Программа курса пояснительная записка курс «Организационная психология»



Скачать 312.17 Kb.
Дата21.04.2016
Размер312.17 Kb.
ТипПрограмма курса
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Е.Б. Петрушихшш, канд. психол. наук, доц.
ПРОГРАММА КУРСА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Организационная психология» является специаль­ной дисциплиной и предназначен для студентов 4-го курса днев­ного отделения Института психологии им. Л.С. Выготского, обучающихся по специальности 020400 — Психология и специа­лизирующихся в области социальной психологии.

Организационная психология - молодая и быстро развива­ющаяся наука, в которой пока не сложилась традиционная систе­ма изложения материала.

Предмет курса — психологические явления, обусловленные существованием организации, - теснейшим образом соприкаса­ется с такими областями, как менеджмент, организационное по­ведение, управление персоналом, психология управления.

Цель курса — ознакомление с основными проблемами орга­низационной психологии как отрасли социальной психологии, подготовка студентов к решению социально-психологических проблем в современных организациях.

Данная цель реализуется н ходе решения следующих задач:

• формирование знаний, умений, навыков, выступающих основой профессиональной компетентности организационного психолога;

• развитие и интеграция знаний из различных областей со­циальной, общей, возрастной психологии, психологии труда;

• подготовка к освоению практико-ориентированных дис­циплин специализации.

Научная новизна курса состоит в привлечении идей ситуа­ционного подхода, рассматривающего организацию как открытую систему. С этой позиции деятельность организации изучается на трех уровнях: индивидуальном, групповом, собственно организационном. Сообразно этим уровням и в соотнесении с определен­ным ситуационным контекстом в курсе представлен анализ психо­логических явлений организационной жизни.

Данный курс начинает специализацию d области организа­ционной психологии и выступает теоретической базой для изучения проблем организационной диагностики и консультиро­вания, управления организационными изменениями и проекта­ми, управления персоналом, технологий командообразования.

Курс тесно связан с рядом дисциплин общепрофессиональ­ной подготовки, в частности с курсом «Руководство и лидерство». В силу этого психологические проблемы руководства и лидерства, являющиеся неотъемлемой частью организационной психологии, рассматриваются в программе в минимальном объеме.

Освоение курса предполагает использование различных организационных форм — лекций, семинаров, лабораторных ра­бот, а также самостоятельное изучение литературы и проведение исследований, написание рефератов.

Студенты, успешно освоившие курс организационной пси­хологии, должны знать основные психологические явления и закономерности индивидуального поведения в организации, социально-психологические аспекты деятельности групп в орга­низациях, психологические основы управления организациями. Студенты должны уметь вычленять психологическое содержание организационных проблем, владеть навыками системного анали­за организаций, методами исследования психологического климата и организационной культуры.

Текущий контроль осуществляется на занятиях, в том чис­ле посредством проведения контрольных работ. Форма итогового контроля — экзамен.

Объем курса - 24 ч лекций, 20 ч семинаров и 46 ч лабора­торных работ.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Организационная психология как отрасль социальной пси­хологии. Предмет социальной психологии. Организационная психология и другие социальные науки (социология, менедж­мент, организационное поведение). Теоретические и прикладные задачи организационной психологии. Исследовательские и практические методы организационной психологии. Становле­ние организационной психологии в России.


Тема 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Многозначность понятия организации. Организация как со­циальная система. Организация как средняя социальная группа.

Модели организаций. Модель организации как теоретиче­ская основа организационной диагностики и консультирования.

Ситуационный подход — ведущая методология в исследо­вании организаций. Уровни анализа психологических явлений в организации: индивид, группа, организация.

Цели организации, их многообразие. Миссия организации. Психологически значимые типологии целей.

Структура организации: понятие, признаки, психологичес­кое значение. Организационная диаграмма. Департаментализация. Типы организационных структур. Основные характеристики организационных структур: сложность, формализованиость, централизация.

Эффективность организаций. Жизненный цикл организаций.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Индивидуальные переменные, значимые в организацион­ном контексте: биографические характеристики, способности, ценности, установки, личностные черты (Большая Пятерка, локус контроля и самоэффективность, авторитаризм, склонность к риску, догматизм, макиавеллизм).


Тема 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие организационной социализации. Стадии социа­лизации. Социализация в организации как непрерывный процесс. Параметры социализации. Факторы социализации (от­бор, обучение, оценка выполняемой работы, наставничество). Социализация и карьера в организации.



Тема 5. МОТИВАЦИЯ ТРУДА

Теории X, Y, Z о природе человека.

Потребности как основа мотивации труда. Содержатель­ные теории мотивации: иерархия потребностей Маслоу, теория Альдерфера, двухфакторная теория Херцберга, теория приобре­тенных потребностей Макклелланда.

Трудовая деятельность как фактор мотивации. Процес­суальные теории мотивации: теория ожиданий, теория спра­ведливости, модель Портера-Лоулера. Самоэффективность и мотивация. Теория постановки целей. Модель подкрепляемой мотивации. Понятие внешней и внутренней мотивации.


Тема 6. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ

Удовлетворенность трудом как аттитюд. Подходы к опреде­лению удовлетворенности трудом (работой). Измерение удовле­творенности. Индивидуальные факторы удовлетворенности работой. Удовлетворенность трудом и удовлетворенность жиз­нью. Влияние удовлетворенности работой на трудовое поведение {продуктивность, абсентеизм, опоздания, хищения, увольнение). Удовлетворенность трудом и организационное гражданство.


Тема 7. ПРОБЛЕМА СТРЕССА В ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие стресса, дистресса, эустресса. Психосоциальные стрессоры в организации. Личностные факторы, способствую­щие преодолению стресса. Поведение типа А и В. Последствия стресса. Синдром выгорания. Организационные программы сни­жения стресса.


Тема 8. ПРЕДАННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие преданности. Трактовки преданности: как уста­новки, как поведения, подход Л. Зандера, преданность как сте­пень идентификации с организацией. Влияние преданности на трудовое поведение. Индивидуальные и организационные фак­торы преданности.


Тема 9. РАЗДЕЛ 3 ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГРУППЫ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Многообразие групп в организациях. Постоянные и временные группы. Формальные и неформальные группы. Значи­мость неформальных групп. Выводы Хоуторнских эксперимен­тов. Референтные группы. Преимущества и недостатки групповой работы. Ситуационные факторы групповой деятельности. Меж­групповые отношения в организациях.


Тема 10. ЛИДЕРСТВО

Лидерство как групповой психологический феномен. Со­отношение руководства и лидерства. Ролевая дифференциация лидерства. Когда лидерство излишне.


Тема 11. ОСНОВЫ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Регламентация группового поведения. Нормы как средство социального контроля. Функции и содержание норм. Конформное поведение. Нормы как власть большинства. Отклонение от группо­вых норм. Групповые санкции. Значение меньшинства в группе.

Сплоченность. Факторы сплоченности. Позитивные и не­гативные последствия сплоченности. Сплоченность и групповая проду ктивн ость.

Тема 12. КОМАНДЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Команды как группы высокого уровня развития. Признаки команд. Основные закономерности командообразования. Роль руководителя в формировании команд.


Тема 13. ИНДИВИД В ГРУППЕ

Положение индивида в группе: статус, его признаки. Роле­вое поведение. Ролевые конфликты. Психологический контракт. Особенности психологических контрактов в современных орга­низациях.


РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Тема 14. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Управление и менеджмент. Руководитель как субъект управленческой деятельности. Уровни организационного руко­водства. Система основных управленческих функций. При­нятие решения и коммуникация как связующие процессы в управлении.


Тема 15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Функция принятия решений как системообразующая в деятельности руководителя. Принятие решений как процесс. Организационный (нормативный, классический) и психологи­ческий (описательный, административный) подходы к его изу­чению.

Психологические характеристики процесса принятия управленческих решений: форма, этапы, феноменология, инди­видуальные различия.

Индивидуальные и групповые решения. Формы участия группы в принятии решений.


Тема 16. КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Коммуникация как связующий процесс в организации.

Виды коммуникаций. Модели коммуникативных сетей.

Неформальное общение в организации: функции, особен­ности. «Виноградная лоза», ее схемы. Слухи.

Структура коммуникативного акта. Каналы коммуни­кации. Влияние новых средств связи на коммуникации в органи­зации.

Психологические причины плохих коммуникаций в орга­низации. Правила построения эффективных коммуникаций.

Основные виды коммуникативного поведения руководите­ля: беседа, переговоры, совещания, публичные выступления. Психологический аспект их реализации.
Тема 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ В УПРАВЛЕНИИ

Функция организации в управлении. Делегирование как способ осуществления организационной функции. Психологи­ческие проблемы и принципы делегирования.

Организационное проектирование. Механистические и органические структуры.

Командная работа - основа органических организацион­ных форм.



Тема 18. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ТРУДА

Понятие мотива и стимула. Методы стимулирования труда. Психологические аспекты экономического стимулирования. Це­левой метод. Требования к «хорошей цели». Обогащение труда. Теория характеристик работ. Метод соучастия.


Тема 19. ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА В ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие власти. Власть и управление. Потребность во вла­сти. Формы межличностной власти. Власть подразделений. Власть подчиненных. Наделение властью. Власть и повиновение. Приемы использования власти.

Политика как средство усиления власти. Политические приемы. Макиавеллизм.
Тема 20. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОНФЛИКТАМИ

Конфликты в организации: необходимость управления. Типы конфликтов, причины, последствия. Организационные и личностные факторы конфликтов. Особенности конфликтов в российских организациях.

Административные и психологические методы управления конфликтами. Модели арбитража и посредничества в разреше­нии конфликтов.

Факторы управляемости организационного конфликта.


РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 21. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ КОНТЕКСТЕ

Понятие организационного и психологического климата. Природа, структура и факторы психологического климата. Руко­водство и психологический климат. Показатели психологическо­го климата. Измерение психологического климата.


Тема 22. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Понятие организационной культуры. Структура и содер­жание организационной культуры. Национальный аспект организационной культуры. Организационная культура и организационная эффективность. Формирование организаци­онной культуры. Диагностика организационной культуры.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература

Базаров Т.Ю. Организационный контекст управления персоналом. Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 311-326.

Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер. 1999. С. 212-358, 519-553.

Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации. Поведение. Структу­ры. Процессы. М.: Инфра-М, 2000. С. 28-40, 55-70, 84-193, 238-361,426-459,490-498,522-574.

Гришина Н.В, Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. С. 284-330.

Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. С. 82-115, 269-370, 497-596.

Денисом Д., Фей К. Организационная культура и эффективность: россий­ский контекст / Вопросы экономики. 2005. № 4. С. 58—74.

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. С. 18-35, 227-348, 546-624.

Занковский А.Я, Организационная психология. М.: Флинта, 2000. 648 с.

Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. С. 38-84, 118-175,470-495.

Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... М.: Дело, 1998. С. 147-374.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 103-159, 209-231, 277-291.

Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, уп­равления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005. С. 269—300.

Мескон MX., Aль6epm M., Xeдoypu Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995. С. 88-141, 359-389, 516-527.

Иыостром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000. С. 51-151, 203-223, 285-339.

Организационная психология: Хрестоматия / Сост. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

Организационное поведение: Практикум / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. СПб.: Питер, 2006. 250 с.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000. 298 с.

Социальная психология: Практикум / Под ред. Т.Ю. Фоломеевой. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 324-365.



Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. СПб.: Питер, 2003. С. 105-210.

Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 96-132,238-258.



Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. М.: Юнити, 2004. С. 540-560. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб: Питер, 2002. 336 с.
Дополнительная литература

Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Инфра-М, 1998. 125 с.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990. 210 с.

Трошев И.В. Организационная культура. М.: Юнити, 2004. 134 с.

Кабаченко ТС. Психология управления. М.: Владос, 1996. 270 с.

Каршашов Л.В. Организационное поведение. М.: Инфра, 2004. 258 с.

Кирхлер Э., Майер-Пеши К., Хоффман Е. Психологические теории орга­низации. Харьков, 2005. 185 с.

Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: Юнити, 2004. 289 с.

Леонова А. Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная пси­хология. М.: Радикс, 1995. 197 с.

Липатов С.Л. Модели и методы организационной диагностики / Мето­ды практической социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 48-68.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1987. 79 с.

Огнев А.С., Гончаров Ю.Н. Рабочая книга организационного психолога. Воронеж, 2000. 165 с.

Очерки организационной психологии / Под ред. А.С. Огнева. Воронеж: изд-во ВГУ, 1998. 187 с.



Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Про­гресс, 3986. 241с.

Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004. 405 с.



Розанова В.А. Психология управления. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 150 с.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: изд-во ЛГУ, 1986. 170 с.

Социально-психологический климат коллектива. М.: Наука, 1979. 126 с.

Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. 115 с.

Субочев Н.С. Организационная культура как социальный идеал / Соци­ально-гуманитарные знания. 2005. № 2. С. 285-293.

Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М: Юнити, 1998.195 с.

Управленческая культура организаций / Сост. Л.М. Кроль, Е.А. Пурто-ва.М.: Класс, 2004. 223 с.

Урбанович АЛ. Психология управления. Минск: Харвест, 2001. 250 с.

Ховрин А.Ю. Организационное поведение как интегративная социогуманитарная учебная дисциплина / Социально-гуманитарные зна­ния. 2005. № 6. С. 126-136.

Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003. 46 с.

Элвессои М. Организационная культура. Харьков: Гуманит. центр, 2005. 127 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и методы организационной психологии, ее взаимо­связь с другими науками.

2. Организация как система. Ситуационный подход в организа­ционной психологии.

3. Организационная структура: психологический аспект.

4. Психологические проблемы управления организацией.

5. Процесс принятия решений в организации.

6. Групповое принятие решений в организации.

7. Коммуникации в организации.

8. Неформальное общение в организации.

9. Правила построения эффективных коммуникаций.

10. Организация как функция управления. Проблемы и принци­пы делегирования.

11. Теории X, Y, Z в управлении.

12. Содержательные теории мотивации.

13. Общая характеристика процессуальных теорий мотивации.

14. Теория справедливости Адамса.

15. Теория постановки целей.

16. Модель подкрепляемой мотивации.

17. Психологические основы стимулирования труда в органи­зации.

18. Психологические аспекты экономического стимулирования.

19. Неэкономические методы стимулирования труда.

20. Власть и политика в организации.

21. Формы и виды власти в организациях.

22. Конфликты в организациях.

23. Управление межгрупповым конфликтом.

24. Методы управления конфликтами.

25. Модели арбитража и посредничества в разрешении кон­фликтов.

26. Психологические характеристики групп в организациях.

27. Социальный контроль в организациях.

28. Лидерство и руководство в организациях.

29. Сплоченность как фактор групповой и индивидуальной дея­тельности.

30. Статус и роль индивида в группе. Ролевой конфликт.

31. Развитие групп. Команды в организациях.

32. Поведение индивида в организации. Основные проблемы.

33. Индивидуальные особенности как фактор организационного поведения.

34. Социализация в организации.

35. Удовлетворенность работой: понятие, факторы, измерение.

36. Удовлетворенность работой и трудовое поведение. Организа­ционное гражданство.

37. Проблемы стресса в организациях.

38. Преданность организации.

39. Организационная культура: понятие, методы формирования.

40. Национальные факторы организационной культуры.

41. Организационный и психологический климат.

42. Проблемы диагностики организационной культуры.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семинарские занятия по организационной психологии име­ют целью углубление знаний по ключевым проблемам дисципли­ны. Лекционный курс призван ознакомить с основными вопроса­ми организационной психологии, семинары сориентированы на детальную проработку и осмысление обозначенных тем. Проводятся семинары по группам.

Вопросы, предлагаемые для обсуждения, систематизируют и развивают теоретические знания студентов, а также демонстри­руют практическую значимость изучаемых концептов и моделей. Рекомендованные литературные источники обобщают ос­новные тенденции в исследовании психологических организаци­онных феноменов как за рубежом, так и в российской науке.

По итогам семинарских занятий студенты должны знать содержание ключевых проблем организационной психологии, владеть понятийным аппаратом данной науки, уметь анализиро­вать соответствующую литературу, формулировать и защищать собственную профессиональную позицию в области организаци­онной психологии.



ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Вопросы для обсуждения

1. Понятие организации. Социальные и психологические характеристики организаций.

2. Модели организаций.

3. Показатели эффективности организаций.

4. Ситуационный подход в организационной психологии.
Обязательная литература

Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999. С. 522-526, 538-542.

ГибсонД., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации. Поведение. Структу­ры. Процессы. М: Инфра-М, 2000. С. 28-40.

Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 34-39, 250-264, 281-324.

Почебут Л.Г., Чикер В А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000. С. 48-60.

Социальная психология. Практикум / Под ред. Т.Ю. Фоломеевой. М: Аспект Пресс, 2006. С. 324-365.


Дополнительная литература

Липатов С.А. Модели и методы организационной диагностики / Мето­ды практической социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 48-68.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. Ч. 1.П. 3-4.

Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004. С. 73-77, 80-84.


ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Вопросы для обсуждения

1. Основные психологические проблемы организационно­го поведения индивида.

2. Личностные особенности, влияющие на поведение ин­дивида в организации.

3. Социализация индивида в организации.

4. Удовлетворенность работой как характеристика качества трудовой жизни.

5. Влияние стресса на организационное поведение.

6. Преданность организации.
Обязательная литература

Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации. Поведение. Структу­ры. Процессы. М.: Инфра-М, 2000. С. 84-125, 238-268.

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. С. 227-236, 276-293, 330-338, 429-440.

Занковский А.П. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 528-552, 559-587.

Липатов С.А. Личность и организации // Социальная психология в со­временном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 115—132.

Самоукина ИВ. Управление персоналом: российский опыт. СПб.: Пи­тер, 2003. С. 105-143, 197-210.
Дополнительная литература

Огнев А.С., Гончаров Ю.Н. Рабочая книга организационного психолога. Воронеж: изд-во ВГУ, 2000. С. 65-85.

Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Юнити, 1998. С. 237-244.


ТЕМА 3. ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Вопросы для обсуждения

1. Психологические характеристики групп в организациях.

2. Сплоченность и групповые нормы как фактор групповой деятельности.

3. Взаимодействие индивида и группы.

4. Социально-психологические аспекты командообразования.
Обязательная литература

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. С. 582-624.

Занковский A.N. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 435-488.

Гибсоп Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации. Поведение. Структу­ры. Процессы. М: Инфра-М, 2000. С. 278-298.

Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... М.: Дело, 1998. С. 156-183.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000. С. 61-127.
Дополнительная литература

Бодди Д., Пэитон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999. С. 293-319.

Донцов AM., Дубовская Е.М., Жуков Ю.М. Группа — коллектив — коман­да // Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 96-115.

Кричевский Р.Л., Дубовская ЕМ. Социальная психология малой группы. М: Аспект Пресс, 2001. С. 103-119.
ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Вопросы для обсуждения

1. Принятие решения в структуре управленческой деятель­ности.

2. Организационный и психологический подходы к изуче­нию процесса принятия управленческого решения.

3. Психологическая характеристика процесса принятия управленческого решения: форма, этапы, феноменология, инди­видуальные различия.


Обязательная литература

Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. С. 269-295.

Карпов Л.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. С. 354-369, 400-425.

Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации. Поведение. Структу­ры. Процессы. М.: Инфра-М, 2000. С. 554-570.
Дополнительная литература

Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... М.: Дело, 1998. С. 183-192.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 209-231.

Скок В.А. Поведение руководителя в процессе принятия решения // Ор­ганизационная психология: Хрестоматия / Сост. Л.В. Винокуров; И.И. Скрипюк. СПб.: Питер, 2000. С. 303-316.
ТЕМА 5. КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Вопросы для обсуждения

1. Виды организационных коммуникаций.

2. Коммуникативные сети.

3. Особенности неформального общения в организации.

4. Правила построения эффективных коммуникаций.

5. Коммуникативное поведение руководителя (деловые бе­седы, переговоры, совещания, публичные выступления).


Обязательная литература

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. С.559-582.

Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. С. 159—175, 425-446.

Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... М.: Дело, 1998. С. 165-168, 103-118.

Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 519-526.
Дополнительная литература

Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999. С. 261-293.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Инфра-М, 1998. 125 с.

Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000. С. 51-83.

Урбанович А.А. Психология управления. Минск: Харвест, 2001. С. 125-178.
ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Вопросы для обсуждения

1. Роль конфликтов в организации.

2. Классификация организационных конфликтов.

3. Причины и факторы конфликтов в организации.

4. Административные и психологические методы управле­ния конфликтами.

5. Особенности конфликтов в российских организациях.


Обязательная литература

Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации. Поведение. Структу­ры. Процессы. М.: Инфра-М, 2000. С. 303-336.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. С. 285—312.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. С. 18.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000. С. 165-178.

Самоукина Н.В. Управление персоналом: Российский опыт. СПб.; Пи­тер, 2003. С.177-194.
Дополнительная литература

Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. М.: Дело, 1998. С. 247-265.

Психология менеджмента / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2004. С.470-490.

Управление персоналом / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. М.: Юнити, 1998. С. 358-395.

Урбанович А.А. Психология управления. Минск: Харвест, 2001. С. 318-350.
ТЕМА 7. МОТИВАЦИЯ И СТИПУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Вопросы для осуждения

1. Понятие мотива и стимула

2. Теории мотивации трудовой деятельности.

3. Практическое значение теорий мотивации.

4. Методы повышения мотивации труда.
Обязательная литература

Джуэлл Л. Индустриально-организацонная психология. СПб.: Питер, 2001. С. 243-303.

Занковский AM. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С.327-380.

Кричевский PJL Если Вы - руководитель... М: Дело, 1998. С. 307-336.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. П. 13.
Дополнительная литература

Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000. С. 105-177.

Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004. С. 442-451.

Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Юнити, 1998. С. 287-296.
ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Вопросы для обсуждения

1. Организационный и психологический климат.

2. Структура, факторы и измерение психологического климата.

3. Понятие организационной культуры.

4. Диагностика и формирование организационной культуры.

5. Психологический климат и организационная культура в контексте организационной эффективности.



Обязательная литература

Базаров Т.Ю. Организационный контекст управления персоналом / Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 311-326.

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер,

2001. С. 548-559. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 382-410.

Организационная психология: Хрестоматия / Сост. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк. СПб.: Питер, 2000. С. 388-432.

Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002. 336 с.
Дополнительная литература

Трошев И.В. Организационная культура. М.; Юнити, 2004.180 с.

Социально-психологический климат коллектива. М.: Наука, 1979.256 с.

Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. 245 с.

Субочев Н.С. Организационная культура как социальный идеал // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2. С. 285—293.

Управленческая культура организаций / Сост. Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. М,: Класс, 2004. 270 с.



Элвессон М. Организационная культура. Харьков: Гуманит. центр, 2005. 124 с.
ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лабораторные работы имеют целью развитие практических навыков психологического изучения организаций. Проведению лабораторных работ предшествует освоение соответствующего материала на лекциях и семинарах.

Содержание заданий, предложенных для выполнения, ка­сается наиболее актуальных аспектов деятельности организации, включая индивидуальный, групповой и собственно организаци­онный уровни анализа.

В ходе лабораторных работ студенты не только осваивают известные способы изучения организаций, но и разрабатывают оригинальные методы. Данное обстоятельство представляется весьма важным с точки зрения формирования исследовательского подхода в профессиональной деятельности будущих психологов.

Выполнение заданий, как правило, предполагает использова­ние различных форм работы. Это самостоятельная индивидуальная подготовка студентов, работа в группе, проведение мини-иссле­дований, представление и обсуждение полученных результатов.

Большая роль отводится групповым формам работы. Вза­имодействие в группе, дискуссии способствуют развитию профессионального мировоззрения, языка и речи, помогают луч­ше понять и осмыслить сущность изучаемых явлений.

В целом, сочетание индивидуального и группового высту­пает предпосылкой становления навыков командной работы, столь востребованных в настоящее время.

По итогам проведения лабораторных работ студенты долж­ны владеть основными методиками исследования индивиду­ального и группового поведения в организации, уметь давать психологическую характеристику внутренней среды и управле­ния в организации.

Лабораторные занятия проводятся по подгруппам. Результаты выполнения заданий оформляются в виде письменного отчета, кото­рый оценивается в соответствии с рейтинговой системой контроля.
ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Задание 1. Определение психологической характеристики конкретной организации. Этапы работы:

1) сформировать рабочие подгруппы по 4-6 человек;

2) избрать одну из теоретических моделей организации;

3) составить описание конкретной организации на основе выбранной модели;

4) обозначить психологические проблемы;

5) оформить отчет и представить его для обсуждения.


Литература

Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999. С. 522-526, 538-542.

Гибсон Д., Иванцевт Д., Донелли Д. Организации, Поведение. Структу­ры. Процессы. М.: Инфра-М, 2000. С. 28-40.

Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 34-39, 250-264, 281-324.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000. С. 48-60.

Социальная психология. Практикум / Под ред. Т.Ю. Фоломеевой. М: Аспект Пресс, 2006. С. 324-365.


ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Задание 2. Анализ процесса организационной социализа­ции индивида.

Этапы работы:

1) в подгруппах по 4—6 человек изучить текст-ситуацию «Особенности социализации в компании Me Kinsey» (российское представительство);

2) выделить параметры, этапы и факторы социализации в данной компании;

3) оценить трудности социализационного процесса;

4) по итогам анализа представить отчет к обсуждению.


Литература

Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации. Поведение. Структу­ры. Процессы. М.: Инфра-М, 2000. С. 589-600.

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. С. 227-236.

Организационное поведение: Практикум / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. СПб.: Питер, 2006. С. 174-179.


Задание 3. Исследование удовлетворенности работой. Этапы работы:

1) сформировать рабочие подгруппы по 4—6 человек;

2) выбрать теоретическую концепцию удовлетворенности работой;

3) в соответствии с теоретическим конструктом разрабо­тать опросник для изучения удовлетворенности работой;

4) при помощи разработанной методики провести эмпири­ческое исследование 20 человек;

5) оформить отчет с описанием опросника и полученных результатов.



Литература

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. С. 276-286.

Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 592-596.

Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003. С. 157-167.
Задание 4. Исследование преданности организации.

Этапы работы:

1) избрать один из теоретических подходов к изучению преданности организации;

2) в соответствии с теоретическим конструктом разрабо­тать опросник;

3) опросить не менее 12 человек в организации;

4) представить отчет с описанием методики и результатов.


Литература

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. С. 330-338.

Липатов С. А. Личность и организация / Социальная психология в совре­менном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 115—132.
ТЕМА 3. РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Задание 5. Анализ ролевых конфликтов в организации.

Этапы работы:

1) сформировать рабочие подгруппы по 4—6 человек;

2) выявить причины и типы ролевых конфликтов, с кото­рыми вам приходилось сталкиваться;

3) описать способы их преодоления;

4) результаты анализа представить к обсуждению.

Литература

ГибсонД., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации. Поведение. Структу­ры. Процессы. М.: Инфра-М, 2000. С. 295-298.

Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 473-478.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: изд-во ЛГУ, 1986. С. 33-41.
Задание 6. Выявление особенностей современных психоло­гических контрактов. Этапы работы:

1) проанализировать собственные ожидания и ожидания работодателей относительно трудового поведения;

2) в подгруппах по 4—6 человек выделить характеристики современных психологических контрактов;

3) обсудить тенденции в изменениях контрактов.


Литература

Бодди Д., Лэптоп Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999. С. 255-257.

Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. С. 447-455, 730-731.

Занковский AM. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 473-476.
ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Задание 7. Определение типа организационной структуры. Этапы работы:

1) используя стандартизированную методику, опросить двух сотрудников университета;

2) обобщить полученные результаты в группе;

3) обсудить:

а) соответствие типа оргструктуры требованиям внеш­ней среды;

б) необходимость изменения оргструктуры.


Литература

Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации. Поведение. Структу­ры. Процессы. М.: Инфра-М, 2000. С. 494-497.

Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. С. 348-365.

Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 305-307.
Задание 8. Анализ изменений коммуникаций в современ­ных организациях посредством метода номинальных групп.

Этапы работы:

1) самостоятельно в письменной форме описать возмож­ные изменения организационных коммуникаций, обусловлен­ные внедрением современных средств связи;

2) через 10 мин последовательно по одной идее представить ведущему для записи на доске;

3) провести дискуссию с целью уточнения и оценки выска­занных мнений;

4) провести тайное голосование для ранжирования выска­занных идей;

5) сформулировать групповое решение на основе матема­тической суммы отдельных голосов.
Литература

Гибсон Д., Иванцевич Д., Донел/ш Д. Организации. Поведение. Структу­ры. Процессы. М.: Инфра-М, 2000. С. 566-569.

Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. С. 291.

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. С. 573-578.
Задание 9. Оценка уровня развития потребности во власти и макиавеллизма.

Этапы работы:

1) посредством формализованных опросников оценить у себя уровень потребности во власти и макиавеллизма;

2) обсудить результаты в парах;

3) определить характер организации и менеджмента, в наи­большей мере соответствующих вашим особенностям;

4) по итогам анализа составить отчет.


Литература

Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. С. 751-752.

Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 120-127,559-560.
Задание 10. Анализ системы стимулирования в российских организациях.

Этапы работы:

1) изучить текст-ситуацию «Как мотивировать сотрудни­ков?»;

2) определить, элементы каких теорий использованы в сделанных предложениях;

3) выявить трудности реализации выдвинутых предло­жений;

4) обсудить ответы в подгруппах по 4—6 человек;

5) по итогам обсуждения составить отчет.
Литература

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. С. 243-303.

Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. С. 327-380.

Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... М.: Дело, 1998. С. 307—336.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. П. 13.

Организационное поведение: Практикум / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. СПб.: Питер, 2006. С. 54-64.


ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Задание 11. Исследование психологического климата орга­низации.

Этапы работы:

1) сформировать рабочие подгруппы по 4—6 человек;

2) разработать опросник для исследования психологичес­кого климата конкретной организации;

3) опросить 20 человек;

4) проанализировать результаты исследования по отдель­ным показателям;

5) оформить отчет.
Литература

Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005. С. 269—272.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000. С. 127-140.

Русалинова А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах // Организационная психология: Хрестоматия / Сост. Л.В. Винокуров, И.И, Скрипкж. СПб.: Питер, 2000. С. 409-421.
Задание 12. Выявление содержания организационной куль­туры на основе анализа кредо организации. Этапы работы:

1) сформировать рабочие подгруппы;

2) изучить тексты кодекса поведения консорциума «Skanska» и кредо корпорации Jonson & Jonson;

3) выявить сходство и различия в содержании организаци­онных культур указанных корпораций;

4) составить отчет.

Литература

Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... М.: Дело, 1998. С. 147-156.

Организационное поведение: Практикум / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. СПб.: Питер, 2006. С. 149-153.



Самоукина Я.В. Управление персоналом: российский опыт. СПб.: Питер, 2003. С. 49-51.
Задание 13. Диагностика организационной культуры уни­верситета.

Этапы работы:

1) сформировать рабочие подгруппы по 4—6 человек;

2) используя психологический рисунок и метод свободных описаний, охарактеризовать организационную культуру университета;

3) при помощи формализованных опросников оценить силу и национальные особенности организационной культуры университета;

4) оформить отчет и представить его к обсуждению.


Литература

Липатов С.А. Личность и организация // Социальная психология в со­временном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 115—132.

Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005. С. 290-293.

Организационное поведение: Практикум / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. СПб.: Питер, 2006. С. 210-213.



Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб: Питер, 2002. С. 139-174.
Каталог: binary
binary -> Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения
binary -> В. П. Каширин Ч. I и III; В. А. Сластенин Ч. II
binary -> Гендерная идентичность у женщин, страдающих бесплодием, в программе экстракорпорального оплодотворения
binary -> Базовые ценности населения южно-африканской республики в условиях глобальных трансформаций
binary -> «Основы преподавания экономических дисциплин»
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Темы курсовых и дипломных работ Гавриш Надежда Вадимовна Темы курсовых
binary -> Структурная модернизация системы управления предприятиями электроэнергетики россии 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница