Программа «одаренные дети»



страница1/3
Дата25.04.2016
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №17 города Костромы

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Директор МОУ лицея № 17



« » « »_ _____________Е.П.Троицкая

Программа

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

на 2009-2013 гг.

Кострома
2009

СОДЕРЖАНИЕ



I. Паспорт Программы

II. Концепция Программы

2.1. Теоретические положения Программы

2.2 Основные направления деятельности лицея по реализации Программы

2.3. Основные модули Программы

2.4. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию Программы

2.5. Модель функционирования Программы



III. План реализации Программы

IV. Механизм реализации Программы

V. Мониторинг Программы

VI. Ресурсное обеспечение Программы


I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа «Одаренные дети» МОУ лицея №17 г. Костромы на 2008-2013 г.г.

Заказчик Программы

Управление образования администрации г. Костромы.

Основания для разработки Программы


– Проект Министерства образования и науки РФ «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», от 8 мая 2008 года (приложение к письму № 03-946). представляет собой не то иное, как программу развития российского образования до 2020 года.

– Национальная доктрина образования в РФ, принятая постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751;

– Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 гг.» (Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172;

– Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ);

– Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);

– Федеральная программа развития образования (закон РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ);

Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (Проект)

– Закон Костромской области «Об основах государственной молодежной политики в Костромской области»;

– Муниципальная целевая программа развития системы образования г. Костромы до 2010 года;

– решение коллегии Департамента образования и науки администрации Костромской области (апрель 2003 г.).

– нормативные акты МОУ лицея № 17 г. Костромы (Устав МОУ лицей №17, Положения)


Разработчик программы

Администрация и рабочая группа по работе с одаренными детьми МОУ лицея № 17 г. Костромы.

Исполнители Программы

Педагогический коллектив МОУ лицея №17 г. Костромы, родители, учащиеся, органы общественно-государственного управления лицеем.

Цель Программы

Создание образовательной среды для проявления развития и демонстрации способностей одаренных детей

Задачи Программы

- Создание оптимальных психолого-педагогических условий для выявления признаков одаренности, развития и реализации способностей одаренных детей.

-Реализация программы психолого-педагогического сопровождения одаренных и способных детей в учебно-воспитательном процессе и основных направлений психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

- Внедрение в образовательную практику лицея продуктивных технологий диагностики одаренности, обучения и развития интеллектуально одаренных детей;

-Организация и проведение психолого-педагогического мониторинга эффективности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

-Создание системы подготовки, повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;

- Реализация программы тьюторского сопровождения;

-Реализация проекта «Развитие интеллектуальной одаренности школьников: от «Малышкиной школы» до научного лицейского общества»;

- Реализация проекта «Школьная пресса»;

- Разработка проекта «Сетевая лаборатория»;

- Разработка проекта «Летняя проектно-исследовательская школа»;

-Разработка проекта «Первые шаги. Предшкольная подготовка»;

-Разработка проекта «Дистанционная профильная школа»;

-Разработка программы «Проектно-исследовательской деятельности учащихся лицея»;

-Внедрение в программу «Лицейское образование» индивидуальных образовательных маршрутов;

-Совершенствование материально-технической базы центра по работе с одаренными детьми «Интеллект»


Сроки и этапы реализации Программы

1 этап: аналитический – 2008-2009

Обобщение педагогами лицея опыта отечественной педагогической науки и практики по проблеме работы с одаренными детьми; обобщение методических приемов работы с одаренными детьми; диагностика работы педагогического коллектива с одаренными детьми и корректировка стратегии повышения профессиональной квалификации; модернизация психолого-педагогической диагностики коллектива учащихся; выработка новой стратегии работы с одаренными детьми; обновление содержания учебной (разработка профилей, индивидуальных образовательных маршрутов и т.л.), внеурочной и внеклассной работы с одаренными детьми; апробирование педагогических технологий обучения одаренных детей; разработка новой проектной документации; подготовка субъектов образовательной деятельности к предстоящим изменениям; подготовка тьюторов.



2 этап: практический – 2009-2010/2010-2011/2011-2012

Создание оптимальных психолого-педагогических условий для выявления признаков одаренности, развития и реализации способностей одаренных детей; реализация программы психолого-педагогического сопровождения одаренных и способных детей в учебно-воспитательном процессе и основных направлений психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; диссеминация опыта (городские и региональные научно-практические семинары, форумы, конференции, профессиональные конкурсы); научно-исследовательская и проектная деятельность педагогов; работа опорной площадки «Технологии работы с одаренными школьниками на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения»; внедрение в образовательную практику лицея продуктивных технологий диагностики одаренности, обучения и развития интеллектуально одаренных детей создание новых учебно-методических комплексов, образовательных маршрутов, авторских учебных программ и пособий для одаренных детей, методических пособий для учителей; разработка и внедрение системы непрерывного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в учебной и внеучебной деятельности; организация и проведение психолого-педагогического мониторинга эффективности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; создание системы подготовки, повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми; реализация проекта «Развитие интеллектуальной одаренности школьников: от «Малышкиной школы» до научного лицейского общества»; модернизация программы предшкольной подготовки;

Реализация проекта «индивидуальные образовательные маршруты в начальной школе»; внедрение в программу «Лицейское образование» индивидуальных образовательных маршрутов; совершенствование материально-технической базы центра по работе с одаренными детьми «Интеллект»; реализация проекта «Школьная пресса»; разработка проекта «Сетевая лаборатория»;

разработка проекта «Летняя проектно-исследовательская школа»;

разработка проекта «Первые шаги. Предшкольная подготовка»; разработка проекта «Дистанционная профильная школа»; разработка программы «Проектно-исследовательской деятельности учащихся лицея».

3 этап обобщающий – 2012-2013

Анализ и описание результатов; обобщение результатов деятельности; подготовка материалов к публикациям, представление опыта работы по программе «Одаренные дети» в научных собраниях различного уровня; диссеминация опыта по проблемам работы с одаренными детьми.



Основные мероприятия по реализации Программы

– совершенствование материальной базы лицея;

– комплектование программного обеспечения для обновления образовательного процесса;

– организация и проведение школьных, городских, областных олимпиад, конкурсов, фестивалей, турниров;

- организация работы проектной недели, Дня науки лицея, летней исследовательской практики учащихся профильных классов, творческих студий, лабораторий, мастерских;

– организация участия в городских, региональных и Всероссийских форумах;

– развитие деятельности научного общества учащихся;

- развитие системы работы ЦОШ «Интеллект»;

–смотры, конкурсы художественного, декоративно-прикладного профиля;

–осуществление организационных мероприятий (развитие инфраструктуры лицея);

– развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы с одаренными детьми; повышение уровня методологической, методической культуры педагогов лицея; системы обучения тьюторов;

–реализация программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

– педагогическая поддержка семьи в работе с одаренными детьми;

– формирование классов с углубленным и профильным изучением, ориентированных на высокие уровни освоения материала учебной мотивации и познавательной активности учащихся;

– создание новых учебных планов для этих классов;

– подбор высококвалифицированных педагогических кадров, владеющих развивающими технологиями;

- введение программы наставничества;

– сотрудничество школы с высшими учебными заведениями с целью организации довузовской научной работы учащихся;

– расширение системы дополнительного образования;

- введения сквозных факультативных и элективных курсов;

– индивидуализация и дифференциация в процессе обучения и воспитания.



Ожидаемые результаты реализации Программы


-Созданная образовательная среда для проявления развития и демонстрации способностей одаренных детей;

-Наличие эффективного управления процессами сопровождения одаренных детей;

-Наличие оптимальных психолого-педагогических условий для выявления признаков одаренности, развития и реализации способностей одаренных детей;

-Эффективная реализация программы психолого-педагогического сопровождения одаренных и способных детей в учебно-воспитательном процессе и основных направлений психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

- Отработка в образовательной практике лицея продуктивных технологий диагностики одаренности, обучения и развития интеллектуально одаренных детей;

-Наличие системы психолого-педагогического мониторинга эффективности психолого-педагогического, тьюторского, сопровождения одаренных детей;

-Наличие системы подготовки, повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, тьюторов;

-Увеличение количества одаренных учащихся участников и победителей конкурсов и олимпиад различных уровней, поступающих в ВУЗы;

-Эффективная реализация проекта «Развитие интеллектуальной одаренности школьников: от «Малышкиной школы» до научного лицейского общества»;

- Эффективная реализация проекта «Школьная пресса»;

- Наличие проекта «Сетевая лаборатория»;

- Наличие проекта «Летняя проектно-исследовательская школа»;

-Наличие проекта «Первые шаги. Предшкольная подготовка»;

-Наличие проекта «Дистанционная профильная школа»;

-Наличие программы «Проектно-исследовательской деятельности учащихся лицея»;

-Использование индивидуальных образовательных маршрутов в программе «Лицейское образование» ;

-Улучшение состояния материально-технической базы центра по работе с одаренными детьми «Интеллект»


Источники финансирования

внебюджетные средства, родительские средства.


Организация контроля за

исполнением Программы

директор МОУ лицея №17 г. Костромы.


II. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Среди проблем современного образования, находящихся сегодня в центре внимания руководителей системы образования, учителей-практиков, особое место занимает проблема характера и качества образования, соответствия предоставляемых образовательных услуг запросам и потребностям общества и отдельного человека. Особого внимания в связи с этим заслуживают вопросы развития творческих способностей и возможностей учащихся.

Национальная доктрина образования в РФ требует обеспечить:

- разностороннее и современное развитие детей и молодежи, развитие их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности;

- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми, участие педагогических работников в научной деятельности.

Данная программа разработана на концептуальных положениях, изложенных в Федеральной программе «Дети России» и ее подпрограмме «Одаренные дети», цель которой – разработка психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных школьников.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современной школы. В своей работе мы придерживаемся взглядов авторского коллектива «Рабочей концепции одарённости» в составе: Богоявленской Д.Б., Шадрикова В.Д., Брушлинского А.В., Дружинина В.П., и др., ее второго издания, расширенное и переработанное в 2003 году в рамках Федеральной программы «Одарённые дети» 1998 года по заказу Министерства общего и профессионального образования РФ.

В своей работе мы опираемся на следующие понятия. Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одарёнными» и «одарённые дети встречаются крайне редко». Нам близка следующая позиция: потенциальная одарённость по отношении к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.

Исходя из этого, в практической работе с одарёнными детьми мы используем понятия «одарённый ребёнок» и «признаки одарённости ребёнка» или «ребёнок с признаками одарённости». Признаки одарённости – это те особенности одарённого ребёнка, которые проявляются в его реальной деятельности и охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный – характеризует способы его деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребёнка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одарённость, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одарённость, но не обязательно порождающие её. Поэтому мы рассматриваем наличие указанных особенностей лишь основанием для предположения об одарённости, а не для вывода о её безусловном наличии.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы

Мы опираемся на следующие признаки в определении одаренных детей:

– имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

– испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Следует подчеркнуть, что поведение одарённого ребёнка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам, но даже наличие одного их этих признаков привлекает наше внимание.

Мы придерживаемся классификации видов одарённости по критерию «вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики», т.к. этот подход в плане понимания природы детской одарённости.

В рамках этой классификации решаются два вопроса: как соотносятся одарённость и отдельные способности? И существует ли «творческая одарённость» как особый вид одарённости?

Выделение видов одарённости по критерию видов деятельности (практической, познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной) позволяет отойти от житейского представления об одарённости как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одарённости как системного качества.

При этом деятельность, её психологическая структура, выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для её успешной реализации. Поэтому, в нашем понимании, одарённость выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. А развитие деятельности по инициативе самого ребёнка и есть творчество.

Понятия «одарённость» и «творческая одарённость» в нашем понимании выступают как синонимы. Творческая одарённость – это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но её преобразования и развития.

Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одарённости, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения. Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.

Школа № 17 г. Костромы существует с 1985 года; в 1995 году получила статус муниципального лицея с углублённым изучением предметов естественно-научного, физико-математического и гуманитарного циклов.

Основное направление деятельности лицея в предыдущие годы заключалось в создании системы работы по психолого-педагогическому сопровождению интеллектуально одаренных детей с дошкольного возраста до окончания обучения в лицее. Такая система легла в основу Программы «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей», основная цель которой заключается в создании оптимальных условий для выявления признаков одаренности, развития и реализации способностей одаренных детей. Эта цель реализуется через следующие задачи:

1. Поиск адекватных современных подходов к пониманию структуры и функций детской одаренности, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся.

2. Реализация программы психолого-педагогического, тьюторского сопровождения одаренных и способных детей.

3.Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.

4.Обеспечение психического и психологического здоровья одаренных детей

5.Формирование и развитие способности одаренных детей к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем.

6.Отбор методов и приёмов обучения и развития одаренных детей, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

7.Оказание своевременной психологической поддержки родителям одаренных детей.

8. Отработка технологии тьюторства.
Однако на сегодняшний день проблема качества образования, соответствия предоставляемых образовательных услуг запросам и потребностям социального заказчика (родителя) продолжает оставаться весьма актуальной. Согласно Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (Проект), «реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал… важнейшими становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование». Особое внимание в связи с этим уделяется системе поддержки талантливых детей: «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».
Решение данных проблем и обусловило цель и задачи Программы.

Целью реализации программы «Одарённые дети» является создание образовательной среды для проявления развития и демонстрации способностей одаренных детей
Ведущими задачами программы являются:

- Создание оптимальных психолого-педагогических условий для выявления признаков одаренности, развития и реализации способностей одаренных детей.

-Реализация программы психолого-педагогического сопровождения одаренных и способных детей в учебно-воспитательном процессе и основных направлений психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

- Внедрение в образовательную практику лицея продуктивных технологий диагностики одаренности, обучения и развития интеллектуально одаренных детей;

-Организация и проведение психолого-педагогического мониторинга эффективности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

-Создание системы подготовки, повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, системы подготовки тьюторов;

-Реализация проекта «Развитие интеллектуальной одаренности школьников: от «Малышкиной школы» до научного лицейского общества»;

- Реализация проекта «Школьная пресса»;

- Разработка проекта «Сетевая лаборатория»;

- Разработка проекта «Летняя проектно-исследовательская школа»;

-Разработка проекта «Первые шаги. Предшкольная подготовка»;

-Разработка проекта «Дистанционная профильная школа»;

-Разработка программы «Проектно-исследовательской деятельности учащихся лицея»;

-Внедрение в программу «Лицейское образование» индивидуальных образовательных маршрутов;

-Совершенствование материально-технической базы центра по работе с одаренными детьми «Интеллект»

Основные принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип гуманизации образования; принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода в обучении; принцип дифференциации и индивидуализации обучения; принцип максимального разнообразия представленных возможностей для разностороннего развития личности.



Каталог: Kostroma EDU -> Licey17
Kostroma EDU -> 1 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
Kostroma EDU -> Программа деятельности Методического Ресурсного Центра
Kostroma EDU -> К вопросу о формировании личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда
Kostroma EDU -> Публичный отчет директора за 2012-2013 учебный год г. Кострома 2013
Kostroma EDU -> Одной из важнейших задач школы является формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся
Kostroma EDU -> Понятия «технология», «педагогическая технология», Признаки педагогической технологии
Kostroma EDU -> Деятельность пмпк в условиях современного образования
Licey17 -> Многогранность творчества Леонардо да Винчи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница