влияние алкоголизма, наркомании на возникновение и течение СПИДа. Серологическая диагностика, показатели ликвора. Лечение, профи­лактика, прогноз.

Психические расстройства при интоксикациях, общие проявления. Медицинские препараты, вызывающие психические расстройства: М-холинолитики, стероидные гормоны, противотуберкулезные препараты, ги­потензивные средства и др. Важнейшие промышленные яды (органические растворители, фосфорорганические соединения, тяжелые металлы и мышьяк, окись углерода), клинические проявления острой и хронической интоксикации, раннее рас­познавание. Лечение и профилактика. Психические нару­шения при поражении ионизирующими излучениями. Психические симптомы острой лучевой болезни: состояние возбуж­дения с переходом в угнетение психической деятельности. Ранние прояв­ления хронического воздействия ионизирующих излучений (астения, адинамия, нарушения памяти, навязчивые страхи, депрессия), их лечение, про­филактика.

Психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ.

Терапия неотложных состояний.

Ургентные состояния в психиатрии (сомноленция, сопор, кома, делирий, аменция, эпилептический статус).

Особенности течения соматических заболеваний у психически больных. Влияние наркомании, табакокурения и алкоголизма на возникновение заболеваний внутренних органов.

Особенности течения заболеваний внутренних органов у лиц, страдающих наркоманиями, табакокурением и алкоголизмом. Особенности лечебной тактики врачей при оказании медицинской помощи лицам, страдающим наркоманиями, алкоголизмом, психическими болезнями. Влияние наркомании, алкоголизма на исходы внутренних болезней. Влияние наркотиков, алкоголя, табака на возникновение и течение болезней сердечно-сосудистой системы. Алкогольные кардиомиопатии, септический эндокардит, миокардит.

Влияние алкоголя, наркотиков, табака на возникновение и течение болезней сердечно-сосудистой системы. Хронические гепатиты. Циррозы печени. Инфекционный эндокардит. Хроническая обструктивная болезнь легких. Пневмонии. Хронические нефропатии.ИБС.

Эндокринные заболе­вания. Предменструальный и климактерический синдромы.


Травмы паренхиматозных органов; панкреатиты, панкреанекрозы, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Увеличение частоты травм живота у лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом; увеличение частоты острого панкреатита, панкреанекроза, обострений язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у лиц, страдающих алкоголизмом.

Увеличение частоты заболеваний молочной железы у лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.

Классификация лекарственных средств, используе­мых в психиатрии. Нейролептики Нейролептики как средства купирования психомоторного возбуждения. Антидепрессанты (трициклические, ингибиторы МАО, ингибиторы обратного захвата серотонина и др.). Транквилизаторы (анксиолитики) бензодиазепиновой группы и др. Психостимуляторы. Ноотропы. Нормотимические средства (соли лития и др.). Противосудорожные средства, их использование в невроло­гии и психиатрии. Способ выбора конкретного лечебного препарата, по­казания, противопоказания, осложнения при применении каждой из групп психофармакологических средств. Соматотропные эффекты различных препаратов, используемых для лечения психических расстройств. Исполь­зование нейролептиков, антидепрессантов, транквилизаторов и антиконвульсантов в качестве основных и дополнительных средств при лечении соматических заболеваний. Лекарственные средства, вызывающие зави­симость. Границы терапевтической эффективности при психофармако­терапии. Взаимодействие психотропных препаратов друг с другом и с соматотропными препаратами.

Клинико-морфологические проявления при отравлении некоторыми наркотическими, сильнодействующими веществами, этиловым спиртом и суррогатами алкоголя.

Определение по показателям судебно-химического исследования крови и мочи степени алкогольного отравления, количества выпитого этилового спирта (абсолютного), давности употребления алкоголя.

Ответственность медицинских работников при профессиональных и должностных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ.

Ответственность медицинских работников при профессиональных и должностных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ.

Понятие здоровья и нормы в медицине, психологии, психиатрии, социальных науках. Первичная, вторичная, третичная профилактика болезней. Гигиена внутренних, хирургических и психических болезней.


Влияние наркотических средств на развитие твердых тканей зубов. Особенности лечения наркозависимых пациентов. Особенности лечения зубов и протезирования лиц с хроническими психическими расстройствами.

Влияние факторов внешней среды (алкоголь, наркотики, табак) на возникновение зубочелюстных аномалий. Влияние наркотических веществ на развитие врожденной патологии лицевой области. Развитие хронических заболеваний слизистой оболочки полости рта у наркозависимых пациентов. Влияние факторов внешней среды (алкоголь, наркотики, табак) на возникновение зубочелюстных аномалий. Токсическое воздействие стоматологических материалов и их компонентов на организм в целом.

Заболевания уха, горла, носа у лиц, страдающих наркоманиями, алкоголизмом, табакокурением: острые и хронические, отогенные внутричерепные осложнения.

Нейросенсорная тугоухость, сопряжение частоты врождённой тугоухости с воздействием токсикоманических факторов (наркотики, алкоголь, табак), увеличение количества аномалий развития органа слуха, которые развиваются вследствие воздействия этих факторов во внутриутробной жизни человека. Приобретенные изменения ЛОР-органов при острой и хронической интоксикации наркотическими, алкогольными и лекарственными веществами. Ринофима у лиц, страдающих алкоголизмом, вазомоторные риниты у ингаляционных и внутривенных потребителей наркотических средств, деформации носа при злоупотреблении ингаляционными наркотиками.

Организация психиатрической и наркологической помощи в РФ.


1 курс, 1 семестр

2 курс, 3-4 семестр

3 курс, 5-6 семестр, 5 курс, 9-10 семестр
1 курс, 1-2 семестр

1-2 курс, 2-3 семестр

2 курс, 3-4 семестр

2 курс, 3-4 семестр


2 курс, 3-4 семестр

1-2 курс, 1,2,3 семестр
3 курс, 5-6 семестр

3 курс, 5-6 семестр

2 курс, 3-4 семестр
5 курс, 9 семестр

4 курс, 7-8 семестр

5-6 курс, 9-10, 11-12 семестры

4 курс, 7-8 семестр

5 курс, 9-10 семестр

3 курс, 5-6 семестр

4 курс, 7-8 семестр

4 курс, 7-8 семестр

5 курс, 9-10 семестр
4 курс, 7-8 семестр,

5 курс, 9-10 семестр, 6 курс, 11-12 семестр

4 курс, 8-9 семестр, 5 курс, 9-10 семестр

3 курс, 5-6 семестр, 4 курс, 7-8 семестр

5 курс, 9-10 семестр, 6 курс, 11-12 семестр
5 курс, 9-10 семестр, 6 курс, 11-12 семестр

2 курс, 3-4 семестр

3 курс, 5-6 семестр

4 курс, 7-8 семестр

5 курс, 9-10 семестр

5 курс, 9-10 семестр

5 курс, 9-10 семестр


Таблица 2



Изучаемые темы по медицинской психологии

Тема

Тема № 1. Значение медицинской психологии в психиатрии

Тема № 2. Медицинские психологические вопросы ощущений и восприятия.

Тема № 3. Клинические и медико–психологические аспекты психологии мышления.

Тема № 4. Медицинские психологические вопросы памяти и интеллекта.

Тема № 5. Медико–психологические аспекты эмоций.

Тема № 6. Вопросы клинической психологии воли, внимания, действий.

Тема № 7. Медико–психологические аспекты сознания.

Тема № 8. Медико–психологические аспекты невротических расстройств.

Тема № 9. Отношение пациента к болезни. Особенности у пожилых людей.

Тема № 10. Психология соматически больного человека. Возрастные особенности у детей, подростков и пожилых людей.

Тема № 11. Внутренняя картина болезни в клинике соматических болезней. Возрастные особенности у детей, подростков и пожилых людей.

Примечание: Все темы занятий по медицинской психологии проводятся в 9-ом семестре.


Содержание, структура, объем (в часах) рабочей программы по клинической психологии на 2006\2007 учебный год

Всего на курс: 38 (час)

Из них: лекции:12 (час)

Практические занятия: 26 (час)
Таблица 3

Наименование тем лекций по медицинской психологии, их содержание

п/п

Название лекции

Основные вопросы

Цели лекции

часы


1.

2.

3.

4.

5.

1.

Предмет и задачи медицинской психологии. Методы исследования в клинической психологии. Значение медицинской психологии в психиатрии.

Психология и ее значение для медицины. Основные теоретические и методологические проблемы медицинской психологии. Системный подход понимания психологической структуры болезней. Фундаментальные медицинские понятия: этиология, патогенез, клинический диагноз, саногенез. Психологические факторы в этиологии, патогенезе психических и психосоматических нарушений, нарушения психической адаптации. Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностика. Возрастные аспекты психологических расстройств.

Дать основные понятия вопросов медицинской психологии, ее предмета, цели, задач, методов исследования, значения медицинской психологии для психиатрии и медицины в целом.

2

2.

Медико-психологические аспекты ощущений и восприятия. Особенности ощущений и восприятия у пожилых людей.

Понятия ощущений: порог ощущения (абсолютный и нижний), дифференцированный порог ощущений, оперативный порог ощущений. Количественные и качественные изменения ощущений. Основные типы отношения к боли.

Процессы восприятия. Предметность, целостность, константность, категориальность восприятия. Формирование ощущений и восприятия в пожилом возрасте. Патопсихологическая оценка нарушений восприятия. Проба Ашафенбурга, Липмана, Рейхардта. Исследование сенсорной возбудимости.



Дать основные понятия процессов ощущений, восприятия, их классификацию, методы патопсихологической оценки нарушений восприятия.

2

3.

Медико-психологические вопросы мышления и речи. Особенности у пожилых людей.

Понятие процессов мышления. Основные параметры мышления: стройность, продуктивность, целенаправленность и темп. Основные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное, образное. Формирование мышления в онтогенезе. Особенности мышления в пожилом возрасте. Основные виды мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование. Виды мыслительных процессов: понятие, суждение умозаключение. Патопсихологическая оценка нарушений мышления: классификация понятий, ассоциативный эксперимент, методика Эббингауза, метод пиктограммы. Особенности речевой функции в пожилом возрасте.

Дать основные понятия процессов познания и мышления, видов мыслительных операций, мыслительных процессов, основных групп нарушений мышления, методы патопсихологической оценки нарушений мышления. Дать понятие основных видов нарушений речи.

2

4.

Медико-психологические аспекты интеллектуальной деятельности, памяти, внимания. Особенности интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте.

Понятие интеллекта в психологии, три формы интеллектуального поведения, три формы организации интеллекта. Способы интеллектуального познания: рациональный, иррациональный. Интеллектуальное развитие в онтогенезе. Психологическое понятие функции внимания. Виды процесса внимания: произвольное, непроизвольное. Факторы, влияющие на процесс внимания. Основные свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем. Понятие памяти в психологии. Основные виды памяти, этапы памяти, механизмы формирования памяти. Эффект Зейгарник, кривая забывания Эббингауза. Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта: тест прогрессивных матриц Равенна, тест Векслера. Таблица Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину. Методика запоминания десяти слов, пиктограмма.

Дать основные понятия мнестических процессов, интеллектуальной деятельности, функций внимания, методы патопсихологической оценки нарушений интеллекта, внимания памяти.

2

5.

Медико-психологические вопросы эмоционально-волевой деятельности.

Определение эмоций. Характеристики эмоциональных переживаний. Протопатические и эпикритические эмоции. Типы чувств, аффектов. Разновидности аффективных реакций: реакция смещенного аффекта, негативистического аффекта. Понятие аффективных симптомов и синдромов. Определение алекситимии, синтонности, эмотивности. Этапы формирования аффективной деятельности в онтогенезе. Онтогенез эмоций.

Понятие воли. Структура волевого акта. Патопсихологическая оценка нарушения эмоций: цветовой выбор Люшера, шкала Гамильтона, шкала Цунга.



Дать основные понятия аффективных процессов, волевой деятельности, методы патопсихологической оценки нарушений эмоций, воли.

2

6.

Медико-психологические вопросы сознания.

Определение сознания. Критерии ясности сознания по К. Ясперсу. Структура сознания. Функции сознания. Самосознание, определение, становление, формирование. Структура самопознания. Взаимодействие сознания и подсознания. Иерархия сознательных и бессознательных процессов по З. Фрейду.

Дать основные понятия процессов сознания, самосознания, бессознательной сферы, клиническая оценка ясности сознания.

2

Всего: 12 часов

Таблица 4



Практические занятия по медицинской психологии, их содержание и объем,

9 семестр (27 часов)



№п\п

Тема и содержание занятия

Целевые задачи

Объем (час)

Семинары (час)

Практические занятия

Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Значение медицинской психологии в психиатрии.

Цель: закрепление знаний, полученных на лекционном занятии по теме: «Значение медицинской психологии в психиатрии».

Задачи: Образовательная: систематизировать и закрепить знания по теме «Значение медицинской психологии в психиатрии».

Развивающая: способствовать расширению у студентов знаний о медицинской психологии.

Воспитательная: познакомить слушателей с вопросами этики и деонтологии, способствовать развитию аккуратности и ответственности за собственные действия.

Культурная: сформировать и сформулировать основные навыки профессиональной культуры будущих врачей.

Обучающая: научить студентов навыкам санитарного просвещения населения по профилактике психических расстройств - беседа, санбюллетень, социальная реклама, повышение мотивации людей на формирование здорового образа жизни.


Цель: закрепление знаний, полученных при самостоятельной работе с учебно-методической литературой по теме: «Значение медицинской психологии в психиатрии».

Задачи: Самостоятельно ознакомиться со структурой и содержанием следующих понятий, патопсихологическими методиками:

- История развития и становления медицинской (клинической психологии) в России.



  1. Патопсихологическая методика: Классификация предметов.

  2. Пато-, нейропсихологические методики: Заучивание 10 слов. Корректурная проба.

  3. Нейропсихологическая методика: Проба на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь».

  4. Психодиагностические методики: Детский адаптированный вариант методики Векслера. Адаптированный модифицированный вариант личностного вопросника F. Кеттелла. Патохарактерологнческий диагностический опросник (ПДО) А. Б. Личко - И. Я. Иванова. «Цветовой тест отношений». Рисунок семьи.




1,5 часа (70 мин)

1,5 часа (70 мин)

2.

Медицинские психологические вопросы ощущений и восприятий.

Цель: закрепление знаний по теме: «Медицинские психологические вопросы ощущений и восприятия».

Задачи: Образовательная: систематизировать и закрепить знания по теме «Медицинские психологические вопросы ощущений и восприятий».

Развивающая: способствовать расширению у студентов знаний по данной теме.

Воспитательная: познакомить слушателей с вопросами этики и деонтологии, способствовать развитию аккуратности и ответственности за собственные действия.

Культурная: сформировать и сформулировать основные навыки профессиональной культуры будущих врачей.

Обучающая: научить студентов навыкам санитарного просвещения населения по профилактике психических расстройств - беседа, санбюллетень, социальная реклама, повышение мотивации людей на формирование здорового образа жизни


Цель: закрепление знаний, полученных при самостоятельной работе с учебно-методической литературой по теме: «Медицинские психологические вопросы ощущений и восприятия».

Задачи: Самостоятельно ознакомиться со структурой и содержанием следующих понятий:

Количественные и качественные изменения ощущений.

Соматогнозии: определение, виды, значение для клинической психологии.

Психофизический закон Вебера – Фехнера.

Нарушения восприятия времени.

Синдром «Алисы в стране чудес», как разновидность аутометаморфопсии.





2,5 часа (115 мин.).

2,5 часа (115 мин.).

3.

Клинические и медико-психологические аспекты психологии мышления. Особенности мышления в пожилом возрасте.

Цель: закрепление знаний по теме: «Клинические и медико–психологические аспекты психологии мышления».

Задачи: Образовательная: систематизировать и закрепить знания по теме «Клинические и медико – психологические аспекты психологии мышления».

Развивающая: способствовать расширению у студентов знаний по данной теме.

Воспитательная: познакомить слушателей с вопросами этики и деонтологии, способствовать развитию аккуратности и ответственности за собственные действия.

Культурная: сформировать и сформулировать основные навыки профессиональной культуры будущих врачей. Обучающая: научить студентов навыкам санитарного просвещения населения по профилактике психических расстройств - беседа, санбюллетень, социальная реклама, повышение мотивации людей на формирование здорового образа жизни.


Цель: закрепление знаний, полученных при самостоятельной работе с учебно-методической литературой по теме: «Клинические и медико-психологические аспекты психологии мышления».

Задачи: Самостоятельно ознакомиться со структурой и содержанием следующих понятий:

  1. Какие способы и методики используются для исследования процесса мышления.

  2. Взаимосвязь мышления с процессами памяти и интеллекта.

  3. Онтогенез мышления.

  4. Филогенез мышления.




2,5 часа (115 мин.).

2,5 часа (115 мин.).

4.

Медицинские психологические вопросы памяти и интеллекта.

Цель: закрепление знаний по теме: «Медицинские психологические вопросы памяти и интеллекта».

Задачи: Образовательная: систематизировать и закрепить знания по теме «Медицинские психологические вопросы памяти и интеллекта».

Развивающая: способствовать расширению у студентов знаний по данной теме.

Воспитательная: познакомить слушателей с вопросами этики и деонтологии, способствовать развитию аккуратности и ответственности за собственные действия.

Культурная: сформировать и сформулировать основные навыки профессиональной культуры будущих врачей. Обучающая: научить студентов навыкам санитарного просвещения населения по профилактике психических расстройств - беседа, санбюллетень, социальная реклама, повышение мотивации людей на формирование здорового образа жизни.



Цель: закрепление знаний, полученных при самостоятельной работе с учебно-методической литературой по теме: Медицинские психологические вопросы памяти и интеллекта.

Задачи: Самостоятельно ознакомиться со структурой и содержанием следующих понятий:

  1. Исследование интеллекта и памяти у взрослых и детей.

  2. Временные и стойкие нарушения интеллекта.

  3. Генеральный фактор интеллекта Спирмена и первичные умственные потенции Терстона.

  4. Структура интеллекта по Гилфорду.

  5. Взаимосвязь памяти, интеллекта и внимания.



2,5 часа (115 мин.).

2,5 часа (115 мин.).

5.

Медико-психологические аспекты эмоций.

Цель: закрепление знаний по теме: «Медико – психологические аспекты эмоций».

Задачи: Образовательная: систематизировать и закрепить знания по теме «Медико – психологические аспекты эмоций».

Развивающая: способствовать расширению у студентов знаний по данной теме.

Воспитательная: познакомить слушателей с вопросами этики и деонтологии, способствовать развитию аккуратности и ответственности за собственные действия.

Культурная: сформировать и сформулировать основные навыки профессиональной культуры будущих врачей. Обучающая: научить студентов навыкам санитарного просвещения населения по профилактике психических расстройств - беседа, санбюллетень, социальная реклама, повышение мотивации людей на формирование здорового образа жизни.


Цель: закрепление знаний, полученных при самостоятельной работе с учебно-методической литературой по теме: Медико-психологические аспекты эмоций.

Задачи: Самостоятельно ознакомиться со структурой и содержанием следующих понятий:

  1. Низшие и высшие эмоции.

  2. Что такое страсть?

  3. Индивидуально – психологические особенности проявлений эмоций и чувств.

  4. Нейрофизиологический субстрат эмоций.

  5. Теории эмоций.

  6. Взаимосвязь эмоциональной и волевой сфер.

  7. Взаимосвязь эмоций с личностными особенностями человека.



2,5 часа (115 мин.).

2,5 часа (115 мин.).

6.

Вопросы клинической психологии воли, внимания, действий, влечений.

Цель: закрепление знаний по теме: «Вопросы клинической психологии воли, внимания, действий, влечений».

Задачи: Образовательная: систематизировать и закрепить знания по теме «Вопросы клинической психологии воли, внимания, действий».

Развивающая: способствовать расширению у студентов знаний по данной теме.

Воспитательная: познакомить слушателей с вопросами этики и деонтологии, способствовать развитию аккуратности и ответственности за собственные действия.

Культурная: сформировать и сформулировать основные навыки профессиональной культуры будущих врачей. Обучающая: научить студентов навыкам санитарного просвещения населения по профилактике психических расстройств - беседа, санбюллетень, социальная реклама, повышение мотивации людей на формирование здорового образа жизни.



Цель: закрепление знаний, полученных при самостоятельной работе с учебно-методической литературой по теме: «Вопросы клинической психологии воли, внимания, действий, влечений».

Задачи: Самостоятельно ознакомиться со структурой и содержанием следующих понятий:

  1. Этапы волевого процесса.

  2. Методы исследования внимания.

  3. Онтогенез воли.

  4. Влечение.

  5. Активное внимание.

  6. Пассивное внимание.

  7. Взаимосвязь внимания с памятью и интеллектом.



2,5 часа (115 мин.).

2,5 часа (115 мин.).

7.

Медико-психологические аспекты сознания.

Цель: закрепление знаний по теме: «Медико – психологические аспекты сознания».

Задачи: Образовательная: систематизировать и закрепить знания по теме «Медико – психологические аспекты сознания».

Развивающая: способствовать расширению у студентов знаний по данной теме.



Воспитательная: познакомить слушателей с вопросами этики и деонтологии, способствовать развитию аккуратности и ответственности за собственные действия.

Культурная: сформировать и сформулировать основные навыки профессиональной культуры будущих врачей. Обучающая: научить студентов навыкам санитарного просвещения населения по профилактике психических расстройств - беседа, санбюллетень, социальная реклама, повышение мотивации людей на формирование здорового образа жизни.



Цель: закрепление знаний, полученных при самостоятельной работе с учебно-методической литературой по теме: Медико-психологические аспекты сознания.

Задачи: Самостоятельно ознакомиться со структурой и содержанием следующих понятий:

  1. Медицинские, философские и социально-психологические характеристики сознания.

  2. Состояния сознания: бодрствование, сон, промежуточные и особые состояния сознания.

  3. Методы исследования сознания.

  4. Взаимосвязь сознания с другими психическими сферами.

  5. Взаимодействие сознания и бессознательного.

  6. Структура бессознательного по З.Фрейду.




2,5 часа (115 мин.).

2,5 часа (115 мин.).

8.

Медико-психологические аспекты невротических расстройств.

Цель: закрепление знаний по теме: «Медико–психологические аспекты невротических расстройств».

Задачи: Образовательная: систематизировать и закрепить знания по теме «Медико–психологические аспекты невротических расстройств».

Развивающая: способствовать расширению у студентов знаний по данной теме.

Воспитательная: познакомить слушателей с вопросами этики и деонтологии, способствовать развитию аккуратности и ответственности за собственные действия.

Культурная: сформировать и сформулировать основные навыки профессиональной культуры будущих врачей. Обучающая: научить студентов навыкам санитарного просвещения населения по профилактике психических расстройств - беседа, санбюллетень, социальная реклама, повышение мотивации людей на формирование здорового образа жизни.


Цель: закрепление знаний, полученных при самостоятельной работе с учебно-методической литературой по теме: Медико-психологические аспекты невротических расстройств.

Задачи: Самостоятельно ознакомиться со структурой и содержанием следующих понятий:

  1. Дифференциальная диагностика невротических расстройств сна от пароксизмальных нарушений сна при эпилепсии.

  2. Дифференциальная диагностика невротических расстройств от неврозоподобных состояний.

  3. Невротические расстройства аппетита (психогенная анорексия): этиология, патогенез, клиника, лечение.




2,5 часа (115 мин.).

2,5 часа (115 мин.).

9.

Отношение больного к болезни.

Цель: закрепление знаний по теме: «Отношение пациента к болезни».

Задачи: Образовательная: систематизировать и закрепить знания по теме «Отношение пациента к болезни».

Развивающая: способствовать расширению у студентов знаний по данной теме.

Воспитательная: познакомить слушателей с вопросами этики и деонтологии, способствовать развитию аккуратности и ответственности за собственные действия.

Культурная: сформировать и сформулировать основные навыки профессиональной культуры будущих врачей. Обучающая: научить навыкам санитарного просвещения населения по профилактике психических расстройств - беседа, санбюллетень, социальная реклама, повышение мотивации людей на формирование здорового образа жизни.



Цель: закрепление знаний, полученных при самостоятельной работе с учебно-методической литературой по теме: Отношение больного к болезни. Особенности у лиц пожилого возраста.

Задачи: Самостоятельно ознакомиться со структурой и содержанием следующих понятий:

  1. Типы психического реагирования на болезнь.

  2. Влияние пола и профессии на формирование отношения к заболеванию.

  3. Особенности влияния темперамента и характера на формирование отношения к заболеванию.

  4. Влияние особенностей личности и типов воспитания в семье на формирование отношения к заболеванию.

  5. Типы личностной реакции на заболевание.

  6. Семья как среда для реабилитации и выздоровления больного человека.

  7. Разновидности типов внутренней картины болезни.



2,5 часа (115 мин.).

2,5 часа (115 мин.).

10.

Психология соматически больного человека.

Цель: закрепление знаний по теме: «Психология соматически больного человека».

Задачи: Образовательная: систематизировать и закрепить знания по теме «Психология соматически больного человека».

Развивающая: способствовать расширению у студентов знаний по данной теме.

Воспитательная: познакомить слушателей с вопросами этики и деонтологии, способствовать развитию аккуратности и ответственности за собственные действия.

Культурная: сформировать и сформулировать основные навыки профессиональной культуры будущих врачей. Обучающая: научить навыкам санитарного просвещения населения по профилактике психических расстройств - беседа, санбюллетень, социальная реклама, повышение мотивации людей на формирование здорового образа жизни.


Цель: закрепление знаний, полученных при самостоятельной работе с учебно-методической литературой по теме: Психология соматически больного человека. Возрастные особенности у детей и взрослых.

Задачи: Самостоятельно ознакомиться со структурой и содержанием следующих понятий:

  1. Психологические особенности пациентов с онкологической патологией.

  2. Психологические особенности пациентов с акушерской и гинекологической патологией.

  3. Психологические особенности пациентов с хирургической патологией.

  4. Психологические особенности пациентов с дефектами тела и органов чувств.

  5. Психологические особенности пациентов с ожоговой болезнью.

  6. Психологические особенности пациентов с болезнью желудочно-кишечного тракта.

  7. Психологические особенности пациентов с кардиологическими болезнями.


2,5 часа (115 мин.).

2,5 часа (115 мин.).

11.

Внутренняя картина болезни в клинике соматических болезней. Зачет по курсу «медицинская психология»

Цель: закрепление знаний по теме: «Внутренняя картина болезни в клинике соматических болезней».

Задачи: Образовательная: систематизировать и закрепить знания по теме «Внутренняя картина болезни в клинике соматических болезней».

Развивающая: способствовать расширению у студентов знаний по данной теме.

Воспитательная: познакомить слушателей с вопросами этики и деонтологии, способствовать развитию аккуратности и ответственности за собственные действия.

Культурная: сформировать и сформулировать основные навыки профессиональной культуры будущих врачей.

Обучающая: научить навыкам санитарного просвещения населения по профилактике психических расстройств - беседа, санбюллетень, социальная реклама, повышение мотивации людей на формирование здорового образа жизни.

Цель: закрепление знаний, полученных при самостоятельной работе с учебно-методической литературой по теме: Внутренняя картина болезни в клинике соматических болезней. Особенности у детей и взрослых.

Задачи: Самостоятельно ознакомиться со структурой и содержанием следующих понятий:

  1. Переживание болезни во времени.

  2. Анозогнозия при онкологической патологии.

  3. Механизмы психологической защиты при онкологической патологии.

  4. Осознание болезни при ожоговой болезни в отдаленном периоде.

  5. Осознание болезни при косметических и физических дефектах.


2,5 часа (115 мин.).

2,5 часа (115 мин.).

Каталог: files -> misc
misc -> Программа по психиатрии, наркологии с разделом медицинской психологии для 5 курса педиатрического факультета
misc -> Соматоформные расстройства и основы психосоматики
misc -> Вопросы к зачету вдв «психология конфликтов»
misc -> Фаукультет клинической психологии, социальной работы, высшего сестринского образования и менеджмента
misc -> Вопросы для экзамена по патофизиологии для студентов 3-го курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов
misc -> Вопросы для экзамена по нормальной физиологии человека 2011/2012 учебный год
misc -> Вопросы к экзамену по психиатрии и наркологии для студентов 5 курса, лечебного и медико-профилактического факультетов
misc -> Конспект г. Челябинск Методический отдел тнк 97 г
misc -> Нарушения психического развития в детском возрасте


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница