Программа по патриотическому воспитанию



Скачать 45.46 Kb.
Дата18.02.2016
Размер45.46 Kb.
ТипПрограмма


Программа по патриотическому воспитанию

В ГАОУ СПО МО «Колледж «Угреша»

«Гражданин и патриот»


Пояснительная записка

Реальное патриотическое сознание подрастающего поколения России формируется сегодня в сложных, противоречивых условиях, связанных с глубокими социальными потрясениями, радикальными изменениями в культуре общества.


Анализ поведения молодежи показывает, что девальвация патриотических ценностей ведет к нарастанию экстремизма, антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только для самой молодежи, но и для всего общества в целом. Поэтому чрезвычайно актуальной в современных условиях является потребность активации гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития образования, так как сегодня оно становится условием национальной безопасности России.
В настоящее время недостаточное внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего Отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально новой, демократической личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

Воспитание патриота является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение и в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».
Все выше изложенное определяет актуальность разработки и реализации в ГАОУ СПО МО «Колледж «Угреша» программы патриотического воспитания в колледже. Данная программа представляет собой современное понимание значимости патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.
Программа ориентирована на учащихся среднего профессионального образования, определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в СПО и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, единства образовательной и воспитательной среды.


Реализация Программы призвана способствовать:
- развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного города и области;
- воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;

- формированию ответственного понимания учащимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

- созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности подрастающего поколения.


Цели и задачи Программы патриотического воспитания

Цель: развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения учащихся; воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:



  • создание механизма военно-патриотического воспитания в целом;

  • формирование гражданских и патриотических чувств у учащихся на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свой город, свою страну;

  • воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

  • формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе;

  • усиление взаимодействия с общественными организациями по вопросам патриотического воспитания;

  • усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Механизм реализации Программы патриотического воспитания
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы колледжа и всех заинтересованных сторон в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации деятельности.
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся:

  • принцип научности, гуманизма, демократизма;

  • принцип участия;

  • принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

  • принцип системности, преемственности и непрерывности в развитии учащихся;

  • принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания.

Для успешной реализации Программы патриотического воспитания учащихся в ГАОУ СПО МО «Колледж «Угреша» созданы следующие условия:

  • функционирует воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательно-воспитательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, студенческого и родительского сообщества;

  • функционирует система дополнительного образования;

  • разработана система традиционных колледжных мероприятий и творческих проектов;

  • развивается студенческое самоуправление;

  • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной Программы, являются:

  • Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  • Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, их исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, области.

  • Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

  • Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

  • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

  • Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Данные направления патриотического воспитания на первом-втором курсах формируют систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем патриотического воспитания является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Работа в данном направлении реализуется посредством коллективно-творческих дел, ролевых игр, творческих проектов.

На третьем, четвертом курсах расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе модели состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.



Формы и методы реализации Программы

    • Тематические кураторские часы, уроки;

    • Встречи с работниками правоохранительных органов, отдела по защите прав ребенка;

    • Ролевые и деловые игры, диспуты;

    • Олимпиады по обществознанию, правоведению, Дни науки;

    • Статьи в СМИ по гражданско-правовой тематике;

    • Участие в конкурсах гражданско-патриотической тематики;

    • Викторины по правовой тематике;

    • Выпуски студенческой газеты «Сфера»

    • Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

    • Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, колледжа;

    • Кружковая работа;

    • Проведение акций «Свет в окне», встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

    • Фестиваль «Знатоки истории Отечества»

    • Экскурсии по городам России;

    • Участие в конференциях, «круглых столах», конкурсах, смотрах.

Форма организации работы в основном — коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.



Содержание Программы патриотического воспитания


Направление


Мероприятия

Духовно-нравственное


Акция «Обелиск у дороги».


Акция «Свет в окне»
Акция «Доброта спасет мир», посвященная Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери.

Уроки мужества, посвященные Дню Победы, Дню защитников Отечества.

Проведение памятных дней:


  • День призывника;

  • День Победы;

  • День вывода войск из Афганистана;

  • День защитников Отечества.

Торжественная линейка «Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…»

Кураторские часы о Днях воинской славы.

Конкурс сочинений «Память жива», посвященных участникам войны.

 Диспуты: «Что значит любить Родину?»

« Важно не кто ты, а какой»

Творческий вечер «Духовное наследие России».

Кураторский час «Отец, Отчизна, Отечество».



Историко-краеведческое

Викторина «Земля Угрешская».

Мероприятия, посвященные православным праздникам

и обрядам.

Конкурс рисунков «Край ты мой родной».

Фотоконкурс « Мир глазами молодежи»

Конкурс плакатов «Мой край - моя Отчизна»

Круглый стол «Мой дом».

Фотовыставка «Война и моя семья».

Исследовательская лаборатория «История моего имени

и фамилии»


Гражданско-правовое

Конкурс мультимедийных презентаций «Я — гражданин

России», «Я и моя группа».

Правовая игра «Я гражданином быть обязан».

Круглый стол «Роль православия в жизни России»

Кураторский час «Обязанность, долг, присяга».

Круглый стол «Об искусстве слова и русском языке»

Правовой час «Ты и закон».



Социально-патриотическое



Конкурс проектов «Моя родословная».

Тематические кураторские часы «Государственные символы России», «Обычаи и традиции моей страны».

Тематический кураторский час «Урок мира».
Классные часы на тему «Герои и подвиги».

Конкурс проектов «Сохрани свою историю».

Фестиваль «Вот она, какая моя Родина большая».

Диспут «Я патриот своей Родины?».

Круглый стол «Я и Вселенная».


Военно-патриотическое

Военно-спортивная игра « А ну-ка, парни»

Тематические кураторские часы «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия — Родину защищать».
Диспут «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?»

Спортивно-патриотическое

Культурно-патриотическое


Фестиваль «Знатоки истории Отечества»

Конференция «Судьба Отечества в моей судьбе»

Смотр-конкурс «Этих дней не смолкнет слава»

Спортивные соревнования «Не перевелись на Руси богатыри».


Веселые старты будущих воинов

Соревнования «Тяжело в учениях, легко в бою».


Акция «Студенческий лес
Фестиваль песен военный лет
Фестиваль «Хоровод дружбы»
Конкурс патриотической песни «Когда поют солдаты



Конкурса чтецов « Когда мужчины говорят…».

Конкурс рисунков на тему «Сердцу милая Родина».

Конкурс стенгазет «России верные сыны».

Конкурс рисунков «Я только слышал о войне».

Литературно-музыкальная композиция «Победный май».


Реквием в Парке Победы «всем миром , всем народом,

всей землей поклонимся за тот великий бой»

Фестиваль народных песен «Угрешская осень»


«Фестиваль народно-прикладных видов искусства

«Золотых дел мастера»


Фестиваль, посвященный славянской письменности и

культуре.


Ожидаемые результаты

Конечными результатами Программы должны стать:

  • внедрение в практику педагогической деятельности передовых форм и методов патриотического воспитания;

  • сохранение и развитие у студентов чувства гордости, любви к Родине, родному краю, колледжу;

  • формирование у студентов готовности к вооружённой защите Родины;

  • активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;

  • повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;

  • расширение участия студентов в военно-прикладных и технических видах спорта;

  • воспитание у студентов уважения к подвигу отцов;

  • привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию учащихся;

  • расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в колледже;

  • активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

Ожидаемые результаты по этапам реализации Программы:

    1. Проектный этап: получение целостной картины состояния гражданско-патриотического воспитания в колледже и сформированности гражданственности как личностного качества у членов студенческого сообщества.

    2. Практический этап: активация деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания.

    3. Аналитический этап: изменение социальной и гражданской позиции членов студенческого сообщества; определение системы дальнейшей деятельности по воспитанию гражданина и патриота в колледже.


Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности реализации Модели осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.



В результате осуществления Программы ожидается:

  • повышение эффективности патриотической работы;

  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с учащимися;

  • формирование гражданской грамотности учащихся;

  • внедрение новых форм работы в гражданско-патриотическое воспитание и повышение эффективности патриотической работы;

  • обеспечение духовно-нравственного единства в колледже, снижение степени идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей студентов;

  • развитие толерантности;

  • улучшение условий для формирования патриотических чувств.


Количественными результатами реализации Программы должны стать:

  • доведение числа систематически занимающихся патриотической работой студентов до уровня 75%;

  • привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности;

  • повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.

Координационный совет Программы патриотического воспитания

Для координации деятельности всех структур колледжа, заинтересованных в реализации модели воспитания патриота, создан координационный совет при администрации Колледжа «Угреша», который обсуждает промежуточные результаты работы, уточняет механизм ее реализации.


В состав совета входят:
1. Зам. директора по учебно-воспитательной работе.
2. Зам. директора по учебно-методической работе.

3.Зам.директора по безопасности


4. Зав. кафедрой общеобразовательных дисциплин.
5. Педагог дополнительного образования.
6. Преподаватели истории, литературы, ОБЖ, физической культуры.
7. Библиотекарь.
Список литературы:

1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности

Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 37-42.

3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2004. – 224 с.

4. Введение в научное исследование по педагогике. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

5. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. – М.: МПА, 2000. – 208 с.

6. Воспитание: современные парадигмы. – М., 2006. – 160 с.

7. Вульфов Б. «Воспитание толерантности: сущность и средства». М.2006 г.
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2005. – 61 с.

9. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. – М.: Веди-принт, 2001. – 288 с.

10. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2003. – 605 с.

11. Дан старт реализации новой госпрограммы .Патриот Отечества. – 2006. – № 8. – С. 11-17.

12. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». Патриот Отечества. – 2006. – № 4. – С. 15-33.

13. Квятковский Ю.П. Программа работает на консолидацию общества. Патриот Отечества. – 2006. – № 1. – С. 26-30.

14. Кожевников С.И. Патриотическое воспитание студентов вузов (на примере изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 2005. – 25 с.

15. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

16. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2003. – 25 с.

17. Лисеенко Г.М. Патриотическое воспитание допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 2005. – 25 с.

18. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. –

528 с.


19. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. – М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. – 208 с.

20. Лутовинов В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях. – М.: ВУ, 1997. – 124 с.

21. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России 21 века. – М.: Светотон, 2004. – 256 с.

22. Мешкова С.И. Педагогические условия формирования готовности подростков общеобразовательных школ к защите Отечества: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2002. – 26 с.

23. Молодежь и общество. – 2006. – № 1. – с. 62-157. Раздел 3: Патриотическое воспитание молодежи.

24. Официальные документы в образовании. – № 23 (235) август 2006. – 96 с.

25. Патриотическая идея накануне 21 века: прошлое или будущее России. – Волгоград: Перемена, 1999. – 300 с.

26. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика. – М.: Роспатриотцентр; Волгоград: Авторское перо, 2005. – 400 с.

27. Патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник. – Великий Новгород, 2004. – 103 с.

28. Педагогика Высшей военной школы. – М.:ВУ, 2001. – 175 с.

29. Патриотическое воспитание: от теории к практике. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004. – 142 с.

30. Радионов Е.Г. Педагогические основы воспитания готовности молодежи к защите Отечества: Автореф. дисс. …доктора пед. наук. – М., 2002. – 46 с.

31. Савотина Н.А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе: Автореф. дисс. …доктора пед. наук. – М., 2006. – 43 с.

32. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2000. – 199 с.

33. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.

34. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. – М.: Педагогика, 1983. – 256 с.



Автор

Программы по патриотическому воспитанию Э.Д.Каспаров

«Гражданин и патриот»


Каталог: attachments -> article
article -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
article -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
article -> Методические рекомендации по информированию родителей
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница