Программа курса тема Введение. Краткая история психологии основные идеи психологии XIX века; психология «фактов поведения»



Скачать 80,91 Kb.
Дата07.06.2016
Размер80,91 Kb.
ТипПрограмма курса
Психофизиология - наука, изучающая нейрофизиологические механизмы пси­хических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Разделы современной психофизиологии



  • Психофизиология когнитивных процессов

  • Психофизиология аффективных процессов

  • Психофизиология движений

  • Психофизиология функциональных состояний

  • Социальная психофизиология

  • Дифференциальная психофизиология

  • Возрастная психофизиология

  • Векторная психофизиология

  • Прикладная психофизиология

  1. ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Введение. Краткая история психологии (основные идеи психологии XIX века; психология «фактов поведения» (бихевиоризм), осознаваемые и неосо­знаваемые процессы психики). Формирование психофизиологии на границе между психологией, нейрофизиологией и потребностями клинической нейрофизиоло­гии. Г. Эбингауз: «Психология имеет длинное прошлое, но короткую историю». Ари­стотель (384-322 гг. до н. э.) «Трактат о душе» - первая работа по психологии. Начало современной психологии относят к последней четверти XIX столетия, в этот период оформилась научная психология. Существование сознания стало главным фактом пси­хологии! Предметом психологии стало сознание. Оказалось, что процессы сознания делятся на два больших класса: непроизвольные и произвольные. Сформулировано понятие «объем сознания». Например, понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть не что иное, как организация единицы сознания более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт (основоположник современной экспериментальной психологии, см. в других лекциях) назвал «актами апперцепции». Итак, в психологии XIX столетия была описана общая картина и свойства сознания: многообразие его содержания, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерен его объем и т. д. Было сделано заключение, что только метод интроспекции позволит изучить сознание. Однако развитие психологии показало, что интроспекция ведет психологию в тупик. Психологи стали обнаруживать такие содержания сознания, которые никак не могли быть разложены на элементы. Например, мелодия, которую перенесли в другую тональность, останется той же, а каждый ее звук изменится. Отсюда простой вывод: мелодия - это отношения между звуками, а не отдельные звуки. Это качество целостной структуры (нем. - «гешталь­та»), а не суммы элементов. Более того, оказалось, что возможности интроспекции ограничены, а сама интроспекция возможна только, если прервать акт сознания. На­блюдение за собственной деятельностью мешает этой самой деятельности.

Кризис психологии во втором десятилетии XX века привел к революции: произо­шла смена предмета психологии. Им стало не сознание, а факты поведения человека. Пионером этого направления стал американец Дж. Уотсон. Это направление получило название «бихевиоризм».



Тема 2. Методы современной психофизиологии. Психофизиология широко применяет методы современной экспериментальной психологии: тестирование, опросы, измерение времени реакции, регистрацию вегетативных функций (КГР - кожно-гальваническая реакция, платизмаграмма, частота сокращений сердца и рас­четы коэффициентов по Баевскому и т. д.). Методы регистрации электромагнитных потенциалов от головного мозга: электроэнцефалография (ЭЭГ) с соответствующим анализом частоты ЭЭГ, формы отдельных волн, картирования и пр. Магнитоэнцефа- лограмма (МЭГ) применяется для уточнения источника магнитной составляющей активности мозга. Вызванные потенциалы (ВП) на стимулы разных модальностей (световые, звуковые, тактильные и т. д.). Потенциалы, связанные с событиями (ПСС). Например, потенциал готовности (Г. Уолтера), CNV (Contingent negative variation) и пр. Решение обратной задачи электроэнцефалографии (поиск диполей). Широко применяют методы томографии (магнитно-резонансной - МРТ; позитронной - ПЭТ и др.). Главные достоинства этих методов в возможности регистрации событий про­цессов головного мозга человека в реальном времени и их неинвазивность.

Тема 3. Восприятие. Психофизика. Законы Фехнера-Вебера; функция Стивен­сона. Пропускная способность сенсорного канала. Обработка зрительных стимулов «снизу вверх» - детекторы признаков. Работы Хьюбеля и Визеля: рецептивные поля разных иерархических уровней зрительной системы. Опознание лиц и других сверхсложных изображений («нейроны моей бабушки»). Цветное зрение человека. Экология зрения (по Гиббсону). Движение глаз и целостность восприятия. Феномен «слепо-зрячие». Зрительный образ как результат обработки «сверху вниз». Гипотеза «повторного входа», объясняющая зрительное восприятие.

Тема 4. Внимание как проблема современной психофизиологии; классификация типов внимания. Предвнимание. Психофизиология ориентировочного рефлекса. «Нейронная модель стимула» (по Соколову). Мозговые структуры, обеспечивающие работы ориентировочного рефлекса. Пропускная способность и избирательность внимания. Пространственное зрительное внимание и движение глаз. Современные модели (гипотезы) внимания (модель с фильтрацией, модель делителя, ресурсная модель). «Негативность рассогласования» (Натаанену). «Передняя» и «задняя» системы внимания по М. Познеру. Таламо-корковая система внимания. Онтогенез внимания.

Тема 5. Сознание у человека и его социальные корни (социальное сознание) и роль языка в его становлении. Сознание человека в сопоставлении с видами памяти. Асимметрия полушарий и типы сознания в каждом полушарии. Уровни сознания (по

З. Фрейду) и их психофизиологическая характеристика. Психофизиология «уста­новки» (по Д. Узнадзе). Феномен «слепо-зрячие» как пример отсутствия осознания зрительной картины. Гипноз и родственные явления. Сон - пример бессознательного протекания психологических процессов (сновидения).



Тема 6. Психофизиология памяти человека. Болезни памяти человека (синдром С. Корсакова и болезнь А. Альцгеймера). Г. Эбингауз (XIX столетие) - пионер ис­следования памяти человека. Сенсорные регистры: иконический (характеристика) и эхоический (характеристика). Кратковременная память (КП). Основные харак­теристики: длительность и объем; как считывается информация (параллельно или последовательно); мнемонические приемы (привести примеры); приемы удержания информации в КП. Как изменяется личность при потере гиппокампа (больной Н.М.). Долговременная память (ДП). Основные характеристики: длительность и объем. Типы долговременной памяти. Представление о памяти как о «глубине обработки» (П. Зинченко).

Тема 7. Язык человека. Гипотезы о происхождении языка. Базисные свойства языка и его значение в деятельности человека. История письменности как мате­риальные памятники языка. Язык - высшая психическая функция, работающая с опорой на внешний знак (письменность, системы счисления и прочее). Строение языка (врожденные грамматики, поверхностные структуры языка). Структуры мозга, обеспечивающие человека языковой способностью. Как человек читает. Онтогенез языка: критический период формирования языка у ребенка. Примитивные языки (пейджинг, креольские языки), свидетельствующие о творческой роли ребенка в освоении языка.

Тема 8. Когнитивное развитие ребенка. Развитие ребенка: физическое, нрав­ственное и когнитивное). Гипотеза Ж. Пиаже (ассимиляция и аккомодация) и ее критика Л. Выготским. Типы интеллектов. Наследуемость интеллекта. Развитие зрительной, слуховой и двигательной систем в онтогенезе. Развитие языка у ребенка. Развитие психики на примере рисунка. Особенности памяти у детей младшего воз­раста. Значение положительных эмоций в психическом развитии ребенка.

Тема 9. Мысленные образы. История вопроса. Когнитивные подходы к изучению образов. Гипотеза представления образов в головном мозге человека. Результаты томографических исследований.

Тема 10. Строение психической функции. Определение психической функции (ее отличие от физиологической функции). Онтогенез психической функции (по Л. Выготскому). Экстрокортикальное строение функции языка (по Л. Выготскому). Системное строение психической функции. Эмпатия - психическая функция, лежащая в основе социализации общества людей. Гипотезы нейронного строения психической функции эмпатии. «Зеркальные нейроны» (по Дж. Ризолатти) обезьян. Гипотеза о происхождении аутизма.

Тема 11. Психофизиология движения. Уровни организации движения (по Бернштейну): рефлекторный, синергий, сенсорного поля; более высокие «этажи» управления движениями («алфавит» движений). Вызванные потенциалы и движение. Праксия (целенаправленное движение) - клиника апраксии. Представления о «схеме тела» и «образе тела»; примеры из клиники. Взаимодействие «глаз-рука».

Тема 12. Психофизиология вчера и сегодня. Современная психофизиология имеет следующие разделы: психофизиология когнитивных процессов; психофи­зиология аффективных процессов; психофизиология движений; психофизиология функциональных состояний; социальная психофизиология; дифференциальная психофизиология; возрастная психофизиология; векторная психофизиология; при­кладная психофизиология. Психофизиология занимает свое место в объединении более высокого уровня - «когнитивные науки».

  1. ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Лекция 1.

Введение. Краткая история психологии (основные идеи психологии ХГХ века; психология «фактов поведения» (бихевиоризм), осознаваемые и неосознаваемые процессы психики). Формирование психофизиологии на границе между психологией и нейрофизиологией.

Лекция 2.

Методы современной психофизиологии.

Лекция 3.

Восприятие. Психофизика. Пропускная способность сенсорного канала. Обра­ботка зрительных стимулов «снизу вверх» - детекторы признаков. Цветное зрение человека. Экология зрения (по Гиббсону). Движение глаз и целостность восприятия. Феномен «слепо-зрячие». Зрительный образ как результат обработки «сверху вниз». Гипотеза «повторного входа», объясняющая зрительное восприятие.

Лекция 4.

Внимание как проблема современной психофизиологии; классификация типов внимания. Предвнимание. Психофизиология ориентировочного рефлекса. Пропускная способность и избирательность внимания. Пространственное зрительное внимание и движение глаз. Современные модели внимания (модель с фильтрацией, модель делителя, ресурсная модель).

Лекция 5.

Разновидности сознания у человека в сопоставлении с видами памяти. Асим­метрия полушарий и типы сознания. Уровни сознания и их психофизиологическая характеристика.

Лекция 6.

Психофизиология памяти человека. Сенсорные регистры, кратковременная и долговременная память.

Лекция 7.

Язык человека. Гипотезы о происхождении языка. Базисные свойства языка и его значение в психике человека. История письменности. Язык - высшая психическая функция, работающая с опорой на внешний знак (письменность, системы счисления и прочее). Структуры мозга, обеспечивающие человека языковой способностью. Как человек читает.

Лекция 8.

Когнитивное развитие ребенка. Гипотеза Ж. Пиаже и ее критика Л. Выготским. Наследуемость интеллекта. Развитие языка у ребенка. Особенности памяти у детей младшего возраста.

Лекция 9.

Мысленные образы. Когнитивные подходы к изучению образов. Гипотеза пред­ставления образов в головном мозге человека.



Лекция 10.

Строение психической функции. Экстракортикальное строение психической функции (по Л. Выготскому). Системное строение психической функции. «Зеркаль­ные нейроны» (по Дж. Ризолатти) обезьян. Гипотезы нейронного строения психи­ческой функции эмпатии.



Лекция 11.

Психофизиология движения. Вызванные потенциалы и движение. Уровни ор­ганизации движения (по Бернштейну): рефлекторный, синергий, сенсорного поля; более высокие «этажи» управления движениями («алфавит» движений). Праксия (целенаправленное движение) - клиника апраксии. Представления о «схеме тела» и «образе тела»; примеры из клиники. Взаимодействие «глаз-рука».



Лекция 12.

Психофизиология вчера и сегодня. Психофизиология занимает свое место в объединении более высокого уровня - «когнитивные науки».

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница