Программа «Педагогический лекторий для родителей»



Скачать 94,09 Kb.
страница1/3
Дата22.02.2016
Размер94,09 Kb.
#10823
ТипПрограмма
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

Г Махачкалы

Программа
«Педагогический лекторий для родителей»


Разработала

заместитель директора по ВР

Абакарова У.Х.

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями:

  • Конвенции о правах ребенка;

  • Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г. (с изменениями от 01.01.2005г.);

  • Закона РФ №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г.,

  • Закона Краснодарского края №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21.06.2008г.;

  • Устава и локальных актов МОУ СОШ №9.

Формирование отношений сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и классный руководитель - это воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути к намеченному.

В соответствии с программой в течение года выбираются четыре темы (по одной в четверть).


Структура программы родительского лектория


Класс

Кол-во собраний

Направление деятельности

Общепедагоги-

ческое


Психологическое

Социальное

Здоровье- сберегающее

1

4

2

1

-

1

2

4

2

1

1

-

3

4

1

2

1

-

4

4

2

1

1

-

5

4

2

1

-

1

6

4

1

2

1

1

7

4

2

1

-

1

8

4

2

1

1

-

9

4

1

2

1

-

10

4

1

1

1

1

11

4

2

1

1

-

Однако это не ограничивает творчество классных руководителей, им предлагается дополнительный список тем, которые могут быть рассмотрены на встречах с родителями. Тематика родительских собраний предусматривает интеграцию различных направлений педагогического просвещения родителей: психологического и социального направления, психологического и здоровьесберегающего направления, социального и здоровьесберегающего направления, педагогического и психологического направления и т.д.

Работая по этой программе, можно точно представить себе цель и задачи каждого родительского собрания, а также направления педагогической диагностики по изучению семьи и семейного воспитания. Данная разработка частично обеспечена диагностическим инструментарием.


Актуальность
Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, своеобразным транслятором основных ценностей от поколения к поколению. Долгое время не оправданно переоценивалась роль общественного воспитания, что привело к значительному снижению ее воспитательного потенциала.

Данные по России свидетельствуют сегодня о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия.

В нашем образовательном учреждении, МОУ СОШ № 9. при общей численности учащихся 610 человек, дети из 215 семей проживают в сложных социальных условиях, 192 родителя имеют социальный статус безработные, пенсионеры, домохозяйки, 358 чел. – рабочие, 199 - служащие, военные - 11, интеллигенция и ИТР – 145 чел. Образовательный уровень родителей: неполное среднее – 30 чел., среднее – 260 чел., средне – специальное – 515 чел., высшее - 208, неполное высшее - 29. Между тем, семейная обстановка, включая социальное положение, род занятий, материальное благосостояние и уровень образования родителей, обусловливаютне только отношение ученика к школе, но и в дальнейшем предопределяют его жизненный путь.

Так или иначе, родители желают видеть, своих сыновей и дочерей здоровыми и счастливыми. В то же время значительная часть матерей и отцов не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контакта с детьми. А ведь именно родители закладывают основы характера ребенка, помогают формировать его поведение во взаимоотношениях с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания и каждая в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

Одноиз направлений воспитательной деятельности нашего образовательного учреждения - сотрудничество семьи и школы. Огромная часть такой работы ложится на плечи классных руководителей. Согласно опросу, проведенному в школе, главными проблемами при этом являются выбор тем для бесед и поиск нужной литературы среди всего ее многообразия. Для удобства была составлена программа взаимодействия семьи и школы «Педагогический лекторий для родителей». Она является своего рода пособием для классных руководителей и представляет собой список тем педагогического просвещения на родительских собраниях, подобранных на каждый год обучения с 1 по 11 класс.

1-й класс

В первом классе родительские собрания должны быть направлены:


  • на стимулирование интереса родителей к узнаванию особенностей своих детей;

  • на психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на

  • развитие у них умений воспитательного характера;

  • на подчеркивание успехов семей в проявлении положительных родительских умений.




Период

Тема и форма проведения собрания

Работа с семьей, диагностика коллектива

I четверть

Организационное собрание. Лекция «Об особенностях физиологии и психологии первоклассника. Трудности адаптации к школе».

Цель: знакомство родителей первоклассников с психологическими особенностями изменения статуса ребенка в семье с его поступлением в школу.

Задача: познакомить родителей с режимом работы учебного заведения. Уставом ОУ; рассказать об особенностях психологии, физиологии и адаптации детей к первому году обучения в школе, дать практические советы.

Сбор общей информации о каждой семье; раздача памяток для родителей и учеников.

II четверть

Лекция с привлечением школьного врача, психолога «Режим дня и его влияние на качество обучения. Телевизор в жизни семьи и первоклассника».

Цель: обсуждение вопроса о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.

Задача: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки просмотра телевизора, влияние телевизионных программ на психику младшего школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.

Для учащихся: сочинение «Как я делаю уроки», подготовка высказываний детей по теме собрания.

Для родителей: памятки.



III четверть

Лекция «Мотивы обучения младших школьников».

Цель: знакомство родителей с особенностями влияния мотивов на характер учебной деятельности.

Задача: познакомить с классификацией мотивов обучения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации.


Для учащихся: тестирование по методике А.А. Волочкова «Методика выявления понимаемых мотивов учебной деятельности».

Для родителей: памятки



IV четверть

Беседа, тренинг «Родителям о внимании и внимательности».

Цель: освещение проблемы важности и значимости проблемы развития детского

внимания.

Задача: познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников

Анализ работы учащихся на уроках; памятка для родителей; цикл практических упражнений на развитие внимания

В течение года

Индивидуальные беседы и консультации по адаптации первоклассников в школе, организации помощи родителей в выполнении детьми домашних заданий. Совместное планирование досуговой деятельности классного коллектива. Награждение учащихся и родителей.


Тематика родительских собраний по индивидуальному плану классного руководителя:
- Художественная литература для первоклассников.

- Игра и игрушка в жизни младшего школьника

- Права и обязанности младших школьников.

- Как определить одаренность ребенка?

- Недетские увлечения маленьких детей.

-Эстетическое развитие ребенка: проблемы и перспективы.

- Взаимоотношения в семье и их влияние на поведенческие реакции

первоклассников.

-Особенности учебной деятельности первоклассников.

- Детские страхи.

- Эмоциональные состояния взрослого и ребенка. Что за этим стоит?

- Учебник первоклассника. Как помочь ребенку в трудной ситуации?

- Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка

с миром.


- Положительные традиции и обычаи семейного воспитания.

- Если родители в разводе...

- Леворукость и праворукость. Отклонение или норма? Особенности развития

леворуких и праворуких детей.

- Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого

класса.


- Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна

из основ формирования личности.

- Роль семьи в преодолении физических и учебных нагрузок ребенка.

2-й класс

Во втором классе родительские собрания должны быть направлены:


  • на обсуждение объективных трудностей в работе с учащимися, связанных с

процессом оценки результатов учебной деятельности, и помощь родителям в

выборе выхода из трудной ситуации;



  • на совместную с родителями деятельность по формированию детского

коллектива, сплочения учащихся класса и формирования умения жить

среди людей и поступать согласно нравственным нормам.




Период

Тема и форма проведения собрания


Работа с семьей, диагностика коллектива

1 четверть

Беседа «Когда легко учиться? Школьная отметка - критерии выставления, формирование у учащихся правильного отношения к отметке».

Цель: знакомство родителей с критериями оценивания учебных достижений детей.

Задача: показать родителям значение школьной отметки в жизни ученика! формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.

Для учащихся и родителей: анкетирование по методике неоконченных предложений.

Для родителей: анкета «Фразы, которые я говорю ребенку, анализируя его учебу».



II четверть

Беседа «Причины и последствия детской агрессии».

Цель: обсуждение с родителями причин детской агрессии и их влияния на поведение ребенка.

Задача: формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Для учащихся: ранжирование «10 моих "Я"», анкета «Мои чувства».

Для родителей: опросник «Бывает ли ваш ребенок агрессивным?»; анкета «10 качеств характера моего ребенка»; памятки.



III четверть

Обмен мнениями «Поощрение и наказание детей в семье».

Цель: обсуждение с родителями проблемы поощрения и наказания ребенка в семье.

Задача: формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

Для родителей: ситуации для анализа; анкета «Можно ли воспитывать ребенка без наказания?»;

памятка «Как поощрять ребенка дома».



IV четверть

Круглый стол «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка».

Цель: знакомство родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Задача: развивать интерес к формированию интеллектуальных умений, желания читать.

Анализ читательских интересов учащихся; анкеты для детей и родителей по теме собрания; памятки для родителей.

В течение года

Главная тема индивидуальной работы с родителями: «Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления». Обеспечение взаимодействия с психологической службой школы. Совместное планирование досуговой деятельности классного коллектива. Награждение учащихся и родителей.


Тематика родительских собраний по индивидуальному плану классного руководителя:
- Ребенок вышел из дома...

- Как воспитать у ребенка ответственность засвои поступки.

- Особенности учебной деятельности учащихся-второклассников.

- Уверенные и неуверенные дети. Анализ проблемы.



  • Особенности темперамента учащихся и его влияние на результаты учебной деятельности младших школьников.

  • В чем состоит «трудность» трудных детей?

  • Гигиена школьника. Проблемы и последствия.

  • Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Как выявлять

и развивать способности детей.

  • О воспитании мужественности и женственности.

- Поведение ребенка - зеркальное отражение взаимоотношения родителей,

  • «Хочу», «могу», «надо» в воспитании второклассников.

  • Детская фантазия и ее значение в развитии учебных умений и личностных

качеств ребенка.

  • Традиции воспитания детей в семье. Создание атмосферы эмоциональной

защищенности, тепла и любви в семье.

- Роль семьи в формировании волевых качеств ребенка. Воспитание характера

ребенка в семье.

- Как сформировать интерес ребенка к чтению?



ребенок.

- О речевой культуре учащихся.

- Роль игры в расширении кругозора ребенка.

- Воспитание трудолюбия.

Распределение обязанностей в семье.

- Об интеллектуальном развитии и многом другом.


3-й класс

В третьем классе родительские собрания должны быть направлены:

  • на привлечение внимания родителей к воспитанию в детях ответственного

отношения к выполнению этических законов жизни в социуме и

формированию стойкой привычки нравственного поведения;



  • на значение примера родных и близких людей, родителей, бабушек и

дедушек в воспитании в детях терпимости, уважительного отношения к

другим людям, независимо от их национальной принадлежности и

вероисповедания.


Период

Тема и форма проведения собрания

Работа с семьей, диагностика

1 четверть

Беседа «Семейные традиции и способность ребенка трудиться».

Цель: обсуждение с родителями проблемы формирования трудовых умений

ребенка в семье.

Задача: доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

Для учащихся: таблица «Дома я...», анкета «Домашние дела».

Для родителей: таблица «Мой ребенок дома и в школе», анкета «Любит ли мой ребенок трудиться?».



II четверть

Лекция «Эмоциональное общение», тренинг «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка».

Цель: знакомство родителей с понятием «эмоциональное общение» и формирование представления об основных его видах.

Задача: обсудить проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении трудностей; наладить эффективное эмоциональное общение.

Социометрия детского коллектива.

Для учащихся и родителей: проективная методика неоконченных предложений по теме собрания.

Для родителей: памятки; цикл тренинговых упражнений.


III четверть

Дискуссионный клуб «Мой ребенок становится трудным...», тренинг «Эффективное общение - залог успеха».

Цель: знакомство родителей с причинами, стимулирующими плохое поведение детей.

Задача: формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка; развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми; с помощью тренинговых упражнений закрепить навыки эффективного общения.

Мини-характеристики детей.

Для учащихся: ситуативный тест.

Для родителей: анкета «Почему ребенок становится трудным?».


IV четверть

Лекция «Роль самооценки в формировании личности».

Цель: знакомство родителей с причинами формирования самооценки детей:

низкой и завышенной.

Задача: обратить внимание на последствия низкой самооценки; рассказать о приемах, помогающих повысить самооценку ребенка.

По-возможности, обсудить на родительском собрании результаты совместной работы с психологом по определению самооценки учащихся.

В течение года

Главная тема индивидуальной работы с родителями: «Личные трудности школьников в обучении и пути их преодоления». Совместное планирование досуговой деятельности классного коллектива. Награждение учащихся и родителей.


Каталог: storage -> files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Основная образовательная программа основного общего образования
files -> Переход на новые образовательные стандарты моу сош №12 г. Дербента рд
files -> Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» 1 класса разработана по государственной программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. Г. Головановой, утверждённой мо РФ
files -> Учебно-методическое пособие для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
files -> -
files -> Основная образовательная

Скачать 94,09 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница