Программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс



Скачать 47.15 Kb.
Дата27.04.2016
Размер47.15 Kb.
ТипПояснительная записка
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 3





Рассмотрена

на заседании м/о

учителей –предметников

протокол № 1 от 26.08.2014г

Адаптированная основная общеобразовательная

программа

по этике и психологии семейной жизни

10-11 класс

Адаптированная программа составлена на основе сборника

«Программно-методического обеспечения для X-XII классов

С углубленной трудовой подготовкой в специальных

(коррекционных) образовательных учреждениях

VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой.

Учитель:


Яковлева А.П.

образование высшее

категория высшая

2014-2015



учебный год
Пояснительная записка
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование представления о семье, ее значения в жизни человека.
Учащиеся получают представление об основных государственных положениях (законах) о семье и браке, об основах семейных отношений.
Данная адаптивная программа по предмету составлена на основе программы под редакцией Щербаковой А.М., с учетом использования 1 час в неделю. Программа составлена поурочно. Базовый объем знаний, умений соответствуют основным направлениям государственного стандарта.
Введение дополнительных тем конкретизирует изучение материала, учитывает степень восприятия материала учащимися.
Программа составлена с учетом уровня развития воспитанников.
Программа носит интегрированный характер, что позволяет отрабатывать практические умения и навыки, применять знания, полученные в процессе изучения других предметов (история, математика, обществознание, уроки труда, социально-бытовая ориентировка, воспитательная работа). При проведении уроков учитель может использовать различные методики изучения учащихся: тесты, анкеты, психологические практикумы, сюжетно-ролевые игры и др.
Структура адаптивной программы
I. Введение – 1 час.
Во введении характеризуются цели, задачи предмета, содержание, межпредметные связи.
II. Семья – 9 часов.
Задача второго раздела – дать понятие, что такое семья, познакомить учащихся с ее функциями; значением сочетания интересов семьи и государства; влияние семьи на формирование личности.
Учащиеся знакомятся с системой родственных связей, учатся различать своих близких и дальних родственников. Материал данного раздела ориентирует воспитанников на формирование положительных взаимоотношений между членами семьи, способствует формированию взаимного уважения, любви, долга, внутрисемейной поддержки.
III. Создание семьи – 24 часа.
Задачи раздела: раскрыть понятие «готовность к браку»; познакомить с мотивами, руководящими молодыми людьми при создании семьи; помочь учащимся осознать меру ответственности за будущую семью; раскрыть нравственные качества юношей и девушек, вступающих в брак.
Материал программы для 11 класса освещает этапы становления молодой семьи, ее трудовую атмосферу, бюджет и хозяйства, этапу быта. Большое внимание уделяется изучению психологических, нравственных изменений у юноши и девушки, создавших семью.
Особое значение придается изучению материала программы, связанного с формированием и развитием добрых отношений с родителями обоих супругов; профилактике семейных отношений.
Почасовое распределение тем в 10 классе осталось прежним; в 11 классе количество уроков на тему «Быт и экономика» увеличено на 1 час, а изучение темы «Конфликты в семье» уменьшилось на 1 час.
Изменения, дополнения:


  1. Введен раздел «Введение» - 1 час;

  2. Раздел «Семья» изменен на 1 час (в сторону уменьшения). Добавлены следующие вопросы в изучении темы «Семья»:

а) основная функция семьи;

б) необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества;

в) роль семьи в жизни общества и укрепления государственности «Крепка семья –

крепка держава».


Далее, в предложенные темы программы под редакцией Щербаковой А.М. введены конкретные формулировки для удобного объяснения материала учителем и усвоения его учащимися.
Предлагаемые на уроках модели реальных ситуаций, материалы периодической печати помогают учащимся включиться в работу, активизировать их мыслительную деятельность, развивать коммуникативные функции.
Использование на уроках анализа драматических ситуаций, подбор материала с соответствующим заданием, выступление учащихся с анализом статьи из газеты, журнала, позволит корректировать и развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.
Закрепление материала данного предмета должно найти естественное продолжение в других предметах, во внеклассной и воспитательной работе, что позволит решить одну из главных задач: подготовить выпускника коррекционной школы VIII вида к взрослой, самостоятельной жизни в обществе, к созданию семьи.

Учебно-тематический план.

10 класс



Раздел программы

Кол-во часов

1.
2.

Семья
Создание семьи


9
24

1.
2.


3.

11 класс
Взаимоотношения в молодой семье
Быт и экономика молодой семьи
Конфликты в семье

10
14


9


10 класс
Введение - 1 час

Содержание, цели, задачи предмета «Этика и психология семейной жизни». Связь с другими предметами.


Семья – 9 часов


  1. Что такое семья? Для чего нужна семья? Значение семьи в жизни человека. Основная функция семьи – продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Роль семьи в жизни общества и укрепление государственности. «Крепка семья – крепка держава».

  2. Духовные, дружеские, материальные связи в семье. Традиции семьи, семейные праздники, общность взглядов, привычек.

  3. Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием детей в государственных учреждениях. Влияние семьи на формирование личности ребенка.

  4. Родственники и родственные отношения. Роль каждого члена семьи (отец, мать, дедушка, бабушка). Семья в системе родственных связей.

  5. Отношения между членами семьи: взаимное уважение, любовь, долг, ответственность друг за друга, внутрисемейная поддержка, откровенность, отзывчивость, тактичность, умение уступать, связь между поколениями.

  6. Уклад семейной жизни, сплоченность между родственниками как основа выработки положительных нравственных качеств подрастающего человека.

  7. Правила поведения в семье с родственниками. Воспитание родственных отношений внутри семьи.

  8. Влияние системы родственных отношений на формирование личности.

  9. Обобщающий урок по теме «Семья» - 1 час.


Создание семьи – 24 часа


  1. Представление людей о семейном счастье.

  2. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение).

  3. Причины создания семьи. Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей.

  4. Зачем люди регистрируют брак? Осознание правовой основы брака одно из важных условий создания здоровой и счастливой семьи. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.

  5. Психологическая готовность молодежи к браку. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь друг другу достойно преодолеть трудности. Способность считаться с индивидуальными особенностями супруга (супруги).

  6. выбор спутника жизни. Критерии выбора партнера. Что мы выбираем: человека или качество взаимоотношений.

  7. качества человека, необходимые в семейной жизни.

  8. Нравственные качества важные для девушки, вступающей в брак: воспитанность, скромность, вежливость, доброта, девичья честь и достоинство, тактичность.

  9. Необходимость наличия жизненных умений важных для девушки, вступающей в брак: умение вести домашнее хозяйство, планировать семейный бюджет, организовать досуг семьи.

  10. Нравственные качества, важные для юноши, вступающего в брак. Понятие о мужественности. Долг юноши – оберегать и сохранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.

  11. Юноша – будущий муж, глава дома. Необходимые хозяйственные умения для юноши вступающего в брак.

  12. Психология межличностных отношений между юношей и девушкой. Отношения деловые и личные.

  13. Культура общения. Умение слушать, желание понять другого человека, способность и стремление понимать переживания другого человека, прощать его недостатки.

  14. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешить.

  15. Дружба, влюбленность, любовь. Этические нормы и правила «хорошего тона» во взаимоотношениях юноши и девушки. Юноша и девушка – будущие мать и отец, хранители семейного очага.

  16. Духовные, нравственные основы сдержанности чувств и переживаний. Пагубное влияние внебрачных половых связей на физическое и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.

  17. Принятие решения о вступления в брак (предложение, взаимное согласие). Главные мотивы для принятия этого решения.

  18. Сообщение родителям о вступлении в брак. Правила поведения в ситуации знакомства с родителями.

  19. Почему родители могут быть против решения детей вступить в брак? (разный социальный уровень; образование, возраст, отсутствие жилья, низкая материальная обеспеченность, состояние здоровья и т.д.)

  20. Основы для будущего благополучия семьи (любовь, наличие необходимых средств к существованию семьи, общность взглядов на совместную семейную жизнь молодежи в желании разделить тяготы семейной жизни).

  21. Роль родителей в становлении молодой семьи (материальная, моральная помощь. Дружеские отношения между семьями родителей).

  22. Обобщающий урок по теме «Создание семьи».


Требования к знаниям и умениям учащихся


  • Учащиеся должны овладеть понятием семья, понимать ее значение в жизни человека

  • Учащиеся должны знать основные родственные связи, уметь различать близких и дальних родственников.

  • Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой.

  • Осознавать важность такого шага, как создание собственной семьи.

  • Учащиеся должны понимать и уметь объяснить, какие условия необходимы для вступления в брак.


11 класс

Взаимоотношения в молодой семье – 10 часов


  1. Супружество – новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими.

  2. Адаптация и совместимость супругов в семье. Первые шаги в жизни молодой семьи. Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Период приспособления, привыкания к особенностям характера партнера, уважение, терпимость. Взаимное освоение вкусов и привычек друг друга.

  3. Проблема «главенства» в семье. Распределение обязанностей, планирование дел в семье.

  4. Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита).

  5. Обеспечение мужем материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах.

  6. Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена». Открытие нового мироощущения.

  7. Необходимость в самоограничении. Роль молодой жены в создании благоприятного психологического микроклимата в семье.

  8. Забота о муже, ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи.

  9. Процесс самовоспитания жены и мужа в период становления молодой семьи.

  10. Обобщающий урок по теме «Взаимоотношения в молодой семье».


Быт и экономика молодой семьи - 14 часов.


  1. Понятие «Экономика семьи». Социально- экономические проблемы современной семьи. Планирование, учет, контроль, бережливость, умелые руки мужа и жены – основы экономического благополучия семьи.

  2. Понятие семейного бюджета. Составные части семейного бюджета: доходы, расходы.

  3. Структура семейных доходов.

  4. Структура семейных расходов.

  5. Книга учетов семейных доходов и расходов.

  6. Виды потребностей человека: физиологические (сон, жажда, голод, тепло); материальные (автомобиль, дача, компьютер); духовные (театр, книги, общение, развлечения).

  7. Потребности разумные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные (вещизм).

  8. Ограниченность возможностей в реализации потребностей. Выбор. Что значит экономить? Пути экономии в достижении поставленной цели. Сбережения хранение денег в сберегательном банке.

  9. Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Необходимость совершенствования навыков домоводческого труда ( приготовление пищи, уборка помещении, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт бытовой техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд садово-огородном участке). Совместный труд супругов – залог благоприятного семейного климата.

  10. психологический климат семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье: любовь, семейный долг, взаимопомощь, стабильность семейных отношений.

  11. Формирование и развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями, знакомыми. Материальная и духовная связь с родителями.

  12. Семейный досуг. Создание круга общих друзей. Культура общения. Организация домашних праздников.

  13. Гостеприимство. Самобытность каждого дома. Искусство в жизни семьи. Эстетическая культура семьи. Удобства и уют как средства создания благоприятной атмосферы в семье.

  14. Обобщающий урок по теме «Быт и экономика молодой семьи».


Конфликты в семье – 9 часов


  1. Понятие «семейный конфликт». Ссора и спор. Психологическая основа. Возникновения семейного конфликта. Несоответствие выбранного супруга идеалу.

  2. Семейное неблагополучие и его причины: расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей. Борьба за лидерство.

  3. Нарушение супружеских отношений; неверность супругов; недоверие друг другу. Нежелание одного из супругов иметь детей.

  4. Отсутствие между членами семьи единства, духовной близости. Различие взглядов, интересов, привычек. Неумение преодолевать жизненные трудности.

  5. Разногласие молодых супругов с родителями. Иждивенческая позиция по отношению друг другу или к родителям.

  6. Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения. Как сойтись характером?

  7. Распад семьи, причины. Развод и его последствия.

  8. Нравственное поведение супругов в ситуации развода.

  9. Основные положения Закона о семье: способы осуществления развода, раздела имущества.

  10. Обязанности родителей по отношению к детям. Отношения между супругами после развода.

  11. Урок обобщения знаний по теме: «Конфликты в семье».


Требования к знаниям и умениям учащихся:


  • Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи.

  • Учащиеся должны усвоить понятия «экономика и быт в семье», знать основные статьи доходов и расходов, уметь рассчитывать бюджет семьи на 1 месяц.

  • Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи.



Литература:


  1. Т.М. Афанасьева «Семья»




  1. В.В. Бойко «Если ты мать и жена» М.,1991




  1. М.М. Воронина «Школа юного экономиста», Волгоград, 2007




  1. В.И. Зацепин «О жизни и супружестве» М.,1979




  1. Е.М. Кульбацкий «Культура дома», Изд. «Форум», 2006




  1. Н.Макарова «Высокая должность – отец» М.,1996




  1. Н.Н.Обозов «Межличностные отношения» Л.,1969




  1. Г.Разумихина «Мир семьи», Изд. «Просвещение», 1986




  1. Э.И. Сокольникова «Семья как царство любви и добра», Москва – Чебоксары, 1996

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница