Программа «образование детей дошкольного возраста»



Скачать 461.25 Kb.
страница1/2
Дата22.02.2016
Размер461.25 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(2011 – 2015 ГОДЫ)

Чита – 2011

Паспорт программы

Наименование программы

Образование детей дошкольного возраста

(2011 – 2015 годы)



Кем и когда утверждена


Решение коллегии комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 26 апреля 2011 года

Заказчик

Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»

Нормативные основания для разработки Программы


Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Резолюция городской августовской педагогической конференции (26-27 августа 2010 года).

Приказ комитета образования от 24.09.2010 №802-а «О создании рабочих групп по разработке муниципальной комплексной программы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период до 2015 года»


Разработчик

Дошкольный сектор отдела общего образования комитета образования администрации городского округа «Город Чита»

Исполнитель

Комитет образования администрации городского округа

«Город Чита», дошкольные образовательные учреждения



Цель Программы

Создание организационно-педагогических и материально-технических условий для реализации права каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешной социализации на последующих этапах образования.

Задачи Программы

  • сокращение дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет перепрофилирования помещений в действующих и восстановление ранее закрытых учреждений, открытие групп семейного типа, развитие альтернативных форм дошкольного образования;

  • создание организационно-педагогических условий для оказания методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в домашних условиях;

  • организация внедрения здоровьесберегающих технологий в практику дошкольного образования;

  • совершенствование условий обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях на основе нормативных требований;

  • организация опыта работы по созданию адаптивной безбарьерной среды для детей-инвалидов, интеграции их в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений;

  • создание системы выявления, психолого-педагогической поддержки и развития одаренных и талантливых детей дошкольного возраста;

  • развитие системы непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров дошкольного образования;

  • разработка и внедрение новых механизмов стимулирования и поддержки инновационной деятельности в системе дошкольного образования;

  • совершенствование механизмов преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;

  • создание новых форм взаимодействия с родителями и условий для активного участия гражданских институтов в управлении дошкольными образовательными учреждениями;

  • формирование условий для становления и развития финансово-хозяйственной самостоятельности дошкольных образовательных учреждений.

Основные направления Программы

Дошкольный возраст – приоритет образования


Здоровый ребенок

Дошкольное образовательное учреждение как особое пространство для детей и взрослых

Инклюзивное, интегративное и специальное образование для детей от 1,5 лет до 7 лет


Ожидаемые результаты реализации Программы

  • создана эффективно функционирующая система дошкольного образования;

  • охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием вырос до 65%; с 0,6% до 10% увеличен охват дошкольным образованием детей-инвалидов;

  • удовлетворенность населения полнотой и качеством образовательных услуг носит устойчивый положительный характер и составляет не менее 94%;

  • сформирована и функционирует муниципальная система выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей дошкольного возраста;

  • 65% детей старшего дошкольного возраста получают дополнительное образование;

  • происходит рост профессионализма педагогов дошкольных образовательных учреждений по критериям квалификации; удельный вес педагогов с высшим образованием составляет не менее 62%;

  • в оценке качества образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях через работу управляющих и попечительских советов участвуют не менее 65% родителей.

Сроки и этапы

реализации Программы



2011 – 2015 годы

Система организации контроля за исполнением Программы


Управление и контроль за реализацией программы осуществляется руководством комитета образования.

Ответственность за ход и конечные результаты реализации программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств несут перед руководством комитета образования ответственные исполнители.

Исполнители конкретных мероприятий программы определяются в соответствии с направлениями их деятельности и функциональными обязанностями.

Исполнители мероприятий предоставляют отчеты о выполнении Программы за учебный год руководству комитета образования до 1 апреля с последующим рассмотрением результатов реализации Программы на коллегии комитета образования.



Материалы отчета о реализации проекта включаются в ежегодный публичный отчет комитета образования.

Финансовое обеспечение Программы (тыс. руб.)

2011

2012

2013

2014

2015

Всего

7427

300

220

240

350

8537



Термины и понятия, используемые в Программе

Альтернативные формы образования – создаются в целях развития детей в возрасте от 1 (одного) года до 6 лет, не охваченных дошкольным образованием, а также в целях консультативно-методической поддержки их родителей в организации обучения и воспитания детей, социальной адаптации.

Группы семейного типа – структурные подразделения дошкольного образовательного учреждения: семья, имеющая 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, создается для удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования и обеспечения практики индивидуального подхода в образовании и воспитании детей дошкольного возраста.

Воспитание - обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирования у них нравственных смыслов и установок – отношение к миру по законам Добра, Правды и Красоты.

Дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного воспитания.

Инклюзивное образование – воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с нормально развивающимися сверстниками.

Качество образования – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от представляемых дошкольным образовательным учреждением образовательных услуг.

Лекотека – (от «Leko» - игрушка и «tekа» - собрание, т.е. коллекция игрушек). Это обучающий и ресурсный центр, обслуживающий детей с особыми потребностями, которые встречаются для общения с профессионалами-педагогами.

Мониторинг - систематическое наблюдение за каким-либо процессом с целью фиксирования соответствия результатов этого процесса первоначальным предположениям; процесс отслеживания состояния объекта с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества, государства, сопровождающихся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Попечительский совет – общественная некоммерческая организация самоуправления, добровольно созданная гражданами, заинтересованными во всемерной помощи, поддержке и содействии дошкольным образовательным учреждениям во всех сферах его деятельности.

Предшкольное образование – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников. Предшкольное образование на базе дошкольного образовательного учреждения – вид группы кратковременного пребывания для получения базисного компонента для продолжения обучения в начальной школе.

Родительский комитет – постоянный коллегиальный орган самоуправления дошкольного образовательного учреждения, действующий в целях развития и совершенствования воспитательно-образовательного процесса, взаимодействия родительской общественности и дошкольного образовательного учреждения.

Социализация – процесс становления личности путем усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством. Процесс, в ходе которого культура общества передается детям.

Социальное патронатное воспитание – служба сопровождения специалистами дошкольных образовательных учреждений детей – инвалидов, оказание надомной помощи в организации обучения и воспитания.

Управляющий совет – коллегиальный орган самоуправления дошкольного образовательного учреждения, имеющий полномочия, определенные уставом дошкольного образовательного учреждения, по решению вопросов функционирования и развития данного учреждения.

ЦИПР – центр игровой поддержки ребенка для развития детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ
За последние годы в городе расширилась сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений, открываются новые группы за счет восстановления помещений, ранее используемых для других целей. За период с 2006 по 2010 г.г., в муниципальную собственность принято 2 ДОУ, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, в 2007 году построен детский сад в п. Заречный, в 2008 году – в микрорайоне Северный на 10 групп, в 2009 году – в мкр. Октябрьский на 6 групп, произведена реконструкция помещения ДОУ № 38. За счет перепрофилирования открыты дополнительно 32 группы.
Динамика увеличения количества ДОУ и детей в ДОУ

Таблица 1



Учебный год

Количество ДОУ

Количеств детей в ДОУ

2006-2007

73

13391

2007-2008

74

14452

2008-2009

75

15438

2009-2010

76

15564

Происходит становление дошкольных групп семейного типа. Развивается обучение детей старшего дошкольного возраста по дополнительным вариативным программам в группах кратковременного пребывания на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. Возникают и развиваются различные модели консультативной помощи родителям в воспитании детей (клубы, социально-игровые центры, центры поддержки семейного воспитания.

Во всех дошкольных образовательных учреждениях города разработаны оздоровительные программы «Здоровье». Развиваются процессы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. В частности, в ДОУ города воспитывается 84 ребенка-инвалида.

В связи с развитием системы дошкольного образования наблюдается позитивная динамика роста количества педагогических работников в ДОУ (таблица 2) и уровня их образования (таблица 3).

Таблица 2



Основные показатели

Годы

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Количество педагогических

работников



1186

1192

1209

1270

Из них пенсионеров (%)

22,0 %

13,0%

12,0 %

13,9%

Показатели среднего возраста

39-42

39-42

37-40

37-40

Таблица 3



Образование

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Высшее

578

48,72%

599

50%

613

50,7%

654

51,5%

Неполное высшее

34

2,88%

32

2,68%

35

2,89%

30

2,36%

Средне-специальное

537

45,28%

526

44,13%

532

44%

561

44,17%

Среднее


37

3,12%

35

3,19%

29

2,41%

25

1,96%

На базе Читинского педагогического колледжа ежегодно обучается 20 человек по специальности «воспитатель ДОУ». На базе ЗабГГПУ и ЗабКИПКРО организуются курсы повышения квалификации воспитателей и специалистов муниципальных дошкольных образовательных учреждений. При комитете образования в течение многих лет работает методическое объединение «Педагогический поиск» (таблица 4).

Организация работы МО «Педагогический поиск»

Таблица 4



Организационная работа Совета

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Количество центров

15

16

18

18

Количество методических

объединений



91

100

115

95

Количество педагогов, прошедших обучение

2038

2050

2361

2587

В муниципальной системе дошкольного образования г. Читы сложилась система мероприятий по организации работы с одаренными и талантливыми детьми. В 2007 году специалистами комитета образования по дошкольному образованию подготовлен пакет документов «Комплекс мероприятий по проблеме «Одаренный ребенок», разработана «Модель одаренного ребенка». В ДОУ созданы банки данных по работе с одаренными детьми, составлены индивидуальные маршруты развития, ведется отслеживание дальнейшего развития детей после выхода из детского сада. В рамках практической реализации Концепции модернизации муниципального образования г. Читы на период до 2010 года с учетом перспективных направлений проекта современной модели образования на период до 2020 г. разработана и реализуется модель организации дополнительных образовательных услуг детям дошкольного возраста (таблица 7).
Сравнительные данные по организации кружковой, студийной в дошкольных образовательных учреждениях городского округа

Таблица 7:




Направления кружковой работы с детьми

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-

2010


2010-

2011


Художественно-эстетическое

213

199

185

260

259

Физкультурно-оздоровительное

69

78

49

81

80

Интеллектуально-познавательное

78

86

54

111

95

Экологическое

24

29

23

42

56

Социально-активизирующее

-

8

19

Всего:

387

384

312

494

490
Позитивный характер в системе дошкольного образования носят инновационные процессы:

  • во всех ДОУ разработаны и реализуются программы развития, обновлены образовательные программы, а в 43-х ДОУ (57,3% от общего количества) разработаны и реализуются программы управления качеством образования;

  • более чем в 80 % ДОУ разработаны механизмы управления и реализации проектной деятельности педагогов;

  • 24 дошкольных образовательных учреждения имеют муниципальный и 9 – краевой статус опытно-экспериментальных площадок и лабораторий;

  • в 59-ти ДОУ инновационной деятельностью охвачено более 200 педагогов;

  • 14 педагогов-исследователей реализуют на базе ДОУ исследовательские экспериментальные программы и инновационные проекты.

Наметилась тенденция активизации гражданских институтов в управлении образовательными учреждениями и создании различных форм государственно-общественного управления (таблица 8).

Таблица 8


Орган государственно-

общественного управления



ДОУ (всего 74)

ДОУ (всего 75)

ДОУ (всего 75)

2006 год

2008 год

2010 год

Управляющий совет



4

7

Попечительский совет

10

38

42

Родительский комитет

64

33

26
Исследование мнения родителей о качестве образования и выполнении стандарта качества общедоступного бесплатного дошкольного образования показало:


  • 88 % родителей считают, что педагоги выстраивают взаимоотношения с родителями на основе диалога, открытости, используют деловой стиль общения в сочетании с личностным стилем;

  • 87,4 % респондентов дали положительную оценку текущей и перспективной деятельности дошкольных образовательных учреждений, которая осуществляется благодаря высокому профессионализму педагогов;

  • 86% родителей высказывают удовлетворение тем, что специалисты дошкольных учреждений учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности, как самого ребенка, так и его родителей.

В целом динамика оценки качества имеет позитивный характер (таблица 6):

2007-2008

2008-2009

2009-2010

87, 9%

88, 5 %

89%

В то же время муниципальная система дошкольного образования сталкивается с рядом серьезных проблем. Наиболее острая проблема сохраняется по обеспечению доступности дошкольного образования. На сегодняшний день очередь в дошкольные образовательные учреждения города составляет более 12 тысяч детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Особого внимания в системе дошкольного образования требуют вопросы внедрения стандартов качества муниципальных услуг по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В связи с развитием альтернативных форм дошкольного образования актуальной стала проблема программно-методического обеспечения их функционирования.

По данным мониторинга на протяжении последних 4-х лет заметно снизилось количество детей с первой группой здоровья (таблица 4), значительным остается число детей по различным видам заболеваний (таблица 5).

Динамика количества детей по группам здоровья

Таблица 4




Количество детей в ДОУ

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

4 группа здоровья

2006-2007

13391

2501

18,7%

9827

73,4%

1012

7,5%

51

0,4%

2007-2008

14452

2470

17,1%

10901

75,4%

1027

7,1%

54

0,4%

2008-2009

15438

2247

14,5%

12166

78,8%

963

6,2%

62

0,5%

2009-2010

15564

2186

14%

12329

79,2%

965

6,2%

84

0,6%

Общие данные по заболеваемости детей дошкольного возраста в МДОУ

Таблица 5




2009-2010

2010-2011

Количество детей

Детей-инвалидов

Количество детей

Детей-инвалидов

Слабовидящие

308

12

310

13

Слабослышащие, глухие

16

15

17

14

ДЦП

9

9

10

10

Болезнь Дауна

4

4

4

4

Психическое недоразвитие

87

12

91

14

Соматические заболевания

1569

17

1578

18

Эпилепсия

22




21




Нарушение опорно-двигательного аппарата

1189

15

1195

16

Итого

3204

15

3226

89


2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы:

Создание организационно-педагогических и материально-технических условий для реализации права каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешной социализации на последующих этапах образования.



Задачи Программы:

  1. сокращение дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет перепрофилирования помещений в действующих и восстановление ранее закрытых учреждений, открытие групп семейного типа, развитие альтернативных форм дошкольного образования;

  2. создание организационно-педагогических условий для оказания методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в домашних условиях;

  3. организация внедрения здоровьесберегающих технологий в практику дошкольного образования;

  4. совершенствование условий обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях на основе нормативных требований;

  5. организация опыта работы по созданию адаптивной безбарьерной среды для детей-инвалидов, интеграции их в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений;

  6. создание системы выявления, психолого-педагогической поддержки и развития одаренных и талантливых детей дошкольного возраста;

  7. развитие системы непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров дошкольного образования;

  8. разработка и внедрение новых механизмов стимулирования и поддержки инновационной деятельности в системе дошкольного образования;

  9. совершенствование механизмов преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;

  10. создание новых форм взаимодействия с родителями и условий для активного участия гражданских институтов в управлении дошкольными образовательными учреждениями;

  11. формирование условий для становления и развития финансово-хозяйственной самостоятельности дошкольных образовательных учреждений.


  1. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа разработана на 2011 – 2015 годы и предусматривает следующие этапы реализации:

1 этап – 01.2011 - 04.2011 г. – подготовительный: анализ состояния дошкольного образования в муниципальных ДОУ города

2 этап – 05.2011 – 12.2014 г. – практический: реализация основных направлений Программы

3 этап – 2015 г. – заключительный: анализ полученных результатов и дальнейшее планирование стратегии развития


4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Ежегодные объемы финансирования из муниципального бюджета определяются по результатам защиты бюджетных заявок. В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа достигнутых результатов и с учетом реальных возможностей муниципального бюджета и привлечение внебюджетных средств дошкольными образовательными учреждениями.


5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • создана эффективно функционирующая муниципальная система дошкольного образования;

  • охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием составляет не менее 65%; с 0,6% до 10% увеличен охват дошкольным образованием детей-инвалидов;

  • удовлетворенность населения полнотой и качеством образовательных услуг носит устойчивый положительный характер и составляет не менее 94%;

  • сформирована и функционирует муниципальная система выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей дошкольного возраста;

  • 75% детей старшего дошкольного возраста получают дополнительное образование;

  • происходит рост профессионализма педагогов дошкольных образовательных учреждений по критериям квалификации; удельный вес педагогов с высшим образованием составляет не менее 62%;

  • в оценке качества образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях через работу управляющих и попечительских советов участвуют не менее 65% родителей.


6. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ






Целевые показатели Программы

Стар­товые

условия



Годы

2011

2012


2013

2014


2015

1

Увеличение числа альтернативных форм дошкольного образования: ЦИПР, Лекотека, службы ранней помощи, консультативный пункт,

группы семейного типа



20%


22%


25%



30%



35%



40%



2.

Увеличение охватом дошкольным образованием детей дошкольного возраста

56%

58%

59%

61%

63%

65%

3.

Увеличение числа детей старшего дошкольного возраста дополнительными образовательными услугами

2%

65%

68%

71%

73%

75%

4.

Увеличение количества педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшее педагогическое образование

52%

54%

56%

58%

60%

62%

5.

Увеличение удельного веса педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию

52,7%

53%

53%

54%


55%

57%

6.

Увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих воспитание и образование в образовательных учреждениях общего типа по месту жительства.

0,6%

1%

5%

5%


7%


10%

7.

Увеличение ДОУ, организующих выявление, поддержку и сопровождение талантливых детей.

25%

27%

29%

31%


33%

35%

8.

Увеличение количества дошкольных образовательных учреждений, реализующих в практике работы здоровьесберегающие технологии, направленных на улучшение здоровья детей.

60%

63%

65%

70%


75%

85%

9.

Удовлетворенность роди­телей качеством оказания услуг дошкольного обра­зования.

89%

90%

91%

92%


93%


94%

10.

Результаты экспериментальной деятельности, внедренные в массовую практику образовательных учреждений.

21%

23%

25%

30%


35%


40%

11.

Активизация гражданских институтов в управлении ДОУ через создание управляющих советов.

42%

47%

57%

62%


68%


76%

12.

Доля дошкольных учреж­дений, удовлетворяющих современным требова­ниям к условиям осущест­вления образовательного процесса

70%

72%

73%

76%

78%


80%




Направления в создании условий в ДОУ

2011

2012

2013

2014

2015

Условия безопасности детей

75%

80%

85%

95%

100%

Совершенствование развивающей среды

75%

80%

85%

90%

95%

Условия здоровьесбережения детей

73%

76%

82%

90%

96%

Число педагогов, владеющих инновационными технологиями

32%

47%

52%

59%

65%

Динамика развития гражданских институтов управления образованием представлена следующими индикаторами:







2011

2012

2013

2014

2015

Орган государственно-общественного управления

ДОУ (всего 76)

ДОУ (всего 76)

ДОУ (всего 76)

ДОУ (всего 76)

ДОУ (всего 76)

Управляющий совет

7

10

12

15

17

Попечительский совет

25

33

35

37

41

Родительский комитет

43

33

30

25

20

Каталог: directory
directory -> Экзаменационные вопросы по психиатрии лечебный факультет
directory -> Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки»
directory -> Вопросы для экзамена по акушерству и гинекологии для студентов медико-профилактического факультета
directory -> Справочник «Костромина, С. Справочник школьного психолога»
directory -> Экзаменационные вопросы для педиатрического факультета 2015 г
directory -> Вопросы к экзаменам для фармацевтического факультета бж
directory -> Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки»
directory -> Методы исследования одарённости у детей дошкольного возраста в доу


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница