Программа модульного курса «маэстро коммуникаций»



страница1/6
Дата19.04.2016
Размер0.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Программы

дополнительного

образования

АНО «Региональный учебный центр профсоюзов»
на 2014/2015 год

1.Психологические тренинги и мастер-классы
1.1. Программа модульного курса

«МАЭСТРО КОММУНИКАЦИЙ»
Цель курса: совершенствование коммуникативной компетентности для эффективного общения в различных ситуациях межличностного взаимодействия.

Задачи курса:

  • самодиагностика и коррекция личных коммуникативных способностей;

  • ознакомление с различными технологиями деловых коммуникаций;

  • формирование и совершенствование коммуникативных навыков;

  • освоение навыков ассертивного и аттрактивного поведения;

  • овладение методами противостояния психологическим уловкам и манипуляциям;

  • выбор стиля разрешения межличностных конфликтов и тактики поведения в конфликтной ситуации;

  • анализ своих эмоциональных проявлений и выбор оптимального стиля экспрессии;

  • обучение приемам саморегуляции, владения своим эмоциональным состоянием.





п/п


Содержание


Кол-во
часов


Модуль 1.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ


  1. Значение социально-психологической компетентности.

  2. Функции и особенности делового общения.

  3. Общение как восприятие.

Первое впечатление и точность интерпретации (типичные ошибки восприятия). Самопрезентация и социальный самомониторинг.

  1. Общение как коммуникация.

Вербальная коммуникация. Передача информации и факторы, влияющие на её качество.

Невербальная коммуникация. Роль невербального общения в установлении и поддержании делового контакта, анализ наиболее значимых невербальных сигналов. Анализ и коррекция собственных невербальных сигналов.



  1. Общение как взаимодействие.

Основы трансактного анализа. Ролевое поведение в контексте трансакций.

Психологические позиции партнеров в процессе общения: подстройки «сверху», «снизу», «на равных».



Коммуникативные барьеры на пути эффективного взаимодействия.

  1. Деловая беседа.

Структура деловой беседы и содержание основных ее этапов. Психологическая культура делового разговора. Техники активного слушания. Уровни слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Техники постановки вопросов. Виды вопросов. Типичные ошибки при постановке вопросов. Обратная связь от партнера. Техники «малого разговора».

  1. Экспрессия.

Правила эмоционального поведения. Адекватность и коммуникативность эмоций. Идеальный психо-гигиенический образ человека в контексте проявления эмоций.



8

Модуль 2.

ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ


  1. Роль конфликта в человеческом обществе.

  2. Формула конфликта. Определение понятий: конфликт, предмет конфликта, конфликтная ситуация, инцидент.

  3. Причины межличностных конфликтов: объективные и субъективные.

  4. Классификация конфликтов.

  5. Стадии развития конфликта. Последствия конструктивных и деструктивных конфликтов.

  6. Типы конфликтогенов. Закон эскалации конфликтогенов.

  7. Разница между конфликтом и стычкой.

  8. Характеристики конфликтогенного поведения. Типология личностей по особенностям стилей поведения в конфликте.

  9. Пять стратегий поведения в конфликтной ситуации. Выбор оптимального стиля в зависимости от конкретной ситуации и особенностей личности участников конфликта.

  10. Правила бесконфликтного общения. Кодекс поведения в конфликте.

  11. Формула выхода из межличностного конфликта.

  12. Теория трансактного анализа в практике прогнозирования и профилактики конфликтов.

  13. Критика и ее этические аспекты. Мотивы критики. Основные типы реагирования на критику. Рекомендации критикующему: семь золотых правил корректной критики.




8

Модуль 3.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СВОИ СТРАХИ И ОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ


  1. Ассертивность как условие эффективной коммуникации.

  2. Типичные причины неуверенного поведения:

  • зависимость от оценок и интерпретаций других людей;

  • иррациональные убеждения: бремя слова «должен»;

  • манипуляции.

  1. Ассертивность, агрессивность и пассивность – в чем различия.

  2. Жизненные сценарии по Э.Берну. Влияние на уверенность и самооценку.

  3. Характеристики уверенного человека.

  4. Десять ассертивных прав личности. Декларация о личной свободе.

  5. Отработка навыков поведения уверенного человека: работа с внешними признаками.

  6. Способы поведения уверенного человека - психологические техники:

  • самораскрытие - техника «Я-сообщение»;

  • активное слушание - техника «Ты-сообщение»;

  • защита от манипуляций - техника «Заигранная пластинка».

  1. Самооценка. Условия формирования адекватно высокой самооценки.

  2. Сила мысли и слова. Аффирмации для самоуважения.

  3. Манипуляции в общении. Приемы распознавания и нейтрализации манипуляций. Модель «Агрессор-Жертва-Спасатель».

  4. Умение сказать «Нет»: как элегантно и красиво отказать, не испортив отношений.

  5. Сохранение уверенности в ситуации критики:

  1. типичные ошибки реагирования на критику;

  2. стратегия поведения;

  3. типы критики и способы реагирования;

  4. алгоритм обратной связи в ситуации критики.

  1. «Декларация моей самооценки» (В. Сатир)



8

Модуль 4.

ОСНОВЫ ИМИДЖЕЛОГИИ


  1. Имидж – искусство управлять впечатлением. Приоритетные функции имиджа.

  2. Составляющие имиджа.

  3. Формула воздействия имиджа на людей.

  4. Профессиональный и личностный имидж. Имидж как бизнес-ресурс.

  5. Социальный самомониторинг. Этапы построения имиджа на основании обратной связи от окружающих.

  6. Визуальные характеристики имиджа. Одежда для успеха.

10 классических ошибок в выборе одежды.

  1. Дресс-код. Стили дресс-кода и их характеристики.

  2. Стандарты делового стиля для мужчин и женщин.

Дресс-код в макияже.


4

Модуль 5.

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ



  1. Этика, этикет и культура поведения. Владение навыками делового этикета как составляющая успешного имиджа.

  2. Поведенческий и речевой этикет.

Формулы речевого этикета (речевые стереотипы) и их роль в организации этикетных ситуаций. Альтернативные формулы вежливости.

Поведенческий этикет в стандартных ситуациях делового общения: приветствие, обращение, представление, официальное знакомство, прощание при завершении контакта поведение в процессе взаимодействия в офисе, на служебном и личном транспорте и т.д. Различия в гражданском и бизнес-этикете.



  1. Субординация. Этикет отношений «по вертикали». Этикетные нормы отношений мужчин и женщин на работе и в неформальной обстановке.

  2. Визитная карточка. Виды визитных карточек и их функции. Правила и рекомендации по использованию визитных карточек.

  3. Общение по телефону как вид деловой коммуникации.

  • Особенности делового телефонного разговора. Роль голоса в ситуации отсутствия визуального контакта. «Плохой» и «хороший» голос, «телефонная улыбка» - практические рекомендации.

  • Композиция телефонного разговора.

  • Основные правила телефонного этикета.

Практические рекомендации по оптимизации телефонных переговоров: если звоните Вы, если звонят Вам.

  • Алгоритм поведения в различных ситуациях телефонного общения (разговорчивый или агрессивный собеседник, необходимость завершения контакта и т.п.)

  • Наиболее часто встречающиеся ошибки при ведении телефонного разговора.

  • Выражения, которых следует избегать во время телефонного разговора.

  • Разбор телефонных диалогов в предложенных ситуациях.




8

Модуль 6.

ЛИЧНЫЙ МАГНЕТИЗМ И ОБАЯНИЕ


  1. Социальные потребности человека. Аттрактивное поведение – способность располагать к себе партнеров по общению и вызывать симпатию. Понятие аттракции. Внешние и внутренние факторы аттракции.

  2. Психологические приемы формирования аттракции: «Имя собственное», «Зеркало отношений», «Золотые слова», «Терпеливый слушатель», «Личная жизнь».

  3. Внешние стандарты красоты и внутренняя привлекательность. Секрет обаяния и привлекательности, раскрытый британскими учеными.

  4. Шесть способов располагать к себе людей по Дейлу Карнеги.

  5. Строуксы – знаки внимания: физические и психологические, спонтанные и обусловленные. «Хвали меня, ругай меня, но никогда меня не игнорируй!» - зависимость эмоционального состояния человека от получения знаков внимания или их отсутствия.

  6. «Флирт – путь к успеху» (Д. Шпигель): основные правила флирта.

  7. Искусство комплимента. Похвала, комплимент и лесть – в чем разница. Как правильно говорить комплименты и как на них реагировать.




4

Модуль 7.

МАСТЕР СЛОВА:

КАК КРАСИВО И УВЕРЕННО ГОВОРИТЬ С КЕМ УГОДНО И О ЧЕМ УГОДНО


  1. Значимость навыков публичного выступления и умения импровизировать для жизни и профессиональных достижений.

  2. Виды речей и типы ораторов.

  3. Постановка на публике: выход перед аудиторией, ориентация в публичном пространстве, основная поза оратора, положение рук, жесты и т.д.

  4. Уверенность оратора, приемы снятия страха и избыточного волнения, навык «спокойного присутствия».

  5. Энергетика оратора и аудитории.

  6. Параметры техники речи. Обратная связь высокого качества.

  7. Работа с голосом, подготовка речевого аппарата.

  8. Речевая импровизация - говорим экспромтом.

  9. Работа с аудиторией: методы вовлечения и привлечения внимания, визуальный контакт, работа с «трудными» слушателями.

  10. Композиция речи: оптимальная структура выступления, универсальная матрица выступления для любого типа речи.

  11. Ответы на каверзные вопросы.

  12. Универсальные алгоритмы построения публичных выступлений в разных жанрах (самопрезентация, информационные сообщения, убеждающие выступления, дебаты, приветственные и благодарственные слова, комплименты, тосты). Конкретные рекомендации-шаблоны для дальнейшей адаптации под свою ситуацию.

16




ИТОГО

56

Методы проведения: мини-лекции в интерактивном формате,  психогимнастика, самодиагностика, практическая отработка умений, ролевые и ситуативные игры, индивидуальные и групповые упражнения.

1.2. Программа тренинга

« ЭФФЕКТИВНЫЕ ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности для эффективного общения в различных ситуациях межличностного взаимодействия.

Категории участников: все желающие улучшить навыки успешного общения.


п/п



Содержание


Кол-во
часов


1.

Значение социально-психологической компетентности.

Эффективное личное влияние.

Коммуникативно-личностный потенциал влияния.





2.

Функции и особенности делового общения.

Общение как восприятие.

Первое впечатление и точность интерпретации (типичные ошибки восприятия).

Элементы имиджелогии. Влияние коммуникативных навыков на формирование личного имиджа. Самопрезентация и социальный самомониторинг.





3.

Общение как коммуникация.

Вербальная коммуникация. Речь как главный инструмент коммуникации.

Передача информации и факторы, влияющие на её качество.

Невербальная коммуникация. Роль невербального общения в установлении и поддержании делового контакта, анализ наиболее значимых невербальных сигналов. Анализ и коррекция собственных невербальных сигналов.







4.

Общение как взаимодействие.

Основы трансактного анализа. Ролевое поведение в контексте трансакций.

Психологические позиции партнеров в процессе общения: подстройки «сверху», «снизу», «на равных».

Коммуникативные барьеры на пути эффективного взаимодействия.







5.

Деловая беседа.

Структура деловой беседы и содержание основных ее этапов.


Психологическая культура делового разговора.





6.

Экспрессия.

Правила эмоционального поведения.

Адекватность и коммуникативность эмоций.

Идеальный психо-гигиенический образ человека в контексте проявления эмоций.







7.

Коммуникативные техники.

  • Техника активного слушания. Умение слушать как признак деловой культуры. Различные уровни слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

  • Техника постановки вопросов. Умение задавать вопросы в процессе беседы.

  • Овладение навыком управления беседой с помощью вопросов. Виды вопросов.

Техника «малого разговора».

  • Техники вербализации.

  • Техники регуляции эмоционального напряжения.










ИТОГО

8-12

Методы работы: интерактивные мини-лекции, групповые обсуждения, ролевые игры, тесты на самодиагностику коммуникативных навыков.
1.3. Программа семинара

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

Цели: повысить квалификацию в области технологий управления персоналом, развить способность руководителя влиять на состояние морально-психологического климата в производственном коллективе, повысить коммуникативную компетентность руководителя.

Категории слушателей:

руководители, кадровый резерв, актив профсоюзных и молодежных организаций.




п/п


Содержание

Кол-во
часов


1.

Система работы с персоналом и основные ее направления.

Краткий анализ концепций управления персоналом. Основополагающие принципы управления персоналом.

Кадровая политика. Стили руководства, основные характеристики. Качества и менталитет российского работника.





2.

Организационное поведение и ранние модели мотивации труда.

Традиционная модель научного управления Ф. Тейлора, модель «школы человеческих отношений» Э.Мэйо, модель «школы человеческих ресурсов» Д.Макгрегора.







3.

Формирование коллектива. Социально-психологический климат.

Социальные группы и команды. Социально-психологические особенности и проблема профессиональной зрелости рабочей группы. Модель Блейка-Моутон.

Типы взаимоотношений в коллективе.

Уровни совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический.







4.

Морально-психологический климат.

Факторы, влияющие на его формирование. Признаки, по которым можно судить об атмосфере в группе. Характеристики положительного и негативного климата.

Девиантное поведение.

Моббинг – психологическая травля на работе.







5.

Корпоративная культура.

Философия предприятия.

Внутренний PR.





6.

Роль руководителя в становлении коллектива.

Менеджмент и лидерство. Психология и этика лидерства. Типы влияния. Значение коммуникативной компетентности и социального интеллекта руководителя. Этические принципы делового общения по «вертикали» и «горизонтали».







7.

Основы конфликтологии.

Причины возникновения конфликтов на производстве.

Стратегии и правила поведения в конфликте.





8.

Особенности управленческого общения.

Коммуникативно-регулирующая, контролирующая и мотивационная функции менеджмента. Психотехнологические приемы формирования аттракции. Аттрактивное поведение руководителя как один из инструментов формирования лояльности персонала и психологического климата в коллективе.










ИТОГО

8

Форма проведения: интерактивная подача теоретического материала, групповое обсуждение, работа с тестами по диагностике социально-психологического климата в коллективе.

1.4. Программа семинара

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ»
Цели: получение знаний о действии психологических законов управленческого общения; обучение специфике аттрактивного поведения; совершенствование личной коммуникативной компетентности в процессе взаимодействия со своим коллективом, чтобы не добиваться, а достигать нужных результатов.
Категории слушателей: руководители, кадровый резерв, актив профсоюзных и молодежных организаций.



п/п

Содержание

Кол-во
часов


1.

Сущность и основные понятия психологии менеджмента.

Психологическая культура руководителя. Особенности патогенного и саногенного (позитивного) мышления.







2.

Личное влияние.

Менеджмент и лидерство. Психология и этика лидерства.

Личность руководителя и ее влияние на социально-психологический климат в коллективе.





3.

Функции менеджмента.

Коммуникативно-регулирующая, контролирующая и мотивационная функции менеджмента.

Значение коммуникативной компетентности, социального и эмоционального интеллекта руководителя.





4.

Психологические правила управленческой коммуникации. Содержание и форма выдачи распорядительной информации, обратной связи и оценочной информации.
Главные принципы постановки заданий.
Основные причины невыполнения распоряжений и пути их устранения.






5.

Основные условия достижения добровольного исполнения распоряжений.

Особенности и законы управленческого общения.





6.

Аттрактивное поведение менеджера.

Понятие аттракции. Умение располагать к себе людей как производственная необходимость в процессе управленческого общения.

Идентификация, эмпатия, рефлексия.

Психотехнологические приемы формирования лояльности подчиненных.







7.

Фактор справедливости во взаимоотношениях.
Эмоциональные состояния при переоценке и недооценке, позитивные и негативные ожидания.

Поощрение и наказание.

Конструктивная критика. Техники разговора-наказания.

Спонтанное поощрительное поведение. Строуксы, или психологические поглаживания и знаки внимания.







8.

Этические принципы делового общения по «вертикали» и «горизонтали».

Памятка руководителю о стиле и методах руководства.





9.

Экспрессия руководителя.
Правила эмоционального поведения.








Итого

8

Формы и методы: изложение теоретического материала в интерактивной форме, ролевые игры, групповое обсуждение.

1.5. Программа семинара-тренинга

«УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ»
Цели: получить представление о социально-психологических закономерностях развития межличностных и межгрупповых конфликтов; овладеть психологическими инструментами управления конфликтом в коллективе; проанализировать собственный стиль поведения в конфликте и научиться выбирать наиболее оптимальный в зависимости от ситуации.

Категории слушателей: руководители и специалисты, кадровый резерв, профсоюзный актив.


п/п


Содержание

Кол-во
часов


I.

Основы общей конфликтологии.




1.1.

Базовые понятия и определения.
Роль конфликта в человеческом обществе.

Формула конфликта. Определение понятий: конфликт, предмет конфликта, конфликтная ситуация, инцидент.

Разница между конфликтом и стычкой.

Классификация конфликтов.







1.2.

Причины возникновения, механизм развития и последствия конфликтов. Причины межличностных конфликтов: объективные и субъективные.

Типы конфликтогенов. Закон эскалации конфликтогенов.

Стадии развития конфликта.

Последствия конструктивных и деструктивных конфликтов.







1.3.

Поведение в конфликте.

Характеристики конфликтогенного поведения. Типология личностей по особенностям стилей поведения в конфликте.

Пять стратегий поведения в конфликтной ситуации. Выбор оптимального стиля в зависимости от конкретной ситуации и особенностей личности участников конфликта.





1.4.

Правила бесконфликтного общения.

Кодекс поведения в конфликте.

Формула выхода из межличностного конфликта.

Теория трансактного анализа в практике прогнозирования и профилактики конфликтов.







1.5.

Критика.

Этические аспекты. Мотивы критики.

Основные типы реагирования на критику.

Рекомендации критикующему: семь золотых правил корректной критики.










ИТОГО

8


II.

Конфликт в трудовом коллективе
(на основе методики Н.Н. Вересова по преодолению конфликтов
в организациях)




2.1.

Психологические механизмы возникновения и развития производственных конфликтов.

Основные причины возникновения конфликта в коллективе.

Межличностные и межгрупповые конфликты, конфликт между личностью и группой.





2.2.

Анализ межгруппового конфликта: механизмы возникновения конфликтной ситуации, поляризации мнений и распределения ролей, появления лидеров.





2.3.

Способы управления конфликтом: от анализа – к действию.

Как безошибочно определить лидеров конфликтующих группировок, как организовать беседу с лидерами. Рекомендуемые речевые модули.







2.4.

Сценарии развития инцидентов и их последствия.

Краткий анализ типичных ошибок, совершаемых руководителем в ситуации конфликта и последствий этих ошибок.







2.5.

Технологии профилактики и регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические и организационные.








ИТОГО

8

Методы работы: мини-лекции; работа в малых группах; групповое обсуждение; самодиагностика (работа с тестами); кейс-игры, моделирующие ситуации конфликтов.
1.6. Программа семинара-тренинга

«ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ»

Цели тренинга: упорядочить имеющиеся знания по тайм-менеджменту; освоить принципы и правила целеполагания и планирования, грамотно определяя приоритеты; проанализировать свои «поглотители времени» и найти неиспользуемые временные резервы; научиться методам эффективной работы в ситуации цейтнота; овладеть навыками самоорганизации для достижения результатов; приобрести практические навыки составления различных вариантов планов.

Категории слушателей: любые категории персонала - руководители, менеджеры и все желающие научиться грамотно формулировать цели и оптимизировать свое время.


п/п


Содержание

Кол-во
часов


1.

Время как уникальный жизненный ресурс.

Философия времени и эволюция систем самоуправления во времени.

Хронос и Кайрос.





2.

Внешние и внутренние причины дефицита времени.

Самоаудит: ревизия своих навыков самоменеджмента, определение причин потерь времени.







3.

Цейтнот.
Причины, профилактика. Deadline и redline при постановке сроков выполнения задач.





4.

«Поглотители времени».

Диагностика и противодействие.

Прокрастинация и перфекционизм.





5.

Планирование.

Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Правила и принципы эффективного планирования недели и дня.

Инструменты планирования: пирамида Франклина, жестко-гибкое планирование и бюджетирование. 







6.

Стратегический тайм-менеджмент.

Постановка  целей.

Виды, особенности, характеристики целей. Цели и желание: «Я должен» или «Я хочу».

Критерии правильно поставленной цели: корректно сформулированный результат, техника SMART.

Дерево целей, декомпозиция целей: цели на год, месяц, неделю и день.

Конфликты целей.

Постановка целей в различных областях жизни.

Полезный инструмент - «Колесо жизненного баланса».







7.

Тактический тайм-менеджмент: самоорганизация в течение дня.

Расстановка приоритетов. Правило Парето.

Классификация задач по АВС-анализу.

Алгоритм составления матрицы сравнений.


Определение срочных и важных дел. Матрица Эйзенхауэра.
Скорая тайм-менеджерская помощь.




8.

Другие инструменты тайм-менеджмента:

  • методы работы с трудными и неприятными задачами, при большом объеме решаемых задач: "бифштексы из слона", "съесть лягушку", "швейцарский сыр", «вынужденная эффективность», «от бочки к бочке»;

  • учет индивидуальных ритмов работоспособности;

  • методы развития чувства времени;

  • работа в «антицикле»;

  • контекстное планирование;

  • календарик-«пинарик»;
    варианты листа-планировщика на неделю и на каждый день (с учетом стратегических и тактических задач, мотивации);

  • создание личных временных стандартов для различных видов повседневной деятельности;

  • алгоритм «самоопроса» для разгрузки от ненужных дел;

  • эффективная организация рабочего пространства (система 5С – принципы упорядочивания хаоса для повышения производительности);

  • рациональная организация деловых коммуникаций (регламентация проведения совещаний и переговоров, политика «закрытых» дверей, оптимально организованное общение по телефону и др.)







9.



Делегирование:

  • преимущества и основы делегирования;

  • алгоритмы и правила делегирования;

  • основные ошибки;

  • причины сопротивления делегированию со стороны подчиненных;

  • функции контроля, контроль процесса и результата.










ИТОГО

8-12

Формы и методы проведенияинтерактивная подача теоретического материала, групповые обсуждения, индивидуальные упражнения и тесты.


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница