Программа курса по методике преподавания истории представлена четырьмя основными модулями: «Цели, содержание и структура современной системы школьного обучения истории»



страница1/8
Дата20.04.2016
Размер1.16 Mb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ КУРСУ
Методика преподавания истории включена в перечень дисциплин, изучаемых студентами очного отделения исторического факультета Алтайского государственного университета по направлению «История» и специальности «История» в соответствии с действующими учебными планами. Исходя из квалификационной характеристики выпускника, бакалавр истории и тем более специалист должны получить подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности в учреждениях образования и обладать необходимыми познаниями и умениями для работы в качестве преподавателей в средних общеобразовательных школах. Важной составляющей профессионального становления студентов является освоение современной теории и практики обучения в средних общеобразовательных учебных заведениях. Это достигается в процессе изучения курса по методике преподавания истории.

Методика преподавания истории – частная дидактика истории, исследующая процесс обучения истории с целью повышения его эффективности и качества. При изучении дисциплины высшего профессионального образования используется модульная система структурного построения курса и освоения его студентами. Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы студенты под руководством преподавателя или полностью самостоятельно усвоили курс по предложенной им учебной программе. По определению П. Юцявичене: «Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей». Программа курса по методике преподавания истории представлена четырьмя основными модулями: «Цели, содержание и структура современной системы школьного обучения истории», «Организационные формы обучения истории», «Современная система средств, методов и методических приемов обучения истории», «Методика изучения отдельных элементов содержания школьных исторических курсов». Кроме основных модулей, курс начинается с вводного модуля – «Общая характеристика методики преподавания истории как дисциплины высшего профессионального образования. Построение курса, технология его изучения и контроль за усвоением». Вводный модуль и четыре основных модуля составляют структуру и содержание учебного курса. Усвоение каждого из них в предложенной взаимосвязи друг с другом дает усвоение курса в целом. Его предназначение состоит в том, чтобы через познание сущности самой дисциплины, освоение главных составляющих учебного процесса по истории подготовить студентов к включению в преподавательскую деятельность и обеспечить знание ее теоретических и практических основ применительно к средней общеобразовательной школе. Методика преподавания истории изучается в 7 семестре и предшествует педагогической практике.

Структура отдельного модуля складывается из учебных элементов (УЭ). Учебный элемент – эта структурная часть модуля, отвечающая конкретным дидактическим целям или одной цели. Исходным учебным элементом являются интегративные цели модуля. Все последующие учебные элементы отражают содержательные аспекты модуля. Каждый модуль имеет различное количество учебных элементов. Их набор определяется содержанием модуля и зависит от количества учебных часов, выделенных на его изучение. Вводный модуль по курсу методики преподавания истории состоит из четырех УЭ: объект, предмет и методы исследования методики преподавания истории; специфика методики истории как частной дидактики и широкое толкование термина «дидактика истории» зарубежными специалистами; цель и задачи изучения школьной дидактики истории на историческом факультете университета; содержание и структура курса, технология его изучения и контроль за усвоением. Первый основной модуль «Цели, содержание и структура современной системы школьного обучения истории» усваивается через семь УЭ: цели и задачи изучения истории в средней общеобразовательной школе; характеристика истории как предмета школьного обучения и современные тенденции развития школьного исторического образования; содержание школьного исторического образования; действующая структурная модель исторического образования; анализ документов, которыми должен руководствоваться учитель истории при планировании и осуществлении своей преподавательской деятельности; учебно-методическое обеспечение школьных курсов истории при ведущей роли учебника как основного книжного средства обучения; перспективное и текущее планирование учебного материала. Второй основной модуль «Организационные формы обучения истории» реализуется через три УЭ: связь организационных форм с сущностью процесса обучения; групповые формы организации учебного процесса; пути совершенствования групповых организационных форм обучения. Третий основной модуль «Современная система средств, методов и методических приемов обучения истории» структурно делится на пять УЭ: средства обучения истории; понятия «метод», «методический прием» обучения, различные подходы к классификации разнообразных способов обучения и проблема их отбора; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности школьников; методы закрепления и совершенствования знаний, умений учащихся; методы контроля, коррекции и оценки знаний, умений учащихся. Четвертый основной модуль «Методика изучения отдельных элементов содержания школьных исторических курсов» раскрывается через три УЭ: «структурно-функциональный анализ» содержания исторического материала, его смысл и назначение; методика создания конкретно-исторических представлений и изучения фактического содержания исторического материала; методика изучения теоретического содержания исторического материала.

В отличие от традиционной модульная программа обеспечивает более четкое структурное построение курса, где каждый модуль, с одной стороны, является единой целостностью, а с другой состоит из обособленных УЭ, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы учебного материала. Содержание образования и структурное построение модульной программы может свободно варьироваться, дополняться, видоизменяться, приспосабливаться к потребностям и познавательным возможностям обучающихся, а также учитывать особенности обучения бакалавров и специалистов.

Модульная программа рассчитана преимущественно на ее самостоятельное освоение и повышенный удельный вес индивидуально-обособленной работы студентов. Продуктивность изучения курса во многом зависит от умения студентов организовать свою деятельность дома, на этапе подготовки к семинарским занятиям, индивидуальным консультациям, текущему периодическому и итоговому контролю. Возможен индивидуальный график освоения методики без обязательного посещения занятий через систему индивидуальных консультаций и промежуточный контроль за результатами самостоятельной работы. Для осуществления индивидуального обучения требуется заявка от студента, утвержденный преподавателем график консультаций и своевременная сдача качественных практических разработок, а также промежуточных зачетов по каждому модулю.

В методике знание не сводится к овладению информацией, а предполагает ее переработку, переосмысление для практического использования в учебном процессе, когда студенты включаются в прогнозирование и моделирование учебных ситуаций, занимаются предварительным планированием своей преподавательской деятельности. Поэтому текущий контроль за усвоением студентами программы по методике преподавания истории включает выполнение специальных практических заданий. Для этого каждый из обучающихся в соответствии со своими интересами и предпочтениями выбирает один из годовых школьных курсов истории. В нем он выделяет или самостоятельно формирует тему – небольшой раздел школьной программы, рассчитанный на 4-5 часов изучения. На базе этого раздела выполняется большинство заданий модульной программы, когда от студента требуется практическое воплощение методических решений.

Семестровый зачет по курсу методики преподавания истории, включающий вводный и четыре основных модуля, может являться совокупным результатом текущего и периодического контроля. Текущий контроль в основном осуществляется через проверку заданий на практическое воплощение тех или иных способов профессиональной и интеллектуальной деятельности. Вне сферы предлагаемого текущего контроля оказывается вводный модуль. Упрощенный вариант текущего контроля, сводимый к групповой аналитике современных документов и учебников, определяющих основные параметры деятельности учителя при подготовке к преподаванию, частично используется при изучении первого основного модуля. Групповая аналитика и обсуждение результатов самостоятельного выполнения студентами практических заданий происходит на семинарских занятиях. Успешно работающие на семинарах студенты получают промежуточные зачеты по УЭ модулей, содержание которых становится предметом группового обсуждения или воплощается в практических разработках. Остальные имеют возможность отчитаться за проделанную самостоятельную работу по подготовке к семинарам на индивидуальных консультациях или письменно. Письменная форма отчета предусмотрена только для выполнения практических заданий. Практическая часть курса методики преподавания истории считается освоенной, если студент успешно справился со всеми заданиями по четырем основным модулям и имеет промежуточные зачеты по каждому из них. На особом положении находится пятый модуль, по которому отсутствуют семинарские занятия. Его содержание должно быть освоено студентами самостоятельно по предложенной программе. Знание теоретических аспектов курса проверяется с помощью периодического контроля. Он проводится по каждому модулю и считается успешным, если студент правильно выполнил более 50% тестовых заданий. Предусмотрено повторное тестирование тех, кто не набрал нужного количества балов. Положительные результаты тестового контроля и наличие четырех промежуточных зачетов по практической части курса дают возможность ответственно относящимся к учебе студентам получить итоговый зачет. Для остальных, а также для тех, кто выбрал индивидуально-обособленную форму изучения дисциплины, семестровый зачет проходит как защита имитационного проекта своей педагогической деятельности, в котором находят воплощение все основные составляющие модульной программы по курсу в целом. Необходимость реализации такого подхода к итоговому зачету продиктована потребностью подготовить студентов к педагогической практике, предусмотренной в 8 семестре. Свободное собеседование в конце семестра преподавателя со студентами по теоретическим аспектам курса дидактики истории рассчитано на тех, кто не справился с тестовым контролем. Как правило, защита имитационного проекта индивидуальной педагогической деятельности включает ответы студентов на вопросы преподавателя по теории методики преподавания истории.


Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Цель изучения методики преподавания истории – активное освоение студентами теоретических основ и практических умений деятельности учителя истории, способствующее формированию личностных и профессиональных качеств преподавателя, методического мышления, интереса к будущей специальности и готовности к профессии.
Задачи изучения дисциплины

  • усвоение понятийного аппарата, концептуальных и теоретических подходов к различным разделам школьной дидактики истории, составляющих фундамент учебного курса;

  • реализация накопленного за годы обучения в вузе багажа знаний по истории в преподавательской деятельности;

  • актуализация основополагающих понятий, различных теоретических взглядов из курсов педагогики (дидактики, теории воспитания), психологии для осмысления их в контексте преподавания истории;

  • овладение студентами профессионально-педагогическими умениями, среди которых особого внимания заслуживают следующие: анализ проектов концепций, стандарта, программ по истории; сравнение идеального и реального учебников истории по предложенной теоретической модели; использование методического аппарата школьного учебника для организации активной деятельности учащихся на уроках и в ходе выполнения домашних заданий; постановка педагогических целей разной масштабности (курсовые, тематические, поурочные); переработка научного материала в учебный, адекватный восприятию учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям; отбор информации из различных средств обучения к учебным занятиям; ориентация в многообразии организационных форм, методов, методических приемов обучения, их обоснованный отбор и практическое воплощение; структурное построение одного учебного занятия, исходя из типа, вида избранной организационной формы обучения; осуществление тематического и поурочного планирования учебного процесса; применение дидактических и методических систем обучения, эффективных технологий для повышения результативности учебного процесса; видение реальных учебных проблем и способов их разрешения; проектирование своей педагогической деятельности;

  • создание теоретического и практического фундамента для самообразования и развития в области школьной дидактики истории;

  • формирование методического мышления и исследовательского стиля работы при изучении школьной дидактики истории;

  • стимулирование интереса к профессии преподавателя и формирование у студентов ряда профессионально значимых личных качеств: организованность, трудолюбие, ответственность, настойчивость, активность и творческая подвижность.

    1. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения курса «Методика преподавания истории»

Методика преподавания истории имеет органическую связь с сущностью преподаваемого предмета – историей. Цели, содержание, структура школьного исторического образования формируются с опорой на историю как научную сферу деятельности. Историческое сознание, историческое мышление рассматриваются специалистами как важнейший продукт изучения истории школьниками. Введение учащихся в лабораторию ученого, знакомство с историческими открытиями, наиболее выдающимися представителями научного исторического сообщества, приобщение к различным видам исторических источников и методам работы с ними, постановка дискуссионных проблем, являются в настоящее время неотъемлемой составляющей обучения истории в школе. Научность – важнейшая регулятивная идея, положенная в основу содержания школьного исторического образования. Структура школьного предмета, распределение исторических курсов по годам обучения, внутреннее построение разделов программы базируется на научной периодизации истории. В методике преподавания истории есть целое направление изучения отдельных элементов содержания школьной истории, где идет поиск оптимальных способов усвоения учащимися различных фактов, хронологии, картографии, понятий, объективных исторических связей, мировоззренческих идей, теорий.

Методика преподавания истории – педагогическая дисциплина, опирающаяся на теорию дидактики. Дидактика помогает методике определиться в таких важнейших методологических понятиях, как объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, служит ориентиром в построении исследований и проверке их результативности. Совершенствование процесса обучения истории в школе опирается на теоретический фундамент, разработанный специалистами в области дидактики. Поэтому название «школьная дидактика истории» точнее определяет сущность дисциплины, именуемой в учебных планах «методикой преподавания истории».

Приоритет целей воспитания над целями обучения, выделение их в качестве важнейшего направления в личностно-ориентированном учебном процессе, необходимость знания арсенала способов и средств воздействия на эмоционально-ценностную сферу личности школьника в процессе изучения истории усиливает связь методики преподавания истории с теорией воспитания, освоения которой студентами происходит в курсе педагогики.

Для разработки эффективной системы педагогического воздействия на учащихся, развития восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания школьников в процессе изучения истории методика преподавания опирается на данные психологии, ее понятийный аппарат и теоретические построения. Теоретической и практической значимостью обладает анализ психологами передового педагогического опыта учителей-практиков и интерпретация ими дидактических систем обучения.



Менее выраженную связь методика преподавания истории имеет с философией и социологией. Философия помогает ориентироваться в методологии познания исторической действительности, а социология облегчает изучение личности учителя и его роли в обществе.

Модуль 1. Цели, содержание и структура современной системы школьного исторического образования


УЭ-0 ИНТЕГРАТИВНЫЕ ЦЕЛИ





  1. Рассмотреть действующую и перспективную системы исторического образования через цели, содержание, структуру. Усвоить каждый из трех элементов системы, раскрыть их взаимосвязь.

  2. Иметь четкие представления о современном понимании целей исторического образования в школе, их содержании и структуре.

  3. Выявить основные тенденции процесса изменения ведущих целей в проектах концепций и Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС), а также разобраться в существующих подходах к конструированию частных целей (задач) исторического образования.

  4. Раскрыть специфику истории как предмета школьного обучения, её отличие от истории как науки.

  5. Усвоить современное толкование понятия «содержание исторического образования» и раскрыть его взаимосвязь с проблемой целеполагания.

  6. Проанализировать различные подходы к структурированию исторического образования. Охарактеризовать современную структуру образования и связанные с ней понятия: «концентр», «предпрофильная подготовка», «профильная школа».

  7. Знать действующие стандарт, базисный учебный план и программы по истории, уметь пользоваться нормативными документами при разработке перспективного и текущего планирования.

  8. Овладеть профессиональными умениями определения перспективных и текущих целей, отбора предметного содержания к разделу программы, одному учебному часу, структурирования раздела программы.

  9. Уяснить содержание и структуру Учебно-методического комплекса (УМК) и определить место и роль в нем учебника. Разобраться с дидактическим построением, методическим аппаратом школьного учебника, уметь применять их в практических целях.




Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница