Утверждаю _____________________
Председатель Совета по развитию системы образования Центрального района, начальник отдела образования администрации Центрального района
Н.Г. Симакова
«___» _________ 20___ г
|
Согласовано___________________________
Председатель экспертной группы при Совете по развитию системы образования Центрального района, начальник сектора образовательных учреждений отдела образования администрации Центрального района
С.А. Зенцова
«___» _________ 20___ г
|
ПРОГРАММА
опытно-экспериментальной работы по теме:
«Создание модели эффективного партнерства семьи и образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
-
Краткая аннотация ОЭР
В соответствии с современными требованиями ФГОС проект опытно- экспериментальной работы гимназии №168 отражает важнейшие позиции, связанные с развитием эффективного партнерства семьи и образовательного учреждения.
Важный инновационный потенциал ФГОС - новые подходы к определению современного образования как сферы сотрудничества всех участников образовательного процесса в достижении результатов, удовлетворяющих общество, семью, государство. Образовательное пространство, в соответствии с требованиями ФГОС, становится определенной переговорной площадкой, где взаимодействие педагогов, родителей и детей строится на партнерских основаниях.
Развитие равноправного партнерского взаимодействия семьи и образовательного учреждения связанно с гуманизацией семейного и школьного воспитания, реализацией отношения к ученику как к самоценной личности и субъекту образования. Взаимодействие образовательного учреждения и семей учащихся на основе партнерства предполагает:
- нормативно-правовые основания;
- учет социальных ожиданий субъектов образовательного процесса;
- совместную коллективную деятельность по выработке, принятию и выполнению решений в сфере семейного и школьного воспитания;
- взаимную поддержку, взаимное влияние и интеграцию усилий семьи и школы в подготовке выпускника, способного к решению образовательных, социальных и жизненно важных задач в настоящем и будущем;
- предъявление общественности через активный информационный обмен позитивных, конструктивных представлений о семейном и школьном воспитании, о взаимодействии школы и семьи в достижении результатов образования.
В связи с этим, очевиден спрос педагогической и родительской общественности на результаты заявленного эксперимента, которые могут способствовать развитию и внедрению модели эффективного партнерского взаимодействия семьи и образовательного учреждения в условиях введения ФГОС.
Экспериментальная работа осуществляется в соответствии c Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 20.07.07№881 «Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011годы», распоряжением комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.08 «О регулировании инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга» №1507-р, Положением о деятельности государственного образовательного учреждения в режиме экспериментальной площадки, Уставом образовательного учреждения.
Цель ОЭР: теоретическое обоснование, создание и апробация модели эффективного партнерства семьи и образовательного учреждения в условиях введения ФГОС.
III. Задачи ОЭР:
1. Создать рабочую группу и временные творческие коллективы по разработке программы и критериев результативности опытно-экспериментальной работы, проанализировать научно-методические подходы и практический опыт по развитию партнерского взаимодействия семьи и школы;
2. Исследовать состояние и потребности семьи и школы в развитии партнерского взаимодействия в условиях введения ФГОС;
3. Разработать нормативные локальные документы по развитию партнерского взаимодействия семьи и конкретного образовательного учреждения;
4.. Разработать и апробировать модель и интерактивные технологии, используемые в развитии партнерского взаимодействия семьи и ОУ;
5. Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы и разработать методические материалы сопровождения педагогов, реализующих модель эффективного партнерского взаимодействия семьи и образовательного учреждения в условиях введения ФГОС.
1V. Программа ОЭР
Этапы работы
|
Задачи этапа
|
Основное содержание работы
|
Планируемый результат
|
Документ, подтверждающий выполнение работ по этапам
|
Сроки выполнения
|
Подготовительный
|
Создать рабочую группу и временные творческие коллективы по разработке программы и критериев результативности опытно-экспериментальной работы, проанализировать научно-методические подходы и практический опыт по формированию ценности семьи и родного дома в патриотическом воспитании школьников
|
Проведение методических совещаний педагогов, заседания рабочей группы, родительских собраний, педсоветов
|
Программа ОЭР; описание критериев результативности;
список теоретической литературы по теме эксперимента
|
Текст программы ОЭР
|
Январь - февраль 2015
|
Диагностический
|
Исследовать состояние и потребности семьи и ОУ в развитии эффективного партнерского взаимодействия в условиях введения ФГОС
|
Проведение опросов среди школьников, родителей и педагогов: диагностические беседы, психологические и педагогические методики
|
Информация для разработки практических мероприятий в рамках программы ОЭР; диагностические материалы.
|
Пакет исследовательских и диагностических методик; аналитические справки
|
Март –сентябрь
2015
|
Основной
|
Разработать и апробировать модель эффективного партнерского взаимодействия семьи и ОУ в условиях введения ФГОС
|
Разработка и апробация модели эффективного партнерского взаимодействия семьи и ОУ в условиях введения ФГОС; интерактивных технологий;
проведение мероприятий по программе ОЭР
|
Описание модели, технологий эффективного партнерского взаимодействия семьи и ОУ в условиях введения ФГОС;
|
Материалы с описанием модели, технологий, планов, сценариев мероприятий
|
Сентябрь 2015- сентябрь 2017
|
Аналитический
|
Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы,
определить результативность ОЭР, разработать методические материалы для сопровождения педагогов
|
Составление аналитичес- ких материалов по результатам ОЭР,
методичес- ких материалов для педагогов
|
Уточнение критериев и показателей результативности внедрения модели эффективного партнерского взаимодействия семьи и ОУ в условиях введения ФГОС
|
Модель
эффективного партнерского взаимодействия семьи и ОУ в условиях введения
ФГОС методические материалы, публикации по результатам ОЭР
|
Октябрь - декабрь 2017
|
V. Конечный продукты ОЭР:
Предполагаемые конечные продукты ОЭР:
- модель эффективного партнерского взаимодействия семьи и образовательного учреждения в условиях введения ФГОС;
- интерактивные технологии эффективного партнерства семьи и образовательного учреждения;
- методические материалы для сопровождения педагогов по теме ОЭР.
-
Ресурсное обеспечение:
Для успешной деятельности гимназии №168 в режиме экспериментальной площадки имеются необходимые ресурсы.
1. Кадровый состав, готовый к ведению ОЭР:
- высококвалифицированные педагоги, специалисты научных учреждений, учреждений культуры Санкт-Петербурга, привлекаемые на договорной основе, педагог – психолог;
- временные творческие коллективы и рабочие группы педагогов и родительского актива, органы ученического самоуправления, Управляющий совет, готовые к ведению ОЭР.
2. Предложение по кандидатуре научного руководителя.
Щекина Ольга Александровна, доцент кафедры педагогики семьи СПб АППО, к.п.н.
3. Научно-методические ресурсы:
- договоры о сотрудничестве с вузами педагогической направленности и учреждениями повышения квалификации (РГПУ им. А.И.Герцена, СПбАППО, ЛОИРО);
- материалы публикаций опыта работы гимназии в данном направлении в изданиях СПбАППО, педагогических журналах «Классный руководитель», «Директор школы» (20 публикаций);
- взаимодействие с районным Информационно-методическим центром;
- публикации педагогов гимназии;
- опыт проведения родительских конференций, семинаров, круглых столов для педагогов, учащихся и родителей на районном, городском и международном уровнях;
- опыт проведения исследований, опытно-экспериментальной работы, деятельности по изучению (диагностике) результатов инноваций (результаты отражены в публикациях, аналитических отчетах и справках).
4. Информационные ресурсы:
- интернет, постоянно обновляемый сайт гимназии (на сайте будет помещена информация о ходе ОЭР);
- опыт взаимодействия со СМИ;
- современные медиа-средства, компьютерные классы, множительная техника,
система видеоконференцсвязи;
5. Материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой ОЭР:
-
оборудованная всем необходимым аудитории для проведения семинаров, круглых столов, родительских конференций, в т.ч. дистанционных;
-
актовый зал, оборудованный необходимыми информационно-техническими средствами;
-
технические средства обучения (многофункциональные устройства, ксероксы, мультимедийные проекторы и др.);
-
компьютерные классы.
6. Финансовая обеспеченность ОЭР.
Финансирование:
- бюджетное;
VIII. SWOT-анализ о возможности проведения ОЭР, в т.ч. описание опыта работы в данном направлении (Приложение)
Сильные стороны
|
Слабые стороны
| -
наличие инициативного педагогического и родительского коллектива гимназии;
-
наличие опыта проведения исследо- ваний, опытно-экспериментальной работы;
-
большой педагогический и методический потенциал;
-
сильная материально-техническая база;
-
позитивный опыт взаимодействия органов общественного управления и администрации гимназии;
-
позитивный опыт взаимодействия с родительской общественностью;
-
наличие традиций, связанных с формированием семейной культуры, проведением родительских конференций, семейных праздников, дискуссий и диспутов ;
-
многолетний успешный опыт сотрудничества с РГПУ им. А.И. Герцена, СПб АППО, ЛОИРО.
| -
недостаточный уровень мотивации участников образовательного процесса к партнерскому взаимодействию;
-
не у всех педагогов есть необходимые навыки исследовательской работы.
|
Возможности
|
Угрозы
| -
обновление и совершенствование технологий партнерского взаимодействия с семьями учащихся;
-
создание условий для включения педагогов, учащихся и родителей в разработку и внедрение модели партнерского взаимодействия;
-
сотрудничество с социальными партнерами для решения актуальных проблем воспитания и обучения;
-
реализация системы деятельности, направленной на партнерское взаимодействие семьи и ОУ в условиях введения ФГОС, формирование ценности семьи и родного дома;
-
обмен опытом между образовательными учреждениями района, города.
| -
недостаточная активность семей в совместной деятельности с учащимися.
|
Руководитель ОУ ______________________ _________________________
подпись ФИО
М.П.
План работы ГБОУ гимназии № 168 – экспериментальной площадки районного уровня
|
Структура плана
|
Содержательное обеспечение плана, оформленное в реализации Программы ОЭР
|
I.
|
Титульный лист
|
(Приложение 1.)
|
II.
|
Введение
|
1. Цель программы: теоретическое обоснование, моделирование эффективного партнерства семьи и образовательного учреждения в условиях введения ФГОС.
2. Задачи реализации программы:
1. Создать рабочую группу и временные творческие коллективы по разработке программы и критериев результативности опытно-экспериментальной работы, проанализировать научно-методические подходы и практический опыт по развитию партнерского взаимодействия семьи и школы;
2.Исследовать состояние и потребности семьи и школы в развитии партнерского взаимодействия в условиях введения ФГОС;
3.Разработать нормативные локальные документы по развитию партнерского взаимодействия семьи и конкретного образовательного учреждения;
4.Разработать и апробировать модель партнерского взаимодействия семьи и образовательного учреждения, которая включает в себя следующие компоненты:
-
цель социального партнерства, участники партнерства;
-
принципы социального партнерства;
-
содержание деятельности в рамках социального партнерства;
-
организационные формы и технологии социального партнерства семьи и школы.
5.Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы и разработать методические материалы сопровождения педагогов, реализующих модель партнерского взаимодействия семьи и образовательного учреждения в условиях введения ФГОС.
3. Этапы реализации программы
Подготовительный
- Создать рабочую группу и временные творческие коллективы по разработке программы и критериев результативности опытно-экспериментальной работы;
- Проанализировать научно-методические подходы и практический опыт по развитию партнерского взаимодействия семьи и школы
Диагностический
- Исследовать состояние и потребности семьи и ОУ в развитии партнерского взаимодействия в условиях введения ФГОС
Основной
- Разработать и апробировать модель партнерского взаимодействия семьи и ОУ в условиях введения ФГОС;
- Разработать методические материалы для сопровождения
педагогов, реализующих данную модель;
- Разработать формы и технологии партнерства семьи и образовательного учреждения.
Аналитический
- Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы;
-Методически описать технологии эффективного партнерства семьи и школы;
- Разработать методические материалы для сопровождения
педагогов.
4. Руководство деятельностью опытно-экспериментальной площадки:
- руководитель ОЭР: Лебедева Светлана Андреевна, директор ГБОУ гимназии № 168, контактный телефон 271-26-04.
-методист ОЭР: Рудник Галина Николаевна, зам. директора по УВР ГБОУ гимназии № 168.
- аналитик ОЭР: Щекина Ольга Александровна, доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, канд. пед. наук.
5. Цель и задачи, реализуемые в ОЭР на 2014-2015 учебный год
- Создать рабочую группу и временные творческие коллективы по разработке программы и критериев результативности опытно-экспериментальной работы,
- Проанализировать научно-методические подходы и практический опыт по развитию партнерского взаимодействия семьи и школы.
- Исследовать состояние и потребности семьи и школы в развитии партнерского взаимодействия в условиях введения ФГОС;
6. Планируемые результаты реализации ОЭР в 2014-2015 учебном году с учетом продуктов ОЭР
- Программа ОЭР;
- Описание критериев результативности;
- Создание рабочих групп и временных творческих коллективов;
- Аннотированный список научно-методической литературы по теме эксперимента;
- Локальные документы, регламентирующие процесс партнерства семьи и школы;
- Пакет диагностических методик для выявления запросов на партнерское взаимодействие педагогов и семей обучающихся;
- Планы и программы обучающих семинаров педагогов и круглых столов для родителей, родительских конференций.
7. Основными результатами ОЭР в 2014-2015 учебном году предполагаются:
-
пакет диагностических методик;
-
планы и программы обучающих семинаров педагогов и круглых столов для родителей;
-
локальные документы по теме ОЭР.
8. В качестве продуктов реализации Программы ОЭР предполагается:
- Текст программы ОЭР;
- Пакет диагностических методик;
- Планы и программы обучающих семинаров для педагогов и круглых столов для родителей.
|
III.
|
План работы экспериментальной площадки на 2014-2015 учебный год
|
Приложении 2.
|
Приложение 1.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 168
191167, Санкт-Петербург, Невский проспект, д.169 литер А.
контактный телефон, факс: 271-26-04
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ гимназии № 168
_____________С.А.Лебедева
«28» августа 2014 г.
|
План работы
экспериментальной площадки на 2014-2015 учебный год
Тема ОЭР
«Создание модели партнерства семьи и образовательного учреждения
в условиях введения ФГОС»
Санкт-Петербург
2014
Приложение 2.
План работы ОУ - экспериментальной площадки
на 2014-2015 учебный год
№ п\п
|
Содержание работы (мероприятия)
|
Сроки выполнения
|
Ответственный исполнитель
|
Уровень мероприятия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1. Организационно-нормативная деятельность
|
1.
|
Организация системы внутреннего самоуправления инновационной деятельностью, планирование работы научно-методического совета ОУ в рамках ОЭР.
|
Май 2014
|
Лебедева С.А.
Рудник Г.Н.
|
Внутришкольный
|
2.
|
Организация структур, поддерживающих ОЭР – Экспертный совет ОУ.
|
Сентябрь 2014
|
Лебедева С.А.
Рудник Г.Н.
|
Внутришкольный
|
3.
|
Разработка Положений: «Об организации и проведении опытно-экспериментальной работы в ОУ»; «Об экспертном совете ОУ».
|
Июнь 2014
|
Рудник Г.Н.
|
Внутришкольный
|
4.
|
Организация деятельности рабочих групп по теме ОЭР.
|
Октябрь-ноябрь
2014
|
Рудник Г.Н.
|
Внутришкольный
|
2. Методическая деятельность
|
1.
|
Разработка исследовательских и диагностических методик.
|
Январь – май 2015
|
Рудник Г.Н. Щекина О.А.
|
Внутришкольный
|
2.
|
Разработка форм и технологий партнерства семьи и образовательного учреждения.
|
Январь – май 2015
|
Рудник Г.Н. Щекина О.А.
|
Внутришкольный
|
3.
|
Проведение круглых столов для родителей, родительских конференций.
|
В течение года
|
Рудник Г.Н. Щекина О.А.
|
Районный, городской
|
3. Образовательная деятельность
|
1.
|
Проведение методических совещаний педагогов
|
В течение года
|
Щекина О.А.
|
Внутришкольный
|
2.
|
Проведение заседаний рабочей группы.
|
1 раз в четверть
|
Рудник Г.Н.
|
Внутришкольный
|
3.
|
Проведение родительских собраний, педсоветов по теме ОЭР.
|
По плану ОУ
|
Лебедева С.А.
Рудник Г.Н.
|
Внутришкольный
|
4.
|
Проведение родительских конференций, круглых столов, семинаров по программе ОЭР.
|
В течение года
|
Рудник Г.Н. Щекина О.А.
|
Районный, городской
|
4. Диссеминация инновационного опыта
|
1.
|
Проведение открытых мероприятий для района и города:
- родительские конференции;
- круглые столы;
- семинары.
|
В течение года
|
Рудник Г.Н.
Щекина О.А.
|
Районный, городской
|
2.
|
Проведение мастер-классов,
обобщающих и практических семинаров для специалистов ОУ, района, города.
|
В течение года
|
Рудник Г.Н.
Щекина О.А.
|
Районный, городской
|
3.
|
Участие в городских научно-практических конференциях и семинарах.
|
В течение года
|
Рудник Г.Н.
Щекина О.А.
|
Районный, городской
|
4.
|
Презентация форм и технологий партнерства семьи и школы.
|
Апрель 2015
|
Рудник Г.Н.
Щекина О.А.
|
Внутришкольный Районный
|
5.
|
Ярмарка инновационных продуктов ОУ.
|
По плану ИМЦ
|
Рудник Г.Н.
Щекина О.А.
|
Районный, городской
|
5. Информационная деятельность
|
1.
|
Обеспечение информационной открытости инновационной деятельности:
- информация на сайте ОУ (www.168g.spb.ru)
- информационное обеспечение публикаций по теме ОЭР;
- информационное обеспечение мероприятий районного уровня с участием ОУ;
- размещение отчета об инновационной деятельности на сайте ОУ;
|
В течение года
|
Рудник Г.Н.
|
Внутришкольный
|
6. Деятельность по организации взаимодействия (сетевые партнеры, международное сотрудничество, партнерство с родителями)
|
1.
|
Сетевой проект взаимодействия образовательных организаций, реализующих инновационную деятельность, связанную с темой ОЭР:
- ДДЮТ Кировского района;
- ГБОУ №332 Невского района;
- ГБОУ 305 Фрунзенского района;
|
В течение года
|
Рудник Г.Н.
Щекина О.А.
|
Городской
Районный
|
2.
|
Участие в федеральном проекте «Крепкая семья»
|
|
Щекина О.А.
Рудник Г.Н.
|
Федеральный
|
7. Экспертная деятельность
|
1.
|
Экспертиза педагогической общественностью через открытые мероприятия районного и городского уровней, анкетирование педагогов.
|
В течение года
|
Рудник Г.Н.
|
Внутришкольный
|
2.
|
Организация независимой экспертизы результативности ОЭР Управляющим советом школы через родительскую конференцию, через анкетирование учащихся и родителей, через анализ участия родителей в образовательном процессе гимназии на основе партнерства.
|
В течение года
|
Рудник Г.Н.
|
Внутришкольный
|
3.
|
Общественно-профессиональная экспертиза результатов ОЭР.
|
Апрель 2015
|
Рудник Г.Н.
Щекина О.А.
|
Районный
|
4.
|
Участие в межкурсовой подготовке экспертов по теме «Общественно-профессиональная экспертиза инновационной деятельности».
|
В течение года
|
Рудник Г.Н.
|
Районный
|
Директор ГБОУ гимназии № 168 С.А. Лебедева
Поделитесь с Вашими друзьями: |