Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки магистр



Скачать 486.59 Kb.
страница1/3
Дата13.02.2016
Размер486.59 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

ИСТОРИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В РОССИИ




Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки – магистр
Автор: кандидат юридических наук, доцент В.И. Карпец
М., – НИУ ВШЭ. – 2011.
© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011

© Владимир Игоревич Карпец, 2011

Пояснительная записка

История политических и правовых учений как наука и как учебный курс сложились в нашей стране к середине ХХ века. В университетах Европы и Америки история политических и правовых доктрин, как правило, отдельные научные и учебные дисциплины, причем первую преподают на политических факультетах, вторую – на юридических. На наш взгляд, отказываться от сложившейся отечественной образовательной практики нет необходимости, поскольку в любой цивилизации право и политика тесно связаны, более того, взаимно определяют друг друга. Иной вопрос, что ставить на первое место – «правовое» или «политическое». Здесь ответ зависит от того, придерживается ли автор курса естественно-правовой концепции или находится на позициях юридического позитивизма, иными словами, как он отвечает на вопрос о первичности государства или права в данной диаде. Это следует оговаривать на вступительной лекции; при составлении программы мы следуем общепринятой в большинстве вузов терминологии.

Однако, на наш взгляд, повышение общественного интереса в последнее время именно к проблематике права вполне позволяет дополнить историю политический и правовых учений также историей правосознания. Поэтому мы идем на то, что переформулируем именование учебной дисциплины как «История правосознания, политической и правовой мысли в России».

Цель данной дисциплины – дать представление об основных этапах становления и развития правосознания и политико-правовой мысли в России с древнейших времен до наших дней. Речь идет, прежде всего, о генезисе понятий «закон» и «власть», их соотношении и взаимодействии на протяжении истории, дополненное изучением представлений о власти и законе в народном и «элитарном» сознании разных эпох. Такой подход призван расширить профессиональный кругозор магистранта, придать ему навыки исторического и структурно-правового анализа, способность видеть перспективы развития государства и права в контексте истории.

По итогам изучения курса истории правосознания. правовых и политических учений России магистрант должен:

ЗНАТЬ основные критерии правосознания в рамках теории государства и права, основные этапы развития политико-правовых идей на Руси и в России с древнейших времен до наших дней, особенности эволюции концепций основных отраслей права, основные подходы отечественных и зарубежных мыслителей к Российскому государству и праву, их сходство и различия.

ИМЕТЬ основные представления о цивилизационных и культурных государственно-правовых парадигмах и их проявлениях во времени, о связи историко-правового развития и развития политико-правовых идеологий, прежде всего применительно к истории России.

УМЕТЬ работать с памятниками историко-правовой мысли и смежными с ними (религиозными, философскими и т.д.) источниками, анализировать их, сопоставлять типологические модели политико-правовых идеологий и взглядов на отраслевые вопросы в прошлом и настоящем, выявлять политико-правовые традиции, их жизнеспособные и нежизнеспособные стороны.

ОБЛАДАТЬ навыками сравнительного исследования памятников права, реферативного их изложения, реферативного изложения различных точек зрения историков, юристов, философов и политиков на изучаемые вопросы, навыками написания рефератов и курсовых работ по проблематике курса.

БЫТЬ СПОСОБНЫМ формулировать и отстаивать свою собственную точку зрения вне зависимости от позиции преподавателя, вести дискуссию.

Перед мысленным взором слушателей курса должны пройти все исторические этапы истории политико-правового сознания и мысли России: от древнерусской «роты» и ритуально-символического права славян, через христианское соотношение «закона и благодати», восприятие государственных традиций Византийской и Монгольской империй, «тягловое государство» и «право-правду» средневековой Москвы, до «регулярного государства» Российской империи, «советского социалистического государства и права», современных концепций правового государства и «встраивания» в глобальный миропорядок.

Анализ правосознания и политико-правовой мысли предлагается производить на основе новейших методов структурной социологии и парадигматического анализа на основании разбора трех основных парадигм истории – «премодерна», «модерна» и «постмодерна». При этом речь пойдет о единстве правосознания, политической и правовой мысли в России, их «логоса» и «мифоса» на протяжении веков и даже тысячелетий.

Правосознание и политико-правовая мысль анализируются в их взаимосвязи. Поэтому в ходе курса будет сделана попытка взгляда на «народное правосознание» – от языческих времен до современного «правового нигилизма», на самом деле, глубоко укорененного в истории, и, с другой стороны – «борьбы за право» как «элитарного» правосознания, а в отношении отдельных представителей политической и правовой мысли внимание будет уделено и «консерваторам», и «либералам», и «правым», и «левым» – от митрополита Илариона Киевского, в недрах главного труда, которого, как в матрице, заложены все направления русской правовой мысли – далее – как преп. Иосифу Волоцкому, так и «новгородским еретикам», как Иоанну Грозному, так и Андрею Курбскому, как Патриарху Никону, так и старообрядческой мысли, вплоть до «нетовщины», как Г.Сковороде, так и «просветителям» во главе с Новиковым, как «славянофилам», так и «западникам», как Л. Тихомирову и К. Леонтьеву, так и Б. Чичерину и П. Милюкову, как «евразийцам», так и либеральной части эмиграции, как П. Стучке и Е. Пашуканису, так и С. Алексееву и В. Нерсесянцу.

Предметом науки истории политико-правовых учений является, прежде всего, историко-сравнительное изучение взглядов на проблематику власти и закона в их взаимоотношениях. Здесь можно выделить несколько основных парадигм, объединяющих и разъединяющих политико-правовые идеологии.

1. Циклическое время (сакральная парадигма) и линейное время (историческая парадигма).

2. Первичность власти по отношению к собственности (восточная парадигма) и первичность собственности по отношению к власти (западная парадигма).

3. Первичность власти по отношению к закону (парадигма традиции) и первичность закона по отношению к власти (парадигма модерна).

4. Власть и закон как проявление (откровение) и власть и закон как договор («завет»).

Эти и некоторые другие парадигмы мы можем выявлять на протяжении всей истории политико-правовых учений с древнейших времен до наших дней.

С точки зрения хронологии мы следуем за принятым в литературе делением на древний мир (древневосточный, античный и библейский), средние века (прибл. c IV в. по Р.Х. до XV-XVI вв.), эпоху модерна (от XVII в.), добавляя к этому делению также начавшийся в конце ХХ столетия промежуточный период «постмодерна», который, по мнению «модернистов», означает начало «конца истории», а по мнению традиционалистов – начало «великого возвращения» через преодоление постмодернизма.

Содержание курса претерпело некоторые изменения по сравнению с основными учебными пособиями и тем, что обычно в нем содержится. Дело в том, что на протяжении долгого времени многие крупные имена и целые течения замалчивалась, другим же, напротив, уделялось неоправданно много внимания, несоразмерно с их подлинным значением, что было вызвано конъюнктурными и иными привходящими обстоятельствами. Мы попытались этот пробел восполнить. Мы также обращаем внимание студентов на то, что большинство политико-правовых идей на протяжении истории были в большей степени связаны с породившей их культурно-религиозной средой, чем о том порой было принято говорить. И здесь мы пытаемся сделать, пусть первый, но все-таки шаг вперед.

В ряде случаев автор курса применяет сравнительно-исторический метод. Он проявляется не только в сопоставлении школ и учений одной (или разных) стран и эпох, но и в изложении оценок тех или иных мыслителей более поздними, в том числе позднейшими, авторами. Это помогает ретроспективному взгляду на правосознание и историю политико-правовых учений, пониманию ее целостности

В рамках тематики курса иногда бывает трудно четко разделить ее. Одно перетекает в другое. Новое уже заключено в предыдущем. Поэтому в ряде случав изложение материала начинается в рамках одной темы и разворачивается в рамках другой. Так, например, происходит с изложением альтернативных коммунизму идей советского периода и взглядам «диссидентов» в рамках тем 16–17.

Совершенно очевидно, что по некоторым проблемам у лектора и магистрантов могут существовать разные точки зрения. Мы не стремимся навязывать собственную. Это, однако, не означает, что наличие альтернативных суждений может выражаться в непосещении лекций или нарушении учебной дисциплины. Студент может высказывать свою позицию в письменных (курсовых) работах, эссе и рефератах, на семинарах и в личных беседах с преподавателем на консультациях (что только поощряется и может быть учтено на экзамене). Единственное условие: точка зрения студента должна быть аргументирована, а не основана на «общих местах» публицистического плана.

История правосознания и политико-правовой мысли, помимо собственно истории государства и права, неразрывно связана с общегражданской историей, философией, социологией, культурологией, религиоведением. В ходе раскрытия основных тем курса эта проблематика также будет раскрываться по мере необходимости.

Магистрант, изучающий данный курс, должен уметь соотносить положения различных научных и учебных дисциплин, понятия и термины, применять их к анализу явлений, что будет способствовать его теоретическому и профессиональному росту в области права.

В ходе изучения курса предусматривается проведение контрольной работы (в виде эссе или развернутого теста), которую предполагается провести во второй половине второго модуля, перед экзаменом. В контрольной работе предполагается, ретроспективное рассмотрение, по возможности, большинства аспектов курса.

Магистрантам также предлагаются темы курсовых работ на выбор (см. ниже).

Изучение курса истории правосознания и политико-правовых учений России завершается экзаменом по данной дисциплине.



Критерии оценки



Признаки

Оценка

Незнание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников.

Неудовлетворительно:

2 балла по 5-балльной шкале,

1-3 балла по 10-балльной шкале


Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников

Удовлетворительно:

3 балла по 5-балльной шкале,

4-5 баллов по 10-балльной шкале


Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников, а также дополнительной учебной и методологической и литературы

Хорошо:

4 балла по 5-балльной шкале,

5-7 баллов по 10-балльной шкале


Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника, основных законодательных памятников, дополнительной учебной и методологической литературы, а также научной литературы, знание разных точек зрения по вопросу

Отлично:

5 баллов по 5-балльной шкале,

8-10 баллов по 10-балльной шкале




Формы контроля
Результирующая оценка складывается из следующих элементов:

  1. Работа на семинарах (доклады, обсуждения) – коэффициент 0,3;

  2. Контрольная работа (10–15 тыс. знаков) – коэффициент 0,2;

  3. Устный экзамен – коэффициент 0,5.

Например:

Работа на семинарах – 5, контрольная работа – 6, экзамен – 4



О итог. = 5х0,3 + 6х0,2 + 4х0,5 = 1,5 + 1,2 + 2 = 4,7; результирующая оценка – «удовлетворительно» (5);

Тематический план учебной дисциплины






Название темы

Всего часов по дисципли-не

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семина-ры

1

Линейно-исторический и цивилизационный подходы к правосознанию, истории политико-правовых учений.

16

4

4

8

2

Архаическое правосознание индоевропейских народов Правосознание руссов и славян дохристианской эпохи. Понятие «роты» («мирового закона»)

13

2

2

9

3

Народное, церковное и аристократическое правосознание эпохи Крещения Руси». Слово о «законе и благодати» митрополита Иллариона и его влияние на русское правосознание

13

2

2

9

4

Правосознание в русской книжности XI-XV вв. Два пути – два правосознания – Москва и Новгород. Влияние Золотой Орды на русское правосознание.

13

2

2

9

5

Окончательное становление «русской парадигмы правосознания» в XV-XVI вв. Политико- правовые учения эпохи Московской Руси.

13

2

2

9

6

Смутное время и церковный раскол. Их влияние на русское правосознание

13

2

2

9

7

Столкновение русской и европейской парадигм правосознания в русской политической и правовой мысли XVIII в.

13

2

2

9

8

Дворянское и крестьянское правосознание XVIII в.

13

2

2

9

9

Правосознание российской интеллигенции. Революционная и либеральная политико-правовая мысль XIX-начала XX вв.

13

2

2

9

10

Консервативная политико-правовая идеология XIX-XX вв.

17

4

4

9

11

Русский коммунизм (большевизм). Политическая и юридическая доктрина.

13

2

2

9

12

Советское правосознание. Псевдоморфозы большевизма. Советская юридическая наука

17

4

4

9

13

Постсоветское правосознание. Основные политико-правовые доктрины постсоветского периода

13

2

2

9




Итого:

180

32

32

116



Содержание программы

Тема 1: Линейно-исторический и цивилизационный подходы к правосознанию, истории политико-правовых учений

Понятие и определения правосознания в теории государства и права.

Связь правосознания с политическими и правовыми учениями.

Идеи о власти и законе в их историческом развитии как предмет науки истории политических и правовых учений.

История – деградация, прогресс или «вечное возвращение»?

Основы метафизического подхода к истории. Манифестационизм и креационизм = основные метафизические парадигмы. Власть и закон в манифестационизме как онтофания. Власть и закон в креационизме как «договор», «завет». Цивилизационный и линейно-исторический (формационный) поход к истории. Восточный (первичность собственности) и западный (первичность власти) пути развития государства и права.

Возможен ли «третий путь»? Преодоление дуализма.

Тема 2: Архаическое правосознание индоевропейских народов. Правосознание руссов и славян дохристианской эпохи. Понятие «роты» («мирового закона»)

Индоевропейская общность народов и ее происхождение. Теории происхождения индоевропейцев (ариев): северно-причерноморская, гиперборейская. Мировоззрение ариев – классический и законченный манифестационизм. Учение о кальпах, манвантарах и югах. Адвайта (недвойственность). Происхождение мира из жертвоприношения. Ведизм. Учение о варнах. «Ригведа». «Рита» и «дхарма» как закон и правовая норма. Широта понятия «дхарма». Отсутствие императивности права. «Законы Ману» как основа арийского миропонимания.

Венеды. Варново-сословная структура общества. Жреческие (славянские) и княжеско-воинские (русские) общества. Основы правосознания жрецов и князей. Континентальный и морской факторы в формировании политического и правового сознания Древней Руси.

Славяно-кельтский и германский миры. Условность деления на славян, кельтов и германцев в начале I тыс. по Р.Х. «Варвары», «вандалы», «венеды». Готы. Сведения Геродота, Страбона арабских историков, Прокопия Кесарийского, Фредегара. Легендарные сведения и археологические находки.

Основы правосознания северных индоевропейцев (славяно-русской ветви) в догосударственный и раннегосударственный периоды. Право и природно-географическая среда. «Мировой закон» (рита) договор (ряд) как источники позитивного права. «Божий суд» (ордалии). Архаическое право славян. «Голубиная книга» как древнейший памятник славянской мысли.

Догосударственные и дохристианские истоки «Русской Правды».



Тема 3. Народное, церковное и аристократическое правосознание эпохи Крещения Руси. Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона и его влияние на русское правосознание
Родовая монархия как основа государственности раннесредневековой Руси (IX-XII вв.). Основные архетипы монархической власти в мировой культуре. Архетипы «призвания князя». Рюриковичи как сакральный монархический род. Синонимический характер понятия «Русь» и «дом Рюрика». «Княжое право». Политическая идеология начального летописания. «Власть» и «земля».

Дохристианское и христианское начала в русском праве IX-XII вв. «Язычество» как поздняя, деградирующая фаза древнего ведического Основные политико-правовые идеи Нового Завета. Метафизика закона и аномии в Новом Завете. Политические и правовые взгляды Отцов Церкви

Влияние православного христианства на правосознание раннесредневековой Руси. Церковное освящение власти. Рецепция канонического права. Правосознание сословия «церковных людей».

Раннесредневековое понимание права собственности и частноправовых отношений.

«Слово о законе и благодати» – первый памятник собственно политико-правовой мысли на Руси. Соотношение Ветхого и Нового Завета в «Слове».

Закон и право как вторичное явдение в мировой иерархии смыслов, по митр. Илариону. Соотношение закона и «правды», права, морали и благодати в христианском смысле. Аномизм «Слова о законе и благодати».

Взгляды митрополита Илариона на роль православной монархии и монарха. «Анархо-монархизм» «Слова».

Цивилизационно-образующая роль памятника в русской истории. Влияние памятника на правосознание руccкого народа на протяжении веков. «Слово о законе и благодати» и «правовой нигилизм»: к постановке проблемы.



Тема 4. Правосознание в русской книжности 11-14 вв. Два пути – два правосознания – Москва и Новгород. Влияние Золотой Орды на русское правосознание

Развитие основных положений «Слова о законе и благодати» в церковной и светской книжности. Завещание Владимира Мономаха о целостности Русской земли. «Слово Даниила Заточника» – образ справедливого правителя и последующая апологетика монархической власти.

«Житие Авраамия Смоленского» – представление о преобладании княжеской власти над епископской (в противовес папоцезаризму) и о союзе монарха и святого.

«Слово о полку Игореве» как соединение дохристианских и христианских идей о власти и законе.

Формирование представлений о «законе» как онтологической категории и «правде» как позитивном правовом источнике.

Московский путь. «Тягловое государство».

Сословное представительство. Понятие правообязанности. Отражение правовых отношений в летописях и народной словесности. «Правовой нигилизм» как цивилизационное явление (попытка анализа вне современных оценок). Подчиненность права религии. Народное отношение к собственности на землю и праву собственности вообще. Категории «крепости» и «круговой поруки». Роль общины.

Новгородский путь. Личная свобода. Вечевая демократия.

Влияние западных взглядов на право. Формирование права собственности. Почему «новгородский путь» оказался нежизнеспособным для Русского единого государства?

Монгольская империя средневековья как один из основных архетипов имперского государства. «Сокровенное сказание монголов» и средневековые представления о происхождении правящих родов. «Imperium mundi in statu nascendi». Противоположность монгольской концепции международных отношений и римского «права народов». «Великая Яса» и карательное право. Идея всеобщего равенства и ее место в историческом русском правосознании. Влияние монгольской политико-правовой идеи на русскую государственную и правовую традицию и народное правосознание, на «русский коллективизм».

Русско-ордынские отношения как пра- и прообраз «двух властей» - «земщины» и «опричнины» и даже соотношения «советского» и «партийного» в позднейшей истории.

Геополитика Орды и геополитика Государства Российского.

Историки либеральной и евразийской традиции о «наследии Чингисхана».


Каталог: data -> 2011
2011 -> Проскурякова Н. А
2011 -> Темы магистрам курсовые
2011 -> Давыдова Е. А. Ст преподаватель кафедры экономической теории
2011 -> Программа дисциплины «Социология управления»
2011 -> Кафедра психологии личности (new 2011-2012) Старовойтенко Елена Борисовна
2011 -> Общая психология
2011 -> Обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 080200. 62 «менеджмент»
2011 -> Профессиональное самоопределение личности сущность профессионального самоопределения
2011 -> Программа дисциплины Организационная психология
2011 -> Российского философского общества этика и история философии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница