Программа по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, тип урок внеклассного чтения/ комбинированный, форма урок-размышление



Скачать 196.14 Kb.
Дата22.04.2016
Размер196.14 Kb.
ТипПрограмма
Горелышева Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы
МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Б.П. Зиновьева
«Спешите делать добро!» (по творчеству А. Платонова)

Литература, 7 класс, программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, тип – урок внеклассного чтения/ комбинированный, форма – урок-размышление


Цели

Обучающие:

  • продолжить знакомство с писателем А. Платоновым, с его удивительной прозой;

  • осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;

  • размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле;

  • обучение умению анализировать текст художественного произведения;

  • выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

  • уметь работать со словарём;

  • познакомить учащихся с текстом Нагорной проповеди из Евангелия.

  • в ходе анализа понять идею, объяснить смысл названия рассказа; учить нравственному выбору, анализу и оценке окружающей жизни, поступков людей на собственном опыте и на примере литературных героев.

Развивающие:

  • включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы с параллельным ее сопоставлением с текстами из Евангелия;

  • развивать навык анализа художественного произведения, ассоциативное и логическое мышление, монологическую речь учащихся;

Воспитывающие:

  • приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

  • воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать;

  • попытаться донести до ребят мысль «…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям»;

  • прививать охоту к чтению Евангелия и серьезной классической литературы;

  • помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью;

  • сформировать у детей правильное отношение к поднятой автором проблеме;

  • воспитывать чувство милосердия, гуманизма, уважения к человеку

Оборудование:

портрет писателя, различные издания его книг, иллюстрации к рассказу, Евангелие; высказывания великих людей о любви, об отношении к ближнему; опорные слова из текста произведения, карточки с заданиями, тесты, м/м проектор, презентация к уроку.



Эпиграф: «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П. Гааз)

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Л.Н.Толстой.

Оформление доски.

1.На доске:

«…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас … будьте совершенны....»

(Матфея,5643-48).


Предварительное задание:

1. Вспомните эпизоды из своей жизни, когда вы были свидетелем жестокого обращения по отношению к кому-либо.

Что вы испытывали? Запишите слова, словосочетания. ________________

2. Что нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность? Запишите слова, словосочетания._______________________

3. Запишите слова и выражения, передающие душевное состояние, чувства и особенности поведения героев.

4.Напишите, какие ассоциации вызывает у вас слово "юшка"? Почему автор так назвал свой рассказ?

5. "Свободное письмо": поразмышляйте, в чём смысл жизни Ефима Дмитриевича (Юшки)?
Словарная работа

Сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм, блажной

блаженный, сокровенный, кроткий, смирный.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. (С.И. Ожегов)

Теория литературы

Тема, идея, композиция, деталь, антитеза, психологизм, обрамление


Вступительное слово учителя
Сегодня у нас урок-открытие. Открытие, потому что рассказ, над которым мы будем работать, — это нравственная заповедь, обращенная к нам, потомкам А. П. Платонова. В нынешнем быстроменяющемся мире человек порой теряет нравственные ориентиры. Но правило человеческого общения заставляют его искать их снова и снова.

Только ли избранные христиане – Святые способны достигнуть высот христианской нравственности, обозначенной выше в цитате из Нагорной проповеди о любви к врагам, или на это способны и призваны к этому все люди? Попробуем вместе ответить на этот вопрос в ходе нашего общения.

Продолжая знакомство с удивительной прозой А. Платонова, мы попытаемся не только осмыслить содержание рассказа «Юшка», который вы прочитали к сегодняшнему уроку, но и поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки; выясним философские проблемы, которые ставит в своём произведении автор. А к концу урока попытаемся дополнить наше читательское представление о платоновской « формуле жизни».

На слайде № - схема:



Формула жизни по А.Платонову

Любовь к Родине

ЖИЗНЬ

Любовь к потному труду


любить ближнего, уметь сострадать, иметь доброе сердце


Любовь ко всему живому



Тема нашего урока – “Начать с себя”.

Цель – выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком.

Мы немного знакомы с жизнью и творчеством А. Платонова. Автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства.

- Давайте вспомним произведения самобытного писателя, которые вы читали в 6 классе?

(Ребята называют в первую очередь такие произведения, как «Корова», в «Прекрасном и яростном мире», «Ещё мама», «Маленький солдат», «Июльская гроза», «Цветок на земле», вспоминают народные сказки в переработке А.Платонова, например «Волшебное кольцо», «Финист – Ясный Сокол»).

В рассказе “Юшка” художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни – взаимоотношению человека с человеком.
Слово о Платонове.
Русский советский писатель в начале 20-х г.г. сменил фамилию Климентов на Платонов. Детство и юность Платонова прошли на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Довольно скудный и простой пейзаж – плетни, огороды и лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки и перезвоны колокола «Чугунной церкви» – окружали будущего писателя с раннего детства и именно к этому он проникся большой и тёплой любовью. Его отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестер и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу.

Работал Платонов во многих местах, у многих хозяев – разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Он прошел суровую школу труда, на своей спине испытал «почем фунт лиха», и всём это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым. Платонов много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудится над изобретениями. Серьезное, уважительное отношение к настоящему художественному слову, к правдивой и умной книге Платонов пронес через всю жизнь.

В тяжелые для народа 20-е годы Платонов бросился на борьбу с голодом в Поволжье. Отправился в далекие степные сёла. Голодал со всеми, как все, работал не покладая рук.

Скоро Платонов определился как вполне зрелый мастер, со своеобразным видением мира, только ему присущей манерой письма.



Аналитическая беседа.
- Ребята, читая рассказ, я вспомнила известную фразу Ф.М. Достоевского: «Человек – есть тайна».

Откровенно понятным в своей нагой простоте кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. С другой стороны, его непохожесть на всех раздражает, влечет к нему детей и случайного прохожего, наделенных «слепым сердцем».

Давайте вместе попытаемся обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя. Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним.
- Расскажите, кто такой Юшка?

- Как выглядел, чем занимался?
Ефим (Юшка) «был мал ростом и худ; редкие седые волосы; глаза белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».

Юшка делал трудную работу, получал маленькое жалование (не зарплату, логично предположить, что действие происходит до революции 1917 года). Долгие годы носит одну и ту же одежду, черную и закопченную от работы, прожженную искрами насквозь, так как в нескольких местах было видно его белое тело, и босой. Зимой же он надевал поверх блузы по­лушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару...

Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. Каждый год куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Стол его очень скромен. Юшка чаю с сахаром не пил, а пил простую воду.
- Кто может вспомнить, когда и по какому поводу всплывает эта деталь с чаем и сахаром?
(Родители стращали детей за непослушание, говоря: «Вот ты будешь такой же, как и Юшка!... Тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»)
- А еще где?
«Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

- Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай.


- Этот чай и непременно с сахаром, что он значит для жителей села? как вы об этом думаете?
Чай с сахаром – это «сытая», «нормальная», «добропорядочная жизнь», жизнь как вершина всех мечтаний и устремлений людских.
- А что противопоставлено такой жизни? (Жизнь Юшки!)

- Каким видят Юшку люди? Что думают о нём?
(Чтение начала рассказа (от слов «Давно, в старинное время…» до «… вон и Юшка уже спать пошёл»))
- Как называют его взрослые и дети?
(«Урод негодный», «божье чучело», «блажной непохожий») Словом, как сказал столяр, забраковывали его люди.)
Юшка в разговоре с Дашей утверждает обратное: «Меня, Даша, народ любит».

-Так ли это? Любит ли народ Юшку?

- Может ли народ любить? Давайте прислушаемся к голосу автора. Почему же люди потешаются над Юшкой и жестоко мучают его? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав? Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим, сколько ключевых эпизодов можно выделить в композиции рассказа?

1-й ряд «Отношение к Юшке детей»

2-й ряд «Отношение взрослых к Юшке»

3-й ряд «Отношение к Юшке прохожего»



Юшка

Какой он? Как относился ко всем?



Дети

Как относились к Юшке? Что влечёт детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижается ли он на них?



Взрослые

Как относились к Юшке? Почему они обижают его? Чем отвечает им Юшка?



Не обижался

Ходил тихо

Не серчал

ничего не отвечал и не обижался

шёл тихо и не закрывал лицо

не трогал и не отвечал

радовался

Не понимал, зачем умирать, он родился жить

«Народ меня любит»

Любил живые существа, безответно терпел всякое чужое зло, ожесточение, насмешки



Удивлялись Юшке

Толкали, кидали комья земли, серчали

Поднимали ветки и бросали

Делали слишком больно

радовались

Было скучно, можно было делать всё, что хочешь

Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник радости и веселья. Им хочется, чтобы он «отозвался им злом и развеселил их». «Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался». Он верил, что нужен им, для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу.)


Обижали его

Бывало злое горе или обида, били Юшку

Жестокие, потешались, упрекали, терзали

Без Юшки жить стало хуже Молча сносит все оскорбления. Юшка следует христианской заповеди. В ответ на удар подставит свою щёку.



? Жить — любить

? Жить — злиться

? Жить - мучиться


1 группа:

Не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут нормальной, естественной реакции зла в ответ на зло.

Зло для детей – проявление нормы и естества жизни человека. Более того, зло – источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злом и развеселил их. Юшка верил, что дети любят его, потому что для него несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг к другу.

Обращается внимание на строки «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них… Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой?... И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался злом и развеселил их… Но Юшка не трогал их и не отвечал им».                

Антитеза в поведении героев

   Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – радовались. Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).

 

 Терзать – мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.



 В «Словаре русского языка» С.Ожегова – 2 значения слова терзать:

   1. Разрывать на части.

   2. Мучить нравственно.

 - Какое из этих значений имел в виду автор, говоря, что люди терзали Юшку? (Оба)

Сделаем вывод: какой Юшка в глазах детей?

Старый, больной, странный, слабый, жалкий, неказистый, плохо одетый, невзрачный, тихий, молчаливый, ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «юрод негодный»…

 

2 группа:

Взрослые тоже обижали Юшку. Это бывало часто тогда. Если взрослые были сами злы или кем-то обижены. Или были пьяными. То­гда сердце наполнялось их лютой злобой и яростью. Взрос­лые били его, обвиняли в своих несчастьях. А от кротости Юшки они приходили в ожесточение и били его больше, чем хотели сначала и в этом забывали на время свое горе...

Человек и другие люди, добро и зло противопоставлены.

В записных книжках Платонова есть такое замечание:

«Важно и истинно – видеть во взрослых лишь их действительно детские черты. Взрослый – это лишь изуродованный ребенок».

Платонов показывает в Юшке христианскую сущность: в ответ на удар подставит свою щёку.

- Скажите, ребята, а среди людей, окружающих Юшку там, где он живёт, есть ли те, кто сочувствует ему? Докажите. (Да: кузнец, Даша, столяр).

Почему и те и другие желают Юшке смерти?
Для себя – считают, что им будет лучше жить без него;

для Юшки – чтоб он не мучился, не страдал. Считают, что его жизнь – мучение для него. Смерть может избавить его от этих мучений.


- Возникает вопрос: вправе ли кто-либо решать, кому жить, а кому умирать, имеет ли кто-либо право покушаться на жизнь другого человека?
- Спросим Юшку, как он считает, в тягость ли Юшке его жизнь?
Нет, не в тягость, он уверен, что живёт не зря, что люди любят его, что он нужен людям). «А по надобности мы все равны…». Все люди рождены для жизни, и они равны. И никто не вправе лишать человека жизни, потому что она дана свыше. В рассказе нарушается одна из заповедей: «Не убий!»

 

- Почему это происходит? Автор опять помогает нам с помощью художественной детали.


 «Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду».

Родители: «…и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»

 «Отдохни», – сказал прохожий и ушёл домой пить чай.

 

  - Чего хотят люди?


  Чай с сахаром – предел желаний в таких семьях. Значит, в семьях не читали Евангелие, никогда не говорили о духовных ценностях.

 

- Автор показал нам и другого Юшку, каким его никто из его знакомых не видел и не знал. Мы видим Юшку не страдающего, больного, жалкого, а счастливого и здорового. Когда?


Каждое лето Юшка уходил из деревни. Никто толком не знал – куда. В стороне от людей он преображался.

   «В июле или августе… не скрывал более своей любви к живым существам». Кто продолжит? О чём пишет Платонов дальше? ( Юшка целовал цветы, гладил кору деревьев, всматривался в лица жуков и бабочек…).


- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя?
Олицетворение. Найдите примеры (облачка рождающиеся, умирающие; голос рек бормочущих).

Эпитеты: светлая теплота, сладкий воздух.

 

Вывод: Юшка близок к природе, он сам – частица этой природы. Он как дерево, как цветок, над которым человек может издеваться, а он останется бессловесным, он не ответит ударом на удар, злом на зло.



- Что будет, если ударить топором по берёзе, сосне? (Сок побежит, смола выступит).

- А у Юшки от ударов? В глазах постоянная влага.



- Куда уходил Юшка каждое лето? (Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, не пьёт чай и не меняет одежду, чтобы она могла учиться и жить в достатке).

 

Какой Юшка на самом деле?

     Трудолюбивый, добрый, тихий, робкий, терпеливый, умеет сострадать, чутко сочувствовать, человеколюбивый, милосердный, бескорыстный, он побеждает зло добром, он живёт по законам Божьим.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему – враждующему к тебе, но должно любить его, и, сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа».


3 группа:

Зачитаем эпизод «Встреча с весёлым прохожим».
- Чем помешал Юшка весёлому прохожему?

- Что тот сказал, увидев Юшку?

«Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело?»

А другие говорили так: «Да что ты блажной, непохожий ходишь тут?»

- Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?

 


Прохожий толкнул Юшку и
ушел домой пить чай


Юшка упал и более не шевелился

- Каким предстает прохожий? (Жестоким и черствым человеком. Даже зверем!)

- А Юшка? (Жил тихо и умер тихо, незаметно).

Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя все время терпеть. В Библии сказано: “Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели”. И открыл Господь глаза их.



- Подберите однокоренные слова: блаженный, благополучный, благодарный, благовоспитанный, благонравный.

- Почему так принижено слово «благо» в грубое «блажной»?
От жестокости сердца? Найдите, что Юшка говорит о людских сердцах. Он где-нибудь называет сердце жестоким?

     «Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое».



- Что значит слепое?

     «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.


- Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?

- Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная черствость стоит человеку жизни?
Платонов говорит о первозданной ценности человеческой жизни. У каждого свое предназначение на Земле, никто на Земле не лишний.

- Когда же для людей произошло это открытие? (К сожалению, после смерти Юшки).

- Зачитайте сцену похорон. (Музыка).Поняли ли люди, что по отношению к Юшке поступали неправильно?

Они все пришли на похороны, попросили прощения у Юшки и …забыли.



- Почему людям без Юшки стало грустно? (Текст стр. ).

«Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, беззаветно терпящего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».


- Значит прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен?

     Да, прав. Он был мудрее их.


- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?

(Ефим – благочестивый, благожелательный, священный. Дмитрий – восходит к имени греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, выращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.


- А почему Юшка? Какие ассоциации вызывает это слово?
А у Платонова Юшка – это кровь, животворящая жидкость, потеря которой грозит организму смертью. Юшка – воплощенное добро, утрата его губительна для людей.
Вывод: - Что значит уметь любить по Платонову?

- Закончите формулу жизни.
Жить- любить ближнего, уметь сострадать, иметь доброе сердце.

Обратимся к эпиграфам.

- Что же, зло победило? Ведь Юшка погиб? Нет.
«Добро из добра приходит». Платонов воспевал добро, подчёркивал, что оно всегда побеждает зло. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь не уходят со смертью человека, добро прорастает, дает свои плоды.
- Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они?
     Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии,  а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечит людей от туберкулёза. Её все называют дочерью доброго Юшки.

     Такой приём, ребята, называется обрамление. Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми:

добро Юшки продолжила девушка, которой он помог вырасти и получить образование.
- Когда люди вновь вспомнили про Юшку?

Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В тот дождливый и ветреный день, когда все люди сидели в тёплых домах, на дороге показалась худенькая девушка.



- Прочитайте, как выглядела девушка.
  «Девушка на вид была…»
- На кого похожа девушка?   На Юшку.
- Но девушка ему не дочь, не родня. Что же делает их похожими?
Доброта, которая есть в них, делает их родными.

«Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его… кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца.



- Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача?

Да. Глаза, грустные, словно готовые вот-вот наполниться слезами, но в то же время, добрые к людям.



- Как она продолжала его дело – творить добро?

Приемная его дочь «…по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».


- Как люди относились к Свете? Почему исчезли ссоры между людьми?

Люди, прознав про неё, не стали издеваться, а пытались подойти и утешить. Каждый чувствовал свою вину перед ней.

Света была такой же тихой и покорной, как и её отец. Люди полюбили её за красоту и доброту. Она никогда никому ни в чём не отказывала. Но в глазах девушки всегда стояла боль, и, заглядывая в них, люди стыдились того, как обращались с её отцом, вспоминали Юшку. Крупные ссоры перестали возникать между людьми. Света всех мирила.

— Зачем ссориться, — ласково говорила она, и ругавшиеся забывали о причине раздора.



- Как вы думаете, почему самое главное о Юшке узнают после его смерти?
В жизни так часто бывает: когда теряем человека, только тогда сознаём, как велика и тяжела утрата.
 - Чему же учит писатель нас?
А.Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему.  И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить. Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле.

Проблема взаимоотношений человека с человеком, добра и зла – вечная проблема, которая находит своё отражение и в Библии, и в произведениях УНТ, в творчестве писателей и поэтов (слова Б.Пастернака).

И Платонов верил в это и хотел, чтобы в это верили и мы.
- Какие чувства вызывает у вас рассказ?
Рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

- Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком?

Нравственный человек  - это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других. Юшка - нравственный человек.

«Побеждай зло добром», — сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, поэтому он нравственный человек.

Заключительное слово учителя:

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня
Начнем с себя!
Научимся людей любить,
По нравственным законам жить.
А чтобы поняли тебя –
Начни с себя!

- Так каким же нравственным принципом должны мы руководствоваться в жизни?

Посмотрите, на табло зашифровано слово, которое обозначает любовь к людям – - Ч_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Е. Отгадайте его! (ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ)


Антон Павлович Чехов сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно показывает ему свои когти, стрясется беда, болезнь, бедность, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.»

Довольно долго говорилось людям: боритесь, повы­шайте, добивайтесь. И слишком мало: любите друг друга, жалейте друг друга, сострадайте друг другу. Слово «поми­лосердствуйте» стало архаизмом...

В положении Юшки оказалось сейчас:


  • 10 миллионов совершенно одиноких стариков и ста­рух.

  • 20 миллионов пенсионеров с минимальным обеспе­чением.

  • 7 миллионов инвалидов детства.

  • 300 тысяч детей детских домов.

  • 1 миллион 300 тысяч инвалидов войны...

Они просят милосердия!

Взывают к состраданию!

Будь человеком, человек!

Я тоже сын больного века,

Я тоже беден, зол, уныл.

Но все же веру в человека

Я простодушно сохранил...

(Ф. Соллогуб)

Так давайте ежедневно думать о других и не причинять никому зла, открывать сердце каждому для каждого. Ведь “добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла” (Ю. Никулин)

Домашнее задание

1. Сочинение-миниатюра “По нравственным законам жить…” (Как я понимаю смысл этих слов).

2. Мини-сочинение «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?»

3. Сочинение - рассуждение на тему урока "Легко ли быть милосердным  человеком?"



4. Сочинение – рассуждение «Что выше – справедливость или милосердие?»

 
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница