Программа мау до цвр на 2012-2015 г г. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования



Скачать 130,69 Kb.
Дата14.02.2016
Размер130,69 Kb.
ТипОбразовательная программа

Образовательная программа МАУ ДО ЦВР на 2012-2015 г.г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»




УТВЕРЖДАЮ


И.о.директора МБОУ ДОД «ЦВР»

Л.В.Махотина

«___»________________ 2012 г.

Принята на педагогическом совете

Протокол от __________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА




Муниципального АВТОНОМНОГО учреждения


дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
на 2012-2015 г.г.

г. Новоуральск


2012
Содержание
1. раздел Общие подходы - Информационно-аналитическое обоснование образовательной программы

1.1. Тенденции развития образования на современном этапе,

место и роль дополнительного образования в системе

1.2. Характеристика Современного состояния дополнительного образования и воспитания в МБОУ ДОД "ЦВР"

1.3. Концептуальные подходы


    1. РАЗДЕЛ Стандарт в мбоу дод "ЦВР"

2.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК СТАНДАРТ функционирования учреждения

2.2. Общие положения стандарта В УЧРЕЖДЕНИИ

2.3. Характеристика образовательных программ

2.4. Мониторинг качества дополнительного образования и воспитания

2.5. Условия осуществления образовательного процесса

1.1. Тенденции развития образования на современном этапе,

место и роль дополнительного образования в системе
Изменения не происходят вне времени и пространства, они происходят в определённых социокультурных контекстах. Образование всегда находилось на службе у общества, поэтому оно и меняется вместе с ним, отвечая вызовам времени, социальному заказу.

Теоретической основой обновления систем образования в конце XX веке стала идея непрерывного образования. «Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов». (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке).

Стратегия модернизации образования направлена, прежде всего, на совершенствование деятельности школы, но как показывают социологические исследования, только школьное образование не в состоянии соответствовать современным потребностям общества. Начиная с последней трети XX века, в условиях появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира все отчетливее проявляет себя тенденция утраты монополии школы на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Усиливается заинтересованность семей в услугах и консультационных сервисах за рамками традиционных образовательных институтов в воспитании социально активных, организованных, проблемно-мыслящих, гибких и способных к сотрудничеству молодых людей. Само словосочетание дополнительное образование крайне редко встречается во всех документах о модернизации образования, но если смотреть глубже – в содержание, то увидим, что не менее половины изложенного имеет непосредственное отношение к нам.

В современной модели развитие общего образования предусматривает расширение сферы дополнительного образования, как важнейшей части непрерывного образования. «Свободное время - ценнейший ресурс самообразования и дополнительное образование как составная часть непрерывного образования человека, резко снизится поле принуждения ребёнка и расширится пространство его инициативного действия» (Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»).

Действующая система дополнительного образования детей действительно предоставляет и детям и педагогам широкий простор для творчества, но скорость, с которой происходят изменения в обществе, в социокультурной среде и научно-техническом прогрессе, не позволяют нам довольствоваться достижениями сегодняшнего дня.

Согласно материалам Юнеско, определены следующие принципиальные подходы к образованию: дети должны научиться жить (познание самого себя, своего здоровья и т.д.); научиться жить вместе (с учётом традиций, социальных факторов и явлений, позиций других людей).

1.2. Характеристика Современного состояния дополнительного образования и воспитания в МАУ ДО "ЦВР"

Наш Центр внешкольной работы является многопрофильным учреждением и осуществляет несколько различных направлений деятельности, которые объединены общей целью, принципами, концептуальными подходами, но различны по содержанию, направленности и технологиям обучения. При этом основным является учет потребностей детей и родителей как основных заказчиков.

Образовательный процесс в центре строится на принципах педагогики сотрудничества, гуманизма и демократизации отношений взрослых и детей, индивидуализации воспитания и дополнительного образования каждого.

Наличие концептуальных подходов позволило нам разработать и внедрить в практику инновационную модель многопрофильного учреждения дополнительного образования детей как социально-педагогического комплекса (СПК): СПК - это открытая, саморазвивающаяся, гуманистическая система; СПК - это единое интегрированное пространство воспитания и ДО детей:



  • поликультурное\полисферное; многофункциональное (образовательные услуги, культурно-развивающий досуг, образовательно - оздоровительные услуги)

  • разноуровневое (дети с ограниченными возможностями здоровья, одарённые дети)

  • разновозрастное (преимущественно от 6 до 18 лет)

Важным компонентом пространства СПК, кроме образовательного, является культурно-досуговая \социокультурная деятельность - понятие раскрывает то многообразие деятельности, которое реально осуществляется детьми в современном учреждении дополнительного образования детей за пределами собственно образовательной деятельности и в которых реализуется весь спектр социально-педагогических функций. Понятие социально-культурная деятельность (СКД) для охвата «деятельностного поля» за пределами образовательного компонента с современных позиций подходит больше. Деятельность как форма активного отношения к окружающему миру и его целесообразному изменению, главным признаком социального является взаимодействие, которое носит свободный характер, культурная означает, что в данной деятельности человека присутствует значимая ценность (культурная). Разнообразная социокультурная деятельность нацелена не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени и досуга своих сверстников.

Третий важный компонент СПК — образовательно-оздоровительная деятельность: работа филиала МАУ ДО ЦВР - круглогодичного загородного детского оздоровительного лагеря «Самоцветы»; организация лагеря с дневным пребыванием на базе центра; организация оздоровительных выездов за пределы региона; здоровьесберегающий характер образовательного процесса. Всё это способствует не только сохранению и укреплению здоровья участников процесса, но и приобретению нового социального опыта. Каникулы – время действий, пробы и проверки своих сил, время обогащения опыта и впечатлений. Главный педагогический смысл - создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта.

Создано «Пространство Детства» - пространство воспитания и дополнительного образования, пространство общения и сотрудничества взрослых и детей, которое позволяет каждому ребёнку максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально и личностно, в нём созданы условия для самореализации личности, в том числе и для педагога.

Дополнительное образование в нашем центре создает условия для полноценного развития всех своих участников и побуждает их к саморазвитию. В нём максимально отражается развивающий и побуждающий к развитию человеко-созидающий смысл образования.

Педагоги рассматривают такую модель с точки зрения полноценности развития ребёнка, как открытую, саморазвивающуюся систему, обеспечивающую целостность, системность развития личности в процессе дополнительного образования: обучения, воспитания и развития.

Наши преимущества



  • Многопрофильность направлений

  • Разнообразие видов деятельности

  • Качество услуг

  • Высокий уровень достижений детей

  • Профессионализм кадров

  • Опыт инновационной деятельности

  • Социальное партнёрство

  • Сетевое взаимодействие – регион, округ, город

Анализ состояния образовательного процесса


  1. Сохранение контингента обучающихся

  • Наблюдается прирост контингента с 1578 обучающихся в 2010-2011 уч.году до 2322 в текущем учебном году

  • Увеличивается количество образовательных учреждений и количества обучающихся, участвующих в образовательном проекте «Партнёры», с 345 в 2010-2011, 464 в 2011-2012, до 1016 в 2012-2013 г.г., что позволяет положительно решать проблему интеграции общего и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС

  • Изменяется возрастной состав воспитанников центра: дошкольники и младшие школьники- 1536 человек (из них по программам, реализуемым на базе ЦВР только 630), увеличился контингент обучающихся основной и средней школы на базе ЦВР с 47, 2% до 51,7%. Увеличение количества младших школьников связано с реализацией проекта "Партнёры" в рамках внедрения ФГОС НОО

  • По сравнению с прошлым учебным годом стало больше обучающихся, занимающихся по программам 2 и более годов обучения с 53,7% до 62,6%.

  1. Развитие содержания образования

    • Доступность ДО детей обеспечивается разнообразием направлений, форм и видов образовательной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ (обучение в малых группах, индивидуально и на дому); для способных детей (комплекс предметов, интегрированные курсы. дополнительное обучение в учебно-творческих группах), продолжение занятий выпускников в творческих группах\концертных, ансамблевых, проектных и т.д.

    • Годовой календарный учебный график разработан с учётом проведения летней оздоровительной кампании

    • Продолжена работа по внедрению современных образовательных технологий: проблемного диалога автор Мельникова; проектных и развивающих.

    • Обновлено содержание дополнительного образования, в основном, связанное усилением социально-педагогической составляющей процесса.

    • Разработана система включения обучащихся в реализацию целевых программ и социально-значимых проектов на основе выделения содержания социокультурного блока программ и учёта неконкурсных достижений детей

    • В связи с введением ФГОС расширено взаимодействие со школами в рамках образовательного проекта «Партнеры»; продолжена работа по согласованию потребностей школ и возможностей ЦВР в реализации образовательного проекта «Партнёры», выявлены школы и ДДУ, наиболее перспективные для взаимодействия, с точки зрения ФГТ и ФГОС НОО и ОО - МОУ СОШ №41 и 54

    • Отрабатывается система отслеживания выполнения муниципального задания по заданным критериям

  1. Обеспечение уровня и качества образования

Внедрена система отслеживания качества реализации дополнительных образовательных программ, осуществляется в соответствии с типом и видом образовательного учреждения, освоено заполнение форм мониторинга в электронном виде

  • Успешность ребёнка за данный уч. год, как интегрированный результат индивидуального прогресса каждого ребёнка определяется с учётом динамики всех групп показателей: качества освоения программ, конкурсных-творческих и неконкурсных достижений, показателей личностного развития

  • Используются различные формы итоговой аттестации учащихся с учётом уровня образованности обучающихся (меры достижения результата) в рамках мониторинга качества ДО, что гарантирует более объективную оценку

  • Исследованы эффективность и результативность работы учебных, учебно-творческих групп, как дополнительного пространства социальной и творческой самореализации ребёнка, способствующего высокому уровню как конкурсных, так и неконкурсных достижений учащихся

  • Отмечается стабильность результатов качества освоения программ (более 60% на высоком уровне), творческих достижений обучающихся

  • Расширены возможности удовлетворения потребностей и интересов детей в достижении успешности в социально-значимой и творческой деятельности

  • Наблюдается положительная динамика роста активности ребёнка в учебной, социальной и творческой деятельности, в развитии устойчивости мотивации к познанию и достижениям, в повышении уровня самостоятельности в деятельности, развития коммуникативной компетентности

  • Содержание воспитательной работы определяется в социокультурном блоке программ и планах воспитательной работы каждого детского объединения и отдела

  • Началось включение детей ЦВР в реализацию целевых программ, освоение и внедрение современных форм и методов воспитательной работы, соответствующих специфике работы ОУ

  • Отмечается высокий уровень удовлетворённости образовательными услугами: родителей, выпускников, воспитанников центра

  • Наиболее востребованные формы: совместные открытые занятия, массовые досуговые мероприятия в ЦВР для дошкольников и мероприятия внутри объединения

1.3. Концептуальные подходы

Развитие личности необходимо предполагает,

что её потребности, в конце концов, окажутся

в сфере созидания, а не потребления.

А.Н. Леонтьев


Дополнительное образование детей – это уникальное сочетание истории и современности; традиций и новаторства; здорового консерватизма и нового мышления" (Т.А.Степанова, д.п.н.). "Неопределённость статуса и Миссии дополнительного образования детей тормозит не только его осмысления его специфики на уровне педагогической теории, но и дальнейшее системное развитие на практике. Дополнительное образование ещё не обрело сегодня своего чёткого места в общей структуре, существующая практика далеко не исчерпывает возможности в сфере развития детей" (Л.Г. Логинова). В этих условиях особую актуальность приобретает поисково-исследовательская деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса системы.

Определено новое видение места и роли дополнительного образования, в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»: дополнительное образование как часть основного (общего и профессионального), дополнительное образование как самоценная система, как часть социальной системы, как институт социализации и воспитания.

Приоритеты развития в рамках современного видения образования (введение ФГОС НОО и ООО, ФГТ в системе дошкольного образования): интеграция начального, основного, среднего и дополнительного образования; дополнительное образование как институт познания, творчества и социальной практики, обеспечивающая целостность и полноту развития личности.

«Функции дополнительного образования, подчеркивает ученый Л. Г. Логинова, реализуются, не только в обеспечении выполнения образовательных услуг, но и, в большей степени, связаны



  • с созданием пространства взаимодействия детей и взрослых,

  • обеспечением необходимого сопровождения и под­держки ребенка в его личностном росте и взрослении,

  • куль­тивировании тех способностей, которые помогают ребенку пе­рейти в режим саморазвития, раскрытия своей индивидуаль­ной сущности,

  • именно, дополнительное образование в силу своих особенностей становится реальной сферой самоопре­деления ребенка, фундаментом развития его индивидуаль­ности».

Современная педагогика дополнительного образования детей призвана, не только признать право ребёнка на свободный выбор, но и реализовать его, обеспечить условия:

  • для позитивного раскрытия себя в избранной образовательной области (направления) через добровольный выбор;

  • для личностно-деятельностного характера образовательного процесса;

  • для применения таких средств определения результативности продвижения ребенка, в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития.

На наш взгляд, проблемы, существующие в системе, возможно, разрешить, если в ближайшие годы обеспечить качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей (ключевые слова образовательной политики на современном этапе, её стратегическая цель) на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования; создать условия и механизмы устой­чивого развития системы дополнительного образования детей.

Доступность – это создание условий для успешного обучения всех обучащихся. Это расширение видов деятельности, в рамках которых подростки смогут решать самостоятельно решать проблемы (не только традиционной учебно-познавательной, но и исследовательской, практической, творческой, коммуникативной, социально-ролевой и т.д.). На практике это означает недопустимость снижения численности детей в учреждении и расширении сферы влияния дополнительного образования детей, его развития на базе школ и интеграции с другими субъектами социокультурного пространства. Доступность – это такой набор программ, когда ребёнку в 13-14 лет не говорят, что уже поздно.

Качествоповышение уровня образованности. Образованность такое качество личности, которое заключается в повышении способности решения социально и личностно значимых проблем на основе приобретённого социального опыта и собственного опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений. Главным результатом является не приобретение новых знаний, а способность использовать эти знания.

Эффективность системы дополнительного образования детей во многом зависит от того, как решаются проблемы его информационно-методического обеспечения. Указанная цель будет достижима, если создать новые условия – внести новое содержание – внедрить новые технологии. Чтобы строить реальные планы, надо овладеть навыками социального проектирования, создания собственных программ развития, новыми педагогическими технологиями.

Формула образования, для нас, на 2013-2015 г.г. - перспектива:



  • ориентация на человеческий потенциал – возможности каждого участника процесса

  • динамичность развития, увеличение человеческого капитала-ресурса, социокультурная компетентность

  • человеческий фактор как культуро-созидающий потенциал общества и государства

Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница