Программа курса Режиссура урока



Скачать 97.72 Kb.
Дата01.06.2016
Размер97.72 Kb.
ТипПрограмма курса



Учебн. прогр.: Букатов В.М.


Программа курса

Режиссура урока
Автор-составитель:

БУКАТОВ Вячеслав Михайлович,

доктор педагогических наук,

профессор МПСИ



/редакция 2011 года/


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой данного курса являются современные интерактивные технологии обучения, основанные на профессионально-педагогическом сопряжении теории и практики театральной режиссуры с теоретическими и практическими представлениями о герменевтике (науке об искусстве понимания). Обогащение синтаксиса режиссерских параметров поведения семиотикой технологического понимания герменевтических процедур позволят слушателям курса по-новому взглянуть на тот опыт, который каждым из них был получен за время обучения в средней, старшей и начальной школе.

Особое внимание будет уделено разнообразию интерактивной актуализации на школьных уроках потенциала «народной педагогики», которая, являясь важнейшей составляющей укрепления (или восстановления, налаживания) «преемственности поколений», оказывается необходимым условием как противостояния технократическим тенденциям в современном образовании, так и одним из важнейших гарантов осуществления целостного гуманистического воспитания школьников в современных школах.


  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Режиссура урока» нацелен на формирование у слушателей представлений о долговременном прогнозировании результативности своей профессиональной деятельности по той или иной учебной программе по ходу освоения режиссерских подходов к решению дисциплинарных проблем на школьных уроках.

Задачами курса «Режиссура урока» являются:

– знакомство слушателей с многообразием социо/игровых интерактивных технологий обучения;

– практическое освоение слушателями отдельных интерактивных технологий обучения;

– освобождение педагога от педагогических штампов и привычных профессионально-учительских шаблонов при планировании уроков по своему предмету и осуществлению профессиональной деятельности на уроках в современной школе;

– формирование, развитие и(или) повышение профессионального мастерства как у опытных, так и у начинающих педагогов-практиков.


  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

а) ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ






Вид учебной работы

Всего часов



Общая трудоёмкость дисциплины

60



Аудиторные занятия

36



Лекции

18



Семинары

18



Самостоятельная работа с учебной литературой

24




Вид итогового контроля

ЗАЧЕТ

б) ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН




Название темы

Леции/семи-нары (ауд.ч)

Самостоят. работа



Инновационность и традиции в организации процесса обучения в современной школе.

4

2



Живительные трансформации привычного дидактизма.

4

2



Темп и ритм в учебной деятельности.

4

2



Обучение и воспитание как распределение инициативы.

4

2



Режиссерские параметры речевых проявлений педагогической деятельности.

4

4



Отражение дидактических целей учителя в особенностях его поведения.

4

2



Понятие о герменевтической процедуре.

4

2



Малая группа как обучающий социум.

4

4



Драмогерменевтика и социо/игровая педагогика.

4

4




Всего:

36

24




  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Инновационность и традиции в организации процесса обучения в современной школе. Театральная режиссура и учебный процесс. Психолого-педагогические аспекты дидактических игр. Интерактивность на современном уроке.

Роль двигательной активности, элементов загадочности и непредсказуемости творческих поисков в игровых заданиях. Об «обретении себя» в перипетиях игры. О «зонах ближайшего развития» (Л.С.Выготский).
2. Живительные трансформации привычного дидактизма. Психолого-педагогические аспекты режиссерского сопряжения социо/игровых основ конструирования учебных заданий: двигательной активности; смены ролей и мизансцен; работы в малых группах.

Социо/игровые основы конструирования интерактива учебных заданий.

3. Темп и ритм в учебной деятельности. Разновидности ограничений (временные, пространственные, смысловые). Психолого-педагогическая необходимость социо/игровых ограничений на уроке.

Деловые характеристики игрового целеполагания учеников на уроке.

4. Обучение и воспитание как распределение инициативы. Обучение и воспитание как «педагогическая режиссура». Активизация ученического интереса к мнению других. Интерактивные характеристики учебного диалога.

Психолого-педагогические аспекты режиссерского сопряжения социо/игровых основ конструирования учебных заданий: двигательной активности; смены ролей и мизансцен; работы в малых группах. Социо/игровые основы конструирования учебных заданий.

5. Режиссерские параметры речевых проявлений педагогической деятельности. «Лепка фразы» и словесные действия в «теории действий» П.М.Ершова. «Подтексты поведения».

6. Отражение дидактических целей учителя в особенностях его поведения. Дистанционные характеристики целей на уроке.

Представление учителя о том, что во время урока «хочет ученик». Представления учеников о том, что во время урока «хочет учитель».

Дружественность учителя и способы преодоления им ученической враждебности и негативизма.

7. Понятие о герменевтической процедуре. Классическая герменевтика и проблемы успеваемости современных учеников. Реакции учеников на очевидное, но не произнесенное. Диапазон ученических реакций на «учебные» задания. Простота и сложность – мнимая и реальная. О роли партнерского равноправия и заинтересованности.

Разномасшабность ученического целеполагания.

8. Малая группа как обучающий социум. Диапазон поведения школьников в малых группах. Психолого-педагогическое значение вариативности состава малых рабочих групп. Малая группа как воспитывающий социум.

Технологии организации на уроке малых рабочих групп.

9. Драмогерменевтика и социо/игровая педагогика. Драмогерменевтическая бабочка как методическая подсказка для учителя.

Профессиональная сила и слабость учителя. Условия актуализации стремления учителя повышать свою квалификацию.




  1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ




  1. Основные характеристики классно-урочной системы школьного образования.

  2. Психолого-педагогические аспекты дидактических игр.

  3. Роль двигательной активности ученика в ходе учебного процесса.

  4. Актуальные проблемы качества образования и социо/игровые основы конструирования учебных заданий.

  5. Роль игрового целеполагания ученика на уроке и реализация его «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

  6. Проявления дружественности в поведении учителя на уроке и деловые способы преодоления ученической враждебности и негативизма.

  7. Классическая герменевтика и проблемы успеваемости современных учеников.

  8. Психолого-педагогические аспекты социо/игровой режиссуры урока.

  9. Условия актуализации стремления современного учителя повышать свою квалификацию.



  1. ТЕМЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ




  1. Основные приемы социо/игровой «режиссуры урока» в современной школе.

  2. Театральная режиссура и учебный процесс в общеобразовательной школе.

  3. Драмогерменевтика как психологическая дидактика.

  4. Психолого-педагогические аспекты дидактических игр.

  5. Ценностные ориентиры в деятельности современного учителя.

  6. «Педагогическая режиссура» активизации ученического интереса к мнению сверстников.

  7. Основные показатели эффективности процесса обучения на современном уроке.

  8. Социо/игровая режиссура конструирования учебных заданий.

  9. Учительские мотивы и ученические стимулы: типовые модели сходства и различия.

  10. Режиссерские параметры поведения учителя при выполнении им своей педагогической деятельности.

  11. Письмо-отчёт о своём проведении урока с использованием интерактивных технологий социо/игровой стили обучения.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. Размышления о гуманной педагогике.– М., 1996.

  2. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном.– М., Воронеж, 2010.

  3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования.– М., 1994.

  4. Бодалёв А.А. Психология общения: избранные психологические труды. – 2-е изд.– М., Воронеж, 2002.

  5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр.– Изд. 2-е, перераб. и доп.– М., 2003.

  6. Букатов В.М. Секреты дидактических игр.– М., 2010.

  7. Букатов В.М. Традиционная крестьянская культура в жизни современных детей.– М., 2005.

  8. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки физики, математики, географии, химии и биологии: Пособие по социо/игровой педагогике. – Киев, 2006.

  9. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения.– М., 2002.

  10. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология: взаимодействие людей в жизни и на сцене.– М., 2010.

  11. Ершов П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков.– М, 2009.

  12. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя.– Изд. 2-е, перераб. и доп.– М., 1998.

  13. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя.– Изд. 4-е, испр. и дополн.– М.,2010.

  14. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология.– М., 1996.

  15. Якуб С.К. Вспомним забытые игры.– М., 1990.

Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (Приложение № 2 к приказу Минобразования РФ № 2400 от 03.08.2000). Программа обсуждена на заседании учебно-методического совета ФПО МГУ и одобрена Отделением по педагогическому образованию УМО по классическому университетскому образованию.
Каталог: open files -> programs
programs -> Программа курса инструментальная дидактика
programs -> План и тематика групповых занятий по курсу «Инструментальная дидактика»
programs -> Программа курса образование в современном мире
open files -> Вопросы к экзамену Психология как наука: определение, предмет, объект, место в системе научного познания
programs -> Экспертиза качества и педагогической эффективности средств обучения и их комплексов
programs -> Программа курса «Конкретная педагогика»
programs -> Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница