Программа одобрена на заседании кафедры психологии



Скачать 156.84 Kb.
Дата01.06.2016
Размер156.84 Kb.
ТипПрограмма


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии
УТВЕРЖДЕНО:

Ученым советом факультета

психологии и педагогики

«22» мая 2015 г.




Председатель ученого совета ин




Программа вступительных испытаний в магистратуру

по направлению подготовки 37.04.01. Психология

Челябинск, 2015
Программа одобрена на заседании кафедры психологии

От «12» мая 2015 г., протокол № 9.


Зав. кафедрой ___________________ И. В. Пономарева

Пояснительная записка
Для обучения по программам магистратуры поступающий должен иметь диплом о высшем профессиональном образовании. Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очной форме обучения составляет 2 года, по очно-заочной форме обучения – 2,5 года.

Магистр по направлению подготовки 37.04.01 Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- научно- исследовательской,

- практической,

- проектно-инновационной,



- педагогической.

Абитуриент, поступающий в магистратуру по направлению 37.04.01. Психология должен иметь документ государственного образца о высшем профессиональном образовании. Прием в магистратуру лиц, имеющих высшее образование по профилю магистратуры, осуществляется на конкурсной основе. Лица, имеющие непрофильное высшее образование, принимаются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, устанавливаемых вузом. Абитуриент-инвалид должен иметь индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией по обучению по данному направлению подготовки (специальности), содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда. Абитуриент с ограниченными возможностями здоровья должен иметь заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией по обучению по данному направлению подготовки (специальности), содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения. Количество мест для приема студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, определяется контрольными цифрами приема, устанавливаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации (госзаказом).
Вопросы для поступления в магистратуру по направлению

37.04.01 Психология


  1. Понятие деятельности. Структура и характеристика деятельности.

  2. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.

  3. Развитие психики человека в онтогенезе.

  4. Самосознание, его структура и развитие. Методы исследования самосознания.

  5. Высшие психические функции, их строение, свойства, развитие.

  6. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.

  7. Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Методы диагностики мнемических процессов.

  8. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе.

  9. Речь и ее развитие в онтогенезе. Методы диагностики речевых особенностей.

  10. Понятие креативности. Проблема соотношения интеллектуальных способностей и креативности. Методы диагностики креативности.

  11. Эмоционально-волевая сфера личности.

  12. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации.

  13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента.

  14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.

  15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей.

  16. Структура личности в различных психологических теориях.

  17. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента.

  18. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

  19. Проблема личности в социальной психологии. Проблема соотношения социализации и индивидуализации.

  20. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Обратная связь в общении. Виды слушания. Общая характеристика невербальной коммуникации.

  21. Межличностный конфликт, его структура, динамика и функции. Стратегии разрешения конфликтов.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ


  1. Понятие деятельности. Структура и характеристика деятельности.

Общее понятие о деятельности. Строение деятельности. Психологическая характеристика различных видов деятельности: внешняя и внутренняя деятельность; ориентировочная и исполнительная деятельность; индивидуальная и совместная деятельность; творческая и нетворческая деятельность. Практическая деятельность как основная форма деятельности человека. Субъект деятельности. Мотивы и цели деятельности. Роль деятельности в развитии психики. Функции психики в деятельности. Психологическая характеристика действий, их структура. Характеристика способов выполнения действий. Преобразование действий в операции.




  1. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики

Критерии развития психики: субъективные и объективные. Элементарные формы психики; чувствительность (А.Н. Леонтьев), раздражимость, (А. Вагнер). Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Стадии развития психики, П.К. Анохин об опережающем психическом отражении. Врожденное и индивидуально изменчивое поведение. Соотношение инстинкта, научения, интеллекта в психике животных. Рефлекторна теория поведения, ее развитие в работах Р. Декарта, И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтона, И. П. Павлова, П.К. Анохина. Современный научный взгляд на поведение животных.



  1. Развитие психики человека в онтогенезе

Общественно исторический опыт, его закрепление в материальных и духовных продуктах деятельности людей. Язык как средство хранения и передачи опыта. Понятие интериоризации как перехода совместно разделенной деятельности ребенка и взрослого во внутреннюю деятельность. Экстериоризация как обогащение человеческого опыта в результате творческой деятельности субъекта. Высшие психические функции, их социальный, опосредованный, произвольный характер. Развитие сознания и личности человека. Основные теории и периодизация развития психики в онтогенезе.


  1. Самосознание, его структура и развитие. Методы исследования самосознания

Самосознание, его структура и развитие. Происхождение и сущность самосознания (Я-концепции). Самосознание как уникальный результат психического развития. Функционально-ролевые позиции самосознания: как средство обеспечения внутренней согласованности; как интериоризация опыта; как совокупность ожиданий Структура самосознания (Я-концепции) в трудах И.С. Кона, В В. Столина, Р. Бернса, У. Джеймса). Факторы, влияющие на представление человека о самом себе. Роль самосознания в жизни человека. Связь развития самосознания с процессом самопознания личности. Развитие самосознания и жизненный путь личности. Понятие самооценки. Методика С.А. Будасси. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Соотношение самооценки и уровня притязаний. Исследование самоотношения по методике нестандартизированного самоотчета. Тест-опросник самоотношения В. В. Столина. Опросник Стефансона, его достоинства и недостатки.




  1. Высшие психические функции, их строение, свойства, развитие

Высшие психические функции как сложное системное образование Строение высших психических функций. Основные характеристики высших психических функций: социальность, опосредованность и произвольность Развития высших психических функций в филогенезе Интериоризация. Опосредованность развития человеческой психики психологическими орудиями. Стадии превращения деятельности из интерпсихической в интрапсихическую.





  1. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе

Восприятие как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Проблема двойственной природы перцептивного образа: чувственная основа и перцептивный смысл (Э. Титченер). Моторные процессы, как существенный компонент восприятия (движения руки, ощупывающей предмет, движения глаза, прослеживающего видимый контур предмета, движения гортани, воспроизводящие слышимый звук, и т. д.) Операции (уровни) перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Развитие восприятия в онтогенезе.





  1. Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Методы диагностики мнемических процессов

Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Общее представление о памяти. Классификации видов памяти: по времени сохранения; по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору; по степени произвольности процесса запоминания. Развитее памяти в онтогенезе. Мнемические действия как сущность развития произвольной смысловой памяти. Память и возраст. Продуктивность, закономерности мнемических процессов на разных возрастных стадиях. Взгляды П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева и др. на проблему развития памяти в онтогенезе.




  1. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе

Общее понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственно чувственного познания. Связь мышления предметно-практической деятельностью. Мышление как самостоятельный вид деятельности. Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Концепция детского интеллекта и этапов его становления (Ж. Пиаже). Стадия сенсомоторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина





  1. Речь и ее развитие в онтогенезе. Методы диагностики речевых особенностей

Понятие речи. Виды речи. Значение слова как единицы мышления и речи. Функции речи. Внутренняя речь, ее значение, структура и функции. Становление и развитие детской речи. Дискуссия JI.C. Выготского и Ж. Пиаже по вопросу о сущности и судьбе эгоцентрической речи в процессе психического развития ребенка. Становление и функционирование детской речи, развитие ее грамматических структур и коммуникативных функций. Механизмы усвоения речи ребенком. Дискуссия о врожденности способности к усвоению речи у человека.

Диагностика речи. Диагностика развития речи у детей. Исследование звукоразличения: оценка фонематического восприятия, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Методика Г. Эббингауза. Изученйе понимания грамматических конструкций.



  1. Понятие креативности. Проблема соотношения интеллектуальных способностей и креативности. Методы диагностики креативности

Понимание креативности, (Е. Торренс, Ф. Барон, Дж. Гилфорд). Критерии креативности: беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность (М.А. Холодная). Понятие интеллектуальных Способностей. Виды интеллектуальных способностей: конвергентные и дивергентные способности. Дивергентные способности, как способности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности, как форма проявления креативности. Методы диагностики креативности.




  1. Эмоционально-волевая сфера личности

Общая характеристика эмоциональных процессов. Специфика эмоционального психического отражения. Характеристика эмоций: биологическая целесообразность эмоций; взаимосвязь эмоциональных и познавательных компонентов психики; эмоции и мотивация; предметность эмоций: регулятивная функция эмоций. Развитие учения об эмоциях в мировой психологии. Психология воли. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Психологические механизмы волевой регуляции. Волевые качества личности.





  1. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации

Мотивационная сфера человека, ее специфика. Факторы, детерминирующие формирование и развитие мотивационной сферы человека: социальная детерминированность, опосредованность интеллектом. Базовые потребности человека. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Ведущая деятельность и ведущая мотивация. Смена ведущей мотивации. Иерархическое строение мотивационной сферы человека. Характеристика мотивационной сферы человека: развитость и гибкость. Сила мотива. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Методики диагностики мотивационной сферы: прямые методы, личностные опросники и проективные методы. Достоинства и недостатки методик диагностики мотивационной сферы. Исследование уровня эмпатийных тенденций Шкала оценки потребности в достижении. "Измерение мотивации достижения" А. Мехрабиан. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса. Определение направленности личности - ориентационная анкета.




  1. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента

Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Классические теории темперамента. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Взгляды Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В. С. Мерлина, Я. Стреляу па природу и сущность темперамента. Вклад Г. Айзенка в развитие учения о темпераменте. Взаимосвязь строения тела и особенностей психики. Учение Э. Кречмера и В. Шелдона. Методы исследования темперамента. Личностный опросник Я. Стреляу. Личностный опросник Г.Ю. Айзенка. Опросник ОСТ В.М. Русалова. Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям Темпинг-тест. Личностный опросник Д. Кейерси.





  1. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера

Характер как система наиболее общих устойчивых черт личности. Биологическая основа характера: связь характера и темперамента. Характер и личность: взаимосвязь этих понятий. Свойства характера. Классификация черт характера. Классификация типов характеров по Э. Фрому. Типология характеров по К Г. Юнгу. Проблема нормы и патологии характера. Критерии патологических характеров (критерий Кебрикова - Ганнушкина). Акцентуированные характеры. Методы изучения характера. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека. Методика «Чертова дюжина». Измерение черт характера. 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла.





  1. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей

Понятие о способности. Отличие способностей от знаний, умений и навыков. Природа человеческих способностей. Биологическое (генотипичсское) и социальное (фенотипичсское) в способностях. Задатки как органические предпосылки способностей. Способности личность. Общие и специальные способности (В.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, ВВ. Давыдов). Позиция В.Д. Шадрикова в рассмотрении проблемы общих и специальных способностей. Методы диагностики способностей. Тесты общих способностей, шкала Стандфорд-Бине, тест П. Векслера, тест Д. Равена, ШТУР, краткий отборочный тест ВН. Бузина, тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка); тесты специальных способностей (моторных, сенсорных, технических, художественных, педагогических и т.д.).




  1. Структура личности в различных психологических теориях

Структурный подход к психологии личности в отечественной психологии. Динамическая функциональная структура личности в концепции К.К.Платонова. Идеи АН. Леонтьева о личности и их развитие А.В. Петровским в концепции структуры личности. Структура личности в концепции человекознания Б.Г. Ананьева. Структура личности в теориях глубинной психологии (3. Фрейд, К. Юнг). Структура личности в диспозициональных теориях личности (Р. Кеттелл, Г. Оллнорт, Г. Айзенк). Понимание структуры личности в когнитивной теории Дж: Келли.





  1. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента

Методы эмпирического исследования. Психологический эксперимент. Отличие эксперимента от других методов исследования в психологии. Особенности психологического эксперимента (проблема субъективности объекта). Основания для классификации экспериментов (действительность проведения и полнота процедуры, цель эксперимента, тип воздействия на испытуемого, тип экспериментальной ситуации, количество, независимых переменных и др.).





  1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Проблема возраста и возрастной периодизации в работах JI.C. Выготского. Соотношение психического возраста с хронологическим, биологическим, социальным. Периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину. Периодизация интеллектуального и личностного развития в психологии (Д.И. Фельдштейн, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон, JI. Колберг, Ж. Пиаже).





  1. Проблема личности в социальной психологии. Проблема соотношения социализации и индивидуализации

Специфика постановки проблемы личности в социальной психологии. Понятие и содержание процесса социализации. Социализация как инкультурация. Социализация как интернализация. Социализация как адаптация. Понятие и содержание процесса индивидуализации. Соотношение социализации и индивидуализации.





  1. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Обратная связь в общении. Виды слушания. Общая характеристика невербальной коммуникации

Понятие общения в широком и узком смысле. Виды общения: непосредственное, опосредованное, массовое общение. Особенности общения в современном мире. Диалогическое и монологическое общение. Уровни общения: фатический, информационный, личностный. Функции общения: коммуникативные, информационные, когнитивные, эмотивные, конативные, креативные. Общение как коммуникация. Общение как интеракция. Общение как социальная перцепция.




  1. Межличностный конфликт, его структура, динамика и функции. Стратегии разрешения конфликтов

Специфика рассмотрения конфликтов в социальной психологии. Понятие межличностного конфликта. Структурные характеристики конфликта: конфликтная ситуация, субъекты конфликта, объект конфликта, позиции участников конфликта, исход конфликта. Динамика конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание ситуации как конфликтной, этап конфликтных действий, разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные функции конфликта. Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.
Рекомендуемая литература



  1. Замедлина, Е. А. Этика и психология делового общения [Текст] : учебное пособие / Е. А. Замедлина. — 2-е изд. — Москва: Риор, [2013]. — 111 с. — (Бакалавриат) (Только лучшие книги). — ISBN 978-5-369-00368-8.

  2. Ефимова, Н. С. Социальная психология [Текст] : учебник для бакалавров / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. — М.: Юрайт, 2012. — 442 с. : ил. — (Бакалавр). — Прил.: с. 422-442. — Глоссарий: с. 414-421. — Библиогр.: с. 406-413 и в конце гл. — ISBN 978-5-9916-1564-8.

  3. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебное пособие для вузов / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. — 582 с. : ил. — (Учебник для вузов). — Библиогр. в конце гл. — ISBN 978-5-272-00062-0.

  4. Марцинковская, Т. Д. Психология [Текст] : учебник для вузов / Т. Д. Марцинковская. — Москва: Академия, 2013. — 397, [1] с. — (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат). — Прил.: с. 388-395. — Библиогр. в конце гл. — ISBN 978-5-7695-9548-6.

  5. Нуркова, В. В. Общая психология [Текст] : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2013. — 604 с. : ил. — Библиогр. в конце гл. — Имен. указ.: с. 593-604. — ISBN 978-5-9916-2506-7.

  6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2012. — 460 с. : ил. — (Бакалавр). — Прил.: с. 448-460. — Библиогр. в конце гл. — ISBN 978-5-9916-1639-3.

  7. Пряжникова, Е. Ю. Психология труда: теория и практика [Текст] : учебник для бакалавров / Е. Ю. Пряжникова. — М.: Юрайт, 2012. — 520 с. : ил. — (Бакалавр, Базовый курс). — Библиогр. в конце гл. — ISBN 978-5-9916-1964-6

  8. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст] : учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013. — 591 с. : ил. — (Учебник для вузов). — Предм. указ.: с. 587-591. — Библиогр. в конце гл. — ISBN 978-5-496-00045-1.

  9. Психология труда [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. С. Ю. Манухиной. — Москва: Юрайт, 2015. — 485 с. : ил. — (Бакалавр, Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4239-2.

  10. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебник для бакалавров / И. В. Шаповаленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 567 с. — (Бакалавр, Базовый курс). — Прил.: с. 559-567. — Библиогр. в конце гл. и в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-9916-1748-2.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТОВ


  1. Характер содержания ответа: точность, полнота, глубина, межпредметность.

  2. Компетентность в концептуальных и исследовательских материалах и способы их привлечения в ответе.

  3. Владение культурой ответа: логичность, краткость, обобщенность, прочность, оперативность, связь теории с практикой, наличие собственной позиции.

  4. Самостоятельность ответа и отражение в нем собственной профессионально-личностной позиции.

В соответствии с этими критериями ответ абитуриента оценивается следующим образом:

Абитуриент глубоко и полно владеет содержанием учебного материала и понятийным аппаратом; умеет связывать теорию с практикой, иллюстрировать примерами, фактами, данными научных исследований; осуществляет межпредметные связи, предложения, выводы; логично, четко, ясно и кратко излагает ответы на поставленные вопросы; умеет обосновывать свои суждения и профессионально-личностную позицию по излагаемому вопросу. Ответ носит самостоятельный характер – 80 – 100 баллов.

Ответ абитуриента соответствует указанным выше критериям, но содержание ответа имеет отдельные неточности (несущественные ошибки) в изложении теоретического и практического материала, отличается меньшей обстоятельностью, глубиной, обоснованностью и полнотой – 60 – 79 баллов.

Абитуриент обнаруживает знание и понимание основных положений излагаемого материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности и существенные ошибки в определении понятий, формулировке положений, не привлекает для аргументации ответа основные положения исследовательских, концептуальных и нормативных документов, не умеет применять знания для объяснения фактов, не умеет обосновать свои суждения; наблюдается нарушение логики изложения. Ответ отличается низким уровнем самостоятельности собственной профессионально-личностной позиции – 40 – 59 баллов.



Абитуриент имеет разрозненные, бессистемные знания; не умеет выделять главное и второстепенное; допускает ошибки в определении понятий, формулировке теоретических положений, искажающие их смысл; не ориентируется в нормативно-концептуальных, программно-методических, исследовательских материалах, беспорядочно и неуверенно излагает материал; не умеет соединять теоретическое положение с педагогической практикой; не умеет применять знания для объяснения фактов, не устанавливает межпредметные связи – 30 – 39 баллов.



Каталог: Shared%20Documents -> priem -> programs
Shared%20Documents -> Вопросы к экзамену по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»
Shared%20Documents -> Учебно-методический комплекс Челябинск 2010
programs -> Программа вступительных испытаний для поступающих на направление подготовки по магистерской программе 470403 «Религиоведение»
Shared%20Documents -> Роль и место духовно-нравственной культуры в системе образования костромской области
Shared%20Documents -> Вводится в действие с момента переутверждения
programs -> Программа «Менеджмент логистических систем»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница