Программа «Одаренные дети»



Дата25.04.2016
Размер64 Kb.
ТипПрограмма
Программа

«Одаренные дети»

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 31»

на 2010-2015 годы

Обоснование актуальности   программы

Модернизация  российской системы образования, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентностного  подхода,  введение новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.         

 Одаренные дети:



  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

  5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в  нашей школе.

В  течение многих лет в  школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения  на  педсоветах,   заседаниях  предметных МО, совещаниях при директоре.

Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем наших детей  являются гарантом реализации программы.



В нашем образовательном  учреждении

  • ведётся определённая работа по обновлению содержания  образования, форм, методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;

  • решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта обучающихся;

  • осуществляется  предпрофильная  и профильная подготовка по информатике, химии, математике, биологии, русскому языку, физике, истории, обществознанию;

  • формируется нравственный и гражданский облик выпускника;

  • развивается научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов;

  • обучающиеся имеют определённые успехи в олимпиадах, конкурсах, и спортивных  соревнованиях различного уровня;

  • проводится психолого-педагогическая диагностика одарённых детей;

  • осуществляется адресная поддержка  обучающихся и педагогов для развития способности и таланта;

  • ведется работа с семьями одарённых детей, в том числе и по адаптации в социуме одарённых детей.

Такая деятельность даёт положительный результат.

Целевые индикаторы и показатели:

  • наличие банка данных;

  • участие обучающихся в олимпиадах различного уровня, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;

  • наличие ученического научного общества;

  • участие  обучающихся в спартакиадах различного уровня и других спортивных мероприятиях;

  • участие  обучающихся в творческих конкурсах, обеспечение 100%  внеурочной занятости  обучающихся;

  • создание портфолио выпускника школы.

В результате  многолетней педагогической работы в школе сложились необходимые условия для творческого самовыражения обучающихся, выбора форм и методов обучения, воспитания и развития. Они отражены в программе «Одаренные дети».

Сроки  реализации: 2010-2015 гг.

Этапы работы:

1 этап – проектировочный

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в школе.

Задачи: 

  • изучение нормативной базы, подзаконных актов;

  • разработка программы работы с одаренными детьми;

  • разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей ;

  • анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2 этап – реализационный

Цель: реализация системы работы с одаренными обучающимися.

Задачи: 

  • диагностика склонностей обучающихся; 

  • разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения внеклассных мероприятий

  • адаптация учебных программ факультативов, курсов по выбору, элективных курсов. 

3 этап – функциональный

Цель: переход системы работы с одаренными обучающимися в режим функционирования.

Задачи: 

  • анализ итогов реализации программы;

  • достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе; 

  • коррекция затруднений педагогов в реализации программы;

  • обобщение результатов работы школы. 



Цель  программы : создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Основные задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

  2. организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

  3. отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  4. расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах различного уровня, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

  5. развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:

  • выявление одаренных  обучающихся;

  • создание банка данных «Одаренные дети»;

  • разработка индивидуальных форм работы;

  • внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;

  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, региональных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

  • включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские,  всероссийские  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

  • разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и  обучающихся   школы.

Организация  воспитательной работы в рамках программы:

  • формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

  • формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

  • формирование высокой речевой культуры;

  • утверждение здорового образа жизни школьника;

  • развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

  • принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

  • принцип  научности и интегративности;

  • принцип гуманизма и демократизма.

Основные мероприятия программы

  • организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

  • приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности обучающихся в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

  • приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

  • подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

  • проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

 


Основные мероприятия,  необходимые для реализации программы:



  • диагностика как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

  • создание благоприятных условий для реализации  интеллектуального, творческого потенциала одаренных детей.

  • развитие творческих  и познавательных способностей  обучающихся.

  • поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности. 

Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика:

  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.

  2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся 1-11 классов по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

  4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.

  5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.

  6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.


II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей:

  1. Организация консультативной помощи для  обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

  2. Информирование  обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

  3. Знакомство  обучающихся с новинками литературы.

  4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

  5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

  6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

  7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

  8. Увеличение времени для самостоятельной работы  обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих и познавательных  способностей:

  1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

  2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

  • творческие ответы;

  • выполнение творческих тематических заданий;

  • выполнение проблемных поисковых работ;

  • выступления в лекторских группах;

  • назначение ответственными за проведение предметных недель;

  • приобщение (в различных формах) к работе учителя;

  • повышение степени сложности заданий;

  • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

  1. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.


IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1. Создавать постоянно действующие стенды, посвященные победителям олимпиад, конкурсов, выставок.

2. Выносить на публичное обозрение своевременное поощрение успехов  обучающихся (линейки, молнии-объявления).

3. Отправлять благодарственные письма родителям по месту работы.

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

5. Освобождать от переводных экзаменов победителей олимпиад различного уровня.

 Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети»




Мероприятие

Период  исполнения

Ответственные

1

Откорректировать список одаренных детей с указанием предмета.

Октябрь 2010

Председатель МС, классные руководители, учителя-предметники

2

Диагностика  обучающихся по следующим направлениям:

  • Творческое мышление

  • Толерантность

  • Предпочтительные виды деятельности

  • Доминирование левого и правого полушария

  • Вы лидер?

  • Диагностика задатков и склонностей

  • Поведенческая характеристика одарённых детей

ежегодно

Председатель МС,

классные руководители, педагог-психолог



3

  Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных, одарённых   обучающихся.



 ежегодно

 

октябрь



Председатель МС, педагог-психолог

4

Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи  в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников  и психолога

ежегодно

Педагог-психолог, учителя-предметники

 


5

Проведение тестирования учителей на склонность к работе с одарёнными детьми

 первая четверть

2010 год


Педагог-психолог

6

 Осуществление контроля за выполнением учебных программ и исследовательской деятельности одарённых детей

2011 – 2015

Председатель МС, руководители МО

7

Приобретение литературы, компьютерных программ  для организации работы с одарёнными детьми

постоянно

Библиотекарь, учителя-предметники

8

Расширение сети курсов по выбору, элективных курсов с учётом способностей и запросов обучающихся

в течение года

Администрация, учителя-предметники

9

Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

ежегодно

Учителя-предметники

10

Привлечение  одарённых обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

2010 – 2015

Учителя-предметники

11

Вовлечение  одарённых  обучающихся к участию в   олимпиадах различного уровня, в конкурсах, выставках, фестивалях  с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.

ежегодно

Председатель МС, учителя-предметники

12

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Сентябрь- октябрь 2010

Администрация, учителя-предметники

13

 Применение   здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

2010– 2015

Учителя- предметники

14

Проведение  педагогических  консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации,  проведение родительских  собраний, консультаций  с психологом школы.

2010 – 2015

Учителя  – предметники, Педагог-психолог, администрация

15

 Активизация  работы научного общества «Интеграл»

постоянно

Председатель МС, руководитель НОУ

16

Участие в городских Спартианских играх

В течение года

Руководитель кружка Стекачева С.А.

17

Расширение системы дополнительного образования    для развития творческих способностей одарённых детей

В течение года

Педагоги дополнительного образования, учителя- предметники

18

 Осуществление  взаимодействия  с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми.

2010 – 2015

учителя-предметники, педагоги дополнительного  образования.

19

 Подготовка и проведение предметных недель и декад

Раз в четверть

Учителя-предметники, руководители МО

20

Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции

 Март - апрель

Председатель МС, руководитель НОУ, учителя-предметники

21

Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах

В течение года

Учителя-предметники

22

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми

ежегодно

Председатель МС, руководители МО, учителя-предметники

23

Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке  обучающихся.

ежегодно

Администрация, руководители МО

24

Участие в городской интеллектуально-спортивной игре «Что? Где? Когда?»

В течение года

Руководитель Красникова И.Н.

25

Участие в международных предметных играх: «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Английский бульдог».

В течение года

Руководители МО, учителя-предметники

26

Участие во всероссийской игре «Инфознайка»

январь

Руководитель МО, учителя-предметники

27

Участие в городской экологической игре «День Земли»

март

Руководитель Семенова М.А.

28

Участие во всероссийских  конкурсах по разным предметам

В течение года

Учителя-предметники, руководители МО

29

Организация и проведение школьного творческого фестиваля «Звёздный дождь»

Январь- февраль

Зам. директора по воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители

30

Участие обучающихся в творческих конкурсах и спортивных мероприятиях различного уровня

постоянно

Учителя- предметники, педагоги дополнительного образования

31

Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований

В течение года

Классные руководители, учителя физкультуры

32

Участие в межрегиональной практической конференции «Старт в науку»

январь

Учителя-предметники

33

Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных  и творческих конкурсов

В  течение года

Классные руководители, педагоги дополнительного образования

34

Ведение курсов по выбору,   элективных  и  факультативных курсов

2010 – 2015

Администрация

35

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми

постоянно

Председатель МС

36

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

В течение года

Председатель МС, учителя- предметники

37

Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа»

В конце года

Председатель МС

38

Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми

В течение года

руководители МО

39

Проведение торжественной церемонии вручения золотых и серебряных медалей выпускникам школы

июнь

Администрация

40

Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме «Создание банка  творческих работ обучающихся по итогам   конкурсов, выставок»

2 раза в год

Учителя- предметники, руководители МО

41

Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям различного уровня

В течение года

Учителя-предметники

42

Участие в конкурсах различного уровня образцовых коллективов театра моды «Стиль», хореографической студии «Ритм»

В течение года

Руководители Локтионова Г.Н., Еремина М.В.

43

Участие в городской игре «Зарница»

май

Преподаватель-организатор Щадных О.Н.

44

Участие в муниципальных и региональных конкурсах «ЮИД»

апрель

Преподаватель-организатор Щадных О.Н., социальный педагог Дугина М.В.

45

Участие в муниципальных конкурсах «Юный пожарный», «Юный спасатель», «Школа безопасности»

март-май

Руководители Шапков В.П., Щадных О.Н.

46

Участие в городской целевой военно-патриотической игре «Патриот»

В течение года

Руководитель кружка «Кметъ» Зиновьева Н.А.

47

Активное  внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках

постоянно

Учителя-предметники

48

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

2010-2015

Председатель МС, руководители МО, учителя-предметники

49

Анализ результативности с одарёнными обучающимися:

  • на совещании при директоре

  • методических объединениях

  • педсовете

2010-2015

Администрация

Контроль и учёт эффективности реализации данной  программы

  1. Организация контроля за реализацией  программы «Одарённые дети» осуществляется в виде:

  • предметного контроля;

  • процессуального контроля;

  • контроля по результатам реализации программы.

  1. Результативность работы в течение года анализируется на:

  • совещании при директоре;

  • методических объединениях;

  • педсовете.

Ожидаемые результаты

  • создание  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;    

  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;

  • расширение сотрудничества школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке  обучающихся;

  • формирование банка данных, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;

  • расширение системы дополнительного образования; удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого,  интеллектуального уровня;

  • повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания;

  • увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НОУ, фестивалях; повышение показателей успешности детей на  олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня;

  • изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости;

  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;

  • увеличение изданий исследовательских работ  обучающихся;

  • пополнение нормативного и методического обеспечения деятельности,  направленной на работу с одаренными детьми.

Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

  1. Исполнение государственных принципов Закона РФ «Об образовании».

  2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных обучающихся.

  3. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.

  4. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и педагога- психолога.

  5. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми обучающимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

  6. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

  7. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

Организационная деятельность школы

  1. Совещания по результатам диагностирования.

  2. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.

  3. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, консультации по предметам, индивидуальные занятия) и внешкольного образования.

Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов

  1. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций в рамках школы.

  2. Организация и проведение школьных олимпиад, участие в олимпиадах различного уровня.

  3. Выявление одаренных детей и направление их в учреждения, занимающиеся дополнительным образованием детей.

  4. Организация участия детей:

  • в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях;

  • в городских, областных конференциях.


Наблюдение, контроль за выполнением программы

  1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы с одаренными обучающимися.

  2. Проведение тестов, анкетирования  обучающихся творческого уровня.

  3. Проведение школьных олимпиад, конференций, конкурсов, творческих отчетов.

  4. Аналитико-корректирующая деятельность ответственного за организацию работы с одаренными  обучающимися.

Информационно-исследовательская работа

Работа с одаренными детьми должна опираться на прочную информационную базу.


Представляется необходимым создание банков данных (компьютерных):

  1. Банк данных по одаренным детям (сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований, данных об их учебе).

  2. Банк данных по учителям, работающим с одаренными детьми (информация об  учителях, формах работы с детьми).

  3. Банк справочно-библиографических данных: информация по отечественной и зарубежной литературе (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по различным проблемам детской одаренности, а также сведения по организациям, исследованиям, программам, проектам, связанным с научной и практической работой в области детской одаренности.

Подготовка кадров для работы
с одаренными детьми и  обучающимися

Подготовка преподавателей по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми в школе, является необходимым условием  претворения в жизнь всей программы. Необходима  организация ряда мероприятий по решению этого вопроса.



  1. Создание банка данных по учителям, работающим с одаренными детьми.

  2. Исследование психолого-педагогической компетентности  учителей в области работы с одаренными детьми.

  3. Повышение квалификации преподавателей через организацию семинаров, конференций, на курсах повышения квалификации.

  4. Проведение практических занятий, тренингов, учеб с привлечением научных сотрудников.   Обеспечение специалистов, работающих с одаренными детьми литературой (методической), информирование о новинках литературы.

  5. Разработка и реализация системы мер поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми.

Работа с родителями

Школьное образование эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.

Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработка системы рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:


  1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

  2. Чтение  лекций для родителей.

  3. Подбор научной и практической литературы для родителей.

  4. Оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующей тематики:

  • «Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол»

  • «Интроверсия. Психологические аспекты одаренности»

  • «Профориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка»

Развитие и обучение одаренных детей и   обучающихся

Школа 1 ступени – при обучении и развитии одаренных детей в школе 1 ступени важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

Школа 2 ступени (V – VIII классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным и индивидуальным программам.

Школа 3 ступени (XI – XI классы) – акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, элективные курсы. Основную роль внешкольного обучения и развития одаренных детей выполняют НОУ, кружки и т.д.

Предметные олимпиады школьников

Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач.

Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей. Во-вторых, они активно привлекают в науку одаренных детей.
В-третьих, они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями.

Научное общество обучающихся

НОУ – добровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученых, педагогов и других специалистов.

Главная задача научного общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:


  1. диагностика одаренности детей и подростков;

  2. раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;

  3. выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.

Высшим органом школьного НОУ является конференция членов общества, которая проводится  один раз в год. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.

Руководство работой школьного НОУ осуществляет Совет. В состав Совета входят обучающиеся – члены научного общества. Возглавляет НОУ ответственный за деятельность НОУ, назначенный из числа преподавателей школы. Кураторами являются руководители предметных МО.



План работы научного общества обучающихся может включать следующие разделы:

  1. Заседания Совета НОУ;

  2. Познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ;

  3. Научно-исследовательская деятельность;

  4. Творческая деятельность.

Социально-психологическое обеспечение реализации программы:

  • создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых детей;

  • создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятствующего  реализации программы;

  • обучение одарённых детей навыкам поддержания  психологической стабильности и психорегуляции;

  • формирование  умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников,  педагогов);

  • организация  работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

Материально-техническое  обеспечение:

  • пополнение  библиотечного фонда школы справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями;

  • компьютеризация образовательного процесса;

  • обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций;

  • привлечение спонсорского финансирования для материального поощрения одарённых детей.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница