Программа организации внеурочной деятельности в условиях введения фгос ООО



Скачать 375.39 Kb.
Дата19.04.2016
Размер375.39 Kb.
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет менеджмента в образовании

Кафедра педагогики и психологии

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Программа организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО
КПК: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС - 2»

Выполнила: РЯБОВА



ИРИНА ВИКТОРОВНА,

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

МОУ «СКРЕБЛОВСКАЯ СОШ»
Руководитель: ВАСЮТЕНКОВА

ИННА ВИКТОРОВНА

КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК,

ДОЦЕНТ


Санкт — Петербург

2013г

СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цели и задачи внеурочной деятельности



Цель:

Формирование гуманистической направленности личности, имеющей активную гражданскую позицию, готовой к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.



Внеурочная деятельность в основной школе направлена на решение следующих задач:

  1. Создание условий для развития личности школьника; для духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся;

  2. Обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

  3. Оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

  4. Закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов;

  5. Сохранение здоровья школьника, формирование правил здорового и безопасного образа жизни;

  6. Социализация школьника основного образования.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное

Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи направлены на:



  • укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

  1. Духовно-нравственное

Цель: создание условий для социализации детей на основе базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-исторических традициях.

Задачи:


формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю осознания ответственности человека за благосостояние общества;

  • восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; от деления на «своих» и «чужих»; уважения культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им;

  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • формирование чувств прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

  1. Социальное

Основная цель - обучение учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности

Основные задачи:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся  в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей:

  • сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

  • обучить учащихся основным правилам и  приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

  • Вовлекать в организацию общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.

  • формировать потребности активно участвовать в социальной жизни класса, гимназии, города, страны

  1. Общеинтеллектуальное

Цель:

  • формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; формирование навыков культурного питания.

  • воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Задачи:

  • закрепить представление  о необходимости заботы о здоровье;  важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

  • формировать активный познавательный интерес к правилам этикета, к окружающему миру;

  • развивать творческие и интеллектуальные способности средствами внеклассной работы.

  1. Общекультурное

Цель: Создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи:

- продолжить формирование представления о культуре личности;

- пропагандировать знания о культурных ценностях народов мира;

-обеспечить потребность соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими;

- помочь раскрыть и реализовать внутренние резервы( способности, интересы, талант, личностные качества).

Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и пр.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:



  1. Соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  2. Преемственность технологий учебной и внеучебной деятельности;

  3. Опора на ценности воспитательной системы школы;

  4. Вариативность выбора.

Для организации внеурочной деятельности в МОУ «Скребловская средняя общеобразовательная школа» используется оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации).

Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательной организации, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

В реализации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники школы (учителя, руководители кружков, библиотекарь), так же преподаватели дополнительного образования (тренера СК «Лидер» и ДЮШС, библиотекарь п. Скреблово, руководитель хореографической студии «Улыбка», преподаватели художественной школы).

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который организует образовательный процесс, оптимальный для развития личности обучающихся, организует образовательный процесс, оптимальный для развития личности обучающихся, организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся, работающими с классом, отслеживает включенность каждого ребенка в различные формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность представлена рядом программ с учетом познавательных интересов школьников, их индивидуальных потребностей.

Направление

Формы ВД

Название

Кто проводит

Количество часов в нед./ год

класс













5

6

7

8

9

Спортивно-оздоровительное

Секция

Спортивные игры



Тренер (на базе СК «Лидер»)

1/

34


1/

34


1/

34


1/

34


1/

34


Секция

Футбол

ДЮШС

Озеров А.К.



2/

68


2/

68


2/

68


2/

68


2/

68


Духовно-нравственное

Кружок

Хореографическая студия «Улыбка»

Латышева С.В.

1/

34


1/

34


1/

34


1/

34


1/

34


Кружок

История Лужского края

Библиотекарь

Прощенко Н.П.



1/

34


1/

34


1/

34


1/

34


1/

34


Социальное

Кружок

Моя родословная

Библиотекарь (п. Скреблово)

1/

34


1/

34


1/

34


1/

34


1/

34


Общекультурное

Художественная школа

Художественная школа (г. Луга)

Художественная школа (г. Луга)

2/

68


2/

68


2/

68


2/

68


2/

68

Общеинтеллектуальное


Кружки

Занимательная математика

Рябова И.В.

1/

34


1/

34


1/

34


1/

34


1/

34








Занимательная география

Тищенко Л.Д.

1/

34


1/

34


1/

34


1/

34


1/

34





Беседы «Азбука безопасности»

Кл. руководитель, зам. директора по безопасности Бобков Е.А.

0,5/17

0,5/17

0,5/17

0,5/17

0,5/17




Экскурсии в музеи школы, района, обл., театры

Кл. руководитель

По 10ч. в год




9 мая - День Победы

Соц. педагог, кл. руководитель

По 1 часу




Праздники, конкурсы

Кл. руководитель, организатор

По 10ч. в год




Итого за неделю




10

10

10

10

10




Итого за год




388

388

388

388

388
















В таблице представлено общее количество часов внеурочной деятельности с 5 по 9 класс, а также количество обязательных часов для обучающихся. Остальные часы – по выбору. Спектр предложенных форм внеурочной деятельности позволяет обеспечить необходимое количество часов для каждого ребенка. С целью предотвращения перегрузки ребенка, классный руководитель составляет индивидуальный план внеурочной деятельности каждого ученика, с учетом посещения им учреждений дополнительного образования вне школы.

Такие формы внеурочной деятельности, как кружки, реализуются на базе школы.

Такие формы внеурочной деятельности , как экскурсии, конкурсы, праздники реализуются на базе ДК г. Луга, к/ц «Смена», а также силами классного руководителя, родителей.

Деятельность кружков обеспечена рабочими программами дополнительного образования.

Экскурсии, конкурсы, праздники организуются в соответствии с планом по каждому из направлений.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:



  1. Изменения в модели поведения школьника:

  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге(высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

  • соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • соблюдение культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • активное участие в различных видах деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  1. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области культуры, нравственности и этики:

  • использование полученной информации в различных видах деятельности;

  • целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

  • осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям; соблюдать права человека;

  1. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное с точки зрения соответствия нравственным ценностям;

  • сформированность самоконтроля и самооценки: способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Учитель проводит наблюдения за поведением своих воспитанников, отражает их в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников , перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в мероприятиях, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.

Список нормативно-правовых документов по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО:



  1. Закон Российской Федерации «Об Образовании»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом МО от 17 декабря 2010 г.№ 1897)

  3. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010г.,№189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта2011г.,регистрационный номер 19993);

  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676)

  5. Методическое письмо МО № 03-296 от 12 мая 2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  6. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы общего образования»

Приложение № 1 (пример)

Индивидуальный план внеурочной деятельности ученика 5 класса Никифорова Даниила





Внеурочная деятельность в школе

Перечень

Нагрузка

1

История Лужского края

1

2

Занимательная математика

1

3

Занимательная география

1

4

Спортивные игры

1

5

Внеурочная деятельность вне школы

Футбол

ДЮШС


(Озеров А.К.)

2




ИТОГО:




5



Приложение №2

План – график экскурсий на год





Место проведения экскурсии

Направление

Дата (по плану)

Дата (фактическая)

1

Конезавод «Колгановка»

Социальное







2

С-Пб Кидбург


Общекультурное







Школьный краеведческий музей

3

С-Пб Лабиринтум

Общеинтеллектуальное







Планетарий

4

Дворцовые усадьбы Скреблово-Голубково-Наволок-Югостицы-Солнцев Берег-Боровое-Репьи

Духовно-нравственное








5

«Луга – город воинской славы»







6

Поход «Чистая планета»

Спортивно-оздоровительное








Приложение 3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике для 5 класса «Занимательная математика»

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи занятия в математическом кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

Решить эти задачи позволяет программа математического кружка «Занимательная математика», рассчитанного на 34 часа (1 час в неделю).

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.




Цели и задачи

Цель – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики

7. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.



Календарно-тематическое планирование

№ УРОКА

ТЕМА

Дата планируемая

Дата

фактическая



1 четверть

1

Волшебный мир чисел







2

Старинные математические истории







3

Действия с римскими цифрами.







4

Задачи-шутки, задачи-загадки







5

Интересные приёмы устных вычислений







6

Правила и приемы быстрого счета







7

Знакомство с числовыми ребусами







8

Решение и составление числовых ребусов







9

Игра «Лабиринт»







2 четверть

10

Логические задачи.







11

Решение логических задач матричным способом







12

Головоломки со спичками







13

Знакомство с принципами составления ребусов







14

Составление и решение математических кроссвордов.







15

Соревнование «Математическая регата».







16

Игры с пентамино







3 четверть

17

Применение графов к решению задач.







18

Решение задач с помощью графов







19

Задачи на взвешивание







20

Задачи на переливание







21

Математические ребусы.







22

Равносоставленные фигуры.







23

Равносоставленные фигуры. Танграм.







24

Геометрические задачи на разрезание.







25

Дележи в затруднительных обстоятельствах







26

Математический конкурс «Кенгуру».







4 четверть

27

Знакомство с принципом Дирихле







28

Решение задач на принцип Дирихле







29

Множества







30

Круги Эйлера.







31

Как играть, чтобы не проиграть







32

Математические фокусы







33

Геометрия в пространстве







34

Итоговое занятие.







Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач

Литература:


  1. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.

  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.

  3. Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.

  4. Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.

  5. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.уденкоР

  6. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.

  7. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.

  8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.



Приложение 4

ПРОГРАММА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»

Пояснительная записка

Программа географического кружка призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Кружок позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить глубокие и прочные знания по предмету.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению начального курса физической географии. Такой подход позволяет рассматривать различные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических и социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Предложенная программа кружка подготовлена для учащихся 6-7-х классов и рассчитана на 34 часа (один час в неделю).

Цели программы: формирование положительной мотивации учащихся, освоение системы географических понятий; воспитание конструктивного восприятия определенных явлений жизни; освоение знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых:

— для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— для сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— для ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернет, статистических материалах;

— для соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Данная программа предусматривает следующие результаты и знания в ходе изучения курса:

- наиболее значимые объекты географической номенклатуры;

- определения объектов и явлений

- характерные этнокультурные особенности населения



- объяснение явления природы, умение приводить примеры;

- умение использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК, выделять главное;

- практические навыки работы с приборами для определения направлений

и расстояний на карте и местности, а также умение составление характеристики разных географических объектов;

- применение своих знаний и умений на практике;

- умение подбирать иллюстративный и аудиовизуальный материал по заданной тематике.



Прогнозируемые результаты.

В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.



Содержание программы

Раздел I План и карта

1. Введение

Знакомство с планом работы кружка



2. Как люди определяли форму и размеры Земли

Знакомство учащихся с формой и размерами Земли. Как ученые древности измеряли размеры Земли



3. Топографические карты и планы

Знакомство с крупномасштабными изображениями поверхности Земли. Сходства и отличия топографических карт и планов. Практическая работа



4. Модели и «выкройки» Земли

Знакомство с различными проекциями изображения Земли



5. Адреса земных объектов

Географические координаты. Решение задач на определение географических координат, протяженности географических объектов по параллелям и меридианам.



6. Ориентирование без компаса и карты

Ориентирование на местности с помощью различных объектов.



7. В каком направлении

Азимуты. Решение задач на определение азимутов.



8. Измерение расстояний

Обучение детей методам измерения расстояний с помощью рулетки, шагов, землемерного циркуля, методом «козырька», методом подобных треугольников. Знакомство с методом триангуляции. Практическая работа



9. Живые локаторы и современные дальномеры

Как ориентируются в природе живые организмы



10. Измерение высот на местности и определение высот на плане

Работа со школьным нивелиром. Определение высот на плане местности Построение профиля. Практическая работа



11. Местность на бумаге

Составление планов местности. Практическая работа.


Раздел II Географические открытия, исследования и исследователи, методы исследований

12. Земля из космоса

Знакомство учащихся с аэрофотосъемкой, значением этого метода для различных направлений деятельности человека. ГИС



13. Значение географических исследований для расширения знаний о земле

Географические исследования. Сообщения учащихся



14. Любопытные эпизоды и наблюдения знаменитых путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций

Путешественники и исследователи. Знакомство с персоналиями. Сообщения учащихся. Учащиеся читают литературу о путешествиях и открытиях.



15. О чем рассказывают географические названия

Учащиеся знакомятся с топонимикой городов и сел Белгородской области



16. Географические открытия и «закрытия»

Учащиеся узнают об изменениях на географической карте (появление объектов и их исчезновение, переименование)


Раздел III Литосфера

17. Загадочные движении земной коры

Учащиеся знакомятся с гипотезами происхождения Земли, строением литосферы (видеофильм); землетрясениями (видеофильм)



18. Даровая энергия из глубин Земли

Учащиеся знакомятся с вулканами (видеофильм), гейзерами, горячими источниками. Готовят сообщения об использовании энергии Земли (ГеоЭС)



19. Сокровища земных недр

Учащиеся знакомятся с различными типами полезных ископаемых. Практическая работа по распознаванию полезных ископаемых



20. В мире камней и кристаллов.

Раздел Сообщения учащихся. Викторина «Зарытая скатерть-самобранка»


Раздел IV Гидросфера

21. Богатство Мирового океана и его морей

Рассказ учителя о минеральных, водных, биологических и энергетических ресурсах мирового океана. Просмотр видеофильма. Викторина «Что дает нам океан?»



22. Тайны Мирового океана и его сокровища

Тайны пиратских кладов. Сообщения учащихся.



23. Любопытные исследования в гидросфере

Учащиеся знакомятся с работой ученых по изучению морских глубин, срединноокеанических хребтов, флоры и фауны океана



24. Необычные реки

Рассмотрение питания, режима, особенностей различных рек земного шара. Значение рек. Любопытные явления в жизни рек.



25. Уникальные озера.

Рассказ учителя о самых необычных озерах Земли. Сообщения учащихся.


Раздел V Атмосфера

26. Самые холодные, самые жаркие и самые ветреные, самые сухие и самые влажные места на Земле

Сообщение учителя. Практическая работа на контурных картах.



27. Редкие метеорологические явления.

Ураган, смерч, торнадо, тайфун, град, гало, «огни Святого Эльма, мираж и др. Рассказ учителя. Сообщения учащихся.


Раздел VI Биосфера

28. Диковины растительного мира

Знакомство учащихся с необычными представителями растительного мира Земли. Сообщения учащихся, рассказ учителя



29. Приспособляемость растений к разным местным условиям

Рассказ учителя о жизни растений в разных уголках Земли (разный климат, разный рельеф)



30. Диковины животного мира

Знакомство учащихся с необычными представителями животного мира Земли. Сообщения учащихся, рассказ учителя. Просмотр видеофильма «Животный мир России»


Раздел VII Человек на Земле

31. Любопытные обычаи народов разных стран

Рассказ учителя, просмотр видеофильма «Обычаи народов России»



32. Достопримечательности красивейших городов мира

Рассказ учителя и сообщения учащихся о «визитных карточках» городов мира



33. Знаешь ли ты свой край?

Викторина.



34. Итоговая географическая викторина «Счастливый случай»

Учебно-тематический план

п\п

Темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

План и карта

11

9

7

2.

Географические открытия, исследования и исследователи, методы исследований

5

2

-

3.

Литосфера

4

3

1

4.

Гидросфера

5

4

-

5.

Атмосфера

2

2

-

6.

Биосфера

3

3

-

7.

Человек на Земле

4

2

-




ИТОГО

34 часа

25 часов

8 часов

Методическое обеспечение

1. Список литературы.



Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002



Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2 М.: Юный натуралист, 1992

4. Волков А.Н. Земля и небо. Занимательные рассказы по географии и астрономии М.: Детская литература, 1977
5. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя М.: Просвещение,1989 2. География в школе// 1992-1998г

6. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий М.: Просвещение, 1983.

7. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004

8. Муранов А.Д. Голубые очи планеты М.: Детская литература, 1977

9. Рощин А.Н. Занимательная геодезия Киев Радянська школа, 1989

10. Студенцов Н.Н. Легенькая Е.Ф. Занимательная география Саратовский университет 2003

11. Филиппов Е.М. Земля в развитии Киев Радянська школа, 1989

12. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия

13. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005

15. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям


Сайт:http://www.danilova.ru

16. География:Все для учителя географии


Сайт:http://geo.1september.ru

17. География:Энциклопедическая библиотека.


Сайт:http://megacollection.ru



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница