Программа по дисциплине теории и методы психотерапии язык преподавания (рус)



Скачать 116.83 Kb.
Дата22.04.2016
Размер116.83 Kb.
ТипПрограмма


МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОЛДОВЫ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ



ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Язык преподавания (РУС)
АВТОР: ВИКТОРИЯ ГОНЦА, ТАТЬЯНА ЧЕБАН

КУРС: III

СЕМЕСТР: V

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 120

КОЛИЧЕСТВО КОНТАКТНЫХ ЧАСОВ: 60 / 20

ИЗ НИХ ЛЕКЦИИ: 30 / 14 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: 30 /6

КРЕДИТЫ ECTS: 4

КИШИНЕВ 2012
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОЛДОВЫ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Аналитическая программа по дисциплине



ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ


Автор: Виктория Гонца, др., доцент, Татьяна Чебан, аспирант, ст. препод.

Общее количество часов: 120

Количество контактных часов: 60 / 20

Из них лекции: 30 / 14, Практические занятия: 30 /6

Индивидуальная работа: 60

Кредиты ECTS: 4
Программа обсуждена и подтверждена на заседании Кафедры психологии,

протокол №1 от 01.09.2012

Заведующая кафедрой

Доцент, доктор Светлана Руснак __________________

Декан факультета

Доцент, доктор Светлана Руснак __________________

Standardul curricular al disciplinei

TEORII ŞI METODE PSIHOTERAPEUTICE
Numărul total de ore : 120

Numărul de ore de contact : 60/20

Credite ECTS : 4

Semestrul V

Evaluare : examen în semestrul V

Publicul vizat : studenţii de la anul III, secția zi și ff
Competente gnosiologice şi psihologice preliminare: istoria psihologiei, psihologia persoanei, psihologie socială, patopsihologia.

Interdisciplinaritatea: grupul psihoterapeutic, consiliere psihologică, psihologia cognitivă, tehnici psihanalitice clasice, psihiatria, psihologie şi psihoterapii umaniste, psihoterapie comportamentală şi cognitivă.

Poziţionarea disciplinii în planul de studii: curs de specializare obligatoriu.

Obiective formativ/dezvoltative
Studenţii trebuie să achiziţioneze la finele audierii/studierii cursului urmatoarele:


  1. Competente gnosiologice :

    • Sa descrie cele mai raspindite modele terapeutice, cunoscute in domeniul vizat;

    • Sa deosebeasca categoriile cheie specifice modelelor terapetice studiate;

    • Sa opereze cu aparatul terminologic al disciplinii

    • Sa identifice metodele, tehnicile si procedurile terapeutice, caracteristice pentru fiecare model terapeutic studiat.

  2. Competente praxologice:

    • Sa compare metodele si tehnicile terapeutice, utilizate in diverse metode terapeutice;

    • Sa utilizeze 1-2 tehnici din fiecare model studiat;

    • Sa stabileasca cadrul conceptual si metodic, necesar pentru rezolvarea unui anume gen de probleme ale unor persoane;

      1. Competente de cercetare:

  • Sa estimeze adevaratele probleme ale unor clienti (la nivel de simptome);

  • Sa elaboreze un program de recuperare / ameliorare a starilor conflictuale, dificile ale unor persoane concrete

  • Sa selecteze metodele si tehnicile necesare pentru aplicarea programului desemnat.

ПРОГРАММА (СОДЕРЖАНИЕ) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

И РАССПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
А. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ



ТЕМА

Форма преподавания

Количество часов

контактн./заочное обучение

1

2

3

4

1.

Психотерапия: определение и содержание основных понятий, отличие от других видов психологического вмешательства

Определение психотерапии. Этапы и личности в истории развития психотерапии. Структура психотерапевтического акта. Цели психотерапии. Принцыпы и основные требования



С использованием информационн. технологий

4/2

2.

Динамические психотерапии.

Классический психоанализ: З.Фрейд

Становление и развитие. Философия и концепции. Структура личности. Развитие личности. Личностная динамика: чередование инстинктов. Защитные механизмы. Неврозы.

Основные (общие) неврозы. Частные варианты невроза. Психоанализ: терапия, цели, терапевтический процесс.

Продолжительность и область применения



С использованием информационн. технологий

2/1

.3.

Гештальт терапия: Ф.Перлз

Становление и развитие. Философия и концепции. Природа организма. Рост и созревание. Невроз. Психоз. Терапевтический процесс. Проведение и техники. Роль психотерапевта. Осознавание здесь и сейчас. Пробуждение у пациента ответственности. Работа с драмой и фантазией. Замешательство. Работа со сновидениями. Домашнее задание. Интеграция. Продолжительность и область применения



С использованием информационн. технологий

4/1

64.

Когнитивные психотерапии: А.Бек, А.Эллис

Становление и развитие. Философия и концепции. Подход, основанный на здравом смысле. Ключевые концепции. Эмоциональные расстройства. Принципы когнитивной терапии. Техники когнитивной терапии. Когнитивная терапия депрессии. Обоснование когнитивного подхода.

Объекты когнитивной модификации. Продолжительность и область применения


Интерактивная

4/2

.5.

Поведенческие терапии

Становление и развитие. Философия и концепции. Выученные психиатрические синдромы в сравнении с психопатологическими. Проявления неврозов. Причина неврозов. Терапевтический процесс. Поведенческий анализ. Проведение терапии: техники терапии. Когнитивные процедуры. Систематическая десенсибилизация. Методы оперантного обусловливания. Аверсивная терапия

Продолжительность и область применения


С использованием информационн. технологий

4/2

.6.

Экзистенциальные психотерапии: И.Ялом, Р.Мэй

Становление и развитие. Философия и концепции. Экзистенциальная изоляция. Внутриличностная изоляция. Межличностная изоляция. Механизмы психологической защиты от бессмысленности. Механизмы защиты от тревоги, связанной со свободой. Проведение терапии: техники терапии. Продолжительность и область применения



С использованием информационн. технологий

4/2

.7.

Клиент-центрированная терапия: К.Роджерс

Становление и развитие. Философия и концепции. Природа людей и отдельного человека. Философская ориентация психотерапевта. Определения конструктов. Теория личности.

Теория межличностных взаимоотношений.Гипотетический закон межличностных взаимоотношений. Теория терапии и личностного изменения. Теория полностью функционирующей личности. Терапевтический процесс. Процесс, переживаемый клиентом. Представления о процессе психотерапии. Проведение терапии. Терапевтические отношения. Продолжительность и область применения.


С использованием информационн. технологий

4/2

.8.

Интегративные тенденции в психотерапии

Движение к интеграции. Философский аспект. Решение через эклектизм. Решение через общие факторы. Скрытые общие черты. Психотерапевт в терапевтических отношениях. Клиент в терапевтических отношениях. Отношения как неспецифический элемент. Вездесущее плацебо. К универсальной системе психотерапии – цели, условия, характеристики системы.



С использованием информационн. технологий

4/2




Всего




30/14

Б.ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

.1.

Классификация психотерапий. Альтернативные психотерапии

Природа теории психотерапий. Точки зрения и их классификация. Отношение к другим психологическим теориям. Философский подтекст.



Интерактивная

4/1

.2.

Динамические психотерапии.

Классический психоанализ: З.Фрейд, Аналитическая терапия: К.Юнг

Становление и развитие. Философия и концепции. Типология личности. Психопатология. Элементы аналитической психотерапии. Цели терапии. Терапевтический процесс.

Техники терапии. Продолжительность и область применения


Интерактивная

4/1

.3.

Динамические психотерапии.

Индивидуальная терапия: А.Адлер

Становление и развитие. Философия и концепции. Терапия Адлера. Цели. Терапевтический процесс. Техники терапии.

Продолжительность и область применения.


Интерактивная

4/1

Ю4.

Транзактный анализ: Э.Берн

Становление и развитие. Философия и концепции. Личностное развитие. Структура личности. Функции личности. Четыре жизненные позиции. Психопатология. Терапевтический процесс. Цели терапии. Этапы психотерапии. Применение и техники. Терапевтические действия. Продолжительность и область применения.



деловая игра

4

.5.

Логотерапия: В.Франкл

Становление и развитие. Философия и концепции. Природа человека. Мотивация. Экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация. Природа неврозов и психозов. Терапевтический процесс. Постановка диагноза. Общая природа логотерапии. Терапия и ноогенные неврозы. Смысл страдания. Смысл работы. Смысл любви. Логотерапия как неспецифическая терапия при неврозах. Проведение терапии: техники логотерапии. Продолжительность и область применения.



круглый стол

4/1

Ю6.

Когнитивные психотерапии. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ): А.Эллис

Становление и развитие. Философия и концепции. Допущения. Иррациональные идеи. Модель A-B-C терапии РЭТ. Терапевтический процесс. Цели терапии. Шаги терапии РЭТ. Применение: техники терапии. Продолжительность и область применения.



Интерактивная

4/1

.7.

Когнитивные психотерапии. Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Становление и развитие. Философия и основные понятия.

Производные сенсорных систем. Стратегии успеха. Якоря, мета-программы, рефрейминг. Этапы терапии, методы и техники


Интерактивная

4/1




Супервизия как метод оценки психолога-терапевта

Определение супервизии, цели, условия, характеристики, методы и техники супервизии



Интерактивная

2

.







30/6

Вопросы к экзамену


  1. Психотерапия: определение и содержание основных понятий,

  2. Отличия психотерапии от других видов психологического вмешательства

  3. Этапы и личности в истории развития психотерапии.

  4. Структура психотерапевтического акта. Цели психотерапии.

  5. Принципы и основные требования к процессу психотерапии

  6. Динамические психотерапии. Классический психоанализ З.Фрейда. Философия и концепции.

  7. Структура личности по З.Фрейду . Становление и развитие. Личностная динамика: чередование инстинктов.

  8. Защитные механизмы.

  9. Неврозы. Основные (общие) неврозы. Частные варианты невроза.

  10. Психоанализ: терапия, цели, терапевтический процесс. Продолжительность и область применения

  11. Аналитическая терапия К.Юнга. Становление и развитие. Философия и концепции.

  12. Типология личности по Юнгу. Психопатология. Элементы аналитической психотерапии. Техники терапии. Продолжительность и область применения

  13. Индивидуальная терапия А.Адлера. Цели. Терапевтический процесс. Техники терапии. Продолжительность и область применения.

  14. Гештальт терапияФ.Перлза. Природа организма. Рост и созревание. Невроз. Психоз. Терапевтический процесс.

  15. Гештальт терапияФ.Перлза. Работа с драмой и фантазией. Замешательство.

  16. Гештальт терапияФ.Перлза. Работа со сновидениями. Домашнее задание. Интеграция.

  17. Транзактный анализ: Э.Берн. Философия и концепции. Личностное развитие. Структура личности.

  18. Транзактный анализ: Э.Берн. Функции личности. Четыре жизненные позиции. Психопатология.

  19. Транзактный анализ: Э.Берн. Терапевтический процесс. Цели терапии. Этапы психотерапии. Применение и техники.

  20. Логотерапия: В.Франкла. Природа человека. Мотивация. Экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация.

  21. Терапевтический процесс по Франклу. Смысл страдания. Смысл работы. Смысл любви.

  22. Логотерапия как неспецифическая терапия при неврозах. Проведение терапии: техники логотерапии.

  23. Когнитивные психотерапии А.Бека. Подход, основанный на здравом смысле. Ключевые концепции. Эмоциональные расстройства в когнитивной терапии . Принципы когнитивной терапии. Техники когнитивной терапии.

  24. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ): А.Эллис. Допущения. Иррациональные идеи. Модель A-B-C терапии РЭТ.

  25. Когнитивные психотерапии. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Стратегии успеха. Якоря, мета-программы, рефрейминг. Этапы терапии, методы и техники

  26. Поведенческие терапии. Терапевтический процесс. Поведенческий анализ.

  27. Когнитивные процедуры. Систематическая десенсибилизация. Методы оперантного обусловливания. Аверсивная терапия. Продолжительность и область применения

  28. Экзистенциальные психотерапии: И.Ялом, Р.Мэй. Экзистенциальная изоляция. Внутриличностная изоляция. Межличностная изоляция.

  29. Механизмы психологической защиты от бессмысленности. Механизмы защиты от тревоги, связанной со свободой.

  30. Клиент-центрированная терапия: К.Роджерс. Философия и концепции. Природа людей и отдельного человека. Философская ориентация психотерапевта. Определения конструктов. Теория личности.

  31. Клиент-центрированная терапия: К.Роджерс. Теория межличностных взаимоотношений. Гипотетический закон межличностных взаимоотношений.

  32. Клиент-центрированная терапия: К.Роджерс. Теория терапии и личностного изменения. Теория полностью функционирующей личности. Терапевтический процесс.

  33. Супервизия как метод оценки психолога-терапевта. Определение супервизии, цели, условия, характеристики, методы и техники супервизии

  34. Интегративные тенденции в психотерапии. Решение через эклектизм. Решение через общие факторы.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная литература

1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб.: «Академический проект», 1997 , 335 с.



2. Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика психотерапии. Санкт – Петербург: Питер, 2001;
Дополнительная литература

  1. Бек А., Фришен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Санкт – Петербург: Питер, 2002;

  2. Бьюджнталь Д. Искусство психотерапевта. Санкт – Петербург: Питер, 2001;

  3. Джоунс Н. Н. Теория и практика консультирования. Санкт – Петербург: Питер, 2002;

  4. Карварсарский Б. Д. Психотерапия. Санкт – Петербург: Питер, 2000;

  5. Эриксон М. Стратегия психотерапии. Санкт – Петербург: Ювента, 2000, 512 стр.;

  6. Юнг, К. Г. Аналитическая пс-я и психотерапия. Санкт – Петербург: Питер, 2001;

  7. Рутан Д., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. Санкт – Петербург: Питер, 2002;

  8. Cottraux Jean. Terapiile cognitive. Iași: Polirom, 2003. 296 pag.;

  9. Хейли Д. Что такое психотерапия. Санкт – Петербург: Питер, 2002;

  10. В. И Копытин. Теория и практика арт – терапии. Санкт – Петербург: Питер, 2002;

  11. Андерсон – Уорен, Р. Грейджер, Драмма терапия. Санкт – Петербург: Питер, 200;

  12. Кевин О’Коннор, Теория и практика игровой психотерапии. Москва, 2002;

  13. Копитина А. И. Практикум по арт – терапии. Санкт – Петербург: Питер, 2001;

  14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Санкт – Петербург: Питер, 2001;

  15. Гарфилд С. Практика краткосрочной психотерапии. Санкт – Петербург: Питер, 2002;

  16. Штейнхард Л. Юнгинская песочная психотерапия. Санкт – Петербург: Питер, 2001;

  17. Данилова И. Н. Психофизиология. Москва: Аспект - Пресс, 2000;

  18. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия, Москва: “Смысл”, 2000;

  19. Кеннард Д.; Роберт Дж., Уинтер Д. Групп – аналитическая психотерапия. Санкт – Петербург: Питер, 2002;

  20. Гипно-терапия. под редакции Хипа М. и Драйдена У. Санкт – Петербург: Питер, 2001;

  21. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. Санкт – Петербург: Питер, 2001


Internet-ресурсы

http://evolkov.net/practic.psychol/Alexandrov.A/main.approaches.html#CognitiveBehav http://www.psihoterapia.eu/index.php?option=com_content&task=section&id=13&Itemid=55


Каталог: Psihologie -> 2012-2013
Psihologie -> Бакалавр, магистр, доктор философии, PhD. Наши коллеги из западных стран настолько привыкли к собственной системе присвоения ученых степеней, что чаще всего просто не дают себе труда объяснить, что означают их научные титулы
Psihologie -> Логическая организация речи
Psihologie -> Гештальт-терапия. Фредерик Соломон Перлз (1893-1970)
Psihologie -> История психологии
Psihologie -> Аномалии личности
Psihologie -> К. Г. Юнг Обзор теории комплексов
Psihologie -> К. Г. Юнг шизофрения
Psihologie -> Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 1 год) Кризис новорожденности
Psihologie -> Тема Когнитивные и эмоциональные аспекты поведения Когнитивное звено преступного поведения
2012-2013 -> Программа по курсу Психология взрослого


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница