Пояснительная записка
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение",2010 год). Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 105 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели и задачи:
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
-
работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
-
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
-
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
-
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
-
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
-
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
-
подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
-
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
-
Тема «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
Тема «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
Тема «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
Тема «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.
Рабочая программа на основе нормативных документов:
- Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- учебный план МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2014 /2015 учебный год;
- примерная программа Л.Н. Боголюбова «Обществознание» ;
- письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11.
Изменения, внесенные в Рабочую программу:
Учебный план МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312), согласно которому продолжительность учебного года для обучающихся 9, 11 классов составляет 34 учебные недели. Таким образом в календарно-тематическое планирование по обществознанию ( профильный уровень) в 11 классе внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 105 часов, а 102 часа ( 34 *3=102 часа).
Содержание разделов и тем учебного курса
Введение (1 ч)
Т е м а 1. Социальное развитие современного общества (28 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Т е м а 2. Политическая жизнь современного общества (28 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Т е м а 3. Духовная культура (16 ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Т е м а 4. Современный этап мирового развития (8 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Резерв времени — 22 ч.
Учебно- тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Из них
|
Теоретическое обучение
|
Практические и творческие работы
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
|
2
|
Социальное развитие современного общества
|
28
|
24
|
4
|
3
|
Политическая жизнь современного общества
|
28
|
24
|
4
|
4
|
Духовная культура
|
16
|
10
|
6
|
5
|
Современный этап мирового развития
|
8
|
4
|
4
|
6
|
Резерв времени
|
22
|
|
|
|
Итого
|
102
|
62
|
18
|
Календарно- тематическое планирование
10 класс
№
|
Тема урока
|
Домашнее задание к следующему уроку
|
1
|
Курс обществознания:цели,задачи,формы работы
|
с.5-7
|
2
|
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия
|
п.1
|
3
|
Социология и политология, социальная психология как общественные ауки
|
зап. в тетр
|
4
|
Основные этапы развития социально-гуманитарных знаний
|
зап. в тетр
|
5
|
Древние мыслители о мире и человеке
|
п.2
|
6
|
Древние мыслители об обществе и государстве. Платон, аристотель
|
п.2
|
7
|
Основные этапы развития знаний. Теории трудового общества. А. Смит
|
|
8
|
Основные этапы развития знаний. Гражданское общество Гегеля
|
п.3
|
9
|
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Развитие обществознания в 20 веке
|
индив. зад.
|
10
|
Общественная мысль в России. Филосовские искания 20века
|
п.4
|
11
|
Русская философская мысль начала 20 века
|
п.4, индив зад
|
12
|
Общественная мысль в россии. Бердяев
|
сообщения
|
13
|
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания
|
п 5-6
|
14
|
Потребности современного общества в профессиях
|
п.5-6
|
15
|
Повторительно-ообщающий урок:Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания"
|
повт. гл.1
|
16
|
Тестирование
|
подгот. к конт ур
|
17
|
Социально-гуманитарные знания в профессиональной сфере
|
|
18
|
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат эволюции
|
п.7
|
19
|
Происхождение человека становление общества
|
|
20
|
Сущность человека как проблема философии
|
п.8
|
21
|
Соотношение мышления и языка
|
п.8
|
22
|
Общества, социальные взаимодействия.Общественные отношения
|
п.9
|
23
|
Факторы изменения социума
|
п.9
|
24
|
Системное строение общества
|
п.10
|
25
|
Системное строение общества
|
п.10, зап в тетр
|
26
|
Типология обществ
|
п.11-12, основ. черты типол общест
|
27
|
Типология обществ
|
п.11-12
|
28
|
Восток и Запад. Мир Востока и ценности Запада
|
п.13
|
29
|
Восток и Запад. Цивилизация развития общества.Типология цивилизации
|
п.13
|
30
|
Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации
|
п.14
|
31
|
Смысл и направленность исторического развития. Цивилизация и культура
|
п.14
|
32
|
Исторический процесс и его участники. Участники исторического процесса
|
практич. зад
|
33
|
Исторический процесс и его участники. Исторические личности
|
практич. зад
|
34
|
Исторический процесс и участники. Типы социальной динамики
|
практич. зад.
|
35
|
Общественный прогресс. Противоречивость прогресса
|
п.15
|
36
|
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность общественого развития
|
п.15
|
37
|
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол
|
п.16
|
38
|
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода выбора
|
п.16
|
39
|
Свободное общество
|
п.16, подгот. к повтор.
|
40
|
Общество и человек (итоговый урок)
|
подгот. к тестир
|
41
|
Общество и человек (тестирование)
|
|
42
|
Многообразие и деятельности. Потребности и интересы
|
п.17
|
43
|
Многообразие деятельности. типология деятельности. Игра, учеба как деятельность
|
п.17
|
44
|
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распределение духовных ценностей
|
п.18
|
45
|
Деятельность в сфере духовной культуры. Освоение ценностей духовной культуры. Духовные потребнсти
|
п.18
|
46
|
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнетство и перспективы его развития
|
п.19
|
47
|
Политическая деятельность . Субъекты политики
|
п.20
|
48
|
Политическая деятельность.Урок закрепления знаний
|
|
49
|
Политическое лидерство
|
п.20, индив. зад
|
50
|
Политическое лидерство
|
п.20, индив. зад.
|
51
|
Деятельновсть как способ существования людей
|
индивид. зад.
|
52
|
Деятельность как способ существования людей
|
|
53
|
Онтология и теория познания
|
п.21
|
54
|
Онтология и теория познания
|
п.21
|
55
|
Истина и ее критерии
|
п.22
|
56
|
Истина и ее критерии
|
п.22
|
57
|
Виды и уровни человеческих знаний
|
п.23
|
58
|
Виды и уровни человеческих знаний
|
п.23, индив. зад.
|
59
|
Научное познание
|
п.24
|
60
|
Научное познание
|
п.24
|
61
|
Социальное познание
|
п.25
|
62
|
Социальное познание
|
п.25
|
63
|
Знание и сознание
|
подгот. к тестир
|
64
|
Знание и сознание
|
|
65
|
Самопознание
|
п.27
|
66
|
Самопознание
|
п.27
|
67
|
Итоговый урок. Сознание и познание
|
подгот. к итог. уроку
|
68
|
Контрольный урок. Сознание и подсознание
|
|
69
|
Человек. Индивид. Личность
|
п.28
|
70
|
Человек. Индивид. Личность
|
п.29
|
71
|
Периодизация развития личности
|
п.29, индив. зад.
|
72
|
Периодизация развития личности
|
|
73
|
Направленность личности
|
п.30
|
74
|
Направленность личности
|
п.30
|
75
|
Общение как обмен информацией. Вербальное и невербальное общение
|
п.31
|
76
|
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе
|
п.31
|
77
|
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодествия
|
п.32
|
78
|
Общение как личностное взаимодествие. Общение в юношеском возрасте
|
п.32
|
79
|
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения
|
п.33
|
80
|
Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении
|
п.33
|
81
|
Общение как взаимопонимание. Урок-практикум
|
|
82
|
Малые группы.Группы условные. Референтная группа
|
п.34
|
83
|
Малые группы. Межличностные отношения в группах.
|
п.34
|
84
|
Малые группы. Интеграция в группах разного уровня развития
|
индив. зад
|
85
|
Межличностная совместимость.Групповая сплоченность
|
индив. зад.
|
86
|
Межличностная совметимость. Дружеские отношения. Самоопределение личности.
|
индивид. зад.
|
87
|
Межличностная совместимость. Урок-практикум
|
|
88
|
Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах
|
|
89
|
Групповая дифференциация. стиль лидерства.
|
п.36
|
90
|
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений
|
п.37
|
91
|
Семья как малая группа. Гендерное поведение.
|
п.37
|
92
|
Семья как малая группа. Воспитание в семье.
|
п.37
|
93
|
Антисоциальные группы. Разные формы насилия в группе.
|
п.38
|
94
|
Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп
|
п.38
|
95
|
Конфликт. Проблема межличностного конфликта
|
п.39
|
96
|
Конфликт. Структура, функции, динамика конфликта.
|
п.39
|
97
|
Конфликт. Урок-практикум
|
|
98
|
Личность. Межличностные отношения.
|
индив. зад. защита проекта
|
99
|
Личность. Межличностные отношения. Итоговый урок.
|
индив. зад. защита проекта
|
100
|
Повторительно - обобщающий урок. Личность. Межличностные отношения.
|
индив. зад. защита проекта
|
101
|
Повторительно - обобщающий урок. Личность. Межличностные отношения.
|
индив. зад. защита проекта
|
102
|
Повторение по теме: "Общество и человек"
|
индив. зад. защита проекта
|