Программа курса «Речь и культура общения» 5 класс Кальсиной Валентины Владимировны



Скачать 45.25 Kb.
Дата23.05.2016
Размер45.25 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования и науки Российской Федерации

Свердловская область Тавдинский городской округ



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

623950, г. Тавда, ул. Ленина, 53, телефон: 2-21-85, 2-19-87


Л/с в ФУ 02002300480, ИНН 6634007470


УТВЕРЖДЕНО.
Приказ от 31.08.2015г.
№115д



Программа

курса

«Речь и культура общения»

5 класс
Кальсиной

Валентины

Владимировны,

Учителя русского языка

и литературы

1 квалификационной

категории

2015


Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с Базисным планом образовательных учреждений, с учетом школьного компонента образования по 1 часу в неделю.

За основу взята программа курса «Речь и культура общения» Д. И. Архаровой, Т.А.Долининой, А.П.Чудинова, утвержденная экспертным советом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

 Основные цели школьного курса риторики:
Способствовать развитию коммуникативной культуры обучающегося. Формировать нравственные ценности личности. Формировать уважение к своему и чужому слову (речи, тексту) как средству самовыражения и самореализации в личностном и социальном аспектах. Формировать способность воспринимать чужую мысль, облеченную в слово, и в ответ создавать свой текст, в котором собственная мысль получает ситуативно необходимое композиционное и речевое оформление. Способствовать освоению определенных умений Предметно-практической (нехудожественной) речи, необходимых в различных ситуациях общения, то есть речи, прямо воздействующей на адресата и способствующей взаимопониманию автора и адресата..

    Процесс риторического образования учащихся должен нести детям коммуникативно-речевую культуру, в содержание которой входит:

- формирование коммуникативно-речевой компетентности, то есть сообщение учащимся определенных риторических знаний, сведений, способствующих обогащению духовного мира личности.

    Какие знания должны получить учащиеся на уроках риторики?

    1) Знания о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах эффективного общения;

    2) знания о факторах успешности или неуспешности речевого поведения; методах его совершенствования;

    3) сведения о речевом этикете;

    4) сведения о речи, ее видах, формах, типах, жанрах, стилевых разновидностях, качествах хорошей речи;   

    5) знание основных законов порождения речевых высказываний;

    6) знания о методах и способах работы над своей речью.

- формирование коммуникативно-речевой культуры предполагает совершенствование следующих коммуникативных умений:

    - анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;

   - реализовать данную стратегию в общении с использованием различных речевых тактик;

   - захватывать и удерживать инициативу общения или предоставлять партнеру возможность реализовать его замысел в зависимости от ваших намерений;

   - адекватно реагировать на коммуникативные помехи;

   - гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения;

   - анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей жизни.

- формирование коммуникативно-речевой культуры предполагает развитие всех видов речевой деятельности - говорения, слушания, письма, чтения, а также умений и навыков, лежащих в их основе.

- развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением. Объектами развития являются:

  - способность к общению (коммуникабельность, эмпатия и другие);

  - психические функции, связанные с речевой деятельностью: память, внимание, воображение, речевое мышление, анализ, синтез, обобщение и другие;

  - фонематический слух;

  - чувство языка.

- формирование собственно речевых умений и навыков, к которым относятся:

  - умения и навыки публичного выступления, ведения беседы, переговоров, диспута, спора;

  - умения и навыки построения речевых высказываний в различной жанрово-стилевой форме;

  - умение строить речевое высказывание в соответствии с ортологическими (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и стилистическими нормами;

  - умение выбрать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат эффективность речевого воздействия.

- коммуникативно-речевая культура включает в себя воспитательный аспект, поскольку обучение без воспитания не существует. На уроке воспитывает все: и содержание текста, и то, как он напечатан; и то, что говорит учитель, и то, как он это говорит.

   Кроме того, успешность формирования коммуникативно-речевой культуры зависит от уровня воспитанности личности. Невоспитанный человек никогда не овладеет высокой речевой и коммуникативной культурой. Поэтому на уроках риторики (и не только риторики!) обучение и воспитание должны осуществляться параллельно. Уроки риторики предоставляют богатейшие возможности для нравственного и эстетического воспитания личности.

    В сфере нравственного воспитания они способствуют формированию уважительного, вежливого отношения к людям, развитию доброжелательности, тактичности, деликатности.

   В сфере эстетического воспитания уроки риторики позволяют воспитать чувство прекрасного, эстетический вкус. Анализируя на уроках образцовые тексты, мы формируем у учащихся речевой идеал, в основе которого лежит красота художественной формы, красота языка. Оценивая коммуникативное поведение говорящих (речь, манеры, позы, жесты), мы опираемся во многом на эстетические категории.

   Кроме того, одним из важнейших аспектов риторики является формирование этической культуры оратора, поскольку успех речи во многом предопределяется его нравственными качествами. Прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора как человека, вызывающего доверие, уважение. Этот вывод отражен в древнериторической "максиме такта". Большинство пособий по риторике включает в себя главы, в которых излагаются этические требования к личности оратора, моральные предписания, регламентирующие поведение оратора на трибуне, формы его контакта со слушателями, способы выхода из нестандартных ситуаций, возникающих в ходе общения выступающего с аудиторией и т.п.

        Риторическое образование предусматривает также формирование логической культуры оратора. Знание законов логики необходимо на этапе подготовки к выступлению: при отборе фактического материала, составлении плана, определении композиции выступления, формулировке тезиса, обеспечении доказательности и аргументированности речи. Категории и правила логики понадобятся и во время выступления, и на этапе подведения его итогов, при анализе коммуникативных ошибок и промахов.

     Таким образом, риторика является культурологической дисциплиной, основной целью которой является не столько развитие у учащихся умений и навыков построения связных высказываний, сколько формирование культуры личности, как общей, так и частной, коммуникативно-речевой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речь и культура общения»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

– объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).



Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему;

– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

– самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать различные типы словарей;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать несловесные средства в своей речи;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. применительно к разным ситуациям общения;

– распознавать и вести этикетный диалог;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять тексты на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы;

–исполнять тексты, подбирать цитаты;

– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в ситуациях общения.
Структура курса
В структуре программы для 5-го класса «Речь и культура общения (практическая риторика)» выделены четыре раздела:

• Введение в предмет. Речь и общение.

• Выразительность речи.

• Основы работы по созданию текста.

• Коммуникативные цели и типы речи.

• Речевой этикет.

Такая структура дает первоначальные знания о курсе практической риторики.

Раздел «Введение в предмет. Речь и общение» решает задачу первоначальной мотивации по обучению риторике, дает представление о речи и общении, речевой ситуации, о позициях говорящего и слушающего, понятие о риторике как науке, об эффективной речевой деятельности в различных ситуациях общения.

Раздел «Выразительность речи» содержит сведения о роли слова в ситуации общения, предлагает школьнику работать с лексическими средствами, позволяющими сделать речь богатой, точной и выразительной.

Раздел «Основы работы по созданию текста» решает задачи формирования начальной риторической эрудиции через знакомство с набором параметров текста: тема—тематическая цепочка, «новое» и основная мысль, заголовок—основная мысль. Главным становится развитие творческого воображении в сочетании с риторическим анализом процесса речетворчества и формирование бережного отношения к создаваемым текстам.

Работа над точностью формулирования основной мысли в связи с авторской позицией, интересами слушателя позволяет логично перейти к изучению раздела «Коммуникативные цели и типы речи». Этот раздел дает первоначальное представление об информационном и убеждающем типах речи.

Подраздел «Информационная речь» предусматривает общее знакомство с такими типами информационной речи, как повествование, описание и объяснение.

Работа над убеждающей речью в 5-м классе специфична. Ситуативно и тематически ее содержание ограничено, учащиеся получают о ней самые общие сведения. Необходимо показать, что основная мысль данных текстов может быть спорной—в отличие от основной мысли в информационных текстах.

Обучая творческим началам в создании ситуативно адекватного текста, раздел продолжает работу над риторическими параметрами текста и позволяет ученику осмыслить этот теоретический материал с позиций формируемых новых речевых и коммуникативных умений.

Включение в программу занятий по этикету позволяет научить школьников целесообразно использовать разнообразные языковые и невербальные средства общения для решения коммуникативных задач, следуя правилам речевого поведения, соблюдая этические и этикетные нормы общения.

Изучение раздела «Коммуникативные цели и типы речи» дает возможность решить все поставленные программой задачи на новом, более высоком уровне теоретических знаний. Создавая описательные и повествовательные ситуативно адекватные тексты, учащиеся на практике применяют полученные знания и осмысливают сложное взаимодействие говорящего автора и слушающего (адресата) посредством целеположенной речетворческой деятельности.

Общедидактические принципы научности, доступности, системности, преемственности в обучении находят свое практическое воплощение в линейно-концентрическом построении содержания предлагаемой программы: линейный принцип обеспечивает поступательное разворачивание учебной информации, а концентрический—многократное и многоаспектное выстраивание внутрипредметных связей с целью формирования необходимых речевых и коммуникативных компетентностей.
Содержание курса

1. Введение в предмет. Речь и общение

Понятие общения. Роль общения в жизни людей. Понятие речи как средства человеческого общения. Понятие ситуации общения. Цели в общении. Содержание и форма речи и речевая ситуация. Влияние речевой ситуации на содержание и форму речи. Влияние содержания и формы речи на ситуацию общения.

Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Использование устной и письменной речи в соответствии с ситуацией общения.

Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Ситуация общения и виды речевой деятельности. Слушание как вид речевой деятельности. Логические умения слушателя.

Риторика как наука об эффективной речевой деятельности в различных ситуациях общения.

Ведущие формы и методы работы. Коммуникативные игры, имитирующие ситуации общения.

Рефлексия (риторический анализ) ситуаций общения, возникающих в процессе обучения.

Риторический анализ речевых ситуаций, представленных в литературных текстах.

Риторический анализ речевых ситуаций, выбранных из мультфильмов, детских художественных фильмов, видеозаписей.

Образец общения, демонстрируемый учителем.



2. Выразительность речи

Выразительность речи рассматривается как ее важнейшее коммуникативное свойство.

Богатство речи обусловлено богатым словарным запасом, демонстрируемым в общении, это основа ясности, доступности и точности речи.

Использование синонимов, антонимов и паронимов в речи. Фразеологизмы в речи.

Точность речи. Использование слова в тексте в соответствии с его значением. Употребление многозначных слов и паронимов.

Ясность речи. Прямые и переносные значения слов. Употребление местоимений и преодоление двусмысленности высказывания.

Уместность слова в речи. Стилистическая и ситуативная уместность.

Этикет говорящего и слушающего. Его соответствие схеме речевого общения, правилам говорящего и слушающего.

Этикетные ситуации в речевом общении. Этикетная ошибка. Этикетная ситуация. Утешение. Комплимент. Приглашение. Знакомство. Извинение. Успокоение. Посещение друзей.

Этикетная и речевая ситуация.



3. Основы работы по созданию текста

Текст — средство общения между говорящим и слушающим. Целостность и связность текста. Ситуативная уместность текста.

Понятие темы текста: о чем говорит текст. Изобретение (определение) темы собственного текста в зависимости от собственных целей (целей говорящего) и понимания ситуации общения (в первую очередь учета целей слушателя). Понимание темы чужого текста (с тех же позиций). Текст как тематическое единство содержания. Тема и опорные слова (понятие тематической цепочки).

Этикетные правила общения в диалоге, этикетные приемы поиска и предъявления темы в разговоре.

Лексико-грамматические связи слов в тексте. Особая значимость слов, оформляющих тему и тематическую цепочку, в тексте. Соотнесение их лексических значений в тексте.

Понятие об основной мысли текста как о предложении, являющемся основой тематического единства и связности текста, а также его ситуативной уместности.

Тема и основная мысль.

«Старое» и «новое» в основной мысли: «старое» и тематическая цепочка, «новое» — мое открытие в рамках избранной темы. Необходимость точного формулирования основной мысли именно в виде предложения, его значимость в тексте.

Трудности, связанные с удержанием темы и основной мысли в рамках одного текста.

Основная мысль в монологе и устном диалоге.

Авторство и адресность текста. Авторская позиция и средства ее выражения в тексте. Учет интересов адресата при создании текста. Соотнесение темы, опорных слов и основной мысли с авторской позицией, выраженной в тексте, с целями (интересами) слушателя (читателя).

Связность текста. Цепная и параллельная связи предложений в тексте. Способы оформления разных видов связи предложений в тексте. Соединение цепной и параллельной связей в

одном тексте.

Заголовок. Виды заголовков. Отражение в заголовке темы и основной мысли. Значимость каждого слова в заголовке.

План текста. Виды планов, отражение в плане последовательности в раскрытии темы или основной мысли. Формулировки пунктов плана.
4. Коммуникативные цели и типы речи

Информационная речь. Целевые установки автора текста. Соотнесение целей ситуации общения и целей текста. Основные и дополнительные цели.

Основная целевая установка информационной речи—дать новое или упорядоченное представление о каком-либо объекте, событии, факте.

Требования к информационной речи: отсутствие спорного, удовлетворение запросов слушателей, актуальность, пробуждение интереса.

Понятие о видах информационных речей: описание объекта, повествование о событиях, объяснение причинно-следственных связей каких-либо достаточно очевидных фактов.

Работа с темой и основной мыслью информационного текста, соотношение темы и «нового» в основной мысли в соответствии с выбранным типом текста.

Повествование. Тема и основная мысль в повествовании (соотношение темы и «нового»). Особенности формулировки основной мысли в повествовании. Основная мысль и события текста. Построение повествования. Отбор языковых средств в соответствии с коммуникативной целевой установкой.

Описание. Соотношение основной мысли с выбираемым типом текста. Объекты описания. Тема и основная мысль в описании (соотношение темы и «нового», тематическая цепочка). Особенности формулирования основной мысли в описании. Основная мысль и детали описания.

Целевые установки автора описательного текста (описание с развлекательной целью, с информационной целью и др.). Настроение автора в описании. Построение описания. Отбор языковых средств для будущего текста в соответствии с целевой установкой автора. Объяснение как информационная речь.

Убеждающая речь. Целевая установка. Ситуативная уместность убеждающей речи. Требования к убеждающей речи: выбор темы, формулирование основной мысли с учетом темы и «нового», спорного и бесспорного, возможность разрешить спорный вопрос.

Различия рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Сочетание целевых (коммуникативных) установок в одном тексте. Понятие о смешанных типах речевых текстов. Соотношение типов речи с целевыми установками, с ситуацией речевого общения.

Отбор языковых средств для будущего текста в соответствии с целевой установкой автора и типом речи.

Невербальные средства усиления выразительности речи.

 
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п


Раздел, тема


Кол-во часов


план

факт

1


ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ


8








1.1


Речь и общение


1







1.2


Ситуация общения. Цели в общении


1








1.3


Содержание и форма речи и речевая ситуация


1








1.4


Речь устная и письменная


1








1.5


Использование устной и письменной речи












в соответствии с ситуацией общения


1








1.6


Виды речевой деятельности


1








1.7


Слушание как вид речевой деятельности


1








1.8


Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя


1








2


ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ


6








2.1


Богатство речи


1








2.2


Точность речи


1








2.3


Ясность речи


1








2.4


Уместность речи


1








2.5


Этикет говорящего и слушающего


1








2.6


Этикетные ситуации в речевом общении


1








3


ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ТЕКСТА


14








3.1


Текст и ситуация общения


1








3.2


Тема текста


1








3.3


Тематическое единство текста


1








3.4


Основная мысль текста


1








35


Сохранение основной мысли


2








3.6


Авторская позиция в тексте


2








3.7


Средства выражения авторской позиции


1








3.8


Адресность текста


1








3.9


Связи предложений в тексте. Цепная связь


1








3.10


Связи предложений в тексте. Параллельная связь


1








3.11


Заголовок


1








3.12


План текста


1








4.


КОММУНИКАТИВНЫЕ ЦЕЛИ И ТИПЫ РЕЧИ


6








4.1


Целевые установки автора текста


1








4.2


Типы информационной речи. Повествование


1








4.3


Типы информационной речи. Описание


1








4.4


Типы информационной речи. Объяснение


1








4.5


Убеждающая речь. Рассуждение-доказательство


1








4.6


Тексты, смешанные по типу речи. Повторение












изученного


2










ИТОГО


35









Прогнозируемые результаты обучения в 5 классе (коммуникативные, риторические и речевые умения)

1. Умения, связанные с пониманием ситуации общения:

• определять ситуативные цели участников ситуации общения;

• отслеживать влияние каждого компонента ситуации общения на речь;

• корректировать речь в соответствии с ситуацией общения;

• выбирать форму речи в соответствии с ситуацией общения;

• соотносить тему текста с ситуативными целями автора и слушателя, с затекстовой ситуацией.
2. Умения, связанные с бережным отношением к слову:

• анализировать значение слова по толковым словарям и в текстах (однозначность и многозначность);

• анализировать слово с точки зрения его стилистической и ситуативной уместности;

• находить опорные слова в тексте в соответствии с темой и основной мыслью;

• соблюдать языковые нормы словоупотребления;

• соблюдать этикетные правила и владеть этикетно-коммуникативными приемами говорения и слушания в ситуации реального общения.


3. Умения, связанные с созданием текста:

• формулировать тему собственного текста;

• формулировать основную мысль в описании, повествовании, рассуждении;

• сохранять основную мысль при создании текста;

• составлять план текста, сохраняя его тему и основную мысль;

• подбирать заголовок к тексту, понимая его тему и основную мысль;

• при анализе чужого текста определять его тему и основную мысль и видеть, какими средствами автор их сохраняет на протяжении всего текста.
4. Умения, связанные с произнесением текста:

• при произнесении текста использовать умения, связанные с пониманием ситуации общения;

• сохранять основную мысль в монологе и диалоге;

• использовать вербальные и невербальные средства для придания речи выразительности;

• чувствовать себя уверенно и свободно при произнесении текста.

5. Умения, связанные с культурой слушания:

• слышать тему и основную мысль произносимого текста;

• понимать логику раскрытия основной мысли;

• понимать практическую значимость получаемой информации;

• осознавать собственные цели в процессе слушания и соотносить их с целями говорящего;

• отслеживать степень собственного понимания или непонимания услышанного и формулировать вопросы по поводу непонятого;

• формулировать и задавать вопросы к непонятным словам, вопросы на конкретизацию содержания, выявление целей говорящего.

 Формы контроля и оценки планируемых результатов.

  В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты деятельности   оцениваются  по трём уровням.



Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).



    Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Список литературы:


  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А Речь и культура общения. Методическая разработка для учителя. Екатеринбург, 2002

  2. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения. Практическая риторика. Книга для учителя. Часть 1. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001

  3. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения. Екатеринбург, 2004

  4. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения. Практическая риторика. Учебное пособие для 5 класса. Екатеринбург, 2002

  5. Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, Г.Н. Владимирская. Речь, язык и секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1995г.

  6. Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. . – М.: Просвещение, 1991г.

  7. Е.И.Никитина. Русская речь, - М; Просвещение, 1991г.

  8. Матвеева Т.В. 15 уроков по культуре речи. Екатеринбург, 2001

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница