Программа лекционного курса для магистрантов факультета философии гу-вшэ



Скачать 174.41 Kb.
Дата21.04.2016
Размер174.41 Kb.
ТипПрограмма
Современные проблемы философии
Программа лекционного курса

для магистрантов факультета философии ГУ-ВШЭ



Цель курса
Курс рассчитан на магистрантов, готовящихся к научно-исследовательской и преподавательской работе по специальности «Философия». Ориентация курса – на формирование исследовательских навыков, знакомство с основными актуальными проблемами мировой философии, выработку собственной позиции и творческого подхода к их рассмотрению. Проблемный характер курса исключает догматизм и односторонность, предполагает критико-рационалистическое отношение к существующим решениям, выявляет перспективу в отношениях между философией и современной наукой. Теоретические выводы связываются с постановкой и решением практических задач, связанных с развитием экономики, политики, права, государственного строительства, гражданского общества.

Содержание курса
Тема 1. Философия как самосознание всеобщего субъекта

Тема 2. Философская теория рациональности. Рациональность в науке и других формах познавательной деятельности

Тема 3. Сознание, самосознание, интеллект: диалог философии и науки

Тема 4. Актуальные проблемы философии культуры

Тема 5. Философия права: история и современность

Тема 6. Философия экономики: современные перспективы

Тема 7. Неклассические направления в современной эпистемологии.

Тема 8. Современные методологические проблемы общественных и гуманитарных наук



Тема 9. Проблемы философского образования

Распределение часов курса по темам и видам работ




Темы

Всего

Лекции
Семинары

Самостоятельная
работа


1

Философия как самосознание всеобщего субъекта

10

4

2

4

2

Философская теория рациональности. Рациональность в науке и других формах познавательной деятельности

12

4

4

4

3

Сознание, самосознание, интеллект: диалог философии и науки

14

4

4

6

4

Актуальные проблемы философии культуры

12

4

2

6

5

Философия права: история и современность

12

4

2

6

6

Неклассические направления в современной эпистемологии.

12

4

2

6

7

Современные методологические проблемы общественных и гуманитарных наук

12

4

2

6

8

Философия экономики: современные перспективы

12

4

2

6

9

Проблемы философского образования

10

2

2

6




Всего:

104

32

22

50



Тема 1. Философия как самосознание всеобщего субъекта

Философия в зеркале современной культуры. Споры вокруг определения предмета, функций и социокультурной роли философии. Категория субъекта в историческом развитии. Тезис о «смерти субъекта» в контексте философских, историко-культурных и социальных идей ХХ века. Современный трансцендентализм vs. философский постмодернизм. Категория «субъект» в контексте постпозитивизма. Современный рационализм и проблема «бессубъектной» эпистемологии.

«Эмпирический» и «всеобщий» субъект. Философия как свидетельство и форма духовной свободы индивида и его способности «культурной самоидентификации». Философия как система знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Философия как средство межкультурной рациональной коммуникации.

Значение современных дискуссий вокруг культурного статуса философии. Философия в ее взаимодействии с наукой, религией, искусством. Перспективы философии в современном мире.


Литература:


  1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. Спб., 1993 -1994.

  2. Грани познания. Философия, наука, культура. В 2-х книгах. М., 2007.

  3. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.

  4. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993.

  5. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

  6. Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Под ред. Г. Л. Тульчинского и М. С. Уварова. СПб., 2001.

  7. Рассел Б. История западной философии. М.,1993.

  8. Свасьян К. А. Растождествления. М., 2006.


Тема 2. Философская теория рациональности. Рациональность в науке и других формах познавательной деятельности
Рациональность как ключевая тема философии. Отношение к рациональности как индикатор философского мировоззрения. Основы европейского рационализма. Рациональность и «логоцентризм». Историческая типология представлений о рациональности (античная, средневековая рациональности, научная рациональность Нового времени, «неклассическая» рациональность науки первой половины ХХ века, «постнеклассическая» рациональность современной науки).

«Рассудок» и «разум» в немецком классическом идеализме XIX века. Разум как основание критической рефлексии над рассудочной деятельностью.

Критериальный подход к проблеме рациональности, его трудности и противоречия. «Логический круг» в обосновании рациональности. Конвенционализм и прагматизм как рецепты выхода из этого круга. Диалектика рационального и внерационального.

Рациональность в науке. «Проблема демаркации» как проблема внутренних границ научной рациональности, ее социокультурный контекст. Причины невозможности окончательного решения этой проблемы. «Критический рационализм» в полемике с плюралистическими и релятивистскими концепциями рациональности. Проблема рациональной реконструкции истории науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд). От проблемы «демаркации» к проблеме единства европейской культуры.

Социологические, психологические, логико-методологические концепции рациональности (М. Вебер, Н. Луман, В. Лефевр, А. Рапопорт и др.), их взаимосвязь и отношения к философской теории рациональности. Проблема «порождения» рациональности в процессах коммуникации (Ю. Хабермас). Синергетические идеи в современных концепциях рациональной коммуникации.

«Закрытая» («критериальная») и «открытая» («критико-рефлексивная») рациональность. «Дополнительность» этих понятий как принцип построения философской концепции рациональности.

Социальное и культурное «измерения» рациональности. Рациональность как культурная ценность.


Литература:



  1. Вебер М. «Картины мира» и типы рациональности // Вебер М.,Избранные произведения. М.,1990.

  2. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  3. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1994.

  4. Лефевр В. А. Алгебра совести. М., 2003.

  5. Луман Н. Эволюция. М., 2005.

  6. Наука глазами гуманитария. М., 2005.

  7. Порус В. Н. Рациональность, наука, культура. М., 2002.

  8. Рациональность на перепутье. Книги 1,2. М., 1999.

  9. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2007.

  10. Структура и развитие науки. М., 1978.

  11. Тулмин С. Человеческое понимание. Т. 1. М., 1984.

  12. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  13. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2006.

  14. Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры



Тема 3. Сознание, самосознание, интеллект: диалог философии и науки
Философский и естественнонаучный смысл категорий «сознание», «самосознание», «интеллект». Проблема научного описания явлений сознания и самосознания. Понятие «субъективной реальности». Споры вокруг этого понятия: «редукционизм» и «антиредукционизм», «физикализм» и «функционализм».

Понятие «информационной причинности». Инвариантность информации по отношению к физическим свойствам ее носителей. Психическая причинность как вид информационной причинности.

Явление сознания с точки зрения информационного подхода. Сознание и мозг. «Субъективная реальность» как информация, кодируемая в нейродинамической системе мозга. Информационные уровни в описании «субъективной реальности». Виртуальность информации как условие «проектирования реальности и поведения». Проблема декодирования мозговых информационных процессов.

Проблема «искусственного интеллекта», ее естественнонаучный, технический и философский смысл. Междисциплинарность исследований в этой области. Человек и компьютер. Проблемы информационного общества. Социально-философские аспекты процесса развития информационных технологий.


Литература:


  1. Chalmers D. The conscious mind. In search of a fundamental theory., N.-Y. 1996.

  2. Dennet D. Conciousness Explained. Boston, 1991.

  3. Деннет Д. Онтологическая проблема сознания // аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998.

  4. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.

  5. Дубровский Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М., 2007.

  6. Пенроуз Р. Большое, малое и человеческий разум., М., 2004.

  7. Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.



Тема 4. Актуальные проблемы философии культуры
Культура как философская категория. Философия культуры в структуре философского знания.

Генезис философии культуры. Классическая модель культуры (гуманизм, историзм, рационализм). Проект Просвещения. Классический трансцендентализм, абсолютный идеализм и философия культуры. Романтизм. Историко-материалистическая концепция культуры. Позитивистская философия культуры. Г. Риккерт: науки о духе и науки о культуре. Аксиологическая философия культуры у неокантианцев. Символическая теория культуры Э. Кассирера. Структурализм и постструктурализм о культуре. Функционалистская концепция культуры (Б. Малиновский, Л. Уайт, А. Рэдклифф-Браун). Русская религиозная философия «всеединства» (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Л. Франк) и философия культуры.

Критика европейской культуры Ф. Ницше. Культура и цивилизация (О. Шпенглер, Н. А. Бердяев). Проблема кризиса европейской культуры (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, Х. Ортега-и-Гассет). Концепции «посткультурной действительности» в европейском постмодернизме.

Проблема культурных универсалий в современном контексте европейской и мировой истории. Национальная культура и процесс глобализации. Проблема «русской идеи»: Россия перед историческим выбором культурной парадигмы. «Столкновение цивилизаций» (С. Хантингтон) или диалог культур? Перспективы культуры в современную эпоху.


Литература:



  1. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. М., 1997.

  2. Библер В. С. На гранях логики культуры. М., 1997.

  3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

  4. Карсавин Л. П. Философия истории. Спб., 1993.

  5. Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

  6. Малиновский Б. Избранное: динамика культуры. М., 2004.

  7. Маркс К. Предисловие к "Критике политической экономии" // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 13.

  8. Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006.

  9. Порус В. Н. У края культуры. Философские очерки. М., 2008.


Тема 5. Философия права: история и современность
Философия права и правоведение: поле взаимодействия. Проблема определения права. Право и мораль. Право и закон. Государство и право. Право и культурные ценности.

Онтология права. Философия «естественного права». Право и метафизика долга (И. Кант). Философия права в идеалистической диалектике Гегеля. Критика гегелевской философии права К. Марксом. Позитивизм о праве.

Эпистемологические и методологические проблемы правоведения. Междисциплинарный характер правоведческих исследований. Философия права как область методологических рефлексий над «позитивным» правоведением.

Историческая обусловленность права. Право и общественный порядок. Право и насилие. Государственная монополия на насилие и ее социокультурные последствия. Право и общественное благо. Право и личность. Проблема прав человека.

Правовое государство и гражданское общество. Проблемы построения правового государства в России. Особенности российской культуры и цивилизации и их учет в процессе становления правовых отношений в России.

Философия международного права. Эволюция международного права в ХХ веке, перспективы его развития. Международные правовые нормы и институты: фикция или реальность? Проблема превалитета международного права над национально-государственным. Право и глобализация.


Литература:



  1. Алексеев С. С. Философия права. М., 1997.

  2. Бибихин В. В. Введение в философию права. М., 2005.

  3. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

  4. Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество // Путь, 1993. № 3.

  5. Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983.

  6. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997.

  7. Соловьев Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.

  8. Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1990.


Тема 6. Философия экономики: современные перспективы
Структура и функции экономических теорий. Проблема соотношения фундаментального и прикладного знания в экономике. Методология исследования закономерностей функционирования и эволюции экономических систем. Современные перемены в трактовке экономических законов.

Что такое «экономическое поведение»? Проблема субъекта в современной экономике. Исторический характер экономических идеализаций, их социально-культурная обусловленность. Проблема определения мотивов и целевых функций экономической деятельности. Основные модели человека в экономических теориях от А. Смита до Дж. Кейнса («компетентный эгоист», «гедонист», «ансамбль общественных отношений», «рациональный обыватель», «рациональный максимизатор», «рационалист в ситуациях с неполной определенностью» и др.). Субъективизм и методологический индивидуализм как принципы анализа экономической деятельности (Л. Мизес, Ф. Хайек), культурно-исторические рамки применимости этих принципов. Философия экономики современного «неолиберализма» (М. Фридман, Дж. Бьюкенен).

Экономика и «онтология культуры». Проблема разрушения культурных универсалий «классической Европы» и перехода к посткультурной экономике (рост бессмысленного потребительства, дерационализация и дегуманизация производства, утрата смысла персонального участия в экономической жизни общества). Противоречия между «практическим разумом» и теоретическими моделями в экономике.

Парадигма «институциональной экономики», ее соотношение с концепциями «экономического человека». «Эволюционная» парадигма экономики. Встраивание экономики в систему социального порядка и рассмотрение ее в контексте историко-культурного развития общества. Экономика как сфера социально-значимого творчества. Проблемы этики бизнеса.


Литература:


  1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. (Очерк истории западной экономической жизни). М., 2002.

  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

  3. Зиммель Г. Философия труда // Избранное. М., 1995. Т.2.

  4. История экономических учений. М., 2000.

  5. Колпаков В. А. О природе кризиса современной экономической теории и путях его преодоления // Эпистемология & философия науки. 2005. Т. 5.

  6. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 томах. М., 2004.

  7. Мишаткина Т. В., Порус В. Н. Этика бизнеса: ориентация на успех, справедливость и демократию // Высшее образование в России, 2005, № 9.

  8. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М., 2002.

  9. Олейник А. Н. институциональная экономика. М., 2005.

  10. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск. 1995.

  11. Фуруботи Э. Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. СПб., 2005.

  12. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. М., 2003.

  13. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

  14. Экономическая теория на пороге XXI века. М., 2000.


Тема 7. Неклассические направления в современной эпистемологии.
Социальная эпистемология – альтернатива эпистемологическим проектам, «очищающим» знание от его социально-контекстуальных наслоений, зависимостей, коннотаций. Модели знания в социальном контексте: коммуникативно-семиотическая (Л. Витгенштейн, Х.-Г. Гадамер, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман), культурно-антропологическая (Дж. Мид, А. Шюц, К. Гирц, Г. Гарфинкель), социально-институциональная (Э. Эванс-Причард, Р. Мертон, Н. Луман, Д. Блур, Э. Голдман), когнитивно-натуралистическая (Р. Рорти, Д. Деннет, Т. ван Дейк, Р. Докинс). Текст (искусственный, естественный) как объект социально-эпистемологического анализа. Основная триада: «знание-текст-социум», ее несводимость к знаковой коммуникации.

Междисциплинарность как характеристика взаимодействия между эпистемологией и специальными науками, изучающими знание в контексте. Проблемы социальной детерминации знания, ценностной нагруженности научных теорий, многомерность стиля научного мышления. Проблема рационального дискурса. Речь, текст, контекст. Иллокуция и перлокуция. Проблема «сдвига значений» в ситуативно-коммуникативных ситуациях. Интерпретация как временная конвенция.

Социальная эпистемология как философская теория, определяющая объективные границы свободы познающего субъекта в социальном контексте его познавательной деятельности. Проблема переосмысления категорий классической эпистемологии в связи с результатами наук о мышлении, а также всего комплекса социальных наук.

Эволюционная эпистемология – исследование биологических предпосылок познания в филогенезе, объяснение познавательного процесса на основе теории эволюции (биологической эволюции живых организмов – К. Лоренц, Г. Фоллмер, Р. Ридль; биологической аналогии, используемой для описания и объяснения роста и развития научного знания – К. Поппер, С. Тулмин, Дж. Кэмпбелл).

Генетическая эпистемология – теория формирования когнитивных структур в процессе индивидуального развития человека (Ж. Пиаже); натурализованная эпистемология – психологическое исследование процессов решения познавательных задач (У. Куайн); аналитическая эпистемология и «лингвистический поворот» (Л. Витгенштейн, Дж. Остин, П. Стросон).

«Историческая эпистемология» - соотнесение теоретических конструкций с исторически изменчивым контекстом человеческой деятельности (М. Вартовский, М. Фуко); нарративно-лингвистическое, герменевтическое и аналитическое направления в теории историко-научного познания (историологии) (Г. Дройзен, У. Дрэй, К. Гемпель, П. Гардинер, Г. фон Вригт).


Литература:


  1. Антоновский А. Ю. Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем. М., 2007.

  2. Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1998.

  3. Касавин И. Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.

  4. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

  5. Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2007.

  6. Меркулов И. П. Эволюционная эпистемология. Т.1. М., 2006

  7. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

  8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

  9. Поппер К. Эпистемология без познающего субъекта // Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  10. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

  11. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2002.

  12. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.

  13. Фуко М. Археология знания. Киев. 1996.

  14. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. М., 2000.

  15. Язык, знание, социум. М., 2007.



Тема 8. Современные методологические проблемы общественных и гуманитарных наук
Специфика социального и гуманитарного знания. Структура и функции социально-научных теорий. Гуманитарное знание как сочетание науки и здравого смысла, идеологии, художественного восприятия мира. Специфика критериев научности в гуманитарном знании.

Проблема субъективного и объективного в социальных и гуманитарных науках. Проблема методологического образца. Проблема рациональной реконструкции в социальном и гуманитарном исследовании.

Естествознание, математика и общественные науки. Возможности и пределы математизации и формализации социально-научных теорий.

«Человекоразмерность» объектов социального и гуманитарного знания. Неэлиминируемость ценностных отношений и характеристик из содержания этого знания. Натуралистическая и культурцентристская методологические программы.

Личность в социальных теориях. Творческая деятельность как предмет научного исследования. Проблема распада личностных структур («эра постчеловека»). Роль социальных наук в выяснении причин и характера современного культурного кризиса.

Герменевтические методы в гуманитарном знании. Г. Шпет о «понимании» как условии социокультурной целостности. Текст и гипертекст современной культуры.

Аналитические методы в социально-научном знании. Проблема формирования смыслов в коммуникативных актах.

Проблема распространения идей синергетики на область социально-научного исследования. Является ли общество самоорганизующейся системой? Проблема построения оптимальных «сценариев» развития локальных и генеральных систем.



Литература:


  1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

  2. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

  3. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. М., 2007.

  4. Проблемы методологии гуманитарных наук // Эпистемология & философия науки. 2007, т. XII.

  5. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  6. Розов Н. С. «Осень» и будущая «весна эпистемологии: перспективы номологического синтеза в социальных науках // Эпистемология & философия науки. 2007, т. XII.

  7. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

  8. Философия и культура. М., 1991.

  9. Философия науки: методология и история конкретных наук. М., 2006.

  10. Франк С. Л. Смысл жизни // Смысл жизни. Антология. Вып. 2. М., 1994.

  11. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

  12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2002.

  13. Шютц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.



Тема 9. Проблемы философского образования

Философия как исследование и как дисциплина. Философское образование как необходимый элемент современной культуры.

Философия для философов и философия «для всех». Философия для школьников и философия для студентов. Место и роль философии в системе вузовского образования. Проблемы методики преподавания философии на естественнонаучных, социально-гуманитарных и инженерно-технических факультетах высших учебных заведений. Философия для аспирантов. Проблема взаимосвязи философии и других общеобразовательных и специальных дисциплин. Проблемы преподавания истории и философии науки. Цели и методики преподавания курсов по философским проблемам частных наук.

Философия как история философии. Место и роль историко-философских исследований в структуре философского знания. Историко-философский компонент в программах философских дисциплин. Проблема междисциплинарности философского исследования и образования.

Философское образование и образовательные технологии. Что такое «практическое занятие» по философии? Философы в вузовских исследовательских коллективах.

Философия и философы. Специфика подготовки преподавательских и исследовательских кадров в философии. Профессиональный философ на рынке труда. Общественное и социально-политическое служение философии.


Литература:


  1. Майданов А. С. Методология научного творчества. М., 2008.

  2. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

  3. Порус В. Н. Философия для аспирантов: experimentum crucis // Эпистемология и философия науки, 2007, № 4.

  4. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

  5. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории. М., 2000.

  6. Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993.

  7. Порус В. Н. У края культуры. Философские очерки. М., 2008.

  8. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.

  9. Наука глазами гуманитария. М., Прогресс-Традиция. 2005.

  10. Порус В. Н. Возможна ли философия как теоретическое знание? // Эпистемология и философия науки. М., 2005, Т. 3, № 1.

  11. Ольшанский Д. А. Философия семинара // Вестник РФО, 2007, № 2

  12. Порус В. Н. Возрождение… через самоубийство? // Вестник РФО, 2007, № 2

  13. Порус В. Н. О кризисе вузовской философии // Высшее образование в России, 2003, № 2.

  14. Философия в современной культуре: новые перспективы (материалы Круглого стола) // Вопросы философии, 2004, № 4.

Каталог: data
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница