Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
Г Махачкалы
Программа
«Педагогический лекторий для родителей»
Разработала
заместитель директора по ВР
Абакарова У.Х.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями:
-
Конвенции о правах ребенка;
-
Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г. (с изменениями от 01.01.2005г.);
-
Закона РФ №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г.,
-
Закона Краснодарского края №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21.06.2008г.;
-
Устава и локальных актов МОУ СОШ №9.
Формирование отношений сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и классный руководитель - это воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути к намеченному.
В соответствии с программой в течение года выбираются четыре темы (по одной в четверть).
Структура программы родительского лектория
Класс
|
Кол-во собраний
|
Направление деятельности
|
Общепедагоги-
ческое
|
Психологическое
|
Социальное
|
Здоровье- сберегающее
|
1
|
4
|
2
|
1
|
-
|
1
|
2
|
4
|
2
|
1
|
1
|
-
|
3
|
4
|
1
|
2
|
1
|
-
|
4
|
4
|
2
|
1
|
1
|
-
|
5
|
4
|
2
|
1
|
-
|
1
|
6
|
4
|
1
|
2
|
1
|
1
|
7
|
4
|
2
|
1
|
-
|
1
|
8
|
4
|
2
|
1
|
1
|
-
|
9
|
4
|
1
|
2
|
1
|
-
|
10
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
11
|
4
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Однако это не ограничивает творчество классных руководителей, им предлагается дополнительный список тем, которые могут быть рассмотрены на встречах с родителями. Тематика родительских собраний предусматривает интеграцию различных направлений педагогического просвещения родителей: психологического и социального направления, психологического и здоровьесберегающего направления, социального и здоровьесберегающего направления, педагогического и психологического направления и т.д.
Работая по этой программе, можно точно представить себе цель и задачи каждого родительского собрания, а также направления педагогической диагностики по изучению семьи и семейного воспитания. Данная разработка частично обеспечена диагностическим инструментарием.
Актуальность
Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, своеобразным транслятором основных ценностей от поколения к поколению. Долгое время не оправданно переоценивалась роль общественного воспитания, что привело к значительному снижению ее воспитательного потенциала.
Данные по России свидетельствуют сегодня о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия.
В нашем образовательном учреждении, МОУ СОШ № 9. при общей численности учащихся 610 человек, дети из 215 семей проживают в сложных социальных условиях, 192 родителя имеют социальный статус безработные, пенсионеры, домохозяйки, 358 чел. – рабочие, 199 - служащие, военные - 11, интеллигенция и ИТР – 145 чел. Образовательный уровень родителей: неполное среднее – 30 чел., среднее – 260 чел., средне – специальное – 515 чел., высшее - 208, неполное высшее - 29. Между тем, семейная обстановка, включая социальное положение, род занятий, материальное благосостояние и уровень образования родителей, обусловливаютне только отношение ученика к школе, но и в дальнейшем предопределяют его жизненный путь.
Так или иначе, родители желают видеть, своих сыновей и дочерей здоровыми и счастливыми. В то же время значительная часть матерей и отцов не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контакта с детьми. А ведь именно родители закладывают основы характера ребенка, помогают формировать его поведение во взаимоотношениях с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания и каждая в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Одноиз направлений воспитательной деятельности нашего образовательного учреждения - сотрудничество семьи и школы. Огромная часть такой работы ложится на плечи классных руководителей. Согласно опросу, проведенному в школе, главными проблемами при этом являются выбор тем для бесед и поиск нужной литературы среди всего ее многообразия. Для удобства была составлена программа взаимодействия семьи и школы «Педагогический лекторий для родителей». Она является своего рода пособием для классных руководителей и представляет собой список тем педагогического просвещения на родительских собраниях, подобранных на каждый год обучения с 1 по 11 класс.
1-й класс
В первом классе родительские собрания должны быть направлены:
-
на стимулирование интереса родителей к узнаванию особенностей своих детей;
-
на психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на
-
развитие у них умений воспитательного характера;
-
на подчеркивание успехов семей в проявлении положительных родительских умений.
Период
|
Тема и форма проведения собрания
|
Работа с семьей, диагностика коллектива
|
I четверть
|
Организационное собрание. Лекция «Об особенностях физиологии и психологии первоклассника. Трудности адаптации к школе».
Цель: знакомство родителей первоклассников с психологическими особенностями изменения статуса ребенка в семье с его поступлением в школу.
Задача: познакомить родителей с режимом работы учебного заведения. Уставом ОУ; рассказать об особенностях психологии, физиологии и адаптации детей к первому году обучения в школе, дать практические советы.
|
Сбор общей информации о каждой семье; раздача памяток для родителей и учеников.
|
II четверть
|
Лекция с привлечением школьного врача, психолога «Режим дня и его влияние на качество обучения. Телевизор в жизни семьи и первоклассника».
Цель: обсуждение вопроса о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
Задача: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки просмотра телевизора, влияние телевизионных программ на психику младшего школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
|
Для учащихся: сочинение «Как я делаю уроки», подготовка высказываний детей по теме собрания.
Для родителей: памятки.
|
III четверть
|
Лекция «Мотивы обучения младших школьников».
Цель: знакомство родителей с особенностями влияния мотивов на характер учебной деятельности.
Задача: познакомить с классификацией мотивов обучения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации.
|
Для учащихся: тестирование по методике А.А. Волочкова «Методика выявления понимаемых мотивов учебной деятельности».
Для родителей: памятки
|
IV четверть
|
Беседа, тренинг «Родителям о внимании и внимательности».
Цель: освещение проблемы важности и значимости проблемы развития детского
внимания.
Задача: познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников
|
Анализ работы учащихся на уроках; памятка для родителей; цикл практических упражнений на развитие внимания
|
В течение года
|
Индивидуальные беседы и консультации по адаптации первоклассников в школе, организации помощи родителей в выполнении детьми домашних заданий. Совместное планирование досуговой деятельности классного коллектива. Награждение учащихся и родителей.
|
Тематика родительских собраний по индивидуальному плану классного руководителя:
- Художественная литература для первоклассников.
- Игра и игрушка в жизни младшего школьника
- Права и обязанности младших школьников.
- Как определить одаренность ребенка?
- Недетские увлечения маленьких детей.
-Эстетическое развитие ребенка: проблемы и перспективы.
- Взаимоотношения в семье и их влияние на поведенческие реакции
первоклассников.
-Особенности учебной деятельности первоклассников.
- Детские страхи.
- Эмоциональные состояния взрослого и ребенка. Что за этим стоит?
- Учебник первоклассника. Как помочь ребенку в трудной ситуации?
- Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка
с миром.
- Положительные традиции и обычаи семейного воспитания.
- Если родители в разводе...
- Леворукость и праворукость. Отклонение или норма? Особенности развития
леворуких и праворуких детей.
- Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого
класса.
- Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна
из основ формирования личности.
- Роль семьи в преодолении физических и учебных нагрузок ребенка.
2-й класс
Во втором классе родительские собрания должны быть направлены:
-
на обсуждение объективных трудностей в работе с учащимися, связанных с
процессом оценки результатов учебной деятельности, и помощь родителям в
выборе выхода из трудной ситуации;
-
на совместную с родителями деятельность по формированию детского
коллектива, сплочения учащихся класса и формирования умения жить
среди людей и поступать согласно нравственным нормам.
Период
|
Тема и форма проведения собрания
|
Работа с семьей, диагностика коллектива
|
1 четверть
|
Беседа «Когда легко учиться? Школьная отметка - критерии выставления, формирование у учащихся правильного отношения к отметке».
Цель: знакомство родителей с критериями оценивания учебных достижений детей.
Задача: показать родителям значение школьной отметки в жизни ученика! формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.
|
Для учащихся и родителей: анкетирование по методике неоконченных предложений.
Для родителей: анкета «Фразы, которые я говорю ребенку, анализируя его учебу».
|
II четверть
|
Беседа «Причины и последствия детской агрессии».
Цель: обсуждение с родителями причин детской агрессии и их влияния на поведение ребенка.
Задача: формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.
|
Для учащихся: ранжирование «10 моих "Я"», анкета «Мои чувства».
Для родителей: опросник «Бывает ли ваш ребенок агрессивным?»; анкета «10 качеств характера моего ребенка»; памятки.
|
III четверть
|
Обмен мнениями «Поощрение и наказание детей в семье».
Цель: обсуждение с родителями проблемы поощрения и наказания ребенка в семье.
Задача: формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
|
Для родителей: ситуации для анализа; анкета «Можно ли воспитывать ребенка без наказания?»;
памятка «Как поощрять ребенка дома».
|
IV четверть
|
Круглый стол «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка».
Цель: знакомство родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
Задача: развивать интерес к формированию интеллектуальных умений, желания читать.
|
Анализ читательских интересов учащихся; анкеты для детей и родителей по теме собрания; памятки для родителей.
|
В течение года
|
Главная тема индивидуальной работы с родителями: «Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления». Обеспечение взаимодействия с психологической службой школы. Совместное планирование досуговой деятельности классного коллектива. Награждение учащихся и родителей.
|
Тематика родительских собраний по индивидуальному плану классного руководителя:
- Ребенок вышел из дома...
- Как воспитать у ребенка ответственность засвои поступки.
- Особенности учебной деятельности учащихся-второклассников.
- Уверенные и неуверенные дети. Анализ проблемы.
-
Особенности темперамента учащихся и его влияние на результаты учебной деятельности младших школьников.
-
В чем состоит «трудность» трудных детей?
-
Гигиена школьника. Проблемы и последствия.
-
Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Как выявлять
и развивать способности детей.
-
О воспитании мужественности и женственности.
- Поведение ребенка - зеркальное отражение взаимоотношения родителей,
-
«Хочу», «могу», «надо» в воспитании второклассников.
-
Детская фантазия и ее значение в развитии учебных умений и личностных
качеств ребенка.
-
Традиции воспитания детей в семье. Создание атмосферы эмоциональной
защищенности, тепла и любви в семье.
- Роль семьи в формировании волевых качеств ребенка. Воспитание характера
ребенка в семье.
- Как сформировать интерес ребенка к чтению?
-
Первые ростки эмпатии в детском коллективе. Анализ учительских наблюдений.
-
О разумной родительской любви. Дети и деньги. Семейный бюджет и
ребенок.
- О речевой культуре учащихся.
- Роль игры в расширении кругозора ребенка.
- Воспитание трудолюбия.
Распределение обязанностей в семье.
- Об интеллектуальном развитии и многом другом.
3-й класс
В третьем классе родительские собрания должны быть направлены:
-
на привлечение внимания родителей к воспитанию в детях ответственного
отношения к выполнению этических законов жизни в социуме и
формированию стойкой привычки нравственного поведения;
-
на значение примера родных и близких людей, родителей, бабушек и
дедушек в воспитании в детях терпимости, уважительного отношения к
другим людям, независимо от их национальной принадлежности и
вероисповедания.
Период
|
Тема и форма проведения собрания
|
Работа с семьей, диагностика
|
1 четверть
|
Беседа «Семейные традиции и способность ребенка трудиться».
Цель: обсуждение с родителями проблемы формирования трудовых умений
ребенка в семье.
Задача: доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
|
Для учащихся: таблица «Дома я...», анкета «Домашние дела».
Для родителей: таблица «Мой ребенок дома и в школе», анкета «Любит ли мой ребенок трудиться?».
|
II четверть
|
Лекция «Эмоциональное общение», тренинг «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка».
Цель: знакомство родителей с понятием «эмоциональное общение» и формирование представления об основных его видах.
Задача: обсудить проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении трудностей; наладить эффективное эмоциональное общение.
|
Социометрия детского коллектива.
Для учащихся и родителей: проективная методика неоконченных предложений по теме собрания.
Для родителей: памятки; цикл тренинговых упражнений.
|
III четверть
|
Дискуссионный клуб «Мой ребенок становится трудным...», тренинг «Эффективное общение - залог успеха».
Цель: знакомство родителей с причинами, стимулирующими плохое поведение детей.
Задача: формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка; развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми; с помощью тренинговых упражнений закрепить навыки эффективного общения.
|
Мини-характеристики детей.
Для учащихся: ситуативный тест.
Для родителей: анкета «Почему ребенок становится трудным?».
|
IV четверть
|
Лекция «Роль самооценки в формировании личности».
Цель: знакомство родителей с причинами формирования самооценки детей:
низкой и завышенной.
Задача: обратить внимание на последствия низкой самооценки; рассказать о приемах, помогающих повысить самооценку ребенка.
|
По-возможности, обсудить на родительском собрании результаты совместной работы с психологом по определению самооценки учащихся.
|
В течение года
|
Главная тема индивидуальной работы с родителями: «Личные трудности школьников в обучении и пути их преодоления». Совместное планирование досуговой деятельности классного коллектива. Награждение учащихся и родителей.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |