Программа курса Май, 2014 г. Предмет науки о коммуникации. Феномен и функции медиа



Скачать 56.47 Kb.
Дата24.04.2016
Размер56.47 Kb.
ТипПрограмма курса

Теория коммуникации

программа курса



Май, 2014 г.



1.

Предмет науки о коммуникации. Феномен и функции медиа.

Базовые понятия и определения. Функции медиа с позиций прагматизма, экзистенциализма и др. Невозможность медиа и неизбежность медиа. Медиа и магия. «Принцип не нейтральности» медиа. Стадии освоения медиа. Роль пользователя в развитии медиа.



2 часа

2.

Эволюция науки о коммуникации.

Модели коммуникации. Изучение коммуникации и медиа от Античности до наших дней. Технологии и Научный прогресс. Фрейд и неудобства культуры. Эрнст Капп. Маркс. Гарольд Иннис, Маклуэн и медиа-детерминизм. Американские функционалисты (Лассуэлл, Лазарсфельд). Нил Постман. Флюссер. Луман. Киттлер. Гидденс и последствия современности, Кастельс и галактика Интернет. Современные подходы: Science, Technology and Society, агентская теория, медиа-экология и д



2 часа

3.

История медиа и развитие коммуникации.

Эволюция медиа. От Альтамиры до Бэнкси. Язык. Неолитическая революция. Письменность. От пиктограммы до смайла. Инфраструктура. Архитектура. Почтовое сообщение. Карты. Великое переселение народов. Тёмные века. Географические открытия. Несвоевременные технологии. Оптические медиа. Книгопечатание. СМИ. Электричество. Электроника. Эволюция общественного пространства. Абстрактные системы. Интернет.



2 часа

4.

Медиа и познание.

Принцип искажения информации и роль наблюдателя. Кот Шрёдингера. Карта не территория. "Воображаемые сообщества" Андерсона. Теорема Томаса, самосбывающиеся пророчества и проектирующая функция медиа. Новые медиа и "пузыри фильтров" Паризера. "Не нейтральность" больших данных. Самореференция и инореференция масс-медиа. "Двойная герменевтика" Гидденса и рефлексивная модернизация. Текст и гипертекст как модели познания и социальной коммуникации.



2 часа

5.

Медиа и общество.

Коммуникация и власть. Новые медиа и новые возможности. "Восстания лайков". Рефлексирующие сообщества Мануэля Кастельса. Тирания прозрачности. Сообщество, сеть, толпа. "Anonymous" как идеология. Медиа в политике, экономике, науке. Эмансипация и маргинализация. Социальная структура («Креативный класс», Bobo, средний класс и т.д.) как продукт медиа. Массовое общество, сегментация и специализация. «Цифровая пропасть» и новые пролетарии.



2 часа

6.

Медиа и личность.

Медиа - расширения человека. Вторая сигнальная система, воображение, абстрактное мышление. Рефлексия. Внутренний диалог. Эмоционально-волевая регуляция. Медиа как условие самоидентификации. Медиа как инструмент обособления и сопричастности. Информационная перегрузка. "Many-to-many communication" и "mass self-communication". Сираноид и синтетическая личность. Тело как медиа.



2 часа

7.

Медиа, искусство и культура.

Медиа и культура. Художественная культура и искусство. "Макдональдизация" и культурное разнообразие в условиях глобализации. Высокая и низкая культура. Массовая культура. Контркультура. Медиа и власть. «Чувство прекрасного» как фактор социального порядка. Кич как мечта о социальном равенстве.



2 часа

8.

Миф и социальная коммуникация

Миф как «самая напряжённая и истинная реальность». Фрейд, Юнг, Лосев, Элиаде, Барт и др. Феномен и функции мифа в коммуникации и культуре



2 часа

9.

Архетипы, прототипы, мир идей в социальной коммуникации.

Феномен архетипа в искусстве, культуре, политике и повседневности.



2 часа

10.

Игра и социальная коммуникация.

Хёйзинга и Homo Ludens, Берн и социальные игры, игра как культурообразующий феномен.



2 часа

11.

Гиперреальность и массовая коммуникация.

Ги Дебор и Общество спектакля. Жан Бодрийяр и симуляция реальности. Гиперреальность как продукт медиа



2 часа

12.

Коммуникация в малой группе.

Влияние, подчинение, консенсус, конфликт, сотрудничество, ответственность, лидерство, корпоративная культура и др.



2 часа

13.

Межкультурная коммуникация.

Социальная и культурная антропология. Теории межкультурной коммуникации. Глобализация и локализация.



2 часа

14.

Коммуникация и гендерные исследования.

Феминизм, коммуникация между мужчинами и женщинами.



2 часа

15.

Медиа будущего.

Интернет вещей. Большие данные. Изучение будущего как результат технического прогресса. 3D-принтеры, Google Glass и «растворение» технологий в окружающих объектах. «Технологическая эволюция» человека и трансгуманизм.



2 часа

Литература по курсу

Обязательная:

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросвет, КДУ, 2011

3. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. – Тула, 2013

4. Винер, Норберт. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. – М.: Наука, 1983

5. Гидденс, Э. Последствия современности. – М.: Праксис, 2011

6. Дик, Ф. Мечтают ли андроиды об электрических овцах? – М.: Кириллица, 1992

7. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.:

ЛКИ, 2007.

8. Кукьер, Кеннет Нил. Майер-Шёнбергер, Виктор. Большие данные. Как они меняют наши представления о мире. Россия в глобальной политике, 29 июня 2013.

http://www.globalaffairs.ru/number/Bolshie-dannye--16038

(http://www.foreignaffairs.com/articles/139104/kenneth-neil-cukier-and-viktor-mayer-schoenberger/the-rise-of-big-data)

9. Куле, К. СМИ в Древней Греции. Сочинения, речи, разыскания, путешествия. – М.: Новое литературное обозрение, 2004.

10.Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. – М.: Фонд «Мир», Академический проект, 2005

11.Маклюэн, М. Понимание Медиа. – М.: Кучково поле, 2011.

12.Флюссер, В. О проецировании. / ХОРА. № 3/4 (9/10), 2009. с. 65-76.

13.Хабермас, Ю. Техника и наука как идеология. – М.: Праксис, 2007.

14.Шелли, М. Франкенштейн. – М.: Азбука-классика, 2011

15.Юнг К.-Г. Человек и его символы. – М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2012.

16.Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Ред. П. Бергер, С. Хантингтон. М.: Аспект Пресс, 2004



Дополнительная:

1. Брэдбери, Р. 451 градус по Фаренгейту. – М.: Римис, 2011

2. Гру, Дж. де. Сопереживание и участие. Популярные истории. 23.09.2012. http://gefter.ru/archive/6239 (Rethinking History. Vol. 10. No. 3. September 2006. P. 391–413)

3. Дебор, Ги. Общество спектакля. – М.: Логос, 2000.

4. Жижек, С. О насилии. – М.: Европа, 2010

105. Киттлер, Ф. Оптические медиа. – М.: Логос, Гнозис, 2009.

6. Кляйн, Н. No Logo. Люди против брендов. – М.: Добрая книга, 2012.

7. Кундера, М. Нарушенные завещания. – М.: Азбука-классика, 2008

8. Ланир, Дж. Вы не гаджет. Манифест. – М.: Астрель, Corpus, 2011.

9. Луман, Н. Реальность массмедиа. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2012

10.Оруэлл, Дж. 1984. – М.: Азбука-классика, 2005

11.Павич, М. Хазарский словарь. – М.: Петроглиф, 2013

12.Пелевин, В. Generation П. – М.: Вагриус, 1999

13.Паризер, Эли. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. (http://www.thefilterbubble.com).

14.Разлогов К.Э. Искусство экрана. От синематографа до Интернета. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010

15.Сибрук, Дж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры. – М.: Ад Маргинем, 2012.

16.Тоффлер, Элвин. Третья волна. – М.: АСТ, 2010

17.Тоффлер, Эл. Шок будущего. – М.: АСТ, 2008

18.Фрейд, З. Неудобства культуры. – М.: Азбука-Аттикус, 2012.

19.Фрейд, З. Тотем и табу. – М.: Азбука, 2012.

20.Хаксли, О. О дивный, новый мир. – М.: Азбука-классика, 2000.

21.Хиз, Дж., Поттер, Эн. Бунт на продажу. – М.: Добрая книга, 2007.

22.Ширки, Кл. Включи мозги. Свободное время в эпоху Интернета

(Cognitive Surplus: Creativity and Generosity in a Connected Age). – М.: Карьера Пресс, 2012.

23.Ashton, Kevin. That ‘Internet of Things’ Thing. In the real world, things matter more than ideas. RFID Journal, 22 June 2009. (http://www.rfidjournal.com/articles/view?4986)

24.Byrne, David (2012). How Music Works. McSweeney's.

25.Castells, Manuel (2009). Communication Power. Oxford/New York, Oxford University Press.

26.Craig, Robert T. (1999). Communication Theory as a Field.

27.Evans, Dave. The Internet of Things. How the Next Evolution of the Internet Is Changing Everything. Cisco White Paper. Cisco Systems, 11 April 2011. (http://www.cisco.com/web/about/ac79/docs/innov/IoT_IBSG_0411FINAL.pdf)

28.Fukuyama, Francis (September/October 2004). "The world's most dangerous ideas: transhumanism". Foreign Policy (144): 42–43. http://www.foreignpolicy.com/articles/2004/09/01/transhumanism

29.Gladwell, Malcolm (2010). Small Change. Why the revolution will not be tweeted. The New Yorker. Oct. 4, 2010. http://www.newyorker.com/reporting/2010/10/04/101004fa_fact_gladwell (http://www.gladwell.com/pdf/twitter.pdf)

1130.Granovetter, Mark S. (1973). The Strength of Weak Ties. The American Journal of Sociology, Volume 78, Issue 6, May, 1973, 1360-1380 http://sociology.stanford.edu/people/mgranovetter/documents/granstrengthweakties.pdf

31.Granovetter, Mark S. (1983). "The Strength of Weak Ties: A Network Theory Revisited". Sociological Theory 1: 201–233. 1983

32.Habermas, Jürgen (1962 trans 1989) The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society, Polity, Cambridge.

33.Hall, Edward T. (1976). Beyond Culture.

34.King, David (1997). The Commissar Vanishes: The Falsification of Photographs and Art in Stalin's Russia. Metropolitan Books.

35.Postman, Neil (1985). Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. USA: Penguin

36.Prensky, Marc (2001). Digital Natives, Digital Immigrants. Part I http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf

37.Prensky, Marc (2001). Digital Natives, Digital Immigrants. Part II. Do They Really Think Differently? http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part2.pdf

38.Shirky, Clay. The Political Power of Social Media / Foreign Affairs. – Council on Foreign Relations, January/February 2011. (http://www.foreignaffairs.com/articles/67038/clay-shirky/the-political-power-of-social-media).

39.Weinberger, David (2012). Too Big to Know: Rethinking Knowledge Now That the Facts Aren't the Facts, Experts Are Everywhere, and the Smartest Person in the Room Is the Room. New York: Basic Books.

40.Raw Data Is an Oxymoron. Ed. by Gitelman, Lisa. MIT Press, 2013.



Фильмы:

⋅ All the President's Men, 1976

⋅ Catfish, 2010

⋅ Death of a President, 2006

⋅ The Ides of March, 2011

⋅ InRealLife, 2013

⋅ Helvetica, 2007

⋅ The Master, 2012

⋅ Network, 1976

⋅ Thirteen Days, 2000

⋅ Wag the Dog, 1997


Интернет-ресурсы:

⋅ http://technologyreview.com

⋅ http://www.ted.com

⋅ http://wikileaks.org

⋅ http://wikipedia.org

⋅ http://www.wired.com






Каталог: media -> courses -> courseteaching
media -> Образовательный стандарт высшего образования Алтгту система воспитания студентов
media -> Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С. Ф. Жилкин [и др.]; авт ред. А. В. Князева; Тольяттинский гос ун-т. Тольятти, 2007. 375 с. 100 экз
media -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»
media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
courseteaching -> Учебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор развития современного общества Москва 2014 г
courseteaching -> Программа дисциплины современное естествознание для направления подготовки 030900 «Юриспруденция» 4 семестр обучения
courses -> Шифр учебной дисциплины
courses -> Учебной дисциплины наименование дисциплины Геология полезных ископаемых Рекомендуется для направления подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница