Программа по преодолению проблем в обучении и поведении младших школьников "Развивайка"



Скачать 74.16 Kb.
Дата25.04.2016
Размер74.16 Kb.
Коррекционно-развивающая программа по преодолению проблем в обучении и поведении младших школьников "Развивайка"

В соответствиями с требованиями ФГОГС 2-поколения психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, формирование, а также развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности. Важность деятельности психологической службы школы на начальной ступени образования заключается в содействии участникам педагогического процесса в создании такой социальной ситуации развития, которая способствует эффективному формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД), учебных интересов, необходимых компетенций, инициативных действий, развитию интеллекта, формированию эмоционально-волевых качеств, позволяющих, школьникам получать опыт адаптации и социализации, быть субъектами целостной познавательной деятельности.

Данная программа построена на двух направлениях работы – развитие и коррекция:



  1. Всестороннее развитие личности ребенка:

  • развитие познавательного компонента УУД (мышление, память, внимание, восприятие).

  • развитие личностного компонента УУД (самооценка, я-концепция, самосознание, эмоциональный интеллект).

  • развитие регулятивного компонента УУД (саморкгуляция, произвольность, самостоятельность).

  • развитие коммуникативного компонента УУД (навыки эффективного общения со сверстниками).

2. Психокоррекция личностной сферы и поведения детей группы риска.

Цель программы: содействие участникам педагогического процесса в создании социальной ситуации развития, способствующей развитию культуроадаптивной творческой личности через реализацию принципов компетентностного подхода в образовании.

Задачи:

  1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

  2. Оказывать психологическую помощь школьникам в преодолении трудностей в усвоении учебных программ.

  3. Развивать необходимые коммуникативные и регулятивные способности для успешной социальной адаптации в коллективе сверстников.

Программа рассчитана на 1ч. занятий в неделю в течение учебного года с 1 по 4 классы. Занятия проводятся школьным психологом во внеурочное для школьников время до или после учебных занятий в учебном кабинете или кабинете психологической службы. Оптимальное количество детей: 12 человек. Набор в группы осуществляется по желанию родителей, с учётом рекомендаций педагогов (наблюдения и успешность усвоения учебной программы) и психолога (по результатам психодиагностики). В зависимости от индивидуально-психологических особенностей каждой группы учеников, некоторым темам уделяется большее или меньшее время. На разных возрастных ступенях обучения многие темы повторяются, но с учётом возрастающей сложности заданий в соответствие с возрастными нормами развития. Особое внимание на занятиях уделяется развитию вербально-логического мышления, перцептивного восприятия, объёма кратковременной памяти и внимания — недостаточный уровень развития которых является основной причиной трудностей в обучении младших школьников, а также навыкам сотрудничества и позитивного азаимодействия со сверстниками - недостаточный уровень развития которых является основной причиной трудностей в поведении и социальной дезадаптации детей. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных диагностических срезов 1 раз в конце полугодия. Также, через каждые 10 занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

Структура занятий:

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.



В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Тематический план занятий.

1 класс (34 ч.)

Знакомство. Правила поведения на занятиях, обсуждение и принятие правил и санкций за несоблюдение. Развитие произвольности. Развитие саморегуляции. Развитие эмоциоеально-волевой сферы. Развитие учебных навыков. Развитие зрительного и пространственного восприятия. Развитие зрительно-моторной координации, звукобуквенного анализа и графических навыков. Развитие мелкой моторики. Развитие межполушарного взаимодействия. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Развитие двигательной памяти. Развитие смысловой памяти. Развитие общей осведомлённости. Развитие временных понятий. Развитие зрительно-перцептивного восприятия. Формирование восприятия отдельных свойств предметов по форме. Развитие объёма, переключения, концентрации и распределения внимания. Развитие зрительного внимания. Развитие слухового внимания. Развитие устойчивости внимания. Развитие произвольного внимания. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словарного запаса. Развитие вербально-логического мышления. Развитие понятийного мышления. Развитие мыслительной операции сравнения. Развитие способности выделять существенные признаки. Развитие классификации. Развитие обобщения. Развитие мыслительной операции аналогии. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие самоуважения и самосознания. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

2 класс (34 ч.)

Продолжение знакомства. Обсуждение и корректировка правил поведения и санкций на занятиях. Развитие общей осведомлённости. Развитие самоуважения и самосознания. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Развитие способности к самоконтролю. Развитие словарного запаса. Развитие вербального мышления - скорости, гибкости. Развитие понятийного мышления. Развитие вербальной беглости, Развитие умения анализировать написанные слова. Развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства. Развитие способностей производить синтез, анализ, установление сходства и различий. Формирование способности давать определение понятий, умение производить доказательство. Развитие способностей устанавливать различия, оперировать мысленно образами и понятиями. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Развитие двигательной памяти. Развитие смысловой памяти. Развитие объёма, переключения, концентрации и распределения внимания. Развитие целенаправленного внимания. Расширение объема внимания. Развитие активного внимания. Развитие навыков группировки предметов по форме, выделения целого из части и части из целого. Развитие слухового и тактильного восприятия чисел. Развитие эмоциоеально-волевой сферы.

3 класс (34 ч.)

Продолжение знакомства. Обсуждение и корректировка правил поведения и санкций на занятиях. Формирование положительного эмоционального общения со сверстниками. Развитие вербального мышления - скорости, гибкости. Развитие понятийного мышления. Развитие словарного запаса. Развитие способности к вербальному анализу, умению осуществлять доказательства. Развитие способности оперировать образами и понятиями. Развитие способности давать определение понятий, умение производить доказательство. Изменение привычных временных связей. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Развитие двигательной памяти. Развитие смысловой памяти. Увеличение уровня развития внимания. Тренировка концентрации внимания. Тренировка переключения внимания. Повышение уровня восприятия пространственного расположения предметов. Развитие восприятия длительности временного интервала; развитие наблюдательности. Развитие эмоциоеально-волевой сферы.

4 класс (34 ч.)



Продолжение знакомства. Обсуждение и корректировка правил поведения и санкций на занятиях. Развитие словарного запаса. Развитие гибкости и самостоятельности мышления. Развитие творческого воображения. Изменение привычных пространственных связей, связей общности и связей преобразования действий. Развитие креативности. Развитие понятийного мышления. Развитие абстрактно-логического мышления. Тренировка распределения и избирательности внимания. Усиление концентрации слухового внимания. Совершенствование зрительного анализа. Формирование умения работы с наложенным изображение и зашумлением изображения. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Развитие двигательной памяти. Развитие смысловой памяти. Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления. Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов. Развитие мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи. Развитие эмоциоеально-волевой сферы.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница