Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»



Скачать 75,29 Kb.
Дата21.05.2016
Размер75,29 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Копалинская основная общеобразовательная школа»


Рассмотрено

педагогическим советом школы

Протокол № от



Ут Утверждено

Приказ № Вн от 2015г.

Директор школы __________ Л.А.Агинских



Междисциплинарная программа

«Основы смыслового чтения и работа с текстом»

2015г.
1.Пояснительная записка

Актуальность программы

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.

Однако в настоящее время существует проблема в формировании грамотности чтения, как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Решить проблему призвано универсальное учебное действие смысловое чтение

В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:



  • осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Овладение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и письменной речи.

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это должно быть достигнуто путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.

Программа состоит из следующих разделов:


  1. Пояснительная записка

  2. Диагностический блок

  3. Содержательный блок

  4. Инструментальный блок «Стратегии работы с текстом»

5. Рефлексивно-оценочный блок

Условиями реализации программы являются следующие факторы:

  • Командная деятельность учителей-предметников, основанная на общих подходах к работе с учащимися;

  • Обязательная текстовая деятельность на всех уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности;

  • Взаимодействие с социальными партнерами (библиотека, семья) и осознание сферы ответственности всех участников образовательного процесса.

  • Обеспеченность образовательного процесса в соответствии с требованиями:

-достаточный уровень компетенции педагогов соответствии с ФГОС;

-обеспеченность в полном объеме учебной и методической литературой;

- оснащенность кабинетов мультимедийным оборудованием.

В основу программы положена технология развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП), которая позволяет формировать не только культуру чтения, но и такие качества личности как коммуникативность, самостоятельность, креативность, ответственность за выбор и результаты своей деятельности.



  1. Диагностический блок

Диагностический блок включает в себя контрольное чтение самоанализ по предлагаемым анкетам.

Диагностика необходима для определения уровня навыка чтения учащихся, уровня интереса к чтению и умения понимать прочитанное.

Таблица первичного диагностирования

класс

кол-во учащихся

Норма чтения

выше

нормы


норма

Ниже

нормы


Понимание

Качество

чтения


2






















3






















4






















5




115-120
















6




120-130
















7




130-140
















8




140-150
















9




150-170
















 итого
























Анкета№1 на выявление интереса к чтению и направленности читательских интересов

Является ли чтение для вас:

 


Любимым занятием

интересным

неинтересным










Любите ли вы учить наизусть?

 




















Читают ли у вас дома?

 




















Хотелось ли вам читать дома с родителями? 





















Анкета №2 (Самоанализ и самооценка)

1 Нравится ли тебе читать?

Да

Нет


Иногда

2.Хорошо ли ты понимаешь прочитанное?

Да

Нет


Не сразу

3Легко ли ты воспринимаешь научные тексты?

Да

Нет
Только с чьей-то помощью



4.Умеешь ли ты работать с текстом?

Да

Нет


Только с чьей-то помощью

Анкета №4

1.Сразу ли ты понимаешь смысл научного текста?

Да

Только по абзацам


Только с чьей-то помощью

2.Умеешь ли ты находить в тексте или абзаце главное?

Да

Нет
Только с чьей-то помощью



Да

Нет
Только с чьей-то помощью

3.Умеешь ли ты выделять из текста определение или понятие?

На основании диагностики определяются обучающихся, которые могут работать с текстом: ориентироваться находить главное, извлекать нужную информацию и тех, которые испытывают затруднения. На основе полученных данных спланировать образовательный процесс, направленный на развитие трех групп умений стратегии смыслового чтения с учетом реальных возможностей школы. Под реальными возможностями подразумевается методическая готовность педагогов к развитию умений и материально-технические возможности школы.



3.Содержательный блок

Навык чтения считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста , интерпретация, комментирование текста и др.

По общему мнению, работа с текстом начинается еще до чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.

С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. 

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. 

Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах, а только подразумевается. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д. 

Концептуальная информация - это субъективное авторское понимание

отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей  между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она час то выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того концептуальная информация, в особенности в художественном произведении, предполагает различное толкование, так как она словесно не уточняется.

Виды чтения

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. По степени глубины восприятия выделяются следующие виды чтения:



  • Ознакомительное, направленное на выделение основного содержания текста(основной информации);

  • Поисковое , направленное на нахождение конкретной информации :

  • Изучающее, направленное на получение точной , полной информации с последующей интерпретацией содержания.

Способы чтения

Формирование смыслового чтения осуществляется с учетом овладения учащимися различными способами чтения, такими как



  • Аналитическое ( от целого к частному). Цель аналитического чтения –понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того, чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить: предмет речи, основной смысл текста, определить смысловые структурные части, основные проблемы, поднимаемые автором.

  • Синтетическое ( от частного к целому) Цель синтетического чтения - выявить, какие задачи поставил автор в тексте и каким образом решил их. Для этого необходимо: обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте, обнаружить и интерпретировать самые важные предложения, самые важные абзацы, определить, какие задачи автор решил, а какие остались нерешенными.

  • Критическое или оценочное. Его цель- оценить авторский текст и решить согласен ли читатель с ним.

Типы текстов

Наша главная задача - воспитать грамотного читателя. Актуальное понятие грамотное чтение предполагает осмысление человеком письменных текстов и рефлексию на них, использование их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей типов текстов, активного участия в жизни общества. Рефлексия теста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания.

Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями).



Типы сплошных текстов:

  • описание (художественное и техническое);

  • повествование (рассказ, отчет, репортаж);

  • объяснение (рассуждение, интерпретация);

  • аргументация (научный комментарий, обоснование);

  • инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.).

К несплошным текста можно отнести:

  • формы (анкеты и др.);

  • информационные листы (расписание и др.);

  • таблицы и графики;

  • диаграммы;

  • таблицы;

  • списки;

  • карты.

О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы; умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформировать тезис; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка и т.д.);

  • нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации);

  • интерпретация текста (умение сравнивать и противопоставлять заключённую в нём информацию разного характера; сделать выводы, вывести заключение о намерении автора);

  • рефлексия содержания текста (умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценить утверждения, сделанные в тексте, найти доводы в защиту своей точки зрения);

  • рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения).


Схема уровней грамотности чтения

1-ый уровень

Найти один или более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию

Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нем общеизвестна

Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями

Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста.

Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, которая включает в себя небольшой по объему текст в несколько слов или фраз

2-ой уровень

Найти один или несколько отрывков информации.

Работать с противоречивой информацией



Определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы

Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями либо объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях

Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим связям внутри части текста.

Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, либо объединить небольшие части информации из графика или таблицы.

3-ий уровень

Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации.

Работать с известной, но противоречивой информацией



Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснить связи и истолковать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации

Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на известных знаниях

Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценивать информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям.

Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах, в их взаимосвязи и сделать на этой основе вывод.

4-ый уровень

Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания

Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте.

Истолковывать разделы текста, беря в расчёт понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформированы в негативном контексте



Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста.

Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов.



Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста; найти, интерпретировать или оценивать неявно выраженную информацию либо сделать выводы философского характера.

Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их.

5-ый уровень

Работа с информацией

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста.

Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.

Работать с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией


Истолковать знания нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его деталей

Критически оценивать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов

Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена.

Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, которая представлена в виде графиков, таблиц, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информации., внешнюю по отношению к основной.

Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же текста, например, сноски.



4.Инструментальный блок «Стратегии смыслового чтения»

( Технологии)

Сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения; 2) понимание текста. Данная программа направлена на совершенствование чтения через овладения учащимися навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте.

Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф - схеме, либо в таблице.

Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени «свой язык» символов и знаков. Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащихся глубокого понимания текста без специального целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т.д.

Весьма продуктивной с точки зрения понимания текста является надпредметная технология развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которая предполагает работу с основными видами текстов: информационными и художественными. Данная технология решает следующие задачи:


  • Активизация познавательной деятельности учащихся;

  • Развитие культуры письма – формирование навыков написания текстов

различных жанров;

  • Информационной грамотности – развития способности к самостоятельной

аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  • Социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и

ответственности за знание.

Технология РКМЧП позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:



  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся

  • информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, конкретно в отношении к окружающим;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением;

  • умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать

  • конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Учебное занятие, разработанное по технологии критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных – «вызов», «осмысление», «рефлексия».

«Вызов» - стимулирование интереса к новому знанию происходит через«извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новом знании и способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе.

«Осмысление» - учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия обучающимися новой информации. На этой стадии урока есть свои закономерности, а именно – 1) восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ребёнок работает самостоятельно, 2) осознание нового осуществляется только в активной деятельности, учитель должен создать условия для активного включения в процесс первичного усвоения новой информации, 3) любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру и т.д.), поэтому приёмы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.

«Рефлексия» - осознание школьниками нового знания. Включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю? Как я это делаю? Зачем я это делаю?».Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотносит их с результатом, осознает приобретённый опыт.

Особенности технологии:

1. Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы и обобщения. Она даёт учащимся инструмент. Учит их способам самостоятельной работы с новой информацией.

2. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю – пишу – проговариваю) и поочередно – в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работать в команде.

Применяя приемы технологии РКМЧП, учитель акцентирует свое внимание на субъектной позиции ученика. Такая позиция возникает преимущественно тогда, когда на уроке создана атмосфера сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс». У школьников меняется отношение к уроку, повышается познавательное отношение к прочитанному, развивается положительное отношение к заданиям творческого характера;

вырабатывается осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, формируется собственное отношение к информации.

Так как популярным методом демонстрации процесса мышления в технологии является графическая организация материала: модели, рисунки, схемы, отражающие взаимоотношения между идеями, показывающие учащимся ход мыслей, процесс мышления становится наглядным. Учащимся проще оценить свою работу на уроке, проследить ход решения задач занятий.



Система приемов технологии развития критического мышления

Наименование ключевых

компетентностей



Приемы и стратегии РКМЧП


готовность к разрешению проблем

«Фишбоун»

«Концептуальная таблица»

«Пирамидная история»

«Синквейн»

«Мышление под прямым углом»

«Эссе»


«Чтение и суммирование в парах»

РАФТ


«Создание общественного текста»

«Прогнозирование содержания

«Ромашка вопросов Блума»

«Толстые и тонкие вопросы»

«Уголки».


готовность к самообразованию

«Двучастный, трехчастный дневник»

«Ассоциации»

«Синквейн»

«Прогнозирование содержания»

«Эссе»

«Ассоциации»



«Кубик».

готовность к использованию

информационных ресурсов

(информационная компетентность)


«Знаю. Хочу узнать. Узнал»

«Инсерт»


«Двучастный, трехчастный дневник»

«Зигзаг»


«Чтение с остановками»

Коммуникативная компетентность

Дискуссия «совместный поиск»

«Перекрестная дискуссия»

«Создание общественного текста»

«Авторское кресло»

РАФТ.


Использование разнообразных приёмов ведёт к развитию деятельностной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Уроки продуктивны и интересны детям, что создаёт благоприятную для сотрудничества атмосферу на уроке. Применение приёмов РКМЧП способствует развитию у ребёнка умения графически оформить текстовой материал, творчески интерпретировать и ранжировать информацию по степени новизны и значимости.

Однако, стилевая принадлежность текстов влечет определенную вариативность работы с ними.

Специфика научных текстов требует точного понимания и усвоения содержания. Целью смыслового чтения при работе с научным текстом является обеспечение полного и точного понимания содержания, усвоение представленной в тексте информации. При этом должны быть решены следующие задачи:


  • выяснить, что именно и как сказано в тексте,

  • с какой целью автор избрал для воплощения своего замысла те или иные языковые средства.

Для понимания и усвоения смысла научного текста процесс работы с научной статьёй учебника подразумевает три этапа: подтекстовый, текстовый и послетекстовый. Последовательная реализация каждого из них, способствует пониманию школьниками смысла прочитанного.

Этапы работы с научным текстом (учебной статьёй, параграфом учебника)



Название

этапа


Научный текст

(например, учебная статья или параграф учебника)



Предтекстовый

этап


 

Определение цели автора научного текста;

анализ названия и определение предмета речи;

определение необходимого объёма уже известной теоретической информации для адекватного восприятия новой;

осмысление заглавия и выдвижение гипотезы о ещё не прочитанном тексте.



Текстовый этап

(чтение текста)



Медленное чтение научного текста с выделением ключевых слов, терминов, определений,

уточнение предмета речи;

выделение известных и новых понятий;

анализ определения понятий;

выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации;

«чтение» схем, таблиц, графиков, условных обозначений;

«определение» существенной и несущественной информации;

приведение собственного примера, объясняющего сущность явления.



Послетекстовый

этап


 

Представление текста в иной форме (план, схема, таблица, алгоритм)

построение развёрнутого монологического ответа на поставленные  вопросы;

самостоятельная постановка вопросов к тексту;

рефлексия собственной деятельности.



В 5 классе уместна работа по составлению памятку «Как работать с текстом учебника», которая может иметь следующее содержание:

1. До чтения текста

- прочитайте заглавие, выделите в нём знакомые и новые термины;

- поставьте вопросы к заглавию и определите, какой теоретический материал необходимо повторить;

- попробуйте предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте вопросы от заглавия;

- попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы.

2. Во время чтения текста

- находите неясные слова и определяйте их значения по словарю;

- ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста, пробуйте ответить на эти вопросы;

- отделяйте теоретическую информацию от иллюстративной;

- выделяйте новые термины и определения;

- выясните, как новые термины связаны с известными;

- прокомментируйте приведённые примеры;

- подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким образом, для этого определите микротему каждого абзаца;

- уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста.

3. После чтения текста

- поставьте вопросы к тексту и ответьте на них;*

- приведите свои примеры и прокомментируйте их;

- представьте текст в другой форме: в виде таблицы, схемы, алгоритма;

- составьте план текста и перескажите его по плану.**

*Основным приемом эффективного понимания текста считают самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, выделяет главное, определяет новые связи, находит слабые места , пробелы и устраняет их. В работе с вопросами эффективно использование классификации Б. Блума, где выделяется шесть типов вопросов:



  • простые

  • уточняющие

  • объясняющие

  • Творческие

  • Оценочные и практические

Данная работа проводится в парах и группах. Оптимальным видом чтения является чтение с остановками.

**Наиболее оперативным видом переработки текста является составление плана.

Составление плана научного текста(учебного материала) является одним из важных метапредметных умений, так как позволяет увидеть логическую и последовательную структуру текста. План – это путь через текст от факта к факту. В ходе составления плана ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части, озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана между собой

Алгоритм по самостоятельному составлению плана


  • внимательно прочитай текст, постарайся определить его части(вступление, основную часть , заключение)

  • выдели основные мысли текста (чаще всего в письменной речи границами мысли являются абзацы, в устной - смена интонации говорящего)

  • проверь, как они соотносятся между собой

  • сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части)

  • по количеству главных мыслей определи количество пунктов плана

  • сформулируй главные мысли кратко(используй ключевые,т.е главные слова или фразы), запиши их в виде пунктов плана

  • прочти текст повторно, проверь, не пропущена ли какая-то мысль

Составление вопросного плана - это один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.



Иные виды переработки текста:

    1. Составление тезисов

    2. Составление конспекта

    3. Составление реферата

    4. Составление аннотации

    5. Составление рецензии

    6. Составление отзыва.

Методы и приёмы смыслового чтения, применяемых на уроках русского языка и литературы:

  1. вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

  2. восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы.

  3. упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. 

  4. исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

  5. сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.

  6. перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.

  7. «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

  8. называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.). 

  9. составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

  10. множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

  11. конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)

  12. деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.

  13. составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

  14. предвосхищение/прогнозирование – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.

  15. викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.

  16. логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

  17. заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

  18. верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста и др.


Планируемые результаты освоения программы
Данные методы и приемы будут реализовываться в 5-9 классах. Также будет вестись работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Выпускник научится:



  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему;

  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • обнаруживать соответствие между частями текста и его общей идеей;

  • находить в тексте требуемую информацию;

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

    • определять назначение разных видов текстов;

    • различать темы и подтемы;

    • выделять не только главную, но и избыточную информацию;

    • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

    • формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции;

    • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,

получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Выпускник научится:


  • структурировать текст, проводить проверку правописания, использовать в виде таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы;

  • интерпретировать текст:

  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

Выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материал, с информацией текста, анализа подтекста.


Таблица планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения( пути достижения)


классы

Чему учить

Предметы

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

5-6 классы

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

• находить в тексте требуемую информацию

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста


Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание

Интерактивные подходы (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо (инсерт, таблица «З – Х – У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановкам»



7-9 классы

  • Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

  • организовывать поиск информации:

  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание

Словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация дискуссий «Чтение про себя с пометками», «Отношения между вопросом и ответом»

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

5-6 классы

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

  • -проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • -преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание

Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

«Список тем книги», «Черты характера»

«Синквейн»


7-9 классы

-выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).


Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание

Визуальные методы организации материала, таблица «Кто?Что?, Когда?, Где?, Почему?»,

Работа с текстом: оценка информации

5-6 классы

Откликаться на содержание текста:

  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Интерактивные подходы

Логические цепочки

Инсерт

Тайм – аут



Вопросы после текста

Проверочный лист



7-9 классы

- На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

- В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;



  • - Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
     критически относиться к рекламной информации;

  • - Находить способы проверки противоречивой информации,  определять достоверную информацию.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, иностранный язык, информатика, обществознание

Кластеры, логические цепочки, инсерт


5.Рефлексивно-оценочный блок ( пример)

оценка метапредметных результатов

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации



Выпускник научится:

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— делать выводы из сформулированных посылок;



Параллель

месяц

Образовательный результат

Объект оценивания,

Процедура оценивания



критерии

Где формируется, отрабатывается

5

октябрь

-Умение определять объекты сравнения(объекты, процессы , понятия и др );

.Определять критерии сравнения объектов;

Выполнять сравнение( устанавливать сходство и различие по одному-двум критериям)


Созданная на учебном занятии таблица.

Оценка через сравнение с образцом.



Безошибочный выбор объектов сравнения, выполненное сравнение по сходству и различию по двум критериям -5б.

Безошибочный выбор объектов сравнения, выполненное сравнение по сходству и различию по 1 -2 критериям-4 б.

Безошибочный выбор объектов сравнения, выполненное сравнение по сходству или различию по одному критерию -3б.


Ф: Внеурочная деятельность/

О: Русский язык

Математика

Литература

Природоведение

Технология







декабрь

Выполнять комплексное сравнение ( устанавливать сходство и различие по нескольким(более2-х) значимым критериям)


Создание таблицы сходных - различных характеристик по 3 и более значимым критериям сравнения)

Контроль:

Метапремметное задание (контрольный срез)




Найденные 3 и более сходных и 3 различных критерия -5б.

Найденные 3 (2)сходных и 2(3) различных критерия -4б.

Найденные (3 -2 -1)сходных и(1-2-3) различных критерия -3б.


Ф: Внеурочная деятельность/

О: Русский язык

Математика

Литература

Природоведение

Технология






март

Уметь на основе сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках.


Развернутый ответ с высказанным предположением о сходстве в других признаках

Контроль:метапредметное задание

Наличие одного предположения -1б.

Ф: Внеурочная деятельность/

О: Русский язык

Математика

Литература

Природоведение

Технология






май

Выполнять полное комплексное сравнение (сходство и различие объектов по нескольким аспектам.

Создание развернутых характеристик объектов сравнения на основе таблиц по готовому плану

Контроль:

Метапредметный конкурс



Характеристика в полном соответствии с планом -5б

Наличие 1-ошибки -4б.

Наличие 2 и более ошибок – 3 б.


Ф: Внеурочная деятельность/

О: Русский язык

Математика

Литература

Природоведение

Технология



6 класс

декабрь

1.определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения с использованием алгоритма

Наличие понятия и суждения

Контроль:

Проверочная работа


Соответствие заданному алгоритму деятельности и формулирование понятия или суждения -

Единичное несоответствие заданному алгоритму деятельности с представленным понятием или суждением 4б

Единичное несоответствие заданному алгоритму деятельности с неточно представленным понятием или суждением 3б

Неоответствие заданному алгоритму деятельности 2б




Ф:Биология

О:Предметы учебного плана



Выпускник научится:

• интерпретировать текст, развить навык определения смысловых точек текста:

— структурировать текст, , различать темы и подтемы текста, выделять главную и избыточную информацию, с выполнять смысловое свертывание, письменно фиксировать преобразованный текст;

— делать выводы из сформулированных посылок;



Параллель

месяц

Образовательный результат

Объект оценивания,

Процедура оценивания



критерии

Где формируется, отрабатывается

5

март

-определение смысловых частей; определение главной мысли


Созданный на учебном занятии простой план

Оценка через сравнение с образцом.



*Учащийся правильно определяет смысловые части, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия ,может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану

5б;

*учащийся составляет простой план текста, допуская дробление или объединение частей, правильно определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану-4б.

*учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста, но допускает неточности в определении смысловых частей и их озаглавливании, нарушена логичность при составлении плана, допускается неточность формулировок- 3б

*Смысловые части текста определены частично, пункты плана не соответствуют содержанию частей текста. 2 б.


Ф: Русский яз.

Литература

О: Математика

Природоведение

Технология


7 класс

март

-определение смысловых частей; определение главной мысли; умение определять подтемы


Созданный на учебном занятии простой или сложный план

Оценка через сравнение с образцом



*Учащийся составляет сложный план текста, правильно определяет смысловые части, правильно выделяет подтемы-положения, развивающие главную мысль смысловой части в сложном плане, определяет тип текста, новые понятия, может озаглавить текст и рассказать по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию , личности, предмету; наблюдается последовательность, логичность плана, четкость формулировок -5б.;

*учащийся составляет сложный план текста, правильно определяет смысловые части, правильно выделяет подтемы в сложном плане, определяет, новые понятия, может озаглавить текст и рассказать по составленному плану, наблюдается последовательность, логичность плана, четкость формулировок -4б:

Учащийся составляет сложный план текста, допускает неточности в определении смысловых частей, единичные неточности в выделении подтем в сложном план 3б:

*Смысловые части текста определены частично, пункты плана не соответствуют содержанию частей текста. 2 б.


Ф: литература

О:

История



Биология

География

Обществознание


8 класс .

март




Составление сложного плана к сочинению

*учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора-5б;

*учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.-4б.

* учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану  -3б.

Ф: литература

О:

Русский язык



История

Биология


География

Обществознание



Использованные источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

3. Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.-


5.Междисциплинарная Программа Смысловое чтение


http://ru.calameo.com/read/000995024d44903df66f7

6. http://www.mezhdu-strok.ru/category/smyslovoe-chtenie
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница