Программа по информатике (7-9 классы)



Скачать 313.99 Kb.
Дата16.02.2016
Размер313.99 Kb.
Примерная программа по информатике

(7-9 классы)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная (базисная) учебная программа по информатике разработана с учетом уже накопленного опыта преподавания информатики в школе на протяжении ряда лет, с опорой на новую идеологию построения современного общего образования, ориентацию его на достижение значимых образовательных результатов. Без освоения или знакомства с этими результатами уровень основного общего образования, достигнутый школьником, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Анализ современных целей общего образования, условий достижения новых образовательных результатов показывает, что одними из наиболее важных характеристик развития системы общего образования является усиление фундаментальности, системности, полноты содержания общего образования. Сегодня эти требования особенно актуализированы, поскольку сфера человеческой деятельности в технологическом плане в настоящее время очень быстро меняется, на смену существующим технологиям достаточно быстро приходят новые, которые специалисту вновь приходится осваивать, и в этих условиях, несомненно, велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе и с использованием современных информационных средств. В связи с этим в содержании школьного курса информатики сегодня целесообразно акцент сделать на изучение фундаментальных основ информатики, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Изменение концепции обучения информатике в школе обусловлено во многом развитием самой информатики как отрасли знания. С точки зрения современных представлений, информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах (системах), а также о методах и средствах их автоматизации. Сегодня отчетливей стала видна ее роль в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер ее основных понятий, законов, всеобщность ее методологии, формируемого ею взгляда на окружающую действительность. Становится ясным, что информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину», которая обладает общенаучным языком. Она дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественно - научных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др. Многие положения, развиваемые в информатике, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории, на сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически в любой сфере деятельности.

В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование научного мировоззрения, стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, информационные ресурсы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии – реальность настоящего времени.

Так, в курсе информатики могут быть сформированы многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами, при этом следует отметить, что особенность информатики заключается в том, что значительная часть информационной деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных средств.

Содержание общеобразовательного курса информатики с необходимостью должно отражать все перечисленные аспекты информатики:



  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);

  • основные области применения информатики: технологии, управление, социум.

  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Принципиально важную роль в курсе информатики играет понятие информационной модели: она одновременно является: инструментом познания, средством планирования практической деятельности, в частности с применением компьютера, и механизмом реализации межпредметных связей информатики.

Таким образом, в данной программе по сравнению с примерной программой основного общего образования по информатике, разработанной в 2005 г. и рекомендованной Министерством образования и науки РФ существенно расширено представление об информатике как научной дисциплине, ее значимости в плане установления связей с другими учебными дисциплинами. Кроме того, более четко сформулированы характерные для информатики подходы к развитию личности учащихся, их социализации в современном информационном обществе.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого индивидуума и общества в целом.

Курс информатики основной школы является основным концентром непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.

Цели изучения информатики в основной школе:


  • освоение системы знаний отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, раскрывающих роль информационных процессов в биологических, социальных и технических системах, а также методы и средства их автоматизации;

  • формирование представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, необходимости строить свою жизнь в соответствии с требованиями и возможностями информационной цивилизации, критически оценивать ее позитивные и негативные стороны; осознание своего места в этой цивилизации;

  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин, умение использовать ее понятия и методы для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности, в частности, при выполнении учебных проектов;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающие индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и для формирования качеств личности, т.е. становятся матапредметными и личностными.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные образовательные результаты:


  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;

  • организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.

  • использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.


Метапредметные образовательные результаты:

  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

  • владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.


Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:



  • освоение основных понятий и методов информатики;

  • выделение основных информационных процессов в реальных системах, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • выбор язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение формы представления информации, отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, графы, диаграммы и др.);

  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери смысла и полноты информации;

  • оценивание информации с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);

  • развитие представлений об информационных моделях как основном инструменте познания, общения, практической деятельности, знания основных областей применения метода моделирования;

  • разработка и запись типовых алгоритмов, т.е. построение модели решения задачи, при этом составление блок-схем решения задачи с применением основных алгоритмических конструкций для описания алгоритмов, проверка правильности алгоритма, нахождение и исправление типовых ошибок;

  • определение возможности использования формального исполнителя алгоритмов для решения конкретной задачи по системе его команд;

  • освоение основных конструкций языка программирнования;

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорость передачи; и пр.);

  • построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

  • определение основных характеристик важнейших устройств компьютера, понимание функциональных схем его устройств;

  • решение различных задач из разных сфер человеческой деятельности с помощью средств информационных технологий;

  • целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе аппаратными и программными средствами компьютера, цифровой бытовой техникой;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

  • формулирование и осуществление мер по обеспечению защиты значимой информации и индивидуальной информационной безопасности, в частности, при работе в сети Интернет.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:



  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  • умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников;

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

  • выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности;

  • отличие от открытых информационных технологий от информационных технологий со скрытой целью;

  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.

в сфере коммуникативной деятельности:



  • понимание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

  • соблюдение культуры поведения в сети Интернет.

в сфере трудовой деятельности:



  • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и ограничений;

  • овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.);

  • знакомство с основными программными средствами компьютера (круг решаемых задач, система команд и пр.);

  • умение тестирования используемого оборудования и программных средств;

  • использование компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  • определение пропускной способности используемого канала связи;

  • выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);

  • решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) с использованием электронных таблиц;

  • создание и редактирование рисунков в графическом редакторе (сюжетов в аниматоре, кадров в системе презентационной графики);

  • использование средств презентационной графики при подготовке и выполнения сообщений;

  • использование программ (или программных модулей) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;

  • создание и наполнение собственных баз данных;

  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера или других средств информатизации.

в сфере эстетической деятельности:



  • приобретение навыков компьютерного дизайна;

  • овладение умениями создания эстетически–значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

  • демонстрация на примерах эстетически-значимых компьютерных моделей из различных образовательных областей.

в сфере физической деятельности:



  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека;

  • владение профилактическими мерами при работе с средствами информатизации;

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Приведенные требования реализуются через содержание общеобразовательного курса информатики, построенного на следующих принципах.

Содержательные линии курса определяются тремя сквозными направлениями:


  • информация и информационные процессы;

  • информационные модели;

  • области применения методов и средств информатики.

Данные направления отражают в применении к информатике общую методологию познания: объект познания – инструмент познания – области применения.

В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:



  • в направлении «Информация, информационные процессы»:

  • информационные процессы;

  • информационные ресурсы.

  • в направлении «Информационные модели»:

  • моделирование и формализация;

  • представление информации;

  • алгоритмизация и программирование;

  • исполнитель;

  • компьютер.

  • в направлении «Области применения методов и средств информатики»:

  • информационные и коммуникационные технологии;

  • информационные основы управления;

  • информационная цивилизация.

Названные направления (перечень содержательных линий) задают структуру содержания общеобразовательного курса информатики:

а) формирование представлений об основном предмете информатике – информационных процессах, их принципиальном отличие от других видов процессов: физических, химических, биологических и пр., а также методах и, средствах их автоматизации, т.е. реализации логической цепочки: от информационных процессов к информационным технологиям.

б) развитие умений строить, изучать, оценивать модели информационных процессов из различных областей, в том числе с использованием возможностей компьютера;

в) формирование умений применять методы и средства информатики, в частности, построение и исследование информационных моделей для решения задач в различных областях человеческой деятельности, прежде всего в области технологий, управления, социальной сфере.


Следует отметить, что в части выделения содержательных линий данная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Она не отдает предпочтения какой-либо одной концепции преподавания информатики в ущерб другим, а определяет только инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования по информатике. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

При этом при организации образовательного процесса рекомендуется проведение практических работ, ориентированных на формирование навыков решения задач, примерное соотношение их с теоретической частью 50х50.

Инвариантная (основная) часть содержания обучения информатике в общеобразовательной школе выглядит следующим образом.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Информация и информационные процессы

Примеры информационных процессов из различных областей действительности. Понятие информации. Основные свойства информации.

Основные виды информационных процессов.

Сбор информации. Поиск и отбор информации, необходимой для решения познавательных и практических задач.

Хранение информации. Выбор способа хранения информации.

Передача информации. Передача информации в современных системах связи и телекоммуникаций.

Преобразование информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация информационного процесса как необходимое условие его автоматизации.

Особенности запоминания и обработки информации человеком.

Защита информации.

Информационные модели

Понятие информационной модели. Информационные модели в математике, физике, биологии, литературе и пр. Использование информационных моделей в познании, общении и практической деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формы представления информации (словесное описание, таблица график, диаграмма, формула, чертеж, алгоритм и пр.). Двоичная форма представления.

Основные этапы моделирования. Формализация и структурирование задачи из различных предметных областей в соответствие с поставленной целью.

Построение информационной модели отвечающей данной задаче. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования (на примерах из физики, химии, истории, литературы).

Информационный объект как информационная модель объекта действительности. Алгоритм как информационная модель деятельности. Свойства алгоритма. Способы представления алгоритма. Алгоритм как условие автоматизации информационного процесса.



Компьютер как инструмент автоматизации

информационных процессов

Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера.

Алгоритм и программа. Представление о программировании.

Содержание этапов разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование – использование – доработка. Разбиение задачи на подзадачи.



Информационные основы управления

Управление в живой природе, обществе и технике. Информационные основы управления. Прямая и обратная связь. Управляющая и управляемая системы.



Информационная цивилизация

Основные этапы развития информационной среды. Информационная цивилизация. Использование информационных ресурсов общества при решении возникающих проблем.

Социальные информационные технологии (реклама, маркетинг, public relations).

Защита личной и общественно-значимой информации.

Информационная безопасность личности, государства, общества.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Понятие информационной технологии.

Решение задач. Разбиение процесса решения задачи на этапы.

Использование программных средств для реализации отдельных этапов решения задачи. Общие характеристики программы: круг решаемых задач, интерфейс программы, меню как отражение системы команд, реакция на действия пользователя.

Создание собственных информационных ресурсов и организация индивидуальной информационной среды. Защита индивидуальных каталогов от компьютерных вирусов, потери и искажения информации.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

Числовые параметры информационных объектов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки информации.

Текст как информационный объект. Средства и технологии работы с текстами.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные приемы представления в них математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере физики, химии, биологии и пр.)

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной графики, аниматоров.

Банки данных. Создание, ведение и использование банков данных при решении познавательных и практических задач.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии). Локальные и глобальные компьютерные сети. Гипертекстовое представление информации в сетях.

Организация поиска информации.

Значение средств информационных технологий в развитии общества.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В приведенном ниже тематическом плане реализуется последовательность изложения характерная для естественно-научных дисциплин: феномен – инструмент познания – область практического использования. Как уже подчеркивалось, в информатике эта триада реализуется следующим образом: информационные процессы – информационные модели – информационные основы управления, информационные процессы в обществе, а также методы и средства автоматизации этих процессов.

Для основной школы такой подход представляется важным, поскольку именно 7-9 классах закладываются основы естественно-научной картины мира на основе фундаментальных представлений о веществе, энергии, информации.

В данном варианте тематического планирования указана только инвариантная часть (75% от всего учебного времени, отводимого на этот курс информатики, т.е.), на которую предусматривается не менее 77 часов учебного времени, а остальные 25 % отдаются на реализацию авторских программ, которые представленном ниже тематическом планировании не отражаются, чтобы не сковывать творческую инициативу авторов учебников, разработчиков авторских программ.

Тематический план

Количество часов на данный раздел программы

Примерные темы, входящие в данный раздел программы




Основное содержание по темам




Характеристика основных видов деятельности ученика

Не менее

10


  1. Информа-ционные процессы



Примеры информационных процессов из различных областей действительности.

Понятие информации.

Основные свойства информации.

Основные виды информационных процессов.



Аналитическая деятельность:


      • находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах;

      • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

      • выделять основные информационные процессы в реальных системах;

      • оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.).

Практическая деятельность:



      • определять средства информатизации, необходимые для осуществления информационных процессов;

      • оценивать числовые параметры информационных процессов.




Не менее

25


Формали-зация и моделиро-вание

Информационные модели в математике, физике, биологии, литературе и пр.

Использование информационных моделей в познании, общении и практической деятельности.

Назначение и виды информационных моделей.

Формализация и структурирование задачи из различных предметных областей в соответствие с поставленной целью.

Построение информационной модели отвечающей данной задаче (словесное описание, таблица график, диаграмма, формула, чертеж, алгоритм и пр.).

Различные формы представления информации: текст, таблицы, схемы, формулы.

Деревья как форма представления упорядоченной информации.

Универсальность двоичного кодирования.

Элементы алгебры логики.

Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования (на примерах из физики, химии, истории, литературы).




Аналитическая деятельность:

      • исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствие с поставленной задачей (например, изучить структуру текста сочинения или поведение человека, в данной ситуации);

      • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования (например, при оценке исторических событий).

Практическая деятельность:



      • формализовать информацию разного вида;

      • освоить приемы формализации текстов, правила заполнения формуляров, бланков и т.д;

      • структурировать данные и знания при решении задач;

      • составлять деловые бумаги по заданной форме;

      • строить и интерпретировать таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов;

      • выбирать язык представления информации в соответствии с данной целью;

      • преобразовать одну форму представления в другую без потери смысла и полноты информации.




Не менее

10


Информа-ционные технологии

решения задач




Общая схема решения задачи.

Анализ условий и возможностей применения компьютера для ее решения (возможность использования конкретных готовых программных средств или необходимость разработки алгоритма и программы).

Разбиение процесса решения задачи на отдельные шаги – действия.

Преобразование действия в команду исполнителю.

Формальные и неформальные исполнители.

Характеристики формального исполнителя: имя, круг решаемых задач, среда, система команд, система отказов.

Управление исполнителем как управляющее воздействие, передаваемое в форме команд.



Аналитическая деятельность:

      • выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель;

      • выделять среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования;

      • выбирать метод решения задачи, разбивать процесс решения задачи на этапы.

Практическая деятельность:



      • строить модели задачи (выделять исходные данные, результаты, устанавливать соотношения между ними, отражать эти отношения с помощью формул, таблиц, графов);

      • определять структуры исходных данных и устанавливать их связи с ожидаемым результатом;

      • строить модели решения задачи.

Не менее

10


Алгорит-мы как инстру-мент решения задач с помощью компью-тера

Алгоритм как описание последовательности действий.

Исполнитель алгоритма и его свойства.

Алгоритм как один из способов управления информационным процессом.

Исходные данные и результаты выполнения алгоритма. Величины как способ представления информации.

Способы записи алгоритмов: словесный, формульный, табличный, графический, блок-схемы, программы.

Блок-схема как наглядный способ представления алгоритма. Основные типы блоков. Правила записи алгоритмов в виде блок-схемы.

Основные алгоритмические конструкции: линейная, ветвление, цикл, подпрограмма, рекурсия.

Запись одного алгоритма разными способами.

Различные алгоритмы решения одной и той же задачи.

Программа как способ реализации алгоритма на компьютере.

Представления о различных языках программирования.



Аналитическая деятельность:

      • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

      • определять для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем);

      • сопоставлять различные алгоритмы решения одной задачи, в том числе с позиций эстетики.

Практическая деятельность:


      • строить алгоритмы решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций;

      • составлять блок-схему решения задачи;

      • преобразовывать один способ записи алгоритма в другой;

      • исполнять алгоритм;

      • строить различные алгоритмы решения задачи как реализацию различных методов решения данной задачи;

      • отлаживать и тестировать программы;

      • работать с компьютерными моделями из различных предметных областей (в среде моделирующих программ).


Не менее

5


Компью-тер как универ-сальный исполни-тель

Основные характеристики компьютера.

Программные средства как исполнители команд пользователя.

Пользовательский интерфейс.

Общие характеристики программы: круг решаемых задач, интерфейс программы, меню как отражение системы команд, реакция на действия пользователя.

Создание собственных информационных ресурсов и организация индивидуальной информационной среды (создание базы знаний по данному предмету, подготовка к докладу и пр.).

Защита индивидуальных каталогов от компьютерных вирусов, потери и искажения информации.




Аналитическая деятельность:


      • анализировать компьютер с точки зрения единства аппаратных и программных средств;

      • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации;

      • определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.

Практическая деятельность:



      • кодировать (по таблице) и декодировать (по бинарному дереву) сообщений, используя азбуку Морзе;

      • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

      • получать с помощью программы Калькулятор двоичного представления символов таблицы ASCII по их десятичному порядковому номеру.



Не менее 12

Средства и техноло-гии создания, преобразования, передачи информа-ционных объектов

Числовые параметры информационных объектов.

Текст как информационный объект.

Основные приемы преобразования текстов с помощью текстовых редакторов и процессоров. Соотношение в тексте содержания и формы его представления (на примерах их литературы, истории, обществоведения).

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами.

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

Особенности восприятия графической информации и их использование в различных областях человеческой деятельности.

Банки данных. Создание, ведение и использование банков данных при решении познавательных и практических задач.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).

Гипертекстовое представление информации в сетях.




Аналитическая деятельность:

      • определять основные характеристики операционной системы;

      • анализировать пользовательский интерфейс программного средства, используемого в учебной деятельности, по определенной схеме;

      • анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

      • реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства.

Практическая деятельность:



      • выполнять основные операции над файлами;

      • выбирать и загружать нужную программу;

      • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т.п.;

      • использовать текстовый редактор для создания и редактирования текстовых документов;

      • использовать графический редактор для создания и редактирования изображений;

      • использовать электронные таблицы для решения математических задач, производить расчеты учебно-исследовательского характера;

      • использовать программы обработки звука для решения учебных задач;

      • составлять технологии решения задачи в среде текстового, графического редакторов и электронных таблиц;

      • передавать информацию, используя электронные средства связи.




Не менее

2


Информа-ционные основы управле-ния

Управление в живой природе, обществе и технике. Общая схема управления. Информационные основы управления.

Прямая и обратная связь. Управляющая и управляемая системы.



Аналитическая деятельность:

      • анализировать систему отношений в школе, семье, обществе с позиций управления;

      • анализировать систему отношений в живой природе и технических системах с позиций управления;

      • определять в простых ситуациях механизмы прямой и обратной связи;

      • анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов;

      • выделять и определять назначения элементов окна программы.



Практическая деятельность:


      • работать с программами-конструкторами, обучающими программами и их анализ с позиций исполнителя;

      • работать с программами, моделирующими деятельность исполнителей;

      • проводить компьютерные эксперименты;

      • знакомство с разными формами отказов, их сравнение;

      • составлять последовательность предписаний, описывающих ход решения задачи;

      • формально выполнять действия в соответствии с инструкцией;

      • работать с окнами программ.




Не менее

3


Основы социаль-ной информа-тики

Основные этапы развития информационной среды.

Информационная цивилизация.

Использование информационных ресурсов общества при решении возникающих проблем.

Социальные информационные технологии (реклама, маркетинг, public relations).

Защита личной и общественно-значимой информации.

Информационная безопасность личности, государства, общества.



Аналитическая деятельность:

      • оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использовать ссылки и цитирование источников информации; анализировать и сопоставлять различные источники;

      • планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом и уметь пользоваться ими для планирования собственной работы;

      • отличать открытые социальные информационные технологии от социальных информационных технологий со скрытой целью;

      • выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения.

Практическая деятельность:



      • использовать информационные ресурсы общества в познавательной и практической деятельности;

      • организовывать индивидуальную информационную среду;

      • организовывать индивидуальную информационную безопасность.





РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Реализация нового содержания курса информатики предполагает некоторые изменения в оснащении учебного процесса в общеобразовательной школе. В первую очередь, это обновление материально-технического оснащения кабинета информатики, при этом помещение этого кабинета и установленное оборудование должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологи­ческих правил и нормативов. Кабинет информатики должен быть оснащен типовым оборудованием, в том числе компьютерным оборудованием, специализированной учебной мебелью, а также другими техническими средствами. При комплектовании такого кабинета рекомендуется исходить из того, что целесообразно наличие не менее чем 1 рабочего места преподавателя (компьютера, в котором предусмотрена конфигурация, необходимая для деятельности преподавателя) и 15 компьютерных мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системным блоком, монитором, устройством ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами, т.е. клавиатурой и мышью, при этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. В школах, имеющих более одного класса в каждой параллели, желательно иметь более одного учебного кабинета информатики. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров, типа «ноутбук» и карманные. Рекомендуется компьютеры объединить в единую сеть с выходом в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети.

Предлагается предусмотреть возможность использования и такого оборудования, как:



  • конструктор для изучения логических схем;

  • принтер (черно/белой печати, формата А4), позволяющий фиксировать на бумаге информацию, при этом для многих школьных применений желателен дополнительный цветной принтер, возможно даже использования бумаги и изображения большого формата;

  • проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т.п., который повышает уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений;

  • устройства для ввода визуальной и звуковой информации (сканер, цифровой фотоаппарат, микрофон, видеокамера, Web-камера и пр.);

  • устройства вывода звуковой информации, а именно наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с усилителем;

  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер), что дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

В связи с тем, что использование кабинета информатики может быть связано с выполнением не только задач курса информатики, но и организацией многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, поиск и обработка информации, подготовка и демонстрация мультимедиа презентаций и др., в оснащении такого кабинета могут быть предусмотрены:

  • устройства создания графической информации (графический планшет), которые используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат;

  • устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением), позволяющие учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их;

  • копировальный аппарат;

  • комплект цифрового измерительного оборудования, включающий датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, тока, напряжения, магнитной индукции и др.), обеспечивающие возможность измерений физических параметров с необходимой точностью, устройство для регистрации, сбора и хранения данных, карманный (или стационарный) компьютер, программное обеспечение для графического представления результатов измерений, их математической обработки и анализа, сбора и учета работ учителем;

  • управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);

  • и др.

Следует отметить, что все программные средства, установленные на компьютерах, должны быть лицензированы. В том числе операционная система (Windows или Linux, или Mac OS, или др.); файловый менеджер в составе операционной системы или др.; антивирусная программа; программа-архиватор; интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, электронные таблицы, систему управления базами данных; система оптического распознавания текста; звуковой редактор; мультимедиа проигрыватель. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Желательно, чтобы была установлена программа интерактивного общения, простой редактор Web-страниц и пр.

Важно подчеркнуть, что при оснащении учебного процесса рекомендуется обновление библиотечного фонда кабинета информатики, включающего все нормативные документы, методические письма Министерства образования и науки РФ, авторские учебные программы, учебно-методическую литературу по информатике (школьные учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач, справочники, энциклопедии, раздаточный материал для практических занятий, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.), научную литературу области «Информатика», периодические издания, а также электронные образовательные ресурсы. При этом следует заметить, что учебные программы, учебно-методические издания, используемые в образовательном процессе, целесообразно привести в соответствие требованиям нового стандарта, школьные учебники выбираются из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образованием и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. В состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете информатики, целесообразно включить не только УМК, используемые в данной школе, но и по несколько экземпляров учебников из других УМК, эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения учебного процесса.

Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы и пр., могут быть представлены не только на полиграфических, а и на цифровых (электронных) носителях. Рекомендуется использовать разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики. Можно создать каталог выставленных в Интернет электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

В связи с бурной разработкой в настоящее время новых электронных образовательных ресурсов не представляется возможным дать точный их перечень, их конкретные названия и характеристики. Можно лишь отметить, что при организации библиотеки электронных образовательных ресурсов необходимо исходить из задач использования этих средств для обеспечения процесса обучения не только информатике, но и другим предметам, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развития умений работы с информацией, представленной в различных формах, формирования коммуникативной культуры учащихся и т.д. Это могут быть виртуальные компьютерные лаборатории, интегрированные математические среды, система автоматизированного проектирования, геоинформационная система, программы-переводчики, системы программирования, различные программные средства, позволяющие создавать и исследовать поведение моделей из различных областей знания, коллекции электронных образовательных ресурсов не только по курсу информатики, но и по другим учебным дисциплинам. Применение электронных образовательных ресурсов повышает эффективность образовательного процесса, прежде всего, за счет использования возможностей интерактивности и др.






База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница