Программа оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов-психологов



Скачать 90.61 Kb.
Дата10.02.2016
Размер90.61 Kb.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Проблема профессионального самоопределения студентов-психологов в научных психологических исследованиях……………………....8

1.1. Понятие, сущность и этапы профессионального самоопределения……..8

1.2. Взаимосвязь профессиональных и личностных качеств психолога…….16

1.3. Специфика профессионального самоопределения

студентов-психологов……………………………………………………...22

1.4. Постановка проблемы исследования……………………………………...34

Выводы по главе 1……………………………………………………………….38

Глава 2. Теоретические и организационные основы разработки программы, оптимизирующей профессиональное самоопределение студентов психологического факультета в период их обучения в ВУЗе………………...39


    1. Концептуальные подходы к разработке программы по оптимизации профессионального самоопределения………………………………….39

    2. Организационные условия оптимизации профессионального самоопределения студентов-психологов………………………………..41

    3. Задачи, программа констатирующего эксперимента и его результаты.42

Выводы по главе 2……………………………………………………………….53

Глава 3. Апробация экспериментальной программы, оптимизирующей профессиональное самоопределение студентов психологического факультета в период их обучения в ВУЗе…………………………………………………...54



    1. Программа оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов-психологов……………………………….54

    2. Место и роль декана, заведующих кафедрой в системе работы по своевременному и качественному самоопределению студентов-психологов………………………………………………………………...60

    3. Задачи и программа формирующего эксперимента……………………61

    4. Специфика и динамика профессионального самоопределения студентов-психологов по результатам реализации экспериментальной программы…………………………………………………………………63

Выводы по главе 3……………………………………………………………….76

Заключение……………………………………………………………………….78

Список литературы………………………………………………………………79

Приложение 1. Проект программы по оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов-психологов………………..83

Приложение 2. Описание методик и протоколы констатирующего эксперимента……………………………………………………………………..84

Приложение 3. Протоколы формирующего эксперимента…………………..111

Приложение 4. Методические рекомендации по оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов-психологов

НГПУ и НИЕВ…………………………………………………………………..123



Введение
Актуальность исследования. Одной из ведущих задач современного высшего образования является создание условий для профессионального самоопределения, способствующего эффективному становлению будущего специалиста, обеспечивающего раскрытие его творческого потенциала и самореализацию в обществе. Решение данной задачи связано с необходимостью формирования у будущих специалистов-психологов адекватных, приближенных к реальности представлений о будущей профессии и способности найти в ней свое место, максимально соответствующее их личностным особенностям.

Как показывает анализ научной литературы, проблема личностного и профессионального самоопределения далеко не новая научная проблема. В центре внимания ученых, исследующих проблему профессионального самоопределения, находятся вопросы, связанные с раскрытием:

– содержания этого понятия как явления или как процесса (Г.В.Акопов, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Ю.П.Вавилов, С.А.Гильманов, М.Р.Гинзбург, А.А.Деркач, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов и другие);

– взаимосвязи самоопределения и смысла жизни (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Т.В.Кудрявцев, С.Л.Рубинштейн, и другие);

– социальных аспектов самоопределения с точки зрения взаимодействия индивида и общества (М.Р.Гинзбург, А.В.Петровский и другие);

– сущности профессионального самоопределения с учетом специфики профессии психолога (Г.В.Акопов, А.Г.Асмолов, А.Г.Донцов, И.В.Дубровина, И.А.Зимняя и другие).

Среди многих проблем, возникающих при изучении процесса профессионального самоопределения студентов-психологов, следует исследовать такие, которые связаны:

– с уточнением научного представления о содержании понятия «профессиональное самоопределение студентов-психологов»;

с обоснованием его структурных компонентов; с выявлением и изучением психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения студентов-психологов;

– с определением особенностей самосознания и мировоззренческой культуры студентов-психологов.

Источником этих проблем является противоречие между стремлением преподавателя вуза ориентировать студента на профессиональное самоопределение и недостаточным осознанием им того, что профессиональное самоопределение может быть успешным только, если учтены психолого-педагогические аспекты этого процесса.

Актуальность проблемы исследования, наличие в ней неразрешенных проблем и определил выбор темы выпускной квалификационной работы «Особенности профессионального самоопределения студентов-психологов».



Целью выпускной квалификационной работы является разработка программы, оптимизирующей профессиональное самоопределение студентов психологического факультета в период их обучения в ВУЗе.

Объект исследования – студенты психологического факультета очной формы обучения Нижегородского государственного педагогического университета и студенты заочной формы обучения Национального института им.Екатерины Великой.

Предмет исследования – специфика и динамика формирования профессионального самоопределения студентов-психологов.

Гипотеза исследования: Исходя из закономерностей становления и развития профессионального самосознания, расширения профессионального кругозора, повышения уровня мировоззренческой культуры, а также динамики развития профессионально-значимых личностных качеств, возможно разработать программу, оптимизирующую процесс профессионального самоопределения студентов-психологов в период их обучения в ВУЗе.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, в нем ставились и решались следующие задачи:



  1. Проанализировать научные психологические исследования о взаимосвязи профессиональных и личностных качеств психолога, специфике их профессионального самоопределения.

  2. Провести экспериментальное исследование уровня и специфики профессионального самоопределения студентов-психологов НГПУ и НИЕВ.

  3. На основе полученных экспериментальных данных разработать экспериментальную программу оптимизации профессионального самоопределения студентов-психологов в период их обучения в ВУЗе.

  4. Апробировать экспериментальную программу в ходе формирующего эксперимента.

  5. Обобщить результаты формирующего эксперимента.

  6. Разработать рекомендации по оптимизации профессионального самоопределения для конкретных образовательных структур.

Методы исследования:

  1. Эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование и психологическая диагностика посредством следующих психодиагностических методик:

    1. Анкета для определения критериев эффективности профессионального самоопределения в вузе Н.М. Аксенова.

    2. «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.

    3. «Качества практического психолога» И.О.Моткова.

    4. «Самоотношение» Р. С. Пантелеева.

    5. «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.

    6. Исследование самооценивания Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан.

  1. Количественный и качественный анализ экспериментальных данных.


Список литературы


  1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

  2. Абросимова Л.Ф. Формирование мировоззренческой культуры студентов в ВУЗе гуманитарного профиля: Автореф. дис. ... канд. педагог. наук. – Смоленск, 2009.

  3. Бакшеева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. – М., 2006.

  4. Белова Д.Е. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения личности // Психология и культура: Тез. докл. Всерос. конф. Рос. психол. о-ва. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. Т.1.

  5. Богдан Н. А. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения студентов-психологов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Самара, 2009.

  6. Богданова О.В. Самосознание как фактор профессионального самоопределения практического психолога: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2001.

  7. Бодалев А.А. Вершина развития взрослого человека: характеристика и условия достижения. – М.: Флинта, Наука, 1998.

  8. Булкас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. №2.

  9. Булкас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов / Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. 2000. №1.

  10. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. №2.

  11. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения (на примере студентов-психологов): Автореф. диссер.на соиск. уч. ст. канд. психолог. наук. – Омск, 2000.

  12. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

  13. Зотова Н.Н., Родина О.Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов / Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2003. №3.

  14. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск, 2004.

  15. Казанцева Т.А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов психологов: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 2000.

  16. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Профессиональное самоопределение студентов вуза // Психологический журнал. 2002. №6.

  17. Климов Е.А. Психология профессионала: Избран. психолог. тр. / Рец. д-р п.н. проф. О.А. Конопкин. – М.: МОДЭК, 2004.

  18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения // Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2007.

  19. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 2000.

  20. Леонтьев А. А. Психологические особенности деятельности. – М., 1981.

  21. Лисова Е.Н. Особенности профессионального становления студентов-психологов // Территория науки. 2006. № 1.

  22. Лисова Е.Н. Мотивационные основы научно-исследовательского компонента профессионального становления студентов-психологов: Автореф. диссер.на соиск. уч. ст. канд. психолог. наук. – Курск, 2008.

  23. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестн. моск. ун-та, сер. 14 - Психология, 2000, №1.

  24. Оленева Е.А. Динамика личностного самоопределения студентов-психологов: Автореф. диссерт... канд. психологич. наук. – Уфа, 2007.

  25. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

  26. Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психолога-практика (психосемантический аспект) // Практический психолог. 2002. №6.

  27. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.

  28. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов. Методическое пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

  29. Психология человека от рождения до смерти / Под общей ред. А.А.Реана. – СПб., 2002.

  30. Рекешева Ф.М. Психологические особенности готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов // Сборник работ молодых ученых МГПУ. – М.: МГПУ, 2007.

  31. Родина О.Н., Прудков П.Н. Предпосылки успеха в труде психолога / Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. №4.

  32. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2004.

  33. Серавин А.И., Фирсова И.А. Сравнительное исследование студентов первых курсов СПБГУ / Психология ХХI века. Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2001.

  34. Уварова М.Ю. Структура и оптимизация профессионального самоопределения студентов-психологов: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. – Иркутск, 2007.

  35. Филиппович Е.И. Кризис профессионального выбора студентов-психологов на начальном этапе обучения и условия его преодоления. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психологич. наук. – Пятигорск, 2009.

  36. Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии // Психологическая наука: проблемы и перспективы. – Киев, 1990.

  37. Чирковская Е.Г., Шипилова Е.В. Исследование готовности психолога к профессиональной деятельности // Современное образование в условиях модернизации: теория и практика. Сборник научно-методических материалов. – М., 2004.

  38. Шарапов А.О. Развитие профессионального самосознания практического психолога образования в процессе обучения в вузе: Дис... канд. психол. наук. – Белгород, 2000.

  39. Шевкиева Н.Б. Профилактика кризисов профессионального самоопределения на этапе вузовского обучения: Автореф. на соиск. уч. ст. канд. психолог. наук. – Ставрополь, 2006.

  40. Шилакина А.В. Развитие профессиональной самоактуализации у студентов-психологов в вузе: Автореф. на соиск. уч. ст. канд. психолог. наук. – М., 2004.

  41. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: Автореф. дисс… на соиск. уч. ст. канд. психолог. наук. – М., 2007.

  42. Якимова П. Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях // Психологическая наука и образование. 2008. №5.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница