Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа



Скачать 94.95 Kb.
Дата10.02.2016
Размер94.95 Kb.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 4 учебных часа.

В настоящее время в системе образования продолжает быть актуальным проведение с учащимися общеобразовательных учреждений исследовательской деятельности. В связи с этим становится чрезвычайно необходимым обучение детей основам исследовательской деятельности и объясняется актуальность создания курса «Основы научно-исследовательской работы» (предметы естественнонаучного направления).

Курс включает как теоретические, так и практические занятия. В программе курса сочетаются интегрированное обучение и индивидуальные консультации. Индивидуальные консультации с научными руководителями могут проводиться постоянно в процессе научно-исследовательской работы отдельных учащихся или чаще всего сопровождать наиболее ответственный этап подготовки работы: проведение эксперимента, осмысление его результатов и создание текста.

Содержание программы ориентированно на

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;

– развитие мотивации школьников к биологическому, географическому познанию мира.

Цель курса - подготовить одарённых школьников к исследовательской деятельности в области естественнонаучных дисциплин.

Задачи курса:

– Обеспечивать расширение и углубление знаний, повышение эрудиции детей в интересующих их областях науки.

– Формировать  исследовательские умения и навыки.

– Формировать библиотечно-поисковые навыки.

– Обеспечивать приобретение детьми специальных знаний по вопросам организации научно-исследовательской деятельности детей с целью усовершенствования процесса обучения.

– Создавать условия для предъявления результатов научно-исследовательской деятельности через проведение научно-практических конференций.

– Помогать активному включению детей в процесс самообразования и саморазвития.

– Содействовать совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы детей.

– Сформировать способности применять полученные знания по географии, биологии, экологии в повседневной жизни.

Содержание программы достаточно универсально, не сковывает инициативы школьников, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию детей.

Исследовательская работа является действенным средством подготовки учащихся к сдаче выпускных и вступительных экзаменов, к получению профессионального образования и научной деятельности.

  В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работ осуществляемых в научно-исследовательской деятельности имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:

– техническая оснащенность библиотеки, доступ работы в компьютерном классе, лаборатории;

– ознакомление ребят с современными методами исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.

– возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.

На занятиях применяются такие формы и методы работы: лекция, беседа, индивидуально-групповая работа, работа в лабораториях, наблюдение, тестирование, демонстрация образцов, объектов, экскурсии. Желательно использование таблиц, рисунков, фотографий местности, различных видов фауны, флоры, кино – и видеофильмов.

По окончании курса учащийся должен:

Знать/понимать



  • понятийно-категориальный аппарат для ведения научной работы;

  • основные структурные и содержательные моменты курса, связанные с умением верного проведения исследовательской части.

Уметь:

  • работать с учебной, научно-популярной и научной литературой, разнообразными источниками географической, эколого-биологической информациями;

  • определять объект и предмет, применять современные методы исследования;

  • определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать, делать выводы;

  • проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;

  • оформлять проект для участия в научно-практической конференции;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Основными формами подведения итогов реализации программы является участие обучающихся в интеллектуальных соревнованиях, научно-практических конференциях.
Тематическое планирование курса



Тема. Основное содержание

Кол-во часов

Примечание

теория

практика



Введение в исследовательскую деятельность. Наука: понятие и феномен. Понятийно-категориальный аппарат.

8









Исследователь как субъект научно-исследовательской работы.

8




Психологические особенности личности. Мотивация. Проблема соотношения личностного опыта и логика научного познания. Академическая этика.



Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы. Цели и задачи научно-исследовательской работы. Теоретические основы научного исследования.

8

8

Определение целей и задач биологических, географических, геологических, краеведческих, химических исследований. Общая характеристика методов исследования. Структурные и системные, аналитические методы исследования. Сравнительно-исторический метод. Методы биологических, географических, химических исследований. Математические методы в географии. Моделирование и картографические методы. Методы социальных исследований. Экспедиционные исследования. Эмпирические и теоретические уровни научного познания. Технология подготовки исследовательских работ.



Работа с научной литературой

4

8

Подбор и изучение литературы. Источники информации, методы работы с ними. Формализованные методы обработки информации. Жанры научной литературы. Виды конспектов. Приёмы быстрого чтения.



Самостоятельная исследовательская деятельность.

4

20

Выявление проблем и выдвижение гипотез. Объект и предмет исследования в науках о флоре и фауне. Разработка рабочего плана исследования.

Основы микробиологии, протистологии, ботаники, микологии, зоологии. Экология надорганизменных систем.



Планирование и проведение химического эксперимента. Обработка результатов.



Текст как продукт научно-исследовательской деятельности. Работа с текстом: «свёртывание» и «развёртывание» текста, составление аннотации, тезисов. Написание и оформление аннотации. Оформление списка использованной литературы. Отбор иллюстративного материала для представления работы. Требования к оформлению и представлению работ на конференции. Публикация текста научного исследования.

8

8

Общая характеристика текста. Композиционно-структурная организация и смысловое преобразование научного текста. Стилистика научного текста. Содержание и оформление основных элементов текста.



Специфика работы по предметам естественнонаучного направления.

8




Наиболее распространённые ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ по биологии, географии, экологии, химии.



Рецензия на исследовательскую работу школьников. Характеристика жанра. Структура рецензии. Алгоритм создания итоговой рецензии. Алгоритм создания обучающей рецензии. Редакторский анализ. Обучение умению противостоять ошибкам в аргументации оппонента, умению критически оценивать точки зрения разных исследователей, аргументировать своё мнение. Речевое поведение.

4

12

Написание рецензий.



Защита проектов.




12






Положение о конкурсе научных проектов школьников - в рамках краевой научно-практической конференции «ЭВРИКА» Малой академии наук учащихся Кубани. Основные положения. Общие требования по содержанию и структуре научно-исследовательского проекта участника конкурса научных проектов школьников - в рамках краевой научно-практической конференции «ЭВРИКА» Малой академии наук учащихся Кубани. Всероссийские конкурсы, конференции, форумы. Участие МАН во Всероссийских конкурсах, конференциях, форумах.

4







Список рекомендуемой литературы

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. – 2002, №2. – С. 85-103.

  2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001 – С. 64-68.

  3. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002, №1. – С. 24-33.

  4. Воков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  5. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография – М., 2001.

  6. Заикина Е.А. Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности / Дополнительное образование, 2004, №3. С. 42-45.

  7. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни.– М., 2001.

  8. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006.

  9. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006, № 4. – С. 24-36.

  10. Леонтович А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты // Школьные технологии. – 2006, № 6.–
    С. 89-98.

  11. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 38-48.

  12. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. – 1999, № 10. – С. 158-161.

  13. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. – 2003, № 4. – С. 18-24.

  14. Обухов А.С. Исследовательская позиция личности // Исследовательская работа школьников. – 2006, № 1. – С. 61-75.

  15. Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. – 2006, № 1. – С. 100-107.

  16. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.

  17. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школ.технол.–2006, №3. - С.85-91.

  18. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект, творчество // Исследовательская работа школьников. – 2002, № 2. – С. 29-42.

  19. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок. – 2005, № 2. – С.84-106.

  20. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников. – 2005, №4. – С.29-39.

  21. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М., 2006.

  22. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.

  23. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: АРКТИ, 2005.

  24. Твоя курсовая работа: напиши и защити. – Ростов-на-Дону:
    Феникс, 2005.

  25. Ушаков А.А. Основы исследовательской деятельности: учебная программа.– Майкоп, 2008.

  26. Федянин А.Б. Особенности организации научно-исследовательской работы школьников. abf@nm.ru

  27. Ресурсы Интернет www.researcher.ru.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница