Программа по профилактике правонарушений «Светлый путь»



Дата11.02.2016
Размер148 Kb.
ТипПрограмма
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 195

Красногвардейского района г. Санкт - Петербурга

Служба социального сопровождения

«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете директор ГБОУ средняя школа №195

Протокол № 1 __________________/А.В. Жекулин/

« 28» августа 2012 г. « 28» августа 2012 г.
Программа по профилактике правонарушений

«Светлый путь»
Авторы: Маликова Екатерина Владимировна

Пинкевич Яна Юрьевна


Направление деятельности: Социально- педагогическое
Продолжительность освоения программы: до достижения результата
Возраст учащихся: все категории

Санкт-Петербург

2012г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рост преступности в г. Санкт – Петербурге стал следствием того, что помимо воздействия социально-экономических причин, такие высокие духовные национальные ценности бытия как самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, любовь к Отечеству и забота о ближних в условиях деструктивных изменений в общественной жизни утратили свое значение. В связи с этим задача духовно – нравственного обновления современного общества через духовно – ориентированное воспитание подрастающего поколения россиян является и основной задачей профилактики преступности несовершеннолетних.

Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка и внедрение программ профилактики среди несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений. Для реализации данного направления необходимо постоянно изучать причины, источники, обусловливающие правонарушения, с целью обеспечения сокращения преступности среди несовершеннолетних.

Служба социального сопровождения образовательного учреждения (далее СССОУ) действует не только в предлагаемых условиях конкретного учебного заведения, но и вне его пределов, в тесном взаимодействии с субъектами профилактики. Механизмы взаимодействия данных структур являются частью программ по профилактике правонарушений. Но все же основная часть работы по первичной (ранней) профилактике правонарушений лежит на службе социального сопровождения, а качество и результативность данной работы зависти от оперативности работы специалистов СССОУ.

К основным задачам профилактической работы с учащимися, склонными к совершению правонарушений относятся:

1. Проведение предупредительных мероприятий задолго до проявления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно – опасного поведения.

2. Проведение корректирующих мероприятий при совершении правонарушения или проявлении общественно – опасного поведения.

2. Объектами проведения профилактической работы являются все учащиеся ОУ.

3. Важнейшим элементом профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является целенаправленное воспитание у детей здорового подсознания, формирование у них социально – полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.



АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность внедрения данной программы обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и их число неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер, а такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

В современной концепции государственной политики борьбы с преступностью все большее внимание уделяется соотношению процесса криминализации общественных отношений с процессами, происходящими в духовной сфере общества. Однако, несмотря на возросшее внимание к данной проблеме, исследования по вопросам, связанным с профилактикой «нематериальных» факторов преступности несовершеннолетних недостаточно.

Актуальность и необходимость профилактики преступности несовершеннолетних обусловлена также и негативными сторонами процесса акселерации детей. Сегодня уголовная статистика преступности несовершеннолетних предоставляет убедительные данные о том, что средний возраст совершивших преступление снизился. Значительно увеличилось количество несовершеннолетних, совершивших опасные деяния. Стабильно снижается средний возраст граждан, употребляющих ПАВ, наркотические вещества. Каждый третий школьник подвержен табакокурению. Появляются малолетние алкоголики, уже в несовершеннолетнем возрасте сформировавшие у себя привычку к употреблению спиртосодержащих напитков.

Поэтому основная цель профилактической работы с детьми, склонными к совершению правонарушений – воспитание и формирование большего числа граждан, обладающих не только устойчивым, но и активным правосознанием, готовых помогать и сотрудничать с правоохранительными органами, участвовать в мероприятиях по профилактики преступности несовершеннолетних.



АНАЛИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ
На сегодняшний день в Красногвардейском районе сложилась сложная обстановка, количество правонарушений держится на довольно высоком уровне, заметно повышение тяжести и жестокости правонарушений, не смотря на хорошее развитие досуговых учреждений и Отделений дополнительного образования. Данные ресурсы не используются в полную силу. Хотя именно такие бесплатные центры дают возможность несовершеннолетним самореализоваться, реализовать свои потребности и возможности в творчестве и спорте, заменить свои негативные интересы социально – полезными.

Социальный состав школы и микрорайона тоже далеко не идеален: в основном в учреждении обучаются дети из семей с низким и средним уровнем доходов, примерно треть учащихся – приезжие из ближнего зарубежья, многие из которых плохо владеют русским языком. Большая часть учащихся – дети из неполных семей: проживающие с одним родителем (разведенные, одинокие матери или получающие пенсию по потере кормильца), 23 ребенка из многодетных семей, 6 опекаемых, 3 являются инвалидами, данные категории тоже относятся к группе риска. Многие дети проживают в общежитиях, где социальная среда не является положительным фактором формирования полноценной личности. Учитывая, что многие учащиеся воспитываются одним родителем, на плечи которого легло материальное обеспечение ребенка, дети во второй половине дня предоставлены сами себе, поэтому основное направление работы со школьниками – это привлечение его к занятиям в ОДОД при школе.

На конец 2010-2011 учебного года через комиссию по делам несовершеннолетних прошли 14 учащихся, 5 семей, все перечисленные были выявлены благодаря плодотворной совместной работе СССОУ и школьного инспектора.

Таким образом, в ОУ есть все условия для реализации программы по профилактике с детьми, склонными к совершению правонарушений специалистами СССОУ, ОДОД, ОДН, совместно с субъектами профилактики.



ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
Наиболее существенной причиной совершения правонарушений несовершеннолетними является недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений должно осуществляться в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей разного возраста. Возрастные особенности несовершеннолетних, а также их социальное окружение требует психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

С 1997 года ведется огромная работа по становлению особой воспитательной системы, которая могла бы учесть особенности микрорайона, социальный заказ государства, родителей и учащихся, а также возможности педагогического коллектива ОУ и ОДОД.

Утверждая концепцию воспитательной работы школы, одной из основных задач педагогический коллектив ставил социализацию личности выпускника, таким образом, профилактика правонарушений – одна из основных задач социализации личности.

В воспитательной концепции школы в пункте социализации описаны следующие содержательные компоненты групповой работы:



Воспитание через урок

Внеклассные мероприятия

Воспитание через дополнительное образование

Уроки ОБЖ, социальная практика, история города, МХК

Традиции

Работа ОДОД

Проведение предметных олимпиад с решением конкретных практических задач

Тематические классные часы

Театральны и музейные дни

Тематические экскурсии



Составление на уроках призентативных документов

Система гласности

Работа с центрами профориентации

Инновационные технологии на уроках

Соуправление, программа «Толерантность»

Родительский лекторий

Методическая работа педагогов

Родительские собрания по проблемам детей и родителей

Профилактика девиантного поведения через программу «Толерантность»

Преемственность

Конкурсы, викторины социальной направленности

Карта социальных связей

Проведение работы по профилактике правонарушений – постоянная работа СССОУ. На сегодняшний день созрела необходимость выделения этого блока работы в отдельную программу развития школы. Наличие широкого опыта и большого количества наработок в этой области дает возможность на создание программы профилактической работы с детьми, склонными к совершению правонарушений, построенной на отработанных алгоритмах работы с несовершеннолетними, имеющими различных «проблемных» групп, с использованием социальных связей с субъектами профилактики.


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы деятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Поэтому, рассмотрим, какие законодательные акты будут лежать в основе формирования программы.

В Национальной Доктрине образования, утвержденной Постановлением Правительства от 04.10.2000г. №751 сказано, что одной из основных задач государства в сфере образования является «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону», - то есть ориентиром становится формирование нравственно – ориентированного позитивного подсознания. Необходимо отметить, что следующей задачей является «ликвидация детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи», как составляющая часть именно образовательной политики государства.

В третьем разделе Концепции национальной безопасности РФ, среди основных причин роста преступности названы отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально – техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров, все это увеличивает степень негативного воздействии на формирование личности, на само общество и государство.

В четвертом разделе данного документа приоритетной задачей в борьбе с преступностью признано формирование мер действенной социальной профилактики и методов воспитания законопослушных граждан. Поэтому создание программ профилактики правонарушений является важной не только для конкретной школы, но и для всей системы образования в целом. Анализ содержания этого документа позволяет делать вывод о том, что на государственном уровне задачи профилактики преступности молодежи и ее воспитания тесно связаны между собой.

В основу для формирования программы лег Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В статье 5 данного Закона указаны категории лиц, в отношении которых должна проводиться индивидуальная профилактическая работа: это безнадзорные и беспризорные, несовершеннолетние, употребляющие наркотические и (или) психотропные вещества, лица, совершившие правонарушения и т.д. Данные несовершеннолетние могут быть объединены в одну группу – «находящиеся в социально – опасном положении». Закон позволяет образовательным учреждениям не только заниматься профилактикой правонарушений самостоятельно, но и привлекать к данной работе специалистов различных уровней. Согласно Межведомственной инструкции данного Закона в реализации программ профилактики школа может привлекать социальных работников, психологов, сотрудников УВД, использовать широкий круг социальных связей, а также жителей микрорайона.

Решение профилактических задач предлагаемой программы осуществляется на основе Конвенции о правах ребенка ООН и рекомендательных актов этой организации, а также норм, регулирующих правоохранительные, семейные отношения, отношения в сфере образования, как на уровне федерального законодательства, так и на уровне законодательства г. Санкт – Петербурга, и подзаконных актов, касающихся проблем борьбы с преступностью среди несовершеннолетних.

Предложенная программа опирается на Закон «О профилактике правонарушений в Санкт – Петербурге» от 16.05.2007г, где важная роль отведена профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы граждан, лиц без определенного места жительства, а также профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств.

Губернатор г. Санкт – Петербурга В.И. Матвиенко отмечает необходимость самого серьезного подхода к профилактической работе среди несовершеннолетних, к анализу эффективности работы инспекторов по делам несовершеннолетних. «В школах и ПТУ нужно обращать внимание на «трудных» ребят, в ВУЗах следить за тем, чтобы студенты не объединялись в экстремистские организации, - подчеркнула В.И. Матвиенко, - Мы должны искать методы работы с «трудной» молодежью»

О необходимости создания программ профилактики говорилось в Распоряжении Правительства Санкт – Петербурга от 12.07.2006 №86-рп – «О комплексном плане основных мероприятий по профилактике в Санкт – Петербурге». вопрос о профилактике ставился в Законе Санкт – Петербурга от 16.02.2006г. №40-8 «Об основных направлениях молодежной политики Санкт – Петербурга» Развитие отдельных пунктов программы стало возможным на основании ФЗ от 29.04.1999г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

И, наконец, правовые акты образовательного учреждения: Устав, концепция воспитательной системы, Положение о службе социального сопровождения школы, Положение об Отделении дополнительного образования школы.


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Изучением проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних занимались: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и др. Понятие ранней профилактики преступности несовершеннолетних было введено в научный оборот в середине шестидесятых годов (в литературе введение этого термина приписывается Г.М. Миньковскому)

Как представляется, до шестидесятых годов отсутствовали объективные условия для научной разработки проблемы профилактики. Ведь научные концепции о том, что профилактические мероприятия могут проводиться задолго до возникновения преступного поведения лица, могли возникнуть только тогда, когда одновременно с изменением целей уголовной политики объективно расширились социальные возможности и степень вмешательства государства в жизнь общества. Так, до конца XIX века уголовное законодательства играло в основном карательную роль, то в конце XIX века, с ростом социальных функций государства получают активное распространение гуманистические взгляды, в соответствии с которыми необходимо было проводить социальную реабилитацию преступников, а не только карать за нарушение закона. Особенно активно эта гуманизация представлений затронула несовершеннолетних преступников, в отношении которых, например, известный специалист по уголовному праву Кистяковский А.Ф. считал, что главным для них должно быть не наказание, а исправление и воспитание.

С начала периода утверждения гуманистических начал в уголовной политике государства собственно и начинают свою историю исследования по профилактике преступности несовершеннолетних. Среди типичных по взглядам работ тех лет можно назвать работы Н.П. Гришакова «Детская преступность и борьба с ним путем воспитания» (1923г.) и В.И. Куфаева «Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних» (1927г.)

Возрастание исследований по проблемам профилактики, в том числе ранней, начинается в конце 70гг, что связано с общественными изменениями в СССР, расширению возможностей по социальному воспитанию и контролю над несовершеннолетними. Именно в этот период окончательно формируются два направления профилактики: ранняя и сверхранняя, различия в которых в моменте времени начала профилактических мероприятий.

Воспитание и профилактика – два процесса, тесно связанных между собой, обеспечивающие правильное формирование личности. Однако роль профилактики более предметна – она препятствует формированию личности правонарушения. Задача профилактики – охранительная и воспитательная, что позволяет недопускать отклоняющегося поведения, правонарушения, преступления несовершеннолетних.

В 80гг. в работах, посвященных профилактике, складывается предметная специализация исследователей, - появляются разделы семейной и школьной профилактики. Школьной профилактикой занимались авторы: А.И. Островский, М.А. Алеманскин, Т.С. Барило, И.С. Демина, З.Г. Зайцева, В. Панкратов и др. Все больше появляется сторонников в понимании системы работы по социально – эмоциональному развитию как неотъемлемой части общего обучения, как превентивной меры в процессе социализации для широкой категории детей, включающей детей не только с психическими, интернальными, экстернальными проблемами, детей группы риска (ослабленных, из бедных или неблагополучных семей, склонных к токсикомании и т.д.), деликвентов, но и обычных детей, посещающих ОУ или ДОУ.

В общей системе предупреждения преступности профилактика относится к общесоциальным культурно – воспитательным мерам. К названным мерам необходимо отнести и усилия по формированию правовой культуры и правосознания, осуществляемыми учреждениями среднего образования. Действие культурно – воспитательных мер как мероприятий по профилактике преступности несовершеннолетних построено на действии принципа замещения негативного позитивным.

В представленной программе рассматривается подход по воспитанию детей, имеющих социально – полезные потребности и интересы, подготовка гражданина, способного, несмотря на возможные трудные жизненные обстоятельства, следовать своим нравственным и правовым убеждениям.

Нами были выбраны два направления в работе:


  1. Формирование толерантного отношения через программу «Толерантность»

  2. Профилактическая работа с учащимися, склонными к совершению правонарушений разного характера через комплексность воздействия ОДН УВД, ОДОД и СССОУ.

Прежде чем прейти к обоснованию предложений концепции профилактики преступности несовершеннолетних, необходимо указать, что эта ее часть является лишь частью общей программы воспитания социально – полезных навыков и интересов, развития духовных идеалов, нравственных и правовых ценностей, задачи формирования которых гораздо шире, чем просто предупреждение преступности. Это и предупреждение просто административных правонарушений, безнадзорности, токсикомании, праздности как образа жизни, формирования активных гражданственности, патриотизма, правосознания и т.д.

Таким образом, в соответствии с излагаемой концепцией под профилактикой преступности несовершеннолетних понимается целенаправленная социально – педагогическая деятельность семьи и ОУ, а также иных государственных и общественных учреждений и организаций, направленная на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них здорового подсознания, социально – полезных навыков и интересов.


НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Социальный контроль – процесс целенаправленного воздействия на личность, с целью контроля и анализа его поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной системе нормами. Основы внутреннего контроля (самоконтроля). Работа на занятиях, привлечение на первом этапе в ОДОД, привлечение к мероприятиям в школе.

Коррекция – процесс влияния внешнего социума на конкретного человека с целью исправления определенных свойств личности и характера, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении человека. В основном в индивидуальном порядке, под контролем СССОУ.

Профилактика – процесс влияния организационно – воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении ребенка.

Помощь – процесс поддержки детей в достижении заявленных им целей.


ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, проявляющееся в поступках человека, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу.

Группы детей.

- с асоциальным поведением – отклоняющимся от морально – нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Может проявляться в следующих формах: педагогически запущенный ребенок, социально – запущенный ребенок, социальный сирота, дети «группы риска», трудновоспитуемые дети, беспризорники, уличные дети, дети с проявлением школьной дезадаптации.

- с антисоциальным или преступным поведением – отклоняющимся от правовых норм, угрожающим социальному порядку и благополучию окружающих людей. Может проявляться в следующих формах: делинквентное поведение, правонарушение, агрессивно – насильственное, корыстное поведение.



ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


  1. Принцип формирования положительной цели в профилактике преступности несовершеннолетних.

В качестве методологического принципа концепции профилактики преступности несовершеннолетних используется принцип, который можно назвать принципом «формирования положительной цели». Смысл этого принципа означает, что призыв просто не совершать преступление социально значимого эффекта не принесет. Для результативной реализации уголовно – правовых запретов ребенку нужно предложить такую «программу» жизни, которая не просто бы убеждала его в идее «воздержания» от преступления или девиантного поведения, но и воплощала бы в себе конструктивные, жизнеутверждающие цели.

Действительно, когда утверждается та или иная норма поведения в обществе, можно предвидеть, какая последует реакция. Мнение общества разделится на несколько групп. Одна группа, нацеленная на лучшее, постарается даже превзойти ожидаемый результат. Другая – определит свое личное отношение через протест против норм. Однако, большинство займет удобную позицию – посередине между двумя крайностями.

Задачей профилактики при использовании данного принципа является объединение потенциала общества, совмещенного с государственными усилиями в организованную систему воспитания и образования детей с устойчивым ценностно – вооруженным правосознанием. Эффективность профилактики при реализации данного принципа создается тем, что завышенные социальные ожидания создают потенциал для личностного роста ребенка и подростка, посредством повышения эталонов социально – значимого поведения.


  1. Принцип приоритета духовности в профилактике преступности несовершеннолетних.

Вторым принципом концепции профилактики преступности несовершеннолетних является принцип приоритета духовности в предпринимаемых мерах по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Этот принцип полностью отвечает за содержание профилактической стратегии.

К высшим духовным ценностям относятся: ценность человеческой личности (как абсолютная цель, а не средство и объект манипуляции); наличие высокого духовного идеала и стремление следовать ему; жизненная установка на самопожертвование, на служение общим целям (то, за что отвечает дух общности, солидарности с людьми и обществом); следование принципам доброты и гуманизма во всех отношениях с другими людьми; стремление к деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию.

К сожалению, ценностные ориентации сейчас тоже искажены.

Все более широкое значение получает десоциализация личности, потеря жизненных ориентиров, формирование антисоциальных способов личностной мотивации.

Духовно – ориентированная профилактика преступности несовершеннолетних, что особенно важно, уже сегодня на практике может заключаться в формировании «отложенных» потребностей несовершеннолетних. Духовность же человека, его позитивное правосознание в «эпоху» ускорения жизни, имеют реальные возможности примирить подрастающее поколение с тем, что желаемые блага могут быть оправданы и заслужены честным трудом «не сейчас» и «не сегодня».


  1. Принцип преемственности в профилактике преступности несовершеннолетних.

Очень важно, чтобы принцип преемственности нашел отражение в профилактике преступности несовершеннолетних. Дело в том, что одной из ключевых характеристик личности является осознание своей собственной идентичности, которое тесно связано с отношением индивида к истории общества, в котором он живет.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа предполагает следующие средства реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних – социальная профилактика – меры, направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности: быта, образования, труда, досуга.

Цель программы

Создание условий для снижения правонарушений среди подростков школы.



Задачи программы

  1. Изучение нравственно – психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и учащихся, склонных к совершению правонарушений, для составления программы деятельности досуговых объединении и мероприятий.

  2. Создание новых и расширение старых программ СССОУ, объединений отделения дополнительного образования, способных заинтересовать подростков, склонных к совершению правонарушений, а также планов индивидуального сопровождения в тесном контакте с школьным инспектором, представителями Муниципальных округов, службой сопровождения «Контакт» и др.

  3. Привлечение подростков, склонных к совершению правонарушений, к работе по программе «Толерантность», досуговым программам ДРАМ, к работе по патриотическому воспитанию.

  4. Предоставление подросткам возможности саморазвития и самовыражения через творческое развитие.

  5. Обобщение, анализ и коррекция опыта работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.


Ожидаемый результат
Результативность работы программы определяется при повторной диагностике, а также при анализе документов ОДОД, отчета воспитательной работы школы, анализа совместной работы СССОУ и школьного инспектора, опроса родителей, а также проявится на воспитательных мероприятиях школы и ОДОД.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ I

Программа «Толерантность»

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.



Содержание. Разработка и распространение практических рекомендаций для работников школы и родителей по формированию у детей толерантных установок, воспитанию культуры мира и согласия. Воспитание взаимоуважения и активной позиции по противодействию проявлениям национальной и религиозной розни.

Мероприятия. Общешкольное родительское собрание по теме «Толерантность как образ жизни», «Профилактика ксенофобии»

Педагогический совет по теме «Толерантность как образ жизни», «Профилактика ксенофобии»

Конференция «Многонациональный Санкт – Петербург»

Фестиваль детской общественной прессы «Чтоб услышали»


Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.

Содержание. Информационная кампания по профилактике ксенофобии, пропаганде этнокультурной толерантности в молодежной среде.

Мероприятия. Урок толерантности. Классные часы на темы: «День солидарности в борьбе с терроризмом», «Мы такие разные, но мы вместе»

Разработка и апробация на фокусгруппах, выпуск и распространение в ОУ, местах молодежного досуга информационных материалов: плакатов, листовок, буклетов.

Молодежные акции под лозунгами мира и согласия с привлечением к участию в них иностранных студентов и учащихся «Подарок иногороднему курсанту», «Флеш Моп»

Проведение для детей и молодежи физкультурных мероприятий и спортивных состязаний по национальным видам спорта: мастер – класс по городошному спорту, соревнования по городошному спорту


Раздел 3. Содействие национально – культурному взаимодействию в петербургском сообществе.

Содержание. Проведение Международного Дня толерантности в Санкт – Петербурге. Включение в национальный календарь полиэтнической составляющей. Подготовка и реализация культурно – образовательных программ, направленных на повышение уровня знаний и представлений об истории и культуре народов России и мира, о многонациональности Санкт – Петербурга, в целях воспитания уважения к мировым культурным ценностям. Организация и проведение мероприятий администрации района по укреплению толерантности, профилактике проявлений ксенофобии.

Мероприятия. Беседы, классные часы, просмотры фильмов, создание стенгазет по предложенной тематике. Масленица – «Проводы Русской зимы». Праздник «Новый год шагает по планете»

Участие в фестивале петербургской культуры «Культурной столице – культуру мира»

Районный конкурс «Петербургский этикет»

Участие в митинге «День памяти жертв Беслана»

Игра по станциям «Игры народов мира»

МОДУЛЬ II

Программа «Профилактическая работа с детьми, склонными к совершению правонарушений СССОУ, ОДН УВД и ОДОД»

Раздел 1. Организационно – методическая работа.



Содержание. Анализ работы за предыдущий учебный год. Составление перспективного плана по профилактической работе с детьми, склонными к совершению правонарушений. Участие в методических объединениях, совещаниях, конференциях социально – правовой направленности. Прогнозирование состава «группы риска». Сбор социальных карт классов. Изучение нормативных документов, семейного кодекса, Конституции РФ, Закона «Об образовании». Разработка комплекса мероприятий для профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Мероприятия. Педагогические советы по вопросам профилактики правонарушений: «Права и обязанности несовершеннолетних и их законных представителей», «Советы психолога в решении конфликтных ситуаций», «Развиваем личность – организация второй половины дня несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений», «Признаки употребления ПАВ»

Раздел 2. Профилактическая работа.



Содержание. Работа с классными руководителями – выяснение проблемного поля деятельности. Изучение социального окружения несовершеннолетних «группы риска»: посещения на дому, беседы с законными представителями и несовершеннолетними, консультации законных представителей, направления в учреждения системы профилактики, оформление запросов в структурные подразделения системы профилактики на оказание помощи в проведении социальной поддержки и профилактики правонарушений, проведение Советов профилактики (не реже 1 раза в четверть). Проведение индивидуальной работы с подростками, склонными к совершению правонарушений: привлечение их к секциям и кружкам работы ОДОД, консультации в решении «трудных ситуаций», составление индивидуальных планов профилактических мероприятий для несовершеннолетних и их семей, постановка и снятие с учета ОДН путем подготовки характеристик и ходатайств. Трудоустройство подростков, перевод на иные формы обучения, оказание помощи в оформлении опеки, участие в заседаниях КДН и ЗП, рассмотрениях исков в районный суд, затрагивающих права и свободы несовершеннолетних. Сотрудничество с Муниципальными округами, ППМСЦ, центрами профилактики зависимого поведения, службами социального сопровождения района, в том числе с «Городским центром профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «КОНТАКТ». Работа по выявлению «скрытого отсева»: запросы классных руководителей, выход на дом, сообщение в ОДН УВД, организация дальнейшего обучения.

Мероприятия.

Родительские собрания по параллелям:

1-4 класс «Ребенок – наше будущее»

5-8 класс «Толерантность – государственная политика»

9-11 класс «Куда пойти учиться?»

Педагогические совещания с участием школьного инспектора по итогам летнего периода, четвертей и учебного года по теме: «О состоянии криминогенной обстановки по ГОУ№195».

Классные часы правовой направленности:

«Законопослушное поведение», «Наркотик – чума XX века», «Алкоголизм – болезнь или правонарушение?»

Индивидуальное сопровождение учащихся.

Раздел 3. Защитно – охранная деятельность.



Содержание. Работа с ОДН УВД, КДН и ЗП, коррекция поведения несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, путем выявления и создания потенциала для личностного роста несовершеннолетнего, посредствам повышения эталонов их социально – значимого поведения. Инструктажи классных руководителей, педагогов, учащихся. Консультации законных представителей и несовершеннолетних, оказание социальной помощи и поддержки путем контроля и коррекции. Работа с неблагополучными семьями через налаживание системы социальных отношений между законными представителями и их детьми.

Мероприятия. Мониторинг по выявлению учащихся, входящих в НМО, подготовка отчетной документации. Дни правовых знаний с привлечением специалистов Молодежной консультации, ОДН УВД, Служб социального сопровождения района, врачей – специалистов различных направлений профилактики и т.д.

МОДУЛЬ III.

«Профилактическая работа социального педагога и психолога ОУ с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений»

Содержание. Общая социально педагогическая диагностика контингента учащихся школы, формирование представления об их проблемном поле на основе данных диагностики. Обеспечение учащимся социально педагогической поддержки, заботы, содействие детям «группы социального риска» в выборе оптимального варианта обучения, минимизация фактов второгодничества и исключение их в период обучения детей в пятых – шестых классах. За счет просветительской, социально – профилактической работы, через вовлечение детей, склонных к совершению правонарушений, и родителей в различные виды деятельности, организацию их социальных инициатив достичь такого уровня мотивации социально – полезной деятельности, при котором будут практически исключены какие – либо правонарушения или преступления со стороны учащихся. Способствовать развитию учащихся на основе общечеловеческих ценностей, формированию у них соответствующих ценностных ориентаций, проявляющихся в межличностных отношениях. Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них ученикам. Посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами. Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация их прав и свобод. Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ, участие в их разработке и утверждении. Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося в учреждении, в семье, в окружающей среде. Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья. Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся. Составление программы профилактической работы по профилактике правонарушений с детьми склонными к совершению правонарушений.

Мероприятия. Диагностика учащихся, анализ полученных результатов, взаимодействие со специалистами социальных служб, ведомственными органами для принятия мер по социальной защите и поддержке обучающихся, коррекция плана работы социального педагога, принятого в мае, на основании анализа полученных данных, оформление единовременных пособий на учебную литературу и канц. товары на опекаемых детей. Подготовка пакета документов для участия в городском конкурсе по профилактике правонарушений. Планирование, программирование, проектирование социально-педагогической деятельности, работа по реализации проблемного поля жизнедеятельности учащихся, осуществление социально-педагогической поддержки, заботы в процессе адаптации вновь прибывших учащихся, повторно обучающихся, первых и пятых классов, в процессе педагогической реабилитации детей с отклоняющимся поведением. Вовлечение родителей в активную социально-педагогическую деятельность, установление «педагогического моста» между учителями и родителями, вовлечение детей в деятельность, диагностика социальной среды обучающихся (семья, круг общения, интересы, потребности), диагностика социальных условий жизни учащихся, анализ проведенных исследований семей учащихся. Разработка рекомендаций для классных руководителей по работе с родителями, проведение индивидуальных консультаций для родителей и детей, работа с КДН и ЗП, ОДН и другими структурами. Участие в городском конкурсе по профилактике правонарушений. Активное погружение в социально-педагогическую деятельность. Активизация работы всех вспомогательных структур, сил, служб по вовлечению детей в различные виды социально-полезной деятельности. Формирование банка данных социально-педагогических особенностей учащихся школы. Осуществление социально-педагогической реабилитационной, коррекционной, социально-профилактической, просветительской, индивидуальной деятельности, социально-педагогическая работа по адаптации учащихся, оказание помощи классным руководителям и учителям-предметникам по сбору и анализу материалов социальных карт учащихся, диагностика банка данных социально-педагогических особенностей учащихся, проведение Советов профилактики ОУ по заявкам классных руководителей.

Систематическая диагностика семей «группы риска», мониторинг динамики изменений в социально - психолого - педагогической сфере обучающихся, ознакомление классных руководителей и учителей-предметников с результатами мониторинга, ознакомление родителей с результатами мониторинга, предоставление данных мониторинга в социальные службы, ведомственные и административные органы, коррекция социально-педагогического процесса, в связи с выявленными в ходе мониторинга изменениями. Прогнозирование трудоустройства выпускников, относящихся к «группе риска», предварительное знакомство с учебными заведениями, которые выбрали дети, осуществление социально-педагогической профилактики по минимизации негативного прогноза в учебной деятельности, контроль над оформлением представлений на учащихся классными руководителями. Прогнозирование организации летнего отдыха детей «группы риска», проведение социально-психолого-педагогических мероприятий по формированию устойчивости к возможным стрессовым ситуациям во время проведения аттестации учащихся. Организация летнего отдыха детей «группы риска», консультирование классных руководителей по составлению итоговых педагогических представлений на обучающихся и разработка рекомендаций по ликвидации существующих недостатков, диагностика социальной среды обучающихся (семья, круг общения, интересы, потребности, планы на летний период), социально-педагогические консультации родителей по организации летнего оздоровительно - трудового периода. Выявление динамики изменений в социально – психолого – педагогической сфере обучающихся за прошедший учебный год и разработка предложений по усовершенствованию социально – педагогической работы в школе. Оказание реальной помощи в трудоустройстве выпускников, подведение итогов социально-педагогической деятельности, анализ работы социально-педагогической службы школы за прошедший учебный год (выявление положительного и отрицательного опыта) для последующей ее коррекции, составление плана работы на следующий учебный год, разработка тематики родительских собраний на новый год, подведение итогов работы классных руководителей и учителей-предметников с целью дальнейшего прогнозирования деятельности, обсуждение результатов работы социально-педагогической службы на итоговом педагогическом совете.



ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I Диагностический

Срок этапа: май - август 2011г и при поступлении новых учащихся в течение учебного года.

Цель этапа: выявление учащихся «группы риска», склонных к совершению правонарушений.

Практическая деятельность: общая социально – педагогическая диагностика контингента учащихся школы, формирование представления об их проблемном поле на основе данных диагностики.

Документация: социальные карты классов, планирование совместной работы СССОУ, ОДОД, ОДН УВД.
II Аналитический

Срок этапа: сентябрь 2011г и при поступлении новых учащихся в течение учебного года.

Цель этапа: организация досуга подростков «группы риска», склонных к совершению правонарушений.

Практическая деятельность: обеспечение учащимся, склонным к совершению правонарушений, педагогической поддержки, заботы в выборе оптимального варианта обучения и воспитания.

Документация: планы индивидуального социально – педагогического сопровождения, информационные письма ОДОД и ОДН УВД.
III Деятельностный

Срок этапа: учебный год (сентябрь 2011 – май 2012)

Цель этапа: за счет просветительной, социально – педагогической работы, через вовлечение детей и законных представителей в различные виды деятельности, организацию их социальных инициатив достичь такого уровня мотивации социально – полезной деятельности, при котором будут минимизированы случаи правонарушений или преступлений со стороны учащихся.

Документация: планы и отчеты по проведению мероприятий, анализ занятости во второй половине дня (журналы ОДОД), контроль над посещаемостью и успеваемостью (журналы классных руководителей), заявления педагогического состава школы на проведение профилактической работы с учащимися, склонными к совершению правонарушений, акты посещения на дому семей учащихся данной категории, протоколы Советов профилактики ОУ, пакеты документов на постановку на учет ОДН.


IV Повторная диагностика

Срок этапа: последняя неделя каждой четверти, конец учебного года.

Цель этапа: Координация взаимодействия учителей, законных представителей, специалистов социальных служб, представителей административных органов для осуществления профилактической деятельности в отношении учащихся, склонных к совершению правонарушений.

Документация: отчетная документация СССОУ, воспитательной службы, ОДОД, ОДН УВД, классных руководителей, пакеты документов на снятие с учета ОДН.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наличие плана работы специалистов службы социального сопровождения и вытекающих из них планов работы социального педагога, инспектора ОДН, расписания кружков ОДОД, положений о СССОУ, Совете профилактики, алгоритмов работы для классных руководителей для отдельных категорий учащихся, склонных к совершению правонарушений, и их семей. Введение форм внутришкольного документооборота. Тесное сотрудничество с субъектами профилактики.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница