Программа по православной педагогике



Скачать 117.5 Kb.
Дата19.04.2016
Размер117.5 Kb.
ТипПрограмма
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

          В последние годы в обществе возникла потребность в привлечении церковнослужителей к образовательной деятельности, которая выражается в участии священника в педагогическом процессе государственных и негосударственных учебных заведений. Появилась особая потребность в просветительской деятельности, ориентированной на духовное и нравственное воспитание общества, восстановление традиционного уклада жизни россиян и дальнейшее его развитие. Возрождение приходской жизни потребовало от священника организации в различных формах воспитательной, образовательной и просветительской деятельности.

         В процессе изучения учебного курса «Православная педагогика» решаются следующие задачи: подготовка к практической педагогической деятельности на приходе и в образовательных учреждениях различного типа; раскрытие педагогического аспекта пастырской деятельности как особого церковного послушания: наполнение конкретным содержанием социального служения Церкви.

         Программа включает следующие основные блоки: «теоретический и исторический», «семейная педагогика», «приходская педагогика», «школьная педагогика», ориентированные на получение теоретически обоснованного опыта педагогической деятельности.

         В результате процесса обучения студенты должны: знать традиции отечественной православной педагогики; владеть основными приемами на работы на приходе, в семье, в образовательных учреждениях; уметь организовать и направить деятельность приходских образовательных учреждений; практически использовать богословские знания в учебно-просветительской деятельности.
Программные разделы курса.
1. Введение в проблемы христианской педагогики

2. Православная антропология как основание пе­дагогики

3. Своеобразие детства как этапа духовного со­зревания личности

4. Общее учение о педагогическом процессе

5. Теория христианского воспитания

6. Теория обучения (дидактика)

7. Формы организации православного воспитания и образования. Их кадровое и правовое обес­печение

8. Педагогическая самоподготовка и работа с учителями



ПРОГРАММА КУРСА
I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
1. Понятие о педагогике как науке и практике в общем и о хрис­тианской педагогике в частности.

Педагогика как искусство воспитания и наука педагогики как тео­рия, описывающая это искусство. - Предмет педагогики, задачи курса. - Значение педагогической подготовки для практики воспитания. - Сис­тема педагогических наук. - Взаимосвязь педагогической науки с другими сферами знания. - Связь педагогики с философией. - Мировоззрен­ческие основы христианской педагогики. - Педагогичность Библии и служения Христа. - Основные педагогические черты служения Господа нашего Иисуса Христа. - Педагогичность в жизни Церкви. - Дело педа­гога как служение большего меньшему.


2. Краткий исторический обзор педагогических идей и систем от античности до наших дней.

Основные идеи дохристианской педагогики. - Понятия "воспитание" и "образование". - Происхождение термина "педагогика". - Педагогика Древней Греции. - Гимнасии и палестры как первые учебные заведения. - Воспитание в Спарте. - Понятие педагогической системы. - Религиоз­ное и философское основания педагогической системы. - Педагогические идеи Сократа и Платона. - Академия. - Педагогическая система Аристо­теля. - Лицей. - Древнеримские традиции воспитания. - Ближневосточ­ные традиции воспитания. - Педагогические идеи христианства в связи с христианским идеалом человека. - Мысли святых отцов Церкви о вос­питании. - Основные направления христианского воспитания. - Христи­анские школы. - Понятие монастырской школы, ее характерные черты и проблемы. - Зарождение университетов в Западной Европе. - Соотноше­ние в них воспитания и образования. - Сравнение двух систем образо­вания. - Иезуитская система воспитания. - Дидактическая теория Я.Коменского. - Кризис западно-христианской педагогики. - Основные пост­христианские педагогические системы. - Их анализ у Зеньковского В. В.


3. Проблемы современной педагогики. Основные подходы к воспита­нию.

Генезис и становление отечественной педагогики. - Проблема це­лей воспитания в истории русской педагогики. - К.Д.Ушинский об антропологическом знании как основании педагогики. - Проблема свободы и необходимость педагогического воздействия. - Современные психологи­ческие теории и основанные на них педагогические системы (бихевио­ризм; социологическая школа; гештальтпсихология; коллективистская педагогика советской школы; педагогика развития) . - Императивная и личностная педагогика. - Проблема соотношения воспитания и образова­ния. - Школа и общество. - Критика педагогического утопизма. - Сов­ременные тенденции христианского образования и воспитания - Проблема культурного дуализма.


Рекомендуемая литература:

1. Святитель Иоанн Златоуст. О христианском воспитании // О рели­гиозном воспитании детей. Сб. М., 1993, с. 7-25.

2. Русская педагогика в главнейших ее представителях. Хрестоматия./ Сост. Демков. М., 1898.

3. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской ант­ропологии. М., 1993.

4. Зеньковский В.В. Дар свободы. Париж.

5. Корчак Я. Как любить ребенка. Правила жизни // В кн. "Как лю­бить ребенка". М. 1990.

6. Лихачев А.Е. Учительное служение Православной Церкви в отноше­нии к подрастающему поколению // Вестник духовного просвещения, № 1. М., 1994, с.16-23.

7. Рубинштейн М.М. История педагогических идей. М., 1912.

8. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие.
II. ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИКИ
4. Замысел Божий о человеке как педагогический идеал. Зло в че­ловеке.

Догматические основания антропологии (христология и сотериология). - Антропология святых отцов Церкви (свят. Григорий Нисский, преп. Максим Исповедник, свят. Григорий Палама). - Дихотомия и три­хотомия. - Человек как образ Божий. - Призвание человека в мире. Иерархичность и целостность человеческой природы. - Богословское по­нятие "личности". - Зло не как онтологическое понятие, а как лич­ностная позиция. - Три сферы личностного бытия (отношения к Богу, к людям, к миру) . - Основные антиномии человеческой природы (тварность, соборность, материальность). - Следствия грехопадения. - Рас­хождение эмпирического и духовного "Я". - Домостроительство спасения во Христе.


5. Основы православной аскетики. Жизнь как восхождение к Богообщению. Понятие Церкви и ее значение в деле спасения человечества.

Понятие святости. - Стяжание святости как условие спасения. Необходимость подвига. - Понятие об аскетике. - Этапы восхождения человеческого духа к Богу (неведение Бога - обращение - утверждение в вере - возрастание в Богоугождении - деятельное Богообщение). Значение мысленной брани и Иисусовой молитвы. - Богословкое понятие "Церкви". - Благодатная жизнь Церкви. - Христианин и Церковь. - Сту­пени воцерковления. - Значение церковной жизни в деле спасения чело­века и всего человеческого рода.


Рекомендуемая литература:

1. Свят. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995.

2. Свят. Игнатий (Брянчанинов) . Учение о человеке // Ж-л "Богословские труды" № 29, М, 1987.

3. Свят. Феофан Затворник. Пдть ко спасению. М. 1992.

4. Архим. Алипий, архим. Исайя. Догматическое богословие. ТСЛ., 1994, с.207-250.

5. Еп. Варнава (Беляев). Искусство святости. М., 1994.

6. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915.

7. Прот. Зеньковский В. В. Об образе Божием в человеке // Ж-л "Пра­вославная мысль", вып. 2. Париж, 1930, с.102-136.

8. Архим. Киприан (Керн). Антропология свят. Григория Паламы. Па­риж, 1950.

9. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Ж-л "Боголсовские труды", №8, М., 1972.

10. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Там же.

11. Прот. Иоанн Мейендорф. Христос в восточно-византийском мышле­нии. Вашингтон и Кливленд, 1969.

12. Архим. Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. ТСЛ., 1994.
III. СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСТВА КАК ЭТАПА ДУХОВНОГО СОЗРЕВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
6. Детство как жизненный этап, его своеобразие. Духовная жизнь в различные периоды детства.

Понятие зрелости и зрелой личности. - Детство как этап созрева­ния . - Граница созревания и зрелости. - Своеобразие духовных задач детства (раскрытие духа в зреющей эмпирии). - Периодизация духовной жизни детства. - Гипотеза о приоритете личностных отношений. - Мла­денчество (до 4-х лет) как основной период формирования психо-физиологии. - Раннее детство (до 7-8 лет) как освоение в мире. - Второе детство (до 11-12 у девочек и 12-13 лет у мальчиков) как социализа­ция личности. - Отрочество (до 14-15 у девочек и 15-16 у мальчиков) как период рефлексии. - Юность (от 15-16 лет) как время равновесия сил души и готовности духа обратиться к Богу.


10. Психология юношеского возраста и педагогические задачи в этом периоде. Обобщение: своеобразие пастырско-педагогической работы с ребенком.

Юность как период равновесия душевных сил. - Своеобразие жиз­ненной позиции в юности (независимость, открытость и легкомыслен­ность) . - Конфликт идеальности устремлений и усиливающейся социали­зации личности. - Умственная и эмоциональная сфера. - Нравствен­но-волевая регуляция в юности. - Соотношение духовной и религиозной жизни в этом периоде. - Духовная роль семьи. - Значение духовного руководства и церковной жизни в период юности. - Личность ребенка и свобода. - Необходимость духовно-педагогической помощи становящейся личности. - Принципиальные отличия духовной работы с детьми от рабо­ты со взрослыми.


Рекомендуемая литература:

1. Возрастная и педагогическая психология. Учебник. М., 1993.

2. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

3. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской ант­ропологии. М. 1993.

4. Зеньковский В. В. О религиозном воспитании в семье // Вопросы православной педагогики. Вып. 1. с.53-77.

5. Свящ. А. Калашников. О руководителях юношества и программе их работы // Там же. с.40-46.

6. Корчак Я. Как любить ребенка // В кн. "Педагогическое насле­дие". М., 1991.

7. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.

8. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.

9. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

10. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
IV. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
11. Понятие "педагогического процесса", его основные условия и факторы. Сферы педагогического взаимодействия.

Социальное взаимодействие, его природа и свойства. - Деятель­ность и общение как способы социальной жизни человека. - Педагоги­ческий процесс как особая разновидность социального процесса, его характерные черты. - Духовная сторона педагогического процесса как диалога двух личностей. - Общие закономерности педагогического про­цесса (синергийность, духовно-эмоциональное созвучие, мотивация и интерес и др.). - Сочетание воспитания, обучения и развития в учеб­ном процессе. - Среда как фактор педагогического взаимодействия. Сферы педагогического взаимодействия: семья, учебно-воспитательные заведения, учреждения досуга, сфера свободного общения. - Их взаим­ное соотношение в учебном процессе на разных возрастных этапах.


12. Педагогическая сторона семейных отношений. Дошкольные уч­реждения, их педагогическое значение.

Воспитательное значение семейной жизни. - Традиции воспитания русской семьи с точки зрения научной педагогики. - Кризис современ­ной семьи. - Необходимость создания дополнительной детской среды. -Роль учреждений дошкольного воспитания. - Своеобразие педагогическо­го процесса в детском саду. - Развитие системы дошкольного воспита­ния в истории. - Задачи детского сада.


13. Педагогический процесс в школе и в сфере свободного обще­ния. Церковно-приходская жизнь как благодатная педагогическая среда.

Особенности школьной педагогической среды. - Учитель и ученик. - Класс как социальный организм. - Психология ученика. - Психология учителя. - Своеобразие педагогического процесса в школе. - Подрост­ковая среда. - Сфера свободного общения и ее педагогическое значе­ние . - Проблема неформального лидера. - Педагогические возможности клубов и кружков. - Принципы педагогической работы в молодежных ор­ганизациях и движениях. - Церковь и школа. - Проблема "культурного дуализма" и возможности его преодоления в церковной школе. - При­ходская жизнь как основа создания единой воспитывающей среды и цер­ковной школы.


Рекомендуемая литература:

1. Василевская В.Я. Учение Ушинского о воспитании // Вестник РХД, №129, с.75-90, №130, с.83-110, Париж, 1979.

2. Прот. Зеньковский В. В. Основы православной педагогики // Сб. "Вопросы православной педагогики", Вып. 1. М., 1992, с.3-8.

3. Прот. Зеньковский В. В. О религиозном воспитании в семье // Там же. с.53-77.

4. Прот. Зеньковский В.В. Наша эпоха // В кн. "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии". М., 1993.

5. Прот. Зеньковский В.В. Церковь и школа // Там же.

6. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.

7. Медушеский В.В. Христианизация светского образования // Ж-л "Путь православия", № 1, М., 1993, с. 87-100.

V. ТЕОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
14. Воспитание как процесс взращивания личности. Основные фак­торы и условия христианского воспитания.

Необходимость педагогической помощи зреющей личности. - Границы воспитательного воздействия. - Цели христианского воспитания. - Про­цесс воспитания как возведение-восхождение к подлинной свободе. Основные факторы воспитания: образ Божий в человеке, благодать цер­ковных таинств, окружающая среда, психофизическая наследственность. - Соотношение духовной и религиозной жизни. - Главные условия хрис­тианского воспитания: личная духовная и религиозная жизнь воспитате­ля; наличие у воспитателя педагогического чутья и любовь его к ре­бенку; духовно-эмоциональное созвучие взрослого и дитя; религиозное вдохновение как отклик на посещение Божественной благодати.


15. Принципы христианского воспитания. Формирование православ­ного мировоззрения и христианской нравственности.

Воспитание как процесс интроцепции христианских ценностей. Приоритет воспитания перед образованием. - Неразрывность и иерархич­ность соотношения духовной и эмпирической жизни. - Духовная жизнь как "сверхсознание". - Задача христианского устроения души. - Основ­ные черты христианского устроения души: жизнь как служение, доброде­тель как вторая природа, единство слова и дела, забота о мире. Благоговение как стержень воспитания. - Иерархическое место мораль­ной сферы в духовной жизни. - Связь религиозности и нравственности. - Проблемы религиозного воспитания ("благочестивый эгоизм", "привыч­ка к святыне", "фарисейство" и их предупреждение). - Значение физи­ческого, интеллектуального и эстетического воспитания.


16. Формы и методы воспитательной работы: традиции и современ­ность.

Своеобразие православной традиции воспитания. - Укладность и поэтапность воспитания. - Воспитательные традиции русской семьи (об­щая молитва, церковная и домашняя; семейные чтения; общая трапеза; семейный и общественно-полезный труд). - Формы воспитания в возрож­даемой церковной традиции: деятельное участие в богослужении; сов­местное участие в богослужении и таинствах; общая трапеза в школе и на приходе; паломничество в монастыри и трудничество в них. - Учас­тие в трудовой жизни класса, школы и прихода. - Опыт С.А.Рачинского как создателя сельской церковной школы.


Рекомендуемая литература:

1. Василевская В. Я. Н. И. Пирогов и основные вопросы воспитания // В кн. С.С.Куломзина. Наша Церковь и наши дети. М. 1993. С. 134-149.

2. Прот. Зеньковский В. В. Дар свободы. Этюд // Религиозно-педаго­гическая библиотека, Вып. 4. Париж, 1933.

3. Прот. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Главы 6,7. М., 1993.

4. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Рига, 1929.

5. Прот. Глеб Каледа. Семья как школа любви // Ж-л "Просветитель. Вестник духовного просвещения" № 2-3. М., 1995, с.53-56.

6. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. Глава 3. Христианское воспитание в семье. М., 1993, с.74-91.

7. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания // Ж-л "Путь пра­вославия", №1, М., 1993, с.214-238.

8. Сестра Магдалина. О религиозном воспитании детей. М., 1993.

9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Сб. Избранные педагогические со­чинения. М., 1985.

10. Пирогов Н.И. Образование и воспитание // Там же.

11. Рачинский С.А. Сельская школа. / Сборник педагогических статей разных лет. М., 1913.


VI. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (дидактика)
17. Общие задачи, принципы и закономерности обучения.

Соотношение воспитания и образования. -Содержание христианско­го образования. - Духовное значение христианского образования. - Об­щепедагогическая сторона процесса образования. - Предмет и задачи дидактики. - Сущность процесса обучения. - Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. - Типы и уровни познания. - Принципы обучения (последовательность, систематичность, доступность, прочность усвоения, активность и сознательность учащихся). - Формы организации учебного процесса (урок, домашние занятия, факультатив, кружок, экскурсия). - Виды учебно-познавательной деятельности и классификация методов обучения. - Внимание как стержень урока. - За­кономерности процесса восприятия. - Типы уроков. - Психологическая позиция преподавателя вероучительных дисциплин.


18. Задачи, принципы и методы формирования православного миро­воззрения.

Понятие мировоззрения в его многосторонности и целостности. Основные черты православного мировоззрения. - Антиномии православно­го мировоззрения (близость и абсолютность идеала, возвышенность стремлений и простота в их реализации, требовательность и милость, совестливость и надежда на прощение и др. ) . - Задачи формирования православного мировоззрения в аспекте иерархичности строя души. Принцип "обучающего воспитания". - Принцип воссоединения сил души. -Принцип личностного обучения. - Единство образовательного пространс­тва и его объединяющее начало. - Особенности процесса познания богооткровенных истин. - Принцип "зоны ближайшего развития" в духовной сфере. - Диалог как ведущий метод православной педагогики.


19. Методы и приемы педагогической работы по усвоению религиозных знаний.

Закономерности формирования религиозных представлений. - Рабо­та над основными понятиями православной веры. - Логическая цепочка и "лестница понятий". - Свертка основных понятий христианства. - Сферы вхождения в христианский гнозис. - Основные опасности и ошибки в преподавании вероучительных дисциплин.


20. Отработка методов преподавания вероучительных дисциплин с учетом возрастных духовных и психофизиологических особенностей.

Духовно-нравственный и религиозно-педагогический материал, ус­ваиваемый детьми на каждом этапе духовного созревания. - Методы по­дачи материала для каждого возраста. - Преимущества слайд-уроков. -Проблемное изложение. - Пример и схема сократовского урока. - "Лест­ница понятий" как свертка курса. - Примерные тематические планы ос­новных религиоведческих курсов.


21. Подготовка преподавателя вероучительных дисциплин к уроку и к учебному курсу в целом.

Ступени воцерковления. - Критика теории свящ. Г. Кочеткова о "неполных членах" Церкви. - Определение духовно-религиозных запросов аудитории. - Принципы выбора учебного курса и программы. - Разработ­ка методического листа урока. - Выбор средств и приемов преподава­ния. - Внеклассные формы педагогической работы и проблемы их органи­зации. - Методическая и организационная подготовка паломничества. - Взаимосвязь вероучительных дисциплин с предметами общеобразователь­ного цикла. - Необходимость и способы работы с семьями учащихся. Задача формирования пришкольной среды.


Рекомендуемая литература:

1. Прот. Глеб Каледа. Введение в православную апологетику // Ж-л "Путь православия", № 2. М., 1993.

2. С.С. Куломзина. Наша Церковь и наши дети. Приложение. М., 1993, с.104-121.

3. Педагогика. /Учебное пособие под редакцией С.П. Баранова, В.А. Сластенина. М., 1986.

4. Самарин Ф.Д. О преподавании Закона Божия в средних учебных за­ведениях // Ж-л "Просветитель. Вестник духовного просвещения" № 2-3. М., 1995, с.94-111.

5. Свящ. Сосунцов Е.Ф. Хороший урок Закона Божия // Казань, 1915.

6. Свящ. Сосунцов Е.Ф. Библиографический обзор учебников Закона Божия // Казань, 1913.

7. Сурова Л.В. Учимся учить (о методе диалога) // Ж-л "Православ­ная беседа", №3-4. М., 1995.

8. Сурова Л. В. Видеть, слышать, чувствовать... (о методике сократической беседы и слайд-фильма) // Ж-л "Православная беседа", № 1. М., 1996, с.12-17.

9. Тихомиров Т.С. Об общих методах преподавания Закона Божия //Ж-л "Просветитель. Вестник духовного просвещения", № 2-3, с.80-94.

10. Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадтского // Ж-л "Литературная учеба", Спецвыпуск: "Опыты православной педагогики". М., 1992.

VII. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ. ИХ КАДРОВОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


22. Система религиозного образования и катехизации Русской Пра­вославной Церкви.

Концепция системы православного образования и катехизации. -Принципы создания целостной системы духовного просвещения (террито­риальность, ступенчатость, обращенность к конкретным социальным груп­пам) . - Специфика духовно-просветительской работы с невоцерковленными и маловоцерковленными подростками и молодежью. - Архиерейский со­бор 1994 года о задачах в области духовного просвещения. - Указы Святейшего о создании Синодального ОРОК и епархиальных ОРО. - Реко­мендуемая структура епархиальных ОРО. - Конституция РФ о свободе совести. - Статья Закона об образовании РФ "О светском характере го­сударственного образования". - Статья 9 Закона РФ "О свободе вероис­поведаний" о возможности ведения факультативного курса.


23. Формы духовно-просветительской и педагогической деятельнос­ти в условиях прихода.

Воскресная школа, формы ее организации, возможности и проблемы. - Детские сады на приходе. - Церковно-приходские школы, гимназии и лицеи. - Порядок их лицензирования и государственной аккредитации. -Православные ВУЗы. - Возможности сотрудничества с клубами, домами творчества молодежи и домами культуры. - Организация лекториев, биб­лиотек и фильмотек. - Формы организации православных лагерей труда и отдыха. - Работа с неформальными юношескими объединениями и молодеж­ными организациями.


Рекомендуемая литература:

1. Игум. Иоанн (Экономцев). Православное образование и деятель­ность Отдела религиозного образования и катехизации Москоского Пат­риархата. // Доклад на Архиерейском соборе РПЦ 1994 г. М., 1994.

2. Ж-л "Образовательный вестник" (печатный орган ОРО Архангельской и Мурманской епархии). Вып. 1. М., 1995.

3. Свящ. Каледа Г. Задачи, формы и структуры катехизации в РПЦ в современных условиях. с.19-32.

4. Концепция православного дошкольного воспитания // Ж-л "Просве­титель. Вестник духовного просвещения", № 1. М., 1994.

5. Свящ. Борис Ничипоров. Заметки о воскресной школе // Ж-л "Путь православия", № 1. М., 1993, с.45-51.


VIII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМОПОДГОТОВКА И РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ
24. Различия в позиции педагога-мирянина (или диакона) и педа­гога-священнослужителя.

Своеобразие учительной стороны священнослужения в отношении детей. - Роль и ответственность законоучителя. - Особая роль учителя в Церкви. - Воспитание духовно-ориентированной личностной и профессиональной позиции. - Педагогические курсы как форма катехизации учителей. - Другие формы работы с учительской ау­диторией: педсеминары и конференции; учительские листки и газеты. - Обзор литературы, необходимой пастырю и православным учителям для творческого педагогического развития.


Рекомендуемая литература:

1. Зеньковский В. В. Введение в педагогику // Курс лекций.

2. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. Гл.5. Учитель. М., 1993, с.92-103.

БИБЛИОГРАФИЯ:
Cтатьи по духовно-нравственному воспитанию в общественно-педагогической периодике от 1990 года:

1. О духовно-нравственных идеалах древних сказаний // Школьное воспитание, №3, 1994.

2. Основы православного образования в России // Педагогика, 1995, №3, с.74-89.

3. Мамонов Д. О языке богослужения // Москва, 1995, июнь.

4. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (Х-ХVII вв.) // Педагогика, 1996, № 2, с.84-88.

5. Шаргунов А., прот. Только любовь зряча // Детская литература, 1990, № 12,с.4-7.

б. Занятия по этике христианства с детьми младшего возраста // На­чальная школа, 1992, № 11/12, с. 43-44.

7. Никон, архиеп. Без елея гаснет светильник // Москва, 1995, № 1, с. 196-203.

8. Основы духовности и нравственности поведения // Начальная шко­ла, 1994, №4, с.47-51.

9. Мелетинский Е. К вопросу о современном понимании духовности // Звезда, 1995, № 8, с. 171-174.

10. Кострюкова Е. История моей семьи - история моей Родины //Мо­сква, 1995, №5, с. 147-154.

11. Тележин А. К духовности через народный разум // Диалог, 1996, № 2, с. 65-66.

12. Яковлев В. Разговор по дороге к Храму // Народное образование, № 5, с.54-56.

13. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной жизни // Школьное воспитание, №2, 1994.

14. Мулимбаева М. Духовная культура учителя // Народное образование, 1992, № 7-8, с.56-58.

15. Кураев А., диакон. Духовная жизнь - это практика // Народное об­разование, 1995, № 1, с. 28-33.

16. Абраменкова В. Центры духовной педагогики: от интерната к панси­ону // Дошкольное воспитание, №2, 1994, с.16-26.

17. Светова З. Сентябрь - начало церковного новолетия // Семья и шко­ла, №9, 1991, с.16-18.

18. Чельцов М., протоиерей. О воспитании // Москва, №3, 1994, с.184-190.

19. Тодоров Л.В. Родное слово в диховном развитии личности // Совет­ская педагогика, №10, 1990, с.105-110.

20. Розанов В. Педагогические трафаретки // Народное образование, 1990, № 8, с. 141-147.

21. Светова З. Преображение Господне // Семья и школа, №8, 1991, с.15-17.

22. Клермонт Фен Корт. Обучение Библии в школе // Частная школа, №2, 1993, с.111-114.

23. Кураев А., диакон. Изучаем Библию// Народное образование, №7, 1995, с.60-67.

24. Религия и школа. Реферат // Свободная мысль, №6, 1993, с.120-125.

25. Попов Л.А. Грани духовности // Педагогика, 1/1996, с.40-43.

26. Метлик И.В. Религия в школе // Советская педагогика, 12/1990, с. 36-42.

27. Кураев А., диакон. Изучаем Библию //Народное образование, 1996, №1, с.49-51.

28. Галицкая И. А. Атеизм и религии как феномены культуры и воспитания // Советская педагогика, 9/1991, с.57-61.

29. Библейские повествования // Советская педагогика, 7/1991, с. 115-130

30. Православная библейская герменевтика в педагогическом наследии К.Д.Ушинского // Народное образование, № 9-10, с. 112-115.

31. Кутьева Л.В. Исповедь учителя // Педагогика, №6, 1994, с.63-68.



Вопросы к экзамену по предмету «Православная педагогика»

1.     Религиозное обоснование педагогики как проблема государственная, научная и личная.

2.     Особенности православной педагогики и ее определение.

3.     Предмет православной педагогики.

4.     Антропологические основы православной педагогики.

5.     Понятие о первородном грехе.

6.     Основные понятия православной педагогики: воспитание, образование, обучение.

7.     Ветхозаветное учение о воспитании.

8.     Христианство и воспитание.

9.     Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании («Учение двенадцати апостолов» «Дидахе», «Пастырь» Ерма).

10. Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании (Послание апостола Варнавы, Послание Климента Римского).

11. Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании (Послания Игнатия Богоносца, Святой Поликарп Смирнский).

12. Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании (святой Иустин философ и мученик, святой Иреней Лионский).

13. Учение отцов и учителей Церкви III века о воспитании (Тертуллиан).

14. Учение отцов и учителей Церкви III века о воспитании (святой Киприан Карфагенский).

15. Учение отцов и учителей Церкви III века о воспитании (Климент Александрийский).

16. Учение отцов и учителей Церкви III века о воспитании (Ориген).

17. Учение о воспитании в творениях святых отцов IV века (святитель Василий Великий).

18. Учение о воспитании в творениях святых отцов IV века (святитель Григорий Богослов).

19. Учение о воспитании в творениях святых отцов IV века (святитель Иоанн Златоуст).

20. Педагогические воззрения отцов и учителей русской Церкви (святитель Филарет митрополит Московский).

21. Педагогические воззрения отцов и учителей русской Церкви (епископ Феофан Вышенский Затворник).

22. Педагогические воззрения отцов и учителей русской Церкви (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

23. Педагогические воззрения отцов и учителей русской Церкви (священномученик архиепископ Фаддей Успенский).

24. Традиционная педагогика в трудах деятелей народной школы

(Н.И. Ильминский).

25. Традиционная педагогика в трудах деятелей народной школы

(С.А. Рачинский).

26. Традиционная педагогика в трудах деятелей народной школы

(К.П. Победоносцев).

27. Цель православного воспитания.

28. Особенности детского возраста.

29. Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни.

30. Особенности развития и духовного становления человека в разные годы его жизни (первый год жизни ребенка).

31. Особенности развития и духовного становления человека в разные годы его жизни (детство).

32. Особенности развития и духовного становления человека в разные годы его жизни (отрочество).

33. Особенности развития и духовного становления человека в разные годы его жизни (юношество).

34. Духовные основы православной семьи.

35. Иерархическое устроение семьи.

36. Основы христианского воспитания детей в семье.

37. Современное законодательство о возможностях религиозного образования и его формах.

38. Педагогическая деятельность пастыря как особое церковное послушание настоящего времени.

39. Различные виды образовательной  и просветительской деятельности на приходе.

40. Воскресная школа и основные формы ее организации.

41. Программно - методическое обеспечение учебно - воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

 

Вопросы с 9 по 16 при нехватке времени можно опустить.



 
Каталог: data -> 2010
2010 -> Введение о чем эта книга
2010 -> Психология гендерных отношений 19. 00. 05 социальная психология
2010 -> В. Д. Шадриков 14 апреля 2000г. Номер государственной регистрации
2010 -> Психология и педагогика
2010 -> Программа дисциплины актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии для направления 030300 «Психология»
2010 -> Программа дисциплины Философия и методология науки для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра
2010 -> Программа дисциплины Психология для направления 080500. 62 «Менеджмент»
2010 -> Александр Дмитриев По ту сторону «университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы
2010 -> Программа обновление гуманитарного образования в россии
2010 -> Назад в будущее. "Послезавтра" в экономике


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница