Программа по формированию творческих способностей детей, основанная на развитии творческого воображения и мышления как компонентов творческих способностей. Кому адресован опыт



Скачать 224,5 Kb.
Дата25.04.2016
Размер224,5 Kb.
ТипПрограмма




Автор опыта

Баженова Наталия Алексеевна




Должность

Воспитатель





Тема

Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста





Суть опыта

Основная цель

Изучить условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста и доказать их эффективность





Достоинства опыта

Адресован педагогам детского сада, для успешного формирования творческих способностей дошкольников.




Методические материалы

Программа по формированию творческих способностей детей, основанная на развитии творческого воображения и мышления как компонентов творческих способностей.

Кому адресован опыт

Опыт, в основном, рекомендуется педагогам, родителям детского сада


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3-4

1 Глава «Проблемы формирование творческих способностей

детей дошкольного возраста» 5

    1. Понятие творческие способности детей дошкольного

возраста 6-7

1.2. Концептуальное изложение исследования 8-10

2 Глава «Изучение условий формирования творческих

способностей детей дошкольного возраста» 11-17

2.1. Обсуждение результатов исследования 18

Заключение 19

Библиография 20

Приложение 1 21

Приложение 2 22

Приложение 3 23-26

Приложение 4 26-33

Введение
Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка, а значит, у педагогов и родителей имеется возможность корректировать такие качества личности, которые мешают человеку, в дальнейшем, приспосабливаться и подстраиваться к изменяющимся условиям жизни.

С точки зрения системного подхода некоторые динамические процессы деструктуризации личности влияют на характер дезадаптации человека, в том числе и дошкольника. Ригидность – это не только индивидуально – психологическая особенность личности, выступающая условием успешного выполнения продуктивной деятельности, как относительная неспособность личности в ходе деятельности “изменить свою психическую установку”, “реагировать на новую ситуацию”, “усвоить новые способы приспособления”, но и способность системы реагировать на внешние изменения. Во многом она связана со свойствами нервной системы, обусловлена инертностью, глубиной установления связей и оценочными характеристиками у людей со слабой нервной системой. В ряде определений психической ригидности указывается на то, что личность не реагирует на требования объективности не просто в силу неспособности или приверженности к неадекватному способу поведения, но и в силу своего нежелания приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Приспособительная функция – некий приспособительный смысл, а проявление этого смысла может быть многозначным.

Именно поэтому возникает необходимость изучения личности с точки зрения проявления и выражения определенных характеристик, таких как детская и взрослая ригидность, выступающая преградой для изменения существующих отношений. Значит, возникает необходимость создания такой программы, которая позволит развивать творческие способности, которые, в свою очередь, скорректируют влияние ригидности на развитие личности.

1 Глава «Проблемы формирование творческих способностей детей дошкольного возраста»

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.



1.1. Понятие творческие способности детей дошкольного возраста

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно­сти, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится твор­ческой личностью.

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таин­ством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла за­весу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Вы­готский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество в широком смысле - это деятельность, направлен­ная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художе­ственное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объек­тивный характер, поскольку создается то, чего раньше не су­ществовало. Сам же процесс создания имеет субъективную ок­раску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Да­выдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возмож­ности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными сред­ствами деятельности в процессе специально организованного обу­чения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского разви­тия. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основате­ля известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не счи­тал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она явля­ется неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, уме­ние предсказывать и принимать неожиданные решения.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучает­ся, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, лите­ратурное и т.п.), связанные, прежде всего с анализом продукта деятельности.



1.2. Концептуальное изложение исследования

Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых можно отвести творческим способностям. Ведь, ребенок, который не просто усвоил основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, а дошкольник, способный к её творческому переосмыслению – вот, что требует современное общество.



Актуальность работы состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что в процессе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые.

На основание этого было проведено исследовании, в котором по пытались выяснить, каковы условия формирования творческих способностей дошкольников?



Цель исследования: изучить условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста и доказать их эффективность.

Задачи исследование:

1. Изучить разнообразную литературу по теме исследования.

2. Написать и апробировать программу по формированию творческих способностей дошкольников.

3. Организовать тесное взаимодействие с семьями воспитанников по формированию творческих способностей детей.



Объект исследования – процесс формирования творческих способностей детей.

Предметом исследования являются условия формирования творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: мы предположили, что формирование творческих способностей дошкольников будет успешным при следующих условиях:

- если будет использован ведущей вид деятельности (игра);

- если будет проведена программа по формированию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками, родителями и педагогами;

- если работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности и иметь интегрированный характер (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие);

- если при формировании творческих способностей будет проводиться работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Творческие способности человека выражаются в его умении находить особый взгляд на что-то привычное и повседневное. Обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования творчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка, такие как: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. Разнообразность методов продиктована многогранностью процесса усвоения системы знаний, овладением основами наук, в которые входит в первую очередь игра, являясь одновременно и ведущим видом деятельности данного возраста. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-экспериментирования, игры-забавы и т.п. – все они направлены на формирование творческого потенциала дошкольника. Но формирование творческих способностей будет достигнуто лишь при соблюдении определённых условий: раннее начало творческого развития, свобода в выборе видов деятельности и их многоплановость, создание благоприятной развивающей среды в детском саду, поддержание постоянного интереса к творческой деятельности и других.



2 Глава «Изучение условий формирования творческих способностей детей дошкольного возраста»

Вся практическая работа была разделена на три этапа:

1. Диагностический.

2. Практический.

3. Аналитический или сравнительный.

На первом этапе была изучена литература по теме исследования. Была проведена первичная диагностика. Для диагностики творческих способностей дошкольников были использованы опросник Дж. Рензулли, субтесты Д.П. Гилфорда и методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». В ходе первичной диагностике было выявлено следующее: творческие способности дошкольников сформированы недостаточно, а именно у 11 детей (из 20 обследуемых) не сформированы творческие способности, у 9 сформированы недостаточно (частично), полностью сформированных (высокого уровня) не наблюдается.

На основании этого на втором - практическом этапе была составлена и апробирована программа по формированию творческих способностей детей, основанная на развитии творческого воображения и мышления как компонентов творческих способностей. Программа рассчитана на дошкольный возраст с основой на разнообразные виды деятельности, предполагая включение детей в творческую активизацию. Также в неё включены игры и упражнения, формирующие эмоциональную сферу и мероприятия для родителей воспитанников и педагогов детского сада.

Основной целью программы является развитие творческих способностей ребенка.

Наряду с общей целью выделяется и ряд задач, решением которых и занимается данная программа:


  1. Раскрепощение личности.

  2. Развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, эмоциональной отзывчивости, открытости).

  3. Обогащение через знакомство с методикой театрально-творческой деятельности, развитие художественных, музыкальных способностей и развитие мелкой моторики.

Таким образом, предполагалась, что реализация программы раскроет творческие способности детей, при этом будет соблюдаться закон природосообразности ребенка.

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра-драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий и др.).

Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по ритмике, сценическому движению, пантомиме, двигательной активности, тем самым учитывалась особенность дошкольника, связанная с непроизвольностью, импульсивностью, потребностью в движении.

Программа построена по принципу блоков:

блок 1 - период накопления (погружение);

блок 2 - период моделирования.

Период накопления предполагает погружение в пространство творчества, через подражание, овладение формой, это школа обучения чувств ребенка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию. Главная роль и функциональное значение принадлежит педагогу, который на собственном примере обучает детей.

Второй период связан с самостоятельностью, инициативностью ребят. С освоением духовных ценностей через моделирование - присвоение различных общественных структур и форм общения (навык социальной адаптации), “примеркой” многообразных ликов, масок.

Работа по блокам проходила, как поэтапно, плавно переходя от простого к сложному, так и параллельно, как в группах (во время игр, просмотра конечных продуктов деятельности, драматизации, прослушивания сказок), так и индивидуально (отработка образов, работа над оттачиванием деталей, упражнений).

Направления программы осуществлялось с помощью декоративного творчества, кукольного театра, игрушек, игр-драматизаций, игр-подражаний, сюжетно-ролевых игр.

Главной особенностей данной программы является использование на занятиях следующих видов деятельности:

-художественная,

-музыкальная,

-театральная,

-аппликационная,

-нетрадиционная и др.

В программе в содержание художественной деятельности, кроме драматизации существует и художественная деятельность или изобразительная.

Психологи утверждают, что ребенок обладает способностью к изображению, которая выступает в качестве индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешному овладению рисованием, лепкой и другими видами изображения. Развитие таких способностей происходит в процессе развития под влиянием специального обучения, однако, наибольшее удовлетворение ребенок получает при выполнении свободной деятельности, ведь тогда он имеет возможность проявиться полностью. Одного желания творить недостаточно, необходимо предоставить ребенку разнообразные материалы и тактично вводить в созидательный творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творчество художника. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений до создания образа во всем богатстве цвета, формы, ритма, пропорции и т. д.

Изобразительное искусство вносит свой вклад и в эстетическое развитие ребенка, и в его целостное восприятие мира, и в развитие эмоциональной сферы. И, несомненно, творчество неразрывно связано с художественными способностями, приобщая к миру искусства дошкольника.

Разнообразная интегрированная образовательная деятельность по изобразительной деятельности основываются на обучающих и свободных тематиках, что предполагает обязательное изучение и свободу для творчества.

В разделе музыкальная деятельность: музыка является также одним из способов для реализации креативности, а также возможностей для реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. По выражению Д. Б. Кабалевского, любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует его музыкальные способности, вне зависимости от активности или пассивности ребенка в процессе слушания. К системе музыкальных занятий можно отнести и элементы хореографических упражнений.

В раздел “Хореография” включаются:

- музыкально-ритмические упражнения (на освоение, закрепление музыкально-- ритмических навыков и навыков выразительного движения);

- игры (сюжетные, несюжетные, музыкально-дидактические);

- хороводы;

- построения, перестроения;

- задания на танцевальное и игровое творчество.

Перед выполнением движений и началом занятий мы обучали детей правильно занимать исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения была характерными при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Эта сложная задача осуществлялась при соблюдении следующих принципов:

- систематичность;

- постепенность;

- последовательность;

- повторность.

Это основные педагогические принципы. Наблюдалось, что дети не могли в начале выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска или игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.

Система упражнений строится по принципу “от простого к сложному” с учетом необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические упражнение помогли, ребенку научиться владеть своим телом, координацией движения, согласованию их с движениями других детей, научили ориентации в пространстве, способствовали укреплению основных видов движения, способствовали освоению элементов танцев, игр, углубили навыки обращения с различными предметами. Впоследствии в работе применялись различные игровые приемы (разыгрывание сценок, показ иллюстраций к музыке, использование игрушек в танце, инсценирование песен и другое). Игровая форма разучивания движений помогали ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.

Большое внимание уделялось умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений танца, придумать свой танец, используя знакомые движения.

В разделе: театрализация, специфика театрального искусства, как искусства человековедения, где объектом изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально-активной творческой личности.

Знакомство с основным накопительным материалом - русскими народными сказками и мини-пьесами - помогли не только ознакомить детей с фольклором, но и позволяет осмысливать характерные черты героев.

Тематика и содержание театрализованных игр имели нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и нашла место в импровизированных постановках. В ходе реализации программы любимые герои становились образцами для подражания. Ребенок начинал отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволило через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок добровольно принимал и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми, кроме формирования инициативности, позволило сформировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников повлекло, как положительных, так и отрицательных образов.

Основным условием существования приведенной модели является участие воображения, как ведущего качества внутреннего духовного проявления личности в искусстве и важнейшей составляющей формирования культуры в широком смысле слова. Кроме того, включение детей в творческую деятельность побуждало развитию таких психических процессов, как произвольное внимание, память, мышление, речь.

Во время подготовки детей к театральной деятельности происходило активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, накопление активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставила детей перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться. В ходе этого у воспитанников улучшилась диалогическая речь, ее грамматический строй, он стал активно пользоваться словарем.

А также эстетическое влияние оказывал спектакль, это влияние происходило более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь создавало соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус воспитанников. В этом смысле театрализованные игры приравнивались к подвижным играм.

Стоит остановиться немного и на создании игровой ситуации, ведь игра выступала как средство общения, развития и жизнедеятельности, где ребенок познавал себя и свое окружение. Игра - это мощный стимулятор активности и становления ребенка на протяжении всего детства.

Большое значение отводилось организации тесное взаимодействие с семьями воспитанников по формированию творческих способностей детей. Родители воспитанников были частыми участниками различных мероприятий детского сада, таких как:

- «Вместе с папой, вместе с мамой»;

- «Творческая гостиная»;

- совместные праздники и развлечения;

- участок детей глазами взрослого;

- информационные письма для родителей и др.

Данная работа способствовала успешному формированию творческих способностей дошкольников.



2.1. Обсуждение результатов исследования.

На третьем этапе была проведена сравнительная диагностика. В ходе которой были выявлены следующие результаты: из 20 обследуемых не сформированных творческих способностей - не наблюдалось, у 7 воспитанников - недостаточно сформированы (частично), у 13 дошкольников - полностью сформированных творческие способности (высокого уровня). Таким образом, в результате проведенной работы у детей возникло положительное эмоциональное отношение к играм и упражнениям на развитие творческого воображения и мышления, возросла познавательная активность и интерес; появилось стремление к новизне, к фантазированию.

На основание выше изложенного, наблюдалось включение в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста. Между тем мною и родителями воспитанников обращалось максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского сада, что наполнило жизнь детей новым смыслом, тем самым создавала для них обстановку эмоционального благополучия, вызывало чувство радости и желания «творить».

Заключение

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что формирование творческих способностей дошкольников стало успешным, так как были соблюдены следующие условия:

- был использован ведущей вид деятельности дошкольников - игра;

- бала реализована программа по формированию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками, родителями и педагогами;

- работа с детьми включала в себя разные виды творческой деятельности и имела интегрированный характер: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие;

- при формировании творческих способностей проводилась работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Тем самым мы подтвердили нашу гипотезу.

Работа по формированию творческих способностей стала эффективнее при комплексной использование программы, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников помогло нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.



Библиография
1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. - М: ИП РАН, 1991.
2. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии.- «Сфера», 2005.
З.Бабич О.М., Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Развитие творческих способностей у старших дошкольников. - М., 2003.
4. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Я.: Академия развития, 1998.-280 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: «Академия», 2002.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
7. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Проматей, 1993.
8. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Ж Под. ред. И.В.Дубровиной.- М.: Прогресс, 1990.-312 с.
9. Дошкольное образование // октябрь 2002 № 19.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- С-Пб., «Питер», 2000. П.Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: «Академия».

Приложение 1
Опросник креативности Рензулл

Творческие характеристики:

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.


2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.


Приложение 2

Дж. Гилфорд выделил шесть основных параметра креативности: 
1. способность к обнаружению и постановке проблем; 
2. способность к генерированию большого числа идей; 
3. гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; 
4. оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; 
5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 
6. способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

По данным психогенетических исследований креативность в большей степени, нежели интеллект, определена средовыми влияниями. Выделены следующие факторы, способствующие развитию креативности:

· широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми;

· подражание творческому "идеалу";

· демократические отношения с матерью;

· неблагоприятные эмоциональные отношения в семье.

Исследователи различают большую и малую креативность. Малая, или личностная креативность относится к обыденной жизни и к проявлению нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях. Большая, или историческая креативность, наоборот, имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество (Моцарт, Эйнштейн). Также предлагается различать креативность

личности и креативность мышления, причем параметры креативности личности не могут быть сведены к креативности мышления.




Приложение 3

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.



Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся


изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе)

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:


При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка. 

 




Приложение 4

Игры для детей по формированию творческих способностей дошкольников.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.


1. «Кляксы». 

Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.


Ход игры:

«В волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки».


Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.
«Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже».
Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных их частях.

2. Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов». 

 Материал: набор слов.
Ход игры:

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.


Упражнение можно проводить с ограничениями, например: придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б, и т.д.

3.Игра «Цветные сказки».

Ход игры:
Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.


Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.
«Ладно, – подумал он, – вот желтые бабочки летают, полетаю с ними».

Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил: у него крыльев нет, полоски-то какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, – буду летать высоко».

А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летали от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека: рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы, как золотом, сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.

Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился весь, обсыпался желтой пыльцой. Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.



  1. Игра «Если бы ...»

Ход игры:

Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?).


В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».
5. Игра «Изобретатели».
В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» или «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка - ласковая, пушистая, разноцветная; книга - интересная, приключенческая, толстая.
После этого приступают к основной части игры - придумыванию нового стула. Все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул, чем он интересен, где его можно использовать?
Кто быстрее? Кто интереснее? Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления детей.
Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.
1. «Земля - воздух - вода»
«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» - название птицы, во втором случае («земля») - животного, если было сказано «вода» - название рыбы. Отвечать нужно как можно быстрее».
Задание можно усложнить, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т.д.
2. «За и против»
«Каждый их вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза».

После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.


3. «Оптимисты и скептики» 
Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень». Например:
– Хорошо, что дома телевизор есть: смотреть можно.
– Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть.
– Хорошо, если чайник большой: на всех чая хватит.
– Хорошо, да не очень. Долго закипает.

– Плохо, что мороженое холодное: горло может заболеть.


– Плохо, да не очень: летом холод приятен. И т.д.
Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:
– По улице мужчина шел. Хорошо!
– Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!
Можно рассказать, таким образом, знакомую сказку, например, «Три поросенка».
– Жили - были три братца-поросенка Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. Это хорошо!
– Хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!
– Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!
– Хорошо, да не очень. Строить - то они не умели. Это плохо! И т.д. Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям, в силу особенностей их психического развития — ведь они часто любят делать что-то наоборот. Но в некоторых конфликтных ситуациях, когда ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще не окрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути -укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.
4. «Что упало?»
«Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка - придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. Тот кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее».

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.


Поскольку это занятие - последнее в программе, то по его завершении психолог вместе с детьми проводит общие итоги, дети делятся впечатлениями, говорят об успехах своих товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.
Система творческих заданий
1. Рисование «Знакомство с акварелью»
Цель: Познакомить детей с особенностями акварельных красок. Развивать фантазию, воображение, самостоятельность.
Методика проведения: Побеседовать о красках, их особенностях. Предложить поэкспериментировать с красками: разводить водой, смешивать цвета, делать кляксы, отпечатки и т.д.
2. «Будет так, как захочу»
Цель: развивать образное мышление.
Методика проведения: дается задание вспомнить необычные предмет, детям предлагается с помощью любых средств изобразить этот предмет в измененном
виде, например, что будет, если он намокнет. В конце занятия все работы рассматриваются, обсуждаются правильность оценивание ситуации.
3. Лепка «Несуществующее животное»
Цель: Развивать творчество, воображение, находить сходство и различие, видеть целостность образа, развивать образное мышление.
Методика проведения: Детям предлагается придумать несуществующее
животное и вылепить его из пластилина, глины или песка. Дать животному название. В конце занятия каждое животное рассматривается, ребенок объясняет свой выбор, дети все вместе пытаются узнать, элементы каких животных использованы в данной фигурке.

4. «Кто живет в домике»


Цель: развивать наглядно - образное мышление и творческие способности.
Методика проведения: Воспитатель беседует с детьми о том, как можно узнать, что дома кто-то есть, а как узнать, как он выглядит и кто он. Детям предлагаются элементы картинок, по которым они должны узнать, что это за предмет. Потом дается задание самим загадать предмет, изобразить только его часть, а остальные должны угадать, что задумано.
5.  «Осенний (весенний) ковер»
Цель: развивать творческое мышление, видеть связь и сходные черты. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие.
Методика проведения: Поговорить с детьми об этом времени года. Выделить его отличительные черты, предложить создать свой оригинальный ковер этого времени года. Поощрять использование различных техник изображения, своеобразие, творческий подход. По окончании все работы выложить в один большой ковер, украсить им стену.
6. Творческое занятие «Вот я какой»
Цель: развивать воображение, мышление, творчество детей.
Методика проведения: детям предлагается подумать, какой каждый из них, как он может охарактеризовать себя, с кем или чем он себя ассоциирует. Предложить изобразить «себя» с помощью лепки, рисования, аппликации и т.п. на выбор. Спросить, почему именно это изображение он выбрал. Из полученных работ сделать выставку - знакомство.
Примечание. Кроме упражнений и игр, на занятиях рекомендуется использование специальных домашних занятий. Например, детям предлагается совместно с родителями в выходные дни придумать и записать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета. Затем на занятии дети обмениваются придуманными вариантами и составляют «банк данных» из неповторяющихся ответов. Это способствует не только развитию у детей творческого воображения и мышления, но и помогает формировать у них способность внимательно и доброжелательно выслушивать и анализировать идеи и предложения других людей, развивать способность к коллективному творчеству.


Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница