Программа патриотического воспитания



Скачать 244.66 Kb.
Дата29.02.2016
Размер244.66 Kb.
ТипПрограмма
Программа патриотического воспитания

«РОДИНКА»

Ульяновской местной детско-юношеской общественной организации

«Центр патриотического воспитания «Матросовец»

ВВЕДЕНИЕ


Характерной особенностью развития современного общества, является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления, тенденций эволюции в ус­тоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии. Эта особенность не случайна.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граж­дан Российской Федерации на 2010 — 2016 годы» констатирует необ­ходимость обращения к ресурсу патриотизма как наиболее востребо­ванному средству стабильного развития России.

«События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской куль­туры, искусства и образования как важнейших факторов формирова­ния патриотизма»

Каково же место патриотизма в структуре социального бытия современной России?

На наш взгляд, патриотизм является центральным звеном всех сторон жизни общества (экономической, внешне- и внутриполитиче­ской, социокультурной, духовной и т.д.). Характеристиками интегративности патриотизма в системе общественных отношений выступают гармоническая и императивная.

Гармоническая, основанная на любви к своей Родине, ведёт к гармонизации системы «личность - коллектив - общество - государ­ство» в пространстве ценностей, смыслов, идеалов и т.д.

Императивная указывает на необходимость следования социо­культурным регулятивам (традиции, обычаи, идеалы и т.д.) и духов­ным стимуляторам (историческая память, преданность своей Родине, ответственность за будущее, стереотипы и др.).

При этом патриотизм занимает центральное место в системе «национальные интересы (безопасность, сохранение самобытности и идентичности, воспроизводство культуры, расширение пространства духовности) - модернизация российского общества (стабилизация рыночных механизмов хозяйствования, решение демографической проблемы, повышение уровня и качества жизни населения страны че­рез механизмы образования, социальной защиты, здоровьесберегающих технологий) - суверенная демократия (справедливость, целост­ность российской нации, приоритеты свободы, благосостояния и безопасности граждан России) - сильное государство (конкуренто­способности России в мире, способность интегрального субъекта, ка­ковым выступают конкретный человек, семья, коллектив, общество государство, к повышению статуса России на мировой арене, стабили­зации внутренней социально-политической ситуации)».

В общественном сознании патриотизм понимается как духов­ный и социокультурный принцип, основанный на любви к своей Ро­дине, месту рождения и жизнедеятельности, близким людям. Он пита­ется истоками природного и духовного свойства, включает в себя бес­сознательное, атрибуты сознания, модусы бытия, ценности, идеи, т.е. то, что в данном архитипическом мире человек признаёт как родное. Природа, родители, родственники, Родина, народ — не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответ­ственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Ивану Ильину принадлежат такие строки: «По-видимому, люди приобретают этот патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою».

Каждый человек любит то, что для него составляет пространство-время родного. А любовь предполагает особое состояние самоот­дачи - жертвенности. Как Солнце отдаёт нам свои лучи, так и человек отдаёт свои силы на благо Родины и своих ближних. В этом всеобщий закон жертвенности и универсальное онтологическое объяснение яв­ления патриотизма.
Проведённые в различных регионах России социологические исследования показали, что 62% россиян связывают патрио­тизм с любовью к Родине; 50% - к семье и своим близким; 42% - к своему городу, селу, дому; 34% -к отечественной культуре; 27% - к своему народу; 23% считают важнейшей задачей патриотизма возро­ждение традиций российского государства; 19% - что патриотизм проявляется в любви ко всему человечеству, глобальному и безопас­ному миру; 7% связывают патриотизм с вероисповеданием; 4% опре­деляют патриотизм в понятиях коллективизма, общинности; 1% нега­тивно относится к феномену патриотизма.

В условиях вхождения России в пространство глобального мира патриотическое воспитание призвано конкретизировать современное понимание феномена патриотизма как приоритета и носителя целевых характеристик общественно-государственного развития России, ис­точника, ресурса и движущей силы преобразовательной деятельности ее граждан, основанной на идее служения Отечеству.

Деятельность Организации в сфере воспитания патриотизма представляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриотического просвещения с организацией патриотически сообразной деятельности, стимулированием патриотически выраженного сознания
детей и подростков через интеграцию усилий всех субъектов воспитательного процесса. Данная деятельность осуществляется в следующих направлениях:


  • духовно-нравственное

  • героико-патриотическое

  • историко-краеведческое

  • гражданско-патриотическое

  • социально-патриотическое

  • военно-патриотическое

  • спортивно-патриотическое

Основными задачами по патриотическому воспитанию детей и подростков являются:



  • изучение, ближайшего социального окружения ребёнка с целью выявления ценностей и идеалов, лежащих в основе семейного воспитания;

  • осуществление непосредственного наблюдения за направленно­стью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности коллектива;

  • стимулирование общественной направленности действий и по­ступков микрогрупп коллектива;

  • вовлечение детей и подростков в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;

  • организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности детей и подростков, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность, культивация здо­рового образа жизни.

Патриотизм молодого человека, связанного с Россией, культу­рой, историей, своими генетическими корнями, опредмечивается в его сознании, поступках, поведении, отношениях и деятельности как мис­сия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспита­ния и социализации, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине.

С точки зрения государства, патриотическое воспитание - это вопрос реализации государственной политики, существования соци­альной и этнической общности (нации, народа), в известном смысле национальной безопасности.

С позиций общества - это стремление вернуть обществу ощуще­ние культурной укоренённости и самодостаточности, позволяющее из­бежать крайностей: и нескончаемого поиска идеалов и образцов на сто­роне, и этнокультурного самоутверждения за счёт унижения других.

С точки зрения личности - это формирование и развитие любви к Родине, «проработка» одной из важнейших сторон социальной идентичности человека культуры, гражданина, патриота.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его го­товности к выполнению гражданского долга и конституционных обя­занностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отече­ству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до са­мопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, вы­ражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности чело­века. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосозна­ния, до осознанной любви к своему Отечеству.

«Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она
способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки».

Патриотическое воспитание должно стать основой программы сохранения собственного духовного, идеологического и культурного поля российской ментальности, самобытности народных традиций и обычаев, обеспечивающих неповторимость российской цивилизации.

Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовно­стью к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЗНАЧИМОЙ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕННА ПРОГРАММА




Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в
последние годы решались в ходе реализации государственной про-
граммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2010-2016 годы», основной целью которой было создание системы
патриотического воспитания.

В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уров­ней, научных и образовательных учреждений, общественных органи­заций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Фе­дерации созданы и работают региональные межведомственные коор­динационные советы и центры патриотического воспитания. Форми­руется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государст­венной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания гра­ждан Российской Федерации, ведомственные и региональные про­граммы патриотического воспитания.

Проводимая органами исполнительной власти и общественными организациями (объединениями) работа позволила добиться некото­рого изменения тональности ряда электронных и печатных средств массовой информации в освещении проблем патриотического воспи­тания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддерж­ку общественным организациям (объединениям) в их работе по пат­риотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитываются фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества. Начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. В этой работе активное участие принимают представители Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, ведущих вузов страны.

Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все. В некоторых регионах не созданы координационные советы и центры патриотического воспитания.

Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия ак­тивно включается в мировое сообщество. Все это повышает социаль­ный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, раз­вивающуюся личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, от­сутствуют нравственно ориентированной ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от челове­ка серьезной умственной и душевной работы, проявляются непонима­ние значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее законо­мерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую опреде­ленность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Программа позволит всем, с самого разного воз­раста, понять феномен «воспитательное пространство», сконструиро­вать и смоделировать воспитательное пространство личности, развер­нуть его в социальном пространстве общества.

Ведущая идея программы: Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранения межпоколенной преемственности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ



Совершенствование системы патриотического воспитания, формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей




  • Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.

  • Формирование духовно-нравственных качеств личности.

  • Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

  • Разностороннее развитие детей и молодежи, формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности

  • Формирование основ здорового образа жизни, расширить блок спортивно-оздоровительных мероприятий, сознательного отношения к семейной жизни.

  • Формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения в социуме.

  • Популяризация работы Организации «Матросовец» через осуществления контакта с административными и бизнес-структурами города.

  • Организовать информационное сопровождение программы «РОДИНКА» в средствах массовой информации и специализированных педагогических изданиях.




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




  • Духовно-нравственное.

Осознание детьми в процессе пат­риотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способ­ность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Повышение культуры и обра­зованности; осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; привитие высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма, важнейших ду­ховно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

  • Историко-краеведческое.

Познание детьми в процессе патриотического воспитания историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому; осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордо­сти за сопричастность к деяниям предков и современников, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и госу­дарстве. Изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой родины (края, области, города, поселка); развитие понимания особенностей менталитета, нра­вов, обычаев, верований и традиций народов России.

  • Гражданско-патриотическое.

Формирование в личности детей и подростков тех черт, которые позволяют ему быть полноценным участни­ком общественной жизни. Воспитание правовой культуры и законо­послушности, высокой нравственности и общей культуры, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга.

  • Социально-патриотическое.

Активизация межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, чувства сострадания и заботливости по отношению к людям пожилого возраста.

  • Военно-патриотическое.

Ориентация процесса воспитания на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите; гордости за русское оружие, уважения к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии.


  • Героико-патриотическое.

Ориентация процесса воспитания на пропаганду героических профессий, выдающихся личностей и знаменательных героических дат отечественной истории.

  • Спортивно-патриотическое.

Формирование в процессе воспитания работоспособного человека; развитие морально-волевых качеств личности (сила, ловкость, выносливость, состязательность и т.п.); формирование потребностей занятием физической культурой и спортом, опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Система воспитательной работы по данному направлению - одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и блокировки негативных и вредных привычек.


МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Механизм реализации программы определяется ее статусом в воспитательном пространстве организации.

Данный статус закрепляется решением Совета организации, как норма­тивным документом, определяющим структуру воспитательного пространства гражданско-патриотического вос­питания и осуществления программ­ных мероприятий системы формирования гражданина и патриота Отечества в детской и подростковой среде.


Реализация программы осуществляется по семи направлениям деятельности:


  1. Россия – Родина моя

  2. Отвага мужество и честь

  3. Дорога добра

  4. Игра спутник жизни

  5. Никто не забыт…

  6. Калейдоскоп талантов

  7. Акция «Моя родословная»




1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

Задача: Изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой родины (края, области, города, поселка); развитие понимания особенностей менталитета, нра­вов, обычаев, верований и традиций народов России.

Сроки проведения: в течение года

Мероприятия:

  • Изучение истории родного города, области через организацию экскурсий, экспедиций, туристических походов, палаточных лагерей;

  • Изучение биографии людей, прославивших родной край

  • Проведение лекций, конкурсов, конференций, устных журналов, концертов, игр, соревнований, тематических вечеров по направлению;

  • Участие в проектной деятельности.

2. ОТВАГА, МУЖЕСТВО И ЧЕСТЬ

Задачи:

  • Формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите; гордости за русское оружие, уважения к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии.

  • Ориентация процесса воспитания на пропаганду героических профессий, выдающихся личностей и знаменательных героических дат отечественной истории.

Сроки проведения: в течение года

Мероприятия:

  • Организация и проведение встреч, диспутов и совместных мероприятий с действующими офицерами, солдатами и курсантами военных училищ города.

  • Посещение музеев военных училищ;

  • Проведение тематических вечеров, конкурсов, фестивалей;

  • Проведение акции «Герои космонавты»

3. ДОРОГА ДОБРА

Задача: Активизация межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, чувства сострадания и заботливости по отношению к людям. Разнообразить акции «Дни добрых дел» в различных направлениях и областях социально-значимой деятельности.

Сроки проведения: в течение года

Мероприятия:

  • Шефство над детскими домами, территориями памятников, аллей, скверов и т д.;

  • Организация благотворительных акций, концертов, встреч, фестивалей, выездных летних лагерей;

  • Выпуск стенгазет, буклетов;

  • Помощь пожилым людям, детям-сиротам.

  • Участие в акциях «Добрых дел» города и области.

4. ИГРА СПУТНИК ЗДОРОВЬЯ

Задачи:

  • Формирование в процессе воспитания работоспособного человека; развитие морально-волевых качеств личности (сила, ловкость, выносливость, состязательность и т.п.);

  • формирование потребностей занятием физической культурой и спортом;

  • Разработать и внедрить в практику деятельности организации игровые технологии.

Сроки проведения: в течение года

Мероприятия:

  • Разработать игры по следующим направлениям:

- интеллектуальные (викторины, игры на развитие психологических процессов, игры на развитие эвристического мышления, игры на развитие различных качеств личности, ролевые игры;

- спортивные (подвижные, игры на свежем воздухе, игры народов, игры родного края, спортивные соревнования, встречи, праздники и тд.)

- туристические (игры с использованием туристических навыков)

- спортивно-патриотические игры («Зарница», «Орленок», «Тропа к генералу», «Взятие крепости» и тд.)

- комплексные игры, включающие в себя все предложенные направления.


5. НИКТО НЕ ЗАБЫТ…

Задача: Работа с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми блокадного Ленинграда, пожилыми людьми города.

Срок проведения: в течение года.

Мероприятия:

  • Адресная поддержка ветеранов войны и трудового фронта;

  • Благоустройство памятников и памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной;

  • Участие в шествиях и митингах у Вечного Огня с возложением цветов;

  • Музейно-историческая акция, посещение музеев школ и города;

  • Организация поисковой работы по материалам подвига Александра Матросова;

  • Подготовка интерактивных выставок о Великой Отечественной войне, о героях земляках;

  • Подготовка и выпуск буклетов с пожеланиями, высказываниями, размышлениями и сочинениями детей и подростков в подарок ветеранам.

6.КАЛЕЙДОСКОП ТАЛАНТОВ

Задача: Разностороннее развитие детей и молодежи, формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности

Сроки проведения: в течение года

Мероприятия:

  • Организация и проведение мастер-классов по обучению различным видам декоративно-прикладного творчества;

  • Организация конкурсов, концертов, встреч, фестивалей, ярмарок;




7. АКЦИЯ «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

Задача: Приобщение детей к генеалогическому поиску, посредством которого происходит осмысление судеб родственников во взаимосвязи с отечественной историей, понимание преемственности поколений, осознание своего места в цепи поколений, ответственности за свою судьбу и судьбы близких, развитие логического мышления и творческих задатков подростков

Сроки проведения: в течение года

Мероприятия: Цикл мероприятий планируется на год и включает в себя три этапа: ознакомительный, подготовительный и основной.

1 этап - ознакомительный



  • Игра «Слово о роде», «Разрешите познакомиться»

  • Анкетирование

  • Диспут «Что такое «чувство рода»

2 этап – подготовительный

  • Конкурс «Семейный летописец»

  • Интеллектуальная игра «Визитация», «Я – исследователь»

3 этап – основной

  • Конкурс исследовательских работ по генеалогии «Семейный летописец». Конкурс проводится в два этапа: заочного (заключается в описании исследования своего рода, семейных традиций и реликвий в форме научного доклада) и очного (предполагает презентацию подготовленной работы)

  • Награждение победителей конкурса






В осуществлении программы патриотического воспитания «РОДИНКА» принимают участие члены Ульяновской местной детско-юношеской общественной организации «Центр патриотического воспитания «Матросовец». Включиться в деятельность по программе могут все желающие организованные группы детей, подростков и молодёжи: учебные классы, клубы, секции, детские объединения, кружки другие общественные организации и объединения.

В каждом направлении деятельности по программе «РОДИНКА» участники достигают определённых результатов, принимая участие в организации и проведении запланированных мероприятий и акций.

В качестве внешней мотивации к деятельности предлагается игровой момент по сбору «Картинки-пазла», который имеет формат А4 и состоит из 28 элементов (пазлов).

Включаясь в деятельность по программе, участники (организованные группы) получают схему «Картинки-пазла» - лист, на котором пунктиром отмечены места расположения пазлов.

Каждая частичка-пазл может быть получена только в результате активного участия в каком-либо мероприятии, акции по одному из направлений деятельности по программе. В каждом из направлений деятельности участники могут получить 3-4 пазла.

Итог успешной деятельности по различным направлениям программы, степень и качество участия наглядно отображается на «Картинке-пазл», который по частям собирается в течение всего года.

В результате, если «Картинка-пазл» собрана полностью, она становится ДИПЛОМОМ активного участника программы «РОДИНКА».

Степень участия, схема и структура взаимодействия по программе, а также система отслеживания результативности деятельности по программе возлагается на Программный комитет Организации. Программный комитет разрабатывает критерии оценки деятельности и результативности по программе. Промежуточное подведение итогов по программе происходит на акциях и мероприятиях городского уровня. Отличившиеся группы и отдельные участники будут награждаться на итоговых мероприятиях значками, грамотами, благодарностями и другими памятными призами и подарками.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ




Для текущего управления деятельностью по программе создан Программный комитет, который находится при УМДЮОО «Центр патриотического воспитания «Матросовец».

Деятельность Программного комитета и общий контроль за реализацией программы осуществляет и регулирует Совет Организации.

Координацию деятельности по реализации программы патриотического воспитания осуществляет Руководитель программы, который имеет следующие функции:

- готовит и выносит на рассмотрение Совета организации рекомендации, предложения, аналитические материалы по вопросам патриотического воспитания в пределах сво­ей компетенции;

- обеспечивает оперативное руководство реализацией программы патриотического воспитания детей и молодежи;

- рассматривает ход, результаты, проблемы организации пат­риотического воспитания детей и молодежи, а также затраты на него;

- координирует взаимодействие с образовательными учреждениями города в сфере патриотического воспитания де­тей и молодежи;

- анализирует и обобщает результаты реализации программы, разрабатывает рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания в целом.


Методический совет

- рассматривает инновационные технологии патриотического воспитания;

- обобщает и распространяет передовой опыт осуществления программы патриотического воспитания детей и молодежи;

- разрабатывает рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания;

- разрабатывает собственные модели и программы патриотического воспитания, перечни мероприятий и обеспечивает их осуществление;

- проводит диагностику эффективности проводимой работы в патриотическом воспитании;

- определяют «болевые» точки в реализации программы и меры по их устранению.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ПРОГРАММЕ




Председатель Организации

Ответственный за реализацию программы

(руководитель программы)



Программный комитет

(организационно-методическая работа)



Ответственный за реализацию программы в ОУ, ДОУ, ДОД

( на уровне образовательного учреждения)



Руководители организованной группы участников

(класс, отряд, секция, кружок, объединение и тд.)


СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «РОДИНКА» См. приложение №1.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Целью политики в сфере гражданского и патриотического воспитания в социальном пространстве района является создание эффективно действующей системы формирования человека культуры, гражданина, патриота Отечества. Политика в сфере гражданского, и патриотического воспитания осуществляется на двух уровнях: теоретико-проектном и практико-организационном.
Первый уровень определяет состояние и общую оценку социального
воспитания, цели и приоритеты, организационную структуру системы
и функции ее компонентов. Второй уровень направлен на регулирование условий реализации системы патриотического воспитания.

Система гражданского, патриотического воспитания в структуре деятельности организации представляет собой структурно-функциональное взаимодействие общественной организации с органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, общественными объединениями, организа­циями, родительской общественностью и др.

Систем патриотического воспитания организации предусматривает:


  • освоение детьми и подростками социально значимых ценно­стей, формирование и развитие гражданственности и патриотизма;

  • массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую в городе;

  • использование различных форм повышения квалификации работников организации.

Основные приоритеты:

  • развитие общей культуры личности;

  • формирование гражданственности;

  • воспитание патриотизма;

  • воспитание толерантности;

  • воспитание отношения к семье как к основе жизни.

Основными принципами гражданского и патриотического воспитания являются следующие:



  • духовная наполненность содержания воспитания;

  • державность (осознание необходимости целостности геополитического пространства государства);

  • народность (идентификация себя с великим народом и великим государством);

  • уважение к конституционным основам государственного устройства;

  • соборность как основа единения и средство выживания, как воспроизводства культуры;

  • национальная самобытность;

  • социальная опосредованность поведения и деятельности;

  • социокультурная толерантность, гуманизм;

  • опора на боевые, трудовые, культурно-исторические традиции города, области, края.

В основе принципов гражданского и патриотического воспитания лежат основные признаки патриотизма и гражданственности, такие как:




  • чувство Родины (ощущение связи с Родиной), преданность ответственность перед ней;

  • безграничная вера в будущее России, деятельная любовь к культурным и генетическим корням;

  • гордость за свою малую и большую Родину, чувство долга, выражающееся в готовности к защите Отечества, осознание личной ответственности за страну;

  • приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа.


Основные субъекты гражданского и патриотического воспитания:

  • семья;

  • непосредственное социальное окружение;

  • коллективы, в которых происходит социализация личности;

  • жизнеобеспечивающее пространство развития личности (город, микрорайон, район, улица и т.д.);

  • общественные организации и объединения.

В качестве объектов патриотического воспитания в организации выступают следующие категории подрастающего поколения.


Младшие школьники
Цели и задачи:

Формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной истории и культуре, освоение родного языка, развитие трудолюбия.


Подростки
Цели и задачи:

Формирование убежденности в том, что целостность государства - залог его могущества; развитие межпоколенной преемственности через знание своих корней, ознакомление с символами государства, региона, места проживания, социокультурная идентификация, аккумуляция переживаний героических событий в истории Отечества.


Старшие школьники
Цели и задачи:

Формирование смысложизненных ориентаций, чувства патриотического, гражданского долга, социально-трудовой активности, психологической готовности к защите Родины, стремления вести здоровый образ жизни, развитие способности к блокировке чуждых идеалов и ценностей.



ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




В работе по формированию духовно-нравственных качеств личности гражданской ответственности и правового самосознания примут участие руководящий орган и педагогический состав организации, работники образовательных учреждений, работники правовых, медико-социальных институтов, заинтересованных служб и ведомств, ветеранская организация города, общественные объединения и организации, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:

- создание системы патриотического воспитания на основе единства деятельности организации и различных структур;

- активизация деятельности населения города по воспитанию детей и молодежи на духовно-нравственной, трудовой, культурной основе;

- совершенствование системы воспитательной работы в социальном пространстве «общественная организация - школы - город»;

- оздоровление внутрисемейных отношений, формирование пози­тивного влияния на личность ребенка через общую культуру семей­ных отношений;

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ




Оценка эффективности программы обеспечивается:

- средствами Программного комитета через конференции, круглые столы, семинары, мероприятия проводимые организацией;

- регулярным обсуждением хода реализации на совещаниях, методсоветах, промежуточных мероприятиях;

- проведением диагностической работы в ходе реализации программы;

- разработкой, локальных актов, методических материалов, на­правленных на совершенствование системы патриотического воспитания;

- подготовкой и информационным обеспечением кадров, веду­щих работу по реализации программы, объединением их усилий в рамках проблемно-творческих групп, временных творческих и науч­но-исследовательских коллективов.









Каталог: upload -> aaa-files
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики
aaa-files -> Название программы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница