Программа межфакультетского курса: Проблемы «философии человека»



Дата27.04.2016
Размер58.9 Kb.
ТипПрограмма
Программа межфакультетского курса:
Проблемы «философии человека» в ХIХ-ХХI веке: Ницше, Достоевский, русская литература ХIХ века о человеке, психоанализ и философская психология, экзистенциализм атеистический и религиозный, аналитическая философия о человеке, современные подходы к проблеме человека»

1. Ф.Ницше и его неоромантическое понимание сущности человека, его предназначения и роли в истории. Пророческие, «несвоевременные» взгляды об историческом развитии личности в ХХ веке. Его проект «сверхчеловека». Пересмотр традиционных ценностей, нигилизм как реакция на кризисные тенденции культуры и наступление «массового человека» в конце ХIХ. Ф.Ницше как предшественник атеистического экзистенциализма ХХ века. Осмысление процессов дегуманизации культуры и искусства, наступления «массовой культуры» у Хосе Ортега- и- Гассета.

Литература:

Ницше Ф. Сочинения в 2х томах. М., 1990. Т.2 « Так говорил Заратустра», «ECCE HOMO. Как становятся собою».

Ницше Ф. Странник и его тень. М.,1994. С.270-399

Ортега- и- Гассет Х. Эстетика. Философия культуры М.1991. Статья «Восстание масс».

Самосознание европейской культуры ХХ века. М. 1991 // Ортега- и- Гассет Х. «Дегуманизация искусства». С.230-264.
2.Религиозная концепция личности Достоевского. Влияния Н.Ф.Федорова, Тихона Задонского на мировоззрение Ф.М.Достоевского. Ф.М.Достоевский как «апостол человечности» (С.Франк). Глубины, противоречия человеческой души как основная интенция и вектор его творчества. Решение проблем добра и зла в человеческой природе; свобода человека как самоволие, произвол или как выбор божественной истины. Ответственность «каждого за всех» - проблема всеобщей «родственности» людей. Анализ Н.А.Бердяевым творчества Достоевского.

Литература:

Достоевский Ф.М. «Записки из «мертвого дома», основные произведения.

Селезнев Ю.И. «В мире Достоевского» М., 1980.

Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.,1996. (статьи: «Вера Достоевского», «Апостол человечности», «Достоевский и кризис гуманизма», «Легенда о Великом инквизиторе»)

Н.А.Бердяев Философия творчества, культуры и искусства. М.,1994 Т.2, с.7-186 (статьи: «Миросозерцание Достоевского», «Откровение о человеке в творчестве Достоевского», «Ставрогин»).

Федоров Н.Ф. Сочинения. М.,1982.



3. Рождение психологии как науки о душевно-духовном комплексе. Попытки изучения психики Месмером. Новации в лечение душевных расстройств (ХVIII-ХIХ век). Появление первых научных методов в исследовании сферы душевной жизни в ХIХ-ХХ в. Шарко, Блейер как учителя Фрейда. Особенности предмета и метода в психоанализе. Проблема культурных (сверх-Я) и биологических (либидо) составляющих в структуре личности. Учение о структуре личности и особенной роли бессознательного в теории психоанализа З.Фрейда.

Литература:

Цвейг С. Врачевание и психика. Месмер, М.Беккер-Эдди, Фрейд. М. 1992. (см. также предисловие В.М.Лейбина)

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. (см. также послесловие М.Г.Ярошевского)

Зотов А.Ф. Современная западная философия. Психоанализ и его философские контексты. М. 2001. С. 291-308



4. Пересмотр концепции психоанализа Фрейда «аналитической психологией» К.Г.Юнга: концепция коллективного бессознательного и значение культурных кодов. Понятие «архетипов» как необходимых формирующих структур личностного сознания, как основы связи и единства личности и культуры. Проблема взаимосвязи личностной психической реальности и сверхличного, коллективного в произведении искусства. Присутствие мифологических структур (роль понятия первопереживания) в искусстве как всеобщих, духовных кодов. Критика Юнгом рассуждений Фрейда о произведениях искусства, религиозных максимах как продуктах вытеснения (сублимации) личностных комплексов автора-творца. Понимание творческой личности как посредника между всеобщим духовным опытом и конкретно-исторической психологической реальностью в создании бессмертных произведений. «Творчество вырастает из бессознательных бездн»… Психологическая функция искусства по Юнгу. Исследование первобытного сознания.

Литература:

Юнг К.Г. Психология бессознательного М.,1994

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.,1993. С.11-111.

Юнг К.Г. К пониманию психологии архетипа младенца. Введение.//Cб.Самосознание европейской культуры ХХ века. М. 1991. С.119-124

Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. Введение.//Cб.Самосознание европейской культуры ХХ века. М. 1991. С.111-118

5. Расширение психоаналитической концепции в связи с проблемой нового понимания личности. Попытка создания интегративной парадигмы в психологии А.Адлером. Его теория «сверхцелей» как доминант в развитии личности и разработка педагогических и семейно-психологических проблем. Социально-исторический подход в психоанализе А.Брилла, Э.Фромма. Проблемы создания философской психологии. Популяризация философско-психологических взглядов у Э.Берна.

Литература:

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии М.1995

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/ Д. 1998

Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. Екатеринбург.,1998

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990

Фромм Э. Иметь или быть.

Берн Э. Психоанализ и психотерапия для несведущих. М. 2000.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. 1998.



6. Экзистенциализм ХХ века. Хайдеггер как создатель «новой онтологии» (учение о человеке как БЫТИИ и его модусах). Своеобразие его экзистенциализма. Атеистический экзистенциализм А.Камю и Ж.Сартра: пессимизм «бунтующего человека», свобода как «свобода вопреки», абсурд как неизбежность и судьба. Рациональные выходы в ситуации абсурда. Гуманистические идеалы в экзистенциализме.

Литература:

Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993 (см. также: вступительная статья В.В.Бибихина).

Зотов А.Ф. Современная западная философия. (главы: «Хайдеггер», «Сартр»)

Камю А. Бунтующий человек. М. 1990. (см. также «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде», предисловие А.Руткевича).

Камю А. Посторонний (повесть).

Сартр Ж-П. Тошнота. Избранные произведения. (статья «Экзистенциализм – это гуманизм») М.1994.



7. Русская религиозная философия ХХв. о проблемах личности. Религиозный экзистенциализм Н.Бердяева, Л.Шестова. Бердяев о свободе как сущностном определении личности. Творчество как способ бытия человека и преодоление отчуждения. Интерпретация творчества Ф.М. Достоевского. Л.Шестов о жизни человека в условиях неизвестности и в пограничных ситуациях. Трактовка Л.Шестовым философии раннего экзистенциалиста - С.Кьеркегора. Сравнение Л. Шестовым Достоевского и Ницше.

Литература:

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

Бердяев Н.А. Самосознание.

Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.1994.

Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. Т.2 М. 1993. На весах Иова. Ч.1 «Откровения смерти».

Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. Глас вопиющего в пустыне. М. 1992.

Шестов Л. Избранные сочинения. М.1993. Достоевский и Ницше. С.39-159.

8. Религиозная философия человека С.Л.Франка. Трактовка Франком (в начале творческого пути) философии Ф.Ницше как этики «активного героизма». Онтологическая проблема «духовной реальности» и ее познания. Идея «Богочеловечности» в трактовке Франка. Критика безрелигиозного гуманизма и экзистенциализма. Решение Франком проблемы греха и свободы. Духовная реальность как сущность и основа жизни человека у Франка. Трагизм бытия человека в мире и возможность достижения гармонии. Смысл жизни в понимании Франка.

Литература:

Франк С.Л. Сочинения. М., 1990 (книга « Непостижимое»)

Франк С.Л. Духовные основы общества. М. ст. «Смысл жизни».

Франк С.Л. Реальность и человек (любое издание).



9. Некоторые современные подходы к решению психологических и социальных проблем личности. Деятельностный, коммуникационный, герменевтический, лингвистический подходы в решении проблем личности (Л.Витгенштейн, М.Бахтин, Э.Ильенков, Л.Выгодский, Ж.Пиаже, Ю.Хабермас, Г.Гадамер, П.Рикер). Русские ученые Н.П.Бехтерева, Б.Раушенбах о возможном синтезе научных подходов и религиозных положений в традиции Н.Федорова. Диалогическая и полилогическая природа человека. Открытая рациональность как способ самосозидания человека. Концепция личности у М.Мамардашвили. Эпистемологические и общеметодологические подходы к проблеме человека в работах В.А.Лекторского.

Литература:

Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002

Работы Э.Ильенкова, Л.Выгодского, Л.Витгенштейна, Ж.Пиаже, Ю.Хабермаса в хрестоматии Философия науки. Под ред. Аверюшкина. М. 2005.

Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни (любое издание).

Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. М.,2009

Бахтин М.М. Поэтика Достоевского (любое издание).

Раушенбах Б.В. О логике триединости //Вопросы философии. №11. 1990 с. 166-169

Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. (здесь же: приложение «…Предстоя Святей Троице»)

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.,2001. (Часть 1: Знание, человек, коммуникация.)

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М. 2006 (Главы 6,7)



Антропологические конфигурации современной философии.// Материалы научной конференции 3-4 декабря 2004г. М., 2004 под ред. В.В.Миронова.

Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен.СПб.,2000.
Каталог: uploads -> attachments
attachments -> Межфакультетский курс «Глобальные проблемы современного образования: философский ракурс»
attachments -> Практика формирования убеждений
attachments -> Рабочая программа Межфакультетского учебного курса Духовно- эзотерические школы ХХ в
attachments -> Программа межфакультетского курса доц. Фалёва Е. В. «Язык и сознание в древней индийской мысли»
attachments -> Учебно-методический комплекс Направление подготовки мфк квалификация (степень) выпускника: бакалавр/магистр Москва 2015
attachments -> Рецензент: Д. Э. Синюк, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития уо «Бргу имени А. С. Пушкина»
attachments -> Межфакультетский курс «Вымышленные языки в Интернете»
attachments -> Методические рекомендации по изучению курса, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу. Предназначена в помощь для усвоения курсов «Социальная психология»
attachments -> Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»
attachments -> Рабочая программа курса по выбору «Этикет делового человека» разработана на основе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница