Программа «от рождения до школы»



Скачать 194.77 Kb.
Дата13.02.2016
Размер194.77 Kb.
ТипПрограмма
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., издание 2-е исправленное и дополненное – М.: Мозаика – Синтез 2011г
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным докумен­том для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразователь­ной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 нояб­ря 2009 года).

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция обра­зования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирую­щая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует совре­менной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошколь­ного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование ду­ховных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом прин­ципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособлен­ных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио­нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобще­ния ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного матери­ала—его воспитательная ценность, высокий художественный уровень ис­пользуемых произведений культуры (классической и народной — как оте­чественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова­ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес­ких и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуаль­ными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до­школьника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де­ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследо­вательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отно­шения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны­ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятель­ности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита­тельно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образователь­ного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволя­ющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос­тями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного обра­зовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возмож­но только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педа­гогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.


«Старт» / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина гриф рекомендовано МО РФ 1993г

Программа направлена на всестороннее развитие личности в процессе индивидуального физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков.



Задача данной программы — научить каждого ребенка са­мостоятельно оздоравливаться, закаливать себя, используя выработанную двигательную потребность и любимые физичес­кие упражнения, виды спорта.

На основе данных медико-психологической диагностики в программе впервые систематизированы средства и методы, на­правленные на то, чтобы каждый ребенок нашел себя в движе­ниях, соответствующих его двигательным задаткам и интере­сам, что поможет ему на протяжении всей жизни самостоятель­но и с чувством удовлетворения поддерживать свое здоровье и психологическое равновесие.

С целью обеспечения взаимосвязи физического, психологи­ческого и интеллектуального развития разработаны и предла­гаются разные типы физкультурных занятий для всех возраст­ных групп.

Творческая двигательная программа с элементами спортив­ной и художественной гимнастики, цирковой акробатики ос­нована на наблюдениях за самостоятельной деятельностью детей.

С целью обеспечения безопасности каждого ребенка во вре­мя выполнения движений педагог должен до начала занятий проверить качественное состояние и устойчивость спортивного оборудования, его крепление и расположение на спортивной площадке зала или участка.

На каждом физкультурном занятии обязательно присут­ствие и участие двух педагогов — воспитателя и инструктора физкультуры.

С целью более эффективного осуществления индивидуаль­ного подхода к каждому ребенку в соответствии с его природ­ными особенностями программа построена по принципу «Каж­дый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы-минимум до программы-максимум, независимо от воз­раста». Использование данного принципа позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов. Поддерживая детей в их личных поисках, предлагая и помогая по­степенно осваивать новые движения и виды спорта, проводя за­нятия на высоком эмоциональном уровне, инструктор по физи­ческому воспитанию способствует максимальному развитию каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Поэтому хотя двигательная деятельность и рас­пределена по возрастным периодам, вся двигательная програм­ма закладывается уже начиная со второй младшей группы (для детей 3-летнего возраста).

Большое внимание в Программе уделено положительной эмоциональной окрашенности физической деятельности. С этой целью предлагается достаточно широкий спектр работы, преж­де всего самые разнообразные как по форме, так и по содержа­нию занятия. Особенно широко используются сюжетные игры и подражательные движения.

Отдельное место в Программе занимают праздники, турниры, соревнования, на которых применяются такие необычные для физического воспитания в дошкольном учреждении формы, как цирковые концертные номера, несущие не только физическую, но и смысловую нагрузку.

Главной целью Программы является совершенствование дви­гательной деятельности детей на основе формирования потреб­ности в движениях.

Программа представляет собой стройную гибкую систему, которая позволит научить ребенка чувствовать свое тело и вла­деть им, получая от этого удовольствие и радость; познакомить с максимальным количеством видов спорта, помочь найти для себя тот из них, который в наибольшей степени соответствует его темпераменту и физическим способностям.


«Остров здоровья» /Е.Ю. Александрова гриф рекомендовано МО РФ 1993г

В ее основу Программы «Остров здоровья» положены теоретические и практические наработки по организа­ции и внедрению системы оздоровления детей дошкольного воз­раста и детей, подверженных частым простудным заболеваниям.

В данном пособии представлены практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного возраста, описа­ны разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, кото­рые могут быть использованы в детских дошкольных учреждениях для профилактики простудных и хронических заболеваний, пропа­ганды здорового образа жизни.

В пособии представлен интересный и достаточно оригинальный материал, предназначенный обеспечить реализацию основных направлений деятельности до­школьных образовательных учреждений по лечебно-оздоровительным, профилакти­ческим мероприятиям и осуществить процесс физического воспитания в их взаимо­действии

Структура пособия и включенные разделы (законодательно-нормативное обес­печение, основные принципы и направления деятельности, планы, графики, оздоро­вительные технологии по категориям дошкольного возраста, летняя оздоровитель­ная работа и др.) методически и научно обоснованы и могут быть применены в практике ДОУ в качестве комплексной программы по оздоровлению и физическому воспитанию детей.
«Юный эколог» программа и условия её реализации /

С.Н. Николаева - гриф рекомендовано МО РФ 1995г.
Материал программ ориентирует воспита­теля на развитие в детях гуманного отношения к живым суще­ствам, формирование навыков ухода за обитателями уголка при­роды. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей страте­гии непрерывного экологического образования, для закладыва­ния основ экологической культуры, экологического сознания.

Дошкольное детство — начальный этап формирования лич­ности человека, его ценностной ориентации в окружающем ми­ре. В этот период закладывается позитивное отношение к при­роде, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания являет­ся формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строит­ся на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдель­ных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспосо-бительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных со­обществ. Такие знания в процессе общения ребенка с приро­дой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в по­ведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить си­туацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятель­но или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потреб­ности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ре­бенка, которые могут служить критерием оценки уровня его эко­логической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о пережи­ваниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухажи­вать за животными и растениями).

В программе представлено семь разделов. Первый раздел — это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Зем­ли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два по­священы раскрытию взаимосвязи растений и животных со сре­дой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов расте­ний и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Под­разделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми необязатель­но, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнитель­ного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются по­требности людей (детей) как живых существ и вытекающие от­сюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Программа «Юный эколог» может быть использована в лю­бом дошкольном учреждении, где происходит переход от тради­ционного ознакомления с природой к решению вопросов эко­логического воспитания дошкольников. В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологическо­го воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Дан­ные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину ре­шения поставленных задач. Во всех разделах программы приве­дена позиция «отношение», которая поможет воспитателю по­нять, насколько дети приняли и усвоили новые знания.

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предлагаемая программа предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приёмы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.



Программы: Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 4-7 лет/ Нищева Н.А - С-П,

«Детство-пресс,2009г

Программа обучения и воспитания детей с ФФНР (старшие, подготовительные группы)

автор Т.Б. Филичев, Г.В. Чиркина - М.:, 1993г
Настоящее издание представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. В содержании логопедических программ учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии. В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

• принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

• принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

• принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи


применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

• принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

• деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

В структуре сборника представлены четыре программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания и нарушения речевого развития, осложненного двуязычием. Каждую программу сопровождает пояснительная записка и приложение, которое дано в конце сборника. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» предназначена для дошкольников старшей и подготовительной группы. Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение.

Во второй части программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе» внимание специалистов также акцентируется на отклонениях в развитии фонематического восприятия дошкольников и недостатках произносительной стороны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков, который определен как настоящей программой, так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразовательной школе. Программа включает такие разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование
элементарных навыков письма и чтения», разработанные с учетом имеющихся у
дошкольников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального пропедевтического периода, направленного на воспитание правильного произношения в сочетании с интенсивным формированием речезвукового анализа и синтеза, который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения. Выделен также период формирования элементарных навыков письма и чтения, органически связанный с процессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпически правильная речь, дикция, культура речевого общения). Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В связи с этим рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную базу для выработки навыков чтения, письма и правописания. Структурирование содержания программы осуществлялось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 6—7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях. Авторами программы являются: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Данной программе соответствует Приложение 1.

В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» освещаются основные этапы коррекционно-логопедической работы в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. В пояснительной записке данной программы приводятся характеристики детей, раскрывается организация коррекционно-развивающего процесса, рекомендуется речевой материал. В программах представлены результаты многолетних экспериментальных исследований авторов в тесном содружестве с логопедами-практиками.

Данная программа содержит четыре части:

«Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

«Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

«Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

Данной программе соответствует Приложение 2. В сборник включена «Программа логопедической работы с заикающимися детьми». В исследованиях Р. Е. Левиной по проблеме заикания была теоретически обоснована идея развития коммуникативной функции речи у заикающихся дошкольников. В связи с этим Н. А. Чевелевой была разработана методическая система устранения заикания на основе постепенного перехода от ситуативной речи в условиях наглядности к контекстной речи без наглядной опоры.

В рамках данного подхода С. А. Мироновой создана программа обучения и воспитания заикающихся дошкольников, в которой реализованы общеобразовательные и коррекционные задачи. Особенность этой системы состоит в том, что речь детей формируется как произвольная деятельность с использованием дидактических приемов, устраняющих трудности коммуникативного процесса. Доказано, что заикающимся дошкольникам в конкретной наглядной ситуации уже на первых занятиях доступна самостоятельная речь без заикания. Постепенное нарастание сложности самостоятельной речи определяется прежде всего предметом общения, уменьшением наглядного содержания речи и включением элементов контекстности.

Эти положения отражены в программе, которая на практике доказала свою эффективность в плане решения задач, определяемых программой общего типа, и коррекционных, направленных на обучение детей навыкам пользования связной речью, свободной от заикания. В то же время не исключается применение логопедических приемов нормализации голоса, дыхания и других специфических отклонений, свойственных заикающимся дошкольникам.

Система коррекционно-развивающего воздействия по преодолению заикания у дошкольников реализуется в процессе изучения типовой программы детского сада. В целях коррекции нарушения использованы такие разделы, как «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром» и частично другие, а также дидактические игры и режимные моменты. Последовательность изучения отдельных тем в коррекционно-развивающей программе изменена с учетом состояния речевых навыков заикающихся детей и специфических требований к их речи. Автор программы С. А. Миронова



В новых программах, впервые публикуемых в настоящем сборнике, раскрыты более широкие, вариативные возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, что, в свою очередь, будет способствовать его успешной социализации. Представлены итоговые показатели продвижения в речевом развитии детей в каждой части программ. В то же время в содержании программного материала сохраняется преемственность с первоначальными программно-методическими разработками в аспекте реализации основных, проверенных многолетней практикой, направлений и технологий коррекционно-логопедического воздействия на нарушенные звенья речевой системы. Программы адресованы педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений, реализующим задачи коррекции различных нарушений речи. Автор-составитель сборника: Г. В. Чиркина.
Каталог: mouo-yoshkarola
mouo-yoshkarola -> Дети и деньги
mouo-yoshkarola -> «Вступление ребенка в школьную жизнь сопровождается сложной психофизиологической детского организма.»
mouo-yoshkarola -> Гиперактивный ребенок
mouo-yoshkarola -> Диагностика готовности ребенка к школе
mouo-yoshkarola -> Что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой
mouo-yoshkarola -> Цветотерапия как один из способов воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка
mouo-yoshkarola -> «Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» 424037, Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Подольских Курсантов, дом, 12 б
mouo-yoshkarola -> «Детский сад №2 г. Йошкар Олы
mouo-yoshkarola -> Консультация для родителей «Первые шаги в обучении грамоте»
mouo-yoshkarola -> Родительское собрание в старшей группе. «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Задачи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница