Программа межфакультетского курса доц. Фалёва Е. В. «Язык и сознание в древней индийской мысли»



Скачать 202.87 Kb.
Дата20.04.2016
Размер202.87 Kb.
ТипПрограмма
Программа межфакультетского курса доц. Фалёва Е.В.

«Язык и сознание в древней индийской мысли»



п/п


Наименование разделов и тем


ВСЕГО


(часов)

Аудиторные занятия

(час.)


Самосто-

ятельная


работа

(час.)











В том числе













Лекции

Семинары




1

Введение



4

2



2




Раздел 1. Архаический слой в представлениях о языке и сознании в древней индийской мысли













1

Древнейшие формы мифопоэтической рефлексии над языком и сознанием: индоевропейская мифология, Ригведа

8

4



4

2

Индивидуальное и всеобщее сознание в Упанишадах. Уровни сознания и соответствующие им уровни языка и реальности. Четыре уровня речи.

8

4




4

3

Категории языка и сознания в эпосе: Махабхарата (Бхагавадгита, Анугита), Рамаяна, Пураны.

8

4




4




Раздел 2. Концепции языка и сознания в индийской философии














1

Субъект речи и носитель сознания в индийской философии. Строение человеческого психокосмоса: концепции 5 оболочек, 4 «опор», 7 тел.

8

4



4

2

Слово и сознание в буддийской традиции. Учение о целесообразной истине. Концепция скандх. Методы работы с сознанием. Развитие концепций сознания в школах и направлениях буддизма.

8

4



4

3

Теоретическое осмысление сознания и его структуры в санкхье.

4

2




2

5

Слово, сознание и реальность в теории и практике йоги. Механизмы функционирования сознания и его связи с телом. Принципы различных практик йоги.

4

4



4






















ИТОГО:

56

28



28

Вопросы к зачету




  1. Символика слова и речи в Ведах. Ведийские ритуальные загадки.

  2. Значение поэзии в Ведах и традициях, восходящих к Ведам.

  3. Первослог ОМ и его интерпретации в Упанишадах и в школах индийской философии.

  4. Неконвенциональное восприятие знака в Индии. Фидеистическое отношение к слову.

  5. Слово и паралингвистическая коммуникация. Использование слова в магических практиках.

  6. «Словоцентричность» культуры Древней Индии. Соотношение в ней устной и письменной речи.

  7. Язык и речь с точки зрения распространённых в Индии типов классификации уровней психофизической организации человека.

  8. Учение о «целесообразной истине» в раннем буддизме. «Благородное молчание» Будды. «Передача учения помимо слов».

  9. Понятие «нама-рупа» (имя-форма) в раннем буддизме, её место в психофизической конституции человека и в цепи причин страдания.

  10. «Правильная речь» в восьмеричном пути Будды как условие возможности спасения.

  11. Использование слов и звуков в психофизических практиках йоги.

  12. «Непрерывная молитва» в йоге, православии, исламе.

  13. «Семенные мантры» в традициях йоги, веданты и буддизма.

  14. Грамматика как «веда Вед». Грамматика и ритуал.

  15. Основные санскритские термины, обозначающие различные аспекты сознания, мышления и психофизической организации человека.

  16. В чём видели значение Вед и за что почитали их представители различных школ индийской философии, в том числе неортодоксальных?

  17. Основные символы Риг-веды — природные явления и мифические персонажи — и их психологическое значение, согласно Шри Ауробиндо.

  18. Как соотносятся между собой уровни сознания и реальности в Упанишадах?

  19. Что представляет собой путь самопознания в Упанишадах?

  20. Как соотносятся индивидуальное и абсолютное сознание в Упанишадах?

  21. Что такое Высшее Я в Бхагавадгите? Как оно соотносится с личным сознанием?

  22. Каковы основные направления йоги, намеченные в Бхагавадгите, и как они соотносятся между собой?

  23. Каково соотношение смертного и бессмертного в человеческом сознании, согласно Бхагавадгите? Каковы варианты посмертного существования?

  24. Через какие модусы в человеческом сознании проявляются три основные качества, согласно санкхье?

  25. Какова структура психофизической организации человека в санкхье?

  26. Что такое «внутренний орган», какова его структура и в чём состоит его значение для жизни сознания в санкхье?

  27. Что такое, согласно санкхье, духовный разум и каково его отношение к интеллекту?

  28. Что такое самосознание, каково его место во взаимодействии субъекта и материи в санкхье?

  29. Кто такой «Мировой Субъект» (Пуруша) в санкхье и каково его отношение к материи?

  30. Как менялось на протяжении истории Индии значение понятия «йога» и почему?

  31. Какие основные направления йоги вы знаете, и каковы практикуемые в них методы трансформации сознания?

  32. Что такое «материя сознания» (читта) в йоге Патанджали и каковы её свойства?

  33. Каковы основные факторы, лежащие в основе ментальной причинности, в йоге Патанджали?

  34. Восемь ступеней пути йоги по Патанджали, методы и цели трансформации сознания на каждой из них.

  35. Что такое энергетические каналы, каковы их функции и каковы три главные из них?

  36. Что такое энергетические центры, каковы семь главных из них и каким аспектам сознания они служат проводниками?

  37. В чём причина «благородного молчания» Будды в ответ на вопросы о реальном существовании индивидуального «я»?

  38. Что такое агрегаты (скандха), согласно раннему буддизму, и как их совокупность образует феномен «человек»?

  39. Ступени «восьмеричного пути» Будды и методы работы с сознанием на трёх высших ступенях.

  40. Двенадцать причин страдания в буддизме; анализ перехода сознания от чисто субъективных категорий к объективному опыту.

  41. Что такое «нирвана» в раннем буддизме и что происходит с сознанием при вступлении в неё?

  42. Поясните пример с колесницей из «Вопросов царя Милинды» Нагасены?

  43. Что такое «дхамма» в раннем буддизме и «дхарма» в школах махаяны?

  44. Кто такие Адибудда и пять Дхиани-будд в махаяне, какие аспекты сознания им соответствуют?

  45. Что означает положение «сансара — нирвана» в шуньяваде и каковы его следствия для сознания?

  46. Каковы аргументы за и против чужой одушевлённости, по Дхармакирти? Проведите параллели с западной философией.

  47. Что такое Алая-виджняна в школе йогачара?

  48. В чём аналогия, согласно Ф.И. Щербатскому, между учением йогачаров и трансцендентальным идеализмом Канта, в частности, в воззрениях на сознание?

Каталог: uploads -> attachments
attachments -> Межфакультетский курс «Глобальные проблемы современного образования: философский ракурс»
attachments -> Практика формирования убеждений
attachments -> Рабочая программа Межфакультетского учебного курса Духовно- эзотерические школы ХХ в
attachments -> Учебно-методический комплекс Направление подготовки мфк квалификация (степень) выпускника: бакалавр/магистр Москва 2015
attachments -> Рецензент: Д. Э. Синюк, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития уо «Бргу имени А. С. Пушкина»
attachments -> Межфакультетский курс «Вымышленные языки в Интернете»
attachments -> Программа межфакультетского курса: Проблемы «философии человека»
attachments -> Методические рекомендации по изучению курса, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу. Предназначена в помощь для усвоения курсов «Социальная психология»
attachments -> Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»
attachments -> Рабочая программа курса по выбору «Этикет делового человека» разработана на основе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница