Программа организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в загородном оздоровительном лагере



страница1/4
Дата18.02.2016
Размер0.7 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Управление образования администрации города Нижний Тагил

МУ «ЦОО и ОД»



ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В ЗАГОРОДНОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

«Звонкие голоса»

«Лето – это маленькая жизнь»

( I – IV смена 2014 г.)



Разработчик программы:

Мозжухина Е. Г.,

начальник ЗОЛ «Звонкие Голоса»

Основное место работы:

учитель иностранного языка

МБОУ СОШ № 49

Нижний Тагил

2014 г.
Содержание

Пояснительная записка

Основное содержание деятельности

Механизмы реализации проекта

Содержание деятельности

Модель самоуправления в лагере

Условия успешной реализации программы деятельности

Ожидаемые результаты

Приложения

Пояснительная записка

Лето – великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний как в области общего, так и дополнительного образования. Смена учебной деятельности, являющейся основополагающей в течение учебного года, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках оздоровительного лагеря позволяет ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает этот процесс более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Также загородные оздоровительные лагеря ориентированы на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование культурно-образовательных потребностей и соответствующих оценочных критериев, собственных представлений об окружающей жизни, социальных событиях и явлениях. В результате чего, загородные лагеря приобретают свойства социально-воспитательных центров, способствующих мотивированному развитию личности ребенка, его творческой самореализации и социализации в условиях временного коллектива.

Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:



  1. между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

  2. педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством;

Содержание деятельности оздоровительного лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий.

Программа «Лето – это маленькая жизнь» ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание.



К сожалению, ЗОЛ «Звонкие голоса» имеет некоторую специфику, которая выражается в следующих параметрах:

  • Достаточно компактная территория лагеря, все основные здания и корпуса находятся очень близко друг от друга;

  • Отсутствие больших спортивных площадок (например, футбольной);

  • Ограниченное число отдыхающих детей – 90 человек, соответственно количество отрядов – 4.

Учитывая эти параметры, можно говорить о возможности применения личностно-ориентированных технологий в воспитании и реализации узкоспециализированных направлений деятельности лагеря.

Анализируя опыт работы своих коллег и опираясь на свой опыт работы и описания программ в сфере летних оздоровительных лагерей, мы останавливаемся, как на наиболее ценной и целесообразной, на идее тематических смен и, в частности, на сюжетных и сюжетно-ролевых играх в рамках летней программы. Такие формы, на наш взгляд, предоставляют максимальные возможности включения детей в смену; обеспечивают эстетическую взаимосвязь внешних атрибутов смены (символика, оформление) и ее внутреннего наполнения (содержательный, образовательный и частично воспитательный блоки). Кроме того, единая идея, проходящая сквозь всю смену, дает возможность организовать тесное взаимодействие отрядной и общелагерной работы, что также немаловажно для развития ребенка внутри смены и полного использования потенциала программы.



Актуальность данной программы состоим в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования:

- оздоровление воспитанников;

- трудовая деятельность;

- организация досуга.

Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствует социализации каждого ребенка в отдельности.

Программа разработана по многим направлениям деятельности; мероприятия отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, что способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе.

Программа построена с учетом основных приоритетов содержания летнего отдыха и оздоровления детей, определенных в федеральных законах:


  • «О государственной поддержке системы детского и семейного отдыха»;

  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Конвенции о правах ребенка, программе развития загородных оздоровительных лагерей на 2000 и последующие годы.

В основе развития ЗОЛ лежат принципы, ориентирующие воспитание на развитие социальноактивной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культурособразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навык социальной адаптации, самореализации.

Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении. Анализ показал, что наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями в них являются следующие:



  • реализация идей гуманизации и гуманитаризации;

  • создание условий для раскрытия творческих способностей человека;

  • становление социальноактивной жизнестойкой личности;

  • формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;

  • сознательное участие человека в разностороннем саморазвитии и в высшей форме саморазвития – самовоспитании;

  • актуализация проблемы социально-психологической защищенности человека.

В основе программы лежит несколько направлений:

Патриотическая деятельность: предполагает формирование гражданско-патриотического сознания и социально-активной позиции у подрастающего поколения.

Основные мероприятия направленные на:



  1. формирование чувства гордости за свой родной край, преданность малой родине, знакомство с историей лагеря, оформление территории лагеря, карнавал «Возьмемся за руки друзья!»);

  2. воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость (знакомство с национальными традициями и праздниками народов мира; знакомство с традициями и культурой народностей, населяющих Свердловскую область);

Спортивно-оздоровительная деятельность: предполагает формирование у детей знаний о здоровом образе жизни, решает оздоровительные задачи. Включает в себя не только мероприятия, способствующие общему укреплению организма, но и работу по профилактике вредных привычек.

Основные мероприятия направлены на:



  1. дозированные солнечные и воздушные ванны, лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, выполнение режимных моментов в соответствии с возрастом детей, занятие по интересам различными видами спорта, организация спартакиады, эстафет, турниров, подвижные игры на улице, беседы с медицинскими работниками; беседа об истории Олимпийских игр; полноценное питание детей; спортивные соревнования по футболу, пионерболу, баскетболу, шашкам, армрестлингу, бадминтону, по метанию дротиков.

Воспитательная деятельность: предполагает создание максимума условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности ребёнка, его интересов, стремлений и желаний.

Основные мероприятия направлены на:



  1. изучение уровня воспитанности ребёнка; ежедневные «воспитательские часы», предполагающие мероприятия в отрядах по одному из перечисленных направлений;

  2. ежедневная работа воспитателя, направленная на воспитание морально-нравственных качеств (честность, справедливость, гуманизм, коллективизм), обретение необходимой уверенности для преодоления препятствий на пути к цели, соблюдение субординации, развитие в детях чувства собственного достоинства, отстаивания своих точек зрения мирным способом;

  3. разрешение межличностных и межгрупповых конфликтов;

  4. воспитание в детях чувства воли, свободы, ответственности перед своими сотоварищами, а также к самому близкому другу – природе, ощущение себя членом коллектива, оценивание действий и поступков своих товарищей и своих собственных.

2014 год объявлен в России Годом культуры. Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире". 

Наше подрастающее поколение живёт в особой культурно-исторической среде, которая, несомненно, отражается на нашем обществе, и её экономико-политической ситуации, мировоззрении людей разного возраста. Сложность и противоречивость современной ситуации требует от общества обращение особого внимания на проблемы молодёжи. Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают все области жизни человека. С одной стороны отношения становятся наиболее жёсткими, а с другой стороны дают возможность для свободного самоопределения и самореализации, поэтому окружение ребёнка в процессе развития его личности очень важно. Для успешной социализации необходимо создать нравственно - здоровые условия, где бы несовершеннолетние получали наглядный пример добропорядочных отношений. Для приобретения опыта социального поведения кроме знаний необходимы навыки и привычки правильного поведения, которые вырабатываются при личном и деятельном участии детей в КТД вместе со сверстниками и старшими товарищами. Таким образом, в совместных делах несовершеннолетние приобретают опыт позитивного, социального взросления и социальной ответственности. Работая рядом с взрослыми, беря от них лучшее, дети становятся их партнерами, приобретают положительно-социальный опыт.

Процесс воспитания детей нужно осуществлять в соответствии с требованиями общества, а также с учётом интересов ребёнка, как развивающейся личности.

Это и правильно, ведь молодёжь – будущее нашей страны. Нужно с раннего детства прививать ребёнку чувство доброго, прекрасного и т.д. Мы считаем, что наиболее успешно это можно сделать в форме игры. Ведь дети легко вступают в ролевую игру и в течении 21 дня, сочиняя песни, речёвки, подготавливая отрядные уголки, придумывая номера они самостоятельно могут делать выводы о том что такое «хорошо» и что такое «плохо». Учатся правилам поведения как внутри коллектива, так и в жизни в целом. Также в игровой форме детям прививаются основы ЗОЖ, валеологии, трудовой дисциплины, патриотизма и безопасности жизнедеятельности. Мы считаем, что ребёнок вовлечённый в игру, наилучшим образом развивает свой творческий потенциал, а также обретает активную жизненную позицию. Таким образом, ориентация на подрастающее поколение, как субъекты педагогической работы, выбранной нами в связи с тем, что молодёжь – это будущее нашего города, нашей страны и особое внимание нужно у делить правильному формированию духовных ценностей, активной жизненной позиции на раннем этапе становления личности.

Предлагаемая программа летнего отдыха «Лето – это маленькая жизнь» сориентирована на загородный оздоровительный лагерь для детей от 7 до 17 лет.

Сроки реализации программы с 02.06.14 по 27.08.14.

I смена 02.06. – 22.06

II смена 24.06. – 14.07.

III смена 16.07. – 05.08.

IV смена 07.08 – 27.08.



Цель: создать в детском лагере личностно утверждающую ситуацию, предполагающую наличие условий не только для физического оздоровления ребенка, но и для раскрытия и реализации индивидуальных духовно-творческих возможностей, для личностного роста (обогащение и развитие нравственного опыта и представлений, социально-коммуникативной компетентности, самооценки, ценностных отношений личности).

Задачи:

  1. раскрыть способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе позитивных потребностей, прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных;

  2. вовлечить каждого участника смены в процесс организации коллективно-творческой деятельности;

  3. укрепить систему связей со структурами Управления образования, культуры, спорта и социальной системы города посредством их активного привлечения для воспитательных программах;

  4. приобщить детей к системе нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;

  5. создать социально-педагогические условия для работы с родителями по совершенствованию их педагогической культуры.



Основное содержание деятельности

Цель программы: создание единого поля общения и взаимодействия детей и взрослых в условиях летнего лагеря. Она направлена на удовлетворение познавательного интереса детей и даёт возможность для реализации творческого потенциала участников лагерных смен.

В ходе реализации программы используются следующие формы и методы работы.



Формы работы:

  • праздники;

  • концертные программы;

  • танцевальный марафон;

  • танцевально-развлекательные программы;

  • спортивно-игровые программы;

  • творческие мастерские;

  • семейные праздники;

  • психологический тренинг;

  • выставки творческих работ;

  • театр-экспромт;

  • конкурсы;

  • викторины;

  • танцевальная зарядка;

  • экскурсии;

  • индивидуальные консультации;

  • индивидуально-практическая работа;

  • коллективно-творческие дела;

  • коллективно-творческая игра.

Методы работы:

  • метод театрализации (знакомит с разнообразными сюжетами жизни);

  • метод состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает творчество);

  • метод равноправного духовного контакта (отношения между детьми и взрослыми, построенные на гуманизме и доверии);

  • метод импровизации (развивает творческую и практическую предприимчивость);

  • метод воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации для самореализации, успешности детей);

  • метод музыкотерапии (стимулирует творческое самовыражение, оказывает релаксационное, сублимирующее действие);

  • метод танцевальной терапии (снимает внутреннее напряжение и стимулирует творческое самовыражение);

  • метод игры и игрового тренинга (форма освоения ребенком социального опыта).


Механизмы реализации программы.

Организационный период (4 дня):

Задачи:


  • предъявление единых педагогических требований;

  • создание условий для разностороннего проявления каждого ребёнка;

  • формирование умения планировать свой досуг;

  • создание позитивного настроя.

Характеристика деятельности:

Разноплановые КТД (отрядные, общелагерные), не требующие большой подготовки и постепенно усложняющиеся.

Результат:


  • адаптация к условиям жизнедеятельности;

  • сознательное принятие норм и требований в оздоровительном лагере;

  • воспитание уважения к труду;

  • формирование общего представления о смене.

Основной период (13 дней)

Задачи:


  • создание условий для самореализации детей;

  • определение перспективы дальнейшего развития и занятий в лагере;

  • выполнение плана по оздоровлению детей, формированию активной жизненной позиции;

  • изучение особенностей поведения подростков в целях наиболее эффективного развития их индивидуальности;

  • развитие временного детского коллектива;

  • организация совместной деятельности детей разного возраста.

Характеристика деятельности:

  • разноплановые дела, требующие проявления душевных и физических сил, как всего коллектива, так и каждого ребёнка;

  • деятельность, способствующая активному общению, приобретению позитивному опыту деятельности

Результат:

  • оздоровление и закаливание детей;

  • выявление способностей и ориентация детей и подростков на различные виды деятельности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Заключительный период (4 дня)

Задачи:


Характеристика деятельности:

  • дела, требующие сочетания коллективной и индивидуальной работы;

  • коллективно-творческие дела не соревновательного характера.

Результат:

  • физическое оздоровление;

  • осознание ребёнком себя, как частью целого коллектива.

Содержание деятельности

Виды деятельности тесно связаны между собой и проникают друг в друга. Однако, расположение их именно в таком порядке позволяет более наглядно раскрыть сущность и содержание деятельности педагогического коллектива ЗОЛ «Звонкие Голоса», акцентируя при этом внимание на той или иной проблеме (аспекте деятельности) в конкретный период.

Летний оздоровительный лагерь работает по единой программе, которая имеет социо - культурную направленность. Вся программа построена с учётом особенностей организации воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива.

Программа лагеря «Лето-это маленькая жизнь» повышает уровень умений и навыков, расширяет кругозор детей.

Игровые модели смен не повторяются, все смены проводятся как сюжетно-ролевые игры, объединенные одной темой «Лето – это маленькая жизнь». Своеобразие и новизну программы определяет тематическая направленность смен.

2014 год назван Годом Культуры и поэтому темы всех смен тематические. Первая смена посвящена культуре цирка, вторая – культуре различных стран, третья – семье, а четвертая – нашей малой родине г. Нижнему Тагилу.



1 смена «Парад алле!» носит культурологический характер, так как эта смена посвящена цирку и магии.

2 смена «Там, на неведомых дорожках…» носит социо – культурный и спортивный характер. Она посвящена культуре и традициям Урала. Дети знакомятся с особенностями жизни людей на Урале, животным и растительным миром. Цель данной смены- этот активизация социального опыта детей и подростков на основе использования фольклорных элементов.

3 смена «Семь цветов радуги – семь Я». Дети отправляются в увлекательное путешествие в мир прекрасного… А объединяет их семь цветов радуги… Это очень символично: 7 цветов радуги, 4 отряда, единая семь Я. Что и раскрывается на протяжении всей смены.

4 смена «Царство веселых каникул». Узнав, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в первой смене и сформировав активную жизненную позицию во второй смене, в третьей смене мы хотим освежить знания детей в области личной безопасности. Эта тема наиболее актуальна, так как дети долгое время находятся за городом и их бдительность ослабевает. Мы считаем необходим напомнить им правила поведения на дороге, правила пожарной безопасности и т.д. В ходе этих ролевых игр у участников происходит формирование и проявление систем взглядов и убеждений, определяется активная жизненная позиция, развивается творческий потенциал формирующейся личности, складывается общая картина мира и мировоззрение в целом.

Программа «Лето – это маленькая жизнь» включает различные направления отдыха, оздоровление и воспитание детей. В рамках программы проходит необычное путешествие.



Модель самоуправления в лагере

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Роль самоуправления

Обеспечение включенности ребят в решение значимых проблем и формирование социальной активности, развития лидерства.



Сущность самоуправления

Создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей, что обеспечивает включение их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении.



Цель самоуправления

Научить детей через решение проблем выработать необходимые

качества для преодоления сложностей социальной жизни.

Для такого временного объединения как детский оздоровительный лагерь, развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. В лагере действуют постоянные и временные органы самоуправления, в зависимости от тех задач, которые определяет коллектив.



Сбор - это высший орган самоуправления в коллективе. Главное его назначение - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора - конкретные решения, направленные на положительные преобразования в отряде, лагере.

Он проводится тогда, когда возникает необходимость обсудить проблему жизни отряда, коллектива лагеря. На сбор отряда выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел.

Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает их отчеты, анализирует работу отряда, определяет основные направления деятельности, утверждает планы.

Сбор может проходить в различных формах: сбор - диспуты, сбор - «круга претензий», сбор - «круга благодарностей» и т.д.

Органом обще - лагерного детского самоуправления будут встречи «Доброе утро» и «Добрый вечер».

Каждое утро всех ребят собирает ребят на место общего сбора задорная мелодия - начинается программа «Доброе утро». Дежурный вожатый собирает новости о жизни лагеря, дается установка наступившего дня, каждому дается установка высказаться в «свободный микрофон».

Подвести итоги, вспомнить события дня в лагере, поделиться впечатлениями, обсудить острую проблему дает программа «Добрый вечер».

Постоянным органом самоуправления, выполняющим решения и организующим работу коллектива, является избранный детьми актив: совет отряда, верховный совет.

Самоуправление в лагере как форма демократии представляет уникальный шанс реализовать детям свои интересы и возможности в коллективе со своими товарищами. Дети и взрослые совместно решают, чем заниматься, какие создавать кружки, клубы, объединения, какие использовать символы и ритуалы, то есть дети учатся жить самостоятельно.

Жить самостоятельно - это значит: сами планируем, сами организуем, сами оцениваем.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница