Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах развитии связной речи у ребенка



Скачать 68.52 Kb.
Дата04.06.2016
Размер68.52 Kb.
ТипПрограмма
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей. Развитие речи детей — одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. Умение дошкольника пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно – залог успешного обучения его в школе.



Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой.

При систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения.

Кружковая логопедическая работа способствует более прочному усвоению материала, изученного на занятиях, содействует развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
Научная обоснованность

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах развитии связной речи у ребенка.


Цель предлагаемой программы - комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.

Задачи:
1 . Формирование словаря и грамматического строя речи:

- развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда,

- активизировать и обогащать представления по лексическим темам,

- выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слов,

- формировать понимание и практическое усвоение некоторых форм словообразования и словоизменения,

- формировать понимание и практическое усвоение предлогов.



2. Развитие связной речи:

- учить навыкам составления простых, а далее и распространённых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме,

- учить навыкам описательного рассказа, пересказа, составления рассказа с использованием вопросов и приемов мнемотехники,

- формировать навыки диалогической речи.

3. Формирование фонематического восприятия:

- развивать слуховое и зрительное внимание, память,

- познакомить с органами артикуляции,

- познакомить со звуками,

- формировать понятие «звук», «ряд»,

- формировать умение выделять звуки,

- формировать просодическую и ритмическую стороны речи.



4. Развитие когнитивных процессов:

- формирование/уточнение понятий: цвет, форма, величина,

- формировать количественные представления (один-много),

- развивать мышление, память, внимание,

- формировать временные представления,

- формировать общую моторику и координацию движений,

- формировать мелкую моторику.


Содержание данной программы составлено с учетом следующих принципов:
*принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития);

*принцип единства диагностики и коррекций отклонений в развитии;

*принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого онтогенеза;

*принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

* деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность,

стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи.


Методы освоения содержания данной программы:
Наглядные: наблюдения; рассматривания; показ образца действий; способа

действий; использование наглядно-иллюстративного материала, использование ИКТ.



Словесные: рассказ логопеда, беседа с детьми, чтение детской литературы.

Практические: составление предложений по картинкам, составление рассказов по серии сюжетных картинок, по графическому плану, пересказ текстов, словесные и дидактические игры.
Л. С. Выготский отмечал, что «правильно организованное обучение ведет за собой развитие», детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого. Для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия.
Условия для успешной реализации данной программы


  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения содержания;

  • постоянное общение детей с окружающим миром;

  • построение речевой развивающей среды в дошкольном учреждении;

  • активное участие родителей в воспитательном процессе;

  • установление педагогом связей с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.


Характеристика контингента воспитанников.
В данный кружок зачисляются дети 3-7 лет, посещающие ДОУ, имеющие норму речевого развития и нарушения речи.
Организация образовательной деятельности.
Содержание работы по данной программе, в соответствии с федеральными государственными образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС), направлено на создание системы помощи детям, нуждающимся в ней.

Программа предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогической деятельности, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми. Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.

Занятия по программе нацелены на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов речевой деятельности. В ходе занятий дети систематизируют ранее накопленные знания об окружающем мире, приобретают новые, учатся делиться впечатлениями, рассказывать, сочинять.

В основе программы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе решение главной задачи — развитие связной речи через познание окружающего мира.

Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при работе над речью приобретают речевые игры. Они развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», и др.



Форма занятий: групповые, проводится 2 раза в неделю, продолжительность 30 минут.
Структура занятий:


  1. Ситуация, создающая мотивацию к занятиям;

  2. Активизация и расширение представлений по теме занятия;

  3. Тренировочные упражнения;

  4. Задания, направленные на развитие когнитивных процессов;

  5. Итог занятия.



Ожидаемые результаты
В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь:

* свободно составлять рассказы, пересказы;

* адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные

предложения, усложняя их придаточными причины и следствия,

однородными членами предложения и т.д.;

* применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

* понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные

предлоги;

* оформлять речевое высказывание в соответствии с фонематическими нормами русского языка.

Овладеть:

* правильным звукопроизношением и звуко-слоговым оформлением речи.



* навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

* игровыми приёмами здоровье сбережения.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница